Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
4303 участника
Администратор Людмила 59

Важные темы:

Модератор -Олег-

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

СТУЧАТЬ" ИЛИ НЕ СТУЧАТЬ Ч.19. СОВЕСТЬ КАК ВРОЖДЕННОЕ ЧУВСТВО РУССКОГО

СТУЧАТЬ" ИЛИ НЕ СТУЧАТЬ Ч.19. СОВЕСТЬ КАК ВРОЖДЕННОЕ ЧУВСТВО РУССКОГО Danila вчера в 21:07 18 0.5     идеологии мировоззрение социум | А А А |

Можем ли мы считать, что одно лишь православие принесло славянам, и прежде всего русским, тенравственные устои, на которых поныне держимся? Наш язык во всей его истории свидетельствует о том, что в русском православии уникальное соединение нравственных понятий язычества с нормами христианской морали. Мерилом добра и зла в русском понимании является совесть.

Владимир Даль так определяет это понятие: «Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке. внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла, невольная любовь к добру и истине, прирожденная правда.».

Нас должно особенно заинтресовать выражение Даля – «прирождённая правда». Почему? Да потому, что в ней хранится свидетельство того, что славянам было присуще «совестное чувство» еще в дохристианскую эпоху, когда они почитали Перуна и других славянских богов...

В первых славянских переводах греческих христианских книг авторы называли осознанием или пониманием хорошего ли плохого поступка, доброго или злого помысла то, что славяне изначально именовали совестью, которая у нас в языке вовсе не означает интеллектуальной работы, производимой рассудком, как у греков.

https://slovar.cc/rus/dal/576039.html

Поэтому «Славянская Совесть» — категория не ума, а чувства, что и выразил Даль, назвав её «прирожденной правдой». именно поэтому В.И. Даль называет ее «прирожденной правдой». И ещё понятию «совесть» он придал значение «невольной любви» к правде. Настолько невольной, что совесть имеет власть над человеком.

Она, по слову русского языка, отражающему архетипы нашего мышления, способна заставить страдать человека. Совесть спать не дает, мучает, снедает, томит, грызет и даже может убить человека, ведь по русской поговорке «злая совесть хуже палача».

Само слово «съвесть» содержит два древних корня: корень «съ» - восходит к понятию «свой» и исконно означает «родной, врожденный, данный от Бога», а слово «весть» — это глагол, выражающий высшее, божественное ведение в отличие от глагола «знать», который обозначал познание внешнего, зримого мира.

Так что древнерусское языческое слово «съвесть» свидетельствовало о врожденном ведении добра и зла, данном человеку свыше. Сравните, как православная формула передает понятие совести: «глаз Божий в душе человеческой».

Совесть, с языческих времен данная славянину его языком, и в православии оказалась идеальным русским мерилом добра и зла. Православным проповедникам не надо было ни переписывать, ни перетолковывать нравственные законы славянской языческой традиции. Православие легко соединилось с исконной славянской психологией.

В отличие от греческого «sineidesis» и латинского «conscientia», которые буквально означали«внутреннее знание», работу рассудка, русская совесть никогда не определялась умственной деятельностью.

Традиционно считается, что картина «На миру» представляет конфликт, вспыхнувший в крестьянской общине из-за передела земли. И этот спор затронул не только имущественные права бедняка, того самого, что готов разрыдаться, но и чувство справедливости. Ему явно обидно, что всё решится в пользу его обидчика, бороться с которым нет сил. А у раздувшегос от спеси богача абсолютно отсутствует совесть...

Совесть воспринималась русским человеком как нечто цельное, как самостоятельный, и притом главный орган души, наделенный чувством доброго и злого. По-русски следует поступать и жить только по совести, сообразуясь с ней, как с индикатором добра и зла.

По-русски делать дело, значит на совесть, значит, самым наилучшим образом. Преступление, грех, подлость ложатся на совесть русского человека тяжким грузом, давят, как камень, истерзанную грудь. Русский человек всегда «знает совесть» — и доныне жив и действует упрек: «совесть надо знать!».

Самым что ни на есть обидным укором звучит «совести у тебя нет!». Самым жестким и позорным приговором впечатывается в человека брошенное ему в лицо обвинение «бессовестный!».

По-русски допускается даже брать на свою совесть чужую вину, желая спасти человека, разделять его ответственность перед Богом. Каждому русскому наперед известно, что ему с совестью не разминуться.

«Совестливость» подразумевает непременную искренность. Это слово происходит от понятия искренний, то есть ближний, родной, а потому прямой и честный. Именно «совестливость и искренность» положили начало нашему обычаю улыбаться только тому, что радует душу, в отличие от американцев, которые распространяют «белозубую улыбку» налево и направо, чтобы продемонстрировать, что у них все блестяще, все о'кей, что они процветают и преуспевают.

Искренне улыбаться русские люди способны только по зову души, им совесть не позволяет щериться напоказ. Всякому русскому, вздумавшему перенять фальшивую американскую привычку улыбаться, достается от своих: «Чего лыбишься, зубы жмут?».

Вот и получается, что от нашей редкой искренней улыбчивости мы кажемся тем же американцам мрачными, хмурыми, вечно недовольными, неудачниками, а они нам представляются жизнерадостными идиотами, лицемерными притворщиками.

Русскому человеку совесть не позволяет многое. Разумеется, помимо запрещенных православными заповедями — убийства, прелюбодеяния, лжесвидетельства — совесть не позволяет русскому человеку врать, то есть говорить неправду ради собственных выгод.

И еще совесть не позволяет обманывать, обещать несбыточное ради собственной выгоды и, наконец, впрямую - совесть запрещает воровать, присваивать чужое, самовозноситься, непотребствовать, насмехаться.

Русский, нарушив эти Заповеди, неизменно чувствует невольные, его уму не подвластные, угрызения совести! И еще важно: совесть не позволяет русским выгадывать! И даже поговорка-предостережение существует на этот счет: «Не хочешь прогадать, не выгадывай». Получать выгоду, прибыток путем обкрадывания других - нашей совестью запрещено.

Множество русских людей, что христиан, что язычников, поддались ныне соблазнам выгоды, оказались бессовестными, утратив долю русскости, когда сожгли, заглушили в себе совесть, заменив ее жаждой наживы. Легко ли им это далось? Попробуйте пожить без легких — задохнетесь, вам будет нечем дышать.

Попытайтесь просуществовать без глаз, затоскуете — вам так захочется взглянуть на мир. А совесть — это наши русские легкие, это наше русское зрение, ибо мы по-русски благостно существуем и легко дышим благодаря чистой совести, мы по-русски созерцаем мир именно совестными глазами.

Великое горе видеть, как слепнут без глаз совести наши соотечественники, как задыхаются без дыхания совести наши единокровные братья-малоросы, но они сделали свой выбор, а мы — свой.

Совесть и бессовестность разделили нас, развели по сторонам добра и зла, причем разделили независимо от Веры, ибо бывает и так, что совесть христианская, а душа цыганская. Кто это сделал и продолжает это делать – всем известно…

Напомню, что у греков и латинян издревле не было славянского понятия «совесть», у греков и римлян было «внутреннее знание», которое по-славянски очень точно передавалось словом «сознание», и это различие между западной картиной мира и русской продолжало развиваться в Средневековье и в новейшие времена.

Русская совесть по сей день не имеет параллелей в западноевропейских языках. Чрезвычайно трудно объяснять англичанам, французам, немцам, что такое «совесть», ибо в этих языках вообще отсутствует подобное понятие.

У западноевропейца ключевым для самооценки словом является «honor», то есть «честь». Честь и бесчестие — суть внешнее мерило человеческих деяний, они произрастают из рассудочного «сознания», которое только и интересовало греко-римскую и западноевропейскую культуру.

Для русского же человека честь была не слишком в чести. Русские дворяне XVIII и XIX веков, воспитанные на европейский манер, вскормленные французской и английской литературой, наученные французскому и английскому языкам, еще могли заботиться более о чести, чем о совести, но коренной, природный русский человек жил, сверяясь с совестью, а не с честью. И живет так до ныне.

Это глубинное различие между русским и западными народами породило множество других расхождений в нашей национальной психологии и наших нравственных законах. Многих русских удивляет врожденное корыстолюбие и стремление к наживе у современных немцев, англичан, французов, итальянцев, а их, в свою очередь, потрясает неразумная щедрость, порой даже безумное бескорыстие русских, и в нищете готовых снять с себя последнюю рубаху и поделиться последним куском.

Очевидно, что дело в коренном расхождении взгляда на существо жизни у западных народов и у русского. Западноевропейцу престижность богатства и наживы необходима для возвеличивания его чести, ибо деньги обеспечивали внешние атрибуты чести — уважение окружающих и власть.

Поэтому европейская знать охотно предавалась поклонению золотым кумирам роскоши и денег. А вот с русским понятием совести богатство часто входило в противоречие, ибо деньги далеко не всегда приходят праведным путем.

И даже наше русское слово честный, вроде бы происходящее от понятия честь, теснейшим образом связано именно с совестью, ибо честный, с точки зрения русского человека, и это твердят нам все русские словари, есть добросовестный человек, поступающий по совести!

Для русского богатство никогда не было самоцелью, ибо честью он сильно не дорожил, а совесть богатство отягощало. Вот отчего русские поговорки не хвалят богатства, заменяя его понятием достаток, вписывая в законы русской жизни правила: «Богатым быть трудно, а сытым не мудрено», «Будь деньги за богачом, оставался бы хлеб за нами», «Богатый совести не купит, а свою погубит».

Вот почему русские так легко расставались с богатством, ведь на этом жизнь не кончалась, а совести дышалось легче: «Есть деньги, так в свайку, нет денег, так в схиму». Служение деньгам у нас, русских, всегда осуждалось: «Не деньги нас, а мы их нажили», «Лишние деньги — лишняя забота». Трата денег не считалась у нас зазорной, ведь «ста рублей нету, а рубль не деньги», горевать о финансовых потерях у русских вообще не принято: «Деньги не голова, наживное дело».

Русской «нескаредностью», щедростью, легкостью расставания с деньгами корыстно использовали другие, рядом живущие с нами народы.

Вспомним «лавры» перестройки, затеянные богоизбранными, когда произошло Ограбление страны, сравнимое разве что с гитлеровской оккупацией начала сроковых годов прошлого века.

Разве можно забыть мошенническую ваучерную Чубайса? Обесценивание рубля и акций,гайдаровское обнуление банковских счетов, дефолт 1998 года, нищенские пенсии и зарплаты, несоразмерные затраченному труду?

Все эти спецоперации по изъятию у населения денежных средств остались безнаказанными в том числе благодаря врожденному бескорыстию русских, их неспособности отвоевывать деньги, отсуживать украденное, бунтовать из-за похищенного у них богатства.

Короче - там, где немец или француз будет кропотливо и методично засыпать суды исками о возвращении нажитого, русский брезгливо отмахнется от суеты: «деньги не голова, дело наживное».

Во Франции и Бельгии, в Германии и Великобритании многотысячные толпы выходят на улицы протестовать против повышения платы за обучение и проезд, бунтуют против урезания заработной платы, требуют справедливых расценок за произведенную продукцию.

Для нашего человека это несущественный, ничтожный повод для бунта, мы, живущие по сравнению с европейцами в голимой нищете, снисходительно называем такое поведение крохоборством и скаредностью. Об этом различии точно свидетельствуют данные социологических опросов в Европе и России.

В рамках исследования «Евробарометр: бедность и социальная эксклюзия» задавался вопрос: есть ли в вашей местности люди, оказавшиеся в состоянии бедности? В целом по Европе 34 процента респондентов ответили, что таких людей у них нет. Наилучшие показатели были в Дании и Люксембурге — 55 и 54 процента.

В России же этот показатель был 4 процента! Но русские, крайняя бедность и нищета среди которых составляла по данным Института социологии РАН за 2010–2011 годы 59 процентов (Российское общество как оно есть. М., 2011 г.), не выходят на улицы и площади во имя живота, даже если он на грани жизни и смерти. https://social.ranepa.ru/tsentry-i-instituty/tsentr-sotsiologicheskikh-issledovanij/issledovaniya/1-evrobarometr-v-rossii-vse-materialy-issledovanij

https://ppt-online.org/364743

Русские видят протест иначе, полагают, что выйти на улицы и площади стоит только тогда, когда кого-то надо защитить, заступиться, если оскорбляют русские чувства и святыни, если нарушена справедливость, а выпрашивать у правительства гроши на пропитание — низкое занятие для высокой русской души.

Именно поэтому у нас до сих пор нет массовых маршей пустых кастрюль, немногочисленны митинги протеста обманутых вкладчиков, дольщиков, участников финансовых пирамид. Русские могут выйти на улицы, оскорбленные поруганной справедливостью, но такое чувство надо в себе осознать, накопить великую меру гнева, услышать в душе музыку бунта, и почувствовать, как она звенит в миллионах родных русских душ.

Русский народ никогда не бунтовал ради своего живота и благополучия, и причиной этого является врожденная любовь к правде, именуемая совестью, с которой плохо сопрягаются понятия богатства и наживы.

 

Этим множество раз пользовались наши властители, не понимая, чтоотложенный в дальний ящик народный гнев ограбленного и поруганного народа накапливаются в русской душе подобно вулканической лаве, ищущей трещины или скважины, чтобы сжечь всех обидчиков разом, но уже не за копейку или краюшку хлеба, а за поруганную справедливость — величайшую святыню русского народа.

Русская совесть, как чувство высшей правды зародившаяся в нас с языческих времен, камертоном звеневшая в наших душах во времена православного тысячелетия, упорно сохранявшаяся в сердцах в век богоборчества, жива в нас до сих пор. Ее носители в России расцениваются как национальное достояние всеми, кто хоть в малости хранит в себе русское чувство.

Мы жаждем видеть совесть в искренних писателях, в верующих священниках, в непродавшихся политиках. И свято верим, что рано или поздно в России будет совестливая власть. А во что мы верим свято, того обязательно добиваемся.

Нам, русским, как никогда важно, необходимо растить наших детей в духе преданности к своей родной стране. Наши русские дети должны горячо и преданно любить свою нацию, осознанно гордиться своими предками. ОНИ ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ, что не только праздники и победы на пути нации, но и тяжкие испытания, как ныне, преодолеть которые можно лишь опираясь на мощь и крепость национального духа.

Но для того, чтобы любить свою нацию, оправданно гордиться ею, нужно сопережить ее многовековой тернистый путь, путь блестящих побед и горьких поражений, — для этого нужно знать свою нацию, и эти знания в первую очередь должна давать школа.

О роли школы в воспитании нации поговорим в следующей публикации…


21.02.2024
Пожаловаться Просмотров: 132  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены