Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Большая советская энциклопедия и К


Здравствуйте!

Вас приветствует автор рассылки Литвинов Александр.

Сегодня Всемирный день борьбы с сахарным диабетом.

Поэтому события 14 ноября из БСЭ-3. Как связаны 14.11 и сахарный диабет? Читайте!

БИША (Bichat) Мари Франсуа Ксавье (14.11.1771, Туарет,- 22.7.1802, Париж), французский анатом, физиолог и врач. Учился в Монпелье, Лионе и Париже. С 1799 до конца жизни работал врачом одной из больниц в Париже. Создал науч. классификацию тканей, к-рые, по теории Б., объединяются в системы (напр., кости, мышцы) и образуют органы тела. Термины "ткань" и "система" в медицину впервые введены Б. Совокупность систем и их элементарных функций и составляет, по теории Б., процесс жизнедеятельности организма. По своему мировоззрению Б. был идеалистом, признавая наличие "жизненной силы", к-рая непознаваема и отличает живое от растительного, неживого.

Соч. в рус. пер.: Физиологические исследования о жизни и смерти, СПБ, 1865.

Лит.: Л у н к е в и ч В. В., От Гераклита до Дарвина, т. 2, М.- Л., 1940; О1msted J., Francois Magendie, N. Y., 1945.

--------------------------

ДЮТРОШЕ (Dutrochet) Анри Жоакен Рене (14.11.1776, Пуату,-4.2.1847, Париж), французский биолог, чл. Парижской АН (1831). Врач по образованию. Изучая анатомич. строение растений и животных, развивал идеи, предвосхитившие клеточную теорию. Исследования Д. по физиологии растений (объяснил законами осмоса поглощение воды и растворённых в ней веществ растениями и передвижение соков; связал роль устьиц с дыханием растений; открыл механизм движения листьев мимозы и т. д.) опровергали осн. положения витализма.

Соч.: Recherches anatomiques et physio-logiques sur la structure intime des animaux et des vegetaux, P., 1824; Nouvelles recherches sur 1'endosmose et 1'exosmose, P., 1828.

--------------------------

БАНТИНГ (Banting) Фредерик Грант [14.11.1891, Аллисон (Онтарио),- 22.2.1941, Ньюфаундленд], канадский физиолог. В 1916 окончил Торонтский ун-т, где и работал с 1921 (с 1923 проф.). За открытие и получение в чистом виде инсулина (1921-22) Б. (совм. с др.) была присуждена в 1923 Нобелевская пр. Погиб при авиационной катастрофе.

Соч.: The internal secretion of the pancreas, "Journal of Laboratory and Clinical Medicine", 1922, v. 7, № 5; Pancreatic extracts, там же (обе совм. с С. Н. Best).

--------------------------

ЛИНДГРЕН (Lindgren) Астрид Анна Эмилия (р. 14.11.1907, Виммербю), шведская писательница. Род. в крест. семье. Первые книги Л.- "Бритт-Мари облегчает сердце" (1944) и 1-я часть повести "Пеппи Длинный чулок" (1945- 1952, рус. пер. 1968), нарушившей ди- дактич. и сентименталистские традиции детской лит-ры Швеции. Автор книг для детей: "Мио, мой Мио!" (1954), "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше" (1955, рус. пер. 1957), "Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел" (1962, рус. пер. 1965), "Снова появляется Карлсон, который живёт на крыше" (1968). В книгах "Знаменитый сыщик Калле Блюмквист" (1946, рус. пер. 1959), "Расмус-бродяга" (1956, рус. пер. 1963) Л. поднимает острые проблемы детской беспризорности. Написала трилогию: "Эмиль из Лённеберги" (1963, рус. пер. 1969), "Новые проделки Эмиля из Лённеберги" (1966, рус. пер. 1969) и "Жив ещё Эмиль из Лённеберги" (1970, рус. пер. 1972). Повесть Л. "Мы на острове Сальткрока" (1964, рус. пер. 1971) - о радостях и горестях совр. детей. Мн. книги Л. экранизированы. Героев книг Л. отличают непосредственность и изобретательность, а озорство в них сочетается с серьёзностью и пытливостью. Сказочное, фантастическое в книгах Л. соседствует с реальными картинами. В 1958 Л. присуждена Междунар. золотая медаль X. К. Андерсена за гуманистич. характер творчества.

Соч.: Alia vi barn i Bullerbyn, 13 uppl., Stockh., 1962; Mera om oss barn i Bullerbyn, 3 uppl., Stockh., 1962; Salikons rosor, Stockh., 1967.

Лит. 'Брауде Л., Сказка и действительность в творчестве цА. Линдгрен, в сб.: О литературе для детей, в. 8, Л., 1963; е ё ж е, О творчестве Астрид Линдгрен, в кн.: Скандинавский сборник, в. 9, Тал., 1964; е ё ж е, Астрид Линдгрен детям и юношеству, в сб.: Детская литература 1969, М., 1969; Фиш Г., У шведов, М., 1966.  Ю. Брауде.

--------------------------


МОРОЗОВ Павлик (Павел Трофимович) (14.11.1918, с. Герасимовка, ныне Тав-динского р-на Свердловской обл.,- 3.9. 1932, там же), пионер, участник борьбы с кулачеством в период коллективизации с. х-ва в СССР. Род. в семье крестьянина-бедняка. Был организатором и пред, первого пионерского отряда в с. Герасимовка, пионеры к-рого помогали коммунистам в агитации за создание колхоза, разоблачали враждебные действия кулаков. Зверски убит кулаками. Имя М. присвоено герасимовскому и другим колхозам, школам, пионерским дружинам; первым занесено в Книгу почёта Всесоюзной пионерской орг-ции им. В. И. Ленина (3 нояб. 1955). М. установлены памятники в Москве (1948), с. Герасимовка (1954), Свердловске (1957).

Лит.: Соломе и н П. Д., Павка-коммунист, Свердловск, 1968; Смирнов Е., Павлик Морозов, в сб.: Дети-герои, М., 1961.

--------------------------

КОГАН Леонид Борисович (р. 14.11. 1924, Екатеринослав, ныне Днепропетровск), советский скрипач и педагог, нар. арт. СССР (1966). Чл. КПСС с 1954. В 1948 окончил Моск. консерваторию по классу А. И. Ямпольского, в 1953 - аспирантуру. С 1944 солист Моск. филармонии. Яркий представитель сов. скрипичной школы, один из крупнейших современных артистов-виртуозов, К. отличается разносторонностью исполнительского дарования. Обширный репертуар К. включает произведения различных эпох и стилей, в т. ч. концерты И. С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича. С 1952 преподаёт в Моск. консерватории (с 1963 профессор). Гастролирует в СССР и за рубежом. Ленинская пр. (1965). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Портрет стр. 364.

Л. Б. Коган.

Лит.: Григорьев В., Играет Леонид Коган, "Советская музыка", 1964, № 11; Леонид Коган. [Беседы с мастерами]. "Музыкальная жизнь", 1968, № 14.

--------------------------

ГРИГОРИЙ ПАЛAMA (Gregorios Palamas) (1296, Константинополь,-14.11. 1359, Салоники), византийский богослов и церк. деятель, поборник и систематизатор мистич. учения исихазма, давший ему филос. оформление. В полемике с представителями теологич. рационализма (Варлаам Калабрийский, Акиндин, Гри-гора) отстаивал тезис, согласно к-рому аскет-исихаст в состоянии экстаза непосредственно воспринимает несотворённое и невещественное излучение бога (т. н. "Фаворский свет", к-рый, согласно Евангелию, видели апостолы на горе Фавор). Отмежёвываясь от пантеизма, развил в духе идеалистич. диалектики Аристотеля учение о различии сущности бога и его "энергий", или самовыявлений: сущность пребывает в себе и недоступна, энергии пронизывают мир и сообщаются человеку, однако таким образом, что "простота" и неделимость божества при этом не нарушаются и единство сущности остаётся единством в многообразии энергий. После долгой борьбы это учение было в 1351 признано офиц. доктриной визант. церкви. Антропология Г. П., подчинённая практич. целям аскетич. работы над собой, включает сложные психологич. наблюдения. Идеал Г. П.- такое "просветление" духа, к-рое распространилось бы и на тело: согласно его взглядам, человеч. дух богоподобен именно в силу своей способности "животворить" плоть, в отличие от бестелесного духа ангелов. Г.П. оказал сильное влияние на традицию поздневизант. мистики. В 1368 причислен к лику святых.

Соч. в кн.: Patrologia cursus completas, series graeca, accur. J. P. Migne, t. 150, P., 1865; в рус. пер.- Три творения, Новгород, 1895; в кн.: Памятники византийской литературы 9 - 14 вв., М., 1969, с. 366-74.

Лит.: Кривошеин В., Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы, в сб.: Seminarium Kondakovianum VIII, Praha, 1936,8. 99-154; Meyendorff J., Saint Gregoire Palamas et la mystique orthodoxe, P., 1959. С. С. Аверинцев.

--------------------------

ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1.7.1646, Лейпциг, -14.11.1716, Ганновер), немецкий философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед. Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском ун-тах. В 1668 поступил на службу к курфюрсту Майнца. В 1672 отправился с дипломатич. миссией в Париж, где пробыл до 1676, изучая математику и естествознание. В дек. 1676 возвратился в Германию и последующие 40 лет состоял на службе у ганноверских герцогов, сначала в качестве придворного библиотекаря, затем - герцогского историографа и тайного советника юстиции. В 1687-90 совершил поездку по Юж. Германии, Австрии и Италии с целью сбора материала для "Истории Браун- швейга". В 1700 стал первым президентом созданного по его инициативе Берлинского науч. об-ва (позднее-АН). В 1711, 1712 и 1716 встречался с Петром I, разработал ряд проектов по развитию образования и гос. управления в России. В 1712-14 жил в Вене. Вёл обширную переписку почти со всеми крупнейшими учёными, а также политич. деятелями.

Осн. филос. соч.: "Рассуждение о метафизике" (1685, изд. 1846, рус. пер. 1890), "Новая система природы" (1695, рус. пер. 1890), "Новые опыты о человеческом разуме" (1704, изд. 1765, рус. пер. 1936), "Теодицея" (1710, рус. пер. 1887-92), "Монадология" (1714, изд. 1720, рус. пер. 1890). Осн. математич. соч.: "Об истинном отношении круга к квадрату" (1682), "Новый метод максимумов и минимумов" (1684), "О скрытой геометрии и анализе неделимых..." (1686). Физич. воззрения Л. изложены, в частности, в работах "Доказательство памятной ошибки Декарта" (1686), "Очерк динамики" (1695), политич. и юридич. идеи - в соч. "Трактат о праве..." (1667), "Христианнейший Марс..." (1680), "Кодекс международного дипломатического права" (1693) и др.

В философии Л. явился завершителем философии 17 в., предшественником нем. классич. философии. Его филос. система сложилась к 1685 как итог двадцатилетней эволюции, в процессе к-рой Л. критически переработал осн. идеи Демокрита, Платона, Августина, Р. Декарта, Т. Гоббса, Б. Спинозы и др. Л. стремился синтезировать всё рациональное в предшествующей философии с новейшим науч. знанием на основе предложенной им методологии, важнейшими требованиями к-рой были универсальность и строгость филос. рассуждении. Выполнимость этих требований обеспечивается, по Л., наличием не зависящих от опыта "априорных" принципов бытия, к к-рым Л. относил: ^непротиворечивость всякого возможного, или мыслимого, бытия (закон противоречия); 2) логич. примат возможного перед действительным (существующим); возможность бесчисленного множества непротиворе- чивых"миров"; 3) достаточную обоснованность того факта, что существует именно данный мир, а не к.-л. другой из возможных, что происходит именно данное событие, а не другое (закон достаточного основания); 4) оптимальность (совершенство) данного мира как достаточное основание его существования. Совершенство действительного мира Л. понимал как "гармонию сущности и существования": оптимальность отношений между разнообразием существующих вещей и действий природы и их упорядоченностью; минимум средств при максимуме результата. Следствиями последнего он- тологич. принципа является ряд др. принципов: принцип единообразия законов природы, или всеобщей взаимосвязи, закон непрерывности, принцип тождества неразличимых, а также принципы всеобщего изменения и развития, простоты, полноты и др.

В духе рационализма 17 в. Л. различал мир умопостигаемый, или мир истинно сущего (метафизич. реальность), и мир чувственный, или только являющийся (феноменальный) физич. мир. Реальный мир, по Л., состоит из бесчисленных психич. деятельных субстанций, неделимых первоэлементов бытия - монад, к-рые находятся между собой в отношении предустановленной гармонии. Гармония (взаимно-однозначное соответствие) между монадами была изначально установлена богом, когда тот избрал для существования данный "наилучший из возможных миров". В силу этой гармонии, хотя ни одна монада не может влиять на другие (монады как субстанции не зависят друг от друга), тем не менее развитие ∙ каждой из них находится в полном соответствии с развитием других и всего мира в целом. Это происходит благодаря заложенной богом способности монад представлять, воспринимать, или выражать и отражать, все др. монады и весь мир ("монада - зеркало Вселенной"). Деятельность монад состоит в смене восприятий (перцепций) и определяется индивидуальным "стремлением" (аппетицией) монады к новым восприятиям. Хотя вся эта деятельность исходит имманентно из самой монады, она в то же время есть развёртывание изначально заложенной в монаде индивидуальной программы, "полного индивидуального понятия", к-рое во всех подробностях бог мыслил, прежде чем сотворил данный мир. Т. о., все действия монад полностью взаимосвязаны и предопределены. Монады образуют восходящую иерархию сообразно тому, насколько ясно и отчётливо они представляют мир. В этой иерархии особое место занимают монады, к-рые способны не только к восприятию, перцепции, но и к самосознанию, апперцепции и к к-рым Л. относил души людей.

Мир физический, как считал Л., существует только как несовершенное, чувственное выражение истинного мира монад, как феномен познающего объективный мир человека. Однако, поскольку физические феномены в конце концов порождаются стоящими за ними реальными монадами, Л. считал их "хорошо обоснованными", оправдывая тем самым значимость физических наук. В качестве таких "хорошо обоснованных" феноменов Л. рассматривал пространство, материю, время, массу, движение, причинность, взаимодействие, как они понимались в физике и механике его времени.

В теории познания Л. пытался найти компромиссную позицию между декартовским рационализмом и локковским эмпиризмом и сенсуализмом. Считая, что без чувств, опыта никакая интеллектуальная деятельность не была возможна, Л. в то же время резко выступал против учения Дж. Локка о душе как "чистой доске" (tabularasa)и формулу Локка: "Ничего нет в интеллекте, чего раньше не было бы в чувствах" - принимал лишь с поправкой: "кроме самого интеллекта". Л. учил о прирождённой способности ума к познанию ряда идей и истин: из идей к ним относятся высшие категории бытия, такие, как "Я", "тождество", "бытие", "восприятие", а из истин - всеобщие и необходимые истины логики и математики. Однако эта прирождённая способность дана не в готовом виде, но лишь как "предрасположенность", задаток. В отличие от Локка, Л. придавал значительно большее значение вероятностному знанию, указывая на необходимость разработки теории вероятностей и теории игр. Л. ввёл разделение всех истин по их источнику и особой роли в познании на истины разума и истины факта, закрепляя за первыми свойства необходимости, а за вторыми - свойства случайности.

В физике Л. развивал учение об относительности пространства, времени и движения. Л. установил в качестве количеств, меры движения "живую силу" (ки- нетич. энергию) - произведение массы тела на квадрат скорости, в противоположность Декарту, к-рый считал мерой движения произведение массы на скорость - "мёртвую силу", как назвал её Л. Использовав отчасти результаты X. Гюйгенса, Л. открыл закон сохранения "живых сил", явившийся первой формулировкой закона сохранения энергии, а также высказал идею о превращении одних видов энергии в другие. Исходя из филос. принципа оптимальности всех действий природы, Л. сформулировал один из важнейших вариационных принципов физики - "принцип наименьшего действия" (впоследствии получивший назв. принципа Мопертюи). Л. принадлежит также ряд открытий в специальных разделах физики: в теории упругости, теории колебаний, в частности открытие формулы для расчёта прочности балок (формула Л.) и т. д.

Влогике Л. развил учение об анализе и синтезе, впервые сформулировал закон достаточного основания, ему принадлежит также принятая в совр. логике формулировка закона тождества. Л. создал наиболее полную для того времени классификацию определений, разработал теорию генетич. определений и др. В работе Л. "Об искусстве комбинаторики", написанной в 1666, предвосхищены нек-рые моменты совр. математической логики; Л. выдвинул идею применения в логике математич. символики и построений логич. исчислений, поставил задачу логич. обоснования математики, предложил использовать бинарную систему счисления для целей вычислит, математики. Л. впервые высказал мысль о возможности машинного моделирования человеческих функций; ввёл термин "модель".

В математике важнейшей заслугой Л. является разработка (наряду с И. Ньютоном и независимо от него) дифференциального и интегрального исчисления. Первые результаты были получены Л. в 1675 под влиянием X. Гюйгенса и на основе усвоения Л. идеи характе- ристич. треугольника Б. Паскаля, ал- гебраич. методов Р. Декарта, работ Дж. Виллиса и Н. Меркатора. Систе- матич. очерк дифференциального исчисления был впервые опубл. в 1684, интегрального - в 1686. Здесь давались определения дифференциала и интеграла, были введены знаки для дифференциала d и интеграла /, приводились правила дифференцирования суммы, произведения, частного, любой постоянной степени, функции от функции (инвариантность 1-го дифференциала), правила отыскания и различения (с помощью 2-го дифференциала) экстремальных точек кривых и отыскание точек перегиба, устанавливался взаимно-обратный характер дифференцирования и интегрирования. Применяя своё исчисление к ряду задач механики (о циклоиде, цепной линии, брахистохроне и др.), Л. наряду с X. Гюйгенсом и Я. и И. Берну<лли вплотную подходит к созданию вариационного исчисления (1686-.96). В дальнейших работах Л. указал (1695) формулу для многократного дифференцирования произведения (Лейбница формула) и правила дифференцирования ряда важнейших трансцендентных функций, положил начало (1702-03) интегрированию рациональных дробей. Л. широко пользовался разложением функций в бесконечные степенные ряды, установил признак сходимости знакочередующегося ряда, дал решение в квадратурах нек-рых типов обыкновенных дифференциальных уравнений. Л- ввёл термины "дифференциал", "дифференциальное исчисление", "дифференциальное уравнение", "функция", "переменная", "постоянная", "координаты", "абсцисса", "алгебраические и трансцендентные кривые", "алгоритм" (в смысле, близком к совре^ менному) и др. Хотя предпринятые Л. попытки логич. обоснования дифференциального исчисления нельзя признать успешными, его ясное понимание существа новых аналитич. методов и всесторонняя разработка аппарата исчисления способствовали тому, что именно его вариант исчисления во многом определил дальнейшее развитие математич. анализа. Кроме анализа, Л. сделал ряд важных открытий в др. областях математики: в комбинаторике, алгебре (начала теории определителей), в геометрии, где он заложил основы теории соприкосновения кривых (1686), разрабатывал одновременно с Гюйгенсом теорию огибающих семейства кривых (1692-94), выдвинул идею геометрич. исчислений.

В работе "Протогея" (1693) Л. высказал мысль об эволюции земли и обобщил собранный им материал в области палеонтологии. В биологию Л. ввёл идею целостности органич. систем, принцип несводимости органического к механическому; эволюцию он понимал как непрерывное развёртывание преформи- рованных зародышей. В психологии Л. выдвинул понятие бессознат. "малых перцепций" и развил учение о бессознат. психич. жизни.

В языкознании Л. создал теорию историч. происхождения языков, дал их генеалогич. классификацию, развил учение о происхождении названий. Л. явился одним из создателей нем. филос. и науч. лексикона.

В области политики и права Л. защищал концепцию естественного права и учение об общественном договоре, был автором ряда унионистских церк. проектов (объединение католич. и протестантской церкви, объединение лютеран и реформаторов), пропагандировал союз князей всей Германии и мирное сотрудничество в Европе.

Л. был талантливым изобретателем; он проектировал оптич. приборы и гид- равлич. машины, работал над созданием "пневматического двигателя", изобрёл первый интегрирующий механизм и уникальную для того времени счётную машину.

Л. оказал значит, влияние на последующее развитие философии и науки. Распространению идей Л. в Германии, где он до Канта был крупнейшим филос. авторитетом, способствовали ученик Л. и систематизатор его философии X. Вольф и его школа. Л. ещё при жизни стал создателем математич. школы (бр. Бернулли, Лопиталь, Чирнхауз и др.), из к-рой в 18 в. вышел Л. Эйлер. Мн. идеи Л. были восприняты нем. клас- сич. философией. В 20 в. идеи "монадологии" развивали представители персонализма и др. идеалистич. школ (Э. Гуссерль, Г. Уайтхед и др.).

С о ч.: Opera omnia, ed. L. Dutens, t. 1-6, Genevae, 1768; Gesammelte Werke aus den Handschriften der Koniglichen Bibliothek zu Hannover, hrsg. von C. J. Gerhardt, Bd 1 - 7, В.- Halle, 1849-63; Die philosophischen Schriften, hrsg. von C. J. Gerhardt, Bd 1 - 7, В., 1875-90; Werke, hrsg. von O. KIopp, Reihe 1. Historisch-politische und staats- wissenschaftliche Schriften, Bd 1 - 10, Hannover, 1864-77; Opuscules et fragments inedits, ed. L. Couturat, Hildesheim, 1966; Samtliche Schriften und Briefe, hrsg. von der Deutschen Akademie der Wissenschaftenr Reihe 1-6, Darmstadt - Lpz.- В., 1927 - 71-; Textes inedits, publics par G. Grua, v.l-2, P., 1948; в рус. пер.- Избр. философские соч., М., 1908; Элементы сокровенной философии о совокупности веще.*, Каз.; 1913; Исповедь философа, Каз., 1915; Избранные отрывки из математических сочинений, "Успехи математических наук", 1948, т. 3, в. 1; Полемика Г. В- Лейбница и С. Кларка по вопросам философии и естествознания (1715-1716), Л., I960.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, или Критика критической критики, Соч., 2 изд., т. 2; Л енин В. И., Поли, собр. соч., 5изд., т. 29; Герье В. И., Лейбниц и его век, т. 1 - 2, СПБ, 1868 - 71; Фили п- п о в М. М-, Лейбниц, его жизнь и философская деятельность, СПБ, 1893; Серебреников B.C., Лейбниц и его учение о душе человека, СПБ, 1908; Фишер К., Лейбниц, в кн.; История новой философии, т. 3, СПБ, 1905; Каринский В., Умозрительное знание в философской системе Лейбница, СПБ, 1912; Ягодинский И. И., Философия Лейбница, Каз., 1914; Беляев В. А., Лейбниц и Спиноза, СПБ, 1914; Юшкевич А. П., История математики, т. 2, М., 1970; П о г р е б ы с с к и и И. Б., Г. В. Лейбниц, 1646-1716, М., 1971 (библ. с. 316-18); Майоров Г. Г., Теоретическая философия Г. В. Лейбница, М., 1973; С о u t lira t L., La logique de Leibniz, 2 ed:, P., 1961; Cassirer E., Leibniz' System in semen wissenschaftlichen Grundlagen, 2 Aufl., Marburg, 1962; Guhrauer G. E., G: W. F. von Leibniz, 2 Aufl., Bd 1-2, Hil- desheim, 1966; R и s s e 1 В., A critical exposition of the philosophy of Leibniz, 2 ed., L., 1937; Belaval J., Leibniz critique de Descartes, P., 1960; Co stab el P., Leibniz et la dynamique, P., 1960; К а и р р i R., Uber die Leibnizsche Logik..., Hels., 1960; M a h n k e D., Leibnizens Synthese von Universalmathematik und Individualmetaphy- sik, 2 Aufl., Stuttg., 1964; Winter E., G. W. Leibniz und die Aufklarung, В., 1968; Martin G., Leibniz Logik und Metaphy- sik, 2 Aufl., В., 1967; Wildermuth A., Wahrheit und Schopfung, Winterhur, 1960; Leibniz. Sein Leben, sein Wirken, seine Welt, hrsg. v. W- Totok und C. Haase, Hannover, 1966; R a v i e г Е-, Bibliographie des oeuvres de Leibniz, Hildesheim, 1970; М и 1 1 e г К., Leibniz-Bibliographie, Fr./M.,1967: Muller K., Kronert G., Leben und Werk von G. W. Leibniz, Fr./M., 1969; Studia Leibni- tiana, hrsg. von K. Muller und W. Totok, Bd 1 - , Wiesbaden, 1969-. Г.Г.Майоров.

--------------------------

ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27.8.1770, Штутгарт, -14.11.1831, Берлин), немецкий философ, представитель нем. классич. философии, создатель систематич. теории диалектики на основе объективного идеализма. Род. в семье чиновника. В 1788-93 учился в Тюбингенском теологич. ин-те. В 1793-1801 домашний преподаватель в Берне и Франкфурте-на-Майне. С 1801 жил в Иене, занимаясь науч. и лит. трудом, в 1807 редактировал газету в Бамберге. С 1808 по 1816 директор гимназии в Нюрнберге. С 1816 до конца жизни проф. философии в ун-тах Гейдельберга (1816-18) и Берлина (с 1818).

Мировоззрение Г. формировалось под влиянием идей и событий Великой франц. революции и отразило в себе осн. противоречия бурж. прогресса. Осуществление бурж.-демократич. требований мыслилось Г. в форме компромисса с сословно-феод. строем, в рамках конституционной монархии. Эта обусловленная экономич. и политич. отсталостью Германии тенденция в воззрениях Г. повлияла и на способ разработки им специально филос. проблем, в частности проблем диалектики, придав последней черты терпимости к отжившим формам жизни и мышления и тем самым ослабив её революционно-критич. характер.

Г. начинал как последователь критической философии И. Канта и И. Фихте, но уже вскоре, под влиянием Ф. Шеллинга, перешёл с позиций трансцендентального (субъективного) идеализма на точку зрения абсолютного (объективного) идеализма. Среди др. представителей нем. классич. идеализма Г. выделяется обострённым вниманием к истории человеческой духовной культуры. Уже в ранних сочинениях Г. толкует иудаизм, античность, христианство как ряд закономерно сменяющих друг друга ступеней развития духа и эпох развития человечества и пытается восстановить их историч. облик. Свою эпоху Г. считал временем перехода к новой, исподволь вызревшей в лоне христ. культуры, формации, в образе к-рой явственно проступают черты бурж. общества с его правовыми и нравств. принципами. В Феноменологии духа (1807) Г. развёртывает осн. принципы своей филос. концепции. Духовная культура человечества была впервые представлена здесь в её закономерном развитии как постепенное выявление творч. силы мирового разума. Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный (мировой, объективный) дух одновременно познаёт себя как их творца. Духовное развитие индивида сокращённо воспроизводит стадии самопознания мирового духа, начиная с акта наименования чувственно-данных вещей и кончая абсолютным знанием, т. е. знанием тех форм и законов, к-рые управляют изнутри всем процессом духовного развития,- развитием науки, нравственности, религии, искусства, политически-правовых систем. Абсолютное знание, венчающее феноменологич. историю духа, есть не что иное, как логика. Поэтому заключит, глава Феноменологии духа - программа критич. преобразования логики как науки, реализованная Г. в последующих трудах и прежде всего в Науке логики (1812). В этом смысле К. Маркс назвал "Феноменологию духа-..."истинным истоком и тайной гегелевской философии (Маркс К, и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 624).

Универсальная схема творч. деятельности мирового духа получает у Г. назв. абсолютной идеи, а Наука логики определяется как науч.-теоретич. самосознание этой идеи. Абсолютная идея раскрывается в её всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная от самых общих и бедных определениями - бытия, небытия, наличного бытия, качества, количества и т. д.- и кончая конкретными, т. е. многообразно определёнными понятиями - действительности, химизма, организма (телеологии), познания и др. В логике Г. обожествляет реальное человеческое мышление, исследуемое им в аспекте универсально-логич. форм и законов, прорисовывающихся через совокупный историч. процесс. Объявляя мышление субъектом, т. е. единственным творцом всего духовного богатства, развитого историей, и понимая его как вечную, вневременную схему творческой деятельности вообще, Г. сближает понятие идеи с понятием бога. Однако, в отличие от теистич. бога, идея обретает сознание, волю и личность только в человеке, а вне и до человека осуществляется как внутренне-закономерная необходимость.

Согласно схеме Г., дух просыпается в человеке к самосознанию сначала в виде слова, речи, языка. Орудия труда, материальная культура, цивилизация предстают как позднейшие, производные формы воплощения той же творческой силы духа (мышления), понятия. Исходная точка развития усматривается, т. о., в способности человека (как конечного духа) к познанию самого себя через освоение всего того богатства образов, к-рые до этого заключены внутри духа как неосознанные и непроизвольно возникающие в нём внутренние состояния. Центр, место в диалектике Г. занимает категория противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно - взаимопредполагающих друг друга противоположностей (полярных понятий). Противоречие было понято здесь как мотор, как внутр. импульс развития духа вообще. Движение это восходит от абстрактного к конкретному, ко всё более полному, многообразно расчленённому внутри себя и поэтому -истинному результату. Противоречие, по Г., недостаточно понимать лишь в виде антиномии, апории, т. е. в виде логически неразрешённого противоречия: его следует брать вместе с его разрешением в составе более глубокого и конкретного понимания, где исходная антиномия одновременно и осуществляется, и исчезает (снимается).

С помощью созданного им диалектич. метода Г. критически переосмысливает все сферы совр. ему культуры (научной, нравственной, эстетической и т. д.). На этом пути он всюду открывает напряжённую диалектику, процесс постоянного отрицания каждого наличного достигнутого состояния духа следующим, вызревающим в его недрах состоянием. Будущее вызревает внутри настоящего в виде конкретного, имманентного ему противоречия, определенность к-рого предполагает и определ. способ его разрешения. Остро критич. анализ совр. ему состояния науки и её понятий переплетается у Г. с критич. воспроизведением и филос. оправданием ряда догм и предрассудков совр. ему сознания. Это противоречие пронизывает не только логику, но и др. части гегелевской филос. системы - философию природы и философию духа, составляющие соответственно 2-ю в 3-ю части его Энциклопедии философских наук (1817). Философия духа развёртывается далее в Философии права (1821) и в изданных после смерти Г. лекциях по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии. Так, в философии природы Г., критически анализируя механистич. воззрения науки 18 в., высказывает множество идей, предвосхищающих последующее развитие естественнонаучной мысли (напр., о взаимосвязи и взаимопереходах определений времени и пространства, об имманентной целесообразности, характерной для живого организма, и т. д.), но одновременно отказывает природе в диалектич. развитии. Рассматривая прошлое лишь с точки зрения тех диалектич. коллизий, к-рые вели к созреванию настоящего, т. е. современности, некритически понятой как венец и цель процесса, Г. завершает философию истории идеализированным изображением прусской конституционной монархии, философию права - идеализированным изображением бурж. правосознания, философию религии - апологией протестантизма и т. д.

Вместе с тем гегелевская диалектика заключала в себе возможность и революционно-критич. переосмысления действительности. Это переосмысление - с материалистич. позиций - было осуществлено в 40-х гг. 19 в. К. Марксом и Ф. Энгельсом.

К. Маркс, подчёркивая, что его... диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью, отмечал: мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 21, 22).

Развитое в Философии права учение Г. об объективном духе оказало громадное влияние на последующее развитие социологии и социальной философии (с критики именно этого сочинения Г. началась выработка К. Марксом материалистич. взгляда на общество и историю - см. там же, т. 1, с. 219-368 и 414-29). Объективный дух охватывает у Г. сферу социальной жизни и понимается как сверхиндивидуальная целостность, к-рая в своей объективной закономерности возвышается над отд. людьми и проявляется через их различные связи и отношения. Объективный дух развёртывается в праве, морали и нравственности, причём под нравственностью Г. понимает такие ступени объективации человеческой свободы, как семья, гражд. общество и гос-во. Г. отмечает противоречия бурж. общества: поляризацию нищеты и богатства, одностороннее развитие человека в результате прогрессирующего разделения труда и т. д. Большое место отводил Г. анализу труда, к-рый считал осн. фактором процесса становления человека.Историю Г. рассматривает в целом как прогресс духа в сознании свободы, причём этот прогресс развёртывается через дух отд. народов, сменяющих друг друга в историч. процессе по мере выполнения своей миссии. Идея объективной закономерности, прокладывающей себе дорогу независимо от желаний отд. лиц, нашла своё превратное отражение в гегелевском учении о хитрости мирового разума, пользующегося индивидуальными интересами и страстями для достижения своих целей.

В эстетике наиболее важной для её последующего развития оказалась содержательная трактовка Г. прекрасного как чувственного явления идеи, причём акцент в понимании эстетического был сделан Г. на том, что идея берётся здесь не в её чистой, логич. форме, но в её конкретном единстве с нек-рым внеш. бытием. Это определило гегелевское учение об идеале и ступенях его развития (формах иск-ва). Последние дифференцируются в зависимости от соотношения между идеей и её внеш. образом: в символической художеств, форме внеш. образ лишь намекает на идею (к этой стадии Г. относит вост. иск-во), в классической - идея и её образ находятся в равновесии и полностью соответствуют друг другу (антич. иск-во), в романтической - над внеш. формой преобладают духовный элемент, глубина души и бесконечность субъективности (выросшее на основе христианства ср.-век. и новое европ. иск-во).

В лекциях по истории философии Г. впервые изобразил историко-филос. процесс как поступательное движение к абсолютной истине, а каждую отд. филос. систему - как определённую ступень в этом процессе.

Бурж. философия послегегелевской поры не смогла усвоить действительные завоевания Г. в области логики. Гегельянство развивалось скорее по линии культивирования формальных и мистич. тенденций гегелевской философии (см. Гегельянство, Неогегельянство). Формальный аппарат диалектики Г. оказал сильное влияние на экзистенциализм (Ж. Ипполит, Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер).

Критически переработанная с материалистич. позиций философия Г. является одним из теоретич. источников марксистско-ленинской философии - диалектич. материализма. В этом плане соч. Г. до сих пор остаются лучшей школой диалектич. мысли, на что не раз указывали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

Соч.: Werke, Bd 1 - 19, В., 1832-87; Samtliche Werke, hrsg. von H. Glockner, Bd 1-26, Stuttg., 1927 - 40; Samtliche Werke. Kritische Ausgabe, hrsg. von G. Lasson und J. Hoffmeister, Bd 1-30, Lpz. - Hamb. 1923-60 - ; rheologische Jugendschriften Tubingen, 1907; Briefe von und an Hegel Bd 1 - 3, Hamb., [1969]; врус. пер. -Сочинения, т. 1-14, М.-Л., 1929-59; Эстетикат. 1 - 2-, М., 1968 - 69 - ; Наукалогикит. 1-, М., 1970; Работыразныхлет,т.1 - 2 М., 1970-71.

Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 219 - 368, 414-29; Маркс К. иЭнгельс Ф., Немецкая идеология, там же, т. 3; и х же, Из ранних произведений, М., 1956, с. 621 - 642; Энгельс Ф., Л. Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., Философские тетради, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29; Гаим Р., Гегель и его время, пер. с нем., СПБ, 1861; К э р д Э., Гегель, пер. с англ., М., 1898; Фишер К., Гегель, его жизнь, сочинения и учение, пер. с нем., СПБ, 1902-03; Ильин И. А., Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека, т. 1 - 2, М., 1918; Овсянников М. Ф., Философия Гегеля, М., 1959; БакрадзеК. С., Система и метод философии Гегеля, Тб., 1958; Гулиан К. И., Метод и система Гегеля, т. 1-2, М., 1962- 1963; Маньковский Б. С., Учение Гегеля о государстве и современность, М., 1970; Гулыга А., Гегель, М., 1970; Rosenkranz К., G. W. F. Hegels Leben, В., 1844; Dilthey W., Die Jugendgeschichte Hegels, В., 1905; H a e-ring Th., Hegel, Bd 1-2, Lpz., 1929-38; Glockner H., Hegel, Bd 1-2, Stuttg., 1929-40; его же, Hegel-Lexikon, Bd 1-4, Stuttg., 1934-39; Hyppolite J., Genese et structure de la Phenomenologie de 1'Esprit de Hegel, P., 1946; Kojeve A., Introduction a la lecture de Hegel, [P., 1947]; Lukасs G., Der junge Hegel, 2 Aufl., В., 1954; Litt Th., Hegel, Hdlb., 1953; Lowith K., Von Hegel bis Nietzsche, 5 Aufl., Stuttg., 1964; Rosenzweig F., Hegel und der Staat, Bd 1-2, 2 Aufl., Aalen, 1962; Hegel bei den Slaven, hrsg. von D. Tschizewskij, 2 Aufl., Bad Homburg, 1961; Hegel-Studien, [hrsg. von F. Nicolin und O. Poggeler], Bd 1 -5-, Bonn, 1961-68; Beyer W. R., He-gel-Bilder, В., 1967.

Э. В. Ильенков.

--------------------------

ЗАСЛОНОВ Константин Сергеевич (партиз. псевдоним - Дядя Костя) [25.12.1909 (7.1.1910), Осташков, ныне Калининской обл.,- 14.11.1942, д. Куповать Витебской обл. БССР], один из руководителей партиз. движения в Белоруссии во время Великой Отечеств. войны 1941-45, Герой Сов. Союза (7.3. 1943, посмертно). Чл. КПСС с 1942. Род. в семье рабочего. Окончил Великолукскую ж.-д. профтехшколу (1930). С 1937 нач. паровозного депо ст. Рославль, с 1939 - ст. Орша. По личной просьбе направлен в окт. 1941 в составе группы железнодорожников в тыл врага. Легализовавшись в Орше, создал подпольную группу, участники к-рой путём применения "угольных мин" (мины, замаскированные под кам. уголь) за 3 мес. подорвали 93 нем. паровоза и совершили ряд др. диверсий. Ввиду угрозы ареста в нач. марта 1942 подпольщики во главе с 3. покинули Оршу и создали партиз. отряд, реорганизованный в июле 1942 в бригаду. Летом и осенью 1942 бригада 3. вела активные партиз. действия - рейды в р-не Витебск - Орша - Смоленск, уничтожив большое кол-во вражеской техники и солдат. В бою с карателями 3. погиб. Награждён 2 орденами Ленина н медалью. В Орше воздвигнут памятник 3. (скульптор С. И. Селиханов). Портрет стр. 382.

Лит.: Попов Ф. О., Герой Советского Союза К. Заслонов, Минск, 1950.

--------------------------

ЛИ-МЭЛЛОРИ (Leigh-Mallory) Траффорд (11.7.1892, Мобберли, Чешир, - 14.11.1944, близ Гренобля), главный маршал авиации (1943) Великобритании. Окончил Кембриджский ун-т (1914). Во время 1-й мировой войны 1914-18 служил в армии, с 1916- в ВВС. В годы 2-й мировой войны 1939-1945 командовал истребит, авиац. группой (до 1942), участвовавшей в ПВО Британских о-вов от налётов нем.-фаш. авиации. С нояб. 1942 командовал истребит, авиацией брит. ВВС, с 1943- командующий союзными ВВС в Сев.-Зап. Европе, обеспечивавшими в 1944 высадку и наступление союзных войск во Франции. В окт. 1944 назначен командующим объединёнными союзными ВВС в Юго-Вост. Азии; погиб при авиац. катастрофе.

--------------------------

МЕНЕНДЕС ПИДАЛЬ (Menendez Pi-dal) Рамон (13.3.1869, Ла-Корунья,-14.11.1968, Мадрид), испанский филолог и историк-медиевист. Акад. (1902) и президент (1925-38 и с 1947) Королев, испанской академии. Проф. Мадридского ун-та (1899-1939). Основал журн. "Revista de filologia espanola" (с 1914), "Historia de Espana" (c 1940). Занимался историей испанского яз., историографией и ср.-век. историей Испании ("Испанская империя и пять королевств", 1950, "Испания и её история", 1957, и др.). М. П. создал новую концепцию истории Испании. Последователь культурно-исторической школы, в своих литературоведческих работах преимущественное внимание уделял фольклору (кн. "Испанские роман-серо. Теория и история", т. 1-2, 1953, и др.), нар. истокам героич. эпоса Испании и Европы и демократич. традициям классич. исп. лит-ры. Осуществил кри-тич. издание важнейших текстов ср.-век. исп. лит-ры ("Песнь о моем Сиде" и др.).

М. П. неоднократно выступал против франкистского террора, за укрепление культурных связей между Испанией и СССР.

Соч.: Obras completas, Madrid, 1944-(изд. продолжается); Manual elemental de gra-matica historica espanola, 2ed., Madrid, 1905; Poesia juglaresca у juglares, Madrid, 1924; La Espana del Cid, t. 1-2, Madrid, 1929; в рус. пер. - Избр. произведения. Испанская литература средних веков и эпохи Возрождения, М., 1961.

Лит.: Estudios dedicados a Menendez Pi-dal, v. 1 - 7, Madrid, 1950 - 57; М а г а-vall J. A., Menendez Pidal у la historia del pensamiento, Madrid, 1960.

P. А. Агеева, 3. И. Плавскин.

--------------------------

ГЕГЕЛЬЯНСТВО, обозначение идеалистич. филос. течений, исходивших из учения Г. Гегеля и развивавших его идеи. Возникло в Германии в 30-40-х гг. 19 в. В спорах по релит, вопросам внутри гегелевской школы выделилось неск. направлений. Т. н. правогегельянство трактовало Гегеля в духе релит, ортодоксии (К. Гёшель, Г. Хинрихс, Г. Габлер), рассматривая его филос. систему как рациональную форму богословия. Оппозиционное левое Г., или младогегельянство (А. Руге, Б. Бауэр, Л. Фейербах и др.), подчёркивало решающую роль личностного, субъективного фактора в истории (противопоставляя его гегелевскому всемирному духу). Промежуточное положение занимало ортодоксальное Г., стремившееся сохранить учение Г. в его чистоте (К. Михелет, К. Розенкранц и др.). Критика младогегельянства была дана в работах К. Маркса и Ф. Энгельса Святое семейство (1844) и Немецкая идеология (1845-46). По пути преодоления младогегельянства пошли Г. Гейне в Германии, А. И. Герцен и В. Г. Белинский в России. Дальнейшее развитие Г. вышло за пределы собственно гегелевской школы. Возрождение интереса к Гегелю в бурж. философии 2-й пол. 19- нач. 20 вв. вызвало появление в различных странах многообразных течений т. н. неогегельянства.

М. Ф. Овсянников.

--------------------------

ДИАБЕТ САХАРНЫЙ, сахарное мочеизнурение, хроническое заболевание, характеризующееся расстройством всех видов обмена веществ, в первую очередь углеводов, вследствие абсолютной либо относительной (чаще) недостаточности в организме гормона поджелудочной железы - инсулина. В возникновении функциональной неполноценности островкового аппарата поджелудочной железы, продуцирующего инсулин, большую роль играет наследств, фактор; она может развиваться в результате травм, воспалит, процессов, склероза сосудов поджелудочной железы, инфекций, интоксикаций, психич. травмы, чрезмерного употребления углеводов, переедания вообще; имеет значение и функциональное состояние др. желез внутр. секреции - гипофиза, надпочечников, щитовидной железы и др., а также центр, и вегетативной нервной системы. Вследствие недостаточности инсулина печень и мышцы теряют способность превращать поступающий в организм сахар в гликоген, а все ткани теряют способность окислять сахар и использовать его в качестве источника энергии; кроме того, в организме происходит неогликогенез, т. е. сахар образуется из белков и жиров. В результате сахар накапливается в крови; его количество в 100 мл крови может достигать 0,2 -0,4 г и более (гипергликемия). Когда количество сахара в крови превышает 0,18 г ("почечный порог"), часть сахара в почечных канальцах (см. Почки) не реабсорбируется и выводится из организма с мочой (гликозурия). В более тяжёлых случаях ослабевает функция печени; в ней перестают синтезироваться и накапливаться гликоген, обезвреживаться продукты распада белков и жиров. В результате в крови, а затем в моче появляется значит, кол-во ацетоновых тел, особенно ацетоуксусной и В-окси-масляной к-т, накопление к-рых влечёт за собой нарушение кислотно-щелочного равновесия организма и развитие ацидоза. Ацидоз может привести к диабетической коме. У больных Д. с. отмечаются усиленные аппетит и жажда (в лёгких случаях голод и жажда могут быть выражены слабо), обильное отделение мочи (до 5-8 л в сутки; отсюда и название "мочеизнурение") с высоким удельным весом, кожный зуд, зуд наружных половых органов, воспаление слизистых оболочек полости рта, боли по ходу нервных стволов (полиневрит), мышечная и половая слабость; у женщин - нарушение менструального цикла, при беременности - иногда самопроизвольные выкидыши или роды мёртвым плодом. При Д. с. повышается уровень холестерина в крови, что способствует развитию раннего атеросклероза, к-рый нередко сочетается с гипертонией. К тяжёлым осложнениям Д. с. относятся значит, изменения сердечно-сосудистой системы, почек, органов зрения и др.

Лечение назначается индивидуально в каждом отдельном случае, с учётом особенностей нарушения обмена. При лёгких формах - диета с индивидуальным учётом энергетич. затрат больного и леч. физкультура (особенно у тучных); в нек-рых случаях - сахароснижающие сульфаниламидные препараты (наиболее эффективны у пожилых лиц с наклонностью к тучности). При средней и тяжёлой формах инсулинотерапия; с целью удлинения срока действия инсулина применяют препараты инсулина продлённого сахароснижающего действия.

Лит.: Г е н е с С. Г., Сахарный диабет, 5 изд., М., 1963 (библ.); Диабет, под ред. Р. Уильямса, пер. с англ., М., 1964 (библ.).

Л. М. Голъбер.

--------------------------

ИНСУЛИН (от лат. insula - остров), гормон белковой природы, вырабатываемый бета-клетками Лангерганса островков поджелудочной железы. Впервые был выделен канад. учёными Ф. Бантингом и Ч. Вестом (1921-22). Структурная единица И.- мономер с мол. массой ок. 6000. При определении в различных условиях мол. масса И. оказывается равной 12 000 или 36 000, т. к. в зависимости от условий опыта в молекулу И. объединяется разное число мономеров. Каждый мономер содержит 51 аминокислоту, к-рые располагаются в виде двух пептидных цепей - А и В, соединённых посредством двух дисульфидных мостиков (-S-S-). Наличие этих мостиков необходимо для проявления гормональной активности И.: их разрушение приводит к потере активности. И. различных видов животных отличаются только положением нек-рых аминокислот в цепи. Структура мономера И., т. е. последовательность расположения в нём аминокислотных остатков, выяснена англ, биохимиком Ф. Сангером (1945-56). Это позволило осуществить хим. синтез И.

И. снижает содержание сахара в крови, задерживая распад гликогена и синтез глюкозы в печени. В то же время И. повышает проницаемость клеточных мембран для глюкозы, способствуя её переходу в ткани. И, повышает использование глюкозы в реакциях пентозофосфатного цикла и ускоряет синтез гликогена в мышцах. Присутствие И. в организме обусловливает преобладание синтеза белков и жирных к-т над их распадом, способствует переходу углеводов в жирные к-ты и образованию жиров. С недостатком И. в организме связано нарушение обмена веществ - диабет сахарный. При лечении диабета применяют препараты И., получаемые из поджелудочных желез убойного скота и других животных. Активность И. определяют биологически (по способности понижать содержание сахара в крови у кроликов). За единицу действия (ЕД)-интернац. единицу (ИЕ), или междунар. единицу (ME),- принимают 0,04082 мг чистого кристаллич. препарата И. Для инъекций И. вводят подкожно или внутримышечно (при приёме через рот И. разрушается желудочным соком). Свободный И. в организме быстро инак-тивируется под влиянием фермента инсулиназы. Более продолжительным, чем И., действием (наступающим медленнее) обладают препараты И.: суспензия аморфного цинк-инсулина, раствор протамин-цинк-инсулина, суспензия протамин-инсулина и др. Малые дозы И. (также в виде инъекций) применяют при общем истощении, упадке питания и нек-рых др. заболеваниях. В пси-хиатрич. практике И. вводят для вызывания гипогликемич. состояний (см. Гипогликемия). Г. А. Соловьёва.

На этом сегодня всё.

С уважением Литвинов Александр.



В избранное