25:31
Когда придет Сын человеческий в славе и с Ним
все Его ангелы, Он сядет тогда на царский престол 32
и приведут к Нему все народы. Он разделит всех людей на две
части, как пастух отделяет овец от коз. 33
Он поставит овец по правую руку, а по левую
руку — коз. 34 И скажет тогда
Царь стоящим по правую руку: "Идите сюда, благословенные Моим Отцом!
Владейте предназначенным вам со дня сотворения мира. 35Потому что Я голоден
был — и вы Меня накормили, жаждал —
и вы Меня напоили, был чужестранцем — и вы
Меня приютили, 36
был наг — и вы Меня одели, был болен —
и вы ходили за Мной*, был
в тюрьме — и вы Меня навестили". 37
Тогда ответят праведники: "Господь, когда мы видели
Тебя голодным — и накормили,
жаждущим — и напоили? 38
Когда видели Тебя чужестранцем — и приютили, нагим —
и одели? 39 Когда видели Тебя больным —
и ходили за Тобой и когда навестили Тебя
в тюрьме?" 40 И скажет им Царь
в ответ: "Говорю вам, всё, что вы сделали
для одного из самых малых братьев Моих вы
сделали для Меня".
41
А потом Он скажет тем, кто по левую руку: "Прочь
от Меня, про́клятые! Ступайте в вечный
огонь, предназначенный дьяволу и его
ангелам! 42 Потому что Я голоден был —
и вы Меня не накормили, жаждал —
и вы Меня не напоили, 43
был чужестранцем — и вы Меня не приютили, нагим —
и вы Меня не одели, больным был и в тюрьме —
и вы не позаботились обо Мне". 44
Тогда скажут и они: "Господь, когда мы видели
Тебя голодным, жаждущим, чужестранцем, нагим, больным,
в тюрьме — и не помогли Тебе?" 45 И тогда Он ответит им: "Верно
вам говорю, чего вы не сделали для
одного из самых малых, того и для Меня не сделали". 46 И пойдут они на вечную му́ку,
а праведные — в вечную жизнь.
26
Когда Иисус закончил эту речь, Он сказал ученикам:
2 —
Вы знаете, что через два дня Пасха. Сына человеческого предадут и распнут
на кресте.
3
Тогда же старшие священники и старейшины народа Израиля собрались во дворце
первосвященника по имени Кайафа*(4) и сговорились
тайком схватить Иисуса и убить. (5) "Но только
не в праздник, — говорили они, — как бы не было
смуты в народе".
6
Когда Иисус был в Вифании в доме прокаженного Симона, (7) к Нему
во время обеда подошла женщина с алебастровым сосудом, полным драгоценного
благовонного масла, и возлила благовония Ему на голову.
8
Ученики, увидев это, стали возмущаться:
—
К чему такая трата благовоний? — говорили они. — (9) Ведь
это масло можно было продать за большие деньги и раздать*
бедным!
10
Иисус, заметив их недовольство, сказал:
—
Что вы к ней пристали*? Эта женщина сделала
для Меня доброе дело! (11) Бедные всегда будут
с вами, а Я не всегда буду с вами. (12) Она,
вылив на Мое тело благовония, этим приготовила его к погребению. (13) Верно
вам говорю, во всём мире, всюду, где возвестят эту Радостную Весть,
вспомнят о ней и расскажут о том, что она сделала.
14
Тогда один из двенадцати, тот, кого звали Иуда Искариот, пошел к старшим
священникам (15) и сказал:
"Что вы дадите мне, если я выдам вам Иисуса?" Они отсчитали
ему тридцать серебряных монет. (16) С этих
пор он стал искать удобного случая, чтобы выдать Иисуса.
5.22Совет — это высший религиозно-политический орган, в функции
которого входило и судопроизводство. Он назывался Синедрион (в еврейском
произношении — Санхедри́н), что значит по-гречески "совет".
В Совет входил 71 человек: первосвященник, старшие священники, старейшины
и учителя Закона.
10.4Искариот — точное значение этого слова неизвестно. Возможно,
оно значит "человек из Кериота", или "человек,
который лгал или стал предателем", или "рыжий",
или "красильщик".
25.32
В Палестине днем овцы и козы паслись в одном стаде,
но на ночь их разделяли.
25.33
В библейские времена овцы обычно были белыми, а козы черными.
В раввинистической литературе, а также у Платона и Вергилия
на последнем суде праведные стоят справа, а грешные —
слева.
25.35-36
Здесь перечислены традиционные дела милосердия. Эта притча поразительно похожа
на мидраш на Пс 118 (117). Похожий текст есть и в египетской
Книге Мертвых.
26.2Пасха — самый важный праздник, знаменующий освобождение израильтян
из египетского рабства; он празднуется 15 нисана (март—апрель).
26.3старшие священники и старейшины — т.е. члены Совета (см. прим.
к 5.22). Евангелист не упоминает фарисеев, которые, возможно, не принимали
участия в допросе Иисуса. Во дворце — возможен перевод: "во дворе".
Кайафа был первосвященником с 18 по 36/37 гг.
26.5не в праздник — греческое слово "хеорте́"
("праздник") может означать также толпу паломников, пришедших на праздник.
26.6прокаженного — так как прокаженный был ритуально нечист и не
мог принимать гостей, предполагается, что Симон болел проказой, но был
исцелен или же заболел позже.
26.7Благовонное масло — буквально: "мирра", или смирна.
Так называлось ароматическое масло, добываемое из камеди дерева, произраставшего
в южной Аравии. Оно использовалось для благовоний, им также умащали
тела покойников.
26.12
По обычаю, тела умерших умащались благовонными маслами.