Глобальный Инновационный Гиперпортал

НАЙТИ И ОБЕЗВРЕДИТЬ

19.09.2016 здравоохранение, тромбоэмболия, тромбоз, тромб, кровеносный сосуд, диагностика, лечение

Учёные научились искать тромбы в кровеносных сосудах при помощи нового метода диагностики — с помощью лазера и ультразвука. А для лечения тромбов создали магнитоуправляемый препарат.

Тромбоэмболия — перемещение тромбов в потоке крови. В норме сгустки образуются для остановки кровотечения, однако тромб может оторваться от стенки сосуда, поплыть с током крови и закупорить кровеносный сосуд, что нарушает кровообращение и может привести к отмиранию тканей, органов и даже к смерти.

Учёные из США и России успешно обнаружили тромбы в кровеносных сосудах при помощи нового метода диагностики — с помощью лазера и ультразвука. Результаты исследования были опубликованы в журнале PLOS One.

Современные методы диагностики тромбов не точны, они не обнаруживают мелкие тромбы, как результат — из-за несовершенной диагностики умирают около 5–10% больных. Для обнаружения тромбов исследователи решили использовать потенциально более точный метод — фотоакустическую проточную цитометрию.

Принцип этого метода заключается в следующем: кровеносные сосуды облучают лазером, кровь нагревается и тепловое расширение вызывает появление ультразвука, который улавливает сенсор. Компьютер анализирует сигнал, полученный акустическим сенсором, и рисует график. Ровный ток крови издаёт ровный фоновый ультразвуковой шум, а сгустки крови (тромбы) звучат иначе и на графике выглядят как пики.

Новый метод позволит отслеживать динамику появления тромбов во время медицинских процедур и послеоперационного периода, а в будущем он поможет предотвратить смертельные тромбоэмболические осложнения на ранних стадиях.

В свою очередь группа российских учёных предложила удалять тромбы с помощью препарата, который притягивается к ним магнитом. По мнению разработчиков их метод можно применять не только для лечения, но и для профилактики. Статья с результатами исследования опубликована в научном журнале Scientific Reports.

Химики Университета ИТМО совместно с медиками Санкт-петербургской городской Мариинской больницей разработали магнитоуправляемый препарат для лечения тромбоза на основе магнетитовой матрицы с заключённым внутрь ферментом. Раствор наночастиц препарата фокусируют в месте образования тромба с помощью магнитного поля.

В России причина 6 из 10 смертей — инфаркт или инсульт, два наиболее опасных состояния, связанных с закупоркой сосудов. Чтобы ткани не погибли без притока крови, нужно быстро, за 3–4,5 часа, растворить тромб, то есть провести тромболизис.

Чтобы растворить тромб, пациенту внутривенно вводят специальные белки-тромболитики. Препараты вводят в больших дозах в расчёте, т. к. лишь их малая часть, в конечном итоге, попадёт к тромбу. Белки быстро распределяются по всей кровеносной системе, провоцируя иммунный ответ организма. В результате ухудшается самочувствие пациента и снижается эффективность тромболитика.

«Мы бьём из пушки по воробьям, — говорит Иван Дуданов, член-корреспондент РАН, руководитель регионального сосудистого центра Мариинской больницы. — Растворяя маленький тромб, который закупорил сосуд диаметром всего 1–2 мм, тромболитик негативно воздействует на всю сеть кровеносных сосудов пациента. Поэтому мы решили разработать способ локальной доставки препарата, позволяющий многократно снизить дозу фермента в расчёте на то, что весь лечебный эффект придётся только на тромб».

Новый материал состоит из пористой оболочки на основе магнитного железняка, или магнетита, и заключённого в неё белка-тромболитика, урокиназы. Растворы наночастиц таких композитов вводят внутривенно, а потом с помощью магнитного поля направляют к месту образования тромба.

Такой тромболитик, по словам учёных, подходит не только для лечения тромбоза, но и для профилактики: композитом можно покрывать искусственные сосуды, чтобы они не закупоривались. Чтобы очистить сосуды ещё до образования тромбов, препарат можно будет вводить в малых дозах — магнетитовый каркас защищает белок внутри композита от дезактивирующих веществ, и белок работает долго.

«Обычно при разработке подобных материалов для достижения пролонгированного эффекта белок помещают в полимерную матрицу, из которой он постепенно высвобождается, и через некоторое время препарат превращается в пустышку, — рассказывает Андрей Дроздов, первый автор работы и сотрудник Международной лаборатории растворной химии передовых материалов и технологий ИТМО. — Мы же экспериментально показали, что фермент в композите не теряет свои терапевтические свойства даже при многократном использовании, работая очень долго. По скорости растворения тромба новый композит также превосходит незащищённые ферменты более чем в 4 000 раз».

В этой же лаборатории разрабатывают и другие материалы для профилактики тромбоза. Так, в 2015 г. питерские учёные создали композит на основе наностержней оксида алюминия, в оболочку которых тоже была заключена урокиназа. Средство учёные предлагают использовать для покрытия искусственных сосудистых имплантатов.