Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Большая советская энциклопедия и К


Здравствуйте!

Вас приветствует автор рассылки Литвинов Александр.

Сегодня поговорим о Достоевском из БСЭ-3.

ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович [30.10(11.11).1821, Москва,- 28.1(9.2). 1881, Петербург], русский писатель. Род. в семье лекаря Мариинской больницы для бедных. Окончив в 1843 Петерб. военно-инж. уч-ще, был зачислен на службу в чертёжную инженерного департамента, но через год вышел в отставку. Первый роман Д. "Бедные люди" (1846) выдвинул его в ряд признанных писателей гоголевского направления - натуральной школы. В. Г. Белинский высоко оценил роман за изображение социальной трагедии "маленького человека". В след. повести "Двойник" (1846) Белинский отметил "огромную силу творчества" Д., глубину концепции, но критически отозвался о "фантастическом колорите" этого произведениями. Поли. собр. соч., т. 10, 1956, с. 40, 41). Позднее появились "Белые ночи" (1848) и "Неточка Незванова" (1849). В них явственнее обнаружились те черты реализма Д., к-рые выделяли его из среды писателей натуральной школы,- углублённый психологизм, исключительность характеров и ситуаций.

Мировоззрение Д. формировалось под влиянием демократич. и социалистич. идей Белинского, теорий франц. социалистов-утопистов, особенно Ш. Фурье. С 1847 Д. посещал общество М. В. Петрашевского; с 1848 стал активным участником революц. кружков Н. А. Спешнева и С. Ф. Дурова. На собраниях петрашевцев Д. дважды читал запретное письмо Белинского к Гоголю. Привлечённый по делу петрашевцев, Д. в 1849 был приговорён к смертной казни, к-рую перед самым расстрелом заменили 4-летней каторгой с последующим определением в рядовые. На каторге у Д. усилились эпилептич. припадки, к к-рым он был предрасположен. В 1859 он получил разрешение на переезд в Петербург; опубл. повести "Дядюшкин сон" (1859), "Село Степанчиково и его обитатели" (1859), роман "Униженные и оскорблённые" (1861). Крупнейшим произв., написанным вскоре после каторги и о каторге, явились "Записки из Мёртвого дома" (1861-62). Изображение страданий людей из народа прозвучало сильным обвинением кре-постнич. строю. И. С. Тургенев сравнивал "Записки..." с Дантовым "Адом", а А. И. Герцен - со "Страшным судом" Микеланджело. В атмосфере обществ, подъёма 1859-61 и последующего разгрома революц. движения Д. активно участвовал в обществ, жизни России. В эти годы он сблизился с лит. критиком А. А. Григорьевым, философом Н. Н. Страховым. В журн. -"Время" и "Эпоха", к-рые Д. издавал вместе с братом М. М. Достоевским, писатель пропагандировал теорию т. н. почвенничества. Резко критикуя порядки крепостнич. России, разложение дворянства, рост новых капиталистич. форм эксплуатации, он вместе с тем полагал, что особый путь историч. развития России поможет ей избежать революц. потрясений, приведших в Зап. Европе к торжеству бесчеловечных законов капитализма.

Д. возлагал надежды на сближение интеллигенции, оторвавшейся от "почвы", с народом, на нравств. совершенствование. В свете этого своего идеала он гневно обличал зап.-европ. бурж. цивилизацию ("Зимние заметки о летних впечатлениях", 1863) и духовное "подполье" индивидуалиста ("Записки из подполья", 1864). Д. полемизировал с идеологами революц. демократии (журн. -"Современник") и особенно с радикалами-позитивистами (журн. "Русское слово") -о путях обществ, преобразований, проблемах этики, отношении к народу, о сущности иск-ва.

В 60-70-е гг. Д. создал свои наиболее выдающиеся романы: "Преступление и наказание"(1866),"Идиот" (1868),"Бесы" (1871-72), "Подросток" (1875) и "Братья Карамазовы" (1879-80), в к-рых отражены его важнейшие философские, социальные, нравственные искания. В 1873-74 он редактировал журн. "Гражданин" (изд. совм. с кн. В. П. Мещерским), где начал печатать "Дневник писателя", к-рый отд. выпусками продолжал издавать ежемесячно в 1876-77, один выпуск в 1880, один - в 1881.

Наряду с размышлениями на злободневные темы обществ, жизни, лит.-критич. откликами и воспоминаниями в них помещено неск. художеств, произв.: "Мальчик у Христа на ёлке", "Кроткая", "Сон смешного человека" и др. В "Дневнике писателя" опубл. и речь об А. С. Пушкине, в к-рой Д., изложив своё понимание нац. значения поэта, раскрыл свои нрав-ственно-филос. идеалы.

В творчестве Д. отразились противоречия действительности и обществ, мысли в эпоху острой ломки социальных отношений в России и в Зап. Европе. Новый бурж. строй приводил к кризису обществ, идеалов, шаткости нравств. жизни. Д. писал о себе: "...Я - дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоило и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных" (Письма, т. 1, 1928, с. 142). Основа реалистич. творчества Д.- мир человеческих страданий, трагедия ущемлённой и униженной личности. Гениально владея иск-вом психологич. анализа, Д. показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; появляется, с одной стороны, ощущение своего ничтожества, с другой - зреет потребность протеста. Д. прозорливо увидел рост буржуазного индивидуализма, идеологии "наполеонизма". Так возникает галерея персонажей от "подпольного человека" в "Записках из подполья" до Ивана Карамазова в "Братьях Карамазовых". Отстаивая свободу личности, Д. вместе с тем считал, что неогранич. своеволие влечёт за собой антигуманистич. действия. Преступления он рассматривал как наиболее типичное проявление закона индивидуалистич. самоутверждения. Перенося принципы художеств, исследования личности на область обществ, отношений, Д. видел в революц. движении своей эпохи лишь анархо-индивидуали-стич. бунтарство (роман "Бесы"). Он опасался, что в революц. практике может восторжествовать безнравственная идея: цель оправдывает средства. Материалом для его художеств. обобщений в области политики служили деятельность таких современников, как М. А. Бакунин и С. Г. Нечаев, у к-рых идеи социализма представали в извращённом мелкобуржуазном виде, а также опыт бурж. революций, в к-рых беспощадно подавлялись требования трудового народа. Мечта сохранить веру в человека, обрести идеал, основанный на победе доброго начала, влекла Д. к образу Христа, в к-ром, по мысли писателя, воплощены высшие нравств. критерии. Однако историч. опыт неумолимо опровергал эту веру, свидетельствуя, что христианство не способно создать рай на земле. Иван Карамазов, повторяя тезис Вольтера, восклицает: "Я не бога не принимаю, пойми ты это, я мира, им созданного, мира-то божьего не принимаю и не могу согласиться принять" (Собр. соч., т. 9, 1958, с. 295). В "Легенде о великом инквизиторе", являющейся филос. кульминацией "Братьев Карамазовых", Д. выступает против теории "счастливого" общества, в к-ром уничтожается свобода человека, его духовные интересы. Героям, владеющим силой аналитического все-разрушающего разума, Д. противопоставляет таких людей, к-рые обладают добротой сердца, наделены тонкой душевной интуицией. Таковы Соня Мармеладова ("Преступление и наказание"), Лев Мышкин ("Идиот"), Алёша Карамазов ("Братья Карамазовы"), готовые пострадать за всё человечество. О романе "Идиот" Д. писал: "Главная мысль романа -изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь" (Письма, т. 2, 1930, с. 71). Однако трагедия Мышкина - в несоответствии идеально доброго, доверчивого правдолюбца реальной жизни. Поэтому он и смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с к-рым он ассоциируется в романе. Полагая, что невозможно построение общества на основах пауки и разума, Д. вместе с тем признавал "реальность и истинность требований коммунизма и социализма..." ("Литературное наследство", т. 83, 1971, с. 446). Исследуя "глубины души", он считал недостаточными социальные средства борьбы со злом и искал нравств. опору для человечества в идее бога. В "Дневнике писателя" (1877) Д. утверждал: "...зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, ...ни в каком устройстве общества не избегнете зла..." (Поли, собр. художественных произведений, т. 12, 1929, с. 210). В то же время он писал: "...люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей" (там же, с. 122). Т. о., и в решении проблемы добра и зла писатель был глубоко противоречив.

Д. создал особые формы реалистич. творчества, к-рые охарактеризовал след, образом: "У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве) и то что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для... меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казенный взгляд на них по-моему не есть еще реализм, а даже напротив" (Письма, т. 2, с. 169). Он сочетал силу гениального психолога, интеллектуальную глубину мыслителя и страстность публициста. Д.- создатель идеологич. романа, в к-ром развитие сюжета определяется гл. обр. борьбой идей, столкновением мировоззрений, воплощённых в характерах персонажей-идеологов. В рамках детективного сюжета он ставил со-циально-филос. проблемы. Динамичность композиции, драматич. напряжённость в развитии конфликтов, экспрессивность и сгущённость слога служили целям воплощения сложных нравственно-психоло-ги-ч. и социально-филос. проблем.

Романы Д. полифоничны. "Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского",- пишет М. М. Бахтин, первым исследовавший полифонизм творчества Д. ("Проблемы поэтики Достоевского", 1963, с. 7). Но при этом авторское отношение к миру раскрывается в произведениях Д. с большой силой и полнотой. Полифоничность художественного мышления Д. была отражением того "многоголосия" самой социальной действительности, к-рое он гениально обнаружил в сер. 19 в. и к-рое достигло крайнего напряжения в 20 в. Этим и объясняется мощное воздействие Д. не только на художественную культуру, но и на филос. и эстетич. мысль 20 в. Противоречивость творчества Д. определила прямо противоположные интерпретации его деятельности как художника и мыслителя. Одна группа бурж. философов считала Д. христианским вероучителем (В. В. Розанов, Д. С. Мережковский, Н. А. Бердяев). Другие стремились превратить его в предшественника ницшеанских идей анар-хо-бурж. индивидуализма. Большое внимание уделяют творчеству писателя представители экзистенциализма, стремясь изобразить Д., наряду с С. Кьеркегором и ф. Ницше, своим идейным предшественником. В марксистской критике признание гениальности Д. как художника сопровождалось борьбой против его реакц. идей. В статьях А. В. Луначарского с марксистских позиций охарактеризованы противоречия мировоззрения Д.

Гуманистический антибуржуазный характер реализма Д., в высокой степени свойственное ему искусство создания интеллектуального романа оказали огромное влияние на рус. и мировую литературу.

Соч.: Поли. собр. художественных произведений, под ред. Б. В. Томашевского и К. Халабаева, т. 1-13, Л., 1926-30; Собр. соч., под общей ред. Л. П. Гроссмана и др., т. 1 - 10, М., 1956 - 58; Письма. 1832 - 1881, под ред. и с прим. А. С. Долинина, т. 1 - 4, М.- Л., 1928-59.

Лит.: Луначарский А. В., Собр. соч., т. 1, М., 1963, с. 157-99; его же, Вступительное слово на вечере, посвященном Ф. М. Достоевскому, 29 ноября 1929 г., в кн.: Литературное наследство, т. 82, М., 1970; Ф. М. Достоевский в русской критике. Сборник статен (ст. В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Н. К. Михайловского, М. Горького и др.), М., 1956; Переверзев В. Ф., Творчество Достоевского, [2 изд.], М., 1922; Гроссман Л. П., Жизнь и труды Ф. М. Достоевского, М.-Л., 1935; его ж е, Достоевский, 2 изд., М.,1965; Шкловский В., За и против. Заметки о Достоевском, М., 1957; Творчество Ф. М. Достоевского, М., 1959; Долинин А. С., Последние романы Достоевского, М.- Л., 1963; Фридлендер Г. М., Реализм Достоевского, М.- Л., 1964; Кирпотин В. Я., Ф. М. Достоевский. Творческий путь (1821 - 1859), М., 1960; его же, Достоевский в шестидесятые годы, М., 1966; его же, Разочарование и крушение Родиона Раскольни-кова, М., 1970; Чирков Н. М., О стиле Достоевского. Проблематика. Идеи. Образы, М., 1967; Кудрявцев Ю. Г., Бунт или религия. (О мировоззрении Ф. М. Достоевского), [М.], 1969; Бельчиков Н. Ф., Достоевский в процессе петрашевцев, М., 1971; Достоевский и его время. [Под ред. В. Г. Базанова и Г. М. Фридлендера], Л., 1971; Сучков Б., Великий русский писатель, "Литературная газета", 1971, 17 ноября; Храпченко М., Достоевский и его литературное наследие, "Коммунист", 1971, N 16; Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников, т. 1-2, М., 1964; Достоевская А. Г., Воспоминания, М., 1971; Описание рукописей ф. М. Достоевского, под редакцией В. С. Нечаевой, М., 1957; Ф. М. Достоевский. Библиография произведений ф. М. Достоевского и литературы о нем. 1917 - 1965, М., 1968; Меieг-G r a f e J., Dostojewski als Dichter, В., 1925; Kaufmann W., Existentialism from Dostbjovsky to Sartre, Cleveland -N. Y., [1968]. А.А.Белкин.

------------------------

НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА, условное название начачьного этапа развития критич реализма в рус лит ре 40 х гг 19 в Термин "Н ш ", впервые употребленный Ф В Булгариным в пренебрежит характеристике творчества молодых последователей H В Гоголя (см газ "Северная пчела" от 26 янв 1846), был утвержден в лит -критич обиходе В Г Белинским, к-рый полемически переосмыслил его значение "натуральное", т е безыскусственное, строго правдивое изображение действительности Мысль о существовании лит "школы" Гоголя, выражавшей движение рус лит ры к реализму, Белинский развил раньше (CT "О русской повести и повестях г Гоголя", 1835, и др ), развернутая характеристика H ш. и ее важнейших произв содержится в его статьях "Взгляд на русскую литературу 1846 года", "Взгляд на русскую литературу 1847 года", "Ответ „Москвитянину"" (1847) Выдающуюся роль собирателя лит сил H ш сыграл H А Некрасов составивший и выпустивший в свет ее гл издания - альманах "Физио логия Петербурга" (ч 1-2, 1845) и "Петербургский сборник" (1846) Печатными органами H ш стали журн Отечественные записки" и "Современник" Для H ш характерно преим внимание к жанрам художеств прозы ("физиологический очерк", повесть, роман) Вслед за Гоголем писатели H ш подвергали сатирич осмеянию чиновничество (напр , в стихах Некрасова), изображали быт и нравы дворянства ("Записки одного молодого человека" А И Герцена, "Обыкновенная история" И А Гончарова и др ), критиковали темные стороны городской цивилизации ("Двойник" Ф М Достоевского, очерки Некрасова, В И Даля, Я П Буткова и др ), с глубоким сочувствием изображали "маленького человека" ("Бедные люди" Достоевского "Запутанное дело" M E Салтыкова Щедрина и др ) От А С Пушкина и M Ю Лермонтова H ш восприняла темы "героя времени" ("Кто виноват?" Герцена, "Дневник лишнего человека" И С Тургенева и др ), эмансипации женщины ("Сорока воровка" Герцена, "Полинька Сакс" А В Дружинина и др ) H ш новаторски решала традиционные для рус лит ры темы (так, "героем времени" становился разночинец "Андрей Колосов" Тургенева, "Доктор Крупов" Герцена, "Жизнь и похождения Тихона Тросникова" Некрасова) и выдвигала новые (правдивое изображение жизни крепостной деревни "Записки охотника " Тургенева, "Деревня " и " Антон-Горемыка" Д В Григоровича и др ) В стремлении писателей H ш быть верными "натуре" таились различные тенденции творческого развития - к реализму (Герцен, Некрасов, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Салтыков Щедрин) и к натурализму (Даль, И И Панаев, Бутков и др ) В 40 е гг эти тенденции не обнаружили четкого разграничения, порой сосуществуя в творчестве даже одного писателя (напр , Григоровича) Объединение в H ш MH талантливых писателей, ставшее возможным на почве широкого антикрепостнич фронта, позволило школе сыграть важную роль в становлении и расцвете рус лит ры критич реализма Влияние H ш сказалось также в рус изобразит (П А Федотов и др ), музыкальном (А С Даргомыжский, M П Мусоргский) иск-вах

Лит Цейтлин А Г, Становление реализма в русской литературе, M , 1965; Кулешов В И, Натуральная школа в русской литературе XIX в , M , 1965; Манн Ю В , Философия и поэтика "натуральной школы", в KH Проблемы типологии русского реализма, M , 1969 В И Кулешов.

--------------------------------------

ПЕТРАШЕВСКИЙ (Буташевич-Петрашевский) Михаил Васильевич [1(13).11.1821, Петербург, - 7(19). 12.1866, с. Бельское, ныне Красноярского края], русский революционер. Сын врача, дворянин. Окончил Царскосельский лицей (1839) и юрид. ф-т Петерб. ун-та (1841). Служил переводчиком в Мин-ве иностр. дел. Редактор и автор большинства теоретич. статей Карманного словаря иностранных слов (в. 2, 1846), в к-ром пропагандировались демократич. и материалистич. идеи, принципы утопич. социализма. С 1844 в доме П. проходили собрания; с 1845 они стали еженедельными ("пятницы") и получили известность среди прогрессивной общественности (см. Петрашевцы). Участники "пятниц" пользовались библиотекой П., в к-рой были собраны запрещённые книги по материалистич. философии, утопич. социализму и истории революц. движений. П. признавал себя сторонником Ш. Фурье, выступал за демократизацию политического строя России и освобождение крестьян с землёй. В кон. 1848 участвовал в совещаниях, посвящённых организации тайного об-ва, был сторонником длительной подготовки народных масс к революц. борьбе. В 1849 арестован, приговорён к расстрелу, заменённому бессрочной каторгой, к-рую отбывал в Вост. Сибири. С 1856 ссыльнопоселенец, жил в Иркутске, организовал газ. "Амур" (1860). За выступления против произвола местных властей в февр. 1860 выслан в Минусинский округ. С документами о деле петрашевцев и с судьбой П. ознакомили Россию издатели "Колокола".

Соч. в кн.: Дело петрашевцев, т. 1, М.- Л., 1937; в кн.: Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. М., 1953.

Лит.: Семевский В. И., М. В. Буташевич-Петрашевский и петрашевцы, М., 1922; Никитина Ф. Г., Общественно-политические и философские взгляды М. В. Буташевича-Петрашевского, в сб.: Из истории русской философии XVIII - XIX вв., М., 1952; Прокофьев В., Петрашевский, М., 1962; Дулов А. В., Сибирская публицистика М. В. Петрашевского, "Тр. Иркутского университета", 1970, т. 59. Серия историческая, в. 2. В. Р. Лейкина-Свирская.

--------------------------------

"ВРЕМЯ", ежемесячный литературный и политический журнал, издававшийся в Петербурге в 1861-63 М. М. Достоевским при ближайшем . участии Ф. М. Достоевского. Лит. критику представляли А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов. Ф. М. Достоевский опубликовал в журнале "Записки из Мёртвого дома", "Униженные и оскорблённые", статьи о рус. лит-ре. "В." было органом почвенничества, выступавшего за сближение дворянской интеллигенции с народом, с "почвой". Взгляды эти близки к славянофильским. "В." полемизировало с журн. "Современник". Продолжением "В." явился журн. "Эпоха" (1864-65). Лиг".: Долинин А. С., К цензурной истории первых двух журналов Достоевского, в кн.: Ф. М.Достоевский. Статьи и материалы, сб. 2, Л.- М., 1924; Кирпотин В. Я., Достоевский к шестидесятые годы, М., 1966. У. Гуралъник.

----------------------------

"ЭПОХА", русский ежемесячный лит. и политич. журнал, издававшийся в Петербурге в 1864-65 М. М. и Ф. М. Достоевскими взамен их же журн. (Время". В "Э." публиковались Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков и др. Журнал проводил идеи почвенничества, близкие программе славянофилов. Полемизировал с "Современником" и "Русским словом".

Лит.: Н е ч а е в а В. С., Журнал М. М. и Ф. М. Достоевских "Эпоха". 1864-1865, М., 1975.

-------------------------

ПОЧВЕННИЧЕСТВО, русское лит. общественное направление 60-х гг. 19 в. Связано с деятельностью писателей-разночинцев, группировавшихся вокруг журналов братьев Ф. М. и М. М. Достоевских "Время" (1861-63) и "Эпоха" (1864-65); его идеологами и пропагандистами были также А. А. Григорьев и И. И. Страхов. Термин "П." возник на основе публицистики Ф. М. Достоевского с характерными для неё призывами вернуться к "своей почве", к народным, национальным началам. Генетически П. восходит к направлению "молодой редакции" журн. "Москвитянин", существовавшей в 1850-56, и идейно было родственным славянофилам (в т. ч. их нравственной ориентации на рус.крестьянство); вместе с тем представители этого направления признавали нек-рые положит. начала и в западничестве (см. Западники). П. выступало против крепостнич. дворянства и бюрократии, призывало к "слитию образованности и ее представителей с началом народным" и в этом видело залог прогресса в России. Почвенники высказывались за развитие пром-сти, торговли, за свободу личности и печати. Принимая "европейскую культуру", они одновременно обличали "гнилой Запад" - его буржуазность и бездуховность, отвергали революц., социалистич. идеи и материализм, противопоставляя им христ. идеалы; полемизировали с журн. "Современник". В 70-е гг. черты П. проявились в филос. соч. Н. Я. Данилевского и "Дневнике писателя" Ф. М. Достоевского.

Лит.: Кирпотин В., Достоевский в шестидесятые годы, М., 1966; Нечаев В. С.. Журнал М. М. и Ф. М. Достоевских, "Время". 1861 - 1863, М., 1972. С.С.Дмитриев.

--------------------------------

"СОВРЕМЕННИК", литературный и общественно-политический журнал, выходивший в Петербурге в 1836-66; до 1843 - 4 раза в год. затем - ежемесячно. Публиковал стихи, прозу, критич., историч., этнографич. и др. материалы. Основатель "С."-А. С. Пушкин, привлёкший к участию в журнале H. В. Гоголя, П. А. Вяземского, В. Ф. Одоевского и др. После смерти Пушкина журнал пришёл в упадок, и издававший его с 1838 П. А. Плетнёв в 1847 передал "С." H. А. Некрасову и И. И. Панаеву. Некрасов привлёк в "С." И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. И. Герцена, H. П. Огарёва; печатались переводы произв. Ч. Диккенса, Ж. Санд и др. западноевроп. писателей. В 1847-48 офиц. редактором был А. В. Никитенко, идейным руководителем В. Г. Белинский, статьи к-рого определяла программу журнала: критика современной действительности, пропаганда революционно-демократич. идей, борьба за реалистич. искусство. Тираж "С." в 1848 составлял 3100 экз. Эмиграция Герцена (1847), особенно смерть Белинского (1848), политич. реакция и цензурные преследования, усилившиеся после 1848, осложнили работу редакции. Но и в этот период (1848- 1855) "С." отстаивал принципы реалистич. направления в лит-ре. печатал произв. Л. H. Толстого, Тургенева,

Некрасова, науч. статьи T. H. Грановского, С. M. Соловьёва. Наиболее яркими в истории "С." были 1854-62; журнал возглавили H. Г. Чернышевский (с 1853) и H. А. Добролюбов (с 1856); в журн. были помещены все их осн. произведения. С кон. 1858 "С." вёл резкую полемику с либеральной и консервативной журналистикой, стал трибуной и идейным центром революц. демократии. В эти годы "С." - преимущественно журнал политический. В 1861 в нём опубликованы материалы, посвящённые обсуждению условий отмены крепостного права с точки зрения интересов крепостного крестьянства; журн. пропагандировал революц. путь уничтожения крепостнич. системы. К 1859-61 относится полемика "С." с "Колоколом", отразившая различное понимание задач рус. демократии в период подъёма крест, революции. Революц. направленность его привела к политич. размежеванию в редакции: либерально настроенные Толстой, Тургенев, Д. В. Григорович покинули её. В 1861 тираж журн. достиг 7126 экз. В 1859 в "С." Добролюбов основал сатирич. отдел "Свисток". Смерть Добролюбова (1861), приостановка издания "С." в июне 1862 на 8 мес, арест Чернышевского (1862) нанесли невосполнимый урон журналу, идейная линия к-рого стала менее чёткой и последовательной, что сказалось в полемике с "Русским словом". В нач. 1863 Некрасову удалось возобновить издание. В новую редакцию, кроме Некрасова, вошли M. E. Салтыков-Щедрин (до 1864), M. А. Антонович, ,Г. 3. Елисеев, A. H. Пыпин. Противоречия внутри редакции привели к снижению идейного содержания "С.", но в условиях наступившей реакции он оставался лучшим из демократич. журналов. В 1863- 1866 в нём опубликованы написанный Чернышевским в Петропавловской крепости роман "Что делать?", реалистические произведения Салтыкова-Щедрина, В. А. Слепцова, Ф. M. Решетникова, Г. И. Успенского и др. В июне 1866 журнал закрыт. Продолжателем дела "С." стали "Отечественные записки" Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

Лит.: Евгеньев-Максимов В., "Современник" в 40-50-х гг., Л., 1934; его же, "Современник" при Чернышевском и Добролюбове, Л., 1936; Евгеньев-Максимов В. и Тизенгаузен Г., Последние годы "Современника". 1863 - 1866, Л., 1939; С и ко р с кий H. M., Журнал "Современник" и крестьянская реформа 1861 г., M., 1957; Б о град В., Журнал "Современник". 1847 -1866. Указатель содержания, M.- Л., 1959; P ы с-к и н E. И., Журнал А. С. Пушкина "Современник". 1836 - 1837. Указатель содержания, M., 1967. H. M. Сикорский.

-----------------------------

"РУССКОЕ СЛОВО", ежемесячный журнал, издававшийся в 1859-66 в Петербурге. Основан графом Г. А. Кушелевым-Безбородко. Вначале - малопопулярный "литературно-учёный журнал" умеренно либерального направления. Во 2-й пол. 1860 образовалась новая редакция во гл. с Г. Е. Благосветловым; ведущими сотрудниками стали Д. И. Писарев, В. А. Зайцев, Н. В. Шелгунов, Д. Д. Минаев, А. К. Шеллер-Михайлов, Н. В. Соколов. Направление обновлённого "Р. с." определяли преим. его лит. критика и публицистика, прежде всего - деятельность Писарева. По важнейшим рбщеполитич. вопросам журнал разделял революц.-демократич. линию "Современника" (обличение самодержавия, крепостничества и капиталистич. порядков, проповедь идеи утопич. крест, социализма). Критика "Р. с." выступала за реалистич., "неподкрашенное" изображение нар. жизни, верно оценивала талант И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Н. Г. . Чернышевского, В. А. Слепцова. Однако при анализе творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др. журнал допускал ошибки, вызванные утилитарным взглядом на иск-во. Журнал подвергался преследованиям пр-ва; дважды его издание приостанавливалось, затем он был запрещён.

Лит.: Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 2, Л., 1965; Кузнецов Ф. Ф., Журнал "Русское слово", М., 1965; Варустин Л. Э., Журнал "Русское слово", 1859 - 1866, Л., 1966.

Л. Э. Варустин.

-----------------------------------

БАКУНИН Михаил Александрович [18(30).5.1814, Новоторжский у. Тверской и,-19.6(1.7).1876], русский революционер, один из основателей и теоретиков анархизма и народничества. Род. в помещичьей семье. Учился в Арт, уч-ще в Петербурге, недолго служил офицером, в 1835 вышел в отставку. Во 2-й пол. 30-х гг. жил в Москве, играл видную роль в кружке Н. В. Станкевича, был близок с В. Г. Белинским, потом также с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым. В эти годы Б.- последователь философии И. Фихте, позднее - Г. Гегеля. В 1840 уехал за границу (Германия, Швейцария, Бельгия, Франция). В Берлинском ун-те Б. слушал лекции К. Вердера по логике и Ф. Шеллинга по "философии откровения" (1840). Примкнув к левым гегельянцам, выразил свои радикальные воззрения в ст. "Реакция в Германии" (1842), к-рую приветствовали в России Герцен и Белинский. В Цюрихе Б. познакомился с В. Вейтлингом, заинтересовался коммунистич. движением. В Париже (1844) сблизился с П. Прудоном. Тогда же познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. Деятельность Б. за границей обратила на себя внимание царских властей. Требованиям правительства о возвращении на родину Б. не подчинился. В 1844 заочно приговорён Сенатом, в случае возвращения в Россию, к лишению прав и ссылке в Сибирь на каторгу. 17(29) нояб. 1847 в Париже на собрании в память Польск. восстания 1830-31 Б. произнёс речь, в к-рой обличал царизм, предсказывал неизбежность революции и от имени передовой России призывал поляков к союзу во имя освобождения всех славян. По настоянию рус. пр-ва был выслан из Франции. Принимал деятельное участие в Революции 1848-49, причём особенно интересовался движением слав. народов. Участник слав. съезда в Праге (1848), Б. стал одним из руководителей вспыхнувшего во время съезда восстания (12-17 июня 1848). В двух воззваниях к славянам призывал их к сближению с нем. и венг. народами, к созданию слав. федерации, протестовал против интервенции Николая I в Венгрию (1849). В мае 1849 - один из руководителей восстания в Дрездене (Саксония). После его подавления арестован в Хемнице, в апр. 1850 приговорён саксонским судом к смертной казни, заменённой пожизненным заключением. Передан в руки австр. пр-ва и в мае 1851 воен. судом в Ольмюце вторично приговорён к смертной казни, к-рая также была заменена пожизненным заключением. Вслед за этим австр. властями выдан Николаю I и заключён в Алексеев-ский равелин Петропавловской крепости, где по предложению царя написал "Исповедь", в к-рой, не компрометируя никого, рассказал о революц. событиях в Европе и своём участии в них. Форма этого документа порой носила характер покаяния, что можно объяснить тактикой Б. и, стремившегося любой ценой вырваться на волю. В 1857 Б. был отправлен на поселение в Сибирь. В 1861 бежал через Японию и США в Лондон. В 1862-63 сотрудничал с Герценом и Огарёвым, был связан с первой "Землёй и волей". В 1864-67 жил в Италии, затем в Швейцарии. Во время франко-прусской войны участвовал в Лионском восстании (сент. 1870), в 1874 - в выступлении анархистов в Болонье (Италия). Умер в Берне (Швейцария), там и похоронен.

К периоду жизни в Италии относится окончат. формирование, частью на основе учения Прудона, анархистских воззрений Б., получивших распространение в ряде стран Запада и в России (см. Анархизм).

История, по Б.,- эволюц. процесс, шествие человечества из "царства животности" в "царство свободы". Атрибутами низшей ступени являются религия и гос-во. Человек отличается от животного только мышлением, к-рое вызывает к жизни религию. Гос-во, олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общество - строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей. Пронизанная индивидуализмом, анархистская теория Б. во многом соприкасается с учением М. Штирнера. Ошибочно усматривая в государстве основной источник угнетения масс, всех социальных зол, Б. высказывался против всякой государственности; он резко выступал и против к.-л. использования гос-ва рабочим классом, против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг "свободной федерации" земледельческих и фабрично-ремесл. ассоциаций, Б. и его последователи отвергали участие в поли-тич. борьбе в рамках существующих гос-в, использование избират. агитации, парламентов и т. д. Мечтая о социальной революции, Б. не понимал её действительного содержания, её экономич. и по-литич. условий, подлинной ист. миссии рабочего класса. Он возлагал гл. надежды на крестьянство и на ремесл. полупролет. слои города, на люмпен-пролетариат. Объективно бакунинский анархизм и бунтарская революционность были отражением недовольства и протеста разоряемых капитализмом мелко-бурж. масс. Причисляя себя в 60-70-х гг. к материалистам и атеистам, Б., однако, в понимании роли и задач философии был близок к позитивизму О. Конта (см. "Федерализм, Социализм и Антитео-логизм", в кн.: Избр. соч., т. 1, Лондон, 1915, с. 125-27). Называя себя сторонником материалистич. понимания истории, Б. трактовал марксизм в духе "экономического материализма". В кон. 1864 Б. вступил в Междунар. т-во рабочих (см. Интернационал 1-й), но фактически вёл работу против Интернационала, создав тайное "Интернациональное братство" анархистского характера. В 1868 в Швейцарии основал анархистскую орг-цию "Международный альянс социалистической демократии" (L'Alliance Internationale de la democratiе Socialiste), добиваясь принятия её в Интернационал как самостоят. междунар. орг-ции. Встретив отказ и объявив о роспуске открытого "Альянса", Б. и его сторонники на самом деле сохранили свой тайный союз и при его посредстве всячески стремились овладеть руководством в Интернационале. Систематич. раскольнич. кампания Б. против руководимого К. Марксом Ген. совета Интернационала наносила серьёзный ущерб междунар. рабочему движению и угрожала самому существованию Интернационала. На Гаагском конгрессе (1872) Б. был исключён из Интернационала.

С рус. революц. движением связи Б. снова стали активными в 1868-70. Под его редакцией в 1868 в Женеве вышел первый номер журнала "Народное дело". В 1869 Б. вступил в тесные отношения с С. Г. Нечаевым, через к-рого рассчитывал распространить на Россию влияние тайной анархистской междунар. орг-ции. К 1869-70 относится ряд печатных обращений Б. к рус. демократич. молодёжи. В 1873 появилась книга Б. "Государственность и анархия", к-рая оказала значит. идейное влияние на народнич. революц. движение. Б. называл рус. крестьянина прирождённым социалистом и доказывал существование "русского народного идеала", главные черты к-рого он видел в общинном землевладении, в самой идее "права на землю", присущей рус. крестьянину. Он внушал молодёжи веру в глубокую и неистощимую революционность крест. масс. Уверяя, что "ничего не стоит поднять любую деревню", Б. подчёркивал недостаточность "частных вспышек" (хотя считал и их безусловно полезными) и указывал революц. интеллигенции задачу установления "всеми возможными средствами... живой бунтовской связи между разъединёнными общинами". Под прямым воздействием Б. сложилось бунтарское бакунистское направление в народнич. движении 70-х гг. и преобладало в нём в течение ряда лет. По существу в условиях России того времени бакунизм был одним из проявлений революц. демократизма, выражавшего чаяния и мечтания угнетённых крест. масс. Бакунистское направление в народнич. движении имело различные оттенки и претерпело на протяжении 70-х гг. заметную эволюцию (см. Народничество). Помимо чисто бакунистских кружков (С. Ф. Ковалика и др.), бакунистское влияние сказалось в деятельности дол-гушинцев, отчасти чайковцев, во "Всероccийской социально-революционной организации" (кружок "москвичей"). Взгляды Б. оказали влияние на программу и тактику "Земли и воли" 70-х гг. Всестороннее и последоват. преодоление бакунизма связано с появлением рус. социал-демократии.

Против анархистских взглядов Б. и его дезорганизаторской деятельности в европейском рабочем движении настойчиво боролись К. Маркс и Ф. Энгельс. Г. В. Плеханов подверг критике гл. основы обществ. мировоззрения Б. и показал утопич. характер его взглядов на соци-ально-экономйч. уклад России. Против анархизма, во всех его формах, боролся В. И. Ленин, считавший анархизм и, в частности, бакунизм порождением отчаяния, миросозерцанием мелкого буржуа. Вскрывая теоретич. несостоятельность бакунизма и его вредное влияние в междунар. рабочем движении, Ленин вместе с тем вполне признавал вклад в революц. борьбу в России народников-бакунистов 70-х гг. 19 в.

Соч.: Избр. соч., т. 1 - 5, П.- М. 1919 - 21; Собр. соч. и писем, т. 1 - 4, М. 1934 - 35.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф. Мнимые расколы в Интернационале Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. 2 изд., т. 18; Маркс К.иЭнгельс Ф. Альянс социалистической демократии и Меж дународное товарищество рабочих, там же Энгельс Ф., Бакунисты за работой там же; его же, Эмигрантская литература, там же; М а р к с К., Конспект книги Бакунина "Государственность и анархия", там же; Маркс К., Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967; Ленин В. И., "Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Анархизм и социализм, там же, т. 5; е г о же, Памяти Герцена, там же, т. 21; его же, Государство и революция, там же, т. 33; Плеханов Г. В., Наши разногласия, Соч., т. 2, М., [б. г.]; его же, Анархизм и социализм, Соч., т. 4, М., [б. г.]; Стек-лов Ю., М. А. Бакунин. Его жизнь и деятельность, т. 1-4, М.- Л., 1926 - 27; История Коммунистической партии Советского Союза, т. 1, М., 1964; Революционное народничество 70-х годов 19 в., т. 1-2, М.- Л., 1964-65; Левин Ш. М., Общественное движение в России в 60 -70-е годы XIX в., М., 1958; Кол пине кий Н. Ю. и Твардовская В. А., Бакунин в русском и международном освободительном движении, "Вопросы истории", 1964, № 10; И т е н б е р г Б. С., Движение революционного народничества, М., 1965; Первый Интернационал, ч. 1 - 2, М., 1964- 1965; Пирумова Н., Бакунин, [М., 1970]; Venturi F., 11 popuhsmo russo, v. 1 - 2, [Torino], 1952; L e q u i e n E., Bakounme et le marxisme, "Revue d'his-toire economique et sociale", 1954, v. 32, № 4, p. 389-412; Lampert E., M. Bakunin, (1814 - 1876), в его кн.: Studies in rebellion, L., 1957. Ш. М.Левин.

-------------------------

НЕЧАЕВ Сергей Геннадиевич [20.9(2.10). 1847, с. Иваново, ныне г. Иваново, - 21.11(3.12).1882, Петербург], деятель русского революц. движения. Сын маляра; учился в школе взрослых. Переехав в Москву (1865), занимался самообразованием, был близок с писателем Ф. Д. Нефёдовым. С 1866 - в Петербурге, сдав экзамен на звание учителя, преподавал в Сергиевском приходском уч-ще. Вольнослушателем Петерб. ун-та участвовал в студенч. волнениях 1868-69, возглавляя вместе с П. H. Ткачёвым я др. радикальное меньшинство. В "Программе революционных действий", составленной при его участии, конечной целью студенч. движения провозглашалась социальная революция, намечавшаяся на весну 1870, и излагался план создания и деятельности тайной революц. орг-ции. В числе практич. мер, в частности, предусматривалось составление "Катехизиса революционера", к-рый и был написан H. летом 1869. Иезуитским лозунгом "цель оправдывает средства", положенным в основу "Катехизиса", H. руководствовался с первых шагов революц. деятельности. В янв. 1869, распустив ложный слух о своём аресте, H. уехал в Москву, а в марте скрылся за границу. В Женеве, выдавая себя за представителя революц. к-та, якобы бежавшего из Петропавловской крепости, вошёл в доверие к M. А. Бакунину и H. П. Огарёву. Вместе с ними развернул пропагандистскую кампанию на средства, выданные Огарёвым, вопреки противодействию А. И. Герцена, из фонда, предназначенного для субсидирования революционной деятельности (т. н. "Бахметев-ский фонд"). Возвратившись в сент. 1869 в Москву, H. представился доверенным рус. отдела "Всемирного революционного союза" (не существовавшего), создал отдел тайного об-ва "Народ-мая расправа", якобы имевшегося уже повсеместно. Столкнувшись с недоверием и противодействием члена организации студента И. И. Иванова, обвинил его в предательстве и 21 нояб. 1869 убил при участии 4 др. членов. В кон. ноября выехал в Петербург, где пытался продолжать деятельность по созданию тайного общества. 15 дек. 1869 в связи с начавшимися арестами (см. "Процесс нечаевцев") бежал в Швейцарию. Получив вторую половину "Бахметевско-го фонда", H. опубликовал ряд прокламаций, обращённых к различным слоям русского общества. Совместно с Огарёвым издавал "Колокол" (апрель- май 1870, № 1-6). В программной статье "Главные основы будущего общественного строя" ("Народная расправа", 1870, № 2) нарисовал картину коммунистич. строя (см. "Казарменный коммунизм"). К. Маркс и Ф. Энгельс назвали придуманный H. строй "...образчиком казарменного коммунизма" (Соч., 2 изд., т. 18, с. 414). Злоупотребление H. именем 1-го Интернационала вынудило Ген-совет в 1871 официально отмежеваться от него. Теоретическая беспринципность H., его мистификаторские и провокаторские методы, разоблачённые при содействии Г. А. Лопатина, побудили Огарёва и Бакунина порвать летом 1870 все отношения с H. В сент. 1870 H. издал в Лондоне журн. "Община" (№ 1) , затем, разыскиваемый агентами царского пр-ва, скрывался в Париже и Цюрихе, поддерживал связи с польск. бланкистами (К. Турский и др.). 14 авг. 1872 арестован в Цюрихе и выдан рус. пр-ву как уголовный преступник. 8 янв. 1873 в Москве приговорён за убийство Иванова к 20 годам каторжных работ. Заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где в кон. 1870-х гг. распропагандировал солдат караульной команды и подчинил их своему влиянию. В дек. 1880 установил связь с Исполнит, к-том "Народной воли", выдвинул план своего освобождения, от к-рого затем отказался, не желая отвлекать силы народовольцев от покушения на Александра II. Умер в равелине. Обладая большим личным мужеством, фанатически преданный революц. делу, H. действовал недопустимыми для революционера методами и принёс рус. революц. движению большой вред. Методы действий H. (нечаевщина) были решительно осуждены и отвергнуты рус. революционерами.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество Рабочих, Соч., 2 изд., т. 18; Кантор P. M., В погоне за Нечаевым, 2 изд., Л.- M., 1925; Щ е-г о л е в П. E., С. Г. Нечаев в равелине (1873 - 1882), в его кн.: Алексеевский равелин, M., 1929; Нечаев и нечаевцы. Сб. мат-лов, М.- Л., 1931; К о з ь м и н Б. П., С. Г. Нечаев и его противники в 1868- 1869 гг., в кн.: Революционное движение 1860-х гг., M., 1932; К а р я к и н Ю. Ф. и П л и м а к E. Г., "Нечаевщина" и её современные буржуазные "исследователи", "История СССР", 1960, № 6; П и р у м о-в a H. M., M. Бакунин или С. Нечаев?, "Прометей", т. 5, M., 1968; её же, Новое о Бакунине на страницах французского журнала, "История СССР", 1968, N 4; Рудницкая E. Л., Новое о "нечаевском" "Колоколе". (К истории возникновения и программы), в кн.: Проблемы истории общественного движения и историографии, M., 1971; Гросул В. Я., Российские революционеры в юго-восточной Европе (1859-1874 гг.), Киш., 1973; Confiп о M., Violence dans Ia Violence. Le debat Bakounine - Necaev, P., 1973.

H. M. Пирумова, E. Г. Плимак.

На этом сегодня всё.

С уважением Литвинов Александр.



В избранное