Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
13189 участников
Администратор Katistark

Важные темы:

Модератор Horov
Модератор codemastera
Модератор Петрович
Модератор Yury Smirnov
Модератор Енисей
Модератор Dart_Veider

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Берёшь долги - уходит воля. А без воли оно нам никак не сподручно.

Занимаясь древней славянской культурой, неизменно натыкаешься на такой огромный её пласт, как сказки…
Сказки… кто про них не знает? С самого раннего детства они на слуху, и кажется, что давно в них всё известно, а многие и наизусть выучены да ещё в начальной школе сданы на пятёрку. Что в них может быть нового?

- Сказки? Я что, маленький, что ли? - ухмыляется здоровенный детина у прилавка со сказками в ответ на вопрос продавца, интересуется ли мужчина этой темой. - Это ж для детей.

- А что, тебе пошло бы, сказочки почитать! - веселится друг парня.

* * *

Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:

Ссылка на видео: https://youtu.be/grQD_sXdWro

* * *

А только ли для детей? Может и взрослые в них что-то новое для себя откроют? Разве сказки рассказывали только детям? Нет. Тогда что в них интересного для взрослых?

Первое, что меня в них поразило лет десять назад, это замеченная несправедливость. Как так?

Экстрасенс, рассказывающий, где в данный момент находится искомый человек, - это нормально, а Иван-Царевич, узнающий у Ветра, где его невеста, - небылица, не стоящая внимания? А небылица ли? Может, это как раз и есть способность героя получать нужную информацию из ныне забытых, традиционных источников?

Ведь Ветер в славянской мифологии - это Стрибог, а он повелевает не просто Ветрами, а ещё и движением мыслей, то есть движением информации. Оказывается, Иван-Царевич знает, к кому обращается да как у него нужное знание получить.

Сказка же это в себя впитала да нам через века поведала.

А вот спорят всё, была ли на Руси до христианства письменность и знали ли её славяне? Так сказка много раз говорит, что была, ведь нет ни одного героя, который у трёх дорог надписи на камне не прочёл.

И другой вопрос - а почему культуру, в которой мы не можем найти книги, свитки или таблички с надписями, кто-то имеет право считать невежественной? Ведь это всего лишь носители информации, которые мы традиционно привыкли видеть.
Есть носитель информации, и есть записывающее и считывающее устройство. Носителем может быть много что - от воды до камня и воздуха, а считывающее устройство может быть просто способностью человека, заложенной Природой.

Кто сказал, что человек не может записывать информацию не буквами, а образами, в кристаллической решётке камней, в их полевой энергетической структуре? Или в воде, или в дереве? А раз записывает, значит и считать может. Известны же камни, которые дают совет в трудную минуту и которые многие тысячи лет считаются священными. Есть и священные рощи, и озёра, и источники, и реки, и горы, и сама Земля-Матушка.

Получается, что не Предки у нас отсталые, а мы разучились воспринимать (считывать) нужные знания из других источников, кроме надписей.

Как флэшка или DVD-диск без компьютера будут всего лишь красивыми побрякушками, так же и многие вещи, используемые нашими Предками, для нас всего лишь украшения и религиозные атрибуты.

Но кто не знает о проклятых драгоценностях, за которыми тянется многовековой кровавый след? Какие образы и силы закладывались в меч-кладенец или в шапку-невидимку? Может не сама печка ездила, а Емеля обладал телекинезом? А Змея Горыныча стоит искать не в драконьем Китае, а в своём внутреннем мире, задавленном вещизмом?

Сколько же всего этого в сказках? Какие образы мы ещё не расшифровали, и со сколькими из них не научились работать? Сколько техник, практик, систем, философий и направлений в них скрыто от нашего понимания?

Всё как и обычно - стоит только сбросить с себя устоявшееся: «Сказки - это детские развлекалки», как не успев опомниться, оказываешься по пояс погружённым в эту тему и с удивлением замечаешь, что дна не чувствуешь и под тобой настоящая бездна… нет, не бездна, а Безконечность.

- Слышь, - толкает детину у прилавка со сказками друг, - я нам билеты на концерт брал, а ты на двоих сказки возьми.

* * *

Давным-давно, в пору большого нашествия, жил на Руси сын кузнеца Креска.

Батька его кузнецом был великим. Из самой столицы гридь да князья в очередь за его мечами и доспехом толкались, и плату платили не торгуясь. Ибо не было оружия, равного его отцом сделанному.

Хороши мечи из западных стран, да остроты им до батькиных не хватает. Хороши сабли, в южных странах скованные, и остротой, и крепостью, только в мороз сильный, бывало, как лёд в бою ломались, хозяина своего в самый важный миг без оружия оставляя. Батькины же мечи сами живыми были. Доспех как масло рубили и хозяевам своим служили верно, до самой смерти, а после и наследникам их. Часто же и за кромку с людьми шли, и в том, Навьем мире хозяина своего защищали.

Дед же Крескин, говорят, ещё больше умел, а мечи его говорить могли! Только не успел дед батьке Крескину науку сию передать. Пал в битве великой с ворогом поганым. Батька же в город на ярмарку отправился, да разбойники сани его пограбили, а самого смертью убили. Говорили, что много разбойников от батьки полегло, да только самого-то не вернёшь уже.

Остался Креска отроком несмышлёным при батькином хозяйстве, да как им распорядишься? Инструмент есть, да не сразу и поймёшь, что для чего нужно. Железо есть, да как ковать? Знал, конечно, Креска, с какой стороны молотом орудовать, как заготовку клещами держать, да мало этого. Тут ить ещё умение нужно, и хитростей разных полно, да знания великие. А уж заговоры, меч оживляющие, и вообще тайна страшная! Передают её лишь, когда всем мастерством овладеешь, и то не всякому, а только духом крепкому да родовые поконы берегущему. А он, Креска, что умеет? Так, светец согнуть, да ножик детский отковать, коим и порезаться-то нельзя, даже если захочешь.

Не раз предлагали матушке Крескиной инструмент продать, и плату хорошую давали. А она войдёт в кузню, поглядит вокруг… Как продать, когда оно мужним духом дышит? Каждая вещь его руками трогана, им да предками сотворена! Каждой вещи своя душа дадена. Как предать всё это? Как в чужую неволю продать? Посидит-посидит, посмотрит вокруг. Выйдет к покупателям. Головой покачает:

— Нет, не продам.

Так и жили они с матушкой уже почти год. Делал Креска лишь игрушки простые детям малым, да так, по мелочи чего. Раз не умеешь толком, чего браться? Такое многие и сами делать могли, да лень, или дела другие. Какие с таких заказов доходы? Тяжко им с матушкой становилось. В деревне уж и отчаялись все, стали в другие кузни за поделками ездить.

Но однажды во время торга прибежала к Креске в кузницу девчонка незнакомая и говорит:

— Ты тут кузнец?

— Тут — я, — отвечает Креска. — Только, какой я кузнец? Батька мне науку свою так и не успел передать.

— Как так? — удивилась девчонка. — Кузня есть, струмент есть, а ты не кузнец? Вон как передо мной молотом орудовал! Обманываешь ты меня. Мне ножик нужен. Только настоящий. В два пальца шириной, а длиной в ладошку с пальцами. Я им нитки на шитье резать буду, травы по росе срезать, колышки для огорода затачивать, да дичь с рыбой потрошить. Ты не думай, я заплачу, мне тятька целый рупь серебра на праздник подарил! Мы в вашу деревню на торг приехали, а следующий раз не скоро уж приедем. Мне же сказывали, что у вас самый лучший кузнец на всю округу. Вот я к тебе и пришла.

И так она всё это говорила, и так сияла при этом, что понял Креска — не сможет он отказать. Никак нельзя отпихнуть такую доверчивость, не сломав при этом душу детскую. Такую чистую и светлую. И представил он, как поникнет она, от отказа его. Как потухнет свет, что сейчас из глаз её лучится. Как съёжится вся да пойдёт от него ссутулившись, ногами пыль загребая и носом шмыгая… Нет, нельзя так!

— Ну, что ж, — сказал он, — будь по-твоему. Давай мерку с руки снимать.

Снял он мерку, а девчонка зажмурилась, ладошки к груди прижала, и вся сияя, проговорила:

— У меня будет самый лучший ножик!

Сунула ему в руку кусок серебра да и побежала к деревне — только пятки засверкали, да пыль за ней столбом взвилась.

— Как звать-то тебя? — крикнул вдогонку Креска.

— Вера! — донеслось до него из-за клуба оседающей пыли.

Уселся Креска на порог, а у самого рот до ушей! Нет, не от серебра в руке, а от чего-то, Верой ему в груди оставленного! Светящегося и радостного! А серебро он вечером матушке отдал, хозяйство поддержать.

Всё бы оно хорошо, да как теперь с задачей такой справиться? Ведь для скольких дел ножик нужен? И нитку резать, и травы по росе срезать, и колышек затачивать, да ещё и дичь с рыбой потрошить! Вот ведь задача…

— Эх, батюшка, — вздохнул он, — зачем так рано ушёл от нас? Как мне тебя не хватает! Кто же объяснит мне, как и что делать? Кто подскажет, как дело начать да завершить его с честью?

И вдруг — будто в ухо шепнул кто-то:

— Присмотрись, как эти дела делают…

Замер Креска, аж рот раскрыл… А ведь верно! Как нитку обрезать, чтобы срез ровным был? Как траву правильно срезать? Как колышек заточить, чтобы острым стал? Да как дичь с рыбой потрошить, чтоб удобно было?

Пришёл Креска вечером домой, а там матушка рушник вышивает. Сел он напротив и стал глядеть, как она нитку режет. Вот совсем мало нитки за иголкой осталось, берёт она ножик не глядя — и чик… только коснулась, и всё. А срез ровный, аккуратный. Целый вечер смотрел Креска, как она это делает, и ножик разглядывал батькой кованный. И сам порезать попробовал. Понял, что и как.

Наутро до зари ещё пришёл к деревне, дождался, кто из баб да девок за травами по росе пойдёт, да и увязался с ними. Режут они травы, заговоры шепчут, а Креска чуть не носом под нож лезет, чтобы увидеть, как тот по траве скользит, какой срез оставляет. Бабы ругались поначалу, чтоб не мешал. Да потом поняли — не просто так Креска всё разглядывает. Видно, душа его родовая проснулась. Он ведь на то и кузнец, чтобы во всяком, даже простом деле своё знание иметь. А поняв, рассказали ему о том, что нож должен ровный срез у травы сделать, чтобы сила её целебная при ней и осталась. Иначе никакой пользы от неё не будет. Да срезать надо быстро, чтобы растение не мучить. Заговор же нужен, чтобы растение знало, что не просто так его срезали, а по необходимости. Тогда сила его благой будет и с любой хворью запросто справится.

Чтобы третье дело узнать, набрал он сучьев и уселся с ножом у кузницы. Начал колышки заострять. Да не просто, а присматриваясь, да рукой чувствуя, в каком месте и как ножик движется, где больше силы надо прикладывать, где меньше… Долго он так сидел, чуть не по пояс стружками засыпался, а понял всё же, какой для колышков ножик нужен.

А вечером к рыбакам пошёл и долго смотрел, как они рыбу потрошат. Как ножами орудуют. Сам за дело взялся, не один подзатыльник от рыбаков получил, пока сей навык освоил, но в конце концов тоже понял, как ловчее для этого ножик сварганить.

И вот сидит Креска на пороге кузни и думает:

— Для каждого дела у ножа своя форма нужна, своя острота, да заточка… Как же объединить всё это в одном ножике? Как совместить такие разные вещи? Это сколько ж я железа изведу, пока нужную форму придумаю? А оно ой как дорого! Эх, батюшка, зачем так рано ушёл от нас? Как бы просто ты мне сейчас рассказал всё да разложил по полочкам!

Вдруг-будто голос в голове прозвучал:

— А ты нарисуй сначала, а потом из полешка выстругай.

Подскочил Креска! Чуть о притолоку головой не ударился, да росту не хватило, только волосами коснулся. Огляделся кругом. Нет никого… А совет-то дельный.

Взял он палочку, разровнял песок под ногами, и давай ножик рисовать. Два дня рисовал. То неудобный получается, то в каком-то месте слабоват… Но коли хочешь чего добиться, и делаешь это душу вкладывая, обязательно оно у тебя получится. Так и у Крески вышло. Нарисовал он свой ножик, а потом и из дерева вырезал. В руках покрутил, к нитке примерился. Вдоль травинки провёл, к колышку приложил. Представил, как рыбу им потрошить будет. Всё вроде хорошо получается.

Раскалил он заготовочку, бросил на наковальню и застучал молотком, только искры в разные стороны полетели. Долго ли ковал, коротко ли, то мне неведомо, а всё же сделал Креска чего хотел. Закалил в воде, заточил о камень, и дрожащими от нетерпения руками нитку отрезать попробовал. Криво нитка отрезалась. Травинку резать стал, так поломал её только. А с колышка ножик совсем соскальзывал, в дерево не въедаясь.

Заточил он ножик ещё острее, совсем тоненьким жало его получилось. Ещё пробовать стал. Нитку сразу отмахнул, травинку так себе, а на колышке жало у ножа волной погнулось. Видно, крепости у железа не хватает.

— Эх, батюшка, как вот без тебя мне такую задачу решить?

Вдруг ветерок зашумел, а из его шума будто слова сложились:

— А ты ш-жало-то у нош-жа по х-холодному уплотни-и…

Задумался Креска над словами Ветра, и так их покрутил, и этак. А чего бы и не попробовать? Поправил он ножик, остудил, да и принялся жало молотком охаживать да уплотнять его. Хоть и сильно бить надо, да точно и аккуратно, чтобы выше не зацепить. Так уплотнил, что по-другому звенеть жало начало. Заточил по новой, и опять пробовать… От одного прикосновения нитка распалась, травинка ровно срезалась, а от колышка только стружка полетела! Обрадовался Креска, побежал домой матушке хвастаться!

Попробовала матушка ножик, и так, и эдак — всё хорошо, со всем он справляется!

— Хороший ножик, почти как батюшкин получился! Вот только заказчице твоей не понравится он.

— Как так — не понравится? — взвился Креска. — Сама же говоришь, что хороший, и вдруг — не понравится!

— Так ведь она же девочка. А девочке надо, чтобы он не только резал хорошо, а чтобы ещё и красивым был да глаз радовал. А у тебя он, смотри, во вмятинах весь, чёрный, да кривоватый по краю.

Вспомнил тут Креска Веру, какая она красивая да светлая… Нет, не подойдёт ей такой ножик.

— Как же я его выровняю? — пригорюнился Креска. — Эх, был бы батюшка…

Тут матушка посмотрела на него этак внимательно, и говорит:

— А ты инструменты батюшкины поспрашивай.

Залез Креска на печку. Полночи ворочался, всё думал, как он завтра безротые и безголовые инструменты спрашивать будет, как ему ножик выровнять. Но не додумал, уснул.

Утром пришёл он в кузницу, и давай инструменты перебирать. Может, подскажет кто из них чего полезного? Вот клещи разные хитрые, вот пластинки с дырками, клинышки железные. Прутки заострённые, где кругленько, где плоско. А вот полоска железная с насечкой да ручкою, батька его напильником называл. Покрутил его Креска в руках. Пальцем по насечке провёл, а она шершавая, так и норовит с пальца кожу снять. Взял Креска кусок сырого железа, провёл по нему.

— Й-й-я! — сказал напильник, а на железе ровное, гладкое местечко получилось.

— И правда, ты!

Обрадовался Креска, прижал напильник к себе да плясать по кузнице пустился! Только недолго проплясал, ногой в ящик угодил, а в ящике порошок какой-то, да войлока кусочки. Присел Креска, посмотрел на порошок, на войлок, да и вспомнилось ему, как матушка таким порошком самовар чистила, чтобы блестел он как зеркало.

— Вот оно как! — рассмеялся Креска — Сначала напильником выровнять, а потом порошком надраить, чтобы глядеться можно было! Уж такой ножик, ровный да блестящий, Вере точно понравится!

Взялся он за дело, и долго из кузни что-то визжало да гремело. Наверное, далеко не сразу у Крески всё как надо получилось, только терпение и труд всё перетрут. Наконец и Креска на солнышко из кузни вышел, ножиком любуется. А ножик ровненький, блестит весь! А уж резать ещё лучше стал! Приладил Креска рукоятку к ножику, да матушкин совет помня, на ней зверюшку весёлую вырезал, а по самой рукоятке змейку пустил, чтобы красиво было да ножик в руке не скользил. Сделал ноженки деревянные, да скобочку, чтобы к поясу подвешивать.

Матушка на готовый ножик поглядела, в деле его проверила, похвалила, да и говорит:

— У нас ведь тоже ножик старый стал, сточился весь — может, новый скуёшь?

— Скую, конечно! А что ты им делать будешь?..

Взялся Креска всё для дома ковать. И всякий раз, в трудную минуту, кто-то подсказывал ему, как и что делать надо. Угли — до какого цвета заготовку греть, вода — как калить. Камни — как затачивать. Трава о форме серпа поведала, поленья про колун рассказали…

Так время прошло, снова торг подошёл. Вера с родичами приехала да в кузню прибежала. А сама выросла как! Скоро, наверное, девушкой станет! Отдал ей Креска ножик. Она его в руках вертит, на зверюшку, что на рукоятке примостилась, любуется! Отражение своё в лезвии разглядывает, а от самой словно солнышко во все стороны играет. Креска же на ножик смотрит-там царапинка осталась, тут вмятинку не вывел, у зверюшки мордочка не пойми на кого похожа. Эх, сейчас он этот ножик по-другому сделал бы. А она подняла на него глаза свои огромные, от счастья сияющие, и говорит:

— Я же говорила, что ты самый лучший кузнец в округе! — Подскочила, чмокнула его в щёку и убежала…

Стоит Креска, щёку трёт, а на душе так светло и легко! Взлетел бы, кажется, да потолок в кузне мешает!

А к концу торга пришла в кузню девушка. Посмотрела на Креску серьёзно и говорит:

— Здрав будь, кузнец! Похвалилась нам сестрица моя Вера ножиком, что ты для неё сделал. Во многих делах мы его пробовали, и везде он хорош оказался. И режет хорошо, и в руке ладно лежит. Вот батюшка мой к тебе послал, чтобы сделал ты ещё два таких, для меня и сестрицы моей старшей, а батюшке нож охотничий, да топор — в лес ходить. Ещё надо два серпа сделать, и два ухвата. Мерки я принесла все. Вот, глянь. Плату же, половину сейчас дам, половину, когда готовое заберём.

Подумал Креска, затылок поскрёб. А чего бы и не сделать? Он с того ножика уже многому научился. Для дома вон сколько всего переделал. А тут новое чего-то, да и поиздержались они с матушкой, у пасечника вот даже мёд в долг пришлось брать. А оно нехорошо, в долгах ходить, неправильно это. Батюшка всегда говорил: «Берёшь долги — уходит воля». А без воли, оно нам никак не сподручно.

— Хорошо, — говорит Креска, — так мы и поступим. На умение своё я уже как-никак, а надеюсь. Сделаю. Скажи только — куда весточку подать, как готово всё будет?

— Живём мы у истока этой речки, у Дуба древнего. Там ещё Родник целебный из-под земли бьёт.

— А звать тебя как?

— Надежда.

Так занялся Креска серьёзным заказом. Много ему ещё изучить и освоить пришлось. С ножиками-то он быстро справился. Серпы с ухватом тоже немного времени заняли. Вот с охотничьим ножом да топором лесным здорово повозиться пришлось. Но всякий раз кто-то подсказку ему давал. И в железо он добавки разные добавлял, и слоями ковал, и калил по-хитрому. И форму делал не абы как, а чтобы нож с топором ко всем делам в лесу годны были, да не слишком тяжелы. Ибо тяжёлые вещи по лесу долго не потаскаешь.

Закончил он заказ, отправил весточку Надежде с оказией, а сам решил нож с топором охотнику деревенскому показать, да чтобы тот в деле их попробовал. Взял охотник поделки Крескины, головой качает. Шибко форма непривычная, да легковато всё. Однако когда из леса вернулся, отдавать не хотел, уж больно ладные вещи получились. Любую цену давал, и отстал, лишь когда Креска пообещал ему лично для него сделать, чтоб по руке были. А эти, мол, для другого человека по его меркам слажены.

Получив свой заказ охотник нахвалиться не мог, а как в деревне про то узнали, так и повалили на Крескин двор! Кому починить что! Кому заново сковать! За то время, пока кузнеца в деревне не было, много всего накопилось. Завалили Креску заказами, да звать стали уже не Креской-отроком, а Кресом-кузнецом. Он же от количества свалившихся дел не унывал, а скорее наоборот, интересно ему было — как тут решить, как там подлезть, как здесь сделать, да не просто сделать, а чтоб лучше для дела было, да человеку удобно. И так всё это его затянуло, что обедать из кузни он шагом ходил, на пути что-то обдумывая, а в кузню бегом бежал — поскорее задумку попробовать. Даже инструмент кое-какой сам придумал, чтобы ловчее дело спорилось. Не думал он уже, как молот держать, а лишь о том, какая форма должна быть, всё остальное руки сами делали, как будто у них свой ум появился. А матушка смотрела на него добрыми глазами и приговаривала:

— Был у меня надёжа-муж, теперь надёжа-сын!

За заказом же Надеждиным молодица приехала. Осмотрела всё, опробовала. Довольна осталась. А Кресу что? Он заказ отдал, плату получил, да дальше делами заниматься, их вон сколько! Смотрит на него женщина, а он за делом любимым и не замечает ничего. Мурлычет себе под нос что-то, а руки так и мелькают, и всё у него будто само собой делается. Вот клещи в его руках заготовку раскалённую из горна вынимают, на наковальню кладут, а молот в другой руке уже по ней охаживает, и звон стоит, что музыка праздничная:

— Тинь-бум-тинь-бум-тинь-тинь-тинь-бум-бум.

Заготовка же безформенная на глазах в лезвие ножа превращается! Вот вытянулась хищной щукою, вот жало обозначилось, остриё, обушок оформились, ещё чуть — и готовый ножик в бадью с водой опускается, зашипев рассерженной кошкой!

— Удели мне времени малость, Крес-кузнец, — попросила его молодица. — Есть у меня заказ для тебя, да не простой.

Оторвался Крес от дела любимого — как женщину не выслушать? Подошёл, и говорит:

— Так ведь молод я ещё для непростых заказов, может, кто другой, поопытнее, найдётся?

— Вижу я, горишь ты делом своим, а мне как раз огонь и надобен, ибо меч без огня — железка мёртвая.

Удивился Крес:

— Так ты мне что, меч заказать хочешь?

— Не просто меч, а для любимого человека. Муж мой на следующий год в поход с князем отправится, так ему не просто меч нужен, а друг верный. Знаю я, батюшка твой такие мечи делал.

— Батюшка-то делал, да мне не передал. Люди лихие его по дороге на ярмарку смертью убили.

— Знаю. Только кто же тебя всему остальному обучил? Тому, что ты сейчас умеешь?

— Ой, не знаю, — задумался Крес. — Всё как-то само собой получается, а иногда будто голос какой подсказывает! И знаешь, не пойму я, откуда он. То ветер нашепчет, то трава прошелестит, то угли прошипят, а чую я, что голос один, только через разные вещи он со мной разговаривает.

— Ты меч как сделаешь, сам его к нам привези. Батюшка у нас мудрый, не зря у Истока реки, рядом с Дубом древним да живым Родником живёт. Думаю, много интересного и полезного он тебе поведает. Там и сочтёмся с тобой за труд твой.

— Быть по сему, приеду. Только кого мне спросить там? Звать-то тебя как?

— Любовь, — ответила женщина.

Завершил Крес все заказы, а новых уже не брал, к серьёзному делу готовился. Ибо меч сковать — это не топор дроворубный сделать. В топоре, конечно, тоже своя душа вложена, но меч справа воинская, он не просто душу, но ещё и силу свою иметь должен, и к хозяину своему намертво привязаться. Он не только телом своим, но и сутью своей хозяина оберегать обязан от смерти, от раны, от бесчестья. Да притом кровь зря не лить, а лишь по делу.

Отправился Крес в город ближайший, да с кметями о мечах говорил, воеводам вопросы задавал, сам князь, помня батюшку Креса, время нашёл с ним побеседовать, да разрешил в дружине пожить, мечом позвенеть, бою поучиться. Полгода Крес в дружине жил, много чего узнал да понял. Биться на мечах научился, ибо силушка от Роду дана, умения наставники прибавили. Много мечей Крес-кузнец в дружине повидал. Бывало, возьмёт какой из них в руки, и смотрит на него, смотрит. Будто и не форму разглядывает, а душу его высмотреть хочет. А спросит кто, так не скажет, что высматривал. Не потому что скрывает. Вроде и хочет объяснить, да слова не находятся. Понятие-то в голове, оно ёмкое да простое. А как объяснять начнёшь, так хоть целый день говори, а кто из кметей время найдёт, чтобы целый день Креса слушать? Так и был он загадкой для всех. Потому, наверное, и в народе кузнецов колдунами кличут, что в науку их вникать не хотят. Вот только большинство мечей его совсем не устраивали. Он их не так сделал бы. По-другому. Всё больше он понимал, каким настоящий меч должен быть. И как стало ему невмоготу на такие мечи смотреть, а руки загорелись самый ладный из всех сделать, поблагодарил он наставников своих да в кузницу вернулся.

Дома руки, за полгода по делу истосковавшиеся, сами за молот взялись. А душа вокруг родных мест раскинулась, да всех знакомцев радостно приветствовала! И с Ветром-шалуном пошепталась, и Травушке шёлковой поклонилась, и к Речке текучей приласкалась. Они же, узнав о деле Кресовом, подсказывать стали мелочи всякие, делу помогающие, да заговоры сильные. А Дуб Вековой, что посреди дубравы растёт, поведал, что ещё дедушка Кресов в его корнях заготовку для меча закопал, чтобы железо силу воинскую в себя впитало да памяти Родовой набралось. Ибо Дуб собой три Мира единит. И Явь, и Навь, и Правь через него связь имеют. Железо то уж давно всего набралось, теперь жизнь ему давать пора. В мир людей мечом явить. Побежал Крес к Дубу. Аккуратно, корней не портя, заготовку выкопал. Дубу вековому поклонился да поблагодарил от всей души за сохранённый дар дедушкин.

Заговорило дело в кузнице разным говором! Звоном да шипением. Скрежетом да скрипом, бульканьем да сопением. Да так всё это звучало, будто заговор какой кузня выговаривает. Народ деревенский стал её стороной обходить, да подальше всё! Вдруг пристанет что, вовек потом не отмоешься, водой не отольёшь.

Долго ли, коротко ли, а сделал Крес меч. Да такой, что самому понравился! И жил он жизнью своей, только говорить не мог. Нянчил его Крес как ребёнка малого, выглаживал, подтачивал. В росе купал, с Ветром знакомил, Земле-Матушке да Небу-Отцу представил! На заре утренней с ним играл, серебряным вихрем вокруг себя запуская! На заре вечерней сказы ему сказывал! Сделал рукоять удобную да ножны ладные. Тут и время пришло заказ отдавать.

Собрался Крес в путь. Взял снедь нехитрую, в дороге полезную. Меч в тряпицу завернул и отправился лесом вдоль реки к истокам, к Дубу древнему да Роднику целебному, чтобы отдать меч, им рождённый, в честные руки. В жизнь новую, да в дружбу верную.

Три дня шёл Крес вдоль реки, да три ночи. Никого не встретил, кроме зверей разных да духов лесных. Ну, да те доброму человеку зла не сделают. На четвёртый день повстречались ему мужики. Да было в них что-то, от чего хотелось их стороной обойти, а уж заговорить, так и вовсе противно. Зашелестел ветер в листве: «Осссторожно!» Небо нахмурилось, беду чуя. И сорока на дереве затрещала: «Тррревога! Тррревога!» Хотел было Крес мимо пройти, да мужики те на дороге встали и разговор затеяли.

— Кто будешь, добрый человек? — спросил самый здоровый с мечом на боку. — Куда путь держишь?

— Кузнец я, к истоку иду, — ответил Крес. — Только тороплюсь я, некогда мне с вами разговаривать.

— Кузнец, говоришь? Так у меня к тебе тоже дело есть. Так что погоди малость.

Достал он меч из ножен, показал Кресу, и говорит:

— Был этот меч лучшим в наших краях, да и в других мало подобных найдётся. Железо рубил, людей пополам разваливал. А уж в руке лежал как влитой. Только испортил его кто-то. С тех пор потускнел он да затупился. Не рубит совсем. Как я его ни точил, как ни чистил — ничего не помогает. Снял бы ты с него порчу. А я уж в долгу не останусь. Расплачусь по-божески.

А меч его на Кресов как родной брат похож. Вернее, как отец на сына. Только, правда, тусклый какой-то. Видно, что душа его тяготится чем-то. Но Кресу откликается, и как к родному льнёт. О свободе просит. А тут картины у Креса в голове сложились, будто едет хозяин меча по зимнему лесу, а навстречу ему разбойники. Да стали они биться. Многих меч посёк, только не уберёг хозяина, друга своего, ибо слишком много разбойников было. Близко подойти меч им не дал, так они из луков стрелами бить стали да топоры кидать. Так и убили хозяина, а меч с тех пор в полон попал к главарю разбойному. Да служить ему не хочет. Тому же пользоваться мечом боязно, а выбросить жалко. Продать же, сколько пробовал, никак не получается. Кому нужен меч, которым только яблоки резать, ибо ни на что другое он не годен. Понял Крес, что меч этот батюшкой его сделан, а разбойники те самые, что отца его убили.

— Что ж, — говорит Крес, — давай сниму. Нет в том ничего сложного. Только чем платить будешь?

— Сказал же ведь — по-божески, — усмехнулся разбойничий старшой. — Значит, жизнь тебе подарю. Живым отсюда уйдёшь, значит. Разве есть что дороже жизни?

Взял Крес меч в руки. Погладил его: «Здравствуй, родной!» Засиял меч светом ярким: «Здрав будь! Сын друга моего, что жизнь мне дал да уму-разуму выучил! Будем теперь с тобой дружить! А для начала размечем эту погань, что вокруг нас столпилась, да за батюшку твоего отомстим!» «Будь по сему!» — улыбнулся Крес.

— Готово, — сказал он разбойнику. — На ком пробовать будем?

— Что значит — на ком? — не понял разбойник.

— Ты мне за него жизнь обещал, только я с такими друзьями и так отсюда своими ногами уйду, а раз жизнь уже обещана, значит, забрать её надо. Так я твою и заберу.

— Это с какими же друзьями? — не понял разбойник.

— А вот с этими!

И второй меч, самим Кресом сделанный, будто сам в руку прыгнул! Взвихрились мечи вихрем, железом сверкающим. И слетела голова с плеч разбойничьих. А следом ещё несколько, тех, кто отскочить не успел. Бросились оставшиеся разбойники на Креса, да подойти не смогли — из-за вихря железного, что тела и доспехи их сёк как масло мягкое. Стали они стрелами бить да топорами кидаться, но ещё сильнее взвихрились мечи Кресовы. Ни одна стрела в него не попала, ни один топор не пролетел. Вихрь же взвыл вьюгою зимнею, что в тоску вводит да душу вынает. И глянула на разбойников сама Мара-Смерть! Испугались они и наутёк кинулись, да только недалеко убежали. Кто в болото со страху рухнул, кто об пень голову с маху разбил, кого духи лесные в дебри завели, где они с голоду и сгинули, а иные в реке под корягою упокоились. Ибо нет спасенья тем, кому Мара не в глаза, а в душу посмотрит.

Отёр Крес мечи от крови подлой. Поблагодарил их, что врагу не выдали, да и зашагал своей дорогой.

Долго ли, коротко ли шёл, а дошёл до истока реки. И Дуб древний увидел, и Родник целебный под ним. А рядом двор широкий да терем высокий.

Подошёл Крес к тыну крепкому. Постучал в ворота дубовые. Вышел к нему дед, да не старый совсем, а крепкий да могучий. А почему дед? Да потому, что мудрость в глазах его виделась. Да такая, что будто Земля и Небо его глазами смотрят, и весь Род древний через него Мир правит. Не умей Крес Природу понимать, и не увидел бы того. Лишь мужика, косая сажень в плечах, узрел бы.

— Здравствуй, кузнец! — приветствовал его встретивший.

— И ты здрав будь! Откуда знаешь меня? Не виделись мы с тобой ни разу.

— Дочки мне про тебя сказывали, и ликом ты на батюшку своего похож. Проходи в дом. Негоже через порог говорить. Порог ход в дом хранит. От лихого оберегает. Потому говорить через него — за лихого тебя принимать. А ты гость.

Прошёл Крес в дом. Усадил его хозяин за стол. Хозяйка снеди принесла, на столе расставила:

— Как звать-величать тебя, дедушка?

— Много имён у меня. В каждом Мире по-своему зовут. А ты так Дедом и кличь. Вижу я, выполнил ты заказ дочки моей старшей. Да так, что мало кому такое удастся.

— Да какое там? Меч, он и меч. Вот сижу перед тобой, а у самого поджилки дрожат — вдруг не пройдёт он испытания?

— Прошёл он его уже, когда разбойникам тебя не выдал. С братом своим в другую руку к тебе прыгнул, а не в ножнах отлёживался. Друга, его породившего, от лиха и бесчестья прикрыл. Так что выбирай себе плату, Крес-мастер. Хочешь злата да серебра? Хочешь каменьев самоцветных, али даров лесных? Али вещицу какую волшебную? Что хочешь проси!

Удивился Крес, даже не сразу заметил, что мастером Дед его назвал. Но задумался крепко, а потом и говорит:

— Не то ты мне, Дед, предлагаешь. Нельзя друга, жизнь спасшего, за злато да каменья продавать. Лучше уму-разуму научи да покажи, как Мир весь целиком видеть. Чтоб не кусочками знать его в деле своём, а дело своё в большом Мире зреть!

— Эко замахнулся ты, Крес-мастер! А сдюжишь ли ты знание такое? Силён ты силой земной! Умел в деле своём! Сердцем горяч! Духом крепок! Делами прав! Да вот беда, душа твоя до конца ещё не созрела. Слабенький её росточек в Мире нашем. Три семилетия с рождения твоего минуть должно, чтобы окрепла она. Иначе сломаешь её! Сгинет она под тяжестью знания такого. До срока этого тебе совсем немного осталось, так подготовиться надо, ибо груз знания сего ты сам на себя взвалить должен. Я лишь покажу, где лежит оно, да как взять его сподручнее.

Усомнился Крес в силе своей. А вдруг вообще не сдюжит тяжести Знания такого? Может, вовсе отказаться? Что ему, без него плохо живётся? Да нет, трудно отказаться, ибо без этого не постигнет он мастерства в полной мере. А стоит ли что-то делать, не постигая смысла дела своего? Так только рабы думать могут, потому что работу им хозяин даёт, значит, хозяин за их работу и в ответе. А вольному человеку обязательно понимать надо, что для чего он делает и к чему оно привести может.

Тут дверь распахнулась, и в горницу Вера вошла, да не девчонка мелкая, а девушка уже:

— Здравствуй, Крес-мастер! Рада я видеть тебя в доме нашем! Смотри, с ножиком твоим до сих пор не расстаюсь! Уж больно удобен он получился!

— И ты здравствуй, Вера! Рад я, что по нраву тебе моё изделие! — улыбнулся Крес, а сам вспомнил, как он, тогда ещё не зная ничего, сомневался в способностях своих. И как Вера вселила в него что-то светлое, что помогло ему с делом справиться! Этот свет опять в нём с её приходом проявился. Только сильнее, ибо тот первый никуда не делся, просто после прихода Надежды он поддерживать стал, а Любовь ему другие, радостные свойства придала. Этот же на тот, старый, добавился и как бы новый круг начал, только был тот круг не в пример больше и светлее прежнего!

— Правильно думаешь! — сказал Дед. — Не просты дочки мои! Ещё не раз придут они к тебе в новых делах твоих, каждая в свой черёд.

Отпали у Креса все сомнения:

— Хорошо, Дед! Давай готовиться Знание принять!

Что уж там у них дальше было, мне мелкому знать не положено. Только вернулся Крес в кузню свою Креславом-ведуном. Так его люди и звали потом, ибо ведал он то, что другим неведомо! Видел то, что другим невидимо! Говорил людям не то, что они услышать хотели, а то, что нужно им. За что многие не любили его, да колдуном за глаза кликали.

Это было Предисловие автора к книге и одна из сказок - Вера, Надежда, Любовь, из книги - Сказки Бурого Медведя (Сказки для взрослых - больших и маленьких).

 

Автор Лепёшкин Михаил.

ИСТОЧНИК

* * *

Книга большая, сказок много, да все интересные - читать на долго хватит, чего вам и желаю.

Читайте книги - с ними интересней жить!

Юрий Шатохин, канал Веб Рассказ, Новосибирск.

До свидания.


03.10.2023
Пожаловаться Просмотров: 193  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены