Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
4303 участника
Администратор Людмила 59

Важные темы:

Модератор -Олег-

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Велесова Книга в формате аудиокниги

Велесова Книга в формате аудиокниги (текст И.И. Кобзева)

 
Велесова Книга в формате аудиокниги (текст И.И. Кобзева)

Кобзев И. - Где нашли "Влесову книгу"?
("В мире книг", 1984, № 3)


  В номере 10 за 1981 год и в номере 10 за 1982 год журнал "В мире книг" рассказал своим читателям о любопытной, хотя и весьма спорной находке - так называемой "Влесовой книге", древнерусской летописи на деревянных дощечках. С подробным изложением обстоятельств обнаружения рукописи можно познакомиться, прочитав названные номера журнала.

На состоявшемся в 1983 году в Киеве IX Международном съезде славистов в числе многих прочих проблем изучения Древней Руси, опять возникал вопрос и о "Влесовой книге". Ибо именно один из предшествующих съездов, V-й, проходивший в Болгарии в 1963 году, вызвал широкую волну интереса к этой рукописи. В его отчетах были опубликованы материалы, связанные с этой темой (сборник "Славянская филология" т.VI, София, 1963 год).

На последнем съезде однозначного отношения к "Влесовой книге" не выработано. Интересно отметить такой факт: в центре внимания Международного съезда оказалась работа доктора исторических наук С.А.Высоцкого, расшифровавшего многие надписи (граффити) на стенах храма киевской "Святой Софии". Мы задали С.А.Высоцкому вопрос об отношении к "Влесовой книге". Ученый ответил, что он считает "Влесову книгу" очень интересным литературным памятником и не может согласиться с утверждениями, будто это "подделка", потому что прямых элементов любой известной подделки - многочисленных "ъ" и "ь", создававших "впечатление искусственной древности" как раз нет во "Влесовой книге". Это наблюдение крупнейшего специалиста в области древней славянской текстологии немаловажно. Оно призывает нас еще и еще раз внимательно присмотреться ко всем сторонам возникшей проблемы.

Не менее существенным представляется и то единодушное мнение, к которому пришли участники заседания Комиссии по охране памятников истории и культуры при Московской писательской организации, обсуждавшие "Влесову книгу". Все они сошлись в одном: независимо от окончательного вывода - подлинная ли эта рукопись или сочинение на историческую тему, принадлежащее перу автора, жившего позднее IX века, - произведение это безусловно интересно и должно быть опубликовано.

Обнаружились новые факты, проливающие свет на загадочную судьбу "Влесовой книги", в частности, связанные с судьбой Задонских - владельцев имения в селе Великий Бурлук, где в 1919 году офицер белой армии Изенбек подобрал деревянные дощечки... Чтобы более подробно изучить семейство Задонских, мы разыскали в Исторической библиотеке Москвы изданный в Харькове в 1907 году обширный труд Е.В.Задонской - "Быль XIX столетия". Из книги выяснилось, что первыми хозяевами в Великом Бурлуке были знаменитые защитники южных границ Руси Донцы-Захаржевские, строители укрепленных зон и сооружений на пути набегов ханских и османских орд. Автор книги подробно рассказывает о широких культурных интересах своих предков, которые "неутомимо содействовали... просвещению края". Она сообщает о высокой образованности прадеда своего Якова Михайловича Донец-Захаржевского, о том как "много имел книг" родной ее дед. "Помню как теперь, - пишет Е.В.Задонская, домик в саду, где он (дед) проводил лето под вековыми деревьями: помню как сидел он на балкончике, читая огромные книги в кожаном переплете". Отец Е.В.Задонской "воспитывался в Царскосельском лицее". Рассказывая об отце, она далее пишет: "... в кабинете отца - несколько полок с огромными фолиантами "Домашних лечебников". Бухана и других знаменитых медиков, фармакопей с рецептами и прочее. По этим книгам мои родители и лечили всех соседних крестьян. Из воспоминаний Е.В.Задонской нетрудно составить представление о наличии в богатом помещичьем доме действительно очень ценного собрания древних книг, среди которых, возможно, имелись и рукописные памятники.

Вопрос о Задонских как о предположительных владельцах "Влесовой книги" не раз обсуждался на заседаниях Комиссии по охране памятников истории и культуры при Московской писательской организации. Заинтересовался проблемами "Влесовой книги" и Московский общественный музей "Слова о полку Игореве". Один из заочных активистов музея, учитель из Первомайского района Харьковской области М.Г.Моспан, прочитав статью о деревянной летописи в журнале "В мире книг", побывал в поселке Великий Бурлук и прислал нам фотографии поныне сохранившегося дома, принадлежавшего некогда Донец-Захаржевским и Задонским. Он же прислал нам вырезку из районной газеты Велико-Бурлукского района "Радяньский патриот" со статьей Ю.Паровайя "Сковорода в Великом Бурлуке". Именно эта статья заставила нас обратить внимание на то немаловажное обстоятельство, что очень часто гостем владельцев здешнего имения был великий украинский философ Григорий Сковорода.

В 70-х и 90-х годах XVIII века философ подолгу живет и трудится здесь. Очевидно, немалое подспорье находит он для своих трудов в богатейшем книжном собрании Донец-Захаржевских. Естественно встает при этом вопрос: а имел ли при этом философ доступ к древнерусской летописи "Влесовой книге", если она и в самом деле принадлежала владельцам Великого Бурлука? Прямая ссылка философа на деревянную рукопись, понятно, сделала бы всю проблему предельно ясной. Однако ознакомившись с содержанием двух томов собрания сочинений Г.Сковороды (М: "Мысль", 1973) прямого указания на наличие древнерусской летописи в Великом Бурлуке мы, к сожалению, не находим. Зато косвенных доказательств возможного знакомства философа с загадочной рукописью более чем достаточно...

Главным смыслом, главным идейным содержанием дошедших до нас текстов "Влесовой книги" можно назвать тему отстаивания древней языческой идеологии славянства в борьбе с наступающим христианским вероучением. Написанная, по некоторым предположениям, в середине IX века, "Влесова книга" всячески восхваляет приверженность к вере предков, славит древнерусских небесных властителей: Сварога, Перуна, Дажбога, Яря (Ярилу). Любопытно на этом фоне присмотреться к тому, как ревностно отстаивает право на существование языческого мировоззрения философ Сковорода. В философском трактате "Разговор, называемый алфавит или букварь мира" Сковорода энергично защищает правомерность и истинность многих воззрений на природу, сложившихся древние, дохристианские века. "Баснословные древних мудрецов книги есть то самое предревнее богословие", - утверждает автор, "Природа превосходит науку", - продолжает он. Сковорода приближается в своих выводах к материалистическому пантеизму, столь близкому сердцу славян-язычников. "Не все и язычники тьма", - говорит он. Как и древнерусская летопись, славящая жизнь без войн, когда всем странам "мир грядет", философ в мире и дружбе видит "основание, союз и венец обществу". Как и "Влесова книга", призывающая каждой своей строкой чтить память предков, хранить заветы пращуров, Сковорода внушает своим последователям: "Родители суть наши лучшие учителя". Обращает на себя внимание похожесть лексики в сравниваемых произведениях; родствен образный строй, совпадают речевые обороты."Языческие кумирницы или капища суть те же храмы", - многократно повторяет мудрый философ. Подобно солцепоклоннику ранних веков человечества призывает он "поздравлять восходящее солнце", говорит о силе Перуна, и заключает: "Чистое небо не боится грома и молнии".

В одной из дощечек "Влесовой книги" повествуется об отвращении, которое вызвал в кийском славянском племени страшный обычай диких ягов: поедать сраженных мечом людей. Картину, совпадающую с этим эпизодом из древней летописи, рисует Сковорода в своей дневниковой записи под названием "Сон". Творчество Сковороды светло и жизнелюбиво. "Жизнь есть плодоносное дерево, от доброго солнечного зерна рождающееся", - пишет он. Как истинный язычник, верит он в благотворную силу трав и других растений. В письмах из Великого Бурлука обращается он к приятелю с просьбой прислать "пучок тысячелистника или чертополоха", чтобы настоять на забродившем напитке сикере. Эта деталь так же поразительно совпадает с приготовлением известной нам по "Влесовой книге" "сурицы".

Напрашивается естественный вопрос: если держал Сковорода в руках древнерусскую летопись, то почему ни словом не обмолвился он о ней ни в статьях, ни в письмах? Возможно, причина здесь та же, что заставляла умалчивать о ней и автора книги "Быль XIX столетия" Е.В.Задонскую: антихристианское содержание "Влесовой книги"! Ведь при всей своей просвещенности и относительном свободолюбии, и сам Григорий Сковорода, и его знакомый помещик Я.М.Донец-Захаржевский, и Е.В.Задонская оставались людьми своего времени, обязанными соблюдать требования религии и церкви. "Влесова книга" - при всей ее мудрости и глубине - не могла не казаться людям прошлых веков творением "еретическим", "крамольным" и потому опасным для благополучия семьи и дома. Да и, конечно, не все понятно было бы им в этой слишком сложно написанной рукописи. Вот - весьма вероятная причина умалчивания. Под большим секретом мог решиться показать древнюю деревянную книгу ее вероятный владелец Я.М.Захаржевский, не иначе как относя свою реликвию к разряду запретного "чернокнижия". И все последующие владельцы имения, несомненно, редко рассказывали о своем уникальном достоянии. Вероятно, поэтому и не удалось доныне розыскать среди старожилов Великого Бурлука человека, который что-нибудь твердо знал бы об этом древнем памятнике. Правда, местный краевед Г.Е.Лесовой сообщает, будто бы старики видели, как помещичьи дети строили домики из каких-то ровных, хорошо оструганных дощечек. Это, конечно, не очень весомое доказательство. Но несомненно одно: если летопись действительно была здесь, следы ее пребывания все же будут найдены.

Текст на Сайте   Скачать:
http://file.qip.ru/account/dir/9JOGa_lW/sharing.html Ещё интересное:


30.04.2024
Пожаловаться Просмотров: 169  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены