Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 17/10/2019


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 17/10/2019
============================================================
Священники могут стать посредниками между властью и населением, протестующим против свалок, - президент Союза "Христианский мир" Алексей Черкезов

17.10.2019 18:40 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85085
------------------------------------------------------------




«Мусорные» протесты в Архангельской области. Фото: mbk.news



Москва, 17 октября, Благовест-инфо. Священники Русской Православной Церкви могли бы стать посредниками между людьми, протестующими против свалок, и властью, считает президент Союза «Христианский мир» Алексей Черкезов.



«Касательно свалок я считаю: народ абсолютно прав, если выражает свой протест в мирном русле. Я уверен, что в такой ситуации Церковь может подключиться к этим вопросам, быть таким, в определенной степени, срединным общественным механизмом, через который люди могут доносить свои идеи до органов власти, если власть перестает слушать людей. Я глубоко не изучал этот вопрос, но знаю, что достаточное количество священников работают в экологической проблематике», – сказал Черкезов на
пресс-конференции в МИА «Россия сегодня». На этой встрече с журналистами им были анонсированы два крупных международных межхристианских форума, один из которых будет посвящен теме «Религия и экология».



Он не ответил определенно на вопрос «Благовест-инфо» о том, будет ли на этом форуме затронута актуальная экологическая проблематика, в том числе – усилившиеся в последнее время в некоторых регионах России экологические массовые протесты, но выразил свое личное отношение к этим вопросам. Черкезов отметил, что он не против мирных природоохранных протестов, которые, по его словам, поддерживают и все религиозные организации. Однако он осуждает те протесты, которые, в отличие от мирных,
«имеют деструктивный характер, провоцируются извне, провоцируют агрессивное поведение молодежи». В качестве примера была приведена история с Химкинским лесом (события 2007-2012 гг. – прим. ред.): Черкезов считает, что она началась как «мирный протест жителей, защищавших свои деревья и парки, а потом процесс перешел в деструктивную часть: там были какие-то погромы, их разгоняли…». «Такое Церковь не может поддерживать», – заключ
ил он.



По данным СМИ, только за 9 месяцев 2019 г. в России зафиксировано 124 массовые акции протеста в разных регионах, большая часть из них связана с экологическими проблемами. Самый известный пример, на который отреагировал и А.Черкезов, – протесты против мусорного полигона в Шиесе (Архангельская обл.), а также в Подмосковье, Приморье, Башкирии и других регионах.



Юлия Зайцева


============================================================


Два международных межрелигиозных форума устраивает в Москве Союз "Христианский мир"

17.10.2019 17:30 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=85083
------------------------------------------------------------




Фото: Юлия Зайцева



Москва, 17 октября, Благовест-инфо. Двум масштабным международным межрелигиозным форумам, которые пройдут в ближайшее время в Москве, была посвящена 17 октября пресс-конференция, которая состоялась в пресс-центре МИА «Россия сегодня». Союз «Христианский мир» устраивает в сотрудничестве с Правительством Москвы и рядом общественных и религиозных организаций 21 и 22 октября V Международный христианский форум, посвященный защите христиан Ближнего Востока, а 23 и 24 октября – V
Международный форум «Религия и мир» по теме «Религия и экология». Об актуальности обоих событий, их задачах и особенностях рассказали представители Оргкомитета форумов.



Президент Союза «Христианский мир» Алексей Черкезов сообщил, что Международный христианский форум – это ежегодное мероприятие, проводимое Союзом, куда приезжает все больше участников из разных стран. В этом году, помимо традиционно приглашаемых представителей ближневосточных и балканских стран, а также Казахстана, Белоруссии, Армении, в работе форума примут участие делегации из Ирана и Ирака. В числе «знаковых» гостей он назвал нескольких депутатов Европарламента и ряд иерархов
ближневосточных Церквей. Ближневосточные мусульмане будут представлены суннитами и шиитами. В форуме примут участие представители широкого спектра российских религиозных организаций.



Несмотря на это, А.Черкезов подчеркнул светский характер форума, участники которого не будут касаться вероучительных вопросов, но объединят усилия в обсуждении проблемы дискриминации и гонений, которым подвергаются христиане и другие религиозные меньшинства на Ближнем Востоке и в странах Африки. Поэтому форум станет площадкой межрелигиозного диалога и поиска общих решений. Также одна из немаловажных задач форума, как формулирует ее А.Черкезов, – «улучшение имиджа России в мире».



Президент Благотворительного фонда «Руссар» Олег Фомин – постоянный участник этого ежегодного форума, который проходил в разных городах России. Он рассказал об акциях гуманитарной помощи жертвам военного противостояния в Сирии, а также палестинцам в секторе Газа и жителям Донбасса и Луганска, которые (акции) организовал руководимый им фонд. Фомин хорошо знает ситуацию на Ближнем Востоке, где не раз бывал; он отметил, что за 8 лет войны в Сирии возникла «большая трещина в
межрелигиозных отношениях» в этой стране, отличавшейся ранее мирным соседством людей разных вероисповеданий. «На восстановление экономики Сирии нужно 400 млрд долларов. Но прежде всего надо восстановить межрелигиозные отношения. И московский форум будет играть большую роль в сплочении религиозных объединений ради поддержки христиан и сближения христиан и мусульман на Ближнем Востоке», – сказал он.



О. Фомин анонсировал также большую международную конференцию, организованную Межпарламентским союзом и структурами ООН, посвященную той же теме – межрелигиозному диалогу на Ближнем Востоке. По сведениям выступавшего, этот форум состоится в 2022 г. в Москве. «ОБСЕ очень печется об осуждении антисемитизма. Эта организации должна столь же решительно выступить против христианофобии, исламофобии и русофобии», – считает Фомин.



Исполнительный директор Межрелигиозного фонда содействия реализации совместных гуманитарных проектов иеромонах Ермоген (Корчуков) рассказал о формировании концепции форума, посвященного теме «Религия и экология». По его словам, в этой теме все очевидно: человек, соблюдающий Божии заповеди, «живущий правильно перед Богом», не будет нарушать ни государственные законы, ни законы экологии. «Любой христианин должен поддержать экологию, тут лишних слов не надо. Мы просто призываем
всех быть христианами по сути, а не по имени только, и тогда все становится на свои места», – сказал он, пояснив, что имеет в виду и верующих других религий.



Экологическая проблематика очевидна, но большинство религиозных организаций подключатся к этому вопросу, уверен А.Черкезов. Это важно, что религиозные лидеры, к которым прислушивается их паства, еще и еще раз напомнят об этом, сказал он.



Как сообщается на сайте Союза «Христианский мир», на тематических площадках этого форума участники мероприятий обсудят современные вызовы и угрозы, касающиеся сохранения религиозной идентичности, вопросы экологии отношений и диалога религий, а также роль религии в борьбе за сохранение окружающей среды.



В заключение президент Союза «Христианский мир» объявил, что в следующем году планируется провести VI Международный христианский форум в Северной Осетии-Алании. Возможна также организация масштабной межрелигиозной встречи (50-70 человек) в Дамаске (Сирия).



Юлия Зайцева


============================================================


Синод РПЦ опроверг сообщения о признании Элладской Церковью ПЦУ

17.10.2019 16:59
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85082
------------------------------------------------------------




Владимир Легойда. Фото: Владимир Гердо / ТАСС



Москва, 17 октября. Священный Синод РПЦ опроверг информацию ряда СМИ о состоявшемся признании Элладской Церковью «новой церкви» Украины.



«В открытом доступе отсутствует официальный документ за подписью греческих архипастырей, который можно было бы считать свидетельством единого соборного решения поместной церкви. Более того, весьма быстро было распространено известие о том, будто Элладская Православная Церковь признала украинскую автокефалию, что не соответствует ни тексту коммюнике, ни позиции многих участников собора», – сказал председатель синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда
на брифинге по итогам Синода РПЦ.



Он отметил, что решение собора в Элладской Церкви принимается голосованием всех участников, однако, «ни по вопросу признания украинских неканонических сообществ, ни по вопросу об утверждении решения постоянного синода Элладской Православной Церкви по Украине голосование епископата не проводилось».



«Об отсутствии единомыслия между иерархами Элладской Православной Церкви по данному вопросу и о том, что голоса несогласных с признанием украинского раскола были проигнорированы, свидетельствует митрополит Кифирский Серафим», – подчеркнул Легойда.



Он выразил сожаление, что в докладе главы Элладской Церкви «повторяются все те аргументы, с которым и мы согласиться не можем».



«Перечисленные в докладе блаженнейшего Архиепископа Иеронима и ранее неоднократно проигнорированные аргументы «в точности следуют позиции Константинопольского Патриархата, однако, возникают сомнения, разделяет ли их полнота Элладской Православной Церкви», – подытожил представитель РПЦ, слова которого приводит РИА Новости.



Элладская Православная Церковь 12 октября признала право Патриарха Константинопольского предоставлять автокефалию в православном мире по своему усмотрению. В докладе главы ЭПЦ архиепископа Иеронима содержится рекомендация признать «новую церковь» Украины. В частности, в нем отмечается, что «церковь Украины всегда оставалась в канонической церковной юрисдикции Вселенского Патриархата», несмотря на 300 лет ее официального всеми признания в составе РПЦ, и что признание церкви из
раскольников есть обстоятельство, «особенно полезное для православной церкви и ценное для укрепления отношений между церквями Великой России и Украины».



Итоги собора Элладской Церкви вызвали неоднозначную реакцию в самой ЭПЦ. Так, два греческих митрополита – Серафим Кифирский и Серафим Пирейский – заявили, что Архиерейский собор не принимал решения о признании автокефалии «новой церкви» Украины из-за отсутствия голосования по этому вопросу, несмотря на официальное заявление по его итогам, и назвали решения собора недействительными. Серафим Пирейский заявил также о невозможности предоставления «автокефалии» раскольникам. В
Элладской Церкви 81 митрополит, из них 69 присутствовали на соборе, а в обсуждении участвовали только 33.


============================================================


РПЦ разорвет отношения только с теми архиереями Элладской Церкви, которые признают ПЦУ

17.10.2019 16:21
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85081
------------------------------------------------------------




Заседание Священного синода РПЦ 17 октября 2019. Фото: свящ. Игорь Палкин / foto.patriarchia.ru



Москва, 17 октября. Русская Православная Церковь разорвет молитвенное общение с иерархами Элладской Православной Церкви, которые в том или ином виде признают неканоническую Православную церковь Украины. Об этом заявил после заседания Священного синода РПЦ председатель синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.



«Прекращаем молитвенное и евхаристическое общение с теми архиереями Элладской Церкви, которые вступили или вступят в таковое общение с представителями украинских неканонических раскольничьих сообществ», – сказал Легойда, которого цитирует ТАСС.



По словам Легойды, Церковь также не благословит посещение паломниками монастырей и других святых мест, находящихся под управлением тех, кто признает неканонические структуры Украины. «Мы также не благословляем совершение паломнических поездок в епархии, управляемые означенными архиереями. Соответствующая информация будет широко распространена среди паломнических и туристических организаций стран, составляющих каноническую территорию нашей Церкви», – отметил председатель Синодального
отдела.



При этом он подчеркнул, что Русская Православная Церковь продолжит евхаристическое общение с теми священнослужителями Элладской Церкви, которые не признают раскольнические структуры Украины.



«Мы дорожим молитвенным общением с нашими собратьями в Элладской Православной Церкви и будем сохранять с ней живую молитвенную, каноническую и евхаристическую связь через всех тех архипастырей и пастырей, кто уже выступил или в дальнейшем выступит против признания украинского раскола, кто не запятнает себя сослужением с раскольническими лже-иерархами...», – добавил Легойда.



РПЦ уполномочила Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прекратить упоминать в богослужении предстоятеля ЭПЦ архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима II в случае, если он вступит в молитвенное общение с представителями ПЦУ.



«Священный Синод Русской Православной Церкви уполномочивает Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прекратить поминовение имени блаженнейшего архиепископа Афинского и всей Эллады в диптихах в случае, если Предстоятель Элладской Церкви начнет за богослужением поминать главу одной из украинских раскольничьих группировок или предпримет другие действия, свидетельствующие о состоявшемся признании им украинского церковного раскола», – процитировал он заявление Синода.


============================================================


Заявление внеочередного Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 октября 2019 года

17.10.2019 16:13 | Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=8&id=85080
------------------------------------------------------------
17 октября 2019 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято заявление о ситуации, сложившейся в Элладской Православной Церкви после проведения внеочередного Архиерейского Собора 12 октября 2019 года по украинскому церковному вопросу (журнал 125).



Члены Священного Синода Русской Православной Церкви ознакомились с опубликованными в средствах массовой информации документами внеочередного Собора иерархии Элладской Православной Церкви от 12 октября 2019 года, в частности, с коммюнике Собора и c докладом Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима «Автокефалия Церкви Украины», в котором предлагается «признать… автокефалию Православной Церкви независимой Украинской республики».



Поскольку возглавляемая митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием самоуправляемая Украинская Православная Церковь, объединяющая 95 архиереев, более 12 тысяч приходов, более 250 монастырей и десятки миллионов верующих, пребывает в каноническом единстве с Русской Православной Церковью и ни к кому не обращалась за автокефалией, очевидно, что речь идет о признании раскольнических сообществ в этой стране. Ранее Константинопольский Патриарх Варфоломей неоднократно заявлял о признании митрополита Киевского и
всея Украины Онуфрия единственным каноническим Предстоятелем Православной Церкви в Украине (последнее такое заявление было сделано им во всеуслышание на Синаксисе Предстоятелей Поместных Православных Церквей в январе 2016 года). Однако в конце 2018 года Патриарх Варфоломей изменил своим прежним заявлениям и, не имея на то канонических полномочий, «восстановил в сане» без покаяния и отречения от раскола тех, кто был из него извержен, предан анафеме или же никогда
не имел ни канонической хиротонии, ни даже формального апостольского преемства. Главой новосозданной структуры стал человек, получивший свое «рукоположение» от изверженного из сана и отлученного от Церкви бывшего митрополита Киевского Филарета. Последний был также «восстановлен» в «архиерейском достоинстве» Константинопольским Патриархом, но вскоре после этого покинул новоучрежденную «церковь» и заявил о восстановлении своего прежнего раскольнического
сообщества, которое он именует «Киевским патриархатом».



О трудном положении Украинской Православной Церкви после антиканонической легализации украинского раскола Константинополем, о насилии и гонениях против ее верных чад, развернутых бывшими властями Украины, Русская Православная Церковь неоднократно информировала Священноначалие Элладской Православной Церкви. 9 октября 2019 года — за несколько дней до упомянутого внеочередного Собора иерархии Элладской Церкви — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Блаженнейшему Архиепископу Афинскому
и всея Эллады Иерониму с братским посланием, содержавшим призыв воздержаться от односторонних действий и не принимать «поспешных решений до тех пор, пока Дух Святой не соберет Предстоятелей всех Святых Божиих Церквей и не умудрит их сообща от имени всей Святой Соборной и Апостольской Церкви найти решение, которое всех устроит и послужит преодолению нынешнего кризиса».



Печально, что необходимость спешного и одностороннего признания неканонического раскольнического сообщества Блаженнейший Архиепископ Иероним основывает на ряде ошибочных и ложных аргументов, неоднократно опровергнутых не только иерархами, учеными и богословами Русской Православной Церкви, но также многими видными архипастырями, пастырями и богословами Элладской Православной Церкви.



Не соответствует действительности утверждение Блаженнейшего Архиепископа Иеронима о том, что «Православная Церковь Украины… всегда оставалась в канонической церковной юрисдикции Матери Церкви — Вселенского Патриархата». В 1686 году грамотами Святейшего Патриарха Константинопольского Дионисия и Священного Синода Константинопольской Церкви Киевская митрополия была передана в юрисдикцию Московского Патриархата. На протяжении более 300 лет каноническую юрисдикцию Московского Патриархата
над Киевской митрополией признавал весь православный мир, в том числе и Элладская Православная Церковь. При этом, согласно священным канонам Церкви, споры о территориальной юрисдикции имеют срок давности не более тридцати лет (VI Всел. 25).



Все эти факты были проигнорированы двумя комиссиями Элладской Православной Церкви, которым было поручено изучение украинского церковного вопроса. В своих выводах данные комиссии, по словам митрополита Кифирского и Антикифирского Серафима, «упускают из виду более чем трехсотлетнюю живую традицию зависимости митрополии Киевской и всея Украины от Московского Патриархата. И эти реалии были отражены во всех календарях Элладской Церкви вплоть до нынешнего года. Возможно, они упускают из виду и тот факт, что
нынешний Вселенский Патриарх Варфоломей своими патриаршими письмами 1992 и 1997 годов признавал каноническую юрисдикцию Московского Патриархата над Киевской митрополией и уважал канонические прещения, наложенные на ныне очищенных и восстановленных изверженных из сана и раскольнических клириков».



Не соответствует действительности утверждение Блаженнейшего Архиепископа Иеронима, будто «из-за отсутствия Московского Патриархата» на Критском Соборе 2016 г. «не представилась возможность обсуждения вопроса о предоставлении автокефалии». В действительности тема автокефалии была исключена из повестки Собора много ранее, по настоянию Патриарха Варфоломея. Теперь становится очевидной причина этого. Ведь на заседаниях Межправославной подготовительной комиссии в 1993 и 2009 годах
представителями всех Поместных Православных Церквей был согласован порядок предоставления автокефалии, который предполагает а) согласие Поместного Собора кириархальной Церкви-Матери на то, чтобы ее часть получила автокефалию; б) выявление Вселенским Патриархом консенсуса всех Поместных Православных Церквей, выражаемого единогласием их Соборов; в) на основе согласия Церкви-Матери и всеправославного консенсуса официальное провозглашение автокефалии посредством издания Томоса, которы
й «подписывается Вселенским Патриархом и свидетельствуется подписями в нем Блаженнейших Предстоятелей Святейших автокефальных Церквей, приглашенных для этого Вселенским Патриархом». Относительно последнего пункта не до конца был согласован лишь порядок подписания Томоса, но это обстоятельство не отменяет достигнутых договоренностей по остальным пунктам. На Синаксисах Предстоятелей 2014 и 2016 годов делегация Московского Патриархата, наряду с представителями некоторых других братских Церквей,
настаивала на включении вопроса об автокефалии в повестку дня Собора. Русская Церковь окончательно согласилась на исключение этой темы из повестки дня Собора лишь после того, как Патриарх Варфоломей в январе 2016 г. в присутствии других Предстоятелей заверил, что у Святейшей Константинопольской Церкви нет намерений осуществлять какие-либо действия, имеющие отношение к церковной жизни на Украине, ни на Святом и Великом Соборе, ни после Собора.



Перечисленные в докладе Блаженнейшего Архиепископа Иеронима и ранее неоднократно опровергнутые аргументы в точности следуют позиции Константинопольского Патриархата. Однако возникают сомнения, разделяет ли их полнота Элладской Православной Церкви. Об отсутствии единомыслия между иерархами Элладской Церкви по данному вопросу и о том, что голоса не согласных с признанием украинского раскола были проигнорированы, свидетельствует митрополит Кифирский Серафим: «Сначала говорили убеленные сединами и весьма
почтенные митрополиты Каристийский Серафим и Илийский Герман, которые с большой мудростью и разумением рассуждали об этой животрепещущей проблеме, признав, что да, Вселенский Патриарх имеет каноническое право предоставлять автокефалию на определенных условиях, но текущая ситуация весьма критическая, и потому требуется необычайная осмотрительность и глубокое изучение и исследование всей этой сложной проблемы без всякой спешки. В том же самом ключе были выдержаны выступления
Преосвященных митрополитов Кесарианийского Даниила, Месогейского Николая, Пирейского Серафима… и мое. Преосвященные митрополиты Дриинопольский Андрей и Этолийский Косма не брали слово, но присоединились к прежде выступавшим Преосвященным архиереям. Отсутствовавшие, но письменно изложившие свою позицию Преосвященные митрополиты Новосмирнский Симеон и Керкирский Нектарий с той же самой чувствительностью и с той же точки зрения подошли к этому серьезному украинскому вопросу».



Митрополит Новосмирнский Симеон в своем письме, обращенном к Собору иерархии и его Блаженнейшему Председателю, отмечает, что предоставление автокефалии Украине при тех условиях, в которых она была предоставлена, «не имеет ничего общего с другими автокефалиями, которые раньше предоставлялись» Константинопольским Патриархатом. Он подчеркивает, что «поспешное признание… раскольников и так называемых "самосвятов" в обход канонической местной Церкви, но также и Московского
Патриархата, которым были осуждены раскольники — и предоставление автокефалии новой церковной структуре порождает оправданные вопросы и вызывает противодействие». Он также указывает на канонически неприемлемый факт существования «двух параллельных местных Церквей» на Украине и уже случившийся повторный раскол внутри «новой церковной структуры, получившей автокефалию». Он прямо упоминает заинтересованность крупных геополитических сил в поспешн
ом предоставлении «автокефалии» раскольникам. Сравнивая сегодняшнее положение Православия с событиями Великого раскола 1054 года, он призывает иерархию «не спешить занять позицию». «Насильственный и поспешный подход к решению вопроса, — говорит митрополит Симеон, — сделает нас уязвимыми и подвергнет риску нашу Церковь. Будет ошибкой считать, что подобного рода подход к вопросу послужит поддержкой Вселенскому Патриархату».



Митрополит Керкирский Нектарий, не имевший возможности присутствовать на внеочередном Соборе иерархии своей Церкви, обратился к Собору с письмом, в котором призывает «отложить принятие решения». Он отмечает, что настоящее «время — неподходящее, чтобы принимать решение по данному острому вопросу, в том числе и по той причине, что геополитические условия на широчайшем пространстве отстоят от нормы, и в результате, какое бы решение ни было вероятным, оно создаст трудности нашему
отечеству». Он также призывает Элладскую Церковь «взять на себя роль посредника», чтобы начать диалог между Константинопольским и Московским Патриархатами.



Митрополит Пирейский Серафим, известный как специалист по церковно-каноническому праву, не только представил вниманию Собора исчерпывающее исследование, в котором убедительно опровергал аргументацию, изложенную в докладе Предстоятеля Элладской Церкви, но и в своих устных выступлениях подверг острой критике так называемый «объединительный собор» раскольников. Он подчеркнул, что «так называемый "объединительный собор" не имеет силы, поскольку состоял из мирян, и предоставление
автокефального статуса этой несуществующей "церковной" структуре также оказывается недействительным». Он далее отметил, что все попытки оправдать это «каноническое беззаконие» аномальной канонической практикой, «со ссылкой на Оттоманское пленение Церкви» и трудный период, когда ряд Поместных Церквей напрямую зависел от Константинопольского Патриарха, «замалчивают канонический церковный порядок Святых Вселенских Соборов». &laqu
o;Я потребовал, — свидетельствует митрополит Серафим, — от Священного Синода Элладской Церкви созыва Всеправославного Собора для разрешения этого сложнейшего вопроса, к которому, к сожалению, примешивается геополитика, или даже геостратегия, оказывающая влияние на всех Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей. Одновременно я поставил на вид Синодальной комиссии по межправославным и межхристианским отношениям, что она не представила Постоянному Священному Синоду, Блаженнейшему
Председателю Иерархии Элладской Церкви ни какого-либо доклада о мнениях по данному вопросу других Автокефальных Православных Церквей, ни оценки возможных последствий для единства Церкви, в случае разрыва общения Русской Церковью и ее признанием старостильников в Греции. В то же время я ответил Председателю комиссии по церковно-каноническим вопросам, что митрополит Онуфрий не имел никакой возможности принимать участия в так называемом "объединительном соборе", как не мог бы
Блаженнейший Архиепископ Афинский участвовать вместе с самопровозглашенным "Архиепископом Афинским" Парфением Везиреасом — диаконом Элладской Церкви, изверженным из сана».



Коммюнике внеочередного Собора иерархии сообщило о решении, принятом по итогам обсуждения данного доклада. Но кто именно принял это решение и в какой форме — остается неясным. Целый ряд авторитетных иерархов обращал внимание Собора на критическое положение мирового Православия, на необходимость чрезвычайной осторожности и глубокого изучения проблемы — без какой-либо спешки и давления извне. Несколько митрополитов, в том числе и отсутствовавших на Соборе, письменно обратились к Собору с призывом
отложить решение вопроса.



Решения Собора иерархии в Элладской Церкви принимаются голосованием всех участников. Однако ни по вопросу о признании украинских неканонических сообществ, ни по вопросу об утверждении решений Постоянного Священного Синода Элладской Православной Церкви по Украине голосование епископата не проводилось. Об этом, в частности, заявил митрополит Кифирский Серафим: «Как известно, решения в нашей Церкви принимаются голосованием: либо поднятием руки, либо открытым, либо тайным, либо путем опроса всех
участников собрания. Может быть, в пользу автокефалии было бы подано достаточное количество голосов, но немало было бы и тех, кто придерживается противоположной точки зрения, а также тех, кто своим молчанием присоединились бы ко вторым».



В открытом доступе отсутствует официальный документ за подписями греческих архипастырей, который можно было бы считать свидетельством единого соборного решения Поместной Церкви. Более того, весьма быстро было распространено известие о том, будто Элладская Православная Церковь признала украинскую автокефалию, что не соответствует ни тексту коммюнике, ни позиции многих участников Собора. Возникают серьезные опасения, что соборный способ принятия решений, освященный словами святых апостолов: «Угодно
Святому Духу и нам» (Деян. 15, 28), — и тысячелетней историей Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, в данном случае был нарушен.



Если украинский раскол будет действительно признан Элладской Православной Церковью или ее Предстоятелем — в форме совместного служения, литургического поминовения лидера раскола или направления ему официальных грамот — это станет печальным свидетельством углубления разделения в семье Поместных Православных Церквей. Полнота ответственности за это разделение ляжет, прежде всего, на Патриарха Константинопольского Варфоломея и на те внешние политические силы, в интересах которых был
«легализован» украинский раскол. Вместо того, чтобы признать допущенную ошибку и попытаться исправить ее путем всеправославного обсуждения, Патриарх Варфоломей блокировал любые переговорные инициативы на этом направлении и на протяжении года, по многим свидетельствам, оказывал беспрецедентное давление на иерархов Элладской Церкви, требуя от них признания раскольников. Он неоднократно заявлял о признании Элладской Церковью неканонических лже-иерархов Украины как о деле решенном,
словно бы речь не шла о независимом решении автокефальной Православной Церкви. Положение Элладской Церкви, существенно ограниченной в своем автокефальном устройстве, осложняется двойной юрисдикцией значительной части ее епископата, канонически зависящей от Константинополя: этим иерархам, например, рассылались циркуляры из Константинопольской Патриархии с требованием немедленно признать новосозданную псевдо-церковную структуру. Тем, кто нашел в себе смелость открыто обличать заблуждения
Константинопольского Патриарха и вступать в дискуссию с ним, угрожали, к ним требовали применить дисциплинарные меры, их обвиняли в предательстве и недостатке патриотизма.



Печально, что таким образом исторические заслуги греческого народа в распространении Православия размениваются на сиюминутные политические выгоды и поддержку чуждых Церкви геополитических интересов. Но эти спекуляции на национальных чувствах не будут иметь успеха. Они не смогут подорвать единство нашей веры, купленное кровью новомучеников и исповедников наших Церквей. Они не прервут единство нашей аскетической традиции, созидавшейся подвигами многих преподобных отцов и подвижников. Они не уничтожат вековую
дружбу греческого и славянских народов, оплаченную кровью русских воинов и закаленную в общей борьбе за свободу братского греческого народа.



Мы дорожим молитвенным общением с нашими собратьями в Элладской Православной Церкви и будем сохранять с ней живую молитвенную, каноническую и евхаристическую связь — чрез всех тех архипастырей и пастырей, кто уже выступил или в дальнейшем выступит против признания украинского раскола, кто не запятнает себя сослужением с раскольническими лже-иерархами, но явит пример христианского мужества и твердого стояния за истину Христову. Да укрепит их Господь в исповедническом подвиге, молитвами святителей Марка
Эфесского и Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника и всех тех греческих святых, которых почитали и чтут у нас, на Святой Руси.



Вместе с тем мы помним, что священные каноны Церкви осуждают тех, кто вступает в молитвенное общение и сослужение с изверженными из сана и отлученными от общения (Апост. 10, 11, 12; I Всел. 5; Антиох. 2 и др.). В связи с этим прекращаем молитвенное и евхаристическое общение с теми архиереями Элладской Церкви, которые вступили или вступят в таковое общение с представителями украинских неканонических раскольнических сообществ. Мы также не благословляем совершение паломнических поездок в епархии, управляемые
означенными архиереями. Соответствующая информация будет широко распространена среди паломнических и туристических организаций стран, составляющих каноническую территорию нашей Церкви.



Священный Синод Русской Православной Церкви уполномочивает Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прекратить поминовение имени Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады в диптихах в случае, если Предстоятель Элладской Церкви начнет за богослужениями поминать главу одной из украинских раскольничьих группировок или предпримет иные действия, свидетельствующие о состоявшемся признании им украинского церковного раскола.


============================================================


В храме Благовещения на Васильевском острове обнаружили уникальную живопись

17.10.2019 13:59
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85074
------------------------------------------------------------




Фото: пресс-служба Смольного



Санкт-Петербург, 17 октября. Уникальный рисунок открылся во время реставрации интерьеров нижнего храма церкви Благовещения на Васильевском острове, сообщает газета «Санкт-Петербургские ведомости». Храм Благовещения – один из старейших в городе, он был освящен в 1762 году святителем Тихоном Задонским. Реставрационные работы в храме ведутся на протяжении последних двадцати лет.



Подобная живопись к настоящему времени не была обнаружена ни в одном из храмов Петербурга – это изображение Новозаветной Троицы в центральной части алтарного свода в технике «масло по штукатурке», а также изображение архангела на лицевой поверхности подпружной арки.



При этом архангел – уникальный пример изображения, выполненного в традициях «гризайль», но в принципиально иной – масляной, а не темперно-клеевой технике. Примечательно, что изображения относятся к разным периодам бытования храма на протяжении двух с половиной столетий.


============================================================


РПЦ просит смягчить требования антитеррористической защищенности к храмам

17.10.2019 13:39
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85073
------------------------------------------------------------




Фото: РИА Новости / Виталий Аньков



Москва, 17 октября. Русская Православная Церковь просит внести в обсуждаемый Госдумой законопроект об ответственности за нарушение антитеррористического законодательства изменения, которые предусматривают снижение штрафов для религиозных организаций, сообщила руководитель юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега).



«Сейчас в Госдуме находится, и в скором времени, вероятно, будет принят федеральный закон о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Он предусматривает административную ответственность за нарушение требований антитеррористической защищенности и за воспрепятствование должностному лицу, обеспечивающему соблюдение этих требований», – сказала на заседании президентских советов по правам человека и по взаимодействию с религиозными объединениями Чернега, слова которой
приводит РИА Новости.



Она отметила, что для всех организаций установлена ответственность от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.



«РПЦ инициировала, и межрелигиозный совет поддержал инициативу о снижении штрафов для религиозных организаций до 50-100 тысяч рублей», – пояснила Чернега.



По ее словам, руководителей религиозных организаций «обязывали в течение двухлетнего срока оборудовать храм и другие религиозные объекты дорогостоящими системами инженерной защиты, инженерно-техническими средствами охраны объектов, такими как охранная сигнализация, тревожные кнопки, камеры видеонаблюдения».



Чернега добавила, что это постановление обязывало, чтобы все объекты религиозных организаций охранялись частными охранными организациями, но из-за стоимости не все храмы могут позволить себе такую охрану, а также установку видеокамер для всех объектов вместимостью более тысячи человек.


============================================================


Наследник дома Романовых возглавил первый в России фудшеринговый банк

17.10.2019 13:09
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85072
------------------------------------------------------------




Фасовка продуктовых наборов в фонде продовольствия «Русь». Фото: foodbankrus.ru



Москва, 17 октября. Великий князь Георгий Михайлович Романов, считающийся наследником Дома Романовых, стал председателем управляющего совета Фонда продовольствия «Русь», который занимается промышленным фудшерингом. Об этом пресс-служба фонда объявила в канун Всемирного дня продовольствия ООН 16 октября, информирует «Интерфакс».



Своей первоочередной задачей князь назвал открытие региональных отделений фонда по всей стране, чтобы все нуждающиеся могли получить бесплатные продукты. Избрание он назвал большой ответственностью.



«Помогать нуждающимся — это высокая традиция, установленная моими предками, для которых благотворительность во все времена была первостепенным делом», — отметил он.



Фонд «Русь» с 2012 года обеспечивает едой незащищенные слои населения в России, борется с уничтожением излишков продуктов ради их рационального перераспределения и способствует реализации «Доктрины продовольственной безопасности России». За семь лет фонд спас от уничтожения более 30 тонн продуктов и обеспечил около 150 тысяч человек бесплатной едой и товарами первой необходимости, которые они получали ежемесячно, говорится в пресс-релизе.



Организация распределяет продукты через приходы РПЦ и другие религиозные и благотворительные структуры, а также с помощью органов соцзащиты населения. С фондом сотрудничают крупные российские производители, сети общепита и ритейлеры, с которыми заключены постоянные договоры пожертвования.


============================================================


Ватикан выпустил "умные четки" для молитвы

17.10.2019 12:56
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85071
------------------------------------------------------------




Фото: Daniel Ibanez / CNA



Ватикан, 17 октября. В Ватикане 15 октября презентовали инновационные электронные четки Click to Pray («Нажми и молись»), которые помогут молиться католикам во всем мире, пишет «Российская газета».



Четки выглядят весьма оригинально – их вполне можно использовать в качестве декоративного браслета. Это десять бусин, изготовленных из гематита и черного агата, а также крест со встроенным чипом, внутри которого хранятся все данные.



«Умные» четки синхронизируются через Bluetooth с бесплатным приложением Click to Pray.ERosary, доступным для iOS и Android. Приложение позволяет получить доступ к аудиогиду, многочисленным изображениям, персонализированному молитвенному контенту, а также выучить и произносить традиционную католическую молитву инновационным способом. Интересно, что система активируется, только когда пользователь крестится. Именно в этот момент текст молитвы проявляется на экране смартфона или планшета.







Фото: The Vatican



Для представителей старшего поколения, которые решат приобрести электронный гаджет, будет также представлена возможность читать молитвы традиционным способом, перебирая четки.



Стоимость «умных четок», которые уже доступны на ведущих онлайн-платформах, – 99 евро.


============================================================


Патриарх Кирилл совершил отпевание архимандрита Нестора (Жиляева)

17.10.2019 12:45
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85088
------------------------------------------------------------




Москва, 17 октября. 16 октября в Успенском храме Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря г. Москвы Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин отпевания архимандрита Нестора (Жиляева), почетного настоятеля Троицкого храма поселка Назарьево Одинцовского района Московской области, скоропостижно скончавшегося утром 12 октября на 65-м году жизни, сообщает патриаршая пресс-служба.



Перед началом отпевания Патриарх Кирилл обратился со словом к участникам заупокойного богослужения:



«Я хотел бы обратиться ко всем вам со словом пред гробом усопшего отца Нестора (Жиляева). Вспоминаю его еще совсем молодым человеком, которому не удавалось поступить в духовную семинарию в Троице-Сергиевой лавре ввиду отрицательного отношения к его кандидатуре со стороны светских властей. Мы встретились с ним впервые по просьбе протопресвитера Виталия Борового, у которого отец Нестор духовно окормлялся. В старом здании Отдела внешних церковных сношений отец Нестор поведал мне о своей жизни, о горячем
желании служить Церкви, о трудностях, с которыми он сталкивался всякий раз, когда обращался с просьбой о зачислении в духовную семинарию. Насколько это было в моих силах, я помог отцу Нестору. Правда, ему пришлось поменять свои планы, и он поступил в Ленинградские духовные школы, которые с успехом закончил. Затем по моей инициативе отец Нестор был отправлен на очень ответственное служение в Женеву, где был представителем Русской Церкви при Всемирном совете церквей и настоят
елем нашего храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.



Должен сказать, что отец Нестор особенно проявил себя как настоятель. В то время наш приход в Женеве был немногочисленный, многие люди по политическим соображениям попросту боялись переступать порог храма Московского Патриархата. Дело в том, что в Женеве проживало большое количество представителей так называемой первой волны эмиграции, у которых было очень сдержанное отношение к Советской России, и именно поэтому они воздерживались от посещения нашего храма.



Отцу Нестору удалось расположить к себе верующих, в том числе эту часть паствы. Хорошо знаю, какие добрые отношения связывали его и с теми православными людьми, которые по упомянутой мной причине не имели возможности посещать наш храм.



Почему же люди откликались на слова увещания отца Нестора? Почему следовали его советам? Потому что доверяли отцу Нестору. Он был человек очень искренний и в этом смысле не очень подходил для дипломатической работы. Он говорил правду в глаза, говорил все, что думает по тому или иному вопросу. Именно это качество меня особенно подкупало в нем. В этом смысле он был плохим дипломатом, но хорошим человеком. И люди чувствовали эту его искренность и тянулись к нему.



По окончания своего послушания в Женеве отец Нестор поступил в мое распоряжение, и я направил его в Калининградскую епархию, в город Нестеров, где он успешно совершал служение в качестве настоятеля. Он был очень заинтересован в том, чтобы, по возвращении из Женевы, ему была предоставлена возможность простого приходского служения. Он не хотел работать ни в каких московских церковных учреждениях, а хотел погрузиться в простую пастырскую работу и был благодарен за то, что получил место настоятеля в городе
Нестерове.



Как и в Женеве, вокруг него собралась группа людей, я бы сказал, группа почитателей, которые искренне полюбили отца Нестора, так же, как и клир Калининградской епархии. Затем отец Нестор перешел в Московскую епархию, и я знаю, что и здесь многие оценили его пастырские и человеческие качества. Всегда очень по-доброму отзывался о почившем и владыка митрополит Ювеналий, когда мы в разговоре касались личности отца Нестора. Все это свидетельствовало о том, что он действительно окружен и вниманием, и любовью.



Отец Нестор не отличался хорошим здоровьем, это было заметно, но никто из нас, кто близко его знал, и представить себе не мог, что эта физическая слабость приведет к столь преждевременной кончине. По воле Божией случилось то, что случилось. Но у всех нас, кто его знал и любил, он останется в молитвенной памяти. Призываю всех молиться о нем Господу. Пусть Господь поддержит сегодня всех тех, кто был близок к отцу Нестору, кто особенно переживает его кончину. А в нашей памяти он сохранится как человек
открытый, смелый, преданный Церкви, способный на дружбу и на верность. Да упокоит Господь душу его в Своих небесных обителях. Аминь».



За богослужением предстоятелю РПЦ сослужили патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Новгородский и Старорусский Лев, епископ Видновский Тихон, духовенство Московской областной епархии.



Богослужебные песнопения исполнил хор Георгиевского собора города Одинцово Московской области (регент П.Е. Карпов).



В храме молились настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова), клирики г. Москвы и Московской области, родные и близкие, духовные чада и прихожане почившего пастыря.



Архимандрит Нестор (Жиляев) был погребен на Преображенском кладбище г. Москвы.


============================================================


В Порту проходит Неделя русской культуры

17.10.2019 12:22
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85070
------------------------------------------------------------




Фото: Алексей Белянчев



Порту, 17 октября. С 15 по 18 октября в Порту проходит Неделя русской культуры. В эти дни в городе состоятся выставки, концерты, торгово-экономический форум, а также презентация перевода книги книги игумена Арсения (Соколова) «Иберийская тетрадь» на португальский язык. Об этом сообщает сайт Испано-Португальской епархии РПЦ.



Открытие Недели русской культуры состоялось 15 октября в университете города Порту. В мероприятии приняли участие архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор, президент фонда «Sharing» Сильвио Сантуш, ректор университета Жозе Карлуш Диогу Маркеш душ Сантуш, посол РФ в Португалии Михаил Камынин и другие официальные лица.







Фото: Алексей Белянчев



После этого в помещении музея башни Клеригуш состоялась презентация иконы святых царственных страстотерпцев, которую фонд «Sharing» принес в дар приходу Новомучеников и исповедников Церкви русской в Порту. В ответном слове архиепископ Нестор поблагодарил руководство фонда за подарок и труды в организации Недели русской культуры. Также архипастырь рассказал об особенностях устройства приходов епархии в Португалии, прошедшем накануне освящении духовно-культурного центра в Албуфейре и о планах
строительства храма в Кашкайше. Затем в церкви Клеригуш прошел концерт духовной музыки.



16 октября архиепископ Нестор в составе делегации посетил открытие Российско-Португальского экономического форума в Биржевом дворце, а также открытие выставки, посвященной 240-летию установления дипломатических отношений между Россией и Португалией. Выставка подготовлена совместными усилиями российских и португальских музеев. Вечером в университете состоялся концерт русской фортепианной музыки.


============================================================


В РПЦ считают, что охранники культовых сооружений должны быть верующими

17.10.2019 12:14
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85069
------------------------------------------------------------




Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС



Москва, 17 октября. В Русской Православной Церкви считают, что охрану культовых объектов должны осуществлять верующие люди. Об этом руководитель правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) заявила на заседании постоянных комиссий Совета по правам человека (СПЧ) и Совета при президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями, сообщает ТАСС.



«Во многих случаях, особенно в сельской местности, храмы охраняются церковными сторожами, прихожанами, монашествующими, если речь идет о монастырях, и мы считаем очень важным сохранить эти позиции, потому что культовые объекты должны охранять все-таки верующие люди. А мы знаем, [что те,] кто является сотрудниками частных охранных организаций (ЧОО), зачастую люди либо индифферентные религии, либо люди иного вероисповедания, такое возможно. Поэтому эта позиция для нас очень важна», – заявила
игумения Ксения.



Как сообщалось ранее, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион заявил, что для охранников главное – профессионализм, а не вероисповедание.



«Прежде всего, имеет значение профессионализм этих людей, – цитирует его слова пресс-служба Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. – Это должны быть профессионалы, которые способны быстро отреагировать на чрезвычайное происшествие».


============================================================


Источник сообщил о неофициальных переговорах РПЦ и Элладской Церкви

17.10.2019 11:04
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85068
------------------------------------------------------------




Фото: РИА Новости / Владимир Сергеев



Афины, 17 октября. Элладская Православная Церковь и Русская Православная Церковь неофициально обсуждают способ урегулировать кризиса, возникшего в православии в связи с предоставлением томоса об автокефалии Украине и в отношениях двух церквей в связи с заседанием архиерейского собора Греческой церкви, сообщил РИА Новости источник в церковных кругах Греции.



По его словам, неофициальные переговоры ведутся в связи с предстоящим 17 октября заседанием Синода РПЦ, на котором будут обсуждаться отношения с Элладской Церковью.



«Избежать ухудшения ситуации можно, если РПЦ выступит с предложением к архиепископу Афинскому Иерониму взять на себя роль посредника, чтобы усадить за один стол всех предстоятелей православных церквей, вместе с патриархом Константинопольским, и созвать всеправославный собор для решения проблемы, вызванной украинским вопросом. То есть, для прекращения раскола между Константинополем и Москвой», – сказал собеседник агентства.



По его словам, если будет такое официальное предложение, Иероним должен будет принять его и стать посредником для урегулирования кризиса, это позволит избежать и раскола в греческой церкви.



Сейчас обсуждается такой вариант, сказал собеседник агентства.



«Элладскую Церковь принимает и Константинопольский Патриарх, и Русская Православная Церковь», – добавил он.



«Русская Православная Церковь приняла во внимание мнение всех митрополитов, которые были опубликованы после Собора», – сказал источник.



Он вновь заявил, что нельзя считать принятым решение архиерейского собора о признании автокефалии Украины, несмотря на очередное заявление Синода Элладской Церкви. «Это неправда. Они не ответили на главный вопрос, что не было голосования», – сказал он.



Элладская церковь в субботу признала право Патриарха Константинопольского предоставлять автокефалию и передала архиепископу Иерониму право принимать дальнейшие решения по автокефалии церкви Украины. Официальным окончательным признанием «новой церкви» Украины станет молитвенное поминовение Иеронимом «предстоятеля ПЦУ» Епифания Думенко.



Совместное богослужение планировалось провести 19 октября, но в новой ситуации оно может не состояться.


============================================================


В России обнаружена "вторая память", которая нуждается в этическом осмыслении
Социологи представили исследование "Преодоление трудного прошлого: сценарий для России"

17.10.2019 10:44 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=85066
------------------------------------------------------------




Фото Юлии Зайцевой



Москва, 17 октября, Благовест-инфо. В России есть общественный запрос на разговор о трудном прошлом, но пока нет культурных механизмом для такой масштабной дискуссии. К такому выводу пришли авторы уникального исследования «Преодоление трудного прошлого: сценарий для России», представленного 15 октября на площадке InLiberty. Социологический проект является одной из граней деятельности Форума национального покаяния и возрождения «Имеющие надежду», инициатором которого стало
Пребраженское содружество православных братств.



«В России обнаружена новая форма существования общественной памяти, которую обычно не замечают, если смотреть наше телевидение. Ее можно назвать «второй памятью»», – об этом сообщил участникам дискуссии руководитель исследовательского проекта Григорий Юдин (Московская высшая школа социальных и экономических наук- Шанинка). «Первая память – официозная, помпезная, идеологизированная, в ней присутствует сакрализация Победы. А вторая растет «снизу» и, как
правило, включает личную и семейную историю, травмы прошлого, которые переходят из поколения в поколение», – пояснил Дмитрий Алешковский, соучредитель благотворительного фонда «Нужна помощь» и один из участников форума «Имеющие надежду». По его словам, эта «вторая память» дает шанс по-настоящему пережить трудное прошлое, она взывает к покаянию, которое, в первую очередь, означает осознание того, что произошло в нашей истории в Х
Х веке. Без этого невозможно говорить о будущем.



Что делать с трагическим прошлым? У самых разных стран есть свой опыт «работы с трудной памятью» в ХХ веке, к которому и обратились участники социологического проекта. Г. Юдин рассказал, что они описали этот опыт с помощью четырех параметров: ищут ли эти общества правду о трагедиях или пытаются эти трагедии замолчать? требуют ли общества осуждения преступников? нужен ли суд по поводу случившегося или это кажется обществу излишним? готово ли общество само заниматься работой над преодолением
трудного прошлого или считает, что без государственного вмешательства эту проблему решить невозможно? В орбиту исследования попало 16 стран, у каждой из которых есть свой сценарий работы с трудным прошлым: Северная Ирландия, Польша, Бразилия, США, Перу, Литва, Мозамбик, Япония, Сербия, Испания, ЮАР, Нидерланды, Германия, Зимбабве, Турция, Камбоджа.



Далее ученым предстояло выяснить, к какому условному сценарию тяготеет Россия. Для этого был проведен телефонный опрос 1610 респондентов. Социологи не задавали вопросы в лоб (к примеру, надо ли рассказывать или замалчивать правду о репрессиях в ХХ веке), но предлагали этические дилеммы, основанные на реальных ситуациях и касающиеся как национальной, так и семейной истории. Например, дилемма «говорить или молчать?» выглядела так: «В городской библиотеке открылась выставка, посвященная
репрессиям 30-х годов. Постоянный читатель обнаружил там документы, в которых раскрыты имена организаторов репрессий. Он потребовал закрыть выставку, опасаясь, что потомки этих людей могут пострадать. Как вы считаете, нужно или не нужно закрыть выставку?» Телефонная беседа располагала согласившихся ответить к очень личному разговору: «не об общей травме, которую переживал весь советский народ, а о том, куда сгинула мой прадедушка, почему моя бабушка донесла на своего
отца», прокомментировал один из участников проекта Дмитрий Рогозин (РАНХиГС).



Опрос выявил разнообразие позиций, которые условно можно было бы соотнести с опытом таких стран, как ЮАР, Нидерланды, Сербия, Испания, Северная Ирландия. Дарья Хлевнюк, научный сотрудник Центра исследований современной культуры ИГИТИ НИУ ВШЭ, подчеркнула, что социологи не ставили знак равенства между Россией и этими странами. Речь идет о том, что одна из пяти групп российских респондентов отвечала на вопросы о трудном прошлом примерно так, как ответил бы среднестатический испанец, ирландец и т.д. Поэтому
названия этих стран они взяли в кавычки и подсчитали, для каких групп работает тот или иной сценарий. При этом учитывались разные характеристики отвечающих: от социальных до вероисповедных.







Фото Юлии Зайцевой



Самым большим оказался кластер «ЮАР»: здесь более выражено стремление решать вопросы трудного прошлого через государство, а также с помощью юридических механизмов (суды). Эта группа респондентов выступает за открытое обсуждение трудного прошлого, но не расположена наказывать преступников. Так в ЮАР в 1990-е была организована Комиссия правды и примирения, целью которой был поиск правды о случившемся во время апартеида, но не наказание виновников.



Другая группа россиян тяжело воспринимают исторические травмы и прощение кажется им невозможным, но они надеются на то, что инициативу в поиске правды проявит государство, и это для них приемлемо в форме культурных и образовательных программ, музеев, мемориальных акций. Эта группа была уподоблена условным «Нидерландам» с их проживанием памяти о Холокосте.



Те, кто был отнесен к кластеру «Сербия», предпочитают «не ворошить прошлое», в этой группе социологи не услышали вариантов продуктивного преодоления «трудной памяти».



Об Испании в период Пакта о забвении напоминает модель, которую проговорили россияне из четвертной группы: они не готовы лишний раз поднимать тему исторических конфликтов и искать виноватых, считая, что «за память» ответственно, в первую очередь, государство.



И наконец, социологи выделили среди опрошенных пятый кластер «Северная Ирландия» – в этой стране в 1990-х благодаря низовым инициативам удалось начать разговор о гражданской войне и не осуждать людей, оказавшихся по разные стороны баррикад. Среди россиян этой группы обнаружился наиболее высокий уровень открытости и готовности к прощению, при этом – достаточно высокий уровень недоверия государственным институтам и механизмам. Исследователи считают, что именно носители подобных
представлений могут быть «источником изменений» в работе с трудным прошлым.



Резюмируя, социологи отметили, что россиянам нельзя предложить какой-то один оптимальный сценарий работы с прошлым, в нашей уникальной и разноплановой стране это может быть комбинация лучших элементов из сценариев пяти вышеназванных стран.



Они сформулировали главный результат этого исследования: «россияне готовы — вместе и заново — пережить ХХ век, чтобы он перестал разделять нас на враждующие блоки». Было отмечено, что две дилеммы опроса были связаны с темой покаяния за прошлое своей семьи или страны: «оказалось, что порядка 60% опрошенных не считают такое раскаяние слабостью. Это некий показатель: признавать свою вину, вслух говорить о трагедиях прошлого, чтобы больше их не повторять, — может оказаться по
силам нашему обществу».



По словам Г. Юдина, три из пяти групп скорее хотели бы, чтобы государство так или иначе занималось исцелением памяти. Однако социологи не могут предложить государству такую работу. Пока «надежных инструментов» для коллективного преодоления трудного прошлого в России еще нет, но участники Форума «Имеющие надежду» полны надежд на то, что такие инструменты и площадки со временем появятся. Поэтому они собираются продолжать эту работу в регионах России.



Высоко оценил результаты исследования председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак. По его словам, проект позволил поднять вопрос об этическом измерении проблем исторической памяти, стимулировать «осмысление проблем добра и зла в масштабах истории». Исследование опровергает расхожее мнение, что «народ не готов» говорить о трудном прошлом ХХ века, и задает «человеческое измерение» этому разговору. Те респонденты, которые считают возможным говорить о палачах и
жертвах в своей семье, кто одобряет прецеденты исторического покаяния, – это представители той общественной силы, на которую можно опираться, считает Д. Гасак.



С результатами исследования можно ознакомиться на сайте «Трудная память», там же можно присоединиться к участию в проекте. Впервые публично проект был кратко представлен на христианском форуме «Время мира» в августе этого года в Москве.



Юлия Зайцева


============================================================


Все грани христианского искусства откроет фестиваль "Артос" в октябре

17.10.2019 10:33
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=85067
------------------------------------------------------------




Фото: пресс-служба фестиваля «Артос»



Москва, 17 октября. В столичном парке «Сокольники» 22-28 октября пройдет международный православный фестиваль «Артос», посвященный христианскому искусству. Каждый день гостей фестиваля ждут лекции и беседы со священниками, художниками и экспертами из разных областей искусства, сообщили «Благовест-инфо» в пресс-службе фестиваля.



К 30-летию канонизации Патриарха Тихона на фестивале будет представлена скульптура – бюст Первосвятителя, созданный скульптором Василием Москвитиным. После презентации в Москве этот новый памятник будет установлен в г. Торопце, где будущий Патриарх провел детство.



В круглом столе «Художники о вере» примут участие заслуженный архитектор России Андрей Анисимов, художник Филипп Москвитин, режиссер Александр Куприн и протоиерей Александр Абрамов.



Концерт-встреча протоиерея Михаила Ходанова будет посвящен поэзии Владимира Высоцкого. Протоиерей Андрей Дударев выступит с лекцией «Маяковский и Есенин – пророки Серебряного века». Свою новую книгу «Богу не с кем поговорить» представит протоиерей Андрей Ткачев. Песни собственного сочинения исполнит протоиерей Александр Старостенко. Также с гостями «Артоса» встретится протоиерей Артемий Владимиров.



Все годы переписки императора Николая II и его супруги Александры Федоровны в полном спектре красок и переживаний покажут со сцены артисты театра «Город» (г. Долгопрудный) в спектакле «Письма Государя».



Народные песни прозвучат в исполнении Таисии Краснопевцевой.



Предусмотрена на фестивале и творческая активность: мастер-классы по изготовлению традиционной русской игрушки из лыка, а также по церковнославянской каллиграфии, которую проведут сотрудники «Музея живой истории». На мастер-классе школы звонарей Ильи Дроздихина пройдет презентация уникального прорезного колокола «Святитель Павлин».



В рамках совместного проекта фестиваля «Артос» и «Радио ВЕРА» «Светлый вечер–офлайн» состоится встреча с актером, режиссером и сценаристом Александром Назаровым.



В кинопрограмму фестиваля вошли фильмы о художниках, архитекторах и литераторах, чье творчество пронизано христианской философией.



Вход на все мероприятия свободный.







Ярмарочные площадки «Артоса» соберут более 200 фермерских и монастырских хозяйств из разных регионов России, Греции, Грузии, Израиля, Молдовы, Украины. Здесь представлены книги и периодика, иконы и ювелирные украшения, изделия ремесленных и швейных мастерских. На ярмарке можно приобрести экологические чистые продукты, а в зоне фуд-корта – попробовать грузинские, греческие и традиционные русские блюда.



Подробнее о фестивале и программе можно узнать на сайте expostavros.ru и в социальных сетях: Facebook, Instagram, ВКонтакте, Одноклассники – artosfest.



Адрес: КВЦ «Сокольники», павильон 2, 5-й Лучевой просек, 5A, с. 4.


============================================================

В избранное