Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИноСМИ: взгляд на Россию

  Все выпуски  

ИноСМИ: взгляд на Россию


ИноСМИ: взгляд на Россию

 

Собаки спущены

Собаки спущены

Национализм и репрессии. Кремль завершает поворот

Россия нацелилась на Грузию

Путин вышел из себя

Наш провал на европейском Востоке

Будет ли война на Кавказе?

Холодная война, горячие головы

Европа и Россия: путь к энергетическому альянсу

Россия и Германия в современном мире: Общие вызовы и общие ответы

Выбор и Секреты Мобильных Телефонов

Три вопроса к Винсену Жоверу

- Насколько популярна была Анна Политковская среди российского населения?

- Она пользовалась популярностью среди оппозиционной режиму Путина и пытающейся найти пути решения чеченского вопроса интеллигенции. Среднестатистический российский гражданин практически не имел возможности услышать ее, поскольку у нее не было доступа в российские СМИ, которые находятся под полным контролем государства. Она никогда не появлялась ни на телевидении, ни на радио. Единственным средством общения с читателем была для нее 'Новая газета'.

Однако москвичи прислушивались к ее статьям, ведь они чувствуют, что с сегодняшним режимом происходит что-то не то. Анна Политковская была совестью нации, она боролась с несправедливостью российского режима - с экономическим неравенством, коррупцией, была рупором всех обиженных и притесняемых.

- Какая сейчас атмосфера в России?

- Весьма печальная, тлетворная обстановка. Убийство Политковской было совершено в разгар кризиса в отношениях с Грузией и вспышки ненависти к кавказцам. Их тут же заклеймили позором и начали проводить против них различные силовые операции.

Путин и его правительство очень боятся 'оранжевой революции', которая может начаться на улице, а еще они боятся назначенных на следующий год выборов, поэтому ищут козлов отпущения и называют кавказцев внутренними врагами. Путин заявляет, что Россию нужно очистить от грузин, но он готов спустить свору собак и на оппозицию. Убийство Политковской очень многое говорит о той атмосфере, которая царит сейчас в России.

- Каковы последствия этого убийства для Чечни, как мы теперь будем получать информацию оттуда?

- В Чечне будут продолжаться пытки и прочие темные делишки, и никто не будет об этом знать. Сейчас в Чечне почти не осталось российских, а тем более западных журналистов. Во всяком случае, те, кто там работает, не являются независимыми. Некоторые журналисты все же приезжают туда, но они показывают события с точки зрения российской армии. Официальная позиция России по чеченскому вопросу такова: 'Все хорошо, война окончена'.

Реконструкция действительно началась, но проблемы остались, и порядок все еще наводят бандиты, стоящие во главе вооруженных формирований. Кстати, Политковскую убили в день рождения Путина, спустя несколько дней после дня рождения Рамзана Ахмадовича Кадырова, бандита и одновременно стоящего на российских позициях премьер-министра Чечни. 5 октября ему исполнилось 30 лет и по чеченским законам теперь он может стать президентом республики.

Однако убийство Политковской не выведет чеченский вопрос на первые полосы газет. В России на самом деле есть цензура со стороны властей, а независимые газеты слишком боятся реакции Путина. Российских националистов такое положение дел устраивает, всех остальных - не очень. В воскресенье в Москве прошел митинг против российской политики по грузинскому вопросу. Никто не сомневается в том, что убийство Анны Политковской будет сейчас у всех на устах.

Интервью взял Бенжамен Ремон (Benjamin Rémond)

09 октября 2006 ("Le Nouvel Observateur", Франция)

Наталья Богданова
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 09 октября 2006, 18:03
Оригинал публикации: "Les chiens sont laches"
 

 

Национализм и репрессии. Кремль завершает поворот

Собаки спущены

Национализм и репрессии. Кремль завершает поворот

Россия нацелилась на Грузию

Путин вышел из себя

Наш провал на европейском Востоке

Будет ли война на Кавказе?

Холодная война, горячие головы

Европа и Россия: путь к энергетическому альянсу

Россия и Германия в современном мире: Общие вызовы и общие ответы

Выбор и Секреты Мобильных Телефонов

Вместе с Политковской уничтожены последние остатки страсти к истине, вдохновлявшей прессу в последние советские годы

В одном мы можем быть уверены: это убийство не было спровоцировано эмоциями. Анну Политковскую, расстрелянную вчера из пистолета в московском лифте, убил не ревнивый муж, - причиной смерти стало ее представление о журналистике. Волосы с проседью, высокая, худая, непреклонная, она была единственной в России журналисткой, никогда не отступавшей перед опасностями, которые влечет за собой расследование войны, ведущейся Владимиром Путиным в Чечне.

Женщина редкого мужества, Анна Политковская всегда обличала все - пытки, изнасилования, массовые убийства, повседневный терроризм - она воплощала собой последние остатки той лихорадочной страсти к истине, которая овладела российскими журналами и газетами в последние годы советского режима.

Ее смерть - это знак.

Россия вернулась к авторитаризму; не к коммунизму, но к полицейской диктатуре бывшего шпиона КГБ, жестокого и, к несчастью, очень популярного. Россия любит этого специалиста по дзюдо с глазами, голубыми, как сталь. Почему? Часто говорят, что это рок, что русским не дорога демократия. Но давайте посмотрим, что проделал Владимир Путин. За полгода до своего падения Михаил Горбачев ездил умолять 'большую семерку' - самые богатые страны мира - помочь ему выправить российскую экономику. Он был принят холодно. Человека, у которого хватило мужества дать странам, аннексированным Сталиным, возможность двигаться в сторону свободы; человек, который перевернул мир, решив установить в СССР 'правовое государство', был выставлен за дверь, подобно нищему.

За ним наступил черед Бориса Ельцина, который согласился на массовую приватизацию российской промышленности. Прошло совсем немного времени - и все было выставлено на продажу, но поскольку в стране не было ни фамильных состояний, ни биржи, ни частного сектора, все скупили 'аппаратчики' из прошлого. За несколько месяцев люди, которые были в России администраторами, стали ее владельцами. Речь идет о крупнейшем в истории вооруженном грабеже, о триумфе черного рынка и коррупции, но великие демократии встречают его бурными аплодисментами. Вместо того чтобы обличать этот организованный грабеж, мы приветствовали его как триумф рыночной экономики, что привело к тому, что русские его возненавидели. Хуже того - мы называли 'демократией' режим, который развивался, основываясь на таких вот предпосылках, и таким образом вызвали у русских отвращение к себе. А когда Ельцин оказался замешан в скандалах до такой степени, что ему пришлось передать власть одному из своих людей - Владимиру Путину, который пообещал, что не будет его преследовать, - Россия уже созрела для режима. Путину, мастеру дзюдо, совершенно не сложно соблазнить россиян, пообещать им остановить воров и - самое главное - не дать России отступить ни на один квадратный сантиметр.

Нет никакой случайности в том, что убитая журналистка - та единственная, кто поставил себе задачу и считал своим долгом обличать все злоупотребления, которым подвергались чеченцы. Национальный вопрос превратился в России в центральную проблему, потому что, потеряв империю и поверив в то, что таким образом страна сможет присоединиться к западным демократиям и их процветанию, Россия почувствовала себя жертвой обмана и издевательства. Раздавив Чечню, Владимир Путин ответил на чаяния населения. И теперь, организуя блокаду Грузии и охоту на грузин на улицах Москвы, он не вызывает никакой шумихи, потому что русские больше не хотят расставаться с тем, что им изначально принадлежало.

Анна Политковская не встраивалась в этот национализм, столь же объяснимый, сколь пугающий и жестокий. Она по-прежнему настаивала на том, что будущее России - в законности, и верила в это. Она была оппозиционеркой по определению. Занозой, мешавшей работе гигантской машины, созданной, чтобы повернуть время вспять. И она умерла за это, как умирают осенью последние цветы весны.

Бернар Гуэтта (Bernard Guetta), 09 октября 2006 ("La Repubblica", Италия)

Опубликовано на сайте inosmi.ru: 09 октября 2006, 11:36
 

 

Россия нацелилась на Грузию

Собаки спущены

Национализм и репрессии. Кремль завершает поворот

Россия нацелилась на Грузию

Путин вышел из себя

Наш провал на европейском Востоке

Будет ли война на Кавказе?

Холодная война, горячие головы

Европа и Россия: путь к энергетическому альянсу

Россия и Германия в современном мире: Общие вызовы и общие ответы

Выбор и Секреты Мобильных Телефонов

В интересах как США, так и Грузии приложить максимум усилий для восстановления разрушенных отношений Тбилиси со своим грозным соседом

Возмущенная арестом в прошлом месяце в Грузии четырех офицеров российских вооруженных сил, которых обвинили в шпионаже, Москва ввела против этой страны санкции и прекратила с ней воздушное, железнодорожное и автомобильное сообщение, что может парализовать экономику этой маленькой страны. Реакция президента Владимира Путина - явная попытка восстановить влияние России в постсоветской Грузии. Российский лидер не откликнулся на призывы мирового сообщества об отмене санкций, и вместо этого призвал Запад добиваться "фундаментальных изменений" в "безответственной" политике грузинского руководства.

Российские официальные лица считают эти аресты провокацией со стороны грузинского правительства Михаила Саакашвили. Совершенно очевидно, что Москва раздосадована усиливающейся независимостью и прозападной ориентацией таких стран, как Грузия. Намеченный на ноябрь референдум по вопросу независимости Южной Осетии, одного из двух отколовшихся в 90-е годы от Грузии регионов, может еще больше усилить напряженность между Москвой и Тбилиси.

Грузия, со своей стороны, далеко не дипломатична в отношениях с восточным соседом. Президент Путин, который публично сожалел о распаде Советского Союза, очень чувствительно относится к заявлениям об утрате Россией статуса сверхдержавы, а Саакашвили не упускает возможности, чтобы не уколоть в этом плане российского лидера. Однако более ответственно себя вести должна в первую очередь Россия, которая, как справедливо сказал грузинский президент, хочет "видеть Грузию на коленях и запуганной". А Вашингтон должен разъяснить Саакашвили важность осмотрительности.

Если нынешние санкции сохранятся, Грузия намерена заблокировать вступление России во Всемирную торговую организацию - несмотря на поддержку такого вступления со стороны Вашингтона. Вашингтон оказал на Саакашвили дипломатическое давление, чтобы тот передал заподозренных в шпионаже российских офицеров Бельгии, возглавляющей в настоящее время Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, вместо того, чтобы судить их в Грузии. Однако, продолжая вводить санкции, Путин уничтожил все надежды на то, что американская дипломатия нормализует обстановку. А затем он предупредил Буша, чтобы тот перестал поддерживать Грузию.

Однако Вашингтон продолжает оказывать Грузии поддержку, и будет делать это впредь. Путин понимает, что Соединенные Штаты Америки выступают против запугивания Россией своих демократических соседей. Но, в конечном счете, в интересах как США, так и Грузии приложить максимум усилий для восстановления разрушенных отношений Тбилиси со своим грозным соседом.

Редакционная статья, 09 октября 2006 ("The Washington Times", США)

Евгений Еремин, ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 09 октября 2006, 11:50
Оригинал публикации: Russia targets Georgia

 

 

Путин вышел из себя

Собаки спущены

Национализм и репрессии. Кремль завершает поворот

Россия нацелилась на Грузию

Путин вышел из себя

Наш провал на европейском Востоке

Будет ли война на Кавказе?

Холодная война, горячие головы

Европа и Россия: путь к энергетическому альянсу

Россия и Германия в современном мире: Общие вызовы и общие ответы

Выбор и Секреты Мобильных Телефонов

Президент Владимир Путин бурно отреагировал на арест в Грузии четырех офицеров российской разведки за шпионаж. Его гнев вызвало не только это последнее унижение - когда президент Грузии Михаил Саакашвили вызывающе демонстрировал арестованных офицеров перед телекамерами. И ответные шаги Путина - прекращение транспортного и почтового сообщения, то есть, по сути, экономическая блокада Грузии - лишь ухудшают и без того опасную ситуацию.

Попытки Саакашвили дразнить русского медведя и невыдержанная реакция Путина опасны потому, что они могут превратить ссору регионального масштаба в крупный геополитический конфликт. Все это может усугубить и без того небезупречные отношения Кремля с Западом, превратив их в новую аранжировку 'холодной войны' (пусть и без идеологических обертонов оригинала), и осложнить ситуацию по таким важнейшим вопросам как энергетическая безопасность, попытки Ирана создать ядерное оружие и борьба с исламистским терроризмом.

В основе несоразмерной реакции Путина на провокацию Саакашвили лежит страх, вызванный тем, что Грузия ускользает из сферы влияния России. Четверых россиян арестовали вскоре после того, как НАТО приняла решение об интенсификации диалога с Грузией, что позволяет предположить: в скором времени она станет членом этого западного военного альянса.

Саакашвили напрямую задел гордость Кремля, проведя пресс-конференцию, в ходе которой четверо россиян были переданы представителям Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. 'Мы хотим сказать России: хватит, - объявил он. - Правила игры пора менять. Советской империи больше нет, и мы не мятежный народ, взбунтовавшийся против центрального правительства. Мы - свободная и независимая страна, и в этом качестве нас следует уважать'.

В этом-то и состоит суть дела: Грузия не желает быть вассальным государством на российских задворках, а Путина унижает утрата контроля над Грузией и Украиной - ценнейшими владениями бывшей советской империи.

Хуже того, Путин намекает, что за дерзкой выходкой Саакашвили стоят США. На самом же деле госсекретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) по просьбе Кремля звонила Саакашвили, убеждая его освободить задержанных россиян. Уже после того, как США оказали России помощь в этом вопросе - и возвращения четырех разведчиков - Путин приказал прервать с Грузией автомобильное, железнодорожное, морское и воздушное сообщение, и начать репрессии против грузинских гастарбайтеров и бизнесменов в России.

Америка и Россия слишком нуждаются друг в друге для решения множества серьезнейших вопросов, чтобы допустить неправомерное раздувание ссоры Кремля с Грузией. Администрации Буша следует приложить максимум усилий, чтобы 'развод' между Россией и Грузией проходил цивилизованно.

09 октября 2006 ("The Boston Globe", США)

Максим Коробочкин, ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 09 октября 2006, 16:41
 

 

Наш провал на европейском Востоке

Собаки спущены

Национализм и репрессии. Кремль завершает поворот

Россия нацелилась на Грузию

Путин вышел из себя

Наш провал на европейском Востоке

Будет ли война на Кавказе?

Холодная война, горячие головы

Европа и Россия: путь к энергетическому альянсу

Россия и Германия в современном мире: Общие вызовы и общие ответы

Выбор и Секреты Мобильных Телефонов

Что стало с надеждами Буша на будущее европейского Востока

В 2002 году в Варшавском университете президент Буш произнес речь, которую многие до сих пор считают самой лучшей за все время его пребывания у власти. Тогда он говорил о свободной и единой Европе, которая будет простираться 'от Балтийского моря до Черного'. В конце ноября Буш и его союзники по НАТО снова соберутся в Латвии, в Риге - и там у них будет повод задуматься о том, что стало с их надеждами на будущее европейского Востока.

Если смотреть только на наиболее известные факты, то может сложиться впечатление, что в Европе что-нибудь идет не так, только если в этот момент внимание Соединенных Штатов отвлечено чем-то другим. Так было в 1956 году во время Суэцкого кризиса, когда Советский Союз вторгся в Венгрию; так было и в 1968 году, когда из-за войны во Вьетнаме мы не обратили должного внимания на подавление 'пражской весны'. И теперь, если вспомнить о трудностях, с которыми НАТО сталкивается в Афганистане, и о кровавом крахе, постигшем США в Ираке, уже как-то не удивляешься, видя, как Россия силой восстанавливает влияние на свою бывшую империю и эксплуатирует энергозависимость Европы.

Однако Кремль, со всей вернувшейся к нему мощью и свалившимися на него нефтяными доходами - не самая реальная проблема для будущего Восточной Европы. Не является таковой даже известная своей агрессивностью Турция, над которой все сгущается странный туман антиамериканизма, антисемитизма и как-бы-исламского нативизма. По меньшей мере столетие Турция была 'больным человеком Европы'; Россия же представляла собой угрозу для соседей в течение еще большего времени. Для сегодняшнего момента характерно другое: Европа наконец достигла границ своего влияния и не знает, что делать со своими новыми соседями.

К югу от Вены лежат Хорватия, Македония, Сербия, Черногория, Босния, Албания и Косово, обивающие порог Европы еще с 1999 года, когда закончились югославские междоусобные войны. Однако в этом году трем первым кандидатам, Албании, Хорватии и Македонии, светит разве что утешительный приз - упоминание где-нибудь на последних страницах коммюнике, которое будет принято по итогам саммита.

На остальном западнобалканском пространстве взаимодействие с Европой идет еще более вяло. Более 70 процентов студентов сербских университетов никогда не покидали границ своей страны - что, скорее всего, никого бы не удивило, если бы речь шла об Америке, но не может не поражать, когда мы говорим о жителях континента, где все так тесно взаимосвязано, как в Европе. Албанские студенты, например, были вынуждены отказаться от попыток получить визы на поездки в Италию - но проводят каникулы все равно не дома, а в Ливии.

Однако по сравнению с другими странами европейского востока в западной части Балканского полуострова дела обстоят не так уж и плохо. В декабре, когда в Евросоюз вступит Румыния, прямо по другую сторону европейской границы окажется Молдавия, валовой внутренний продукт которой составляет половину ВВП Гаити. Главный продукт молдавского экспорта - вино - игнорирует и Россия (по причине прозападного уклонизма молдавского государства), и Европейский Союз (по причине высокого качества и низкой стоимости самого продукта). Триумф просвещенной политики Евросоюза, а также давно проверенного 'закона благих намерений', выражается теперь в том, что самой денежной статьей молдавского экспорта в Европу стала сексуальная эксплуатация женщин.

От привычки Вашингтона и Брюсселя отгораживаться от всего, что они не в силах понять, страдают не только Молдова и Западные Балканы, но и Украина. С самого начала 90-х годов прошлого века в отношении самой большой страны Восточной Европы - и, если уж на то пошло, страны с самым большим оставшимся в Европе еврейским населением - Соединенные Штаты проводили какую-то маниакально-депрессивную политику: в 1991 году президент Джордж Буш-старший отметился позорной речью, метко названной 'котлетой по-киевски', в которой фактически заявил, что Украине было бы лучше не выходить из состава Советского Союза; после этого мы вдруг начали бурно радоваться независимости Украины и на все лады расхваливать 'народного' президента Леонида Кучму; а еще некоторое время спустя решили, что Кучма - автократ и незаконно продает радары Саддаму Хусейну. Сейчас, правда, вроде бы становится понятно, что на самом деле ничего подобного не было, но... в общем, вы понимаете. Столь же неуловимой непредсказуемостью характеризуется наша политика по отношению к Киеву и сегодня, когда мы в оценках нынешнего украинского коалиционного правительства бросаемся то в одну, то в другую крайность. Со дня падения Берлинской стены прошло уже семнадцать лет, а Соединенные Штаты с Европой все еще не могут определиться со своей политикой на Украине и меняют ее чуть ли не каждый день.

Бездействие Европы и США объясняется двумя факторами. Первый - это сложность общественного устройства в постсоветских странах. Второй - бессилие самих западных институтов. Вместо того чтобы, объединив усилия, прекратить изоляцию восточной части Европы, мы посредством бездумной, в случае Европейского Союза, и нетерпеливой, в случае Соединенных Штатов, политики сами же создали все условия для восстановления пространства, которое Советский Союз называл 'своим ближним зарубежьем'. От стран Прибалтики до северных берегов Черного моря фактически простирается зона вакуума, заполняемого лишь преступностью, неустроенностью и кухонными ссорами политических элит. Вот он, План Маршалла нашего поколения.

Корень всех проблем Восточной Европы лишь в том, что ни Вашингтон, ни Брюссель оказались не способны нарисовать себе ее политическую картину и нарушили собственное обязательство строить Европу единой, свободной и мирной. Тут невольно задашься вопросом: если ни Европа, ни Европа вместе с Америкой не смогли придумать ничего лучшего для европейских соседей, то есть ли у нас шансы на успех на Большом Ближнем Востоке, где наши идеи и наше влияние стоят еще меньше, чем на том Востоке, который так близок к Европе и так ею нелюбим?

Автор статьи - президент Проекта 'Демократические страны переходного периода' (Project on Transitional Democracies) и Комитета США по НАТО (U.S. Committee on NATO).

Брюс Джексон (Bruce P. Jackson), 09 октября 2006 ("The Washington Post", США)

Кирилл Ельцов, ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 09 октября 2006, 14:52
Оригинал публикации: Our Failure in Europe's East
 

 

Будет ли война на Кавказе?

Собаки спущены

Национализм и репрессии. Кремль завершает поворот

Россия нацелилась на Грузию

Путин вышел из себя

Наш провал на европейском Востоке

Будет ли война на Кавказе?

Холодная война, горячие головы

Европа и Россия: путь к энергетическому альянсу

Россия и Германия в современном мире: Общие вызовы и общие ответы

Выбор и Секреты Мобильных Телефонов

В нынешнем конфликте между Грузией и Россией просматриваются все предпосылки к трагической развязке

То, что отношения между Вашингтоном и Москвой плохие, ни для кого не новость. Однако на этот раз ситуация может сложиться так, что Америка, медленно и неуверенно, но верно, приближается к развязке, которой она всячески старалась избегать все те годы, что тянулась 'холодная война' - вооруженному противостоянию между государством-сателлитом США и Москвой непосредственно на границах России.

Кризис разразился 27 сентября, когда президент Грузии Михаил Саакашвили приказал арестовать четверых российских офицеров, обвинив их в планировании заговора против его власти. Вскоре их освободили, причем не без давления со стороны Соединенных Штатов, однако Москва уже успела ввести против Грузии жесткие торговые и финансовые санкции, а также отозвать из Тбилиси своих дипломатов. Представители российских властей назвали грузинское правительство 'фашистским', а российский парламент заговорил об акте 'государственного терроризма'. Саакашвили, со своей стороны, обвиняет Россию в попытке 'развалить Грузию'.

В мире, надо сказать, происходит и много других событий, также увеличивающих конфликтный потенциал этого региона. Причем главное из них происходит за сотни миль оттуда, на Балканах, где Запад уже готовится предоставить независимость Косово, бывшей провинции Сербии. Где же связь, спросите вы?

Дело в том, что во время распада Советского Союза группы коренного населения в Абхазии и Южной Осетии, находящихся на грузинской территории, развернули сепаратистские войны, в которых пользовались едва ли скрываемой помощью советских военных. С того времени эти области живут в режиме фактической независимости, хотя официально их не признала ни одна страна, в том числе и Россия. Москва предоставила большинству их населения российское гражданство; от грузинских противников местные вооруженные отряды 'отделяют' российские 'миротворцы'. Такой худой мир держится с 1993 года, периодически прерываясь вспышками насилия.

Однако 9 сентября, когда Владимир Путин пригласил к себе на обед группу западных экспертов, в которую входил и я, мы получили от него жесткое предостережение. Если Запад признает независимость Косово, Россия сделает то же самое с бывшими грузинскими республиками.

- Нельзя в отношении Косова применять одни правила, а в отношении Абхазии и Южной Осетии - другие, - сказал он. - Такая политика не может быть признана моральной. Она не имеет перспектив.

Воодушевившись, по-видимому, позицией Москвы, Южная Осетия назначила на ноябрь референдум по вопросу независимости. Саакашвили тем временем заявляет, что любая попытка отобрать эти регионы силой вынудит Грузию 'вступить в войну'.

С точки зрения русских, неодинаковый подход Запада к ситуации на Балканах и на Кавказе явно попахивает двойными стандартами. Москва считает себя обязанной поддерживать Абхазию и Южную Осетию хотя бы из соображений братства: в республиках Северного Кавказа живут сотни тысяч этнических русских, и в этом нестабильном регионе России меньше всего нужны очередные конфликтные ситуации. Кроме того, Москва настроена резко отрицательно к западному уклону Грузии. Вашингтон посылал грузинской армии военных советников и технику; Тбилиси, при поддержке многих представителей Вашингтона, громко говорит о своем курсе на вступление в НАТО, который из Москвы видится как часть американской стратегии по окружению России и ослаблению ее влияния в регионе.

Правительство Буша неоднократно заверяло Кремль, что оно всячески давит на Саакашвили, не давая ему выступить с оружием против отколовшихся от Тбилиси регионов. Однако некое противоречие, если смотреть с позиции Москвы, просто не может не бросаться в глаза. Во-первых, Соединенные Штаты продолжают вооружать и обучать грузинскую армию; также русские считают, что грузинский авантюризм подпитывается усилиями несдержанных американских политиков вроде Джона Маккейна (John McCain) и других сенаторов, побывавших в Грузии за несколько последних месяцев и однозначно выразивших поддержку грузинским притязаниям. Говорили даже, что по вертолету Маккейна стреляли, когда он пролетал над Южной Осетией.

В этой борьбе есть и другие фронты. Российские власти были разгневаны серией шагов, предпринятых недавно правительством Буша, чтобы присоединить к НАТО и Украину. На публику критика, по большому счету, не выносилась, однако в частных беседах представители России предупреждали, что ответ будет жестким, вплоть до выхода России из переговоров по Ирану и снятия моратория на поставку оружия Тегерану. Пока что вопрос с повестки дня снят - Украина сама заявила, что не желает места в НАТО, - но горький привкус от него никуда не делся.

Кроме того, Москве очень не нравится, что Америка остается единственным крупным государством, блокирующим заявку России на вступление в ВТО. Здесь Москва ответила угрозой исключить американские энергетические компании из проекта по разработке огромного Штокмановского месторождения газа в Баренцевом море.

В Европе Россия видит, что китайские компании вкладывают деньги, не встречая практически никаких препятствий, в то время как попытки российских компаний приобрести акции Airbus, Arcelor или других европейских корпораций неизменно вызывают паническую и враждебную реакцию. Путин сказал об этом просто: 'Если европейцы хотят, чтобы мы допустили их в самое сердце нашей сегодняшней экономики, в инфраструктуру добычи, в инфраструктуру транспорта, - нам-то что дадут за это, мы что за это получим?' В том, что президент России сохраняет курс на сотрудничество с Западом и интеграцию России в мировые рынки, не приходится сомневаться - жесткое заявление по Грузии оттого и было столь заметно, что выделялось на фоне исключительно мягких высказываний по другим вопросам, - однако один из представителей его администрации прозрачно намекнул, что, вне зависимости от того, кто придет ему на смену в 2008 году, преемник может быть расположен к Западу совсем не так благожелательно.

Особая опасность грузинского вопроса в том и состоит, что он столь эмоционален. После распада Советского Союза русские с негодованием смотрели, как Грузия, легко проглатывая миллиарды долларов российских газовых субсидий и денежных переводов от своих граждан, работающих в России, тянулась к Западу, который помогал ей в неизмеримо меньшей степени. То, что грузинское руководство постоянно чернит Россию, обвиняя ее в репрессиях и нарушениях прав человека, также многих в России раздражает - в особенности если учесть, что, Иосиф Сталин, самый жестокий тиран в ее собственной истории, был родом как раз из Грузии.

Вообще-то Путин очень крепко держит себя в руках - не говорит лишнего, не делает резких движений. И во внутренней, и во внешней политике он проявляет неизменную осторожность и прагматизм. Однако каждый раз, когда его взгляд обращается в сторону Грузии, я боюсь, что гнев может взять над ним верх. Добавьте сюда решимость Грузии получить обратно свои потерянные земли, решимость России этого не допустить, американскую поддержку и призрак будущего членства Грузии в НАТО - и увидите, что для трагической развязки этого конфликта все уже практически готово.

Автор статьи - старший научный сотрудник фонда New America Foundation, автор книги "Этический реализм: будущее влияния Америки в мире" (Ethical Realism: A Vision for America's Role in the World), написанной совместно с Джоном Халсменом (John Hulsman).

Анатоль Ливен (Anatol Lieven), 09 октября 2006 ("Newsweek", США)

Кирилл Ельцов, ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 09 октября 2006, 12:34

 

 

Холодная война, горячие головы

Собаки спущены

Национализм и репрессии. Кремль завершает поворот

Россия нацелилась на Грузию

Путин вышел из себя

Наш провал на европейском Востоке

Будет ли война на Кавказе?

Холодная война, горячие головы

Европа и Россия: путь к энергетическому альянсу

Россия и Германия в современном мире: Общие вызовы и общие ответы

Выбор и Секреты Мобильных Телефонов

Отношения между Россией и Грузией становятся ледяными

Что это - ссора между большой раздражительной страной и ее назойливым мелким соседом или новый зловещий поворот в отношениях России с осколками ее бывшей империи? Этот вопрос находится в центре всеобщего внимания после того, как в пятницу 6 октября российские власти объявили о депортации 130 грузин.

Ранее президент Владимир Путин дал указание всем государственным ведомствам об усилении контроля над нелегальными мигрантами и бизнесменами из Грузии. Наряду с перекрытием транспортных, банковских и почтовых связей это стало частью жесткой реакции России на арест и выдворение четверых российских военных по обвинению в шпионаже.

Президент Грузии Михаил Саакашвили стал в России одиозной фигурой. Получивший образование на Западе, вспыльчивый и бескомпромиссный, он твердо намерен ввести свою страну сначала в НАТО, а затем - в Европейский Союз. Кроме того, он хочет восстановить контроль Грузии над двумя сепаратистскими анклавами - Абхазией и Южной Осетией. Оба считают себя независимыми государствами и имеют тесные экономические и политические связи с Россией.

Саакашвили опасается, что из-за событий на далеких Балканах так и не сбудутся его мечты о восстановлении единства страны. Если Косово, как ожидается, получит независимость к концу года, несмотря на протесты Сербии (в состав которой оно формально входит), то почему Абхазия и Южная Осетия не могут рассчитывать на подобное отношение?

Запад обнадежил Саакашвили, стремящегося окончательно закрепить новый курс своей страны, согласившись ускорить процесс вступления Грузии в НАТО. Вместе с тем, Запад призывает его воздержаться от провокационных действий в отношении отколовшихся территорий. Но грузинские власти заявляют в ответ, что открытое выдворение шпионов, которые, по их мнению, готовили антиправительственный заговор, было жестом отчаяния. Предыдущие выдворения и протесты были тихими и дипломатичными, но не принесли эффекта.

Похоже, что грузины поддерживают позицию своего президента, по крайней мере, пока. Предварительные результаты местных выборов показали, что правящая партия одержала убедительную победу над оппозицией. Некоторые иностранные наблюдатели с тревогой отмечают, что горячий характер Саакашвили и его склонность к авторитарности не приносят пользы грузинской демократии, не говоря уже о дипломатии. Этой критике вторят российские СМИ, в своих язвительных комментариях обвиняющие его в сталинистских тенденциях. Солидный на вид и широко растиражированный психиатрический анализ, проведенный якобы ведущими западными институтами, показал, что Саакашвили душевнобольной. Неудивительно, что он оказался фальшивкой.

Сторонники Саакашвили считают все это грязными махинациями Кремля, и отмечают, что правительство, в особенности, премьер-министр Зураб Ногаидели, куда более спокойно.

По мнению министра экономики Кахи Бендукидзе, российские экономические санкции приведут к снижению темпа экономического роста на 1,5 процента. Но опыт балтийских государств показывает, что российские экономические санкции против непокорных бывших сателлитов часто имеют противоположный эффект, стимулируя торговлю с Западом и подчеркивая опасность, связанную с зависимостью от огромного и заманчивого российского рынка.

Это послужит слабым утешением для примерно миллиона грузин, живущих и работающих в России, зачастую нелегально. Даже те, кто обладает прочным правовым статусом, могут пострадать от новой политики властей: противоречивые законы и многовековая традиция чиновничьего бессердечия приводят к тому, что, если человек попадает в поле зрения властей, то приписать ему преступление оказывается довольно легко.

Соответственно, при наличии знакомств и толстого кошелька недовольство властей на практике редко ведет к таким последствиям, как в теории. Велика вероятность того, что борьба с грузинскими торговцами и мигрантами приведет, скорее, к повышению суммы взяток и увеличению других неудобств, чем ко всеобщей депортации.

Главной жертвой этой ссоры может оказаться Россия. Грузия, член Всемирной торговой организации, заявила, что она будет блокировать заявку России вплоть до отмены санкций. В год председательства в 'большой восьмерке' Россия старалась улучшить свою международную репутацию, но теперь она ее теряет, особенно, в тех случаях, когда требуется добрососедское, законопослушное и хладнокровное поведение. А язвительный, почти расистский тон общественной дискуссии о грузинских рабочих-мигрантах не помогает успокоить страхи относительно будущего политического направления России.

09 октября 2006 ("The Economist", Великобритания)

Антон Беспалов, ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 09 октября 2006, 12:32
 

 

Европа и Россия: путь к энергетическому альянсу

Собаки спущены

Национализм и репрессии. Кремль завершает поворот

Россия нацелилась на Грузию

Путин вышел из себя

Наш провал на европейском Востоке

Будет ли война на Кавказе?

Холодная война, горячие головы

Европа и Россия: путь к энергетическому альянсу

Россия и Германия в современном мире: Общие вызовы и общие ответы

Выбор и Секреты Мобильных Телефонов

Европа и Россия должны выработать единый подход к энергетическому партнерству

Когда в январе 2006 г. Россия прекратила поставки газа на Украину, это стало для Евросоюза сигналом тревоги, возродив опасения относительно ее надежности в качестве энергетического партнера. ЕС отреагировал на эти события призывами к диверсификации источников снабжения энергоносителями и вновь обратил внимания на достоинства тепловых электростанций, работающих на угле, и ядерной энергетики. Россия, в свою очередь, заявила, что может перенацелить поставки газа из Европы в Китай.

Несмотря на очевидные разногласия между Россией и Европой, они нуждаются друг в друге больше, чем готовы признать. У Европы нет рентабельных альтернативных способов удовлетворить свои энергетические потребности. Сжигание угля намного увеличивает выбросы двуокиси углерода в атмосферу. Что же касается атомных электростанций нового поколения, то в обществе отношение к этому вопросу неоднозначное, и даже если политические препятствия удастся преодолеть, они вступят в строй не раньше, чем через десять лет. Поставки из альтернативных источников - например сжиженный природный газ (СПГ) из Северной Африки и с Ближнего Востока, будут во-первых необычайно дороги, а во вторых в этом случае Европе придется конкурировать с более привлекательными рынками сбыта, например американским. По нашим оценкам, удовлетворение энергетических потребностей Евросоюза из источников, альтернативных российским, обойдется ему на 40-60 миллиардов долларов дороже (по нынешнему курсу).

Что же касается самой России, то она в случае перенацеливания поставок из западносибирских газовых месторождений на другие направления недополучит от 50 до 70 миллиардов долларов (по нынешнему курсу). Благодаря своей географической близости и высокой платежеспособности Европа представляет собой самый выгодный рынок сбыта для российского газового экспорта. Более того, если крупным европейским энергетическим компаниям позволят вкладывать капиталы в разведку и добычу российского газа, они смогли бы помочь развитию этой отрасли за счет внедрения передовых технологий и предоставления части многомиллиардных инвестиций, необходимых для создания добывающей и транспортной инфораструктуры в труднодоступных районах - таких как морское Штокмановское месторождение или полуостров Ямал в Западной Сибири.

Тем не менее, увеличению поставок российского газа в Европу сегодня препятствует целый ряд факторов. Корпорации обеих заинтересованных сторон не торопятся с масштабными инвестициями, необходимыми для наращивания добычи. Эта осторожность вызвана реальной неопределенностью в таких вопросах, как объем будущего спроса на природный газ в странах Евросоюза, способность России удовлетворить этот спрос, в том, какие организации будут разрабатывать энергетические богатства России, и каков будет характер регулирования энергетического сектора обеими сторонами. Более того, есть и другой повод для тревоги, по крайней мере у европейцев: распространенные сомнения относительно готовности России соблюдать нормы международной торговли. Обе стороны должны совместными усилиями укреплять свои отношения в энергетической сфере, по возможности сводя к минимуму эти серьезные риски и неопределенность, гарантируя тем самым, что необходимые для отрасли инвестиции будут предоставлены своевременно.

В общем и целом, для достижения этих целей действовать необходимо на трех фронтах. Во-первых, Россия и ЕС должны осуществить реформы в сфере регулирования, призванные сократить риски и способствовать притоку инвестиций. Во-вторых, поскольку полностью устранить риски в принципе невозможно, а результаты многих из указанных реформ проявятся лишь через несколько лет, на корпоративном и государственном уровне нужно выработать способы обуздания сохраняющихся рисков за счет поощрения трансграничных инвестиций. В-третьих, сторонам следует общими усилиями повышать прозрачность в отношении целого ряда факторов, воздействующих на ситуацию на рынках.

Дальнейшие реформы

Политическому руководству Евросоюза и России необходимо активизировать процесс реформ. Хотя Европа достаточно далеко продвинулась по пути либерализации энергетического сектора, некоторые его сферы требуют дополнительных усилий. Самое главное, для привлечения новых инвестиций в генерирующие энергетические мощности, Евросоюз должен внести ясность в вопрос о будущем разработанной им системы торговли квотами на выбросы углекислого газа (СТК). Сегодня неясно, какими будут цены на эти квоты после 2007 г., и сохранится ли сама система в период после 2012 г. Чтобы побудить электроэнергетические компании вкладывать капиталы в станции, работающие на газе, а не на угле (использование газа дает вдвое меньше выбросов двуокиси углерода по сравнению с углем), цены на приобретение квот должны быть достаточно высокими. Кроме того, хотя строительство новых АЭС - дело отдаленного будущего, в ближайшие 15 лет в Европе должны быть выведены из эксплуатации существующие ядерные генерирующие мощности, производящие в общей сложности порядка 30 гигаватт электроэнергии. Продление срока их деятельности, несомненно, сократит потребность во вводе новых мощностей, и решения, позволяющие рынку среагировать нужным образом, придется принимать уже в скором будущем. Пока Евросоюз не прояснит свою позицию в отношении СТК, перспективы спроса на газ останутся неопределенными, что затруднит европейским энергокомпаниям и 'Газпрому' принятие решений об инвестициях, необходимых для увеличения добычи газа.

Кроме того, ЕС следует разработать четкую и последовательную систему регулирования, единую для всех стран-участниц, в отношении объектов инфраструктуры, например, трансграничных трубопроводов и подземных газохранилищ: в первом случае для того, чтобы способствовать импорту газа из новых источников, а во втором - чтобы создать резервы на собственной территории, что особенно важно, если газ доставляется издалека. Неясность относительно доступа к транспортной инфраструктуре, и соответственно, потенциальных доходов от этих активов, препятствует инвестициям в подобные объекты.

Более того, Евросоюзу стоит подумать о создании стратегических запасов газа (наподобие стратегических нефтяных резервов в США): это позволит смягчить воздействие ценовых скачков и сохранить стабильность на рынке в случае дефицита предложения. Создание такого резерва может отчасти решить проблемы, связанные с запасами газа, которые имеются у энергокомпаний, вроде тех, что проявились зимой 2005 г.: тогда компенсировать сокращение поставок с помощью этих запасов оказалось невозможно, поскольку они все уже были 'расписаны' для других клиентов. Кроме того, необходим прагматичный подход в отношении долгосрочных контрактов по поставке газа, привязанных к нефтяным ценам. Сегодня Евросоюз намеревается отойти от такой формы соглашений, однако именно они могут стать единственным способом привлечения инвестиций в разведку и добычу, поскольку ликвидного рынка, способного заменить подобные двусторонние контракты, не существует.

Россия, в свою очередь, должна осуществить реформы более фундаментального характера, имеющие не менее важное значение. Так, ей необходимо не только укрепить свою судебную и правовую систему, но и продемонстрировать большую готовность отделять коммерческие соображения от политических. Подобные меры станут гарантией соблюдения долгосрочных контрактов, уважения к правам собственности, и контроля над целевым использованием инвестиций. Если Россия будет играть по правилам международной торговли, это резко увеличит ее возможности по привлечению масштабных инвестиций, имеющих важнейшее значение для разработки газовых месторождений в Западной Сибири - чтобы Россия смогла достичь намеченных показателей добычи на 2020 г., именно на долю этих месторождений должно приходиться до 40% добываемого газа. Для этого потребуются инвестиции в размере 200 миллиардов долларов и привлечение большого количества квалифицированных специалистов для работы в отдаленных районах с жесткими климатическими условиями.

Кроме того, России необходимо продолжать уже осуществляемые реформы в энергетическом секторе за счет либерализации газового рынка и сокращения ценовых субсидий. Одним из результатов этих реформ станет повышение эффективности энергопотребления внутри страны, что послужит одним из важных факторов увеличения экспорта, поскольку потребность в газе в самой России снизится.

Трансграничные инвестиции

Хотя эти реформы позволят России и Евросоюзу существенно ослабить неопределенность и риски в топливно-энергетическом секторе, они дадут результаты не сразу, да и не смогут полностью устранить существующие риски. Обе стороны могут обеспечить привлечение инвестиций уже в ближайшей перспективе за счет поощрения международных проектов и использования рынков капитала для взаимной поддержки энергетических секторов. Такой подход позволит увеличить приток капиталов туда, где они особенно необходимы, а также снизить риски для энергетических компаний за счет более тесной привязки друг к другу игроков, специализирующихся на добыче, транспортировке и сбыте, в целях преодоления неопределенности в области спроса и проблем с ликвидностью на рынке. Скорее всего, для этого европейским компаниям придется увеличить инвестиции в российскую добывающую отрасль и не только принять во внимание, но и согласиться с инвестиционной стратегией 'Газпрома', позволив ему вкладывать капиталы в транспортные и сбытовые предприятия за пределами России.

Кое-какие многообещающие прототипы трансграничных инвестиционных схем уже существуют. Так, 'Газпром' дал понять, что готов предоставить западным нефтяным компаниям возможность вложить капиталы в проект по разработке Штокмановского месторождения, предусматривающий поставки СПГ в Соединенные Штаты. Другой перспективной попыткой укрепить энергетическую безопасность за счет международного сотрудничества является проект Североевропейского газопровода, осуществляемый 'Газпромом' в сотрудничестве с немецкими компаниями BASF и E.ON: он предусматривает прокладку двух 'ниток' протяженностью в 745 миль для транспортировки российского газа. Однако в этом направлении можно сделать куда больше. Россия может и должна наращивать сотрудничество и в разработке месторождений, расположенных на суше. В ответ страны ЕС не должны препятствовать российским инвестициям в их транспортную и сбытовую инфраструктуру.

Усиление прозрачности

Нынешнюю атмосферу неопределенности усугубляет также отсутствие прозрачности в вопросах, связанных с объемами поставок, пропускной способностью инфраструктуры и динамикой спроса. Большая прозрачность информации о нынешних объемах добычи и потенциале инфраструктуры, последних тенденциях спроса, а также сроках осуществления и состоянии новых проектов по разведке, добыче и транспортировке газа будет способствовать инвестициям и облегчит процесс принятия решений. Одним из способов повышения прозрачности было бы создание Европейско-российского газового института, который мог бы взять на себя ту же роль, что играет Международное энергетическое агентство в нефтяном секторе.

Выполнить все эти задачи будет непросто. Неизбежно возникнет соблазн пустить развитие российско-европейского партнерства в сфере энергетической безопасности на самотек. Однако экономические соображения требуют более планомерного подхода к вопросам энергетического сотрудничества - только так обе стороны смогут двигаться вперед.

Айво Дж. Х. Бозон (Ivo J. H. Bozon), Уоррен Дж. Кэмпбелл (Warren J. Campbell) и Томас Валенкамп (Thomas Vahlenkamp), 09 октября 2006 ("Forbes", США)

Максим Коробочкин, ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 09 октября 2006, 12:03

 

 

Россия и Германия в современном мире: Общие вызовы и общие ответы

Собаки спущены

Национализм и репрессии. Кремль завершает поворот

Россия нацелилась на Грузию

Путин вышел из себя

Наш провал на европейском Востоке

Будет ли война на Кавказе?

Холодная война, горячие головы

Европа и Россия: путь к энергетическому альянсу

Россия и Германия в современном мире: Общие вызовы и общие ответы

Выбор и Секреты Мобильных Телефонов

За полтора десятилетия после окончания 'холодной войны' мир бесповоротно изменился. Крупным позитивным фактором этих перемен стала новая, укрепляющаяся Россия, проводящая открытую и предсказуемую политику, в основе которой лежат понятные национальные интересы.

Ослабление блоковой дисциплины, набирающая силу тенденция к демократизации международных отношений, растущее осознание общности всех государств перед лицом новых вызовов и угроз благотворно сказываются на мировой политике. Критическая масса этих изменений накапливается, но прорыва в создании отвечающих требованиям времени механизмов обеспечения безопасности и стабильности пока не произошло.

Глобализация выводит человечество на новый цивилизационный уровень, в то же время оборачиваясь для многих стран серьезными издержками. В том числе и отсюда - внутренняя противоречивость складывающейся ситуации. Преодолеть ее пока не удается во многом из-за того, что затянулся переходный период 'после окончания холодной войны'. Его отличительными чертами стали попытки - возможно, из страха перед неизвестным будущим - цепляться за старое. Имею в виду рецидивы блоковой политики, инстинктивную тягу к упрощенным, силовым решениям имеющихся проблем, стремление на путях идеологизированных подходов к международным делам вывести промышленно развитые страны за рамки глобальной конкурентной среды, в условиях когда предметом конкуренции становится все, включая модели развития и ценностные ориентиры.

И все же контуры нового мироустройства все более отчетливо обозначаются выбором подавляющего большинства государств в пользу укрепления коллективных начал в международной политике, решения встающих перед человечеством проблем на путях многосторонней дипломатии, обеспечения верховенства международного права. Такая тенденция представляется объективной и логичной, поскольку отражает реалии формирующейся многополярной архитектуры международных отношений, предполагает единственно эффективный - коллективный - ответ на вызовы и угрозы.

С учетом этого безусловным приоритетом мирового сообщества становится всемерное укрепление центральной роли ООН во всех сферах международной жизни, дальнейшая адаптация Всемирной организации к новым реалиям. Выработке навыков коллективного образа действий на мировой арене способствуют расширение взаимодействия 'Группы восьми' с другими ведущими странами, налаживание совместной работы по реализации решений 'восьмерки'. Неуклонно возрастает роль региональных организаций.

Россия готова сотрудничать со всеми государствами и многосторонними структурами, будь то на евроатлантическом пространстве или в других регионах, по всему спектру общих проблем. Наряду с угрозами международного терроризма, организованной преступности, наркоторговли и расползания ОМУ это касается решения таких задач, как снижение конфронтационности в мировых делах и значения подпитывающего ее фактора силы, преодоление застоя в разоруженческом процессе.

В центр международной повестки дня выдвигаются вопросы поддержания межцивилизационного согласия. Во многом это также связано с глобализацией, бросающей вызов национальной самобытности, культурно-цивилизационному многообразию мира. Наиболее отчетливо противоречия межцивилизационного характера дают о себе знать в реакции на увеличение разрыва в уровне развития отдельных регионов, стремлении равнять всех и вся под одну гребенку, заниматься преобразовательством за пределами собственных границ, игнорируя при этом неурегулированные конфликты, прежде всего на Ближнем Востоке. Нельзя не считаться с тем, что фундаментальные ценности демократии, хотя и носят универсальный характер, реализуются в каждой стране по-своему, с учетом национальных традиций и культуры.

Твердо убеждены, что террористы не имеют ни национальности, ни религии. Категорически неприемлемы любые попытки запустить в оборот термин 'исламский терроризм'. У Европы слишком большая история и сложный, многообразный опыт, чтобы поддаваться искушению упрощенным видением современного мира. Нужны такт, терпение и толерантность. Тем более, что призраки прошлого - национализм и уверенность в собственной непогрешимости - нет-нет да и напоминают о себе и на нашем континенте.

Эффективно противостоять террористам всех мастей человечество может только объединяя усилия. Коллективной работы требует и развитие международного права в контексте решения этой задачи. Важный вклад в укрепление правовой базы антитеррористической коалиции вносит недавно принятая консенсусом Глобальная контртеррористическая стратегия ООН. На очереди - согласование всеобъемлющей антитеррористической конвенции.

Из отдельных проблем в сфере приоритетного внимания мирового сообщества не могу не упомянуть иранскую ядерную программу. Наша принципиальная позиция - в том, что решать ее надо исключительно политико-дипломатическими средствами. Важно, что и другие участники переговоров высказываются за дипломатическое решение. В рамках 'шестерки' четко подтверждено, что нашей общей целью является обеспечение незыблемости режима нераспространения. Согласны мы и с тем, что все вопросы в отношении иранской ядерной программы должны быть урегулированы на профессиональной основе с участием МАГАТЭ, что Иран вправе на равных с другими заинтересованными государствами участвовать в освоении мирного атома в соответствии с Договором о нераспространении и правилами МАГАТЭ.

Совместно с партнерами делаем все от нас зависящее, чтобы как можно быстрее начать соответствующие переговоры.

Что касается нашего сотрудничества с Ираном в сооружении Бушерской АЭС, оно носит прозрачный характер и осуществляется в строгом соответствии с ДНЯО и решениями МАГАТЭ.

В целом хотел бы подчеркнуть, что мы ведем себя открыто, не затушевываем возникающих расхождений, готовы обсуждать любые вопросы. Понимаем, что не всех устраивает обретенная Россией внешнеполитическая независимость. К этому надо привыкать. Мы не драматизируем ситуацию, готовы к прозрачной, честной конкуренции, будь то в политике или экономике. Будем и впредь сами формулировать собственные национальные интересы, сотрудничать только на основе равноправия, взаимного учета интересов и взаимной выгоды, что полностью отвечает настрою общественного мнения нашей страны.

В действительности, не только в России, но и на Западе хорошо понимают, что сегодня нас значительно больше объединяет, чем разделяет. Кстати, современное определение понятию Запад еще предстоит найти. Глобализация как возможностей, так и вызовов безопасности и устойчивому развитию не оставляет места для национального эгоизма и цивилизационной исключительности. Залогом дальнейшего развития нашего партнерства служит усиливающаяся позитивная взаимозависимость государств в глобализирующемся мире.

Это в полной мере относится и к российско-германским отношениям. Россию и Германию объединяет решимость вносить свой вклад в общее дело формирования нового, более безопасного и справедливого мироустройства. Мы - союзники в борьбе с международным терроризмом. Созвучны позиции двух стран по широкому кругу международных проблем.

Россия, как многонациональное, многоконфессиональное государство с большим коренным мусульманским населением, и Германия, где проживает немало выходцев из стран исламского мира, поддерживают инициативы по развитию межцивилизационного диалога и партнерства, включая одобренную ООН идею Альянса цивилизаций. В обеих странах удовлетворены долгосрочным и многообразным двусторонним сотрудничеством, намерены активно содействовать его дальнейшему развитию.

Надеемся на интенсивное взаимодействие с немецким председательством в ЕС в первой половине будущего года. Условились о соответствующих консультациях. Нам импонируют планы Германии по еще более тесной интеграции с Россией. Главная задача совместной работы - подготовка новой договорно-правовой базы отношений с ЕС на смену истекающему 1 декабря 2007 года Соглашению о партнерстве и сотрудничестве. Наша общая цель заключается в том, чтобы укрепить партнерство, облегчить контакты между людьми, создать условия для взаимопроникновения бизнеса, взаимовыгодной экономической активности, воплощения в жизнь совместных транспортных и иных инфраструктурных проектов. Это призвана обеспечить комплексная реализация 'дорожных карт' по формированию четырех общих пространств. Мы будем продолжать следить за ходом выполнения Совместного заявления о расширении ЕС и отношениях России и ЕС, принятого в Люксембурге 27 апреля 2004 года, прежде всего в части обеспечения прав человека и национальных меньшинств в Латвии и Эстонии, решения ряда технических вопросов Калининградского грузового транзита.

Рассчитываем на столь же плодотворное сотрудничество при передаче Германии эстафеты председательства в 'Группе восьми'. Видим нашу общую задачу в том, чтобы обеспечить преемственность в ее работе, дальнейшее продвижение инициатив Санкт-Петербургского саммита в том числе в таких приоритетных сферах, как энергобезопасность, развитие образования, борьба с инфекционными заболеваниями. Это отвечало бы интересам двух стран, так как центральные темы нашего председательства в полной мере сохраняют актуальность не только для 'восьмерки', но и для российско-германских отношений, для всего мира.

Сергей Лавров - министр иностранных дел РФ

Сергей Лавров / Sergej Lawrow, 09 октября 2006 ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Николай Баранкин, ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 09 октября 2006, 10:52
Оригинал публикации: Russland und Deutschland in der heutigen Welt

 

  Выбор и Секреты Мобильных Телефонов
Собаки спущены

Национализм и репрессии. Кремль завершает поворот

Россия нацелилась на Грузию

Путин вышел из себя

Наш провал на европейском Востоке

Будет ли война на Кавказе?

Холодная война, горячие головы

Европа и Россия: путь к энергетическому альянсу

Россия и Германия в современном мире: Общие вызовы и общие ответы

Выбор и Секреты Мобильных Телефонов

"Выбор и Секреты Мобильных Телефонов" - настоящая электронная энциклопедия мобильной связи. Здесь Вы найдете каталог моделей сотовых телефонов от двенадцати ведущих производителей с подробными описаниями, основными характеристиками, исчерпывающие инструкции и полезные советы, касающиеся приобретения мобильных телефонов как в салонах, так и через Интернет, а также форму для поиска подходящего кредита в интересующем Вас регионе.

Справочники абонента ведущих операторов сотовой связи помогут вам получить информацию о тарифах и подключении. Вам будут доступны адреса салонов связи, сервисных центров и мастерских, информация о новинках в мире цифровых устройств, программы для мобильных телефонов и многое другое.

Узнать подробнее! >>>

Нет возможности использовать Интернет кроме электронной почты? Тогда, сделайте заказ по Email! (необходимо указать адрес и Ф.И.О.)
 

Источник: ИноСМИ.Ru

Нравится рассылка? Подпиши своих знакомых, друзей и подруг!

Рассылки Subscribe.Ru
ИноСМИ: взгляд на Россию

В избранное