Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Выйти замуж!" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
| ← Ноябрь 1999 → | ||||||
|
1
|
3
|
4
|
6
|
7
|
||
|---|---|---|---|---|---|---|
|
8
|
10
|
12
|
13
|
14
|
||
|
15
|
20
|
21
|
||||
|
22
|
23
|
25
|
27
|
28
|
||
|
29
|
30
|
|||||
Автор
Статистика
1.095 подписчиков
0 за неделю
0 за неделю
Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Аналитика, эссе, интервью
http://russ.ru/ist_sovr
http://russ.ru/edu
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии РЖ http://russ.ru/forums
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
История современности
http://russ.ru/ist_sovr
Глеб Павловский
http://www.russ.ru/authors/pavlovsk.html
Да здравствует 18-е брюмера!
Эти записи делались посреди нудной работы над очередным недельным
план-графиком кампании, где под "9 ноября" я обнаружил загадочное
"200-летие конца Великой французской революции". Предвкушая разнос
сотруднице календарного отдела за этакую чушь, я отнял от 1999-ти двести -
1799, - ага, конец Директории, ноябрь - их тогдашний "брюмер"... А 9 ноября
уж не то ли самое 18-е брюмера Наполеона Бонапарта?! Вдруг мысль о
двухсотлетнем юбилее путча-конца революции показалась мне не нелепой, даже
выбор даты не пустым. Но все же эта юбилейная сказка - не аллегория, и не
надо читать бравурное Бонапарт как скромное Путин.
Все наши юбилейные маньяки тихо, на цыпочках обошли эту славную дату.
Двести лет назад было покончено с Великой Французской революцией. Покончено
при помощи переворота, а как еще?
Перевороты - это зло. В благоустроенных странах переворотов не бывает, либо
они полуконституционные, как приход де Голля в 58-м и отстранение Никсона
в 1974-м. Но в благоустроенных странах давно нет и революций - они все
позаканчивались путчами.
К революциям применима формула Бердяева об утопиях - осуществить не задача,
задача - избежать. Войти не шутка, а вот попробуй потом выйти вон! Выход
из революции тем затруднительней, чем глубже затронут быт обывателя. В
России, где реальная жизненная ткань нелегальна, легальная мифологична
("Знакотканна!" - блеснет словцом юный Островский), а мифологии асоциальны
- революция овладевает обиходом. Подменяет институты власти и общества.
Становится "нашим образом жизни".
***
Сперва они все обезьянничают. Стилистическая зависимость революций от
предшественниц бесподобна. В политике 17-го года гигантское место занимали
аллюзии французского 89-го - не реального, а воображаемого по Гюго и Мишле.
Вне мечты большевиков засвидетельствовать "штурм русской Бастилии"
необъяснима бесцельная атака на Зимний дворец-музей; но Эйзенштейн выдал
постановочную природу затеи. (В остальном октябрьский переворот в СПб -
молниеносное и техничное взятие контроля над узлами столичных коммуникаций
- истинный шедевр Троцкого.) Интересно, что и в начале демреволюции 91-го
мы найдем зависимость от эстетики Эйзенштейна, уже обратную: Август
объявили "мирным" на том основании, что Ельцин не бросил толпу штурмовать
Кремлевский музей. Зато коммуникации тогда остались в руках старой власти и
были позже ею с выгодой - и с собою вместе - перепроданы новичкам.
Дальше больше. Масса приключений и происшествий - событий нет, они
ускользают. Когда все проходит и дети революции припоминают, зачем строили
баррикады и жгли "Пежо" - они не могут назвать ничего, кроме лозунгов и
"глубоких радостных переживаний".
Но Россия бешенством подростковых гормонов от революций не откупится.
Мифологическая шкала - общее у всех революций. Ужас русской в том, что эта
квази-история у нас безысходна. Вляпавшиеся в русскую революцию навсегда
застревают в несвоем времени - и обустраиваются, и живут в лабиринте,
полагая, будто их жизнь настоящая. Русская революция - это "временное
время" вместо исторического; временное - навсегда
Поверхностный анализ наших политических концепций обнаруживает, что все они
размещают себя на планке "сверхновой - подлинной истории" России -
начинающейся где-то с апрельского 1985 пленума КПСС (времена почти уже
библейские). Возникает история местного значения со своей автономной
летописью переходного времени - "континуум", говоря по-ученому, а проще -
отсчет событий от приближенной к живущему, неподвижной точки. Растущий
пузырь "переходного времени", стенки которого поглощают и искажают взгляд в
прошлое - и вот мы разглядываем радужные пятна-картинки "Намедни".
Не в силах ничего реально изменить, мы потому оттягиваем решение всякой
задачи, которую не удалось замолчать. Ход времени приобретает вид
бесконечных оттяжек решения, каждая из которых в отдельности объяснима, а
все вместе составляют длящийся привычный абсурд, где новая глупость обязана
переорать предыдущую, на нее же ссылаясь. Русская политическая дискуссия
напоминает Сухумский обезьянник, куда служители завозят "Сникерсы" и свежую
прессу.
Если изобразить блок-схему любой русской революции, получится нечто вроде
речной гидры, с хватающимися за съедобное присосками. Отсутствие головного
мозга - и длинная трубка для переваривания. Коралл без известковой
скорлупки: погибшая особь распадается без следа, не включаясь в растущие
рифы прошлого, институтов и культурных схем. Прошлого нет - нет и средств
обнаружить его отсутствие. Пропажа вчерашнего памяти не творит; вечное
сегодня, "день сурка". Недаром в новейшей России просто не написана ни одна
история последних 20 лет - и мне неизвестно, чтобы историки обсуждали,
почему она не написана!
***
Мир русской революции лучше всего представим средствами компьютерных игр -
безопорность и трасформенность, но главное - сказочная безнаказанность.
Безнаказанность была паролем перестройки, еще Горбачев с Рыжковым заложили
ее экономический механизм. Но только Ельцин воплотил всю ее государственно
буквально.
За время своего правления сам Ельцин никого всерьез не наказал. Оттого он,
и никто другой - сказочный герой русской демократической революции. Поди
найди в русской истории второго такого растяпу-революционера (Пугачев? Да
не реальный, а пушкинский - в заячьем тулупчике). Ни один из его
предшественников не сумел создать этакое царство, афанасьевский чудный мир
вседозволенности. Открой русскую историю и поищи: сколькие ломали шеи - он
один смог.
Ельцин невероятен. Это какой-то утопический Абсолют - царская водка
совершенно растворенной в мифе реальности. Русь мечтала о Ельцине не одну
сотню лет, и вымечтала. Он осуществил вековую грезу русского народа о
долгосрочном упразднении физической и исторической скуки. Упразднении быта,
вошедшем в быт. Здесь нет воздаяния за ошибки и нет кары за преступления,
исключения случайны и воспринимаются как несправедливость.
Но нет зато и воздаяния за труд. Заколдованный лес, где деньги образуются
где-то отдельно от труда, и награды преют в заветных местах (места надо
знать!), поджидая добра молодца с вилами и мешком. Не знаешь березовских
мест, заветного гусинского слова - век трудись, век горбать - не видать
дураку денег!
Но нет ответственности не значит, что нет зла.
***
Лунатики Российской Федерации не ведают силы тяжести, ни возврата по долгам
- и вот, чтобы род столь неприспособленный вовсе не вымер, эволюция
создала киллеров-санитаров революционного леса. Недаром их отличают от
просто убийц и серийных убийц-маньяков. Наша политическая пресса глядит на
киллеров, как уэллсовские элои на питающихся ими морлоков - вынужденная
необходимость природы, сродни биологической смертности.
Революция как пожар перекидывается на все, что горит. И однажды выгорит
все. Наступает момент, когда все виды первичных ресурсов революции
истощаются. Компьютерная матрица сереет, сбоит; ее "знакоткань" ветшает -
знаки уже ничего не значат, хотя революционные макаки еще вертят их и
важничают, передавая из лап в лапы. Наступает мирная буржуазная жизнь? Не
тут-то было. Эволюция - не то что думается Б.А.Березовскому.
Расчеты на "естественный ход вещей, который..." что-то там примирит и
согласит - еще один глюк революции. Революция неспособна сама себя
прекратить. Она длится в мучениях, входящих в привычку. Жертвы становятся
мучителями, мучители оправдываются тем, что и они - жертвы. "Чем дальше в
лес, тем толще партизан," - гласит народная мудрость: в нашем лесу со
временем ничего не заводится, кроме партизан, питающихся робким окрестным
электоратом - да волков, питающихся партизанами.
Обитателям чудного леса не бывать серыми налогоплательщиками гражданского
общества. Вынужденно перестав людоедствовать, они перейдут на гуманитарные
"Сникерсы". Когда и подвоз "Сникерсов" прекратится, одни без затей вымрут,
зато другие научатся злодействовать еще небывалым способом.
В революции длящейся достаточно долго (а Ельцинская демократическая
подзатянулась - по длительности, между прочим, она уже превзошла
Октябрьскую!) заводятся новые бесы, которые вполне могут дать новый импульс
адову процессу. Сталин вышел на дело под вечер революции Ленина-Троцкого.
Есть ли вообще выход из замкнутого мира русской революции? Да, разумеется.
Выход - это переворот.
***
Смею напомнить, что Великая французская революция вводила во Франции
конституционную демократию и передовой буржуазный строй. Вводила,
вводила... Десять лет вводили - ни строя не ввели, ни демократии. К власти
всплывали то людоеды-идеалисты, то идеалисты-ворюги, то физики с
диктаторскими причудами. Современный российский политолог как родного
признает столь пламенное ворье, как директор-миллионер Баррас, да и сам
сойдет за своего в салоне стервы де Сталь.
А аббат Сиейес, похожий на Примакова? Как и наш, выживая в революцию молча,
он стал академиком и крупным политиком по остаточному принципу - в силу
вымирания остальных, отчего к 1799 всеми выслушивался за мудреца! Еще в
школе меня раздражало его пустомыслие: "Что такое третье сословие? Все...
Чем оно должно стать? Чем-нибудь...", - и лишь при Горбачеве заслышались
старые звуки: какая дорога ведет к храму..?
Молодой Бонапарте, командующий войны с египетскими сепаратистами, не привез
в Париж свидетельств успеха, кроме Розеттского камня с иероглифами. Успеха
не было - велика слава расстреливать конных мамелюков с дистанции
ружейного залпа! Египет был полный провал - мамелюков перебили, зато бей в
Каире усидел. От всей египетской экспедиции до нас дошло лицо Сфинкса,
изувеченное пальбой тупицы-артиллериста.
Египет был Чечней. А вот побег из Египта, где застрявшую армию перемалывали
чумой и кинжалами, был истинно наполеоновский шаг. Здесь
вояка-революционер, игрок в солдатики Буонапарте становится черновиком
императора.
От лунатически-странной затеи с походом в Индию через Месопотамию при
первых препятствиях - опрометью назад, в Париж, пока там первыми не
догадались, что игра в революцию проиграна, тем более пока они не поняли,
что ты уже начал другую игру.
Генерал-непарижанин в туманном перевороте брюмера не выказал особенной
ловкости, ни даже храбрости. Он просто решил не проигрывать заодно с
революцией. Вывезя из Египта самого себя, он мгновенно ввел эту новую
ценность в спекуляции парижан, в оборот слухов и равноценных ГКО
Директории. Привыкший к виртуальным ценностям, Париж схватился за
новенького. Оттого 18-го брюмера Бонапарт легко провел депутатов и получил
от них все нужные ему декреты. Но ведь и декреты были виртуальными - уже
19-го он чуть не завалил дело, уверовав в легкую победу. Макаки опомнились
да так раскричались на чувствительного корсиканца, что тот был готов
отступать до вполне реальной гильотины - брат-спикер спас. Замечу, что до
самой битвы при Маренго (едва из-за этого не проигранной) Наполеон сам
оставался слегка революционером - азартным игроком в невзаправдашный Doom.
Сам переворот 18 брюмера практически был конституционным, не хуже де
Голлева. Путч, при котором не только трупов - не было, кажется, синяков.
Сиейес попробовал было навязать Бонапарту пост "консула войны", сохранив
для своей клики "консула мира и финансов" - но Бонапарт придумал себе
Первого консула и вскоре учредил Национальный банк.
Франция очнулась и начала выбираться из волшебного леса. А провались
путчист Бонапарте - и процесс строительства капитализма во Франции вошел бы
в быт, как в России, французы его строили б по сей день, а ноябрь
именовали "брюмером согласия и примирения". Однако уже с конца брюмера
Первый консул стал осторожно приговаривать: "Революция заканчивается". С
того же времени франк укрепился и начал расти. Вслед за 18-м брюмера были
Кодекс Наполеона, Бальзак и объединенная Европа...
А Сиейесу придумали пост главы Сената, дали графа, пенсию и перестали
считать мудрецом. Кот стал важным барином, и с тех пор ловил мышей только
для развлечения. С брюмера 8-го года Республики и до ноября сего года все
учебники упорно именуют аббата "историческим деятелем эпохи начала Великой
французской революции".
----------------------------------------------------------------------------
Рубрики Русского Журнала:
Образование
http://russ.ru/edu
История современности
http://russ.ru/ist_sovr
Авторы Русского Журнала. Досье.
http://russ.ru/journal/dosie
Антологии РЖ
http://russ.ru/antolog
Русский университет
http://russ.ru/univer
Страница М.Я. Гефтера
http://russ.ru/gefter
Интернет-парламент
http://elections.ru
----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal mailto:russ@russ.ru http://russ.ru/
|
http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru |
| В избранное | ||
