Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Аналитика, эссе, интервью в Русском Журнале / Вне рубрик


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Русский Журнал. История современности
Все дискуссии "Истории современности"



Виктор Перельман
Краткое опровержение мифа о детях

1.

Жизнь общества и личности в обществе крайне мифологизированы. Мифы окружают нас с рождения, на них построены этические и политические системы.

Мифы появляются из-за неполного или ошибочного знания, невнимательности и крайней людской самоуверенности, основанной, кстати, на мифе о человеке как о "царе природы" и "венце творения".

Мифы нужны, ибо упрощают нам жизнь, делают ее спокойной и неотягченной поисками истины. Мифы могут выступать в качестве побудительных мотивов для каких-либо общественных (или личностных) преобразований, служат образцами и целями стремлений, а порой становятся настолько неудобны, что создают угрозу социуму и человеку.

2.

Все вышестоящее написано мною лишь для того, чтобы подготовить возможных читателей к вот сейчас воспоследующей фразе, которая является, с одной стороны, главным тезисом этого выступления, а с другой, будь брошена сразу, могла бы отвратить пытливые взоры от моих скромных трудов, сделав их, таким образом, напрасными, либо принятыми за 1-июньскую шутку.

Так вот. Тема у нас - опровержение мифа о детях. Причем, не просто какого-то там заблуждения, связанного с детьми, а вообще.

Короче говоря, я не верю в существование детей. И вам не советую. Потому что никаких таких детей не существует. И я даже попытаюсь сейчас объяснить.

Сразу сообщу, что имею достаточно (на мой взгляд) оснований трогать эту тему.

Во-первых, я являюсь личностью не вполне интегрированной в современную общественную реальность.

Во-вторых, я прилежный отец младенца мужеского полу, вот уже 12 лет, и - что не вполне типично для современных отцов - принимающий активное участие в собственном чаде.

В третьих, я некоторым образом детский писатель, у которого теперь имеется даже собственная книжка.

Сразу оговорюсь, слово дети я здесь использовал и использовать буду - для удобства, а вовсе не из демагогии.

Приступим же, почтеннейшие, и для начала обратимся к словарю. Словарь утверждает, что дети - это "...мальчики и (или) девочки в раннем возрасте, до отрочества...".

Если вы надеетесь, что какие-то более точные сведения можно получить, заглянув в статьи "ребенок", "мальчик" или "дитя" - так это зря. Там все то же самое. Например: "мальчик" - это ребенок мужского пола".

Из словаря, таким образом, удается узнать ту очевидную вещь, что дети - это дети. К раннему возрасту мы еще вернемся, а пока поговорим о физиологии.

2.1

Понятно, что основной наш интерес будет не физиологический, а психо-социальный, однако ж и про физиологию скажем. Вот, например, можно определить детей, как "человеческих особей, которые в силу возрастных физиологических особенностей не могут иметь потомства". Однако ж, физиологические особенности, не позволяющие иметь потомства, бывают не только у детей, но и у вполне взрослых человеческих особей, причем, случается и такое, что совершенно одинаковые физиологические особенности. То есть половозрелость, она ж наступает не всегда.

С другой стороны глядя и возвращаясь к попытке определить "ранний возраст", заметим, что у некоторых южных народов половозрелость наступает лет в девять, а были отмечены случаи еще более ранних беременностей и зачатий.

И вот, встает вопрос: девять лет - это ранний возраст или уже нет? И должны ли возрастные физиологические особенности девятилетнего человека совпадать с физиологическими особенностями двадцатилетнего?

Если кому-то сказанное кажется неубедительным, сообщу генетические факты. Достоверно установлено, что существует генетический механизм, запускающий процесс старения. В определенный момент на клеточном (субклеточном) уровне организму подается команда начать умирать, грубо говоря. Логично предположить (а успехи генетики превосходят сейчас самые смелые фантазии), что если блокировать деятельность "гена старения", то никто не умрет. Также логично предположить, что деятельность организма в детском возрасте контролируется другим (а может, и тем же самым) геном или группой генов, который - ген - у взрослых заблокирован. Так если его разблокировать, что? Человек станет ребенком. Другими словами, я намекаю на то, что физиологические состояния "ребенок", "взрослый", "старик" - не более чем условность, и скоро их можно будет менять в любую сторону. Примерно об этом в свое время говорил пророк Мухаммед, убеждая соплеменников в возможности Страшного суда. Почему, говорил Мухаммед, пов! торяя то, что внушалось ему свыше, Аллах, один раз сделавший неживое живым, не может повторить этого и сделать неживое живым снова, воскресив умерших? Другими словами, речь о том, что любой процесс обратим.

2.2

Куда более важным, чем физиологический, является в нашей проблеме психо-социальный аспект. Ведь термин "дети" в большей степени относится к сфере человеческих отношений и поведения, чем к биологии или анатомии. Однако, боюсь, и здесь не найти нам утешения. Вроде бы, психика ребенка и взрослого отличаются. Так же как и положение в обществе. Так же как и интеллект, и прочие составляющие личности. Но чем это вызвано? И всегда ли это так?

Увы (или хорошо, что), совсем не всегда. И всегда не всегда. Более того, почти никогда не так.

Какое-то время назад одна известная журналистка очень убедительно доказала прямо по телевизору, что советские, а с ними и российские мужчины очень инфантильны. "Детское" поведение мужчин этой страны отмечено госпожой журналисткой - а даже может и не ею, может, она прочла где - как некое социальное явление. Не одноразовое, а множественное. Моя супруга, кстати, тоже любила говаривать, что в семье у нас двое детей, одному 10 лет (сейчас уже 12) - это про моего непосредственного ребенка, а другому 5 - это про меня.

Нельзя не вспомнить об известных и популярных выражениях: "ведет себя, как ребенок", "сущее дитя", "ты как маленький" (я здесь даже не рассматриваю варианты "старый, что малый"). Их используют, когда чье-либо поведение отличается от "нормального взрослого". О том, кто и когда определил "нормальное взрослое поведение", мне лично ничего не известно.

Кроме детских взрослых случаются, и не реже, взрослые дети. До того самостоятельные, что за пояс заткнут любого взрослого. Про таких говорят "совсем как взрослый". Такой ребенок и в магазин сходит, и поесть приготовит, и утюг починит, и даже денег заработает. А я вот, например, научился, конечно, ходить в магазин и кое-что готовить, годам к 25-ти, и даже научился иногда зарабатывать деньги, а вот чинить всякие утюги так и не могу. И я такой не один. Нас много - как журналисты утверждают. Охотно верю, даже знаю. И больше знаю. "Параметры" по которым мы "как дети" у нас у всех не совпадают. Еще более того, и в этом сам Фрейд мне помощник, такие "детские штуки" есть у всех взрослых без исключения. Просто кое-кто это пытается скрывать, а я вот не считаю нужным. Ну и кого правильнее, скажите мне, считать более взрослым: инфантильного дядьку, вроде меня, или маленькую самостоятельную девочку, на которой с пяти лет вся работа по дому - и на работе маме помогает, и за брат! иком трехлетним ходит?

2.3

Что касается интеллекта, то, даже отбросив вундеркиндов и умственно отсталых, мы заметим, что взрослые от детей по этому показателю если и отличаются, то неизвестно, в какую сторону. По крайней мере, новые задачи (новые, а не те, алгоритм решения которых известен) при всех равных условиях (то есть при одинаковой информированности об исходных данных) дети решают, пожалуй, получше взрослых.

2.4

Мой непосредственный ребенок, когда в телефонном разговоре я поделился с ним вот этой своей мыслью, что нет никаких детей и нет никаких взрослых, попытался найти различия и сказал, что дети, мол, знают "страну Фантазию" (мальчик любит выражаться при помощи всяких затертых штампов) - имелось в виду, что дети вроде бы умеют фантазировать, а взрослые нет. "Эх, младенец, - медленно промолчал я в телефонную трубку, - если бы ты знал, какая мне тут на днях привиделась фантазия..." - а вслух коротко объяснил, что он не прав. Создание фантазий и вера в них, а также вера в сказки и в любой вымысел, часто с целью бегства от действительности, традиционно считается детской прерогативой. Во всяком случае, на примере моего ребенка видно, что детей все еще кормят этой сказкой. И ему - ребенку моему - простительно. Он еще маленький. Всем остальным, особенно гордо считающим себя взрослыми, - нет, поскольку наибольшую прибыль США, если кто не знает, приносит индустрия развлечений, которая ! (Голливуд, компьютерные игры, видеоклипы и проч.) суть не что иное, как сказки для взрослых, ленящихся фантазировать самостоятельно. А прибыль наибольшая, потому что взрослым (равно как и детям) очень надо почаще сбегать от действительности и смотреть на всякие сказки. Также по поводу веры в вымысел у взрослых можно прочитать в начале данного выступления - там, где речь шла о роли мифов.

3.

Я это все написал к чему? К тому, что никаких четких критериев - ни социальных, психологических, ни интеллектуальных, ни поведенческих, ни даже возрастных, - разграничивающих детей и взрослых, просто-напросто не существует. А если нет критериев для разграничения понятий, значит нет границы и между самими понятиями.

Нет никаких детей и нет никаких взрослых - все мы одинаковые.

Люди делятся на людей, что и требовалось подтвердить.

4.

Вся разница между ребенком и взрослым, на самом деле, заключается в информированности. Просто есть более информированные люди и есть менее информированные. Информированность - великая вещь. Лучшая информированность - масса знаний о мире, его опасностях и удовольствиях, о способах выживания, добычи пищи и тепла, накопленная постепенно за длительное время, - дает взрослым ощутимые преимущества над детьми, позволяет в социальной иерархии занимать более выгодные позиции. Играет роль и бОльшая физическая сила. Поэтому у нас, как правило, взрослые воспитывают детей, а не наоборот. И воспитывают - понятно как: по своему подобию. Даже не задумываясь, хорошо это или плохо, вернее, что хорошо, а что плохо. А между тем, у детей есть масса достоинств. Но взрослые, действуя по инерции и по традиции, загоняют эти достоинства куда-нибудь подальше в подсознание, чтобы они там сидели и не высовывались. Зачем? Возможно, на Западе все связано с необходимостью обеспечивать большую армию псих! оаналитиков работой по извлечению всего этого обратно наружу. А у нас просто не принято быть радостным и непосредственным, играть в игрушки и фантазировать, любить, там, сладкое или рисовать на ладошках. У нас даже как-то принято стыдится всякого такого. Хотя, что в этом плохого? Только хорошее.

Поэтому.

Долой миф о различиях между детьми и взрослыми!

За полную инфантилизацию всей страны!

Ура!

Я не шучу.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Relayed by Corbina
Рейтингуется SpyLog

В избранное