Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

В помощь бухгалтеру и юристу

  Все выпуски  

МКПЦН √ в помощь бухгалтеру и юристу


Информационный Канал Subscribe.Ru

МКПЦН ­ в помощь бухгалтеру и юристу

N 84 от 2002-08-29

 В этом выпуске:

Новые публикации на нашем сайте

Материалы специалистов МКПЦН доступны на нашем сайте http://www.mkpcn.ru/analitika/

Вопрос-ответ

В договоре купли -продажи основного средства определена цена реализации исходя из остаточной стоимости. Можно ли реализовывать ОС по остаточной стоимости или следует применять рыночные цены?

Согласно п.1. ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, условия которого для них приемлемы и определены по собственному усмотрению. Это правило касается и цены договора.

И в силу п.1 ст.424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по той цене, которая установлена соглашением сторон.

Пунктом 3 упомянутой статьи установлено, что в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

В связи с вышесказанным реализация основных средств может проводиться, как по остаточной стоимости, так и исходя из рыночных цен, при том условии, что стороны одобрили такое условие сделки.

При определении цены имущества для целей налогообложения следует руководствоваться статьей 40 НК РФ - для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки.

Однако, следует обратить внимание на то, что налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:

между взаимозависимыми лицами;

по товарообменным (бартерным) операциям;

при совершении внешнеторговых сделок;

при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

В вышеперечисленных случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги. При этом, пока не доказано обратное, предполагается, что цена, указанная сторонами сделки соответствует уровню рыночных цен

Подготовлено специалистами консультационного отдела

консалтинговой группы “МКПЦН”

Экономические новости от “Учет. Налоги. Право”

Налоговики — сами себе советчики

Российские налоговики больше не должны ни с кем согласовывать свои решения о списании долгов российских организаций и граждан по федеральным налогам и налоговым пеням.

Такую поправку в доселе действующий порядок (утвержден постановлением Правительства РФ от 12.02.01 № 100 “О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам”) внесло Правительство РФ постановлением от 15.08.02 № 602. Заметим, что списание безнадежных налоговых долгов и прежде было одной из функций налоговиков. Но до сих пор действовало ограничение: если задолженность составляет более 20 млн рублей, то признать недоимку или долг по пеням безнадежными к взысканию и, соответственно, их списать можно было, только заручившись согласием Министерства финансов России. Теперь же налоговикам не придется согласовывать свои действия с Минфином. Безнадежно задолжавшими налогоплательщиками будут заниматься только органы МНС России по месту нахождения этих налогоплательщиков.

Правда, правило “самостийности” решений налоговиков не распространяется на порядок списания долгов по налогам и сборам, которые образовались при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Резолюциями по этим долгам будет заниматься не МНС России, а Государственный таможенный комитет РФ.

Отдавшим кредит выключат “счетчик”

Минфин России объяснил, как будет проходить амнистия по штрафным санкциям за просроченные бюджетные кредиты.

Напомним, что в конце мая кабинет министров страны объявил о том, что все юридические лица, которые смогут до 1 октября 2002 года погасить просроченную задолженность по уплате предоставленных из бюджета кредитов, будут освобождены от уплаты штрафов и пеней за несвоевременный возврат этих средств. Так гласило постановление Правительства РФ от 28.05.02 № 357. Теперь же Минфин России приказом от 13.08.02 № 176 установил порядок освобождения от штрафов.

Для начала определимся с тем, от какой конкретно задолженности будут избавлены предприятия и организации. В разряд долгов по пеням и штрафам не включается:

- задолженность по пеням и штрафам, ранее взысканная в федеральный бюджет;

- задолженность по пеням и штрафам, подлежащая взысканию в федеральный бюджет на основании судебного акта, вступившего в законную силу после 01.01.02, если в соответствии с указанным актом взысканию также подлежит задолженность по уплате основного долга и (или) начисленных процентов;

- задолженность по пеням и штрафам юридических лиц, в отношении которых осуществляется процедура банкротства.

Освобождение будет проводиться по каждому соглашению о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе, заключенному юридическим лицом с Минфином России, кредитной или другой организацией, уполномоченной на работу с бюджетными деньгами. Если организация заключала договор с лизинговой компанией о передаче в лизинг имущества, купленного на бюджетные средства, то будут учитываться эти договора.

Для получения “амнистии” должник пишет в Минфин соответствующее заявление. Его форма дана в приложении 1 к приказу № 176. К заявлению следует приложить пакет документов, перечисленных в правительственном постановлении № 357. Не позже чем через 30 дней со дня поступления документов, Департамент бюджетных кредитов и гарантий Минфина РФ вынесет решение об освобождении организации от уплаты штрафов и пеней либо об отказе в освобождении.

Эх, раз, еще раз, еще много-много раз…Эпопея с реструктуризацией продолжается

Налоговики совместно с другими ведомствами готовят налогоплательщикам, задолжавшим бюджету, очередной сюрприз. Если вы подумали, что речь идет о новом этапе реструктуризации, то ошиблись – новой реструктуризации не предвидится. Налоговики просто сжалились над непутевыми налогоплательщиками, которые “выпали” из процесса реструктуризации. МНС России разработало проект постановления Правительства РФ о восстановлении права на реструктуризацию. Документ в настоящее время находится в Правительстве РФ и ждет часа своего рассмотрения. Эти последние новости реструктуризации сообщил в прошлый четверг Сергей Хурсевич, начальник Управления налоговой задолженности МНС России.

По словам Сергея Николаевича, проект документа содержит четыре основных условия для возврата в процесс реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджет. Напомним, что организация автоматически исключалась из процесса, если на первое число месяца, следующего за отчетным кварталом, у нее появлялась задолженность по текущим налоговым платежам. Такой проступок давал налоговикам право применить все возможные меры для взыскания долга: от простого требования до инициации банкротства.

Но в МНС России решили, что предприятие-должник, опоздавшее с текущими платежами, может реабилитироваться, доказав свою платежеспособность. И вот каким образом: чтобы “вернуться” в реструктуризацию, организация должна, во-первых, уплатить текущие платежи в бюджет. Во-вторых, заплатить пени за просрочку платежа. В-третьих, перечислить платежи по графику реструктуризации. И четвертое условие, воспитательное: должник обязан будет заплатить точно по графику еще и в следующем квартале. По словам Хурсевича, проект постановления гласит, что при соблюдении всех четырех условий организация, скорее всего, восстановит право на дальнейшую реструктуризацию задолженности. Чтобы успеть одуматься и вернуться на путь истинный, налогоплательщику дадут от 1,5 до 2 месяцев, так как для применения мер к взысканию задолженности налоговикам требуется примерно столько же времени.

Подобные благие намерения налоговиков легко объясняются данными статистики. Налоговые органы приняли 85,5 тысяч решений о предоставлении должникам права на реструктуризацию. А “слетело” с этого процесса, по словам Сергея Хурсевича, почти 12 тысяч предприятий. Кроме того, МНС России и раньше неоднократно заявляло о том, что проще вернуть долги через реструктуризацию, чем инициировать банкротство должников.

Новые формы статистической отчетности

Около трех десятков форм федерального статистического наблюдения изменил Государственный комитет России по статистике. И зафиксировал эти изменения в трех постановлениях - от 26.07.02 № 159, от 25.07.02 № 158 и от 02.08.02 № 164.

Среди этого статистического изобилия много форм, которые случится увидеть лишь очень немногим бухгалтерам (например, форма № 1-турфирма или № 1-ГП уголь), поэтому мы обозначим лишь те, которые получат широкое распространение. А таких новшеств на этот раз, по счастью бухгалтера, не слишком много, а их применение придется на следующий год.

Форма № 11 (утверждена постановлением № 159) – о наличии и движении основных фондов. Эту форму будут заполнять все юридические лица и их подразделения, за исключением малого бизнеса и некоммерческих организаций. Правда, знакомство с изменениями в этой годовой форме можно пока отложить - срок ее представления истечет только 1 апреля 2003 года.

Тем же 159-м постановлением утверждено и новое Приложение к форме № П-2 – сведения об инвестиционной деятельности. Заполнить и отправить бланк приложения следует также не позднее 1 апреля, а сделать это должны все юрлица, кроме “малых”.

С отчета за январь 2003 нужно будет внести сведения о вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и реализации инвестиционных проектов по новой форме № С-1 (постановление № 159). Форма эта и месячная, и годовая. Представлять ее должны все юридические лица, кроме субъектов малого бизнеса, не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным, а за год – не позднее 1 февраля следующего за отчетным года.

В форме № 7-травматизм (утверждена постановлением № 158) код по ОКДП заменен на код по ОКВД. Эту форму заполняют все травмоопасные предприятия (сельское хозяйство, промышленность и т. д.) и должны представить этот документ в органы Госкомстата не позднее 25 декабря 2003 года.

Форма № 12-Ф об использовании денежных средств (утверждена постановлением № 164) касается всех организаций, за исключением банков, страховых и бюджетных организаций, а также субъектов малого бизнеса. Форма № 12-Ф — годовая, поэтому заполнять ее нужно будет только по истечении этого года, а предоставить в органы Госкомстата не позднее 1 апреля 2003 года.

Проценты за отсрочку таможня не засчитает. Но знать о них хочет

Таможенники желают получать от импортеров сведения о величине процентов за отсрочку или рассрочку оплаты товара. Даже несмотря на то, что проценты по рассрочке не учитываются при определении его таможенной стоимости. Эти условия относятся ко всем товарам, которые ввозятся в Россию на основании договоров купли-продажи (в том числе по договорам товарного кредита и лизинга). Такова официальная позиция Государственного таможенного комитета РФ, высказанная в письме от 06.08.02 № 01-06/31475.

Свое мнение ГТК основывает на двух положениях закона “О таможенном тарифе” (№ 5003-1 от 21.05.97). Пункт 1 ст. 19 закона, посвященный определению таможенной стоимости, не предусматривает включение в эту стоимость суммы процентов за отсрочку (рассрочку). Но в то же время в пункте 1 статьи 15 утверждается, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара должна быть документально подтверждена. Из этого авторы таможенного письма делают вывод, что не учитывать проценты за отсрочку оплаты товара можно, но лишь в том случае, если импортер предъявит документы — отдельно по цене сделки и отдельно по сумме процентов.

Более того, ГТК России рекомендует таможенникам следить за тем, чтобы импортеры соблюдали еще ряд условий, при одновременном соблюдении которых проценты за отсрочку можно не учитывать в таможенной стоимости товара.

Условия такие. Во-первых, во внешнеторговом договоре должно быть зафиксировано раздельное указание цены сделки (в том числе валюта цены, подробные характеристики продаваемых в рассрочку товаров и т. п.) и размера процентов (а также сроков оплаты цены сделки и процентов и т. д.).

Во-вторых, размер процента не должен превышать среднего уровня подобных процентов по рассрочкам (отсрочкам) для товаров, которые были ввезены либо одновременно с оцениваемыми товарами, либо в течение 90 дней до этого. А если процент превышает “среднестатистический” или цифра покажется таможеннику недостоверной? Тогда, как уверенно сообщает ГТК РФ, таможенник для целей контроля таможенной стоимости может руководствоваться максимальной величиной процента по отсрочке платежа, а это 15 процентов.

Еще раз подчеркнем: рекомендации ГТК России импортеры соблюдать вовсе не обязаны, так что с таможенниками, которые будут предъявлять такие требования и претензии, можно и поспорить.

Новые расценки на услуги железных дорог

Эта заметка актуальна для тех, кто пользуется услугами железных дорог по перевозке грузов. Услуги существенно подорожали.

Дело в том, что Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) России 19 июня этого года утвердила два новых Тарифных руководства № 2 и № 3 (зарегистрированы Минюстом России, соответственно, 8 и 12 августа). Прежние аналогичные руководства, утвержденные приказами МАП России, отменены, и теперь устанавливать тарифы может только ФЭК России.

Тарифное руководство № 2 — это правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (постановление ФЭК № 35/12). Порядок расчетов должен быть прописан в договорах на оказание услуг по перевозке. Расчеты должны производится по базовой ставке за оплачиваемое время пользования вагонами или контейнерами. Причем такая ставка определяется в зависимости от видов “тары”, размеров суточного вагонооборота и интервалов времени пользования. Сами ставки существенно повысились. Например, раньше ставка за пользование обычным крытым вагоном или платформой до 12 часов составляла 6,80 рублей в час, а за тот же вагон, но используемый более суток – 27,20 рублей. Теперь же ставки соответственно увеличились и составляют 10,90 рублей в час и 43,80 рублей за сутки.

Тарифное руководство под № 3 – это правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с железнодорожными перевозками (приказ ФЭК РФ № 35/15). Таковыми операциями считаются взвешивание груза, его погрузка и выгрузка, сопровождение и охрана, переадресация и другие вспомогательные услуги. Документ, в отличие от тарифного руководства № 2, устанавливает максимальный размер сборов за дополнительные услуги. Пример: за охрану вагона отправитель должен платить не более 55 копеек за каждый километр пути. Начальники железных дорог по своему усмотрению могут устанавливать более низкие ставки сборов.

Кстати, тарифное руководство № 3 в исполнении ФЭК РФ, как брат-близнец схоже с аналогичным документом, действовавшим под эгидой МАП РФ.

Горячая линия

2 сентября 2002 года с 15 до 17 часов редакция газеты “Учет-Налоги-Право” проводит “Горячую линию” на тему “Налог на доходы с физических лиц”. На Ваши вопросы ответит Заместитель начальника департамента налогообложения доходов физических лиц МНС России Анна Петровна Комардина

Телефон - (095) 207-76-50

Ведущая рассылки, Ольга Емельянова

На сегодняшний день у нашей рассылки 3192 подписчиков.

Порекомендуйте нас своим друзьям и коллегам!

Архив Рассылки



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное