Русский Журнал. Аналитика, эссе, интервью
http://russ.ru/ist_sovr
http://russ.ru/edu
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии РЖ http://russ.ru/forums
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
История современности
http://russ.ru/ist_sovr
Евгений Майзель
Актуальный Фрейд в Санкт-Петербурге
4 ноября 1999 года исполнилось 100 лет с момента публикации одного из самых
головокружительных бестселлеров ХХ века - "Толкования сновидений" Зигмунда
Фрейда. Санкт-Петербург оказался в числе городов, достойно отпраздновавших
этот юбилей: в Институте Психоанализа открылся "Музей Сновидений".
Открывшийся Музей - совершенно особый, в своем роде единственный. По
очевидным причинам он не может конкурировать ни с Венским, ни с Лондонским
музеями Фрейда по объему исторической документации и количеству раритетов,
связанных с жизнедеятельностью основателя психоанализа, хотя в нем имеются
и такого рода экспонаты. Как утверждает автор проекта, куратор и директор
Музея Виктор Мазин, "МС" и не стремится к подобной конкуренции,
позиционируя себя как "тотальную инсталляцию", связанную "не столько с
местом, где жил Фрейд, не столько с материальными вещами, сколько с его
идеями, сновидениями, теориями, мечтами - всем тем, что идеально, эфемерно,
фантазмично, виртуально, едва уловимо". Приглашенные актуальные художники,
среди которых Павел Пепперштейн, Сергей Бугаев (Африка), Андрей Хлобыстин,
Наталья Першина-Якиманская и многие-многие другие, представили работы
самых различных визуальных жанров. В Музее два небольших зала, оформленных
художником Владимиром Кустовым. Всякого рода !
"случайностям", которыми злоупотребляют обычно в концептуализме, Мазин и
Кустов предпочли скрупулезное внимание не только к "целому" Музея, но и к
его незаметным иногда составляющим. В итоге - тщательнейшим образом
разработанное пространство, изысканный интерьер, особая психоделическая
атмосфера и общее ощущение от Музея как от глубокой и четко реализованной
идеи. Даже запах в Музее был в день открытия специфический - рассеянный по
залам дымок индийских благовоний (не столько, правда, отсылающих к Фрейду,
сколько нейтрализующих запах свежевыкрашенных стен Института, работающих на
общую психоделику "МС").
Слово Виктору Мазину: "Экспозиция построена таким образом, что закономерно
вызывает вовлеченность смотрящего, активизирует мышление, провоцирует
чувство соучастия. Некоторые объекты едва различимы, некоторые слова можно
прочитать, только меняя точку зрения. Как и во сне, мы не все здесь
распознаем, не все запоминаем из того, что всплывает из темных глубин. В
конце концов, мы видим то, что видим, и - нередко - то, что хотим
увидеть... Идеальная ситуация, в которой может оказаться посетитель,
возникает тогда, когда он остается один и забывает, где находится, когда
стирается грань между тем, где кончается экспозиция и всплывают собственные
образы". Экспонаты первого зала - скорее документального, информирующего и
репрезентирующего характера. Второй зал, вытянуто-углубленной формы,
словно египетская гробница, представляет собой застывшее собрание
сновидений и образов.
Оборотной чертой этой скрупулезной, несколько консервативной, с акцентом на
визуальность музейной стратегии явилось неудовлетворение некоторых,
возможно избыточных, чаяний ряда пресыщенных посетителей. В частности, мы
не обнаружили психоаналитической кушетки. Не было и практикующего дежурного
психоаналитика (в качестве действующего экспоната, разумеется). Атмосфера
второго зала приближена к чиллаутной, но нами не было замечено ни пуфов, ни
тюфяков, куда усталый путник конца века мог бы преклонить голову, чтобы
предаться собственным грезам в сакральной музейной тиши и в окружении
материализованных фантазмов. Нельзя было приобрести знаменитых сигар
Учителя или понюхать его любимый кокаин. Оказалась обойдена вниманием и
фигура одной из самых знаменитых инсинуаторш тех лет - мадемуазель Лу
Саломэ, которая вскружила голову Фрейду, а до него Ницше и Рильке, и так же
последовательно отказала всем этим уважаемым господам в близости, тем
самым, безусловно, фрустрировав лучших представи!
телей немецкоязычной культуры, в частности отца психоанализа.
Кроме известных личностей арт-мира, в день открытия Музей посетило немало
просто привлекательной и модной молодежи. Возможно, то был эффект музейной
атмосферы или благовоний, но мне показалось, будто нарциссического облика
молодые люди и не менее очаровательные девушки, словно фантомные персонажи
сновидений, косяками заходили и растворялись в этом магическом, погруженном
в полумрак интерьере.
На втором этаже Института весь вечер звучала живая классическая музыка
эпохи Баха и Генделя в исполнении трио - и был фуршет. У входа в Музей все
желающие могли приобрести очередной номер (хочется сказать том или волюм,
настолько он внушителен полиграфически) журнала "Кабинет", выпущенный
главным редактором Виктором Мазиным специально к открытию "МС".
Отныне "Музей Сновидений" будет открыт для посещений по вторникам и
воскресеньям с 12.00 до 17.00. В его стенах планируется проводить лекции,
чтения, семинары.
----------------------------------------------------------------------------
Рубрики Русского Журнала:
Образование
http://russ.ru/edu
История современности
http://russ.ru/ist_sovr
Авторы Русского Журнала. Досье.
http://russ.ru/journal/dosie
Антологии РЖ
http://russ.ru/antolog
Русский университет
http://russ.ru/univer
Страница М.Я. Гефтера
http://russ.ru/gefter
Интернет-парламент
http://elections.ru
----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal mailto:russ@russ.ru http://russ.ru/