Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон "О рекламе", вводящий ряд ограничений для рекламного рынка. Закон был принят Госдумой 22 февраля 2006 года и одобрен Советом Федерации 3 марта. Федеральный закон в новой редакции ужесточает требования к рекламе на телевидении, содержит новые нормы в отношении наружной рекламы и установки рекламных конструкций, рекламы финансовых услуг, игр и пари, а равно в отношении рекламы на транспортных средствах.
Законом более четко регламентируется реклама алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. Усиливается защита прав несовершеннолетних при распространении рекламной информации.
Вопреки надеждам участников рекламного рынка, в ходе обсуждения закона в Совете Федерации никаких смягчающих изменений документ не претерпел. Напротив, сенаторы решили внести в закон еще две ужесточающих его поправки, сообщает газета "Бизнес". Во-первых, законодатели обяжут телеканалы тратить доходы от рекламы во время детских программ на производство только детских передач. Во-вторых, сенаторы решили дополнительно уменьшить рекламу на автотрассах.
Как отмечают "Ведомости", новый закон "О рекламе" вступит в силу без всяких изменений, на которые так надеялось медиасообщество. Самые неприятные поправки - сокращение рекламных пауз на телевидении и запрет спонсорства спортивных мероприятий пивными компаниями - остались.
Пивовары надеются на чудо. "Мы рассчитываем, что нам удастся оперативно внести поправки в принятый закон, позволяющие пивоварам спонсировать спортивные мероприятия", - говорит глава Союза пивоваров Вячеслав Мамонтов.
Телевизионщики реалистичны. Лидеры рынка телевизионной рекламы уже готовят новые прайс-листы. Многим телеканалам к тому же придется практически полностью менять структуру рекламных блоков.
Однако СМИ отмечают и положительные стороны нового закона для российской рекламной индустрии. По оценке "Коммерсанта", даже в своем сегодняшнем виде законопроект способен сыграть на руку некоторым участникам рынка.
В частности, будет решена проблема дефицита рекламного времени, так как многие производители в новых условиях просто откажутся от телевизионной рекламы. Благодаря сокращению продолжительности рекламного блока повысится эффективность телерекламы. Участники рынка также ожидают, что вырастет и еще один немаловажный для них показатель - лояльность к телерекламе.
Наряду с рекламистами от сокращения объемов телерекламы выигрывают два федеральных телеканала, контролируемые государством, - "Первый" и "Россия", чьи рекламные объемы сегодня незначительно превышают нормы, прописанные в новом законе.
Извлечь свою выгоду из сокращения объемов рекламы на ТВ рассчитывают региональные, а также спутниковые и кабельные вещатели. К ним перейдет часть рекламодателей центральных телеканалов.
О том, что новый закон работает на них, заявляют и участники рынка наружной рекламы. Более детальные федеральные требования ограничат местные власти в принятии нормативных документов регионального масштаба.
После того как закон "О рекламе" был подписан президентом, рекламисты заговорили о том, что в стране может появиться новый сегмент рекламной индустрии – рынок социальной рекламы. Новый закон разрешает размещать в социальной рекламе логотипы спонсоров, что до сих пор было категорически запрещено.
Впрочем, по мнению главы Роспечати Михаила Сеславинского, закон пока не создает эффективных возможностей для социальной рекламы. За увеличение объема социальной рекламы высказался Патриарх Алексий.
"Коммерсант" опубликовал интервью с президентом группы маркетинговых коммуникаций АДВ Дмитрием Коробковым, который уверен, что "в целом закон дает абсолютно позитивный импульс рекламному рынку России. Объективно говоря, рекламы действительно очень много во всех СМИ. Ее ненормально много на телевидении, ее слишком много на улицах Москвы. Всем понятно, что ее должно быть меньше. Поэтому те сокращения, которые были приняты, объективно обоснованы".
Однако большинство участников медиа-рынка придерживаются более пессимистической точки зрения. Так, в интервью "Ведомостям" президент STS Media (каналы СТС и "Домашний") Александр Роднянский отметил, что новый закон о рекламе выгоден только государственным каналам. А частные телеканалы пострадают от сокращения рекламных доходов. По оценке А. Роднянского, новый закон не справился с основной декларировавшейся задачей - права рядовых граждан, телезрителей не будут защищены в полной мере, так как
подорожание телевизионной рекламы приведет к росту цен на товары. В то же время закон усложнит развитие медиа-рынка.
О негативных последствиях нового закона пишут и "Московские новости" подчеркивая, что главным следствием новых норм станет удорожание телевизионной рекламы, за что в конечном итоге будет расплачиваться потребитель.
После третьего чтения закона Фонд "Общественное мнение" провел опрос об отношении телезрителей к рекламным паузам. Большая часть зрителей, как и следовало ожидать, о сокращении рекламного времени не сожалеет. 88% респондентов к ограничению рекламных пауз относятся положительно. "Российская газета" отмечает, что бороться за оставшееся рекламное время, скорее всего, смогут только крупные международные корпорации. Отечественные рекламодатели будут вынуждены размещать свою рекламу в других СМИ
либо проводить скрытую рекламу в телепередачах.
Медиасообщество разработало и направило в правительство рекомендации по улучшению положения дел на рынке СМИ. Как сообщает "Газета", среди них - меры по предотвращению "антирекламного террора". Рекомендации подготовлены по итогам межотраслевой конференции по развитию медиарынка, прошедшей 1 марта. Обсуждая новый закон о рекламе, участники конференции пришли к выводу, что в результате уменьшения рекламных доходов региональные СМИ, не субсидируемые местными властями, могут просто прекратить существование.
В этой связи медиасообщество намерено обратиться в Минфин с предложением рассмотреть, и как можно скорее, вопрос об оказании финансовой поддержки региональным СМИ на конкурсной основе. Чтобы избежать передела медийного рынка и не допустить борьбы чиновников с рекламой как таковой, Роспечати порекомендовали наладить мониторинг динамики процессов на рынке.