Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Аналитика, эссе, интервью в Русском Журнале /


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Русский Журнал. История современности
Все дискуссии "Истории современности"



Владимир Файер
Homo Balcanicus
Ученые записки #1.

Homo Balcanicus. Поведенческие сценарии и культурные роли: Античность. Средние века. Новое время (Балканские чтения-6. Институт славяноведения РАН, 26-27 марта 2001).

Уже 11 лет прошло со дня рождения "Балканских чтений". Институт славяноведения и балканистики, в недрах которого возникла эта конференция, превратился просто в Институт славяноведения, как бы отражая сужение геополитических интересов государства, а она не только не умерла, но и остепенилась, обзавелась собственными традициями. Одна из них - издание тезисов заранее, что в наше время удается далеко не всем. Это и многое другое - заслуга эллиниста Татьяны Владимировны Цивьян, идейного вдохновителя чтений, и болгариста Ирины Александровны Седаковой, их руководителя и организатора.

По контрасту со строгим пропускным режимом здания РАН на Ленинском проспекте поражает демократичность и открытость самой конференции - тематическая, временная и региональная. Конечно, у каждой конференции есть своя зона интересов, но здесь она достаточно широка; не случайно тема шестых балканских чтений допускает самые разные повороты: Homo Balcanicus: поведенческие сценарии и культурные роли. (Античность. Средние века. Новое время.) Свое место здесь нашли доклады по филологии и искусствоведению, компаративистике и психологии, этнографии и истории науки.

Получился не корпоративный междусобойчик, а настоящий обмен мнениями гуманитариев-смежников, которые изучают один регион. Так, филолог А.П.Непокупный (Киев) напомнил слова сосланного на Балканы Овидия о том, что местные не понимают обычных римских жестов и толкуют их в обратном смысле. Связано ли это с тем, что многие современные балканские жесты (напр., мотание головой в знак согласия) противоположны "среднеевропейским"? Слависты-этнографы, обсуждая доклад, пытались ответить на этот вопрос, привлекая материалы собственных полевых исследований.

Временной промежуток, охваченный докладчиками, поистине впечатляет. Блестящее сообщение лингвиста Н.Н.Казанского (Санкт-Петербург) было посвящено лексике власти в микенской Греции. Выяснилось, например, что древнейший термин "басилевс" ("царь" - ср. русское "Василий") значил во II тысячелетии до Р.Х. всего лишь "сельский староста". В столь же блестящем докладе болгариста Н.В.Злыдневой (Институт Славяноведения) шла речь о современных сельских старостах на Балканах, которые взялись за кисть и прославились как художники-примитивисты.

Среди главных итогов конференции можно назвать впечатляющую картину культурных связей и влияний, которые фокусируются на Балканском полуострове. Так, Н.В.Брагинская (РГГУ) рассказала, откуда происходят крылатые Эроты - постоянные спутники греческой богини Афродиты. Оказывается, эти нежные создания - прямые потомки огромных крылатых быков с человечьими головами, которых изображали у трона вавилонской богини Астарты (эти скульптуры можно встретить в ГМИИ им. А.С.Пушкина). Главная функция чудовищ была, очевидно, "транспортная" - отсюда их крылья. По мере того как любовь из губительного безумия превращалась в приятное увлечение, спутники Афродиты, да и она сама, становились все менее устрашающими и все более изящными. Промежуточным звеном между чудовищами и крылатыми мальчиками были загадочные "воробьи" из знаменитого стихотворения Сапфо. Древневосточную "родословную" Эротов Н.В.Брагинская проследила весьма подробно: слушатели доклада получили 22-страничный handout с иллюстра! циями!

В.Л.Цымбурский (Институт философии) обратил внимание на контакты жителей Балкан с западными соседями, выявив фракийские, то есть северобалканские заимствования в языке древних жителей Италии этрусков. М.К.Трофимова (Институт всеобщей истории) рассказала о том, как греческий алфавит был заимствован коптами и египетские иероглифы сменились изобретенной на Балканах письменностью. В противоположном направлении, далеко на север, также проникали греческие герои и сюжеты. Доклад И.И.Ковалевой (МГУ) об античных мотивах в творчестве Иосифа Бродского вовлек в дискуссию чуть ли не всех присутствовавших: эллинистов и славистов, филологов и этнографов. Таким образом, участники чтений прочертили линии культурных связей с востока на запад и с юга на север, и все они прошли через балканское начало координат.

Разумеется, не могло обойтись и без неудач. Главная из них, конечно, не то, что некоторые доклады оказались слабыми; таких было мало - не больше, чем на любой хорошей конференции. Сильнее всего опечалило то, что участников было заметно меньше, чем обычно. Так, в сборнике тезисов было опубликовано 38 статей, а реально состоялось только 21 выступление. Поэтому трехдневная конференция на этот раз уместилась в два дня. Из нескольких петербуржцев был только один Н.Н.Казанский, не приехали гости из Афин, Калгари и Лондона, да и участников из Москвы было немного. А жаль, потому что эти чтения много объяснили бы тем, кто хочет разобраться в феномене Балкан. Процессы, которые там происходили и происходят, так или иначе затрагивают всех нас, а понять, как живет и мыслит Homo Balcanicus, нельзя без обращения к культуре и словесности региона. Хочется надеяться, что "Балканские чтения" будут продолжаться, а может быть, станут проходить чаще, чем раз в два года. Есть одно обстоятельств! о, которое заставляет надеяться на успех и процветание этой конференции в будущем.

В докладе "Субботние люди на Балканах" И.А.Седакова рассказала о том, как в балканском народном сознании осмысляется факт рождения человека в субботу. Оказывается, там распространено представление о том, что день недели, в который рождается человек, в значительной мере определяет его жизненный сценарий. Наиболее маркированным временем недели в разных частях Балканского полуострова оказывается именно суббота; об этом в частности свидетельствуют особые названия людей родившихся в этот день (например, болг. "съботник"), не говоря уже об особых ритуалах, поговорках и т.д. При этом трактовка исключительности "субботних людей" различна: в одних регионах они считаются счастливчиками, в других - неудачниками, но всегда отмечается их особая связь с миром духов. Они могут или выступать в роли талисманов и защитников, или, наоборот, считаться предпочтительными жертвами нечистой силы. Магическое влияние субботы так велико, что оно распространяется не только на людей, но и на д! омашних животных. После доклада началось интересное обсуждение, в ходе которого зашла речь о "сценариях судьбы" для разных днях недели.

Оказалось, что самым удачным днем рождения на Балканах считается понедельник, а поскольку "Балканские чтения" традиционно начинаются именно в начале недели, да еще весной, когда все благоприятствует росту и процветанию, можно надеяться на долгую и плодотворную жизнь этого юного 11-летнего создания.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное