Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
4301 участник
Администратор Людмила 59

Важные темы:

Модератор -Олег-

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Традиционный Усть-Цилемский костюм.


Старинное русское село Усть-Цильма, история которого насчитывает уже 465 лет, сумела сохранить свою традиционную культуру, обряды, обычаи, устои.

В Усть-Цилемском районе ещё сегодня можно послушать сказителей былин киевского и новгородского цикла, поносить парчовые русские наряды, сшитые по фасону 16 века, они имеются почти в каждом доме. Устьцилёма берегут свои наряды, которые остались им в наследство от прабабушек. Комплекс традиционного Усть-Цилемского костюма занимает важное место в жизни устьцилём.

Для его изготовления использовались ткани, как домашнего производства, так и привозные. Последние использовались больше для праздничного костюма. За товарами ездили по зимнему тракту на Мезень и в Архангельск, а также завозили их водным путём из Чердыни, Усть-Сысольска, Вычегды. Из дорогих тканей: бархата, репса, парчи, шелка, штофа шили праздничную одежду. Повседневную одежду шили из недорогих тканей: ситца, коленкора, холста, сукна, вельвета и др.

Собрание Усть-Цилемского народного костюма в музее А.В.Журавского представлено коллекцией праздничной одежды. Оно включает в себя, как костюмные комплексы, так и отдельные предметы: головные уборы, украшения, обувь и т.д. Экспонаты отражают традиционные формы праздничного, обрядового костюма во всём многообразии его бытования. Представленная коллекция включает образцы преимущественно крестьянской одежды. Преобладает одежда женская, она более выразительна в художественно-образном решении. По сравнению с мужской, она ярче выявляет черты местного своеобразия народной культуры. Мужская одежда представлена значительно меньшим числом элементов, она демонстрирует однотипность русского народного костюма.

Наиболее сложным по составу и исполнению был праздничный женский костюм, основу которого составляли рукава и сарафан.

Рукава - вид рубахи, состояли из двух частей - рукава (верх) и стан (низ). Верхняя часть представляла собой широкую рубаху, шили её из двух полотнищ с прямыми поликами на плечах (местное название ластовицы), которые подбирали из ткани более контрастного цвета.

Традиционный Усть-Цилемский костюм
Рукава Воротник - стойка, по внешней стороне которого нашивалась узкая парчовая полоска (позумент) золотосе-ребряного шитья, называемая борком.

Нижняя часть - стан, его шили из домотканого материала или ситца. Он представлял собой две прямоугольные части, соединенные боковыми швами.

Поверх рукавов надевали сарафан, который был двух видов - косоклинный и прямой.

Прямой крой сарафана шили из четырёх равных полотнищ ткани.


Сарафан Косоклинный сарафан шили таким образом: два прямых полотна сшивали вместе - это был перед, с боков пришивали по два клина и соединяли их сзади третьим прямым полотном. Далее заднюю часть собирали в складки, направляя их с боковых швов к центру. Сарафан держался на узких лямках, окантованных яркой атласной лентой. Спереди сарафан собирался кулиской, в которую вставлялась тесьма (местн. гатян), её прятали внутрь сарафана. Украшением сарафана служили кисти, пришитые параллельно подолу сарафана на высоте 50 сантиметров. По краю подола пришивали прочву или бархат, для того чтобы сарафан держал форму. Праздничный сарафан был длинным, иногда слегка касался земли или пола. Повседневный сарафан был короче на 15-20 см.
 

Фартук Поверх сарафана повязывают фартук. Его шили из одного, двух полотнищ собранных в складку, поверх изделия с боков пришиваются длинные завязки. Украшением фартука служат кисти, пришитые от нижнего края фартука на высоту 30 сантиметров, низ и бока фартука окантованы атласом до уровня нашивки кистей.
 

Коротенька Праздничный костюм дополняет коротенька - это распашная косоклинная душегрея на узких лямках. Верхняя часть вокруг и по бортам середины коротеньки украшается позументом или парчой. Полы соединяются потайными пуговицами или крючками. Коротенька обязательная часть свадебного костюма невесты. В праздники её одевают девушки и молодые замужние женщины.

Особой красотой отличались головные уборы девушек и женщин: хаз, повойник (мест, побойник), плат.

Головной убор девушки - хаз - широкая коронообразная повязка, украшенная золотосеребряной вышивкой, бисером, стеклярусом. Раньше "девки на выданье" (по местн.) в косу вплетали яркую ленту, а вокруг головы повязывали хаз. К концу XX века он был утрачен из обихода, в наше время девушки повязывают плат (мест.), сложенный в узкую полоску.
 

Хаз
Головной убор невесты - повойник (мест, побойник), выполнен из парчи и вышит золотосеребряной нитью. Поверх повойника повязывается повязка (скрученный небольшой трёх или четырёх - угольный парчовый платок), называемый - золотая половинка. (мест.)


Побойник
Крепление её было довольно своеобразным, концы повязки выводили вперёд, перекручивая между собой и прятали внутрь.


Женщина наряжает невесту Женский головной убор состоял из кокошника и платка. Кокошник - это мягкий, невысокий головной убор замужних женщин, на подкладе, с плоским верхом, к которому по всей окружности крепится невысокий борт. На затылке борта не соединяются, а к ним пришиваются концы тесьмы, при помощи которой, изделие крепится на голове.
 

Кокошник Кокошник надевается под платок. Он бывает повседневным и праздничным.

1. Повседневные кокошники шьют из простых, недорогих, тканей.

2. Праздничные кокошники шьют из парчи или комбинируют. Верх украшается золотой вышивкой, для борта используют бархат или парчу.
 

Репсовый плат Платки делятся на три вида: конофатный, репсовый, парчовый. Конофатный считается самым дорогим. Для его изготовления использовался более плотный шёлк, украшенный золотой вышивкой; репсовый - (мест. рипсовый) самый красивый и богатый плат, выполнен из особого восточного шёлка. Преобладали тона: сине-оранжевый, зелено-красный, бело-розовый; парчовые - платки небольших размеров (местн. четвертинка).

Согласно старинному обычаю, замужние женщины волосы заплетали две косы и укладывали вокруг головы, затем одевали кокошник. Поверх него повязывали плат, выводя концы к затылку, завязывая их в узел.

Украшением костюма и оберегом считается яркая, блестящая брошь, заколотая на груди.
 

Брошь В качестве нашейных украшений использовались серебренные или позолоченные цепи и запонки. На цепь крепится большой старообрядческий крест, который заправляется внутрь сарафана, он является оберегом.

К середине XX века из обихода праздничного наряда утрачен комплект - штофник и шушун.
 

Серебряная цепь с крестом, металлические запонки и пуговицы.

Штофник Штофник - представляет собой сарафан косоклинного кроя на лямках, вокруг верхней части которого, одной полосой и по середине вниз до края подола двумя строками пришивался позумент, вдоль разреза между строками пришивались оловянные пуговицы.
 

Шушун Шушун - короткая распашная шуба с длинными рукавами, выполненная из меха, сверху обшитая шёлком. Воротник и опушка по краям были выполнены из меха. Иногда вместо застёжек пришивали красные атласные ленты, посредством которых полы изделия соединялись. Шушун носили молодые девушки, женщины.
 

Мужской костюм Мужской костюм по сравнению с женским, более скромен и единообразен. Рубаху-косоворотку и штаны носили повсеместно. Рубаху шили из домотканых и покупных тканей: хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных. Примечательно, что туникообразный покрой домотканых рубах второй половины XIX -начало XX вв. в деталях совпадает с покроем древнерусской мужской рубахи. Их носили на выпуск или подпоясывали плетёными поясами. Праздничные мужские рубахи чаще всего шили из фабричной ткани.

Нарядными считались рубахи-косоворотки малинового кашемира или алого канауса с вышивкой крестом. До середины XX века на мужских рубахах вышивка располагалась узкими бордюрами по вороту, вдоль нагрудного выреза и обшлагам рукавов С середины XX века вместо вышивки стали использовать шелковые узорные ленты, полоски кумачового ситца, тесьму и т.д.

Обязательным атрибутом, как женской, так и мужской одежды является пояс. Изготовляли несколько типов поясов.
 
Пояса
Пояса
1. Пояс-сетка считается оберегом. Его вязали по образцу рыболовной сети.
2. Пояс, плетённый из шерстяных ниток, (мест, опояска).
3. Пояса, плетённые из муляжных и хлопчатобумажных ниток с геометрическим рисунком.

В комплекс Усть-Цилемского костюма обязательно входит кожаная и меховая обувь: сапоги, ступни, бурки, камасницы, пимы и т.д.

Самой распространённой летней обувью были ступни. Ступни - кожаная обувь до щиколоток на плоской подошве, которая приколачивалась на деревянные шпильки (гвоздики). Рабочие ступни назывались хоры. Ступни, которые были большего размера (не по ноге), назывались хропанцы. Данную обувь носили с вязаными чулками или носками (местн. головки).

Таким образом, Усть-Цилемский народный костюм имел богатую историю, на протяжение длительного периода он не претерпел резких перемен в своих основных формах и сохранил свои традиции до сегодняшнего дня.

Образцы крестьянской одежды из коллекции музея А.В. Журавского - одно из интереснейших явлений материальной и духовной культуры русского народа.   https://vk.com/wall-57460169_7488     Ещё интересное:

Это интересно
0

22.07.2021
Пожаловаться Просмотров: 428  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены