Рабочая группа Госдумы решила смягчить ряд положений законопроекта "О персональных данных". Пойдя навстречу пожеланиям президента и требованиям религиозной общественности, депутаты предложили изъять из проекта статью о "государственном регистре населения", а также отказаться от "уникального и постоянного идентификатора персональных данных".
Положение о госрегистре будет выделено в отдельный закон, который потребует дополнительного обсуждения. По отношению к идентификатору данных решено не употреблять определения "уникальный и постоянный". Какой вид будет иметь статья об "идентификаторе", выяснится лишь после заседания комитета по конституционному законодательству. Но, как отмечает "Коммерсант", приверженцы религиозной оценки проекта остались довольны проведенной работой. Поэтому, видимо, Владимир Плигин, завершая дискуссию, отметил,
что законопроект теперь учитывает "идеалистическую картину мира, которая несовместима с информационными технологиями". Представители КПРФ по-прежнему убеждены, что закон противоречит Конституции.
Накануне обсуждения законопроекта Русская православная церковь сделала заявление о неприемлемости вживления электронных чипов-идентификаторов личности в человеческое тело и о необходимости предусмотреть законом альтернативу электронным идентификаторам.
Как отмечает "Газета", предложенная Владимиром Путиным идея отдельного законопроекта о персональных идентификаторах и госрегистре может вызвать нежелательный резонанс в Совете Европы.
"Похоже, власти хотят побыстрее выполнить международные обязательства по ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, - сказал "Газете" глава исследовательского фонда "Индем" Георгий Сатаров. - Но вычленять из пакета документов законопроект, например, о госрегистре - значит вступать в противоречие с конвенцией". Сатаров опасается, что часть положений конвенции может быть принята в виде подзаконных актов правительства, а
не федеральных законов.
Наиболее активным противником государственного регистра и персональных идентификаторов является зампредседателя комитета по законодательству Александр Чуев ("Родина"). Как сообщают "Новые известия", в ходе заседания рабочей группы он выступал за полную отмену этих положений. Однако главе комитета Владимиру Плигину удалось настоять на необходимости рассмотреть вопрос о регистре в рамках обсуждения отдельного законопроекта. Он подчеркнул, что "все равно ведь считать и учитывать будем не де-юре,
так де-факто". Поэтому нужно решать, как это делать. "Или это будет как в Голландии, где учет персональных данных прописывает отдельный закон, - сказал Плигин. - Или по германской системе, где создание единой базы данных находится под запретом, а все решается под конкретные цели на местном уровне".
"Экономическая и философская газета" опубликовала критические статьи о проекте закона "О персональных данных". В редакционной статье подчеркивается, что "закон, как, впрочем, и вся Европейская конвенция, проникнут понятной, трогательно-либеральной, но, увы, несколько архаической заботой об интересах личности в ее противостоянии с государством. Но наглухо молчит (вместе с конвенцией) об угрозах сегодняшнего дня, об угрозах нашего быстро глобализирующегося мира, в котором личность все чаще и
чаще остается один на один с религиозными системами или такими международными монстрами, как, например, "Кока-Кола", "Эксон" или Газпром"".
Председатель комитета ГД по природным ресурсам и природопользованию академик РАСХН Владимир Кашин более резко в своих оценках. Он заявляет о негативном отношении общества к законопроекту, подготовленному Министерством связи, которое в данном случае действует в собственных, а не общественных интересах.
Министр связи Леонид Рейман в ходе прямой линии с читателями "МК" пояснил общественный смысл закона и подчеркнул, что законопроект "О персональных данных" не предусматривает создание единой базы данных с обязательным предоставлением гражданами информации личного характера. Напротив, закон направлен на защиту человека от бесконтрольного сбора и использования личных сведений и предусматривает особый повышенный режим охраны и защиты этих данных.