Тамара Эйдельман Легко
ли возводить мосты? Bridging the
Gap. Storytelling as a way to work through political and collective hostilities /
Edited by Dan Bar-On in cooperation with Susanne Kutz and Dirk Wegner. - Edition
Korber-Stiftung, 2000
"Я, конечно, ненавижу палестинцев, потому
что живу в этой стране", - сказал мне мой дядя, добрый, заботливый, хороший человек,
когда мы пили с ним чай на кухне его тель-авивской квартиры. Меня, честно говоря,
это совсем не удивило. Разве что напомнило слова совсем другого человека - моего
однокурсника, ныне тоже живущего в Израиле. Лет двадцать назад, когда мы вместе учились
на истфаке МГУ, он занимался вольной борьбой и однажды признался мне, что в его спортивной
секции есть очень симпатичный немец, но когда во время занятий у него вырываются
немецкие слова, то, оказывается, очень трудно справиться !
со своей ненавистью к "фашисту".
Обе приведенных выше фразы связаны с людьми, которые лично не пострадали ни от
палестинцев, ни от немцев. Что же должны испытывать люди, прошедшие через кровавые
испытания? А какие чувства должны быть у их детей? Именно этим вопросом в течение
многих лет занимался профессор университета в Беэр-Шеве Дан Бар-Он. Изучение психологии
привело его к терапевтическим занятиям с детьми людей, прошедших через Холокост.
Выяснилось, что тяжелое наследство, оставшееся от родителей: страшные воспоминания,
потеря семьи, иногда молчание, за которым скрываются невыразимые ужасы, - все это
искажает жизнь нового поколения, выросшего, казалось бы, уже совсем в других условиях.
Если бы Дан Бар-Он занимался только помощью людям, пережившим Холокост, - наверное,
это уже было бы великим делом. Однако психолог пошел дальше, исходя из вполне резонного
предположения о том, что кровавое прошлое изуродовало семьи не только жертв, но и
палачей. В течение нескольких лет он интервьюировал детей нацистск!
их преступников, стремясь понять, какое влияние на их жизнь оказывают страшные воспоминания.
Так возникли книги "Унаследовавшие молчание" и "Страх и надежда - три поколения после
Холокоста".
В 1992 году Дан Бар-Он решился на то, что до него мало кому даже приходило к голову.
Он свел вместе девять евреев из США и Израиля, чьи родители уцелели во время второй
мировой войны, и девять детей нацистских преступников. Так была создана группа TRT
(To Reflect and Trust - Размышлять и доверять). В течение пяти лет, с 1992-го по
1997 год, эти люди, несмотря на удивление, а иногда и возмущение своих близких, шесть
раз встречались в Германии, Израиле, Америке - и просто рассказывали друг другу истории
о своей жизни. Результаты, судя по их собственным признаниям, были удивительными.
Они сумели преодолеть многие психологические сложности, не дававшие жить спокойно
как детям жертв, так и детям палачей, и к концу пятилетнего периода поняли, что уже
способны помогать не только себе, но и другим. В 1998 году группа TRT организовала
новый семинар в Гамбурге, куда были приглашены люди, пытающиеся разрешить миром кровавые
конфликты в своих странах. Теперь за одним столом оказались!
черные и белые из Южной Африки, католики и протестанты из Северной Ирландии, палестинцы
и израильтяне. Встреча не случайно происходила именно в Гамбурге - там находится
штаб-квартира благотворительного фонда Кербера, в течение уже нескольких десятилетий
поддерживающего самые разнообразные гуманитарные инициативы, объединенные, пожалуй,
прежде всего тем, что их участники изначально исходят из множественности и разнообразия
жизненных укладов, взглядов, верований людей. Фонд Кербера вкладывает огромные деньги
в немецко-турецкие образовательные проекты, в социологическое исследование "Молодежь
и история", показавшее, насколько отличаются оценки прошлого у подростков разных
стран, в исторический конкурс, проходящий уже во многих частях Европы. Стоит, пожалуй,
сказать еще об одной особенности этого фонда - несмотря на то, что в его распоряжении
находятся огромные деньги (около 720 миллионов марок), работают здесь удивительно
добрые, скромные и самоотверженные люди. Семина!
р TRT, конечно, прекрасно вписывался в общую политику фонда Кербера. Д
ан Бар-Он вместе с несколькими помощниками долго и тщательно отбирал людей, получивших
приглашение в Гамбург. Задача была не просто найти детей жертв и палачей. Это должны
были быть люди, которые потом смогут перенести в свою страну терапевтические методы,
разработанные за пять лет работы группы. Процесс поисков описан в книге "Воздвигая
мосты", и надо сказать, что читать о нем не менее интересно, чем о самом семинаре.
Однако основное содержание книги "Возводя мосты" составляют рассказы участников
семинара о своей жизни, переживаниях, о том, как изменила их короткая четырехдневная
встреча в Гамбурге. Эти достаточно бесхитростные тексты читаются как детективные
истории - здесь и биографии детей еврейских иммигрантов в Америке, истории из жизни
киббуцников, исповедь сына Мартина Бормана, рассказ внука одного из создателей системы
апартеида в ЮАР, описание сложных переживаний, испытанных в Гамбурге палестинцами,
и многое другое. Одни писали достаточно сухо и сдержанно, другие, наоборот, восторженно
утверждали, что после этой встречи для них началась абсолютно новая жизнь. Некоторые
эпизоды семинара описаны разными участниками - и это делает повествование еще более
драматичным. Так, история о том, как палестинская участница после нескольких дней
разговоров с евреями, попросила все-таки объяснить ей, был ли на самом деле Холокост,
- рассказана и израильтянами, и палестинцами. Да что там гово!
рить, даже приложенные в конце книги биографии участников встречи хочется читать
не отрываясь.
Члены группы TRT и их гости признают, что участие в семинаре дало им очень много,
но потребовало огромных усилий. Дан Бар-Он, подводя итоги работы, признался, что
хотя он и надеется на распространение своего опыта, но понимает, как это будет тяжело.
У многих читателей может вызвать сомнение сама мысль о том, что тяжелые многолетние
конфликты могут быть разрешены не только глобальными действиями, но и благодаря взаимопомощи
нескольких страдающих людей. И все же - хочется вслед за Вольфом Шмидтом, одним из
руководителей фонда Кербера, процитировать Людвига Витгенштейна: "Целый мир не может
скорбеть сильнее, чем одна душа". Наверное, именно поэтому от книги "Возводя
мосты" невозможно оторваться - она о том, как люди преодолевают свои страдания и
помогают преодолеть их другим.