Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Авиалайнер XXI века: в чем секрет новейшего российского самолета МС-21

Авиалайнер XXI века: в чем секрет новейшего российского самолета МС-21

ТАСС рассказывает об особенностях среднемагистрального авиалайнера нового
поколения.

28 мая на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полет
нового российского пассажирского самолета МС-21-2300 (<<Магистральный
самолет XXI

Это первый лайнер, сделанный полностью по западным стандартам с учетом
мировых тенденций и реального спроса на рынке. Созданный без советского
задела,
он является вторым после Sukhoi Superjet 100 (SSJ, ближнемагистральный
самолет. -- Прим. ТАСС) масштабным российским проектом в области гражданской
авиации.

МС-21 -- проект семейства ближне- и среднемагистральных реактивных
пассажирских узкофюзеляжных самолетов. Он рассчитан на осуществление полетов
на расстояния
порядка 6 тыс. км и создается в качестве замены лайнерам Ту-154 и
Ту-204/214, а также самолетам зарубежного производства Airbus А320, Boeing
737 и другим.

Создание лайнера

Разработка ведется ОАО <<Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева>> и
ПАО <<Корпорация <<Иркут>> (входят в состав Объединенной авиастроительной
корпорации,
ОАК) на базе нереализованного проекта Як-242 в конце 1980-х годов. В 2014
году заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин заявлял, что
серийные
машины проекта МС-21 будут называться Як-242.

В 2014 году вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявлял, что серийные машины
проекта МС-21 будут называться Як-242. Однако в 2015 году было заявлено, что
самолет
не получит обозначение Як-242, а так и останется МС-21. Прежде всего, это
было связано с продвижением на мировом рынке: репутация будет расти вместе с
новым
самолетом.

Рогозин неоднократно заявлял о максимальной концентрации усилий и слаженному
взаимодействию ОАК и Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) при
создании
самолета МС-21. По его мнению, без этого невозможно создать конкурентный
продукт, учитывая, что большинство комплектующих МС-21, включая его
двигатель,
принципиально новые разработки.

Рогозин подчеркивал, что, несмотря на наличие другого нового самолета
SSJ-100 (первый полет был осуществлен в 2008 г., эксплуатируется с 2011-го.
-- Прим.
ТАСС), на разработчиках МС-21 лежит огромная ответственность.

8 июня 2016 года на церемонии выкатки нового самолета премьер-министр РФ
Дмитрий Медведев заверил, что Россия не исчезнет из <<высшей лиги>> мирового
авиастроения.

Он подчеркнул, что Россия способна создавать самолеты, конкурирующие с
иностранными производителями.

блочная цитата
Нынешнее событие подтверждает, что мы способны такие машины создавать,
которые продвигают вперед наше авиастроение и будут конкурировать с другими
самолетами.
Дмитрий Медведев
конец блочной цитаты

Экономичный, технологичный, отечественный

Разработаны две модификации самолета с типовой двухклассовой компоновкой:
базовый МС-21-2300 (163-2211 мест) и укороченный вариант -- МС-21-2200 (на
132-2165
мест). Сертификация последнего намечена на 2019-22020 годы.

Для каждой модификации предусмотрены версии с обычной (3500 км) и
увеличенной (5000 км) дальностью. В дальнейшем могут появиться и
дальнемагистральные
версии (до 7000 км).

От SSJ-100 самолет МС-21 отличается увеличенной дальностью полета
(максимально 6400 км против 4578 км) и большим количеством посадочных мест.

В SSJ-100 максимально может поместиться 108 пассажирских кресел, в МС-21 --
до 211 кресел.

На МС-21 будет наивысший уровень комфорта для пассажиров благодаря
увеличенной ширине пассажирского салона. Увеличенный диаметр фюзеляжа (4,06
м) обеспечивает
увеличение емкости багажных полок в пассажирском салоне и багажных отсеков,
расположенных под его полом.

По данным журнала <<Крылья Родины>>, у МС-21 на одно пассажирское кресло
приходится около 27 дюймов поперечного сечения фюзеляжа (у самолета Airbus
А330 --
25 дюймов, Boeing 787 -- только 24 дюйма). Ширина пассажирского кресла
увеличена до 18 дюймов (у А330 -- 17), а проход между креслами -- до 22,5.
Это гораздо
больше, чем у конкурентов. Пассажиры смогут более комфортно расположиться
при длительных перелетах и получат возможность свободно перемещаться по
салону.
Кроме того сокращается время посадки и высадки пассажиров (примерно на 30%
лучше самолетов-аналогов).

Пассажирский салон МС-21 также получит новую систему кондиционирования, что
должно благоприятно сказаться на самочувствии пассажиров. Также для удобства
планируется использовать трехсезонное регулирование температуры.

Первые экземпляры МС-21 будут оборудованы импортным двигателем Pratt &
Whitney, в дальнейшем же двигатель будет заменен на отечественный ПД-14.

Это базовый гражданский двигатель нового поколения, который создается
широкой кооперацией предприятий ОДК для авиалайнера МС-21. На основе
унифицированного
компактного газогенератора ПД-14 возможно создание целого семейства
двигателей тягой 9-218 тонн, предназначенных для ближне- и
среднемагистральных самолетов,
вертолетов и промышленных газотурбинных установок. Разработка ПД-14
принадлежит конструкторскому бюро <<Авиадвигатель>>, головной производитель
-- Пермский
моторный завод.

Как отмечают эксперты, при сопоставимых с американским мотором
характеристиках двигатель ПД-14 станет еще и родоначальником целой линейки
моторов для самолетов.
Его более мощные модификации на базе газогенератора, но с редукторным
вентилятором (ПД-18Р) будут применяться на Ту-214, Ил-96-2300 и Ил-96-2400Т.
Вариант
двигателя меньшей мощности ПД-10 -- на самолетах SSJ-100.

Еще одно достоинство. В конструкции авиалайнера впервые в отечественном
самолетостроении широко применяются композиционные материалы -- их около
40%. Применение
углепластиков позволило увеличить размах крыла, также композиты используются
в хвостовом оперении воздушного судна. Будущий перспективный комплекс
дальней
авиации (ПАК ДА) проектируется с учетом опыта создания МС-21.

Еще одним новшеством МС-21, по мнению специализированного издания по авиации
<<Крылья Родины>>, является и специальная система снижения нагрузок и
управления
ими. Ожидается, что за счет снижения веса конструкции самолета в сочетании с
его высокой тяговооруженностью, позволит сократить разбег МС-21 почти на 300
м,
а также увеличить почти на 600 м его практический потолок по сравнению с
самыми новыми аналогами фирм Airbus и Boeing.

Кабина пилотов МС-21 создана с учетом самых современных требований к ее
эргономике, что должно упростить пилотирование машины и снизить нагрузку на
экипаж.

Концерном <<Радиоэлектронные технологии>> (КРЭТ) разработано более 70% БРЭО
МС-21, при этом активно использовался принцип модульной электроники.

Первый опытный экземпляр

Сборка опытного экземпляра МС-21-2300, оснащенного двигателями Pratt &
Whitney, завершена на Иркутском авиазаводе 6 июня 2016 года, официальная
презентация
(первая выкатка из цеха) состоялась 8 июня 2016 года.

Летные испытания опытного экземпляра, первоначально намеченные на II квартал
2016 года, были перенесены на 2017 год. Получение российского сертификата
типа и первая поставка заказчику самолетов МС-21-2300 запланированы на конец
2018 года.

28 апреля первый летный экземпляр покинул цех окончательной сборки для
подготовки к первому полету. 15 мая на аэродроме Иркутского авиазавода
самолет МС-21-2300-20001
выполнил рулежки, также проверялись различные системы самолета,
отрабатывались наземные запуски маршевой и вспомогательной силовой
установки. Как отметили
в <<Иркуте>>, вся подготовка прошла в соответствии с утвержденным графиком.

Заказы на лайнер

Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что пакет проавансированных заказов на
новый МС-21 составляет 185 машин. На данный момент портфель заказов
составляет
285 самолетов.

Первым эксплуатантом станет <<Аэрофлот>>.

Планируется, что первый лайнер в компоновке на 175 кресел она получит в IV
квартале 2018 года. Всего же в парке авиакомпании будут эксплуатироваться 50
МС-21. Профинансирует поставку лизинговая компания <<Авиакапитал-сервис>>.
Твердый контракт на поставки был заключен в 2011 году. Гендиректор
<<Аэрофлота>>
Виталий Савельев заявлял, что поставки первых трех самолетов ожидаются в
2019 году.

В 2015--2016 годах Минпромторг РФ и топ-менеджеры ОАК сообщали, что интерес
к самолету проявляют в Индонезии, Саудовской Аравии, Танзании, Иране и еще
ряде
стран. Однако пока не известно ни об одном твердом контракте на поставку
МС-21 за рубеж. Существует только предварительное соглашение о поставке 10
самолетов
(4 из них -- опцион) с египетской Cairo Aviation. Каталожная стоимость МС-21
-- от $85 млн.

В феврале газета <<Ведомости>> сообщила, что одним из крупнейших заказчиков
самолета станет авиакомпания Red Wings.

<<У Red Wings есть предварительное соглашение с лизинговой компанией
``Ильюшин финанс Ко'' о получении в лизинг 10 МС-21. Если эксплуатация МС-21
будет эффективной,
то их количество может быть увеличено до 15-216>>, -- сообщил изданию глава
лизинговой компании Александр Рубцов.

По его словам, когда в 2019 году начнут поступать МС-21, они постепенно
заменят в парке авиакомпании Airbus и Ту. Сейчас в парке Red Wings семь
самолетов
Ту-204 и Ту-214.

Время покажет, насколько все эти планы будут реализованы, но уже с
уверенностью можно сказать, что для российского производителя авиатехники
это знаковый
и весомый заказ.

Роман Азанов.

В материале использованы данные <<ТАСС-Досье>> и авиационного журнала
<<Крылья Родины>>.
Источник:
https://news.mail.ru/economics/29892831/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Sun, 28 May 2017 16:33:24 +0300 (#3496353)