Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Коломны

  Все выпуски  

Новости Коломны - Коломенцы вспомнили о подвиге экипажа бронепоезда 1 За Сталина


 Фото (Коломна) 1 Ежегодно коломенцы вспоминают трагические события Великой Отечественной войны, когда наша страна бросала все силы для отпора немецко-фашистским войскам, стремившимся молниеносно победить Советский союз. 1941 год стал наиболее значимым периодом борьбы за свободу и независимость Родины, ведь под угрозой находилась Москва.

С приближением фашистов к Москве основная часть Коломенского завода была эвакуирована в Киров, где было налажено производство танков, реактивных минометов Катюша, самоходных артиллерийских установок. Оставшиеся в Коломне рабочие завода ремонтировали военную технику, производили передвижные платформы для зенитных орудий. Важным стратегическим шагом стало строительство на Коломзаводе двух бронепоездов. Один из них особый бронепоезд 1 За Сталина был предназначен для защиты столицы на Можайском направлении. В сентябре 1941 года его строительство было окончено, и уже в октябре бронепоезд отправился на фронт через Москву и Можайск в направлении Гжатска (ныне Гагарина).

10 октября на 174-м километре Белорусской железной дороги экипаж бронепоезда, укомплектованный рабочими Коломенского завода и железнодорожниками депо Голутвин, попал в засаду между станциями Колесники и Гжатск и в первом же бою был уничтожен немецкими танками.

20 октября в Музее Боевой Славы прошла тематическая программа, посвященная подвигу экипажа особого бронепоезда 1 За Сталина. В зале музея собрались ветераны Великой Отечественной войны, родственники бойцов экипажа бронепоезда, учащиеся Коломенского политехнического колледжа, а также ученики школ 4, 8 и 14.

Вступительное слово для открытия встречи взял заведующий Музеем Боевой Славы Евгений Львович Ломако. Из его рассказа собравшиеся узнали о роли Коломны в обороне Москвы, о строительстве бронепоезда 1 За Сталина. О том, как проходил процесс создания бронепоезда, об особенностях работы на Коломзаводе в годы войны собравшиеся узнали от Юрия Николаевича Запевалова рабочего Коломенского завода тех лет.

Ученики гимназии 8 выступили с литературно-музыкальной композицией Пока мы помним мы живем!, после чего слово было предоставлено Валентине Германовне Коновой дочери бойца бронепоезда 1 За Сталина Германа Васильевича Иванова, погибшего в бою 10 октября 1941 года.

Автор книги Судьба бронепоезда 1: героическая и трагическая, командир поискового отряда Дон Кихоты Лилия Анатольевна Немцева рассказала об исследованиях судьбы коломенского особого бронепоезда 1 За Сталина, которые ведутся уже на протяжении 30 лет:

‒ 9-10 октября 1941 года время, когда немцы настолько стремительно прорывались к Москве, что казалось, их не остановить ничем. Прибыв на станцию Можайск, экипаж бронепоезда получил устный приказ: выдвинуться в направлении города Гжатск, выйти в открытое поле, где хорошо просматривается Минское шоссе, и из своих орудий ударить по немецкой военной технике, идущей в сторону Москвы. Бронепоезд дважды выезжал на эту точку. Первый выезд состоялся ранним утром, и стрельба по Минскому шоссе была успешной, но бронепоезд получил повреждения. Тогда между командиром и машинистом бронепоезда произошла перепалка. Машинист говорил о том, что надо уехать в Можайск для починки и получения нового приказа. Но командир отдал приказ двинуться в сторону Гжатска, что стало роковым решением. Бронепоезд был обстрелян немецкими танками, артиллерией, даже авиацией. Представьте себя внутри этой железной машины. Вы слышите страшный грохот разрывающихся снарядов, свист пуль в течение двух часов ... Только после получения приказа отступать бойцы начали уходить с бронепоезда, что удавалось не многим, так как немцы сразу расстреливали всех, кто выходил из люков. Сумели спастись лишь те, кто уходил через нижние люки в полу. Удивительно было то, что люди в этих нечеловеческих условиях на своих плечах выносили раненых. В этом отношении очень интересна история Клавы Макаровой.

На бронепоезде было три женщины, и все они погибли в этом бою. Клава была фельдшером. Во время взрыва котла бронепоезда ее обварило кипятком с головы до ног. Члены экипажа вынесли ее из бронепоезда на своих руках. Попробуйте пробежать под огнем немецкой артиллерии с раненым на руках где перебежками, а где и по-пластунски. Мучаясь от страшной боли, Клава говорила: Вы меня бросьте, только живой немцам не оставляйте. Товарищи ее не бросили и вынесли на опушку леса. Но Клава не выжила.

Когда меня спрашивают, почему мы должны помнить о Великой Отечественной войне, я всегда вспоминаю этот случай. Наши предки погибали за то, чтобы мы сохранили чувство собственного национального достоинства, сохранили нашу великую страну. Потому что на этой земле росли их дети, старились их родители, потому что эта земля полита кровью их и наших предков. И нам хранить это дальше. Только ради этого можно было идти на такие жертвы.

Память погибших бойцов и командиров экипажа коломенского особого бронепоезда 1 За Сталина и всех отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины все собравшиеся почтили Минутой молчания.

В заключение программы делегация в составе родственников бойцов экипажа бронепоезда и молодежного актива города посетила Старое кладбище, где захоронены останки бойцов бронепоезда. К воинскому мемориалу они возложили венки и цветы.

 Фото (Коломна) 2  Фото (Коломна) 3  Фото (Коломна) 4  Фото (Коломна) 5  Фото (Коломна) 6  Фото (Коломна) 7  Фото (Коломна) 8  Фото (Коломна) 9

В избранное