Дайджест "Саратовские новости"

.:СаратоФФские новости:.

Новости минувшего дня:08.12.2002

ПОДРОБНО:

Полученное на обсерватории Chandra изображение галактики NGC 6240

Полученное на обсерватории Chandra изображение галактики NGC 6240. Эта галактика имеет бабочко-подобную форму и образовалась в результате столкновения двух галактик. На вставке видно, что в центральной области находится не одна, а две активных гигантских чёрных дыры. Photo: NASA/CXC/MPE/S.Komossa et al

С помощью данных, полученных на Орбитальной Рентгеновской Обсерватории Chandra (NASA), учёные впервые показали, что две сверхмассивные чёрные дыры сосуществуют в одной галактике. Эти чёрные дыры вращаются друг вокруг друга и через несколько сотен миллионов лет сольются в одну, ещё большую, чёрную дыру. Результатом этого катастрофического события будет мощное излучение, в том числе и гравитационных волн.

На изображении, полученном на обсерватории Chandra, видно, что ядро очень яркой галактики, известной как NGC6240, содержит не одну, а две гигантских чёрных дыры, активно аккрецирующих окружающее вещество.

Из этого открытия следует, что чёрные дыры могут расти посредством слияния в ядрах галактик и эти загадочные события могут быть обнаружены с помощью будущих орбитальных обсерваторий гравитационных волн.

"Это открытие стало возможным благодаря способности обсерватории Chandra чётко разделить два ядра и измерить характеристики рентгеновского излучения от каждого из ядер," - говорит Гюнтер Хасингер (Guenther Hasinger, Max Planck Institute for Extraterrestrial Physics, Germany), соавтор статьи, описывающей эти исследования.

Предыдущие рентгеновские наблюдения показали, что рентгеновские лучи образуются в центральной части галактики, а в радио, инфракрасном и оптическом диапазонах чётко видны два ядра. Астрономы не знали точного положения рентгеновского источника и природы двух ярких ядер.

Картинка

На этой схеме показана чёрная дыра, окружённая диском из горячего газа и тором из более холодного газа и пыли. Голубоватое кольцо на внутренней стороне тора образуется в результате флуоресценции атомов железа, возбуждаемых рентгеновским излучением от горячего газового диска. Photo: CXC/M.Weiss

"С помощью обсерватории Chandra мы надеялись определить, есть ли в каком либо из ядер чёрная дыра," - рассказывает Стефани Комосса (также Max Planck Institute), первый соавтор статьи о NGC 6240. "К нашему великому удивлению, оказалось, что в каждом из ядер есть активная чёрная дыра!"

Расположенная на расстоянии около 400 миллионов световых лет от Земли, галактика NGC 6240 является ярким примером массивной галактики с очень высоким темпом звездообразования. Причина вспышки звездообразования - недавнее столкновение и последующее слияние двух более мелких галактик.

Вследствие большого количества пыли и газа в таких галактиках, очень трудно наблюдать центральные области этих галактик в оптическом диапазоне. В то же время, рентгеновсие лучм, излучённые в галактическом ядре, могут пройти сквозь эту завесу пыли и газа.

"Обнаружение двойной чёрной дыры подтверждает идею о том, что чёрные дыры в ядрах галактик могут расти до очень громадных масс посредством слияния с другими чёрными дырами," говорит Комосса. "Это очень важно для понимания того, как образуются и эволюционируют галактики," - добавляет она.

В течение следующих нескольких сотен миллионов лет две чёрные дыры в NGC 6240 (расстояние между которыми сейчас около 3000 световых лет) будут дрейфовать друг к другу и сольются в одну большую свверхмассивную чёрную дыру. В конце этого процесса произойдёт мощная вспышка гравитационного излучения.

При распространении во Вселенной, эти гравитационные волны будут образовывать рябь в структуре пространства, которая будет проявляться в виде очень небольших изменений расстояния между двумя точками. Планируемый NASA орбитальный детектор LISA (Laser Interferometer Space Antenna) будет искать такие гравитационные волны от слияния массивных чёрных дыр. Астрономы оценивают, что в наблюдаемой Вселенной такие события происходят несколько раз в год.

Картинка

Слева - оптическое изображение центральной области галактики NGC 6240, полученное на Космическом телескопе им. Хабла. Справа - рентгеновсеое изображение той же области, полученное на обсерватории Chandra. Photo: X-ray: NASA/CXC/MPE/S.Komossa et al.; Optical: NASA/STScI/R.P.van der Marel & J.Gerssen

Результаты этих исследований будут опубликованы в научном журнале Astrophysical Journal Letters.

Источник: http://astronews.prao.psn.ru

О том, как Вы можете принять участие в изучении глубокого космоса, читайте в статье "Есть ли жизнь на Марсе?". А обзорная статья о распределенных вычислениях пояснит Вам зачем они нужны.

Данная рассылка является официальным выпуском средства массовой информации ИА "Саратовские новости". Свидетельство ИА ╧7-0603 выдано 27-04-2001 Поволжским межрегиональным территориальным управлением МПТР РФ