Леонид Кандиду, в Москве: Скажи, Кандид, зачем ты в Данию собрался?
Ну, принц один там жил вполне несчастный,
и что-то гнило в Датском королевстве...
Тебе что до того?
Кандид Леониду, в Москве:
Тебе отвечу прозой.
Мне всегда хотелось понять, что такое маленькая, благоустроенная европейская страна.
Именно маленькая, благоустроенная и не очень популярная среди туристов. В Швеции
я был дважды, но в первый раз дело было зимой, и к тому же я был крайне занят, а
во второй - гостил у близких друзей, а страна с ее бытом была в некоторой мере на
втором плане.
Леонид Кандиду, в Москве: Однако был ты гостем и в Париже,
а в Праге прожил чуть ли не полгода,
и Лондон тоже стал тебе приютом
на срок немалый - что тебе Гекуба?
Кандид Леониду, в Москве: Кандид я был, Кандидом и остался.
Жди писем, друг, - из Дании, надеюсь.
Мне там квартиру снял один волшебник.
Кандид Леониду, в Копенгагене:
Письмо первое
Волшебник встретил меня в аэропорту и оказал мне три существенных услуги: помог
купить льготный проездной билет, проводил в предназначенную мне квартиру, где объяснил,
как пользоваться мусоропроводом, а также рассказал, как в Дании ездят автобусом.
Ты прав, с некоторых пор я довольно много ездил по миру, но у меня впервые был
такой проездной билет, я никогда не ездил в таких автобусах, а без помощи волшебника
не сообразил бы, что странный предмет, оставленный для меня на столе в кухне, является
ключом от мусоропровода. Да и мусоропровод я бы едва ли обнаружил - настолько он
не похож на мусоропроводы в моем родном городе.
Кандиду, друг мой, все интересно и все в новинку. Прости!
Итак, билет. Я уплатил довольно скромную сумму (показав при этом свой паспорт,
дабы занимавшаяся мною дама могла быть уверена, что я и вправду не так молод, как
это иногда кажется). Взамен я получил возможность ездить на любом транспорте по всему
острову Зеландия в течение ближайших трех месяцев. Я должен был лишь избегать поездок
в часы пик - с 7 до 9 утра и с 3 до 5 вечера, а кроме того мой билет не давал мне
право на роскошь поездов-экспрессов.
Но роскошными оказались не только самые обычные электрички, но и все городские,
а также "местные" (у нас это был бы маршрут наподобие Раменское - 42 км - магазин
"Стройтовары" ) и междугородние автобусы.
Вообрази: городские автобусы ходят строго по расписанию. Само расписание можно
получить бесплатно ("то есть даром", как говорит гадкий мальчик в заставке известного
тебе радио), просто взяв его из специального кармашка автобуса данного маршрута.
Там заодно будут и расписания двух-трех маршрутов, существенно совпадающих с данным.
Мэр моего родного города должен был бы непоправимо пострадать от разлития желчи,
если бы он был в силах проникнуться глубиной пропасти, разделяющей одни лишь автобусы
в соответствующих столицах. Этого довольно: представь себе женщину с ребенком в коляске,
которая возомнила бы, что наш автобус номер 5 вполне достоин взять сей груз. Я уже
слышу крики: "Куда? С котами нельзя!"
А вот в копенгагенский автобус номер 11 или 2, коими я ездил ежедневно, садилось
в среднем по две дамы с колясками и одновременно стайка молодых людей - каждый с
полномерным туристическим снаряжением (рюкзак, притороченный к нему спальник, коврик,
камера и т.д.) - и все как-то умещались. То есть не как-то, а заранее рассчитанным
способом.
В датском автобусе есть специальные места для пассажиров с детскими колясками
и даже мягкая доска, напоминающая укороченную гладильную. Ее можно привести в горизонтальное
положение, прикнопить к ней дитя особым ремнем и при необходимости поменять ребеночку
памперсы. Разумеется, сидения мягкие, обшитые отличной ворсистой тканью (в электричках
примерно такие же).
Между кабиной водителя и салоном есть выступ на потолке для "бегущей строки".
Там высвечивается время, номер тарифной зоны (чтобы малоопытные пассажиры не заехали
за пределы оплаченного маршрута), название следующей обязательной остановки и номера
автобусов, на которые там можно пересесть. Вообще же, желая сойти, ты нажимаешь на
кнопку - но для этого не надо двигаться к выходу, поскольку такой кнопкой снабжена
каждая пара сидений. Нет, определенно нашему мэру просто противопоказана поездка
сюда - одна система экономии времени в автобусе чего стоит! Действительно, если водитель
видит, что на улице под прозрачным козырьком нет страждущих, а из салона ему никто
не позвонил, чтобы выйти, он просто следует дальше.
Быстро, но не спеша. В датский автобус входят только через переднюю дверь (кроме
пассажиров с детскими колясками). Граждане, не имеющие проездных (последние бывают
весьма разных видов), покупают билеты у водителя, что иногда требует усилий с обеих
сторон - итальянцы на своем английском пытаются уточнить, туда ли они едут, водитель
сдержанно-любезно объясняет, отсчитывает сдачу, отрывает билеты, поехали! На следующей
остановке та же мизансцена - немцы на своем английском - и т.д., но на графике
это не сказывается: автобус иногда опаздывает минуты на три, но не более того.
Выход из автобуса - это тоже нечто. Детские коляски снабжены системой упоров и
тормозов, так что втащить и вытащить коляску через среднюю дверь мать ребенка может
и без посторонней помощи. Если что-то не заладилось, пассажиры помоложе помогут,
но вообще слабый пол не может рассчитывать на внимание и помощь незнакомых. Особая
учтивость адресуется только пожилым людям - и место уступят, и под локоть подхватят,
и сумку подадут.
Разумеется, был я и в Эльсиноре - но об этом в другой раз, сейчас - об электричке,
которая меня туда доставила и поразила меня не менее самого Эльсинорского замка.
(Дабы ты, Леонид, в очередной раз оценил меру моей "кандидности", напомню, что некогда
видел я многие замки Луары и лучшие замки Южной Богемии.) Уровень комфорта в упомянутой
электричке с нынешними поездами сравнивать вообще не стоит; он существенно превышает
все то, что я мог наблюдать в экономическом классе любых авиакомпаний - за исключением
разве что австралийской "Quantas".
Конечно, туалеты и автоматы с горячими и холодными напитками, мягкие сидения с
откидными столиками, занавески, полки и т.п. Отдельный вход для граждан с велосипедами
и колясками (это еще куда ни шло, хотя впечатляет). Я же был поражен тем, что у каждого
достойного пассажира есть возможность не засовывать огрызок яблока или стаканчик
от йогурта в свой рюкзак, а положить его в специальный маленький мешочек для мусора
- такие мешочки висят на крючке у каждой пары сидений - и унести с собой, чтобы потом
выбросить в урну.
Вообще рождаемость в Дании, как и во всех развитых странах, невысока. Очевидно,
однако, что наличие даже двух детей не может, например, помешать их матери провести
день приятнейшим образом, отправившись с детьми поездом или на велосипеде в один
из знаменитых парков, где бы он ни был расположен - в пределах Копенгагена или в
часе езды от него. Автобус довезет маму с детской коляской любых габаритов. Велосипед
снабжается прицепом, в котором могут ехать как минимум двое малышей (прицеп имеет
ярко-желтый треугольный флажок на высоком шесте). Большой музей даже предложит прогулочную
коляску напрокат. И, разумеется, место в туалете, где можно проверить, все ли у малыша
в порядке.
При этом "культа" детей я не заметил. Детишки не разодеты - никаких рюшечек, бантиков,
сюсюканий; незнакомые люди в транспорте разговаривают с чужими детьми примерно так
же, как с их родителями. Вообще пресловутая privacy соблюдается свято, но при этом
вполне принято (так мне показалось) вступать в светский разговор с незнакомыми людьми
в транспорте или в парке. Меня извиняло незнание датского языка, поэтому я улыбался
в ответ, кивал и говорил по-английски несколько малозначительных слов. Обычно меня
не спрашивали, с каких я берегов.