Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Аналитика, эссе, интервью в Русском Журнале / Другие языки


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Русский Журнал. История современности
Все дискуссии "Истории современности"



Майкл Вудхэд
Микки-Маус на службе у Геббельса
За эту статью было подано наибольшее количество читательских голов

Изучая гэдээровские архивы, немецкие историки кино обнаружили более сотни нацистских мультипликационных фильмов антисемитского содержания. Все мультфильмы были сделаны под сильным влиянием студии Уолта Диснея и широко использовали диснеевскую технику. "Гитлер мечтал, что Микки-Маус поможет ему истребить евреев", - говорит тридцатидевятилетний Ульрих Штоль, режиссер-документалист, показавший отрывки нацистских мультиков по немецкому телевидению.

Любовь к анимации покорила сердце фюрера в один из вечеров 1937 года, когда они с Геббельсом, сидя в специальном просмотровом зале в берлинской рейхсканцелярии, от души хохотали над приключениями Микки-Мауса. А уже к Рождеству Геббельс послал Гитлеру в подарок 12 мультфильмов про Микки-Мауса. "Он чрезвычайно счастлив полученными в подарок сокровищами, которые, надеюсь, помогут ему как следует развлечься и расслабиться", - писал Геббельс в своем дневнике 20 декабря 1937 года.

Вскоре главному идеологу нацизма удалось убедить Гитлера в том, что Германия должна начать самостоятельное производство мультипликационных фильмов для пропаганды антисемитизма в покоренных Рейхом станах Восточной Европы. Важное государственное дело было поручено Карлу Нойманну, члену нацистской партии и автору чрезвычайно понравившейся доктору Геббельсу настольной детской игры "Поход на Британию", участники которой должны были топить английские военные корабли и подлодки.

Кинокомпания, которую возглавил Нойманн, получила название Deutsche Zeichenfilm. Она была основана в 1941 году, за три дня до германского вторжения на территорию Советского Союза. К работе были привлечены более ста немецких и австрийских художников. Главная студия помещалась на Александерплац в Берлине. Через некоторое время были открыты также ее филиалы в разных городах оккупированной нацистами Европы.

Первый нацистский мультфильм под названием "Бедный Гансик" рассказывал историю беззаботной канарейки, всячески притесняемой гадкими и жестокими черными дроздами. У мультяшной канарейки было три пальца и белые перчатки, в точности как у Микки-Мауса, а на лбу красовалась до боли знакомая всему немецкому народу гитлеровская прядь. Злодеи дрозды изображали евреев.

Когда первый фильм был готов, для мультипликаторов настал волнительный момент - демонстрация мультиков самому Геббельсу. Это было в 1943 году. "Разумеется, все мы очень волновались: как оценит доктор нашу работу", - вспоминает восьмидесятисемилетний художник-мультипликатор Ханс Тишмейер.

Однако волнения оказались напрасны: мультик понравился Геббельсу. "Кое-что еще нуждается в доработке, некоторые рисунки еще не так хороши, но в целом начало удачное", - писал Геббельс 29 сентября 1943 года. В итоге первый 17-минутный фильм, на производство которого было потрачено 2 миллиона рейхсмарок (сумма весьма значительная для военного времени), был награжден государственной премией за достижения в области культуры.

Вскоре последовали другие фильмы - но все они, как и первый, были немыми. По замыслу Геббельса, мультфильмы следовало показывать на только что завоеванных территориях - в Польше, Чехословакии и на Украине - а значит, их смысл должен был быть понятен зрителям без перевода.

Создатели немецких мультфильмов вовсю использовали революционную диснеевскую технику, заимствовали все, что можно, кроме разве что самих диснеевских персонажей. "Мы внимательно изучали диснеевские фильмы. В первую очередь нас интересовало, как двигаются герои Диснея, - говорит восьмидесятисемилетний Герхард Фибер, бывший главный художник студии. - Таким образом, благодаря американцам мы смогли за считанные месяцы достичь того, на что у них самих ушло почти двадцать лет".

Все мультики носили крайне антисемитский характер. Обряженный в лапсердак и кипу герой мультфильма "Еврейский носорог" скакал по лесам и полям, отбирая последние деньги у всех встречных-поперечных, пока не был убит доблестными лесниками.

Весной 1944 года, когда авиация союзников уже вела усиленные бомбардировки Берлина, Геббельс был вынужден скрепя сердце отдать приказ о приостановке производства высокохудожественных мультипликационных фильмов. Вместо этого мультипликаторам пришлось обратиться к низкой прозе жизни и заняться производством фильмов с инструктажем для новобранцев, пополнявших быстро редеющую немецкую армию.

Последней перестала снимать пропагандистские мультфильмы пражская студия. Последней ее работой стал фильм под названием "Медовый месяц в коралловом море", рассказывающий романтическую историю двух маленьких рыбок, преследуемых гигантским еврейского вида осьминогом. "На немцев мы работали добровольно, - рассказывает семидесятивосьмилетний чешский мультипликатор Йири Себестик. - Это давало нам возможность остаться в Праге и не попасть в трудовой лагерь".

Сегодня практически никто из тех, кто занимался производством этих мультфильмов, не сожалеет об этом. "Мы снимали просто сказки", - говорит Тишмейер. После войны был привлечен к ответственности только один из создателей мультипликационной антисемитской пропаганды. Хансу Фишеру Кезену, которому принадлежала студия, снявшая по заказу Геббельса три мультфильма, пришлось провести под арестом два года - пока союзники не выпустили его на свободу, не сумев доказать его причастность к нацистским преступлениям.

Большая часть работавших на Геббельса мультипликаторов ушла в рекламный бизнес и на другую коммерческую работу - главным образом на только зарождавшееся телевидение. Один из самых известных геббельсовских художников-мультипликаторов - Ханс Хельд - впоследствии переработал один из своих старых фильмов для нужд западногерманской армии, заменив главного злодея-еврея на русского медведя. Никто даже бровью не повел.

Перевел Илья Кун





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное