Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
4303 участника
Администратор Людмила 59

Важные темы:

Модератор -Олег-

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

КНЯЗЬ РЮРИК В ЛЕГЕНДАХ СЕВЕРА РУСИ

КНЯЗЬ РЮРИК В ЛЕГЕНДАХ СЕВЕРА РУСИ  волхва ПятницаКНЯЗЬ РЮРИК В ЛЕГЕНДАХ СЕВЕРА РУСИШимском районе Новгородской области, в деревне Мшага Воскресенская, которая в прошлом называлась Новой Руссой (то есть её основатели пришли из Руссы Старой), в 2000 году этнографы записали небольшой рассказ 63-х летней женщины:

"...рассказывали, что Рюрик тут в золотой карете или повозке, не знаю, утонул. Бабу одну из Мшаги в войну немцы таскали, таскали, чтобы указала где утонул. Где-то у впадении Мшаги в Шелонь. Искали, ныряли, вроде ничего не нашли» (А.Л. Григорьева "Фольклор Новой Руссы").

Очевидно, что тут имеет место путаница легенды о Рюрике с рассказами о зимнем отступлении наполеоновских войск 1812 года с награбленными сокровищами в позолоченных каретах, вес которых ломал лед, и они уходили под воду. Впрочем, замерзшие реки служили дорогами и за тысячу лет до Наполеона, и на них регулярно тонули перегруженные повозки, в том числе и княжеские, перевозившие собранную зимой дань.

Смешение «темы Рюрика» с другими легендами может говорить о длительном бытовании в устной традиции, но если мы «отбросим» золотые кареты, то, собственно, о Рюрике, останется только упоминание его имени и смутное воспоминание о его самого, или его обоза неудачной поездке зимой в месте слияния Мшаги и Шелони. Всё это зыбко, мало информативно и кажется пустяком, если не учитывать в КАКОМ месте записана эта легенда.

Дело в том, что более полутысячи лет назад в данной местности промышленным способом варили соль, были построены сложные гидротехнические сооружения, от которых к ХХ веку сохранились ничтожные остатки, по которым не специалисту, невозможно представить грандиозную картину былого.

А в устных рассказах местных жителей разветвленная сеть солеварен, соединенная деревянными долблеными трубами «продолжает здравствовать» по сей день. В сборнике "Традиционный фольклор Новгородской области", С.-Пб, 2006, С.201-207, где опубликована работа А.Григорьевой "Фольклор Новой Руссы", автор сопоставляет данные фольклора этого поселения с археологическими раскопками местных древних солеварен и делает вывод о ДОСТОВЕРНОСТИ этнографического и фольклорного материала, записанного в конце 20, начале 21 веков, который коррелирует с реалиями и событиями 14 века. Это редчайший случай, когда можно подтвердить легенды и былички о событиях 600 летней давности.

Пример отличного сохранения памяти об исчезнувших сооружениях середины 14 века в современном фольклоре данной местности, позволяет надеяться, что и рассказ с упоминанием Рюрика, летописного героя 9 века, принесен в Новую Руссу из Новгорода или Старой Руссы (которая, согласно данным берестяной грамоты и археологическим находкам, в конце 10 века уже была большим городом с солеварнями), и в этом мизерном тексте, хотя и искаженно «за древностью лет», но сохранилась память о том самом Рюрике, основателе главной династии Древней Руси и его зимних сборах дани (вероятно, весьма тяжелой соли) по Мшаге и Шелони.

олее развернутая легенда «Юрик-новосел», была записана в 19 веке от доки устного народного творчества, обладателя феноменальной памяти и обширного репертуара, потомственного сказителя былин В.П.Щеглоленка (Шевелева, «Петровича»):

«В старину князьки местами жили. Кто где расширился и овладел местом - тут и жил. И приехал Юрик-новосёл из северной стороны, из дальней укрАины, и распоселился жить в Ладоге. Но тут ему место не полюби и приезжает он в Новгород Великий, и не с голыми руками, и в союз вступает. И живёт он день ко дню, и неделя к неделе, и год ко году - и залюбили его новгородцы, что человек он весёлого нраву и хорошего разума и повышает себя житием-богатством, а тут и побаиваться стали. Вот зазвонили на суём - в колокол - и выступает этот Юрик-новосёл:

- Что, - говорит, - честнОе обчество, возьмите меня в совет к себе, и будь я над вами, как домовой хозяин. Только можете ли вы за наряд платить мне половину белочьего хвоста? Сметили и погадали граждане новгородцы и сказали: - Можем и платить будем половину белочьего хвоста. И мало-помалу уплатили они, и им не в обиду это. Вот опять зазвенел колокол, и на сходе собрались. И говорит Юрик: - А что, честное обчество новгородцы, можете ли вы платить мне и весь беличий хвост? Подумали-подумали и опять: "Можем" - и платить стали.


«Прибытие Рюрика в Ладогу» В. М. Васнецов. 19 век.
Прошло немного, опять в совет собрались. - А что, честное обчество, можете ли половину белочьей шкуры платить? И ответ держат: "Можем". Ещё немного прошло: - и в совете опять спрашивает Юрик: - А что, честное обчество, можете ли вы платить мне и всю белочью шкуру? Порешили платить и всю белочью шкуру - платили долго.

Видит Юрик, что платят, собрал всех на сходку и говорит: - За белочью шкуру хочу наложить на вас малые деньги, можете ли вы платить мне? И малые деньги подняли - поныне помнят этого домового хозяина и в северной укрАине, и в Олонецком крае, и в Новгороде.

И после этого Юрика пуще и пуще повышали дань: с алтына на четвертину, а с четвертины на полтину, а с полтины на рубль, и так до Петра Первого, а после Петра платили и с живой души, и с мёртвой - и рубль, и два, и три, и четыре, и пять» ("Легенды, предания, бывальщины" М. 1989, перепубликация из Н.А.Криничная "Северные предания. Беломорско-Обонежский регион". Л., 1978).

В рассказе верно отражены средневековые отношения новгородцев со всеми приглашаемыми князьями, которые зафиксированы летописными источниками, древние предметы дани (беличьи шкурки) со временем заменяемые деньгами, а также такая характерная черта русского народа как долготерпение (в данном случае всё возрастающих налогов).

Все это повышает вероятность правдивости и других фактов, описанных в тексте, а именно, «веселого нрава и хорошего разума» князя Рюрика, действительно пришедшего из «северной стороны, дальней украины» (как показывают новейшие исследования с северо-западный окраины славянского мира).

Косвенным доказательством наличия именно такого симпатичного характера у легендарного князя Рюрика является факт того, что приезжий князь быстро «притерся» как на севере, так и на юге, и стал основателем главной династии Руси.

За правдивость информации о характере князя, изложенной в данной легенде говорит и, на первый взгляд случайная, замена имени героя: «Юрик» вместо «Рюрик». Но это искажение как бы «подгоняет», подстраивает имя героя легенды к описанию его характера. Дело в том, что в народной традиции «веселым нравом» при отсутствии глупости (которая в народной культуре часто ассоциируется с веселыми людьми, ср.: «смешлив как дурачок»), то есть «хорошим разумом», наделялся мифологический персонаж Ярило(а), чьё имя в некоторых местах звучало как Юр, Юрай.

То есть для носителей народной традиции имя и характер легендарного князя Рюрика вполне могли ассоциироваться с веселым молодым богом, светоносным Ярилой-Юром, а сам князь мог считаться его земным воплощением, что, конечно могло повлиять на популярность и признание заморского князя, пришедшего на Русь.

Однако, несколько настораживает фраза рассказчика «из северной стороны, из дальней украины». Судите сами: в 19 веке (и ранее) в среде образованной публики, хорошо знавшей историю и мифологию древней Греции, были весьма популярны поиски славянских соответствий древнегреческим богам. Так Ярило считался «славянским Аполлоном», а Аполлон, по сообщениям древнегреческих писателей, явился в Грецию из Гипербореи, дословно «с самого севера, с края ойкумены», то есть эта фраза Щеголенка является калькой древнегреческой.

Мог ли неграмотный мужик знать что-либо об Аполлоне и соответствии ему славянского Ярилы- Юрая? Мог, так как собиратели фольклора неоднократно приглашали и вывозили его в Петербург и Москву, где устраивали публичные выступления сказителя с дальнейшими обсуждениями услышанного. Щеголенок мог запомнить новую для него информацию и использовать её в своем творчестве. А мог и не использовать, потому что по отзывам он не отличался склонностью к фантазированию.

То же можно сказать и о знании Щеголенком научной информации о князе Рюрике. В 19 веке в среде интеллигенции и знати интерес к личности Рюрика был большой, выходили печатные издания по этой теме. Однако для оценки информации, изложенной в рассказе крестьянина В.П. Щеголенка следует помнить, что в письменных источниках о Рюрике ничего подобного рассказу В.П. Щеголенка о характере Рюрика нет.

Выдумывать свои рассказы Щеголенку было просто не зачем, его репертуар был лучшим и огромным, из него даже черпали сюжеты такие «глыбы» русской словесности, как, например, Л.Н.Толстой, весьма чувствительный к правде и истинной народности: «С 1881 по 1885 появились 22 «народных рассказа» Л. Н. Толстого. В основе первого из них «Чем люди живы» — легенда «Архангел», услышанная и записанная писателем от Щеголенка. Из этого же цикла — рассказ «Два странника», написанный на основе легенды олонецкого сказителя. «Три старца» — еще один из 22-х народных рассказов Толстого — также создан по легенде, услышанной от Щеголенка. Через четверть века Толстой вновь вернется к своим записям легенд Щеголенка. Так, уже в 1905—06 на их основе появятся одни из лучших рассказов «Круга чтения» — «Корней Васильев» и «Молитва»» (В.Калугин).

С большой долей вероятности можно утверждать, что рассказ «Петровича» «Юрик-новосел» является традиционным, древним и в нем описан летописный князь Рюрик, его характер и отношение к нему новгородцев.

В.П. Щеголенок, «Петрович», последнее звено в тысячелетней цепи устных рассказчиков, сохранивших для мира описание характера князя Рюрика
Вся Слава Предкам!
Октябрь 2014, Т. Блинова


02.11.2023
Пожаловаться Просмотров: 120  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены