Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
4303 участника
Администратор Людмила 59

Важные темы:

Модератор -Олег-

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

"СТУЧАТЬ" ИЛИ НЕ СТУЧАТЬ Ч. 18

"СТУЧАТЬ" ИЛИ НЕ СТУЧАТЬ Ч. 18 Danila сегодня в 11:24 9 0.5     идеологии история литература язык | А А А |

Принято считать, что русское мировоззрение, русские устои жизни, наша национальная картина мира сложились лишь с принятием Русью христианства в 988 году, когда князь Владимир ч отринул заветы дедов наших и круто свернул с языческой тропы на торную дорогу мировой христианской цивилизации.

Что всегда удивляло историков и богословов в летописной легенде о Крещении Руси, — талегкость, с какой вчерашние славяне-язычники восприняли новое учение. О восстаниях против христианских миссионеров, о расправах над монахами и священством бунтующего языческого люда упоминания в источниках крайне редки.

В течение всего одного столетия, начиная с 988 года, на Руси учредили несколько епархий, построили множество храмов, основали ряд монастырей, создали книгописные школы и мастерские в Киеве, Новгороде и Ростове.

В чем кроется причина столь безоглядного отказа от отеческой традиции сильного, упорного в достижении своих целей народа? Рискну утверждать, что никто не навязывал нашим предкам тогда, в 988 году, коренного отрицания языческой традиции. Напротив, при выборе Веры русичи восприняли именно ту религию, которая показалась им созвучной с картиной мира, выработанной в языческой древности их праотцами.

Основу всякой религии составляют миросозерцание, нравственные нормы, комплекс обрядов и священнодействий, называемый культом, и, главное, объект поклонения — Бог и божественные силы или сонмище богов.

При изучении русского христианства открывается, что многие его ключевые понятия во всех сферах религиозного познания ведут свое происхождение из славянского язычества, где они формировались на протяжении тысяч лет.

Религиозное миросозерцание включает в себя познание сверхъестественного, духовного мира и способов взаимодействия с ним человека. Ключевыми понятиями такого рода в русском христианстве являются Бог, душа, святость, чудо, рай, воскресение, крест, молитва. Но эти слова пришли в христианство из языческой древности, и реконструкция их исконных значений является по сутивоскрешением мировоззрения славян-язычников.

Религиозные представления славян в дохристианское время реконструировать сложно, поскольку достоверных письменных источников славянского язычества не сохранилось. Единственно исторически значимые факты можно извлечь лишь из русского языка и старинных сказок, примет, поверий, удерживающих дремучую древность. К ним мы и обратимся.

Например, все считают русских душевными людьми. Откуда она берется у нас – душевность?Проследим её истоки…

Душа человеческая — первое, что заставляло и заставляет всякого человека задуматься об инобытии, о мире сверхъестественном, не поддающемся осязанию и не доступном зрению.

Наш предок - древний славянин представлял душу в облике ветра,

огня https://proto-slavic.ru/slavonic-myths/holy-fire.htm

и птицы https://ik-ptz.ru/dictations-on-the-russian-language--grade-4/pticy-v-slavyanskoi-mifologii-gamayun-sirin-i-t-d-pticy-solnechnogo.html.

Само слово душа происходит от глагола «дуть», и это сближает ее с образом ветра, особенно при расставании: человек мог «из-дох-нуть», «за-дох-нуться», «испустить дух», его могли «за-душ-ить». О возвращении к жизни говорили в старину: «от-дох-нул», «от-дыш-ался».

Душа в славянских воззрениях сближалась также с огнем, поскольку она, пребывая в человеке, давала телу внутреннюю теплоту и жизнь.

А когда умирал человек, то становился холоден и неподвижен, так как прекращало пылать внутреннее пламя души. И древнее выражение «погасла жизнь» говорит нам, что душа в образе горящего в человеке огня — исконно русское представление.

Во многих наших приметах течение жизни сравнивается с горением свечи. Даже в православных христианских храмах многие невольно следят за горением поставленной ими свечи, боясь, что она погаснет, не догорев, видя в том примету скорого ухода из жизни. Вспомните своё чувство, когда поставленная и зажжённая вами свеча вдруг гасла от сквозняка!

Слово «гасить» издревле употребляется в значении «убивать, истреблять», слово «гаснуть» — в значении «истощаться», «худеть», «клониться к смерти».

Или вот еще одна языковая цепочка смыслов: «потухнуть» — говорят обычно о свече, огне, а «протухнуть, затухнуть» — о падали, о мертвом, бездушном теле.

Унаследованное от предков выражение «душа отлетела в иной мир», представляет собой понятие души«как птицы». Душа виделась языку птицей не только потому, что казалась людям стремительно летящей, способной покинуть тело и вернуться в него, как птица в гнездо.

Славное в древних представлениях о душе-птице то, что, оставив свою телесную оболочку, душа принимала новую форму и попадала в иной мир. Подобное преображение в живой природе происходит только с птицей, и это удивляло и восхищало древнего человека, заставляя его задуматься о преображениях души.

Птица, рождаемая вначале в виде яйца, вылупливается из него птенцом, как бы рождаясь вторично. Русские загадки донесли до нас подобное сближение: «Дважды родится, а раз помирает». В отгадках — и птица, и душа.

О душе-птице до сих пор свидетельствуют сохранившиеся в русском христианском быту языческие обряды, основанные на убеждении древних славян, что душа умершего после разлуки своей с телом дошести недель (в православном христианстве — до сорокового дня) остается в этом мире.

https://www.culture.ru/materials/142700/pokhoronnye-obryady-na-rusi

Родственники и по сей день оставляют для души умершего на окне или на столе чашку со святой водой и вешают полотенце, чтобы покинувшая тело душа омылась, отерлась полотенцем и предстала пред Богом чистой.

В поминальные дни для души до сих пор ставят на стол рюмку с водкой, покрывая ее хлебом, — этим заменили с течением времени поминальный блин и чашку воды, предназначенные умершей душе перед ее «полетом» в дальний путь.

Именно представлением о душе-птице объясняется обрядовое значение яиц, известное не только христианству, но и всем языческим народам древности. Яйцо служило язычникам-славянам знаком возрождения к новой жизни, скрытой в его зародыше.

Как у индусов до сих пор празднование возрождения природы, именуемое Холи, сопровождается приготовлением крашенных красной краской яиц, так и в нашей христианской обрядности сохранилась славянская языческая традиция на Пасху и на Радоницу.

https://novate.ru/blogs/240423/66168/

В этот день поминовения усопших, ходить с крашеными яйцами мы идем на могилки своих родственников-предков «христосоваться с покойными родителями», а потом оставлять на могилах яйца или зарывать их в землю.

Так что славянин-язычник разделял свою природу на духовную и телесную, имел четкое, укорененное в языке и поверьях понятие о душе, которое укрепило и развило православие.

При этом русский язык свидетельствует, что душа для нас искони составляла большую и главную часть нашего естества. Это видно в выражениях, которыми мы описываем самих себя.

Русские называли душой всякого человека в казенном, государственном смысле: это и крепостной в царской России, где помещики владели «душами», и любой человек, платящий подати государству, так называемый «подушный налог», расчет бюджетных средств до сих пор идет в России «на душу населения».

Детей в семьях считали на души, так и говорили: «десять душ — детей», едоков и работников на селе тоже числили по душам. Но не это самое главное в русской любви к слову душа. Вся человеческая жизнь по-русски — это жизнь души.

Мы ведь этим словом можем описать все, что способны пережить: радостно или муторно бывает именно «на душе», дело может быть «не по душе» или «по душе». Душа частенько к чему-то «не лежит».

А еще «душа не принимает», «душа меру знает», от страха «душа в пятки уходит», делают что-либо «от всей души», «с дорогой душой» и «за милую душу», а бывает, что с «души воротит или прет».

Душа у русского человека часто «нараспашку», иногда «душа болит», частенько «душа просит», «душа надрывается», порой «душа не на месте», подчас человек берет «на душу грех», случается, что он «отводит душу». И это еще не все.

Мы, русские, общаясь друг с другом, с точки зрения нашего языка, соприкасаемся именно душами: русские живут «душа в душу», говорят «по душам», стоят «над душой», влезают кому-нибудь «в душу», тянут «за душу», «души не чают», беду «душою чуют».

В русском должно быть очень много души, отчего, по его представлениям, великодушный человек — непременно хорош, а малодушный — безоговорочно плох.

С тела облетела жизни позолота:
Пышные одежды, молодость, краса.
И осталась - сущность, что душою кто-то
Обозвал. И голой взмыла в небеса.

Этот был при жизни важным и красивым.
Обожал он деньги, власти мишуру.
А душонка вышла жалкою и сирой.
Словно лист осины, бьется на ветру.

Этот был калекой в инвалидном кресле,
Но, не унывая, он слагал стихи.
О любви и счастье пел при жизни песни
И ему простились все его грехи.

Он теперь - красивый, молодой и сильный.
Светится, сияет чистая душа.
Гордой птицей белой вьется в небе синем,
Обретя бессмертье, стала хороша.

Не ищите, люди, славы и богатства!
Ценности иные в вышнем свете том:
Доброта и щедрость, чистота и братство
Отразятся в душах вечной красотой.

Любовь Панасюк, город Чита,

Душа — добрая или низкая, широкая или подлая. Правда, она тогда не душа, а душонка, — определяет в русском человеке все его существо.

И это представление, безусловно, имеет дохристианские, языческие истоки. Но христианство впервые заговорило с русским человеком о спасении его души. Оно пообещало ему сохранить, благодаря Вере в Бога, то, что русский любит в себе и в других больше всего на свете — бессмертную человеческую душу.

Вот что навек покорило нас в христианстве, вот что делает русское православное христианство особенно теплым и радостным, потому что оно отвечает глубинным народным представлениям о смысле жизни.

 

И до сих пор для нас высшая похвала — «душевный человек». А бездушие для нас равно бесчеловечности. Ведь именно душа является средоточием человеческой совести, она чувствует добро и зло, она проникает в хорошее и плохое.

Изъятие душевности из русского человека является ампутацией его совести, и что прискорбно, эту хирургическую операцию пытаются проводить ныне с нашими душами.

Насколько успешно можно удалить у русского народа совесть, да так чтобы не осталось ни корешка, ни дольки, ни крохотного обрубка, который бы все равно кровоточил и болел, радовался и тревожился?

Об этом мы порассуждаем в следующей публикации…


10.02.2024
Пожаловаться Просмотров: 112  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены