Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

Библия, реинкарнация и всеобщее спасение


Информационный Канал Subscribe.Ru

Библия, реинкарнация и всеобщее спасение

Выпуск 11 (9 мая 2004 г.)


Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении"
Часть V

В шестой главе своей книги, Лосский приводит длинный перечень философов и мыслителей, признававших реинкарнацию. На первый взгляд, этот отрывок не нуждается в комментариях. Но мне все же хочется поделиться отдельными замечаниями.

Ссылка на идеи какого-либо уважаемого человека - очень слабый аргумент в споре, если данный авторитет не признан всеми сторонами. За долгие годы своего существования, человечество изобрело массу религиозных и философских теорий, расходящихся практически по всем вопросам, включая вопрос о вечной судьбе индивидуума. Перечень мыслителей, выступавших против реинкарнации, будет таким же внушительным.

На мой взгляд, обращаться к наследию философов прошлого нужно не для того, чтобы доказать реальность перевоплощения - вряд ли это возможно. Скорее, исторический экскурс поможет нам убедиться, что учение о реинкарнации полностью совместимо с глубоким и вдумчивым отношением к жизни. Оно не противоречит ни вере в Бога, ни вере во Христа, ни философскому методу познания мира. Перевоплощение нельзя рассматривать как предрассудок отсталых дикарей, живущих вдали от магистральных линий развития современной мысли.

Слово Н.О. Лосскому:

"Я не собираюсь излагать различные учения философов о перевоплощении. Только в некоторых случаях будут указаны особенности учения того или другого философа. Глава эта содержит в себе почти только перечень имен философов, придерживающихся учения о перевоплощении, да и то это перечень весьма неполный.

В Индии учение о перевоплощении содержится в Упанишадах, религиозно-философских трактатах. Оно содержится также в философии буддизма. В уме многих христиан учение о перевоплощении тесно связано с буддизмом. Услышав, что кто-то утверждает перевоплощение, они говорят: "значит, вы усвоили это учение буддизма". В действительности, однако, большинство учений о перевоплощении не имеет ничего общего с философиею буддизма. В особенности изложенная мною теория во многом прямо противоположна учению буддизма.

Сущность буддийской теории перевоплощения я изложу, пользуясь исследованием "Проблемы буддийской философии" O.O.Розенберга, талантливого русского ученого, погибшего от сыпного тифа в условиях гражданской войны. В своей книге Розенберг дает "схему основных буддийских учений", более или менее общую "для буддистов всех направлений", пользуясь такими памятниками и источниками, которые до сих пор еще мало изучались европейскими учеными. Конечно, Розенберг излагает не простонародные верования буддистов, а философские теории их. Исходный пункт и основная задача буддийской метафизики, говорит Розенберг, есть анализ человека, именно анализ потока индивидуального сознания. Каждое конкретное переживание, напр. радостное восприятие восхода солнца, можно разложить на ряд элементов... В буддийской философии, говорит Розенберг, "каждый элемент, в свою очередь, рассматривается как цепь моментов". "Согласно трактату Абидармакоша, момент равняется 1/75 секунды, а по другим, напр. по позднейшей бирманской традиции, момент - биллионная часть сверкания молнии. Видение солнца в течение секунды есть поэтому цепь мгновенных действий, "актов", световых явлений, явлений круглой формы и т. д.". "Человеческая личность с ее переживаниями как предметов внешнего, так и явлении внутреннего мира оказывается сведенной на поток ежемгновенно сменяющихся комбинаций мгновенных же элементов. Поэтому нет ни солнца, ни человеческого я, нет ничего постоянного, кроме вихря элементов, слагающихся каким-то закономерным образом; в результате получается сложное явление "человек, видящий предметы и переживающий психическую жизнь", а не человек и предмет отдельно"...

"Свободы в таком мире быть не может; течение его представляется буддизму как цепь необходимых неотвратимых явлений, обусловленных какою-то не зависящею от сознательных существ необходимостью. Личное индивидуальное бессмертие отрицается здесь. В простонародья у буддистов сохраняется первобытное учение о переселении душ, но философия буддизма истолковывает его так, что оно перестает содержать в себе признание бессмертия. "Следует иметь в виду", говорит Розенберг, "что не какая-либо душа переходит из одного тела в другое или из одного мира в другой, а что данный один и тот же внеопытный комплекс дхарм" (словом "dharma" означается неизвестный трансцендентный носитель мгновенного элемента)... Следовательно, ничего, собственно, не перерождается, происходит не трансмиграция, а бесконечная трансформация комплекса дхарм, совершается перегруппировка элементов-субстратов, наподобие тому, как в калейдоскопе те же части-цы группируются в новые, более или менее похожие друг на друга фигуры, но все же индивидуально различные, никогда не повторяющиеся".

"Без сверхвременного субстанциального центра личности невозможно для нас достижение индивидуальной и в то же время абсолютной полноты бытия. Отсюда понятно, что буддист, понимая личность только как комплекс происходящих мгновенных событий, замкнутых в себе, считает личное бытие злом, и сущность его он видит только в себялюбии. Посредством определенной системы упражнений он старается уничтожить в себе всякое желание и любовь к жизни, чтобы достигнуть уничтожения своей личности. Направив все внимание лишь на временное бытие, буддист не замечает, что личность может быть источником не только себялюбия, но и бескорыстной любви к абсолютным ценностям и центром бесконечного творчества, создающего абсолютную полноту бытия".

"В древней греческой философии сторонниками учения о перевоплощении были Пифагор и его школа, Эмпедокл, Платон, новопифагорейцы, Плутарх, Плотин и основанная им школа новоплатонизма, гностики..."

"Среди христианского духовенства широко распространено мнение, что Ориген был сторонником учения о перевоплощении и что он был осужден на пятом вселенском соборе. В действительности Ориген, по-видимому, не высказывал учения о перевоплощении и Церковью оно не было осуждено".

"В средние века и в эпоху Возрождения учение о перевоплощении встречается в Каббале, у Виклефа (Wycleff, 1320 – 1384), у Цвингли (Zwingli, 1484 – 1531), у Кардана, Телезия, Джордано Бруно, у Франца Меркурия Ван-Гельмонта (F. Мегси-rius van Helmont, 1618 – 1699).

Впервые в новой философии появилось учение о перевоплощении, вполне удовлетворяющее требованиям разума. Выработал его гениальный философ Лейбниц (1646 – 1716)".

"Вслед за Лейбницем в XVIII в. наиболее разработанное учение о перевоплощении развил швейцарский натуралист и философ Шарль Боннэ (Воп-пеl, 1720 – 1793). Подобно Лейбницу, он утверждает, что смерть не есть отделение души от всего своего тела; умирая, душа сохраняет часть своего тела и развивает новое тело, более совершенное..."

"К учениям Лейбница и Боннэ сочувственно относился Гете. Беседуя с Эккерманом, он сказал:

"Для меня убеждение в нашем будущем существовании возникает из понятия деятельности; ибо если я неустанно действую до конца моей жизни, то природа обязана дать мне иную форму существования, когда эта теперешняя уже не в силах будет удерживать мой дух" (4.11.1829). "Я не сомневаюсь в продолжении нашего существования, так как природа не может обойтись без энтелехии. Но не все мы бессмертны в одинаковой мере, и кто хочет в грядущем проявить себя как великую энтелехию, должен уже теперь быть ею".

Примечание: Книга Н.О. Лосского "Учение о перевоплощении" опубликована по адресу:
http://www.krotov.info/libr_min/l/lossk_v/lossky_n_metem.html


В следующем выпуске читайте:

Н.О. Лосский и его книга "Учение о перевоплощении" (продолжение)

Предыдущие статьи:

Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении". Часть IV  |   Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении". Часть III  |   Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении". Часть II  |   Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении". Часть I  |   Уильям Баркли о всеобщем спасении  |   Николай Бердяев о реинкарнации  |   Николай Бердяев об аде  |   Буква и дух Писания  |   Белые пятна на "Библейской карте мира"  |   Реинкарнация: почему о ней стоит говорить

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он цитирует.

(c) 2004, Universalist.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное