"СТУЧАТЬ" ИЛИ НЕ СТУЧАТЬ Ч. 15
Danila
сегодня в 14:39 7 0.5
история культура литература язык | А А А |
Существует легенда, по которой древние китайские мастера ушу, сталкиваясь с представителями вражеского клана, по часу смотрели друг другу в глаза, прежде чем перейти к поединку. Сегодня этот обычай мы видим частенько на боксерских состязаниях, чаще всего на Западе. Там считают, что минутный фейс-офф часто становится поводом для обсуждений, споров и пересудов самых вовлеченных зрителей. «Кто кого переглядел, кто испугался, кто сломлен, отвернулся, кто здесь батя» и т. д.
Совсем по-другому вели себя перед битвой, поединком наши предки. Брань — это оборона словом, предостережение врага, что будет убит, если решится сопротивляться. Таков еще один архетип русского поведения: от чужих мы прежде обороняемся словами и лишь потом пускаем в ход кулаки и дубины.
Именно потому, что русские прежде битвы предупреждали противника о его непременном поражении, множество русских бранных слов имеют значение «мертвый». Таков смысл, например, слова "падла", это просто «падаль». Или "стерва", опять же буквально значит «мертвечина». Вспомните, у нас в русском языке есть слово "стервятник" — питающийся падалью. Значение «мертвого» и в слове зараза, оно восходит к глаголу «заразить», отсюда "поразить", то есть убить. Так что ругательство "зараза" исконно обозначало убитого.
Похожее значение имеет слово "мразь", — погибший от холода. "Сволочь" — мертвая, сухая трава, сволоченная в кучу и приготовленная к сожжению, и тоже образ поверженного врага. Все эти ругательства — падла, стерва, мразь, зараза, сволочь, — изначально являются предупреждением супостату: вот что станется с тобой, если сунешься. Вслед за русской бранью могло следовать только истребление врага.
Накануне схватки у русских принято переименовывать врагов из людей в животных, мы словно снимаем с себя ответственность за убийство именно человека, видя в нем зверя. Мы именуем противника тупой скотиной, шелудивым псом, паршивой собакой, грязной свиньей или поганой гадиной, а то и просто тварью, то есть животиной.
Интересно заметить, что никогда при этом не используются названия хищных и опасных животных — волка, медведя, кабана, сохатого, ибо перед ними не всякий выстоит.
Так что ритуальная задача русской брани — наилучшим образом подготовить воина к бою с врагом, деморализовать противника угрозой погибели и воодушевить себя тем, что имеешь дело не с человеком, а с животным, существом слабее, глупее и ниже тебя.
Употребление русской брани по отношению к своим ближним в силу огромной энергетики произносимых слов, исконно обозначавшим мертвечину, наносит урон их здоровью и духу, разрушает тех, кого мы любим.
Поэтому брань между своими — это разор русского единства и удар по нашему национальному здоровью, недопустимые сейчас, когда русский народ и без того переживает сильнейший натиск чужаков.
Есть ли сегодня у русского народа друзья в мире? Жизнь показывает, что нет. И призыв русской пословицы "держаться за топор в крепкой дружбе" важен как никогда. Зато у нас появилось огромное количество врагов-инородцев — бывших друзей, предавших и обманувших, порушивших вековую клятву «будь другом».
Мы их и вправду вскормили, вспоили, обеспечили безопасность и независимость, дали начатки культуры и образования. И теперь окружающие нашу страну Украина, Казахстан, Армения, Грузия, Литва, Латвия, Эстония воспитывают в нас сознание того, что бывает с самыми крепкими друзьями, когда ими начинают управлять западные гопники…На этом фоне - свои, даже враги, сто крат милее и ближе чужих, хоть и друзей.
Давно замечено: если хотите человеку понравиться, почаще называйте его по имени, чем расположите к дружбе и симпатии. Присвоение имени — особое священнодействие, без которого рожденный в мир человек как бы не существует.
Сам акт дачи человеку имени понимался и понимается по сей день как «вложение имени» в существо, это явствует из этимологии слова имя.
https://www.phantastike.com/dic/etimologicheskiy_slovar_12/zip/
Индоевропейское «en-men, ano-men» согласно «Этимологическому словарю славянских языков» (см. том 8, с. 227228), означает «то, что внутри человека», его суть. Имени у русских придавалось огромное значение. "По имени - и житие", – так говорят у нас. Имя влияло на судьбу новорожденного, определяло его характер, становилось его сущностью.
Таким образом, еще задолго до научных исследований о силе, скрытой в имени человека, знали наши предки. Они считали, что имя является кодом, который влияет на судьбу: может принести счастье, а может и разрушить жизнь...Наши предки называли детей «своими» именами. Считалось, если человека называют именем другого рода-племени, соответственно, он начинает выпадать из своей самобытности.
Именно поэтому, когда русичей крестили, пошли в ход не русские имена. "Крестители" действовали по принципу капитана Врунгеля : "Как яхту назовёшь - так и она поплывёт!"
Русский человек от рождения прозывался именем, данным родителями. Из древности до нас дошли княжеские языческие имена Святослав, Святополк, Борислав и Вячеслав, Владимир и Ярослав.
Корень свят-означал здесь сверхчеловеческую, божественную силу: у Святослава — это сила его славы, у Святополка — сила его воинственности. Называли высокородные славяне-язычники своих детей именами с корнем слав-, обозначавшем высшую хвалу их божественному избранничеству.
Имя Ярослав означало ярую, как солнце, славу, у Вячеслава слава должна была быть вящей — то есть самой большой среди всех, Борислав, нынешний Борис, по сути своего имени должен был бороться за свое божественное избранничество. А вот языческое имя Владимир в древности звучало как Володимер, означало буквально «имеющий власть».
Дошли до нас и языческие имена людей именитых, княжеских посадников и воевод — Добрыня, Горыня, Путята, Вышата. В них тоже вложен сущностный смысл: Добрыня — человек добротный, Горыня — могучий, как гора, Путята — путевый, правильный, а Вышата — стремящийся к высокому в жизни, к власти и силе.
Народ попроще не мудрствовал в прозывании своих детей. Ребятишек именовали по счету — Третьяк, Шестак, прятали от сглаза и колдовства, наделяя младенцев странными именами Ненаш, Неждан, Невзор, чтобы не завидовали злые люди и не пожелали им чего плохого. Именовали ребенка и по той поре, когда он родился — Вешняк, Зима, Осеня.
После Крещения Руси все коренным образом изменилось. Каждому русскому человеку помимо традиционного славянского прозвища давалось имя святого, в честь которого он был крещен.
Имена крестные были чаще всего неславянского происхождения: греческие (Георгий, Татьяна), древнееврейские (Иоанн, Мария), латинские (Роман, Валентина). И маленький русич жил с двумя именами — семейным и крестным.
Крестные имена быстро обрусели. Георгий стал Егором и Юрием, Евдокия — Авдотьей, Михаил —Михайлой, Даниил — Данилой, Евсевий — Овсеем, Иоаникий — Аникеем, Анастасия — Настасьей, Елена — Оленой…
Имя означало судьбу человека по благочестивому примеру его святого покровителя. Так что постепенно древние славянские имена отошли в небытие, сохранившись лишь в прозвищах, которые мы сегодня находим в фамилиях: Ненашев, Невзоров, Нежданов, Третьяков, Шестаков, Вешняков, Зимин, Есенин.
Сложная структура русского имени, которое ныне состоит из имени, отчества и фамилии, сложилась не вдруг и отразила особые отношения русского народа к своим именам. Посмотрите, как пренебрежительно обращаются со своими именами западные народы.
Прежде они величаво брали себе по нескольку христианских имен Анна-Мария-Тереза, Жан-Пьер-Густав. А ныне обходятся коротким, вроде собачьей клички — Эн, Джон, Пол, Алан, Ник.
У нас же все не так. Русские постепенно, из века в век, наращивали свои имена. Сначала у нас долго бытовало одно лишь имя, потом имя с отчеством и прозвищем для бояр и князей, потом имя с отчеством или с прозвищем для всякого, а затем вместо прозвища каждый человек приобретал фамилию к имени-отчеству.
И каждый русский человек, простой и высокопоставленный, бедный и богатый, умный и не очень, сегодня именуется обстоятельно и величаво по фамилии, имени, отчеству, неся свою суть в личном имени, память о своем отце в отчестве и почет своего рода в фамилии.
Для чего нужна наша сложная структура русского имени? Обходятся же западноевропейцы без отчеств, и неплохо себя чувствуют.
Но об этом читайте в следующей публикации…
Последние откомментированные темы: