Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Большая советская энциклопедия и К


Здравствуйте!

Вас приветствует автор рассылки Литвинов Александр.

Сегодня события 21 ноября из БСЭ-3.

ВОЛЬТЕР (Voltaire) [псевд.; наст, имя и фам. Мари Франсуа А р у э (Arouet)] (21.11.1694, Париж,- 30.5.1778, там же), французский писатель, философ, историк. Чл. франц. академии (1746). Сын нотариуса; окончил иезуитский коллеж. В 1717 заточён в Бастилию за эпиграммы против регента. В 1726 выслан в Англию. Англ, впечатления В. отражены в "Философских письмах" (1733), в к-рых он показал, что обществ, строй Англии превосходит французский, где господствует абсолютизм; это сочинение было осуждено франц. парламентом на сожжение (1734). В течение 10 лет В. жил в доме маркизы дю Шатле. В 1745 В. был приближен ко двору Людовика XV, в 1750- 1753 - прусского короля Фридриха II. В 1754 поселился близ Женевы, но не нашёл себе места и в передовой кальвинистской (см. Кальвинизм) республике; с 1758 обосновался в своём имении фернё на границе Франции и Швейцарии. Слова "раздавите гадину" (т. е. католич. церковь) - девиз В. этих лет. Его творчество подчинено борьбе с религ. нетерпимостью и мракобесием. Он выступал в защиту жертв религ. фанатизма (дело Каласа, 1762). В 60-е гг. наряду с идеалом просвещённой монархии В. выдвигал идеал республики как наиболее разумной формы гос. устройства ("Республиканские идеи", 1762). В. являлся наиболее ярким выразителем прогрессивного обществ, мнения Европы, ферне стал местом паломничества. С В. были вынуждены считаться европ. монархи; Екатерина II, Фридрих II, Густав III и др. домогались его дружбы. Возвращение в Париж в февр. 1778 превратилось в триумф писателя.

По своим филос. взглядам В.- деист, последователь Дж. Локка, И. Ньютона. Придерживаясь материалистич. объяснения природы, В. не отказывался от идеи бога как первопричины, сообщившей материи движение и способность ощущать и мыслить. В религии В. видел и узду моральную и социальную, необходимую, чтобы охранять частную собственность и обществ, порядок. Сочувствуя народу, В. испытывал страх перед движением низов и изменение общества мыслил в виде "революции сверху", осуществляемой "просвещенным" монархом в интересах нации. Историч. труды "Век Людовика XIV" (изд. 1751 и 1768), "Опыт о нравах и духе народов" (изд. 1756), "История Российской империи в царствование Петра Великого" (1759-63) явились важной вехой европ. историографии. Осн. внимание В. уделял не королям и полководцам, а истории самих народов, их нравам, обычаям, культуре. Отвергая идею провиденциализма, В. выдвигал принцип прогрессивной эволюции человечества, понимая, однако, прогресс абстрактно-идеалистически.

В своей эстетике и драматургии В. продолжал традиции классицизма 17 в., насыщая свои трагедии актуальной политич. и филос. мыслью. Показательна трагедия "Фанатизм, или Магомет пророк" (1742, рус. пер. 1798), где характеры и сюжет подчинены идее разоблачения преступной роли церкви и религ. фанатизма. Проникнутые тираноборч., респ. пафосом трагедии "Брут" (пост. 1730, изд. 1731, рус. пер. 1783), "Смерть Цезаря" (1735, рус. пер. 1777) и др. предвосхищают театр Великой франц. революции. Другая тенденция драматургии В.- защита естеств. прав человеч. личности ("Заира", пост. 1732, рус. пер. 1779; "Альзира, или Американцы", 1736, рус. пер. 1786; "Танкред", пост. 1760, рус. пер. 1816) - связана с интересом к У. Шекспиру; здесь В. привлекает начало "природы" и "свободы"; но целиком принять Шекспира В. не мог, считая его "гением без правил", "дикарём", нарушающим художеств, вкус и меру.

В поэме В. "Генриада" (1728), посвящённой франц. королю Генриху IV, осуждение феод, анархии и утверждение идеала просвещённого абсолютизма облечено в форму эпич. поэмы; образы античных богов заменены здесь искусств, аллегорич. фигурами - Фанатизма, Раздора, Любви. В героикомич. поэме "Орлеанская девственница" (1735, анонимное изд. 1755, неск. изменённое изд. 1762), поев. Жанне д'Арк, В. развенчивает религ. легенду о святой спасительнице Франции и зло смеётся над религией и духовенством. Лирика В.- в русле т. н. "лёгкой поэзии"; отличающаяся изысканным изяществом, она проникнута эпикурейскими, а подчас и антиклерикальными мотивами. На отвлечённо филос. темы написаны: "Рассуждение в стихах о человеке" (1738, рус. пер. 1788), "Поэма об естественном законе" (1756, рус. пер. 1786) и "Поэма о гибели Лисабона" (1756, рус. пер. 1763), в к-рой оспаривается учение Лейбница о предустановленной гармонии.

Наибольшее значение в художеств, наследии В. имеют его филос. повести: "Задиг, или Судьба" (1748, рус. пер. 1765), "Мемнон, или Человеческая мудрость" (1747, рус. пер. 1782), "Микромегас" (1752, рус. пер. 1788), "Кандид, или Оптимизм" (1759), "Простодушный" (1767, рус. пер. 1775), "Вавилонская принцесса" (1768). Содержание этих повестей - не частная жизнь героев, а филос. идея, касающаяся мира в целом, проблемы "мирового зла". Гл. место в них занимает критика обществ, порядков, сатирич. осмеяние церкви, суда, королев. власти. Развенчивая философию оптимизма (особенно в "Кандиде"), в к-ром он теперь видит оправдание существующего социального зла, В. не теряет веру в возможность изменения мира, и его формула "надо возделывать наш сад" является филос. выводом - призывом к активности всех и каждого. Критикуя пороки цивилизации с точки зрения естеств. человека (особенно в повести "Простодушный"), В. не звал к утраченной простоте, как Ж. Ж. Руссо, а продолжал возлагать надежды на прогресс общества. Используя приключенческо-авантюрный сюжет, вост. экзотику, фантастику, В. создал особое иск-во мысли, где за столкновением персонажей стоит столкновение идей и развитие сюжета подчиняется логике филос. положений. Влияние В. на развитие просветительской мысли было очень значительным. Термин "вольтерьянец" стал нарицательным.

"Увенчанный Вольтер". Худ. К. Л. Дере.

"Вольтер в кабриолете". Картина Ж. Юбера. 3-ячетверть 18в. Эрмитаж. Ленинград.

Соч.: GEuvres completes, v. 1 - 52, P., 1877-85; Voltaire's correspondence, ed. by T. Besterman, v. 1 - 107, Gen., 1953-65; в рус. пер. - Соч., СПБ, 1913; Избр. произв., М., 1947; Письма, М.- Л., 1956; Философские повести и рассказы, мемуары и диалоги, т. 1 - 2, М.- Л., 1931; Орлеанская девственница. Магомет. Философские повести, М., 1971; философские повести, М., 1954.

Лит.: М о р л е и Д., Вольтер, пер. с англ., М., 1889; Шахов А., Вольтер и его время, СПБ, 1912; Державин К. Н., Вольтер, [М.], 1946; Вольтер. Статьи и материалы, под ред. М. П. Алексеева, Л., 1947; Вольтер. Статьи и материалы, под ред. В. П. Волгина, М.- Л., 1948; Артамонов С., Вольтер, М., 1954; Соколов В. В., Вольтер. Общественно-политические, философские и социальные воззрения, М., 1956; Сигал Н., Вольтер, Л.- М., 1959; Обломиевский Д., Французский классицизм, М., 1968; Акимова А. А., Вольтер, М., 1970; Desnoiresterres G., Voltaire "t la societe au XVIII siecle, v. 1 - 8, P., 1871 - 1876; Lion H., Les tragedies et les theories dramatiques de Voltaire, P., 1895; Lanson G., Voltaire, P., 1906; Naves R., Le gout de Voltaire, P., 1938; его же, Voltaire, 7 ed., P., 1962; В e 1 1 e s о г t A., Essai sur Voltaire. P., 1950; Lancaster Н. С., French tragedy in the time of Louis XV and Voltaire (1715 -1774), v. 1-2, Baltimore, 1950; Diaz F., Voltaire Sto-rico, Torino, 1958; Charpentier J., Voltaire, P., 1955; Studies on Voltaire and the 18th century, ed. by T. Besterman, v. 1 - 12, Gen., 1955-60 (изд. продолжается); Р о n e a u R., La religion de Voltaire, P., 1956; его же, Voltaire par lui-meme, P., 1963; Besterman Т., Voltaire essays and another, L., 1962; его же, Voltaire, [L.- Harlow, 1969]; Brailsford H. N., Voltaire, L., 1963; GrossR. H., Voltaire nonconformist, [L., 1968].

Библиографические издания; Языков Д., Вольтер в русской литературе, 2 изд., М., 1902; Державин К. Н., Из русской библиографии Вольтера, в сб.: Вольтер, Л., 1948; Библиотека Вольтера. Каталог книг, М.- Л., 1961; Querard J. М., Bibliographic voltairienne, P., 1824; Bengesco G., Bibliographie des oeuvres de Voltaire, v. 1 - 4, P., 1882 - 90; В а г г М., A bibliography of writings on Voltaire. 1825 - 1925, N. Y., 1929; e e ж e, Quarante annees d'etudes voltairiennes. Bibliographie analytique des livres et articles sur Voltaire, 1926-1965, P., [1969].

В. Я. Ьахмутский.

----------------------------------

ШЛЕЙЕРМАХЕР (Schleiermacher) Фридрих (21.11.1768, Бреслау,- 12.2. 1834, Берлин), немецкий протестантский теолог и философ. Воспитанник пиетистских гернгутерских общин. Учился в ун-те в Галле. С 1794 проповедник, в 1796-1802 в Берлине. В 1804-06 проф. в Галле; с 1807 - в Берлине, проф. ун-та (с 1810), секретарь филос. отделения АН (с 1814). Ок. 1800-х гг. был близок кружку йенских романтиков (см. Романтизм), в "Доверительных письмах о „Люцинде"" (1800) отстаивал роман Ф. Шлегеля "Люцинда", выступая в защиту чувства с его полной внутр. свободой. В рапсодически-восторженных "Речах о религии" (1799) и "Монологах" (1800) Ш. создал целостный образ религ.-эстетич. мировоззрения в духе раннего романтизма; личное внутр. переживание - основа религии, к-рую Ш. определяет как "созерцание универсума", позднее - как чувство "зависимости" от бесконечного. В дальнейшем выступил с рядом систематич. трудов по философии ("Диалектика", 1804), этике, протестантской догматике. Ш. принадлежит классич. перевод Платона на нем. язык. Психологизм Ш., его убеждение в первенствующей роли внутр. чувства в познании, в непостижимости высшего начала (бога) для разума (влияние пиетизма, а также Ф. Г. Якоби) были подвергнуты резкой критике Гегелем. Ш. оказал большое влияние на либеральный протестантизм 19 в., на развитие истории философии и педагогики в Германии, филос. герменевтики и др.

Соч.: Samtliche Werke, Bd 1-.30, В., 1835 - 64; Asthetik, hrsg. v. R. Odebrecht, Lpz.- В., 1931; Hermeneutik, hrsg. v. H. Kirnmerle, 2 Aufl., HdIb., 1974; в рус. пер.- Речи о религии к образованным людям, её презирающим. Монологи, M., 1911.

Лит.: Орнатский Ф.. Учение Шлейермахера о религии. К., 1884; Г а и м Р., Романтическая школа, пер. с нем., M., 1891; DiI they W., Leben Schleiermachers, Bd 1 - 2, В., 1922-66; Odebrecht R., Schleiermachers System der Asthetik, В., 1932; Kantzenbach F. W., F. D. E. Schleiermacher in Sebstzeugnissen und Bilddokumenten, Reinbek, 1967; Redeker M., F. Schleiermacher. Leben und Werk, B., 1968. Ал. В. Михайлов.

----------------------------------

ПРОКТЕР (Procter) Брайан Уоллер (наст. имя; псевд. Барри Корнуолл, Cornwall) (21.11.1787, Лидс,-5.10.1874, Лондон), английский писатель. Сын фермера. По образованию юрист. Осн. тема его "Драматических сцен" (1819, рус. пер. 1837) в духе позднего романтизма - власть судьбы, сокрушающей человеческое счастье. Пользовалась успехом трагедия П. "Мирандола" (пост. 1821). Наиболее известный сб. П.- "Английские песни" (1832). На рус. яз. стихи П. переводили А. С. Пушкин ("Пью за здравие Мери..."), Д. Д. Минаев, М. Л. Михайлов и др.

Соч. в рус. пер., в кн.: Гербель Н. В., Английские поэты в биографиях н образцах, СПБ, 1875.

Лит.: Яковлев Н. В., Последний литературный собеседник Пушкина (Бари Корнуоль), в сб.: Пушкин и его современники, в. 28, П., 1917; Armour R. W., Barry Cornwall, Boston, 1935.

----------------------------------

МОРГАН (Morgan) Льюис Генри (21.11. 1818, Орора, ^Нью-Йорк,- 17.12.1881, Рочестер, Нью-Йорк), американский этнограф и археолог, историк первобытного общества, прогрессивный обществ, деятель. Чл. Нац. АН США (1875). По образованию юрист, занимался адвокатурой, позднее - также коммерцией. С ранних лет интересовался бытом индейцев-ирокезов. Основал общество для изучения индейцев и оказания им помощи (1840), выступал против ограбления, дискриминации и истребления индейцев в США. В 1847 был усыновлён ирокезским племенем сенека под именем "Тот, Кто является Мостом" (между индейцами и белыми). Первый крупный труд М., посвящённый индейцам-ирокезам, "Лига ирокезов" (1851) поныне остаётся важнейшим исследованием об этих племенах. В последующих трудах (осн. из них - "Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации", 1877, рус. пер., 2 изд., 1934) М. выступал преим. как историк первобытного общества, утверждавший идеи прогресса и единства ист. пути человечества. Центр, место в его учении заняло положение о роде как универсально-ист, осн. ячейке первобытного общества. С этим связаны положения о развитии собственности от коллективных форм к частным и об эволюции семьи и брака от групповых форм к индивидуальным. М. разработал также науч. периодизацию первобытной истории, подразделив её на периоды дикости и варварства, а каждый из них - на три подпериода. Крупнейший представитель эволюционизма в этнографии, М. фактически сумел отойти от него и, по словам Ф. Энгельса, "...в границах своего предмета самостоятельно вновь открыл марксово материалистическое понимание истории..." (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 97).

Вокруг концепции М. до сих пор идёт борьба между прогрессивным и реакц. течениями этнографич. науки. Данные совр. этнографии и археологии показывают, что ряд частных положений М. требует уточнения, но созданное им учение о первобытном обществе сохраняет своё значение и продолжает развиваться марксистской наукой.

Соч.: Дома и домашняя жизнь американских туземцев, пер. с англ., Л., 1934.

Лит.: Маркс К., Конспект книги Льюиса Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9, М., 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Косвен М. О., Л. Г. Морган. Жизнь и учение, 2 изд., Л., 1935; С е-м е н о в Ю. И., Учение Моргана, марксизм и современная этнография, "Советская этнография", 1964, № 4.

А. И. Першиц.

----------------------------------

ТИССАНДЬЕ (Tissandier) Гастон (21.11. 1843, Париж,-30.8.1899, там же), французский аэронавт. Автор труда "История воздухоплавания" (1878). 15 апреля 1875 в окрестностях Парижа совместно с Г. Т. Сивелем и Ж. Э. Кроче-Спинелли достиг на аэростате высоты ок. 8600 м. В 1883 с братом Альбером разработал проект электрич. винтового аэростата, пробные полёты на к-ром успешно были совершены в 1883 и в 1884.

Соч.: Application de I'electricite a la navigation aerienne, P., 1885; в рус. пер.- Путешествия по воздуху. Рассказы о воздушных шарах и о воздушных путешествиях, М., 1899 (совм. с К. Фламмарионом).

----------------------------------

БЕНЕДИКТ XV (Benedictus), в миру-маркиз Джакомо делла Кьеза (21.11.1854, Пельи, ок. Генуи,-22.1.1922, Рим), римский папа в 1914-22. В 1883-1907 - на ватиканской дипломатич. службе, в 1907-14 архиепископ болонский, с 1914 кардинал. Во время 1-й мировой войны 1914-18, при официально провозглашённом нейтралитете Ватикана, фактически поддерживал авст-ро-герм. блок. В 1916-17 Ватикан развернул активную дипломатич. деятельность, чтобы добиться компромиссного империалистич. мира в целях предотвращения революции в воюющих странах ("Обращение к руководителям воюющих стран" 1 авг. 1917 и др.). Б. XV занимал враждебную позицию в отношении Великой Окт. социалистич. революции и Сов. власти. М. М. Шейнман.

----------------------------------

СТЁРТЕВАНТ (Sturtcvant) Алфред Генри (21.11.1891, Джэксонвилл, шт. Иллинойс,- 6.4.1970, Пасадена, шт. Калифорния), американский генетик. Чл. Нац. АН США. Окончил Колумбийский ун-т (1912). Проф. Калифорнийского технологич. ин-та (1928-62). С 1911 сотрудник лаборатории T. X. Моргана; внёс значит, вклад в разработку хромосомной теории наследственности. Первым обосновал теорию линейного расположения генов в хромосомах, предложив их картирование в соответствии с частотой протекания кроссинговера между ними (1913). Открыл явление супрессии (1920) и эффект положения гена (1925). Обнаружил инверсии частей хромосомы и исследовал их влияние на кроссинговер (1926). Работы по систематике и сравнительной цитогенетике видов рода Drosophila.

С о ч.: The mechanism of Mendelian heredity, 2 ed., N. Y., 1923 (совм. с др.); The genetics of Drosophila, 's-Gravenhage, 1925 (совм. с Т.Н. Morgan and C. B. Bridges); An introduction to genetics. Phil.-L., 1939 (совм. с G. W. Beadle); Genetics and evolution. Selected papers, San Francisco, 1961; A history of genetics, N. Y., 1965.

A. E. Гайсинович.

----------------------------------

ПЁРСЕЛЛ (Purcell) Генри (ок. 1659, Лондон,- 21.11.1695, там же), английский композитор и органист. Состоял придворным музыкантом в Лондоне: пел в королевской капелле, был хранителем инструментов, настройщиком органов, композитором "24 скрипок короля", церк. органистом и королевским клавесинистом. Крупнейший англ. композитор, П. отличался исключит. продуктивностью, с равным мастерством работал во всех муз. жанрах, особенно в муз.-сценич. (автор музыки ок. 50 театр. постановок). Наивысшее достижение П.- опера "Дидона и Эней" (1689), первая нац. англ. опера (по мотивам "Энеиды" М. Вергилия). Она отличается тонким лиризмом, психологической углублённостью, драматизмом, стройностью, единством мелодии и текста. П. обобщил в этой опере традиции англ. реалистич. театра, жанра масок, нац. поэзии, англ. и шотл. нар. песни и танца, бытовой инструментальной музыки. Другие муз.-сценич. произв. П. наз. чполуоперами"; они состоят из отд. номеров или интермеццо, мн. из к-рых - развитые дивертисменты в театр. пьесах. П.- автор многоголосных и одноголосных песен (создал ок. 100), близких народным; в светских песнях продолжал традиции англ. мадригала. Среди его хоровых сочинений (культовых и светских) выделяются антемы (торжественные церк. произв. на библейские тексты, типа мотета). В инструм. музыке П. следовал традициям итал. скрипичных композиторов; его струнные фантазии, трио-сонаты, как и органные произв., отличаются полифонич. мастерством; пьесы для клавесина, насыщенные нар. и бытовыми мелодиями (танцы, сюиты, арии, граунды), близки пьесам вёрджинелистов (см. Вёрджинел) и предназначены гл. обр. для любителей. П. стремился к созданию нац. муз. иск-ва, однако его творчество не оставило прочных традиций. Интерес к П. возрос в Великобритании, особенно благодаря деятельности Б. Бриттена, издавшего в собств. обработке ряд его произв., в т. ч. оперу "Дидона и Эней" (1951).

Г. Пёрселл.

Лит.: Конен В., Пёрселл и английская музыка, "Советская музыка", 1955, № 10; её же, "Британский Орфей", там же, 1959, № 11; Розеншильд К., История зарубежной музыки, в. 1, 3 изд., М., 1973, с. 323-38; Zimmerman F. В., n. Purcell, L.- N., 1967. И. В. Розанов.

----------------------------------

ЛАНГЕ (Lange) Фридрих Альберт (28.9. 1828, Вальд, близ г. Золинген,- 21.11. 1875, Марбург), немецкий философ и экономист, представитель марбургской школы неокантианства. Проф. философии Цюрихского (с 1870) и Марбургского (с 1872) ун-тов. Вместе с О. Либманом был инициатором лозунга "Назад к Канту". Наибольшую известность получил его историко-филос. труд "История материализма и критика его значения в настоящее время" (т. 1-2, 1866, 10 изд., 1921; рус. пер., 1881-83, 2 изд., 1899-1900), где Л. считает материализм обоснованным методом лишь в пределах естеств.-науч. исследования, отвергая его общефилос. значение: по Л., метафизика возможна лишь как поэзия понятий, но не как наука. В соч. "Рабочий вопрос, его значение в настоящем и будущем" (1865, 7 изд., 1910, рус. пер., 1892), навлёкшем на Л. политич. преследования, выступил как представитель бурж. либерализма. Взгляды Л., в частности перенесение им биологич. понятий в область обществ, наук, критиковались В. И. Лениным (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 475; т. 18, с. 348-49).

Соч.; Logische Studien, 2 Aufl., Iserlohn, 1894.

Лит.: Ellissen О. A., F. A. Lange, Lpz., 1891.

----------------------------------

ФРАНЦ ИОСИФ I (Franz Joseph) (18.8. 1830, Вена,-21.11.1916, там же), император Австрии и король Венгрии (с 1848) из Габсбургско-Лотарингского дома (см. Габсбурги). Пр-во Ф. И. I подавило Революцию 1848-49 в Австрии и (с помощью царской России) в Венгрии. В стране был восстановлен абсолютизм. Идя на уступки венг. аристократии и дворянству, Ф. И. I преобразовал (в 1867) Австр. империю в двуединую монархию - Австро-Венгрию. Пр-во Ф. И. I, опираясь на помещичье-клерикальные круги, крупную буржуазию, военщину и бюрократию, подавляло рабочее и нац.-освободит, движение. В 1879 Ф. И. I заключил союзный договор с Германией, ставший основой Тройственного союза 1882. Экспансионистская политика Ф. И. I на Балканах, приходившая в столкновение с интересами царской России, способствовала развязыванию 1-й мировой войны 1914-18.

----------------------------------

ГАБСБУРГИ (Habsburger), династия, правившая в Австрии в 1282-1918, в Чехии и Венгрии в 1526-1918 (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и её владениях в 1516-1700; императоры "Священной Рим. империи" (постоянно - в 1438-1806, кроме 1742-45).

Родоначальником Г. был, по-видимому, Гунтрам Богатый (сер. 10 в.) из Верх. Эльзаса. С 1090 Г.- графы, с 1135 - ландграфы на Верх. Рейне и в Ср. Швейцарии (здесь в швейц. области Ааргау ок. 1020 был построен замок Habsburg, от к-рого произошло назв. династии). В 1273 Рудольф Г. был избран императором "Священной Рим. империи" (Рудольф I, 1273-91); он закрепил за Г. герцогства Австрию и Щтирию (1282), к-рые вместе с присоединёнными в 14 в. Каринтией, Крайней, Тиролем стали осн. ядром наследств, владений Г. (см. в ст. Австрия). С 1438 Г., оказавшиеся в ряду сильнейших герм, территориальных князей, постоянно избирались герм, королями и императорами "Священной Рим. империи". В результате брака Максимилиана Г. (имп. Максимилиан I, 1493- 1519) с Марией Бургундской к владениям Г. были присоединены Нидерланды. В 16-17 вв. Г., опиравшиеся на католич. церковь и проводившие политику контрреформации, были носителями реакционных, враждебных складывавшимся нац. гос-вам планов создания универсальной "всехристианской" империи. При Карле V (с 1516 йен. король Карл I, с 1519 император "Священной Рим. империи") под властью Г. оказалась огромная территория - Германия, Австрия, Нидерланды, часть Италии, Испания и её колонии в Америке. По договорам 1521-22 между Карлом V и его братом Фердинандом I австр. наследств, земли Г. были переданы последнему (выделение австр. ветви Г.); после гибели венгеро-чешского короля в битве при Мохаче (1526) к Г. перешли Чехия и Венгрия. В 1556 Карл V отрёкся от исп. короны - Испания и её владения перешли к его сыну Филиппу II (окончат, обособление исп. ветви Г.), императорский титул - к австр. Г. В результате войны за Испанское наследство (1701-14), начавшейся после смерти Карла II (правил 1665-1700), последнего исп. короля из династии Г., к австр. Г. перешли Юж. Нидерланды (Бельгия) и итал. владения Г. (Сев. Нидерланды освободились от господства Г. ещё в 16 в. в результате Нидерл. бурж. революции). Австр. линия Г. прекратилась (в мужском колене) с имп. Карлом VI (правил в 1711-40); брак его дочери Марии Терезии (правила в 1740-80) с герцогом Францем Стефаном Лотарингским положил начало Габсбургско - Лотарингскому дому. В период наполеоновских войн Франц II (правил в 1792-1835) вынужден был в 1806 отказаться от титула императора "Священной Рим. империи", сохранив за собой принятый им в 1804 титул австр. императора. При Франце Иосифе I (правил в 1848-1916) Австрийская империя была преобразована в двуединую Австро-Венгрию (1867) во главе с Г. как австр. императорами. Двуединая монархия Г. была тюрьмой для многочисленных национальностей, насильственно удерживавшихся Г. в составе Австро-Венгрии. 11 нояб. 1918, в обстановке поражения Австро-Венгрии в 1-й мировой войне и подъёма революц. и нац.-освободит, движения, приведших к распаду Габсбургской монархии, имп. Карл I (правил в 1916-18) отрёкся от престола. 3 апр. 1919 Учредит, собрание Австр. республики приняло закон о лишении Г. всех прав, об изгнании их за пределы Австрии и конфискации всего их имущества (вошёл в Гос. договор о восстановлении независимой и демократич. Австрии 1955).

----------------------------------

РИЛЬ (Riehl) Алоиз (27.4.1844, Больцано, Италия,-21.11.1924, Нёйбабельсберг, близ Берлина), немецкий философ-идеалист, представитель критического реализма. С 1878 проф. ун-та в Граце (Австрия), ряда ун-тов в Германии (с 1882 - во Фрейбурге, с 1895- в Киле, с 1898 -в Галле, в 1905-19 -в Берлине). С позиций неокантианства Р. усматривал предмет философии в анализе и критике познания. Философия, по Р., должна выявить реальные предпосылки науч. знания, важнейшей из к-рых является существование "вещи в себе", реальности, образующей основу познания. Одно из центр, понятий философии Р.- опыт, трактуемый как психофизич. единство. Согласно Р., если исходят из объективной стороны этого единства, то превращают сознание в функцию мозга, а мир - в совокупность количественно измеряемых элементов; когда же исходят из субъективной стороны, то мир выступает как продукт сознания. Р. придерживался позиции психофизич. параллелизма. В поздних работах Р. проводил мысль о том, что философия есть не только самопознание науки (познание сущего), но и осмысление ценностей человеческой жизни (постижение должного).

В работе "Материализм и эмпириокритицизм" В. И. Ленин подверг критике взгляды Р. (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18).

Соч.: Uber Begriff und Form der Philosophic, В., 1872; Der philosophische Kriticismus und seine Bedeutung fur die positive Wissenchaft, Bd 1 - 2, Lpz., 1876-87; в рус. пер. - Теория науки и метафизики с точки зрения философского критицизма, М., 1887; Введение в современную философию, СПБ, 1904; Философия в систематическом изложении..., СПБ, 1909.

Лит.: Богомолов А. С., Немецкая буржуазная философия после 1865 года, М., 1969; Si eg el К., A. Riehl. Graz, 1932.

А. П. Огурцов.

----------------------------------

ГЕРЦОГ, Xерцог (Hertzog) Джеймс (3.4.1866, Уэллингтон,-21.11.1942, Претория), гос. деятель Южно-Африканского Союза. В 1913-14 основал Националистическую партию, выражавшую интересы крупных землевладельцев и формировавшейся бурской буржуазии. В 1924-39 премьер-министр. " Пр-во Г. проводило политику расовой дискриминации и подавления освободит, борьбы афр. населения; приняло законы о цивилизованном труде, о налогах на банту, о цветном барьере в пром-сти и ряд др. расистских законов. В 1933 Г. стал одним из лидеров Объединённой партии, возникшей в результате слияния части Националистической партии с Южноафриканской партией Смэтса. После начала 2-й мировой войны Г. выступал против присоединения ЮАС к державам, находившимся в войне с фаш. Германией. Выдвинутое Г. профашистское требование о нейтралитете ЮАС было отвергнуто большинством парламента. Г. и его сторонники вышли из Объединённой партии.

----------------------------------

ПАЛЕОЛОГ (Paleologue) Морис Жорж (13.1.1859, Париж, - 21.11.1944, там же), французский дипломат. С 1880 служил в Мин-ве иностр. дел. В 1880-86 занимал дипломатич. посты в Марокко, Италии и Китае, в 1907-12 - в Болгарии. В 1912- 1914 директор политич. департамента МИДа. Будучи послом в России (1914- 1917), П. добивался максимальной активизации воен. усилий России как союзника Франции в 1-й мировой войне 1914- 1918. В 1920 ген. секретарь МИДа. В 1928 избран чл. Франц. академии. П.- автор историко-мемуарных произведений.

С о ч.: Journal de l'affaire Dreyfus. 1894 - 1899, P., 1955; в рус. пер. -Царская Россия во время мировой войны, М. - П., 1923; Царская Россия накануне революции, М.- П., 1923.

----------------------------------

РАМАН (Raman) Чандрасскхара Венката (7.11.1888, Тируччираппалли, -21.11.1970, Бенгалуру), индийский физик. Сын преподавателя колледжа. Учился в ун-те г, Мадрасе (1903-07). В 1907-17 служил в Департаменте финансов, проводя в то же время науч. работу в лабораториях Инд. ассоциации развития науки, в организации которой Р. принял большое участие. В 1917-33 работал в Калькуттском ун-те. В 1925 посетил СССР по приглашению АН СССР. С 1933 проф. и директор Ин-та науки, с 1947 директор н.-и. ин-та Рамана в Бенгалуру. Президент Индийской АН (с 1934). Осн. труды по оптике, акустике, молекулярной физике. Ранние работы посвящены исследованию нелинейных и параметрич. колебаний. В 1928 (одновременно с Л. И. Мандельштамом и Г. С. Ландсбергом) открыл явление комбинационного рассеяния света (совм. с К. С. Кришнаном) и дал истолкование этому явлению как оптич. аналогу Комптона аффекта (Нобелевская пр., 1930). Р. принадлежат также работы по дифракции света на ультразвуковых волнах и по физике кристаллов. Р. много сделал для развития науки в Индии как организатор и руководитель науч. учреждений и как педагог. Иностр. чл. АН СССР (1947). Междунар. Ленинская пр. "За укрепление мира между народами" (1957).

Соч.: A new type of secondary radiation, "Nature", 1928, v. 121, № 3048 (совм. с К. S. Krishnan).

Лит.: "Proceedings of the Indian Academy of Sciences", Sect. A, 1938, v. 8, № 5 (имеется список работ Р.); там же, 1948, v. 28, № 5 (имеются статьи о Р. и его работах).

На этом сегодня всё.

С уважением Литвинов Александр.

Желающие заниматься распространением косметики Oriflame пишите на AlexLitvinov2007@yandex.ru



В избранное