Медитация Випассана

  Все выпуски  

Медитация Випассана


 


Випассана.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ


"Оставив ложные иллюзии,
двигаясь к истине,
да пойдем мы шаг за шагом
к истинной цели".

За время своей работы в дхамме, начатой в 1969 году, Гоенкаджи отвечал на тысячи вопросов, заданных учениками Випассаны и другими людьми во всем мире.

Поражает широта диапазона этих ответов - начиная с того, что такое дхамма, что такое медитация Випассаны, какова цель жизни, что такое человеческое страдание, Бог, повторное рождение, - и кончая бессонницей.

Вопросы и ответы распределены по обширным категория и отделам в соответствии с природой вопроса. Заключительный раздел, озаглавленный "Практика Випассаны", содержит пояснения относительно практики, данные учениками Випассаны.

Однако необходимо помнить, что любимым ответом Гоенкаджи всегда был такой: "Вы должны сами пережить истину. Только тогда она станет истиной для вас. Иначе она будет только чьей-то чужой истиной".

Обращаясь к ученикам Випассаны, Гоенкаджи всегда подчеркивал то обстоятельство, что настоящие ответы могут прийти только в результате непрерывной и правильной практики Випассаны.

Поэтому данная серия вопросов и ответом послужит вдохновляющим руководством для учеников Випассаны; она также воодушевит тех, кто не изучает Випассану, призывая их к участию в курсе и непосредственному переживанию его огромной пользы.

 

АТМА

- Что такое атма (душа)?

- Практикуйте Випассану, и вы обнаружите реальность того, что происходит внутри вас. Вы заметите: то, что вы называете "душой", "атма" - это всего лишь реагирующий ум, некоторая его часть. И все же вы остаетесь под властью иллюзий - "это я". Благодаря практике Випассаны вы поймете, что это "я" не есть нечто постоянное; оно всегда изменчиво, всегда эфемерно. Оно являет собой не что иное, как массу субатомных частиц, постоянно находящихся в состоянии неустойчивости, текучести. Только благодаря непосредственному переживанию этого факта уйдет иллюзия "я", - а а с ней и иллюзия "души". Когда не остается никаких иллюзий и заблуждений, уйдут и все горести. Но это надо пережить; такое состояние не появится благодаря простому принятию философских убеждений.

БЕСКОРЫСТНОЕ СЛУЖЕНИЕ

- Как найти равновесие между бескорыстным служением и заботой о себе?

- (Смеется) Если мы не будем способным позаботиться о себе, какое служение мы дадим? Прежде позаботьтесь о самих себе, а затем уже принимайтесь за бескорыстное служение.

БЕССОННИЦА

1. Что делать с бессонницей?

- Випассана помогает вам. Когда ученик Випассаны не может спать как следует, он (или она) ложится и наблюдает дыхание или ощущения; тогда наступает здоровый сон. Даже если у таких практиков здоровый сон не наступает, они встают на следующий день с чувством большой свежести, как если вы пробудились после глубокого сна. Практикуйте Випассану даже тогда, когда ложитесь спать. Попытайтесь, и вы обнаружите, что она весьма полезна.

2. Последние 10 или 12 лет я не мог спать как следует.

- Випассана разрешит эту проблему в зависимости от того, насколько старательно вы работаете. Если вы пришли к Випассане с единственной целью приобрести здоровый сон, тогда вам лучше бы не приходить! Вам следует обратиться к Випассане, чтобы выйти из состояния нечистоты своего ума. Существует большое беспокойство, потому что в уме столько негативных элементов, столько тревог. Все эти тревоги, отрицательные состояния и нечистоты начнут устраняться при помощи Випассаны, и вы начнете спать весьма здоровым сном.

БОГ

1. Кто такой Бог?

- Истина есть Бог. Постигайте истину внутри себя, и вы постигнете Бога.

2. Существует ли Бог, который создал Землю?

- Такого Бога я не видел. Если вы Его видели, пожалуйста, верьте. Для меня истина - это Бог, закон природы - это Бог. Дхамма - это Бог, и все развивается благодаря дхамме, благодаря этому закону природы. Если вы понимаете это и живете в соответствии с законами дхаммы, вы живете хорошей жизнью. Верите вы в сверхъестественного Бога или нет - не имеет значения.

3. Разве мы не нуждаемся в силе Бога?

- Сила Бога - это сила дхаммы. Дхамма - это Бог, истина - это Бог. Когда вы пребываете в истине, когда вы пребываете с дхаммой, вы пребываете с Богом. Развивайте силу Бога внутри себя, очищая свой ум.

4. Атеист ли вы?

- (Смеется) Если под словом "атеист" вы подразумеваете того, кто не верит в Бога, тогда нет, я не атеист. Для меня Бог - это не какая-то воображаемая личность. Для меня истина - это Бог. Конечная истина - это высочайший Бог.

БОЛЬ

- Как может ум оставаться уравновешенным, когда мы чувствуем боль?

- Каждый раз, когда во внешнем мире происходит что-то, для нас неприятное, в теле имеют место неприятные ощущения. Практикующий медитацию Випассаны сосредоточивает все внимание на этих ощущениях, не реагируя, а просто наблюдая их весьма объективно. В начале это очень трудно, но постепенно становится легче наблюдать грубые неприятные ощущения - то, что мы называем болью, - с уравновешенным, спокойным умом. Приятные, неприятные - нет никакой разницы. Каждое ощущение возникает только для того, чтобы пройти. Зачем же реагировать на нечто столь эфемерное?

БУДДА

1. Вы продолжаете ссылаться на Будду. Вы учите буддизму?

- Я не занимаюсь "измами". Я учу дхамме, и это и есть то, чему учил Будда. Он никогда не учил никакому "изму" или какой-либо сектантской доктрине. Он учил чему-то такому, из чего может извлечь пользу человек любой обусловленности, любой религии. Он учил пути, способу, при помощи которого можно жить жизнью полной блага для себя и для других. Он не просто произносил пустые проповеди, говоря: "О люди, вы должны жить так-то и так-то". Будда учил практической дхамме, действительному способу жить здоровой жизнью. И Випассана представляет собой практический метод жизни подлинного счастья.

2. Все техники буддийской медитации были уже известны в йоге. Что нового было в той медитации, которой учил Будда?

- То, что сегодня называют йогой, на самом деле представляет собой позднейшее развитие. Патанджали жил приблизительно через пятьсот лет после Будды, и его "Йога-сутра", естественно, указывает на влияние учений Будды. Конечно, практические методы йоги были известны в Индии даже до Будды, и он сам экспериментировал с ними до достижения просветления. Однако все эти практики были сведены к шила (морали) и самадхи (сосредоточенности ума), к сосредоточению до уровня восьмой джханы, восьмой ступени поглощенности, которая все еще находится в поле чувственного переживания. Будда нашел девятую джхану; это и есть Випассана, развитие прозрения, которое приведет медитирующего к конечной цели - превыше горести чувственного переживания.

ВИБРАЦИИ

- Что такое вибрации? Как они воздействуют на нас?

- Все во Вселенной вибрирует. Это не теория, это факт. Вся Вселенная - не что иное, как вибрации. Полезные вибрации делают нас счастливыми, нездоровые причиняют страдание. Випассана поможет вам выйти из последствий дурных вибраций - вибраций, вызванных умом, полным желания и отвращения. Когда ум находится в совершенном равновесии, вибрации становятся хорошими. И эти хорошие и дурные вибрации, которые вы порождаете, начинают оказывать влияние на всю окружающую вас атмосферу. Випассана помогает вам порождать вибрации чистоты, сострадания и доброжелательности, полезные и благоприятные для вас и для всех других людей.

ВИПАССАНА - КУРСЫ

1. Что вы посоветуете людям, которые не могут принять участие в 10-дневном курсе?

- Принять твердое решение участвовать в 10-дневном курсе. Без этого ничего нельзя сделать. Здесь нет никакой магии, никакого чуда. Зачем бы мне просить людей пожертвовать десятью днями их жизни, если бы я мог просто сидеть здесь, и научить их за один час? Это было бы легко, но не подействовало бы. Нам нужно пожертвовать десятью днями своей жизни, чтобы научиться этой технике. Это такая глубокая, тонкая техника. 10 дней - минимум времени, необходимый для того, чтобы как следует научиться ей.

2. Можно ли научиться Випассане из книги?

- Нет. Это может оказаться очень опасным. Випассана - очень тонкая и глубокая операция на уме. Для начала нужно пройти десятидневный курс.

3. Как можно пройти курс Випассаны?

- Заявление с просьбой об участии в курсе Випассаны можно послать в любой центр Випассаны в Индии или за границей. Существуют некоторые правила, кодекс поведения, которому мы должны согласиться следовать, прежде чем просить допустить нас на курсы. Участие в курсе Випассаны является добровольным, здесь не может быть принуждения. Но во время курса Випассаны правила курсов должны строго соблюдаться. Эти правила должны дать изучающему возможность получить от участия в курсах Випассаны максимальную пользу.

4. Какова плата за курс Випассаны?

- Плата?! Дхамма не имеет цены! Нет никакой платы - и никогда не может быть какой-то платы, назначенной за обучение Випассане. Курсы Випассаны совершенно бесплатны. Раньше, в течение короткого времени, взимались небольшие суммы за питание и жилье. К счастью, это было устранено. Таким образом, нам не надо ничего платить за участие в курсе Випассаны.

5. Почему за участие в курсе Випассаны не взимается плата?

- Одна причина, как я уже сказал, заключается в том, что дхамма бесценна. Ее нельзя оценить деньгами. Другая причина заключается в том, что изучающий, практикующий участие в курсе Випассаны, практикует отречение от обязанностей домохозяина в продолжении курса. Он (или она) живет как монах или монахиня на милостыню других людей. Это сделано для того, чтобы урезать "я", большую причину наших горестей. Если мы заплатим даже небольшую символическую плату, тогда "я" возрастает, и мы можем сказать: "О, я хочу этого. Эта услуга мне не подходит; я могу делать здесь все, что хочу", - и тому подобное. Это "я" становится крупным препятствием в движении вперед на пути дхаммы. Вот другая причина, почему не назначена никакая плата. Такой была традиция дхаммы в течение тысячелетий. Будда не брал никакой платы за распределение этой неоценимой жемчужины Випассаны!

6. Если с изучающих не взимается плата, как тогда изыскиваются средства для курса?

- Расходы покрываются за счет добровольных пожертвований (даны) учеников, прошедших хотя бы один курс Випассаны. Пожертвование в виде денег или служения предоставляется по велению дхаммы с намерением: "Как я получил благо, освоив эту замечательную технику благодаря великодушной дане других людей, да получат это благо также и другие люди". Важнейшим является желание, с которым дается дана. Даже горсть плодородной земли, отданная с чистым намерением дхаммы, гораздо более благодетельна, чем мешок золота, данный с чувством "я" или без желания дхаммы. Дана, принесенная с чистым сердцем, приносит благо и дающему.

Однако это не означает, что в конце курса кто-то должен ходить и спрашивать каждого ученика, не хочет ли тот сделать пожертвование. В тихом уголке ставится стол, и желающий дать дану идет и дает ее; вот и все.

7. Почему вы говорите, что для медитации хороши часы раннего утра?

- Рано ложиться спать и рано вставать - это очень хорошая привычка. Она сохраняет ваше здоровье. Ранние утренние часы также очень хороши для медитации, для вашей ежедневной практики, потому что все другие люди спят; так что большая часть их желаний тоже спит; а когда люди просыпаются, каждый из них полон желания, вся атмосфера наполнена желанием, и вы не можете медитировать лучше. Все спят, а вы медитируете - это самое лучшее время.

МЕДИТАЦИЯ ВИПАССАНЫ

1. Как могут практиковать медитацию профессионалы, у которых меньше времени?

- Медитация тем более важна для профессионалов. Домохозяева, имеющие обязанности в жизни, нуждаются в Випассане гораздо больше, потому что им приходится сталкиваться в жизни с такими ситуациями, в которых много злоключений. Из-за этих злоключений они приходят в возбуждение. Если они научатся Випассане, они смогут гораздо лучше противодействовать жизни, смогут принимать хорошие решения, правильные решения, и это будет для них очень полезно.

2. Можно ли нам сочетать две или больше техники медитации?

- Вы можете сочетать столько техник, сколько хотите, но не сочетайте их с Випассаной. Випассана - уникальная техника, и сочетание ее с чем-нибудь еще вам не поможет, а может даже повредить. Сохраняйте Випассану чистой. Другие техники дают только внешний покой на поверхности ума. А Випассана производит глубокую хирургическую операцию; она удаляет комплексы из глубины ума. Если вы соединяете ее с какой-нибудь другой техникой, вы играете в игру, которая может оказаться для вас очень вредной.

3. Разве не эгоистично забыть о мире и сидеть в медитации целый день?

- Медитация, как средство приобретения здорового ума, никоим образом не эгоистична. Когда ваше тело оказывается больным, вы идете в больницу, чтобы восстановить здоровье. Мы не говорим: "О, я действую из эгоизма". Мы знаем, что невозможно жить правильной жизнью с больным, израненным телом. Или мы идем в гимнастический зал, чтобы укрепить тело. Сходным образом мы идем в центр медитации не на всю жизнь, но просто для того, чтобы сделать ум более крепким. И крепкий ум - необходимейшее условие для того, чтобы сделать свою повседневную жизнь полезной для себя и для других.

4. Я могу понять, что медитация поможет плохо приспособленным к жизни, несчастным людям; но как она может помочь кому-то, кто уже чувствует удовлетворенность жизнью, кто уже счастлив?

- Тот, кто остается удовлетворенным поверхностными удовольствиями жизни, не знает о возбуждении в глубинах ума. Он пребывает под властью иллюзии, считая себя счастливым человеком, н его удовольствия непродолжительны, и напряжения, порожденные на глубоких уровнях ума, продолжают возрастать, чтобы рано или поздно появиться на поверхности ума. Когда это происходит, этот так называемый "счастливый" человек становится несчастным. Так почему же не начать работу здесь и сейчас, чтобы справиться с этой ситуацией?

5. Излечивает ли Випассана физическое тело?

- Да, в качестве побочного продукта. Когда растворены душевные напряжения, многие психосоматические болезни естественно исчезают. Когда ум возбужден, неизбежно должны развиваться физические болезни; когда ум становится спокойным и чистым, они автоматически исчезают. Но если, практикуя Випассану, вы поставите своей целью излечение от физических болезней вместо очищения своего ума, вы не достигнете ни того, ни другого. Я обнаружил, что люди, принимающие участие в курсе с целью излечения от какой-то физической болезни, удерживают свое внимание на протяжении всего курса только на своей болезни: "Лучше ли мне сегодня? Нет, не лучше... А сегодня есть улучшение? Нет улучшения!.." И все десять дней они тратят таким образом понапрасну. Но если практикующий участвует в курсе с намерением очистить ум, тогда в результате медитации многие болезни автоматически исчезают.

6. Как бы вы сравнили психоанализ с Випассаной?

- В психоанализе мы стараемся восстановить в сознании память о прошлых событиях, которые оказали сильное влияние на обусловленность ума. С другой стороны, Випассана приведет медитирующего к глубочайшему уровню ума, где в действительности начинается обусловленность. Каждый случай, который мы, возможно, пытаемся вспомнить в психоанализе, также регистрирует некоторое ощущение на физическом теле. Наблюдая физические ощущения во всем теле с невозмутимостью, медитирующий позволяет возникать и исчезать неисчислимым слоям обусловленности. Он (или она) имеет дело с обусловленностью на уровне самых ее корней - и может освободиться от нее быстро и легко.

7. Сколько раз нам нужно посещать курсы Випассаны?

- Все зависит от конкретной ситуации; я бы сказал так - пройдите 10-дневный курс и посмотрите сами, насколько он вам помог. Если вы найдете, что можете применить его в жизни, очень хорошо. Позже приходите еще не 10 дней. Но главное - не просто приходить на курсы на 10 дней, а применять эту технику в жизни. Если Випассана проявляется в вашей повседневной жизни, тогда вы практикуете ее надлежащим образом. Иначе простое посещение курсов не поможет.

8. Не эгоцентрична ли эта техника? Как можем мы стать деятельными и помогать другим?

- Сначала вам нужно быть эгоцентричными, надо помочь себе. Если вы не поможете самим себе, вы не можете помогать другим. Слабый человек не в состоянии помочь другому слабому человеку. Вам нужно стать сильными и затем пользоваться этой силой, чтобы помогать также и другим и сделать их сильными. Випассана помогает нам развивать эту силу и помогать другим.

9. Если мы все время наблюдаем себя, как можем мы жить естественно? Мы будет так заняты наблюдением себя, что не сможем действовать свободно или спонтанно.

- Это состояние - не то, которое обнаруживают люди, завершив курс Випассаны. Здесь вы учитесь тренировке ума, которая даст вам способность наблюдать себя в повседневной жизни всякий раз, когда вам это будет нужно. Дело не в том, чтобы вы продолжали заниматься практикой с закрытыми глазами целый день в течение всей жизни, - дело в том, что как сила, приобретенная вами при помощи физических упражнений, помогает вам в повседневной жизни, так и это упражнение ума также укрепит вас. То действие, которое вы называете "свободным, спонтанным", на самом деле представляет собой слепую реакцию, которая всегда оказывается вредной. Научившись наблюдать себя, вы найдете, что всякий раз, когда в жизни возникает трудная ситуация, вы сможете сохранить равновесие ума. С этим равновесием, вы сможете свободно выбрать способ действия. Вы совершите подлинное действие, которое всегда положительно, всегда благотворно для вас и для других.

ВИПАССАНА - ПАГОДА

- Существует опасение, что строящаяся в Мумбаи пагода может привести Випассану в другую секту.

- Что ж, если этому учителю придется прожить еще несколько лет жизни, вы увидите, что он настолько строг, что не позволит ничему сделанному нами уклониться в сторону сектантства. Если пагода превратится в орудие для того, чтобы сделать из учения Будды секту, организованную религию, тогда все наше учение ушло в песок. Если эта пагода будет использоваться для людей, которые приходят и молятся: "О пагода, пожалуйста, дай мне это, дай мне то, мне нужно это, мне нужно то", - тогда, несомненно, все дело станет организованной религией.

Однако мы собираемся использовать эту пагоду правильным способом дхаммы. Иначе говоря, пагода существует только для того, чтобы рассказывать о Випассане все большему числу людей. Сначала они придут в пагоду из любопытства: "Такое великолепное здание, что там находится?" И когда они придут туда, они получат информацию: "Ну вот, посмотрите, он был Буддой, вот таким буддой, вот чему он учил, вот что произошло в его жизни, и Випассана сделала его буддой, и вот эта Випассана сделала его хорошим учителем дхаммы для всего мира, а люди получили от этого так много пользы". Мы дадим эту информацию; и из, скажем, десяти тысяч пришедших, пусть даже сто получат пользу, а остальные, по крайней мере, правильную весть. Так мы увидим, что эта пагода не позволит построить еще одну секту. Иначе наша цель не будет достигнута.

ГИПНОТИЗМ

- В чем различие между гипнотизмом и медитацией?

- Истинные медитативные техники древней Индии были целиком и полностью направлены против гипнотизма. Некоторые техники действительно пользовались гипнотизмом, но это полностью противоречит дхамме. Дхамма делает вас самостоятельными; гипнотизм никогда не сделает вас самостоятельными. Поэтому эти два метода несовместимы.

ГНЕВ

1. Как нам избежать гнева?

- При помощи практики Випассаны! Чем больше вы его подавляете, тем больше он уходит на более глубокие уровни вашего ума. Эти комплексы становятся все более сильными, и освободиться от них трудно. Итак, не подавляйте гнев. Нет подавления, нет и выражения. Только наблюдайте.

Ученик Випассаны наблюдает дыхание или телесные ощущения, вызванные гневом. Это наблюдение производится с невозмутимостью, без какой-либо реакции. Гнев вскоре ослабевает и исчезает. Благодаря непрерывной практике Випассаны изменяется привычный стереотип ума - реагировать с гневом.

ГОЛОДАНИЕ

- Я хочу знать, можно ли мне голодать?

- Нет, нет. Полное голодание для этой техники не подходит. Ни полное голодание, ни переедание. Это срединный путь. Ешьте меньше - только необходимое для тела; вот и все. Вы можете провести голодание позднее - просто для своего тела; это другой вопрос. Но для медитации голодание не является необходимым.

ДЕТИ

1. Что вы чувствуете относительно того, чтобы учить детей дхамме?

- Лучшее время для этого - до рождения ребенка. Мать должна практиковать Випассану во время беременности, так чтобы ребенок тоже получил ее и родился как ребенок дхаммы. Но если у вас уже есть дети, вы все еще можете разделить с ними дхамму. Если дети очень маленькие, если им еще нет восьми лет, направляйте к ним свою Метту после каждого сиденья и во время сна. (Метта-бхавана - техника, предназначенная для того, чтобы делиться вибрациями благожелательности и сострадания со всеми существами, которой учат утром 10-го дня курса Випассаны). И когда они станут старше, рассказывайте им немного о дхамме так, чтобы они могли понять это и принять. Если они смогут понять это немного больше, тогда научите их Анапане на несколько минут. Никоим образом не давите на детей. Просто позвольте им посидеть с вами, наблюдая свое дыхание в течение нескольких минут, а затем уйти и играть. Медитация будет для них чем-то вроде игры, и они получат от нее удовольствие. И самое важное - вы должны сами жить здоровой жизнью дхаммы, вы должны показать детям хороший пример. В своем доме вы должны установить мирную и гармоничную атмосферу, которая поможет им вырасти здоровыми и счастливыми. Это лучшее, что вы можете сделать для своих детей.

2. Можете ли вы дать совет матерям с маленькими детьми, которые стараются поддерживать свою практику?

- Почему тут должна быть какая-то проблема? Ребенок на коленях, а вы все еще можете заниматься практикой. Вы можете дать метту ребенку, можете дать метту другим. Вам необходимо научиться тому, как продолжать заниматься дхаммой в любой ситуации. Поэтому используйте дхамму для всех своих обязанностей. Долг матери - смотреть за ребенком как это следует из дхаммы.

ДХАММА

1. Что такое дхамма?

- То, что в данный момент содержится в нашем уме, - это дхамма. Дхамма - все, что существует.

2. Какое значение имеет дхамма для человека на улице с пустым желудком?

- На курсы Випассаны приходят многие люди, живущие в трущобах, и они находят эти курсы очень полезными. Их желудки пусты, но их умы также весьма возбуждены. При помощи Випассаны они учатся тому, как быть спокойными и невозмутимыми. Тогда они смогут прямо встречать свои проблемы. Отмечено, что их жизнь улучшается. Они освобождаются от зависимости от алкоголя, от азартных игр и т.п. Дхамма полезна всякому человеку, богатому или бедному.

3. Как может человек дхаммы выдержать соприкосновение с этим миром, далеким от дхаммы?

- Не пытайтесь изменить этот лишенный дхаммы мир. Постарайтесь изменить отсутствие дхаммы в самих себе, т.е. способы реагирования, которые делают вас несчастными. Например, когда кто-то вас оскорбляет, поймите, что этот человек несчастен. Это и есть проблема того человека, зачем же делать ее вашей проблемой? Зачем начинать порождать гнев и делать себя несчастными? Когда вы так поступаете, это означает, что вы не являетесь хозяевами самих себя, а оказываетесь рабами другого человека; вот так каждый раз, когда он этого пожелает, он может сделать вас несчастными. Будьте хозяином самого себя. Тогда вы сможете жить жизнью дхаммы, несмотря на все окружающие вас ситуации отсутствия дхаммы.

4. Как вы сопоставите религию с дхаммой?

- Если религия понимается в сектантском смысле, как индуизм, ислам или буддизм и так далее, тогда она целиком и полностью противоречит дхамме. Но если религия понимается как закон природы, универсальный закон природы, тогда это то же самое, что дхамма.

5. Верите ли вы в то, что дхамма может вести вас?

- Да. Конечно, дхамма начинает вести вас. По мере того, как ум становится все более и более очищенным, ваша паньня, ваша собственная мудрость переживания будет становиться все более сильной. Когда в мире или в вашей жизни появится какая-то проблема, тогда вы просто немного углубитесь в себя, - и вы сами получите ответ. Таким образом этот процесс становится вашим водителем. Вы не должны зависеть ни от кого другого. Вы зависите от себя - и зависите от дхаммы.

СИЛА ДХАММЫ

- Существуют ли силы дхаммы, которые поддерживают нас, когда мы развивается на Пути?

- Несомненно, как видимые, так и невидимые. Например, люди склонные объединяться с теми, с кем имеют общие интересы, глубокую обусловленность и характер. Когда вы развиваем в себе хорошие качества, мы естественно привлекаем к себе людей, обладающих такими хорошими качествами. Когда мы приходим в соприкосновение с такими хорошими людьми, мы естественно получаем от них поддержку.

Если мы будем развивать любовь, сострадание и благожелательность, мы окажемся настроенными в соответствии со своими существами, видимыми или невидимыми, которые обладают этими положительными вибрациями, и мы начнем получать от них поддержку. Это подобно настройке радио на прием диапазона в определенное число метро с какой-то далекой радиостанции. Точно так же мы настраиваемся на вибрации того же типа, какой мы генерируем; так мы получаем пользу от этих вибраций. Но все это происходит только тогда, когда мы работаем усердно и правильно.

ЖЕЛАНИЕ

1. Правильно ли желать достичь просветления?

- Неправильно. Вы никогда не достигнете просветления, если у вас есть желание просветления. Просветление просто случается. Если вы его желаете, вы бежите в противоположном направлении. Мы не можем желать какого-то особого результата. Результат приходит естественно. Если вы начнете испытывать желание: "Я должен обрести ниббану, я должен обрести ниббану", - вы устремляетесь в направлении, противоположном ниббане. Ниббана - это состояние, которое свободно от желания; вы желаете достичь этого состояния при помощи желания - что невозможно.

2. Вожделение - это то же самое, что желание?

- Здесь есть разница. Существует вожделение или нет - об этом можно будет судить по тому, что вы желаете. Если вы не получаете желаемого и чувствуете подавленность, тогда это было вожделение. Если вы не получаете этого и просто улыбаетесь, тогда это было всего лишь желание. Оно не превратилось в вожделение. Всякий раз, когда существует желание и привязанность, а вы не получаете желаемого, вы непременно становитесь несчастными. Если вы становитесь несчастными, тогда это было какое-то вожделение. В другом случае вожделения нет.

3. Разве не могут существовать здоровые желания и отвращения, например, ненависть к несправедливости, желание свободы, страх физического вреда?

- Желания и отвращения никогда не могут быть здоровыми. Они всегда делают вас напряженными и несчастными. Если вы действуете с желанием или отвращением в уме, у вас, возможно, достойная цель, но для ее достижения вы пользуетесь нездоровыми средствами. Конечно, вам надо действовать, чтобы предохранять себя от опасности. И если вы делаете это, одолеваемые страхом, который в конечном счете вам повредит. Или, если вы будете с успехом бороться с несправедливостью, сохраняя в уме ненависть, тогда эта ненависть стане вредным душевных комплексом. Вы должны бороться против несправедливости, вам необходимо предохранять себя от опасности, но вы можете делать это с уравновешенным умом, без напряжения. И делая это с уравновешенным умом, вы можете работать, чтобы достичь чего-то хорошего из любви к другим. Уравновешенность ума всегда полезна, и она даст наилучшие результаты.

4. Чем плохо желать материальных вещей, чтобы сделать жизнь более удобной?

- Если это действительная необходимость, здесь нет ничего плохого - при условии, что вы не станете привязанными к этой потребности. Когда вам требуется какая-либо необходимая вещь, работайте, чтобы получить ее. Если вам не удается получить что-то, тогда улыбнитесь и попытайтесь снова по-иному. Если вам удастся, пользуйтесь тем, что вы получили, но без привязанности.

5. А как насчет планирования будущего? Назовете ли вы это вожделением?

- Опять-таки критерий заключается в том, привязаны ли вы к своему плану. Каждый должен беспокоиться о будущем. Если ваш план не удался, и вы начинаете лить слезы, тогда вы знаете, что были к нему привязаны. Но если вы потерпели неудачу и все еще можете улыбаться, думая: "Ну, я сделал все, что мог. Что же делать, если я потерпел неудачу. Попробуя снова!" - тогда вы работаете с непривязанностью и остаетесь счастливыми.

ЖИЗНЬ

1. В чем, по-вашему, заключается цель жизнь?

- Выйти из состояния страдания. Человек обладает замечательной способностью идти глубоко внутрь, наблюдать реальность, выйти из страдания. Не воспользоваться этой способностью - значит попусту потратить жизнь. Пользуйтесь ею, чтобы жить действительно здоровой, счастливой жизнью!

2. Как практиковать Випассану в повседневной жизни?

- Пройдите курс Випассаны, и тогда вы поймете, как применять практику в своей жизни. Если вы просто пройдете курс и не примените эту практику в жизни, тогда Випассана станет всего лишь ритуалом, обрядом или религиозной церемонией; тогда она вам не поможет. Випассана означает - жить хорошей жизнью каждый день, каждое мгновенье.

3. Что такое жизнь после смерти?

- Каждое мгновенье человек рождается, каждое мгновенье он умирает. Поймите этот процесс жизни и смерти. Это сделает вас очень счастливыми, и вы поймете, что происходит после смерти.

4. Что такое конечная цель жизни?

- Высочайшая жизнь, конечная цель - здесь и сейчас. Если вы будете продолжать искать чего-то в будущем, ничего не получая сейчас, это будет иллюзией, заблуждением. Если вы начали переживать мир и гармонию сейчас, тогда существует большая вероятность того, что вы достигнете цели, которая являет собой не что иное, как мир и гармонию. Поэтому почувствуйте их сейчас, в этот момент. Тогда вы по-настоящему находитесь на верном пути.

ЗАВИСИМОСТЬ

- Как можем мы избежать таких вредных привычек, как курение?

- Существуют столь многие различные виды зависимости. Когда вы будете практиковать Випассану, вы поймете, что ваша зависимость на самом деле не связана с этим особым веществом. Кажется, будто у вас существует привычка к сигаретам, к алкоголю, к наркотикам, к паану (листьям бетеля). Но на самом деле вы привыкли к какому-то особому ощущению в теле, к биохимическому току, вызываемому этим особым веществом. Точно так же вы привыкли к гневу, страсти и т.п., так как и они также связаны с телесными ощущениями. Вы попали в зависимость от ощущений. При помощи Випассаны вы выйдете из этой зависимости, из всех видов зависимости. Это так естественно, так научно. Просто попытайтесь, и вы почувствуете, как она действует.

КАРМА

1. Как можем мы избежать кармы?

- Будьте хозяином собственного ума. Випассана учит вас, как стать хозяином самого себя. Иначе, вследствие старого отрицательного стереотипа ума, вы будете продолжать совершать действия, создавать карму, которую вы не хотите создавать. Интеллектуально вы понимаете: "Мне не следует совершать эти действия", однако вы продолжаете их совершать, потому что вы не обладаете властью над своим умом. Випассана поможет вам приобрести эту власть над умом.

2. Хорошая ли это карма - быть богатым? Если да, значит ли это, что большинство жителей Запада имеют хорошую карму, а большинство жителей стран третьего мира имеют плохую карму?

- Одно богатство не является хорошей кармой. Если вы становитесь богатыми, но остаетесь несчастными, какая польза в этом богатстве? Обладать богатством, а также счастьем, подлинное счастье - вот хорошая карма. Самое важное - быть счастливыми независимо от того, богаты вы или нет.

3. Если все причины имеют специфические следствия, как нам иметь свободу выбора, чтобы освободиться от своей кармы?

- Благодаря причине. Благодаря причине вашего понимания, этой причине вашего понимания. Эта причина понимания помогает вам выйти из реакции порождения новых санкхар, обусловленности ума. Причина неведенья приносит результат - мы порождаем все новые и новые санкхары и крутимся в них. Причина мудрости дает результат, помогающий выйти из этого состояния. Причина здесь, она существует. Все время вы используете причину неведенья, вы продолжаете крутиться в страдании. Теперь при помощи практики Випассаны вы используете причину мудрости. Вы не создаете новых санкхар.

КОМПЛЕКСЫ

- Как освободиться от комплексов неполноценности и превосходства?

- Именно это делает Випассана. Каждый комплекс - это нечистота ума. Когда эта нечистота выходит на поверхность, вы наблюдаете ее на уровне телесных ощущений. Она уходит; она снова возникает. Опять вы ее наблюдаете. Подобно этому ослабевают комплексы, и в конце-концов они вновь не возникают. Просто наблюдайте. Подавление или проявление вредно. Випассана помогает нам освободиться от всех комплексов.

ЛОКА

- В своих беседах вы говорите о тридцати одной лока, но часто эти слова выглядят весьма гипотетически. Можно ли их понять на уровне ощущений?

- Конечно. Вся техника приводит вас к стадии, где вы начнете чувствовать, - некоторые изучающие, очень немногие, уже начали чувствовать, - "какого вида вибрации я сейчас ощущаю? какого вида вибрации?" И в соответствии с этим они понимают - это вибрация этой особой лока, этого особого плана, этого вида. И впоследствии они могут понять все также и более детально. Но для прогресса в дхамме нет необходимости, чтобы мы сначала принимали реальность этого тридцати одного плана. Ничего не надо делать. Примите ее только тогда, когда вы достигнете той стадии, где вы сможете прямо пережить такие весьма тонкие реальности.

МАНТРЫ

- В чем отличие Випассаны от других медитативных техник, таких как использование мантр? Разве они также не сосредоточивают ум?

- Несомненно, с помощью мантр, с помощью визуализации какой-нибудь формы или фигуры можно легко добиться сосредоточенности ума. Но цель Випассаны - очистить ум. И мантры порождают особый вид искусственных вибраций. Каждое слово, каждая мантра породит какую-нибудь вибрацию, и если мы продолжаем работать с этой мантрой в течение долгих часов, мы оказываемся поглощены созданной вибрацией. Тогда как Випассана желает, чтобы вы наблюдали естественные имеющиеся у вас вибрации - в форме ощущений - вибрации, когда вы сердитесь или когда вы охвачены страстью, охвачены страхом или ненавистью, так чтобы вам можно было освободиться от них.

МЕТТА БХАВАНА

1. Что такое Метта?

- Метта, или Метта бхавана, - это техника порождения вибраций благожелательности и сострадания, которой ученика Випассаны учат на 10-ый день 10-дневного курса Випассаны. Позднее, в конце каждого курса Випассаны или в конце одночасового сиденья медитирующего просят практиковать метта, поделиться со всеми живыми существами заслугами, приобретенными на курсе или во время сиденья. Вибрации Метты - это ощутимые вибрации; их благодетельная сила возрастает по мере того, как растет чистота ума.

2. Усиливается ли метта с усилением самадхи (сосредоточенности)?

- Да. Без самадхи Метта в действительности не является Меттой. Когда самадхи слабо, ум весьма возбужден; а он возбужден только тогда, когда порождает какую-то нечистоту, какой-то вид желания или отвращения. С этими нечистотами вы не можете ожидать порождения хороших качеств, вибраций Метты или каруны (сострадания). Это невозможно.

На уровне речи вы можете продолжать говорить: "Будь счастлив, будь счастлив!" - но это не действует. Если же вы имеете самадхи, тогда ваш ум тих и спокоен, по крайней мере, на мгновенье. Нет необходимости в том, чтобы все нечистоты ушли прочь; но, по крайней мере, в тот момент, когда вы собираетесь давать метту, ваш ум тих и спокоен и не порождает никакой нечистоты. Тогда каждая данная вами Метта оказывается сильной, плодотворной, благотворной.

3. Является ли порождение Метты естественным следствием чистоты ума - или это нечто такое, что следует активно развивать? Существуют ли в Метте какие-то стадии прогресса?

- То и другое правильно. Согласно закону природы, закону дхаммы, когда ум очищен, естественно развивается качество Метты. С другой стороны, вам нужно работать для его развития при помощи практики Метта бхавана. Только на очень высокой стадии душевной чистоты метта порождается естественно, и тогда не надо ничего делать, не нужна никакая тренировка. Но пока мы не достигли этой стадии, нам нужно заниматься практикой.

Также и те, кто не практикуют Випассану, могут практиковать Метта бхавана. В таких странах, как Бирма, Шри Ланка и Таиланд Метта бхавана весьма обычна в каждой семье. Однако обыкновенно ее практика сводится к повторению в уме слов: "Да будут все существа счастливы, да будут они мирны". Конечно, это дает практикующему человеку некоторый мир ума; вибрации добра до некоторой степени входят в атмосферу, но они не стойки.

Однако, когда вы практикуете Випассану, начинается очищение. С этой основой чистоты ваша практика Метты естественно становится более сильной. Тогда вам нет надобности повторять вслух эти добрые пожелания. Придет время, когда каждая фибра тела повторяет чувство сострадания к другим, порождает благожелательность к другим.

4. Как Метта помогает в развитии мудиты (сорадования) и каруны (сострадания)?

- Мудита и каруна естественно следуют за развитием Метты. Метта - это любовь ко всем живым существам. Метта устраняет следы отвращения, вражды и ненависти к другим, устраняет следы ревности и зависти к другим.

МИР

1. Почему мы не живем в состоянии мира?

- Потому что нам не хватает мудрости собственного переживания. Жизнь, лишенная мудрости собственного прямого переживания, есть жизнь иллюзии, состояние возбуждения, несчастья. Наша первая обязанность - жить счастливой, гармоничной жизнью, полезной для себя и для других. Для того, чтобы сделать это, мы должны учиться пользоваться своей способностью самонаблюдения, наблюдения истины.

2. В чем смысл искания внутреннего мира, когда в этом мире нет никакого мира?

- Мир будет мирным только тогда, когда люди этого мира будут мирными и счастливыми. Изменение должно начинаться с каждого индивида. Если густые заросли засохли, а вы хотите вернуть их к жизни, вам необходимо поливать каждое дерево этих зарослей. Если вы хотите мира во всем мире, вам надо научиться быть мирными самим. Лишь тогда вы сможете принести мир в этот мирт.

3. Страдание, война и конфликты стары как мир. Действительно ли вы верите в мирный мир?

- Видите ли, если несколько человек выйдут из состояния страдания, это хорошо. Когда повсюду вокруг стоит тьма, и один светильник начал давать свет, это хорошо. И подобно этому, если один светильник становится десятью или двадцатью светильниками, тьма будет рассеиваться то тут, то там. Нет гарантии того, что мирным станет целый мир, но вы помогаете миру во всем мире настолько, насколько способны стать мирными сами.

МОРАЛЬ

1. Почему вы придаете такую важность морали и соблюдению пяти предписаний шилы на курсах Випассаны?

- На примере многих изучающих я видел, что люди, не придающие важности шиле, или морали, не могут достичь какого-либо прогресса на пути. Шила - это основа дхаммы. Когда основание слабо, вся структура обрушится. В течение многих лет такие люди могут приходить на курсы и иметь чудесные переживания в медитации, но в их повседневной жизни нет никакой перемены. Они остаются возбужденными и несчастными, потому что только играют в игру с Випассаной, как играли так много игр. Такие люди - подлинные неудачники. Те, кто по-настоящему желают воспользоваться дхаммой, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, должны практиковать шилу как можно тщательнее.

2. Мы должны жить нравственной жизнью, но мораль разрушается в целом мире.

- Тогда тем более важно, чтобы в это время возникла дхамма - когда разрушается мораль! Время, когда повсюду вокруг господствует тьма, - это такое время, когда должно встать солнце, когда должен начаться день.

3. Если вы служите в вооруженных силах, будет ли противоречить морали убийство врага?

- Да. Но в то же время армия необходима для охраны страны, для защиты гражданского населения. Армия не должна использоваться для того, чтобы убивать других, она должна использоваться для того, чтобы показывать мощь страны, так чтобы враг не мог даже и помыслить об агрессии, о том, чтобы нанести вред народу этой страны. Поэтому армия необходима. Но не для того, чтобы убивать, а для того, чтобы просто показывать свою мощь. Если кто-то угрожает этой стране, первое дело - сделать предостережение. Иначе, при необходимости, следует предпринять действие. Но опять-таки и тогда надо так воспитать солдат, чтобы они не имели гнева, не чувствовали враждебности. Иначе их умы станут неуравновешенными, все их решения окажутся неправильными. С уравновешенным умом мы можем принимать правильные решения, хорошие решения, которые будут очень полезны для нас и для других.

МУДИТА (сочувственная радость)

- Что такое мудита?

- Когда вы видите, как другие люди прогрессируют, становятся счастливее, - если ваш ум не чист, вы станете порождать зависть по отношению к этим людям. "Почему они имеют это, а я не имею? Я больше заслуживаю этого. Почему им дано такое положение власти, такой статус? Почему не мне? Почему они зарабатывают столько денег? Почему не я?" Зависть подобного рода есть проявление нечистоты ума.

И когда ваш ум очищается при помощи Випассаны, когда ваша метта усиливается, вы будете чувствовать счастье, видя счастливыми других. "Повсюду вокруг нас страдание. Посмотрите, по крайней мере, один человек счастлив. Да будет он счастлив и доволен. Да будет он прогрессировать в дхамме, прогрессировать на путях этого мира". Это и есть мудита, сочувственная радость. Она придет.

НЕВОЗМУТИМОСТЬ

1. Что вы понимаете под словами "быть невозмутимыми"?

- Когда вы не реагируете, вы остаетесь невозмутимыми.

2. Можем ли мы чувствовать и наслаждаться и все же быть невозмутимыми?

- Несомненно. Жизнь состоит в том, чтобы наслаждаться здоровыми вещами, но не в том, чтобы существовала привязанность к чему-либо. Вы остаетесь невозмутимыми и наслаждаетесь, так что, когда что-то теряете, улыбаетесь: "Я знал, что оно уходит. Оно ушло. Что делать!" Только тогда вы по-настоящему наслаждаетесь жизнью. Иначе вы привязаны, и если теряете нечто, вертитесь в страдании. Поэтому - никаких горестей, будьте счастливы в любой ситуации.

3. Но ведь никогда не реагировать - это, разумеется, неестественно?

- Так кажется, если вы пережили только неправильный привычный стереотип нечистого ума. А для чистого ума естественно оставаться полностью невозмутимым. И невозмутимый, чистый ум полон любви, сочувствия, здоровой непривязанности, благожелательности, радости. Невозмутимость - это чистота. Научитесь чувствовать это.

4. Как мы можем принимать участие в жизни, если не будем реагировать?

- Вместо того, чтобы реагировать, вы учитесь действовать, действовать с уравновешенным умом. Практики медитации Випассаны не становятся бездейственными наподобие растений. Они учатся тому, как действовать положительным образом. Если вы можете изменить свой жизненный стереотип с реакции на действие, тогда вы достигли чего-то очень ценного. И вы можете изменить его, практикуя Випассану.

5. Как уравновешенность связана с самадхи (сосредоточенностью ума)?

- Самадхи может существовать без невозмутимости. На основании страстного желания мы становится полностью сосредоточенными. Но самадхи этого типа не будет правильным самадхи. Иначе говоря, его основой будет нечистота. Но если самадхи протекает с невозмутимостью, тогда оно дает удивительные результаты, потому что ум чист и сосредоточен, так что он оказывается мощным и чистым. Он не может сделать ничего такого, что повредит вам или другим людям. А вот если он оказывается мощным и нечистым, он повредит другим, он принесет вред вам. Поэтому самадхи с невозмутимостью полезно.

6. Если кто-то намеренно делает нашу жизнь несчастной, как можно это терпеть?

- Прежде всего, не пытайтесь изменить другого человека. Постарайтесь изменить себя. Кто-то пытается сделать вашу жизнь несчастной. Но вы становитесь несчастными потому, что реагируете на это. Если вы научитесь тому, как наблюдать свою реакцию, тогда никто не сможет сделать вас несчастными. Любая масса страдания, причиненного другими, не в состоянии сделать вас несчастными, если вы научитесь быть невозмутимыми глубоко внутри. Випассана вам поможет. И как только вы станете свободными от страдания внутри, это начнет также оказывать воздействие на других. Тот же самый человек, который вам вредил, начнет мало-помалу изменяться.

ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ

- Вы говорите об обусловленности ума. Но разве это обучение также не является видом обусловленности, если даже она и будет положительной?

- Наоборот, Випассана - это процесс устранения обусловленности. Вместо навязывания чего-то уму, она автоматически удаляет нездоровые качества, так что остаются только положительные, здоровые качества. Устраняя отрицательные элементы, она раскрывает положительное, которое являет собой глубинную природу чистого ума.

ОБЩЕСТВО

1. Как Випассана решает проблемы общества?

- В конце-концов, общество - не что иное, как группа индивидов. Для разрешения проблем общества прежде всего необходимо разрешить проблемы индивидов. Мы хотим мира во всем мире, однако ничего не делаем для мира отдельного индивида. Как это возможно? Випассана дает возможность отдельному индивиду пережить мир и гармонию. Випассана помогает разрешать проблемы индивида. Вот так и общество начинает переживать мир и гармонию. Вот так начинается разрешение проблем общества.

2. Разве прощение грешника не поощряет грех?

- Никогда не поощряйте грех. Удерживайте людей от совершения греха. Но не испытывайте отвращения или гнева по отношению к грешнику. Проявляйте любовь, сострадание, метта. Этот человек - несчастным, невежественный человек; он (или она) не знает, что делает. Они вредят себе и вредят другим. Поэтому вы употребите всю свою силу, физическую или словесную, чтобы удержать этого человека от совершения греха, но сделайте это с любовью и состраданием к нему. Вот этому вас научит Випассана.

3. Если некоторое отрицательное действие совершается для блага других, будет ли оно плохим?

- Конечно, оно будет плохим. Отрицательное действие начинает вредить вам. Когда вы повредили самому себе, вы никогда не сможете помочь кому-то другому. Хромой человек не может помочь другому хромому. Сначала вы должны сами выздороветь, затем вы обнаружите, что начали помогать другим.

4. Вы всегда осуждаете ритуализм в обществе, но что плохого в том, чтобы выражать наше уважение и благодарность?

- В этом нет ничего плохого. Уважение и благодарность - это не ритуалы. Ритуалы существуют тогда, когда вы не понимаете того, что делаете, когда вы делаете что-то только потому, что кто-нибудь попросил вас об этом. Если глубоко внутри вы понимаете: "Я проявляю уважение к моим родителям" или "Я проявляю уважение к особому богу или богине", - тогда посмотрите - каковы качества этого бога или этой богини? Проявляю ли я подлинное уважение к этому богу или к этой богине, развивая те же самые качества внутри себя? Проявляю ли я подлинное уважение к родителям, развивая их хорошие качества? Если ответом будет "да", тогда вы совершаете эти действия с пониманием, и они не будут обрядами или ритуалами. А если вы совершаете нечто механически, тогда действие становится обрядом или ритуалом...

5. Не подвергается ли общество влиянию его членов?

- Конечно. Мы испытываем влияние окружающих и внешней среды, и мы также оказываем на них влияние. Если, например, большинство людей одобряет насилие, тогда произойдут войны и разрушения, причиняя многим страдания. Но если люди начинают очищать свои умы, тогда насилие не может случиться. Корень проблемы лежит в уме каждого отдельного человека, потому что общество состоит из индивидов. Если каждый человек начинает изменяться, тогда будет меняться общество, и война и разрушение станут редкими происшествиями.

6. Как можем мы помогать друг другу, если каждый человек должен прямо смотреть на результаты собственных действий?

- Действия нашего собственного ума оказывают влияние на других. Если мы не порождаем ничего, кроме отрицательных элементов в своем уме, это отрицательное состояние оказывает вредное влияние на тех, кто приходят в соприкосновение с нами. Если вы наполним ум положительными элементами, благожелательностью к другим, тогда это окажет полезное воздействие на окружающих. Вы не можете контролировать чужие действия, чужую камму, но можете овладеть собой, чтобы оказывать положительное влияние на окружающих.

ОЗАБОЧЕННОСТЬ

- Я всегда полон тревоги. Может ли мне помочь Випассана?

- Конечно; такова цель Випассаны - освободить вас от всех страданий. Озабоченность и тревоги - величайшие страдания, и они существуют из-за некоторой нечистоты внутри вас. С практикой Випассаны эти нечистоты выйдут на поверхность и постепенно исчезнут. Разумеется, это потребует времени. Это не предполагает наличия магии, чудес, водительства гуру. Кто-то просто покажет вам правильный путь. Вам нужно идти по этому пути, заработать собственное освобождение от всех горестей.

ОСВОБОЖДЕНИЕ

1. Существуют ли какие-нибудь освобожденные люди, которые живут в настоящее время?

- Да. Випассана - это постепенный путь к освобождению. Насколько вы свободны от нечистоты, настолько вы освобождены. И существуют люди, которые достигли той ступени, где они целиком и полностью свободны от всех нечистот.

2. Является ли медитация единственным путем к тому, чтобы стать свободным?

- Да. Простое принятие чего-то со слепой верой не поможет. Вам нужно работать для своего освобождения. Вам следует выяснить, где находится рабство, и затем вы должны освободиться от этого рабства. Это Випассана. Випассана дает вам возможность непосредственно пережить подлинную причину рабства, истинную причину страдания, - и дает вам способность постепенно освободиться от всех страданий. Таким образом освобождение приходит от практики Випассаны.

ПИЩА

1. Почему для медитации полезна вегетарианская пища?

- Когда вы едите мясо или что-то сходное, это существо - животное, рыба, или кто бы это ни был - всю свою жизнь порождала на что иное, как желание и отвращение, вожделение и отвращение. В конце-концов, люди могут найти некоторое время, когда могут освободиться от желания и отвращения. А эти существа не в состоянии от них освободиться. Поэтому каждая фибра их тела вибрирует с вожделением и отвращением. И вот вы хотите выйти из вожделения и отвращения - и в то же время пополняете запасы всего этого. Какой же вид вибраций будет у вас? Вот почему такая пища нехорошо.

2. Может ли не-вегетарианец добиться успеха в Випассане?

- Когда вы приходите на курс Випассаны, вам подают только вегетарианскую пищу. Но мы не говорим, что если вы будете принимать невегатарианскую пищу, вы попадете в ад. Медленно вы освободитесь от мясоедения, как от него освободились тысячи изучающих Випассану. Вы естественно обнаружите, что у вас более нет потребности в невегетарианской пище. Ваше продвижение в Випассане, несомненно, будет более успешным, если вы будете вегетарианцами.

ПОВТОРНОЕ РОЖДЕНИЕ

- Верите ли вы в повторное рождение?

- Моя вера или мое неверие вам не помогут. Практикуйте Випассану, и вы достигнете той стадии, где вы сможете увидеть свое прошлое и сможете увидеть свое будущее. Только тогда верьте. Не верьте чему-то только потому, что так говорит ваш учитель. Иначе вы попадете в когти какого-нибудь гуру, что противоречит дхамме.

ПРИВЯЗАННОСТЬ

1. Вы говорите о непривязанности к вещам. А что скажете о людях?

- Да, и к людям также. Вы испытываете истинную любовь к какому-то человеку, сострадательную любовь к этому лицу; это совсем другое дело. Но когда вы испытываете привязанность, тогда у вас нет любви, вы любите только себя, потому что чего-то ожидаете от этого человека - чего-то материального, эмоционального и т.п. К кому бы вы ни испытывали привязанность, вы ожидаете чего-то взамен. Когда вы начинаете испытывать к этому человеку истинную любовь, тогда вы только даете - это одностороннее движение. Вы ничего не ожидаете взамен; и тогда исчезает привязанность, исчезает напряженность. Вы так счастливы.

2. Как же мир может функционировать без привязанности?

- Если бы родители не испытывали привязанности к своим детям, тогда они даже не стали бы о них заботиться. Как же это возможно - любить или принимать участие в жизни без привязанности? Непривязанность не означает безразличие; ее правильно называют "священным безразличием". Как родители, вы должны выполнять свои обязанности заботиться о своем ребенке, заботиться о нем со всей любовью, но без цеплянья. Вы выполняете свой долг исходя из чистой, бескорыстной любви. Предположим, вы ухаживаете за каким-то больным человеком, и он не выздоравливает несмотря на ваш уход. Вы не начинаете лить слезы; это было бы бесполезно. С уравновешенным умом вы начинаете пытаться найти другой способ помочь ему. Таково "священное безразличие": не бездействие и не реакция, а реальное, положительное действие с уравновешенным умом.

3. Не является ли совершение правильного действия видом привязанности?

- Нет. Вы просто делаете все, что в ваших силах, понимая, что результаты вне вашей власти. Вы выполняете свою работу и предоставляете результаты природе, дхамме.

... не будет ли это желанием совершить ошибку?

- Если вы делаете ошибку, признайте ее и постарайтесь не повторить ее в следующий раз. Вы можете снова ошибиться; вы снова улыбаетесь и пытаетесь действовать по-иному. Если вы можете улыбаться перед лицом неудачи, вы не привязаны. Если неудача подавляет вас, а успех приводит в восторг, вы, несомненно, привязаны.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ

1. Разве не существует случайных происшествий, беспричинных явлений?

- Ничто не происходит без причин. Это невозможно. Иногда наши ограниченные внешние чувства и интеллект не могут ясно найти ее, но это не значит, что причины нет.

2. Значит, все в жизни предопределено?

- Ну, наши прошлые действия, несомненно, дадут плоды, хорошие или плохие. Они предопределят тип жизни, которую мы имеем, общую ситуацию, в которой находимся. Но это не означает, что все происходящее с нами предопределено, предначертано нашими прошлыми действиями, что не может произойти ничего другого. Это не так. Наши прошлые действия влияют на течение нашей жизни, направляя ее к приятным или неприятным переживаниям. Но одинаково важны нынешние действия. Природа дала нам способность стать хозяевами своих нынешних действий. Владея ими, мы можем изменить свое будущее.

СЕКС

1. Что вы скажете о сексе в рамках Випассаны?

- Для новичка Випассаны мы не говорим, что он должен соблюдать принудительное воздержание, насильственное воздержание. Это нездорово. Это создает больше трудностей, больше напряжения, больше узлов. Вот почему изучающему Випассану дается совет - иметь отношения с одним партнером, один мужчина с одной женщиной, а также дисциплинированный секс. И если оба супруга практикуют медитацию Випассаны, наступит время, когда они естественно освободятся от потребности в сексе. Секс не является необходимым. По природе они довольны, так счастливы, что телесные взаимоотношения не имеют для них значения. Но это должно произойти естественно, не насильственно. Так что когда мы начинаем практиковать Випассану, нет необходимости, чтобы мы соблюдали воздержание. Но в то же время половые сношения должны иметь место только с одним человеком, иначе это безумие будет продолжаться. Тогда страсть продолжает возрастать, и мы не в состоянии освободиться от нее.

2. А что такое дисциплинированный секс?

- Дисциплинированный секс имеет место, когда вы не впадаете в безумие по поводу секса, когда вы не являетесь сексуальным маньяком. Если человек продолжает бегать от одних сексуальных отношений к другим, он недисциплинирован. Если вы связаны с одним человеком, тогда естественно половые сношения уменьшаются. Если вы имеете сношения со многими, тогда они увеличиваются. Таков закон природы. Когда вы льете на пламя бензин, пламя увеличивается.

3. В чем заключается различие между правильным и неправильным сексуальным поведением? Или это вопрос о силе воли?

- Нет. Секс имеет надлежащее место в жизни домохозяина. Не следует его насильственно подавлять, потому что насильственное воздержание производит напряжение, которое создает новые проблемы, новые трудности. Однако если вы дадите полную волю сексуальным импульсам и позволите себе половые отношения с любым партнером, когда возникает страсть, - вы никогда не сможете освободить свой ум от страсти. Избегая этих двух одинаково опасных крайностей, дхамма предлагает срединный путь, здоровое выражение сексуальности, которое все еще позволяет духовное развитие, и это - сексуальные отношения между одним мужчиной и одной женщиной, которые преданы друг другу. И если ваш партнер также практикует медитацию Випассаны, всякий раз, когда возникает страсть, вы оба наблюдаете ее на уровне телесных ощущений, как это учит делать Випассана. Это не подавление и не распущенность. Время от времени такая пара будет иметь половые сношения, но постепенно их развитие придет к той стадии, где секс не имеет никакого значения. Это стадия подлинного, естественного воздержания, когда в уме не возникает даже мысль о страсти. Это воздержание дает радость, гораздо большую, чем любое половое удовлетворение. Человек всегда чувствует себя таким удовлетворенным, таким гармоничным. Нам нужно научиться переживать это подлинное счастье.

4. На Западе многие думают, что сексуальные отношения позволительны между любыми двумя согласными на них взрослыми людьми.

- Эта точка зрения далека от дхаммы. Человек, который занимается сексом с одним партнером, потом с другим, а затем еще с другим, умножает свою страсть, свое страдание. Вы должны или соблюдать верность одному человеку, или жить в воздержании.

СМЕРТЬ

- Как можно пользоваться Випассаной во время смерти?

- Во время смерти, если умирает какой-то другой человек, вы просто сидите и посылаете метту. А когда приходит ваша собственная смерть, наблюдайте ее на уровне ощущений. Каждому нужно наблюдать свою смерть: подходит, подходит, подходит, идет, идет, идет, ушел! Будьте счастливы!

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ

- В чем различие между Випассаной и сосредоточением?

- Випассана - это не просто сосредоточение. Випассана представляет собой наблюдение истины внутри от мгновенья к мгновенью. Вы развиваете свою способность осознавания, свою внимательность. Вещи продолжают изменяться, а вы остаетесь осознающими; это и есть Випассана. Но если вы сосредоточиваетесь только на одном объекте, который может быть воображаемым объектом, тогда ничто не изменится. Когда вы пребываете в воображении, и ваш ум остается сосредоточен на нем, вы не наблюдаете истину. Когда же вы наблюдаете истину, она неизбежно изменится. Она продолжает постоянно меняться, и вы все-таки осознаете ее. Это Випассана.

СТРАДАНИЕ

1. Почему люди причиняют нам страдания?

- Никто не является причиной вашего страдания. Вы причиняете себе страдание, порождая напряженность в уме. Если вы знаете, как не делать этого, тогда становится легко оставаться мирным и счастливым в любой ситуации.

2. Что нам делать, если кто-то поступает с нами несправедливо?

- Вы не должны позволять людям поступать с вами несправедливо. Каждый раз, когда кто-то совершает несправедливость, он причиняет вред другим и в то же время причиняет вред самому себе. Если вы позволяете ему поступать неправильно, вы поощряете его к неправильному действию. Вы должны употребит все свои силы, чтобы остановить его, но только проявляя при этом доброжелательность, сострадание и симпатию к этому человеку. Если вы действуете с ненавистью или гневом, тогда вы только отягощаете ситуацию. Но вы не можете относиться к этому человек доброжелательно, если ваш ум не будет спокойным и мирным. Поэтому практикуйте развитие мира внутри себя - и затем вы сможете разрешить эту проблему.

3. Не является ли страдание естественной частью жизни? Почему нам нужно стараться избегать его?

- Мы стали настолько вовлечены в страдание, что быть свободными от него кажется неестественным. Но когда вы переживаете подлинное счастье душевной чистоты, вы узнаете, что это и есть естественное состояние ума.

4. Не может ли переживание страдания облагородить людей и помочь им в росте их характера?

- Да. Фактически эта техника намеренно использует страдание как инструмент, чтобы сделать практикующего благородной личностью. Но она действует только тогда, если вы научитесь наблюдать страдание объективно. Если вы привязаны к своему страданию, переживание вас не облагородит; вы навсегда останетесь несчастными.

5. Если кто-то что-то делает неправильно, тогда он непременно должен пострадать в будущем?

- Нет, не в будущем, а здесь и сейчас! Закон природы наказывает немедленно, в тот самый момент, когда мы начинаем порождать загрязнение в уме. Мы не можем порождать загрязнение и чувствовать себя мирными. Страдание мгновенно. Только когда вы понимаете, что страдание проявляется здесь и сейчас, вы измените привычный стереотип порождения загрязнений, которые ведут к ошибочным словесным или физическим действиям. Если вы думаете: "О, я буду наказан только в будущих жизнях, а сейчас мне нечего беспокоиться", - тогда оно не поможет.

СЧАСТЬЕ

- Вы говорили, что Випассана делает человека истинно счастливым. Но оставаться счастливым даже тогда, когда мы сталкиваемся со страданием других - разве это не будет чистейшей бесчувственностью?

- Быть чувствительными к страданиям других не означает, что вы сами должны стать печальными. Вместо этого вы должны оставаться спокойными и уравновешенными, так чтобы вам можно было действовать, облегчая их страдание. Если вы станете печальными, вы увеличите несчастье вокруг вас; вы не помогаете другим и не помогаете себе. Вот почему мой учитель Саяджи У Ба Кхин обычно говорил, что уравновешенный ум необходим для того, чтобы уравновесить неуравновешенный ум других.

ТЮРЕМНЫЕ КУРСЫ

- Что вы думаете о закоренелых преступниках - заниматься Випассаной?

- Конечно. Випассана должна очищать ум; техника должна заставить людей выйти из их напряжений и горестей. Те, кто совершили такие серьезные преступления, как убийство, изнасилование или поджог, - это очень несчастные люди; их умы полны напряжения. И сейчас во многих тюрьмах Индии проводятся курсы Випассаны. Фактически тюрьма Тихар в Дели - это один из крупнейших Тихаров дхаммы.

УМ

1. Что такое ум? Где он находится?

- Ум находится в каждом атоме вашего тела. Именно это вы должны понять, практикуя Випассану. С Випассаной вы произведете аналитическое исследование своего ума, аналитическое исследование своей материальной природы и взаимодействия обоих.

2. Вы говорили о том, чтобы устранить из ума дурные качества. Что это значит?

- Подобно тому, как у вас внутри существуют эмоции - чувства депрессии, у вас имеются чувства враждебности по отношению к другим. Все это - дурные качества. Они оставляют вас несчастными. С ними вы вредите другим и вредите себе. Понемногу вам нужно устранить их. И вы будете наслаждаться великим миром ума.

3. Какова связь между умом и мозгом?

- Сам мозг - это всего лишь физический орган. Когда вы имеете дело с другими частями тела, вы точно так же имеете дело с мозгом; вот и все. Для мозга нет ничего особенного. Но вот ум целиком и полностью отличен. На Западе всю важность придают мозгу, как если бы там был расположен ум. Ничего подобного - он везде. Ум находится во всем теле. Поэтому обращайте внимание на все тело.

4. Итак, если вы очищаете тело, вы очищаете и ум?

- Нет. Даже если вы очищаете тело, ум может оставаться грязным и опять сделать тело нечистым. Таким образом, корень - это ум, а не тело. Тело - просто основа. С помощью тела ум работает, но ум должен быть очищен. Вы продолжаете омывать свое тело насколько можете, но ум остается неотмытым. Ум все еще остается нечистым. Ум должен быть чистым. Но если вы очистили ум, тело оказывается очищенным. Это очищение оказывает действие. Цель Випассаны - очистить ум.

5. Вы говорите, что мы медитируем (во время Анапаны), чтобы заострить ум. Как заостряется ум?

- Если вы пребываете с реальностью и не реагируете на нее, ум естественно оказывается обостренным. Новые реакции делают ум грубым; когда ум реагирует, он становится тупым. Когда вы реагируете, его естественная реальность весьма остра, весьма восприимчива.

ЧАКРЫ

- Каково воздействие Випассаны на чакры?

- Чакры - не что иное как нервные центры на спинном мозгу. Випассана приводит вас к стадии, где вы можете почувствовать активность в каждом малом атоме вашего тела. Чакры - всего лишь часть этого. Активность может быть пережита во всем теле.

ЧЕСТНОСТЬ

- Моя профессиональная жизнь подразумевает нечестность; я не могу избрать другу профессию, так как это вызовет значительные неудобства.

- Практикуйте Випассану, и ваш ум стане более сильным. В настоящее время вы оказываетесь рабом своего ума, и ваш ум продолжает принуждать вас делать вещи, которые вы не хотите делать. При помощи практики Випассаны вы приобретете силу, чтобы легко выйти из этого состояния: тогда вы найдете какую-нибудь другую профессию, которая будет полезной для вас и здоровой.

ЭМОЦИИ

1. Разве гнев, отвращение, печаль и т.д. не будет естественными человеческими эмоциями?

- Вы называете их "естественными" человеческими эмоциями, но ум по природе очень чист. Это обычная ошибка. Истинная, чистая природа ума настолько утрачена, что зачастую его нечистая природа называется "естественной"! Истинно естественный ум так чист, полон сострадания, благожелательности.

2. Я приведу вам один пример. Предположим, умирает некто близкий мне. Для меня естественно...

- Опять вы говорите то же самое! Это ложная природа, в которую вы вовлечены. Если кто-то умирает, никакого плача. Плач не решает ни одной проблемы. Все эти моменты, когда вы плакали и плачете, вы сеете семена плача. Природа не будет смотреть на то, почему вы плачете, природа видит только те семена, которые вы посеяли; и семя плача принесет новый плач.

3. А как же чувства, которые я испытывал к этому умершему?

- Вы вредите также и этому человеку, потому что где бы он ни находился, где бы ни избрал новое рождение, вы посылаете туда семена плача, вибрации плача. Такой бедный человек, такой возбужденны! Он получает вибрации страдания. Вместо этого в конце 10-дневного курса Випассаны вас учат тому, как посылать Метту - вибрации любви и сочувствия. Он (или она) будет счастлив(а). Где бы вы ни находились, ваши вибрации затронут этого человека. Давая Метту вместо плача, вы будете помогать этому человеку.

ЭСКАПИЗМ

- В чем отличие Випассаны от эскапизма?

- Випассана состоит в том, чтобы прямо встречать мир. В Випассане эскапизм непозволителен.

"Я"

1. Вы говорите об "эго", о "я", только в отрицательном смысле. А не имеет ли оно положительной стороны? Нет ли такого переживания "я", которое наполняет человека радостью, миром и восторгом?

- Благодаря практике Випассаны вы обнаружите, что все такие чувственные наслаждения непостоянны; они приходят и уходят. Если это "я" действительно наслаждается ими, если это "мои" наслаждения, тогда "я" должен иметь какую-то власть над ними. Но они только приходят и уходят вне моего контроля. Какое же здесь "я"?

- Я говорю не о чувственных наслаждениях, а о некотором более высоком уровне.

- На этом уровне "я" не имеет совсем никакого значения. Когда вы достигаете этого уровня, "я" растворено. Существует только радость. Тогда не возникает вопрос о "я".

- Хорошо, скажем вместо "я" - "переживание какого-то человека".

- Чувства существуют; нет никого, кто их чувствует. Вещи просто происходят, вот и все. И вот вам кажется, что должно существовать какое-то "я", которое чувствует; но после начала практики Випассаны, вы дойдете до ступени, где это "я" растворяется. Тогда исчезнет и ваш вопрос!

Да, для общепринятых целей мы не можем избежать употребления таких слов, как "я" или "мое" и т.п. Но привязываться к ним, принимать их за реальные в конечном смысле - это принесет лишь страдания.

2. Я нахожу, что я очень эгоистичен и, не задумываясь, унижаю других людей. Каков лучший путь выхода из этой проблемы?

- Выйдите из нее при помощи медитации. Если "я" сильно, мы пытаемся унизить других, уменьшить из значение и возвеличить свое собственное. Медитация естественно растворяет "я". Когда оно растворяется, вы более не можете сделать ничего такого, что повредило бы другому. Медитируйте, и проблема будет решена автоматически.

3. Почему я продолжаю укреплять это "я"? Почему я продолжаю стараться быть собой?

- Именно это ум делает в силу обусловленности, в силу неведенья. Но Випассана может освободить вас от этого вредного обусловливания. Вместо того, чтобы всегда думать о себе, вы можете научиться думать о других.


Ссылки на материалы рассылки «Медитация Випассана».

 

 

  1. Общая информация о Випассане.
  2. Часто задаваемые вопросы о медитации Випассана.
  3. Статья "ВИПАССАНА В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ". Эффективное средство преобразования. (Рам Сингх).
  4. Статья «Он учил нас контролировать ум».(Г. Кальяни.)
  5. Статья  “Западный христианин смотрит на Восток”. (Дэниэл Дж.О’Хэнлон.)
  6. Статья «Универсальная техника С.Н. Гоенки». (Интервью, взятое у С.Н. Гоенки учителем дзен и поэтом Норманом Фишером)
  7. «Благородный Восьмеричный Путь.» Часть 1. (Текст взят из лекций 10-дневного курса Випассаны).
  8. «Благородный восьмеричный путь». Часть 2. (Текст взят из лекций 10-дневного курса Випассаны)
  9.  «Всеобщая духовность покоя.» (С. Н. Гоенка).
  10. Статья «Как випассана помогла мне освободиться от наркотиков». (Правин Рамакришнан).
  11. Статья «Мой первый курс.» (С.Н. Гоенка).
  12. Статья “Католический священник о Випассане”. (Отец Петер Лурд).
  13. Статья «Мастер медитации». (Интервью Стивена Бодиана с С.Н. Гоенкой)
  14. Статья «Царь Ашока». (Г.Д. Уэллс. Краткая История Мира. 29 глава).
  15. МЕТТА СУТРА. (Слова Будды о Любящей Доброте).
  16. Статья «Драгоценный камень возвращается в Индию». (С.Н. Гоенка).
  17. СУТРА, дарованная военачальнику Синхе.
  18. Статья «Випассана  за решеткой» . (Михаэль Пансоне, Сид Бьюмель).
  19. Сутра о Сигале.
  20. Статья «У Ба Кхин». (Джек Корнфилд).
  21. Статья "На пути". (Джин).
  22. Статья «Раненный целитель». (Д-р Пол Флейшман).
  23. Статья "Рецепт врача". (Материал взят из лекций 10-дневного курса Випассаны).
  24. Статья "Випассана. Встреча и путь." (Помощник Учителя Иэн Хезерингтон.
  25. Статья "Прощай, брат в Дхамме!". (С.Н.Гоенка).
  26. «Парами (совершенства)».
  27. Статья "Достижение высшей реальности". (Саяджи У Ба Кхин.).
  28. Статья "Терпение и упорство". (У Ба Кхин.)
  29. Статья "Невозмутимость - величайшее благо." (Текст взят из лекций 10-дневного курса Випассаны).

 


Сайт Випассаны в России http://www.russian.dhamma.org/


В избранное