Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

В помощь бухгалтеру и юристу

  Все выпуски  

МКПЦН √ в помощь бухгалтеру и юристу


Информационный Канал Subscribe.Ru

МКПЦН ­ в помощь бухгалтеру и юристу

N 76 от 2002-07-30

В этом выпуске:

Лучшие статьи и аналитические материалы всегда доступны на нашем сайте http://www.mkpcn.ru

Вопрос-ответ

Организация берет на реализацию телефонные карты МГТС по накладной и счету-фактуре на основании договора, получая вознаграждение за услуги по реализации в размере 10% от суммы фактически проданных карт. Что является выручкой от продаж? Кто является плательщиком НДС и НП за проданные карты?

Пластиковые карточки, в том числе и предварительно оплаченные телефонные карточки, в соответствии с п.104 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.97 N 1235, выступают в качестве средства оплаты услуг связи.

В случае реализации телефонных карт МГТС по агентскому договору (ст. 1005 ГК РФ) одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Согласно ст. 156 НК РФ при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров налоговая база для исчисления НДС определяется как сумма дохода, полученная в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.

В рассматриваемом случае этом будет вознаграждение в размере 10% от суммы фактически проданных карт.

Порядок начисления и уплаты налога с продаж определен в главе27 НК РФ.

Согласно ст. 349 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

Согласно с. 354 НК РФ в случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом.

При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены товара (работ, услуг).

Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом).

Подготовлено консультантами МКПЦН

Анонсы журналов и газет

“Российский налоговый курьер”, № 15 http://www.rnk.ru

ежемесячный журнал Министерства Российской Федерации по налогам и сборам для налоговых инспекторов и налогоплательщиков

Хороший закон сегодня лучше безупречного завтра

Советом Федерации 10 июля 2002 года были одобрены два законопроекта, в очередной раз вносящие изменения и дополнения в часть вторую НК РФ. Помимо того, что они затронули постоянно совершенствующуюся главу 25, введены три новые главы: 28 “Транспортный налог”, 262 “Упрощенная система налогообложения” и 263 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности”. Значительные изменения коснулись акцизов.

Эксперт “РНК” О.Л. Арутюнова

Изменения в порядке исчисления НДС при выполнении строительно-монтажных работ

В данной статье описан порядок налогообложения строительно-монтажных работ, действовавший ранее, а также проанализированы изменения по этому вопросу, которые вступили в силу с 1 июля 2002 года, но распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Согласно внесенным изменениям при принятии на учет законченного капитальным строительством объекта производственного назначения, построенного собственными силами, налогоплательщик обязан исчислить сумму налога исходя из всех фактических расходов на его строительство. В этом же налоговом периоде налогоплательщик имеет право предъявить к вычету сумму налога, уплаченную поставщикам товаров (работ, услуг), использованным при выполнении строительно-монтажных работ. Полученная разница должна быть перечислена в бюджет. В отличие от порядка исчисления НДС, действовавшего ранее, налогоплательщик теперь имеет право предъявить к вычету сумму налога, исчисленную при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, только после уплаты им в бюджет вышеуказанной разницы. При этом к вычету предъявляется вся сумма налога.

Советник налоговой службы I ранга В.С. Леви

Экономические новости от “Учет. Налоги. Право”

Природу уважать заставят

Предприятиям хотят поставить комплексные экологические оценки

Столичные власти собираются пересмотреть методику, по которой определяется допустимое воздействие предприятий на окружающую среду. Для этого в Москве будет разработан принципиально новый закон, который предполагается назвать “О комплексном природопользовании”. На прошлой неделе концепцию проекта этого закона одобрило Правительство Москвы.

О том, какие новшества предпринимателям и организациям сулит этот проект, рассказала начальник отдела нормирования и разрешений департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы Тамара Самухина.

Законопроект будет разработан для регулирования деятельности организаций как производственной, так и иных сфер. Принципиальная новация готовящегося документа — это новый подход к определению предельно допустимых нормативов негативного воздействия на окружающую среду для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сейчас эти показатели определяются на основе единых для России санитарно-гигиенических нормативов. А в столичном законопроекте, по словам Тамары Михайловны, предполагается ввести “комплексную оценку предприятия”. То есть каждый объект будет оцениваться по целому ряду критериев. Например, будет учитываться территориальное расположение предприятия, уровень технической оснащенности, воздействие на окружающую среду и даже социальная значимость предприятия для города. По результатам оценки организация или предприниматель получат свой, индивидуальный норматив загрязнения окружающей среды.

Простой пример – многочисленные рынки в “спальных” районах столицы. Грязи от них порой может быть не меньше, чем от производственного предприятия. Поэтому, по замыслу авторов концепции, к таким рынкам должны применяться более жесткие нормы и так называемые дополнительные экологические обременения (например, озеленение, ежедневный вывоз отходов и т. д.).

Зато существование магазина или аптеки проект закона должен упростить. Для подобных предприятий, которые не являются экологически опасными, в законопроекте предполагается предусмотреть упрощенную разрешительную процедуру (например, получение разрешения на сброс отходов).

Зачем нужно вводить весь этот сложный механизм комплексных оценок и нормативов? Ответ на этот вопрос довольно прост. Как пояснила Тамара Самухина, Федеральный закон от 10.01.02 № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” дает регионам право менять предельно-допустимые нормы воздействия предприятий на окружающую среду. Причем субъекты федерации могут эти нормативы только ужесточать. Москва хочет воспользоваться этими полномочиями, но для этого нужны новые методики и критерии оценки. Эти пробелы и должен восполнить столичный закон. Но произойдет это не так скоро, как хотелось бы экологам: окончательный вид проект закона “О комплексном природопользовании” приобретет в 2003 году.

Ради благородного дела понизили налог

Производителям протезов снизят налог на прибыль

Налоговый подарок преподнесли власти Московской области всем подмосковным организациям, занимающимся производством и реализацией протезно-ортопедических изделий, а также оказывающим населению протезно-ортопедическую помощь. Для таких предприятий ставка налога на прибыль будет снижена на 4 процента в той части налога, который зачисляется в областной бюджет. Новая льгота установлена в Законе Московской области от 12.07.02 № 67/2002-ОЗ “О внесении дополнений в статью 42 “Льготы, предоставляемые протезно-ортопедическим организациям” Закона Московской области “О льготном налогообложении в Московской области”.

Но самое важное то, что льгота по налогу на прибыль предоставлена протезно-ортопедическим предприятиям “задним числом” - с 1 января 2002 года. Вообще-то в законе “О льготном налогообложении в Московской области” заложены строгие ограничения: законы, вводящие новые льготы вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Но в случае с протезно-ортопедическими предприятиями было решено сделать исключение. Для этого статья 42 была дополнена соответствующим пунктом.

Теперь бухгалтерам организаций, получивших льготу, предстоит произвести пересчет уплаченных сумм по налогу на прибыль в сторону уменьшения. Напомним, что в соответствии со статьей 78 НК РФ излишне уплаченные суммы налога можно зачесть в счет будущих платежей или попросить свою налоговую инспекцию вернуть деньги. Подавляющее число фирм выбирает первый вариант – забот меньше.

Операция “регистрация”

Областные налоговики уже подсчитывают заявления

Главное налоговое ведомство и его региональные управления активно рекламируют новый порядок регистрации юридических лиц. И при этом непрестанно напоминают организациям, созданным до 1 июля этого года, про их святую обязанность - уведомить налоговиков о своем существовании.

Первые плоды этой масштабной рекламной кампании уже есть. Во всяком случае, управление МНС России по Московской области 25 июля сочло необходимым рапортовать о первых результатах действия нового регистрационного порядка.

Итак, за девятнадцать рабочих дней июля налоговики Подмосковья получили аж 906 уведомлений, заявлений и прочих регистрационных сообщений. Среди них было зарегистрировано 246 новорожденных фирм и отказано в регистрации только 8 потенциальным юридическим лицам. Но и ныне действующие организации, зарегистрированные до 1 июля 2002 года, потихоньку начали уведомлять налоговиков о своем существовании. Как сообщили в областном налоговом управлении, всего в Подмосковье насчитывается 125 200 организаций. Так вот 525 из них (или 4,5 процента) уже сообщили налоговикам необходимые сведения о себе. 106 организаций уведомили налоговое управление о внесении изменений в учредительные документы. Шесть организаций оповестили о своей реогранизации. А вот девять предприятий решили вообще прекратить свое существование, о чем и сообщили налоговикам. Еще по шести фирмам, подавшим документы на регистрацию, налоговики пока не приняли окончательного решения.

Таможенная стоимость – величина нестабильная

Государственный таможенный комитет России изменил порядок корректировки таможенной стоимости товаров (Приказ ГТК России от 23.05.02 № 512 “Об утверждении Положения о корректировке таможенной стоимости” (зарегистрировано в Минюсте России 16.07.02 № 3583). ГТК России существенно расширил перечень ситуаций, позволяющих таможенникам усомниться в правильности заявленной в таможенной декларации стоимости перевозимого груза. А если усомнятся, то, соответственно, и подкорректируют.

Раньше, принимая решение о необходимости изменить указанную в декларации таможенную стоимость товара, сотрудники ГТК должны были руководствоваться пунктом 3 приказа ГТК России от 27.08.97 № 522. Этот приказ сводил возможность корректировки к четырем случаям. Но теперь на место пункта 3 пришел изрядно конкретизированный и расширенный перечень (пункт 2 приказа № 512), в котором описано уже 17 подобных ситуаций.

Например, теперь таможенник может изменить заявленную в декларации стоимость товара, если решит, что для расчета стоимости был выбран необоснованный метод или некорректная основа (сведения о методах и основах содержатся в приказе ГТК России от 05.01.94 № 1).

Или, к примеру, страж товарных границ возьмется за корректировку стоимости, если описание груза не соответствует его реальным параметрам и качественным характеристикам, которые существенно влияют на цену. Причем реальности должны соответствовать как данные грузовой таможенной декларации, так и все документы, предъявленные в подтверждение таможенной стоимости.

Очень важное новшество: прежде корректировка стоимости груза применялась в процессе прохождения таможни. Теперь же, благодаря приказу № 512, таможенники могут пересчитать цену уже после того, как все процедуры оформления на таможне завершены, а сам товар находится уже не у поставщика, а на прилавке в каком-нибудь супермаркете. Получателям груза приказ дает право заявить в таможенные органы, что таможенная стоимость приехавших к ним товаров не соответствует фактической. Такую же “докладную” могут составить и налоговики, и другие правоохранительные органы, да и сами спохватившиеся таможенники.

Третейские суды в законе

Новое место для разбирательств

Третейские суды получили полноправную “прописку” в судебной системе – 25 июля Владимир Путин подписал закон “ О третейских судах в Российской федерации”, регулирующий порядок образования и деятельности таких судов.

До появления закона третейские суды существовали на основании Временного положения, утвержденного еще постановлением Верховного Совета РФ в 1992 году. Кстати, проект закона появился еще в 1997 году, но только теперь обрел официальный статус. Причем, по словам одного из авторов закона депутата Госдумы Ивана Грачева, “проект мариновали бы и дальше, если бы президент в своем послании не заявил о необходимости скорейшего введения в России нового судебного института”.

Что такое третейский суд и зачем он вообще нужен? Поясним на примере. Ваша организация заключила договор, но контрагент отказывается выполнять его условия. В арбитражный суд идти не хочется – хлопотно и долго, дело может застрять, а убытки себя ждать не заставят. В такой ситуации можно обратиться с иском в третейский суд.

Этот судебный орган создается юридическим лицом и действует на постоянной основе. Создать его может торгово-промышленная палата, биржа, общественное объединение предпринимателей и потребителей или иная организация. Но суд не может быть создан при органах власти. Третейский суд уполномочен рассматривать споры, вытекающие из гражданских правоотношений. Обратиться в третейский суд может как физическое, так и юридическое лицо, но на основании третейского соглашения. Это письменная договоренность сторон о передаче спора на рассмотрение третейского суда, которая должна быть приложена к спорному договору. Причем третейское соглашение будет считаться заключенным, даже если стороны просто обменялись на сей счет письмами.

Заключая третейское соглашение, стороны принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение суда. Причем и стороны, и суд должны прилагать все усилия, чтобы решение было выполнимо юридически. В качестве дополнительной гарантии закон предусматривает и принудительное исполнение решений третейского суда на основании исполнительного листа. Этот документ может быть выдан компетентным судом (арбитражным или общей юрисдикции).

В решении или определении по делу третейский суд должен указывать и порядок распределения расходов – гонорары и расходы судей, расходы на представителя стороны и др. Такой порядок может быть установлен в соответствии с соглашением сторон или пропорционально удовлетворенным требованиям.

Сторона, несогласная с решением третейского суда может в течение трех месяцев с момента получения обжаловать его в компетентном суде. Но такое право возникает, если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда окончательное.

Считаем страховой стаж

По правительственным правилам

На прошлой неделе, 24 июля, Правительство России утвердило Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (постановление № 555).

В документе перечислены периоды работы и другой деятельности, которые зачтутся россиянину при определении страхового стажа. Вот только некоторые периоды:

- работа на территории России;

- работа за рубежом, в случаях, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами;

- прохождение военной службы;

- уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

- получение пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах и переезд по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

- уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и др.

Каждый период своей трудовой биографии и иной деятельности гражданин должен документально подтвердить. Такие документы выдает труженику работодатель или соответствующие госорганы.

Основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка. Если ее нет или в ней содержатся неправильные сведения, подтверждение могут служить сами трудовые договора, справки от работодателей, выписки из приказов, лицевые счета и даже ведомости на выдачу зарплаты.

Обвал новаций

Ударно поработал на прошлой неделе с документами Президент России. Как взялся Владимир Владимирович за перо в среду 24 июля, так, похоже, и не откладывал, пока не подписал за два дня почти два десятка федеральных законов. Причем законы все, как на подбор — важные и новационные. Мы обзорно коснемся лишь тех, которые касаются налоговой и экономической сферы.

У страны появился новый Арбитражно-процессуальный кодекс (Федеральный закон от 24.07.02 № 95-ФЗ). Новорожденный АПК РФ заменит одноименный кодекс, действовавший в России с 1995 года. Главные новации кодекса: меняются правила определения подведомственности дел между арбитражем и судами общей юрисдикции. Существенно ограничены процессуальные права прокуратуры - она теперь не может принимать сторону одной из участвующих в споре коммерческих структур.

В комплекте к кодексу появился федеральный закон о введении АПК РФ в действие (от 24.07.02 № 96-ФЗ). Установлен порядок передачи в арбитражные суды дел, которые сейчас находятся в производстве судов общей юрисдикции. Но этим новшества судебной реформы не ограничились – 25 июля Президент подписал закон “О третейских судах в РФ” (см. стр. 3 этого номера “УНП”).

На Налоговый кодекс РФ обрушился целый шквал поправок. Во-первых, НК РФ пополнился новыми главами: 26.2 “Упрощенная система налогообложения” и 26.3 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности” (федеральный закон от 24.07.02 № 104-ФЗ). Этим же законом отменен задним числом (с 01.01.02) ЕСН для плательщиков ЕНВД.

Другой закон о внесении изменений и дополнений во вторую часть НК РФ – от 24.07.02 № 110-ФЗ. Тут настоящая карусель из поправок: новая глава кодекса “Транспортный налог” (глава 28), небольшие поправки по НДС, изменения в части взимания акцизов, новшества для налога на доходы физлиц.

Комментарии “УНП” ко всем новшествам налогового кодекса читайте на стр. 4 этого номера газеты.

Правовая база страны обогатилась законом, вокруг которого споры не затихали ни на день, — “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” (от 24.07.02 № 101-ФЗ). Этот закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением сельскими землями и устанавливает правила и ограничения к обороту таких участков.

Коснулась президентская длань и налога на имущество предприятий – подписан федеральный закон от 24.07.02 № 106-ФЗ, дополняющий статью 7 закона “О налоге на имущество предприятий”. Налог на имущество, входящее в состав Единой системы газоснабжения, теперь должен перечисляться в бюджеты субъектов РФ исходя из стоимости этого имущества, которое фактически находится на территории соответствующего региона.

Вышеописанный “большой каскад” документов не охватывает и половины законов, завизированных президентом на прошлой неделе. Например, еще был подписан федеральный закон “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части пенсии в РФ” и изменения в закон о государственном регулировании производства и оборота алкоголя, обязывающие производителей вин оснащать производственное оборудование счетчиками готовой продукции.

Таможенный марафон

Кодексы по осени читают

Четырехлетний марафон по разработке нового Таможенного кодекса РФ близится к своему завершению. Финишный рывок – второе и третье чтения в Госдуме – намечен на осень.

Впервые законопроект “О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации”, разработанный ГТК России, поступил на рассмотрение правительства в конце сентября 1998 года. Более года длилось его обсуждение на уровне правительства, Госдумы и деловых кругов. За это время в проект было внесено столько поправок, что в ноябре 1999 года Госдума в первом чтении приняла уже полноценную новую редакцию ТК РФ.

Собственно необходимость принятия нового кодекса вызвана рядом причин. Действующий поныне кодекс был принят еще в 1993 году и ко дню сегодняшнему безнадежно устарел. Сейчас в дополнение к “старому” кодексу действует около трех с половиной тысяч нормативных правовых актов ГТК России. Это приводит к невероятной путанице и многочисленным противоречиям с гражданским, уголовным, налоговым законодательством, законодательством о валютном регулировании и валютном контроле и т. п.

Чего удалось достигнуть на сегодняшний день? Во-первых, нормы, положения и термины приводятся в соответствие с нормативными актами, принятыми в последние годы. В проекте исключены положения об административных правонарушениях и ответственности за нарушения таможенных правил. Они будут регулироваться другими кодексами – КоАПом и уголовным. Во-вторых, сокращены сроки таможенного оформления товаров. Скорость прохождения товара через таможню предполагается увеличить в несколько раз. В законопроекте предусмотрено предварительное оформление товаров еще до их прибытия на таможню. Кроме того, предлагается отойти от принципа 100-процентного декларирования товаров до их выпуска в свободное обращение и перейти на принципы оформления груза после его выпуска. В-третьих, принципиальным новшеством нового ТК является то, что в кодексе не будет отсылок на ведомственные нормы таможенного комитета. Проект включает максимальное число статей прямого действия. Убраны все формулировки типа “по усмотрению таможенных органов”. И, наконец, в проект кодекса включены новые главы и разделы. Например, о защите прав интеллектуальной собственности. Таможню хотят обязать вести реестр объектов интеллектуальной собственности и применять к ним особый режим оформления и контроля.

Интересно, что помимо правительственного проекта кодекса существует еще и проект, разработанный экс-главой ГТК, а ныне депутатом Госдумы Валерием Драгановым. Различия разительные. Например, депутатский вариант не предусматривает процедур лицензирования, в то время как в правительственной версии предлагается лицензировать все виды таможенной деятельности: транспортировку, складские и брокерские услуги. Процесс таможенного контроля “по Драганову” занимает сутки, а по замыслу правительства – трое суток. Помимо этого депутат выступает за отмену сбора за таможенное оформление товара. Правительство хочет сохранить сбор. Учтут ли депутаты предложения Драганова, пока не известно. Дождемся осенней сессии.

Мировое соглашение банка и кредитора законно

Такое постановление вынес Конституционный суд

Конституционный суд РФ 22 июля принял постановление, неутешительное для некоторых клиентов тех банков, которые разорились в 1998 году. Высокий суд постановил, что заключение мирового соглашения между банками и кредиторами не противоречит основному закону. Поэтому конституционные права и кредиторов, а привычнее говоря – вкладчиков, никоим образом не нарушаются.

Напомним о том, как развивались события. После августовского кризиса 98-го года суды были завалены исками о взыскании вкладов из рухнувших банков. Суды обязывали должников вернуть деньги, но большинство этих решений так и остались не исполненными. Однако в 2000 году Агентство по реструктуризации кредитных организаций, управлявшее лопнувшими банками, и представители кредиторов заключили в арбитражном суде мировое соглашение, по которому выплата долгов откладывается на восемь лет. Но не все кредиторы согласились с этим решением и обратились в Конституционный суд РФ с просьбой признать неконституционными положения законов “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” и “О реструктуризации кредитных организаций”, которые как раз регулируют порядок заключения мирового соглашения.

Конституционный суд выслушал все доводы заявителей и АРКО и постановил, что нормы о мировом соглашении Конституции Российской Федерации соответствуют. Причем, как отметил КС РФ, соглашение принимает собрание кредиторов, и процедура подсчета голосов справедлива – те кредиторы, которые имеют большие требования по долгам, имеют большее влияние на общее решение. Но при этом Конституционный суд подчеркнул, что все кредиторы, имеющие исполнительные листы, входят в число участников мирового соглашения и имеют с ними равные права. Кроме того, мировое соглашение утверждается арбитражным судом, и КС РФ считает это гарантией защиты законных прав всех участников соглашения.

Однако граждан-вкладчиков такое положение вещей все же не устроило, и они намерены продолжать борьбу за свои права и деньги. Тем не менее, постановление КС РФ вступило в силу с момента и является окончательным. Изменить ситуацию может только решение Европейского суда.

Новые публикации на нашем сайте

Горячая линия

14 августа с 15 до 17 в редакции журнала “Московский бухгалтер” пройдет горячая линия с руководителем инспекции ИМНС по ЦАО г. Москвы Толмачевой Надеждой Васильевной. Вы можете задать свои вопросы по телефону: 737 4482

Ведущая рассылки, Ольга Емельянова

На сегодняшний день у нашей рассылки 3010 подписчиков.

Порекомендуйте нас своим друзьям и коллегам!

Архив Рассылки



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное