Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале / Шведская полка


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек



Шведская лавка # 85

Выпуск подготовил Роман Ганжа


Термидор. Статьи 1992 - 2001. - М.: Модест Колеров и "Три квадрата", 2002. - 138 с. - (Труды и дни). Тираж не ук. ISBN 5-94607-015-0

Дмитрий Шушарин, "Discipula vitae" (лат. - ученица, подражательница жизни). Речь идет об истории и новом историзме национального самосознания. Такое самосознание не превращает историю ни в фетиш, ни в товар, возникает в ментально-вербальной, а не во властной или рыночной сфере. Язык нового историзма должен обрести своего носителя, но в обществе "пока происходят процессы, этому не благоприятствующие". А именно (по итогам "путинского двухлетия"): власть практикует правый популизм, нет связи между провозглашенным конституционным порядком и его реальным институциональным воплощением, содержание Конституции не принимается в расчет (примеры: предложение Шойгу лишать россиян гражданства за неявку на выборы; постоянные разговоры о необходимости некоей государственной идеологии; практическое отсутствие презумпции невиновности). Некоторые властные группировки ориентированы на тоталитарный опыт (опыт тотального контроля, на деле приводящий к отсутствию реального контроля. Этому опыту противопоставляется жесткая система управления общественными процессами в демократических странах, где государство сосредоточивает всю свою мощь на нескольких сферах жизни, а остальные находятся под общественным контролем). Практикуется низовая модель управления (считается, что главными мотивами поведения управляемых являются низменные побуждения). Власть не способна на производство событий (каковыми следовало бы считать радикальные институциональные реформы, направленные на создание свободного рынка, новой системы госслужбы, принципиальные изменения в армии, силовых структурах, системе образования). Самовоспроизводство застоя. Частное лицо не представлено ни в политическом, ни в общественном пространстве: институциональный кризис. Делаются попытки создать новый гражданский культ, новый стиль публичного поведения тех, кто считает себя истеблишментом (пример: утверждение сталинского гимна). Этот культ утвердится в том случае, если российс! кое обще ство перестанет быть информационным. За последние два года власть потеряла способность к опережению общественных процессов. Далее разбирается casus Гражданского форума: это была неудачная попытка построить модель из двух элементов: гражданское общество - государство. Упустили третий и самый важный элемент, "частное лицо". "Страна стала свидетелем пирровой победы одного человека - Глеба Павловского <...> Он остался частным лицом и потому вызвал недоумение, зависть и ненависть, как Павел Иванович Чичиков, с которым все никак не могли разобраться, - не то он капитан Копейкин, не то Наполеон". Далее, путинский внешнеполитический "поворот" после 11 сентября показал, что важнейшим фактором современной истории России, как и в советские годы, остается внешнее управление ее развитием.

Кирилл Кобрин, "Культурная революция в провинции". Страшная картина новой, "феодальной" системы высшего образования, штампующей новое поколение провинциальной (и отчасти столичной) элиты по своему образу: "Невежество, моральная ущербность, ползучий прагматизм, умение мгновенно приспосабливаться, стать социально близким любому, кто сильнее тебя, - вот основные признаки и этой системы, и этого поколения". Культурная революция - это уничтожение привычного контекста существования человека (в данном случае произошедшее без "автора" и "заказчика", а как бы само собой, как стихийное народное движение), так что он теперь без труда может быть помещен в любой другой контекст, заданный новыми отношениями собственности.

Николай Плотников, "Философия для внутреннего употребления". Речь идет о дисциплине под названием "история русской философии", предмет которой, давно исчезнувший с горизонта публичной дискуссии, обосновался на вузовских кафедрах и в институтских отделах. Эта дисциплина "содержательно не соответствует ни одному из критериев, заявленных в ее названии: она занимается не историей, а мифологическим воспроизведением лишь одного субъективного взгляда на историю; действительные вопросы складывания русской идентичности, равно как и проблема формирования языка, на котором эти вопросы можно было бы проговорить, ее не интересуют; наконец и на статус философии она вряд ли может претендовать, ибо не осуществляет ту работу перевода и реконструкции прошлого наследия, которое могло бы найти применение в сегодняшней философской рефлексии".

Модест Колеров, ""Смерть политического"". Разбирается casus аналитика ВЦИОМ Л.Седова, для которого существо гражданского общества, противостоящего власти, свелось, "смешно сказать", к деятельности ТВ-6. Л.Седов не мыслит общества вне власти, и все его апелляции к гражданственности суть апелляции к еще одному инструменту одной из властных групп, которой он симпатизирует. Устранение такого инструмента приравнивается к исчезновению "гражданского" и "политического" измерений российской жизни. Седов и многие другие "радетели гражданственности" отчасти правы в том, что сегодняшняя верховная власть не нуждается в открытой политике (в настоящей партийности, в частном экономическом интересе, в реальных журналистских расследованиях). Но не нуждаются в ней также и многочисленные "бюрократически-бизнесовые схемы", вроде нынешних "фальш-партий", исповедующих "технологичность" и "деидеологизацию". С другой стороны, "имперские амбиции", "прагматический национализм", "жажда реванша", "конфессиональная (и тем более этническая) идентичность" также не могут служить фактором складывания национального консенсуса и формирования гражданского общества. "Не церковная лояльность, а капитализм, не этническая археология, а ответственная свобода - вот <...> среда, в которой только и может родиться современная "русская национальность"". Символический ресурс давно исчерпан, пора делать ставку на практическую этику и достижительный пафос.

Павел Черноморский, "Когда наступит Жерминаль: в ожидании новой русской левой". Грядет новое, первое реально несоветское поколение. Грядет конец иронии. Грядет искренность и пафос. Великий язык русской традиции любви к слабому и бедному найдет своих носителей слева. Потому что сердце - оно ведь тоже слева. А без сердца нет России. Смысл статьи, в общем, такой.


Апология Украины. Сборник статей / Редактор-составитель Инна Булкина. - М.: Модест Колеров и "Три квадрата", 2002. - 221 с. - (Труды и дни). Тираж не ук. ISBN 5-94607-014-2

Компендиум украинского национального и транснационального самосознания. Юрий Андрухович пишет, что Европа - это чувство формы (а я бы сказал - одержимость формой). Наталка Белоцеркивець защищает национализм, но не этнический, а гражданский. Александр Гриценко пишет о гуссерлевом "прафеномене духовной Европы". Гуссерль, исключая из "Европы", к примеру, цыган, солидарен в этом вопросе с Гитлером. Интеграция в реальную, немифологическую Европу несовместима с построением национальной государственности на унаследованных от Гердера этнолингвистических концепциях нации. Оксана Пахлевска пишет, что "украинская идея" до сих пор имеет тенденцию к зеркальному отражению "российской идеи": "Империи" противопоставляется "Республика", "подданным" - "граждане", универсализму - индивидуализм, эксклюзивности и агрессивности - толерантность и открытость. Надо, чтобы "украинская идея" стала своеобразным, но комплектующим сегментом идеи "европейской", а не антиподом "российской". Мыкола Рябчук пишет о феномене "национальной бессознательности" (две трети населения Украины - не россияне и не украинцы, а "местные", люди на донациональном и доисторическом уровне развития). Кость Бондаренко в статье "Проект Украина" рассматривает: 1) немецкий проект "Украина" рубежа XVIII - XIX веков, 2) французский (обычно называемый "славянофильским") проект "Малороссия" XIX века, 3) традиционалистский проект 1917 - 1920 годов, 4) тоталитарный проект "УССР", 5) тоталитарный проект Соборной Самостийной Украины, потерпевший поражение в 40-х годах, 6) новейшее проектирование. Тарас Возняк подробнее разбирает этот шестой пункт. Рассматриваются: 1) европейский проект, 2) черноморско-средиземноморский проект, 3) Россия-центричный проект, 4) буферный проект, 5) балтийско! -черномо рский проект, 6) темпоральный проект (ожидание прихода новых генераций), 7) языковой проект. Владимир Золотарев рассматривает необходимые условия реализации новейшего проекта "Украина": ориентация на человеческий ресурс, преодоление партикуляристских тенденций ("традиция", "личные связи"), доверие как цель государственной политики, отход от приоритетов эпохи меркантилизма (рост ВВП, наполнение бюджета), прозрачность, обратная связь, институт прецедента. Кроме перечисленных, в сборник включены тексты Игоря Клеха, Милана Кундеры (фрагмент статьи "Трагедия Центральной Европы"), Тараса Шумейко.


Синий Диван. Журнал. # 1 / Под редакцией Елены Петровской. - М.: Модест Колеров и "Три квадрата", 2002. - 175 с. Тираж 700 экз. ISBN 5-94607-018-5

Новый "умышленно фрагментарный" журнал про современность (в смысле "актуальность"). Есть тут статья Сюзан Бак-Морс "Глобальная публичная сфера?", которая (статья), в общем, уже обсуждалась. Есть текст "Тоху ва-боху", который написал Эдуард Надточий. Это про Тютчева и про греческую космогонию. Есть реплика Никиты Алексеева о том, что Шагал куда современнее Дюшана, потому что Шагалу платили, а Дюшан был вынужден приторговывать тем же Шагалом. Есть "Протокол о намерениях" Александра Иванова, из которого можно доподлинно узнать, чем порадует нас издательство "Ad Marginem" в ближайшее время. Есть еще несколько необязательных текстов. Самая интересная публикация - девять страничек Беньямина под заголовком "О некоторых мотивах у Бодлера (отрывок)": "Шоковому переживанию прохожего в толпе соответствует "переживание" рабочего при работе с механизмами <...> азартная игра <...> позволила [Бодлеру] изучить на праздношатающихся игроках, как в зеркале, действие того рефлекторного механизма, который машина запускает у рабочего <...> Конечно, в фабричном труде нет ни привкуса приключения, ни захватывающей игрока фантасмагории. Но зато тщета, пустота, невозможность завершения - все эти качества в высшей степени присущи как игре, так и труду наемного рабочего. В игре находится соответствие и тем автоматическим жестам, которые стимулирует у рабочего трудовой процесс. Достаточно упомянуть мгновенные движения, которыми игрок "мечет" карты на стол или, наоборот, берет себе карту из колоды. "Маху", рывку, который производит механизм, в игре соответствует так называемый coup <...> Операция рабочего с машиной находится вне всякой связи с предыдущей операцией - именно потому, что она является ее точны! м повтор ением. Каждое такое движение изолировано от предыдущего, так же как каждый кон в азартной игре - от предыдущего кона. Поэтому можно сказать, что повинность наемного рабочего отражает и дополняет повинность игрока. Обе эти деятельности безразличны к своему содержанию".


Последняя война императорской России. Сборник статей / Ред. и пер. с англ. О.Р.Айрапетова; Пер. с серб. Л.В.Кузьмичевой. - М.: Три квадрата, 2002. - 268 с. - (Историческая серия "Новый музей"). Тираж 500 экз. ISBN 5-94607-013-4

Сборник включает статьи: 1) Давид Схиммельпенник ван дер Ойе (Голландия), "Отношения между военными и гражданскими в III Думе", 2) Дональд Райт (США), "Подготовка граждан: царский режим и военное обучение молодежи, 1906 - 1914", 3) Брюс Меннинг (США), "Фрагменты одной загадки: Ю.Н.Данилов и М.В.Алексеев в русском военном планировании в период, предшествующий Первой мировой войне", 4) Федор А.Гайда (Россия), "Прогрессивный блок в оценке русской либеральной оппозиции. 1915 - 1917", 5) Вероника А.Смородина (Россия), "Русский военный фоторепортаж на фронтах Первой мировой: особенности развития и персоналии", 6) Мирослав Йованович (Сербия), ""Умереть за Родину": Первая мировая война, или Столкновение "обычного человека" с тотальной войной", 7) Олег Р.Айрапетов (Россия), "На восточном направлении. Судьба Босфорской экспедиции в правление императора Николая II". Кроме того, в издании впервые после 1917 года публикуется фронтовой рисунок (с натуры в формате журнальной заставки) Петра Митурича (1887 - 1956) "На позициях" (1916/1917. Бумага, тушь, белила, кисть. Частное собрание). Комментарий О.Р.Айрапетова: "Бой батареи полевой артиллерии [11-й] дивизии Сибирских стрелков. Западный фронт, передовая, предположительно район Крево, зима 1916/17 гг.".


Герменевтика. Психология. История. Вильгельм Дильтей и современная философия. Материалы научной конференции РГГУ / Под ред. Н.Плотникова. - М.: Три квадрата, 2002. - 208 с. Тираж 1000 экз. ISBN 5-94607-017-7

"Дильтей" - это синоним чего-то в высшей степени скучного. И тем не менее серьезные люди собираются и рассказывают друг другу всякие вещи про Дильтея, и им это не кажется скучным. Есть повод: запущено широкоформатное зеленое Собрание Сочинений. Стало быть, "Дильтей" - это "проект". Но его "проектность" не всегда должным образом отработана в большинстве представленных докладов. Запомнились частности: так, от Фритьефа Роди я узнал, что термин "структура" ввел в научный оборот именно Дильтей, потом его ученики в Берлине склоняли это словцо на все лады, потом его услышал Шпет и взял с собой в Россию, где его должным образом употребили и сплавили обратно в Европу. В докладе Владимира Калиниченко мне понравились слова "тотальный предмет", "антиметафизика", "антиредукционизм", "быть автором и героем собственной жизни" и "свобода". Зато доклад Виталия Куренного как раз "про это": мол, Дильтей считал, что философия "соприродна" индивиду и свободна от "институтов", но, анализируя, например, проект "дескриптивной психологии" того же Дильтея, нельзя упускать из виду "институциональный фон". Короче, запомните это слово, "институци(он)ализация" (кто же его придумал? Парсонс?), оно теперь самое модное. Цитата (В.Куренной): "Согласно примечательным статистическим данным <...> по употреблению термина "психологист" (на основании работ 139 авторов) Гуссерль называется психологистом 21 раз". Это абсолютный рекорд.

В предыдущих выпусках

Сводный каталог "Шведской лавки"





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное