Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] В беспилотном режиме. Росавиация расчищает систему обучения летного персонала

В беспилотном режиме. Росавиация расчищает систему обучения летного
персонала

В российской авиации назревает кризис персонала. Как стало известно <<Ъ>>,
пилоты и работники отрасли просят ICAO проверить Росавиацию в части
организации
обучения и выдачи летных свидетельств. Пилоты опасаются, что в ближайшее
время ведомство может аннулировать около тысячи свидетельств, а рынок
рискует
лишиться четверти пилотов. В ICAO, впрочем, считают, что эти вопросы должны
решаться на местном уровне, а в Росавиации объясняют происходящее
<<повышением
безопасности полетов>>. Эксперты говорят, что ситуация может усугубить и без
того надвигающийся на отрасль дефицит пилотов.

Пилоты и работники авиаотрасли обратились с петицией в ICAO, требуя
<<прекратить произвол со стороны Росавиации в отношении авиационных
специалистов и учебных
центров>>.

блочная цитата
В документе говорится, что ведомство <<зачастую не объясняя причин или
по-разному трактуя законы>> уже аннулировало свидетельства сотен авиационных
специалистов,
полученные в соответствии с законодательством.
конец блочной цитаты

Еще тысяча пилотских свидетельств может быть аннулирована в ближайшие дни.

блочная цитата
Меры Росавиации касаются <<нескольких тысяч авиационных специалистов, в том
числе бывших военных пилотов, штурманов и бортинженеров, а также частных
пилотов,
переучившихся на коммерческих пилотов в негосударственных авиационных
учебных центрах>> (АУЦ).
конец блочной цитаты

Пилоты пишут, что негосударственные АУЦ создавались с разрешения самой
Росавиации после введения в действие ФАП N147, получали все необходимые
сертификаты,
а программы подготовки одобряли чиновники. Получение свидетельств частных и
коммерческих пилотов после обучения в частных АУЦ полностью соответствовало
требованиям, предъявляемым ФАП, и положениям ICAO.

Сейчас действуют две формы подготовки пилотов: начальная в рамках среднего
или высшего образования по федеральному госстандарту и дополнительная
профессиональная
переподготовка специалистов с техническим средним или высшим образованием.

Государственное обучение идет в вузах в Петербурге и Ульяновске (пять лет) и
четырех училищах (два года 10 месяцев). АУЦ готовят частных пилотов, но
также
могут провести переобучение с одного типа самолета на другой, о чем
Росавиация выдает свидетельства.

Но теперь, согласно петиции, ведомство <<известило региональные отделения о
том, что даже если пилоты имеют высшее профессиональное образование, но
проходили
первоначальную летную подготовку в АУЦ, а не в государственном учебном
заведении, то их свидетельства будут изыматься, а новые не выдаваться>>. Их
высшее
образование будет считаться нелегитимным.

В результате работы может лишиться <<как минимум четверть всех пилотов в

В частности, по данным <<Ъ>>, в конце марта Уральский филиал Росавиации
направил письмо в Рособрнадзор с просьбой аннулировать дипломы о
профессиональной
переподготовке по дополнительной образовательной программе <<Летная
эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне
пилота коммерческой
авиации>> и отозвать лицензию у Челябинского летного училища гражданской
авиации, так как <<учреждение оказывает образовательные услуги с
нарушениями>>.

В Рособрнадзоре <<Ъ>> пояснили, что лицензирование организаций среднего
профессионального образования находится в ведении региональных органов:
<<Если есть
основания считать, что училище работает с нарушением, то необходимо
обратиться в министерство образования области, которое проведет проверку.
Если факт
нарушения подтвердится, то отзыв лицензии и аннулирование дипломов
осуществляются также органом, выдавшим лицензию, но в судебном порядке>>.

Представитель Росавиации сообщил <<Ъ>>, что суды, в которые уже поступали
иски против аннулирования пилотских свидетельств, <<подтвердили
правомерность и законность
действий>>. По данным ведомства, в выданных документах была
сфальсифицирована информация о налете, подделаны медицинские справки.
Основные нарушения связаны
с тем, что утвержденная программа не внесена в приложение к сертификату АУЦ
или не осваивается в полном объеме.

Целью проверок является повышение качества безопасности полетов, заверили в
Росавиации, подчеркнув, что в 2015--2016 годах участились авиационные
происшествия
в авиации общего назначения, а в 2017 году ситуация уже улучшается.

Пилоты признают, что <<на рынке были и недобросовестные учебные центры>>.

Так, в начале 2016 года завершилось расследование о масштабной торговле
фиктивными летными удостоверениями пилотов, организованной руководством
петербургского
ООО <<Авиационный учебный центр авиации общего назначения ``Крылья Невы''>>.
Но в России остается <<много АУЦ, которые готовили пилотов по утвержденным
программам
подготовки, а выпускники получали законные свидетельства частных и
коммерческих пилотов, которые давали им право трудоустраиваться в российские
авиакомпании>>.

В Росавиации утверждают, что свидетельство коммерческих пилотов гражданской
авиации можно получить только в летном училище или профильном вузе. Но
пилоты
считают, что ведомство <<проводит карательную политику>>, пытаясь прикрыть
собственные упущения после завершения расследования катастрофы самолета
Boeing-737
в Казани в 2013 году.

Тогда Межгосударственный авиационный комитет выяснил, что основной причиной
трагедии стала неподготовленность экипажа -- командир воздушного судна не
проходил
обучение на пилота и летный сертификат получил необоснованно.

По мнению пилотов, поставить точку в споре может ICAO путем независимого
аудита законодательства РФ в сфере авиации и выдачи рекомендаций, как
привести
его в соответствие с документами организации <<в жесткие сроки>>. Также
пилоты потребовали привлечь иностранных специалистов для независимого аудита
Росавиации
в части организации первоначального обучения и выдачи пилотских
свидетельств.

Также авторы петиции просят ICAO обязать ведомство вернуть отозванные летные
свидетельства. В то же время в организации не горят желанием влезать в
конфликт:
пресс-секретарь ICAO Энтони Филбин пояснил <<Ъ>>, что <<национальные или
корпоративные трудовые вопросы в области воздушного транспорта должны решать
соответствующие
местные учреждения, компании и организации>>.

Глава Infomost Борис Рыбак отмечает, что в ближайшие годы и так должен
проявиться дефицит пилотов, несколько ослабленный кризисом 2014-22015 годов,
-- российские
авиакомпании наращивают провозные емкости. По словам эксперта, в мировой
практике потребности гражданской авиации в пилотах удовлетворяются за счет
комбинации
частного и государственного образования.

Елизавета Кузнецова, Анна Макеева
Источник:
https://news.mail.ru/economics/29637041/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Thu, 4 May 2017 11:19:42 +0300 (#3491192)