Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
03 февраля 2009, вторник

Пессимизм финансовых директоров в ИТ-индустрии

37% финансовых директоров из ИТ-индустрии ожидают снижения прибылей своих компаний в 2009 году, согласно последнему исследованию BDO Seidman.

Любопытно, что в 2008 году в рамках аналогичного исследования 73% финансовых директоров предсказывали рост прибылей, и лишь 6% отмечали, что прибыли могут понизиться. По словам аналитиков BDO Seidman, это исследование в полной мере отражает меняющуюся ситуацию на рынке. Плохая новость заключается в том, что в течение последнего года дела действительно поменялись серьезным образом.

Также отметим, что компании уже реагируют на эти изменения. К примеру, за последние месяцы по крупным игрокам рынка прокатилась волна сокращений. Что же касается исследования, то 61% из опрошенных финансовых директоров ответили, что в их компаниях уже принимаются меры по реструктуризации в ответ на экономический кризис.


По кризису - "второй волной" массовых увольнений

В наступившем 2009 году мировая экономика продолжает испытывать негативное влияние финансового кризиса.

Проблемы снижения производственных издержек и повышения рентабельности человеческого капитала становятся все более актуальными для руководителей компаний. К сожалению, в этом отношении ИТ-отрасль не становится исключением.

Компании в ИТ-секторе продолжают нести огромные потери. Как результат, в январе 2009 года началась "вторая волна" увольнений ИТ-специалистов, а также снижения или "замораживания" зарплат сотрудников. Таким образом, сопротивление кризису все чаще выливается в избавление от лишнего, по мнению компаний, кадрового "балласта".

Особенностью второго этапа увольнений стало проведение сокращений в крупнейших компаниях ИТ-отрасли, которые ранее заявляли о своей способности противостоять финансовому кризису без обращения к подобным мерам. В 2009 году Borland Software стала одной из первых компаний, объявивших о сокращении штата - под угрозой увольнения оказались 15% сотрудников. Через несколько дней стало известно о сокращениях в Seagate Technology и Oracle - 10% и 2%, соответственно. Более того, в ближайшее время в Oracle будет сокращено еще 8% персонала. В это же время, стала появляться информация о возможных увольнениях в Microsoft. И вскоре слухи подтвердились: учитывая отрицательную динамику прибыли (11%) по итогам четвертого квартала 2008 года, Microsoft объявила о сокращении 1400 сотрудников корпорации. Более того, в течение ближайших полутора лет из компании будет уволено еще 3600 сотрудников. Новость о начале увольнений в Intel тоже для многих стала неожиданностью, поскольку компания в течение 2008 года демонстрировала высокий уровень деловой активности. К тому же, ее руководство сообщало о том, что Intel не только не будет сокращать штат сотрудников, но и продолжит вкладывать инвестиции в исследования и разработку новых продуктов, даже несмотря на снижение финансовых показателей. Компании AMD, Hitachi, IBM, Lenovo, Motorola, NEC и Sun Microsystems также вошли в список крупнейших ИТ-компаний, продолживших в январе массовые увольнения.

Набирающий обороты экономический кризис по-прежнему "неразборчив" в своих жертвах. Под удар попали производители электроники, компьютерной техники, разработчики ПО, причем как в развивающихся странах, так и в странах развитых. Финансовый кризис добрался даже до "виртуального" мира. В январе среди первых интернет-компаний, сообщивших о грядущих сокращениях в штате, стали Livejournal Inc. и Google. Последний, в связи со снижением пользовательской активности, повлекшей за собой сокращение доходов от рекламны, вынужден был предпринять новые сокращения и отказаться от некоторых проектов. В этот же период больше тысячи сотрудников Yahoo! потеряли работу. А на прошлой неделе стало известно, что в первом сервисе социальных новостей Digg.com тоже планируется сокращение штата.

В условиях "кризисной" экономики увольнение сотрудников, похоже, стало одной из наиболее распространенных мер для снижения дефицита бюджета компаний. Обычно масштабы сокращений варьируются в пределах от 10 и более процентов. Но ведь, как показывает практика, увольнения во имя спасения компаний не всегда являются самым эффективным шагом. Любопытно, что, оптимизируя издержки таким образом, компании лишаются ценных кадров, что, в конечном счете, может только ускорить их гибель…


Экономический кризис продолжает вносить коррективы

Из-за влияния, оказываемого экономическим кризисом на бизнес и потребителей, прогноз на ближайшие 7 лет для рынка плоских дисплеев (FPD) был скорректирован, сообщают в DisplaySearch.

Если год назад аналитики прогнозировали рост этого рынка в 2009 году до 124 млрд долларов, то теперь, по их мнению, упомянутый объем может быть достигнут лишь к 2014 году. Главная причина корректировок - снижение цен, в меньшей степени - изменения в объемах отгрузок. Из положительных моментов следует отметить, что это все приведет к более высокой конкуренции на рынке, и потребители в итоге получат больше за одну и ту же цену.

Также отметим, что доминировать на рынке плоских дисплеев будет по-прежнему технология TFT LCD: ее доля в период с 2009 по 2015 год будет находиться на уровне 88%.

Прогноз продаж на рынке FPD


Интернет-продажам кризис не страшен

Автор: Надежда Баловсяк

Несмотря на глобальный экономический кризис, который сейчас переживают все сектора экономики, онлайновая торговля остается одним из островков безопасности и надежности бизнеса. Этот сектор экономики остается успешным и прибыльным, показывая устойчивый рост. Более того, этот рост ожидается и в будущем году.

Специалисты исследовательской компании Forrester Research назвали онлайновую торговлю одной из наиболее успешных сфер экономики в будущем году. По их мнению, на протяжении всего года онлайновые продажи будут расти. На американском рынке стоит ожидать роста объема онлайновой торговли на уровне 11%. К концу года этот рынок в США достигнет 156 млрд долларов.

Однако по сравнению с минувшем годом эти прогнозы означают пусть небольшое, но все же замедление темпов роста. В прошлом году онлайновая торговля продемонстрировала 13%-ный рост по сравнению с показателями года 2007-го. В абсолютных цифрах рынок онлайновой торговли США в 2008 году составил 141 млрд долларов.

Также специалисты Forrester считают, что доля онлайновых продаж в 2009 году займет около 7% на рынке американской розничной торговли. В 2008 году этот показатель был равен 6%.

Можно определить несколько причин, из-за которых потребители будут выбирать онлайновых продавцов. В первую очередь, это желание сэкономить – в интернет-магазинах цены традиционно ниже, чем в розничной торговле. Кроме того, функция сравнения цен позволит найти самые выгодные предложения по сравнению с аналогами. Экономия в условиях кризиса станет настоящим трендом 2009 года, это и отразится на стремлении пользователей найти как можно более выгодные ценовые предложения.

Популярность онлайновой торговли была особенно заметна во время рождественских продаж, когда американцы потратили в интернет-магазинах более 700 миллионов долларов, что на 19% больше, чем в прошлом году.

Специалисты Forrester считают, что лидером рынка онлайновой торговли с точки зрения абсолютной прибыли станет интернет-магазин Amazon.


"СИТИЛИНК" - новый розничный проект MERLION

MERLIONКомпания MERLION, лидер российского рынка дистрибьюции, объявила о запуске нового розничного проекта – сети компьютерных дискаунтеров "СИТИЛИНК".

MERLION уже имеет один розничный проект - федеральная сеть компьютерных магазинов "ПОЗИТРОНИКА", который сегодня успешно развивается и недавно вышел на московский рынок. В отличие от "ПОЗИТРОНИКИ", "СИТИЛИНК" будет иметь несколько иной формат торговли и ориентирован на более продвинутую в плане компьютерных познаний аудиторию.

На сегодняшний день "СИТИЛИНК" - это полноценный розничный проект с двумя способами обслуживания: интернет-магазин, с ежедневным клиентским потоком более 300 человек, и магазин с установленными в нем электронными терминалами.

Основной целевой аудиторией нового магазина будут продвинутые пользователи, четко знающие все необходимые составляющие нужного им продукта.

Бизнес проекта "СИТИЛИНК" будет сфокусирован на работу как с физическими лицами, так и с представителями оптовых организаций рынка SMB (Small & Medium business), для которых в зале магазина оборудованы специальные комнаты для презентаций и оформления сделок.

По мнению руководства компании MERLION выбранный формат торговли (дискаунтер) будет как нельзя кстати в нынешние времена. "Задумки о создании еще одной розницы появились в самом начале 2008 года. На тот момент еще никто и не предполагал, что наступят такие времена, когда почти всем игрокам розничного компьютерного рынка придется пересматривать свой ценовой рубеж. К сожалению, в большинстве случаев это произошло в ущерб собственной прибыли. Открытие нашего дискаунтера пришлось именно на эти сложные времена. Но никаких сомнений в том, что проект будет жить и успешно развиваться у нас нет, потому что мы выбрали очень удачный коммерческий формат - дискаунтер. Благодаря чему сегодня мы готовы предложить нашим клиентам продукцию высокого качества по низким ценам", - прокомментировал генеральный директор MERLION Вячеслав Симоненко.

Продукция "СИТИЛИНКА" будет иметь цены ниже рыночных примерно на 20% . Создать такое привлекательное ценовое предложение новому магазину позволило в первую очередь наличие прямого доступа к производителям за счет принадлежности проекта к компании MERLION. Кроме того, отсутствие издержек на обслуживающий персонал и логистические процедуры. Вся продукция будет попадать от производителя прямо на склад "СИТИЛИНК" силами MERLION.

Инвестиции, заложенные в создание проекта, составляют примерно 4,5 миллионов долларов. Планируемый срок окупаемости не превысит двух лет.

В течение пяти лет MERLION планирует открытие еще нескольких дискаунтеров в российских городах-миллионниках.

Возглавил проект Сергей Коваленко.

Родился 23 сентября 1974 года. Окончил Московский физико-технический институт по специальности "Радиотехника и кибернетика". В компьютерном бизнесе с 1995 года.

За дополнительной информацией о компании, пожалуйста, обращайтесь на сайт www.merlion.ru и к PR-менеджеру MERLION Константиновой Светлане: konstantinova.s@merlion.ru.


Не до IPO

Как сообщает Bloomberg, рынок публичных размещений продемонстрировал худший старт с начала года за последнее десятилетие. Через IPO в прошлом месяце компании привлекли всего 91 млн долл. - чуть больше 1% от уровня января 2008 года. Эксперты отмечают, что январь задаст темп всему году, в условиях кризиса ситуация с привлечением капитала через продажу акций на бирже будет оставаться крайне напряженной. Незначительное улучшение возможно лишь в конце года.

В январе прошлого года, когда масштабы кризиса еще не были ясны, компании по всему миру провели IPO на рекордную для первого месяца года сумму 8,7 млрд долл. В январе же этого года в Лондоне и Нью-Йорке - двух ведущих мировых финансовых центрах - не было ни одного листинга. Сейчас к IPO прибегают малоизвестные широкой публике региональные компании. Так, крупнейшее размещение с начала года провел в Гонконге местный нефтетрейдер Strong Petrochemical Holding, продавший инвесторам акции на сумму 32,2 млн долл. Для сравнения, в январе 2008 года в рамках крупнейшего IPO месяца индийская энергокомпания Reliance Energy привлекла 2,9 млрд долл.

Уменьшение активности объясняется экономическим кризисом, а также вытекающими из него спадом и волатильностью на фондовых рынках. Согласно прогнозу МВФ, пониженному на прошлой неделе, мировая экономика продемонстрирует в этом году минимальные со времен Второй мировой войны темпы роста (0,5%). Индекс MSCI World также показал худший результат с начала года за всю свою 39-летнюю историю, опустившись в январе на 8,9%. Максимальное значение индекса волатильности VIX в январе этого года достигало отметки 55,7 пункта, что более чем вдвое выше аналогичных уровней января 2008 года.

"Можно сказать, что рынок IPO сейчас полностью заморожен, - отметил аналитик Standard & Poor-s Говард Сильверблатт. - Депрессивное состояние вызвано отсутствием доверия между экономическими агентами как на институциональном, так и на индивидуальном уровне". "Сейчас большую популярность на рынках капитала имеют сделки M&A, может быть, частные размещения, но не IPO. Рынок к этому сейчас не готов", - добавляет вице-президент по финансовым коммуникациям PBN Company Артем Довлатов.

В прошлом году, несмотря на бодрый январь, объемы привлеченных через IPO средств резко снизились - по данным Thomson Reuters, более чем на 70%, до 92 млрд долл. И хотя эксперты затрудняются дать точные прогнозы относительно первичных размещений акций, они отмечают, что январь скорее всего задаст тон всему году. По словам г-на Сильверблатта, некоторое восстановление IPO-активности в области первичных размещений капитала может произойти к концу года, но только в том случае, если госстимулирование экономик окажется эффективным и доверие начнет возвращаться на рынки.

По мнению г-на Довлатова, оживление в сфере IPO начнется только после того, как стабилизируется ситуация в экономике и на фондовых рынках. "IPO - очень серьезный процесс и самый дорогой из способов привлечения денег. Он требует длительной подготовки и понимания перспектив бизнеса и экономической среды. Листинг обычно проводится под расширение бизнеса, серьезную инвестиционную стратегию. Сейчас мало компаний, которые представляют себе свою стратегию через полгода. Общий подход сейчас - минимизировать затраты и риски, чтобы пережить нынешний тяжелый период с минимальными потерями", - подчеркнул Артем Довлатов.


Двойной наезд

Конституционность нормы Налогового кодекса (НК), позволяющей фискалам дважды проверять компании и дважды наказывать за одни и те же прегрешения, сегодня рассмотрит Конституционный суд (КС). Эксперты предполагают, что суд может защитить финансовые интересы заявителя ООО "Варм", но при этом признает конституционной оспариваемую им норму НК, поскольку эта норма не противоречит Конституции.

С жалобой в КС (имеется в распоряжении РБК daily) обратилось ООО "Варм" из Омска. В 2006 году межрайонная инспекция ФНС №2 провела проверку уплаты НДС и налога на прибыль и обязала эту строительную компанию доплатить в бюджет 4,8 млн руб. за 2004-2005 годы. Предприятие платить отказалось и подтвердило свою правоту в арбитражных судах. В 2007 году теперь уже областное управление ФНС начало повторную выездную проверку ООО "Варм". Фискалы снова приняли решение о доначислении тех самых налогов, несмотря на то что компания в арбитраже уже доказала незаконность претензий чиновников.

Частично выиграв судебную тяжбу в арбитражных судах, омские бизнесмены обратились в КС. "Вышестоящие налоговые органы, проводящие перепроверки, фактически превращаются в новую судебную инстанцию, которая возвращает уже рассмотренное дело в суд первой инстанции", - поясняет партнер компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов.

ООО "Варм" просит судей оценить конституционность ст. 89 НК, которая позволяет вышестоящей инстанции - областному налоговому управлению - проводить повторную проверку даже в том случае, если есть судебное решение, которое уже оценило результаты аналогичной проверки, но проведенной нижестоящей налоговой инспекцией. Предприниматели полагают, что норма НК нарушает гарантированное Конституцией право неприкосновенности частной собственности.

Эксперты сомневаются, что КС признает неправомерными повторные налоговые проверки, проводимые вышестоящей налоговой инстанцией. Управляющий партнер консультационного бюро "Паплинский, Фрейтак и партнеры" Николай Фрейтак предполагает, что КС скорее всего подтвердит конституционность статьи НК. "Действия вышестоящего налогового органа законны, поскольку основаны на нормах кодекса", - пояснил г-н Фрейтак.


Продажи плазменных панелей снижаются

В IV квартале 2008 года мировые поставки плазменных панелей снизились на 12% по сравнению с предыдущим годом и составили 3,8 млн шт., сообщает исследовательская компания DisplaySearch.

По сравнению же с III кварталом отгрузки снизились на 8%. В денежном исчислении рынок сократился на 21% по сравнению с прошлым годом и на 13% - по сравнению с III кварталом.

Аналитики отмечают, что во всех предшествующих кварталах 2008 года продажи плазменных панелей только увеличивались - на развивающихся рынка большим спросом пользовались телевизоры с модулями диаметром 32", а цены на большие варианты снизились до приемлемого уровня. Однако экономический кризис внес свои коррективы, и рынок пошел на снижение.

Всего в 2008 году было продано 15,1 млн плазменных панелей - на 26% больше, чем в 2007 году. В IV квартале же единственным производителем, увеличившим свои поставки, стала Panasonic, чья доля выросла до 47%. Следом за ней разместились Samsung SDI (26%) и LG Electronics (20%).

Средняя доля Panasonic за год составила 36%, Samsung SDI - 29%, а LG Electronics - 27%.


"Связной" в поисках поддержки

Второй по величине сотовый ритейлер "Связной" может заложить до 50% своих акций, чтобы расплатиться с Федеральной налоговой службой (ФНС), в случае если компании придется взять на себя выплату по налоговым претензиям в размере 2,69 млрд руб. В настоящий момент подавляющее большинство сотовых ритейлеров ищет покупателя - продаться удастся только тем, кто предложит покупателю беспроблемный актив, "очищенный" от налоговых претензий и долгов, считают на рынке.

"Связной" намерен заложить до 50% своих акций, чтобы расплатиться с ФНС, если банкротство ЗАО "Связной" будет признано недействительным и компании придется взять на себя выплату по налоговым претензиям в размере 2,69 млрд руб., рассказали РБК daily два источника на телекоммуникационном рынке, знакомые с планами ритейлера. Об этом знает также глава одного из крупных сотовых ритейлеров. По словам собеседников, предложение о подписании договора, согласно которому часть акций "Связного" перейдет под обеспечение кредитора, поступало в МТС и "Альфа-Групп". "Речь шла о передаче под залог миноритарного пакета акций", - утверждает один из источников.

Президент ГК "Связной" Максим Ноготков вчера заявил, что ни о каких новых схемах взаимодействия с партнерами речи не идет. Ритейлер по-прежнему рассматривает возможность продажи части своих акций миноритарному акционеру, пояснил он. PR-директор МТС Елена Коханов-ская воздержалась от комментариев. Представители "Альфа-Групп" вчера не ответили на запрос РБК daily. До сентября 2006 года ЗАО "Связной" входило в ГК "Связной", основной деятельностью которой является продажа сотовых телефонов. ЗАО участвовало в реализации товаров всей группы. По итогам проведенных в 2007 году камеральных проверок налоговые органы доначислили ЗАО "Связной" налоги за период с 2004 по 2006 год. "Связной" обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Московского округа. Параллельно 31 января 2008 года компанией был подан иск о банкротстве в Арбитражный суд города Москвы. На прошлой неделе суд отклонил кассацию.

Справедливая оценка ГК "Связной" без учета долга - 140 млн долл., говорит ведущий аналитик MRG Эльдар Муртазин. "Таким образом, для того чтобы обеспечить выплату по налоговым претензиям, "Связной" может заложить до 50% своих акций. Паритет не исключен, но маловероятен", - считает аналитик. По его словам, практика, когда ритейлеры списывают долги на несуществующие компании, широко распространена в России. "Учитывая возросший интерес операторов к ритейлерам, подобные инциденты не могут не сыграть на руку потенциальным покупателям. Естественно, это снижает стоимость актива. Но в конечном итоге все же наибольший шанс быть купленными у ритейлеров с низкой долговой нагрузкой. На данный момент в их число входят "Связной" и "Телефон.ру", - уверен аналитик. "Потенциальный покупатель смотрит не только на состояние актива и долговую нагрузку. Принимая стратегическое решение о приобретении ритейлера, он также оценивает налоговые риски", - говорит PR-директор МТС Елена Кохановская. По ее словам, негативные сведения о компании могут существенно снизить стоимость актива.


Бесценный СМАРТС

Акционеры СМАРТС прекратили переговоры по поводу продажи компании стратегическому инвестору. В прошлом году владельцы компании пытались продать ее за сумму около 1 млрд долл. МТС и "МегаФону", а также еще трем неназванным инвесторам. Сейчас аналитики оценивают СМАРТС всего в 100-150 млн долл., поэтому переговоры о продаже актива вряд ли возобновятся раньше, чем экономика оправится от кризиса.

Акционеры СМАРТС прекратили попытки продать компанию, рассказал источник, знакомый с ходом переговоров. В 2008 году владельцы СМАРТС вели переговоры о продаже компании с пятью потенциальными покупателями - сумма сделки должна была составить 1-1,5 млрд долл. Летом 2008 года МТС и ее "дочка" Cezanne B.V. также направили в ФАС ходатайство о приобретении 100% акций СМАРТС. Осенью того же года аналогичное ходатайство подал "МегаФон". Никаких переговоров со СМАРТС не ведется достаточно давно, сказал вчера источник, близкий к акционерам "МегаФона". Источник, знакомый с ситуацией в МТС, также говорит, что никаких переговоров сейчас нет. "Переговорный процесс идет значительно менее активно, чем ранее", - сказал источник в СМАРТС; по его словам, процесс активизируется скорее всего не раньше, чем через год.

Наиболее вероятным претендентом на СМАРТС участники рынка назвали "МегаФон". В июне этого года гендиректор "МегаФона" Сергей Солдатенков заявил, что сделка является стратегически важной, так как приобретение СМАРТС позволит "МегаФону" стать крупнейшим по выручке сотовым оператором в России. По его словам, "МегаФон" был готов купить СМАРТС с премией 20% к справедливой цене.

По неофициальной информации, в 2008 году агрегированная выручка СМАРТС составила 280 млн долл., маржа OIBDA - 40-25%, чистый долг - 150 млн долл. В середине 2008 года компания "Велес Капитал" считала 1,2-1,4 млрд долл. справедливой ценой СМАРТС. Если исходить из финансовых показателей СМАРТС и общих для сотовых операторов мультипликаторов, СМАРТС с учетом долга стоит 100-150 млн долл., говорит аналитик UniCredit Aton Надежда Голубева. Осенью прошлого года гендиректор СМАРТС Андрей Гирев заявил, что цена СМАРТС "кардинально не изменилась" на фоне кризиса.


Власти Великобритании потратят на IT 100 миллиардов фунтов стерлингов

Британское правительство в ближайшие пять лет потратит на IT-проекты 102,3 миллиарда фунтов стерлингов, пишет The Times. По данным издания, восемь крупнейших проектов обойдутся налогоплательщикам в 18,6 миллиарда фунтов.

Реализация проектов запаздывает на несколько лет, из-за чего стоимость некоторых из них выросла в несколько раз, а расходы на IT в целом вышли из-под контроля.

Так, программа перевода в цифровую форму всех медицинских записей в стране, которая позволит 30 тысячам чиновникам, получать данные из трехсот больниц, требует 12,7 миллиарда фунтов стерлингов. Четыре года назад ее бюджет составлял всего 2,3 миллиарда фунтов стерлингов.

Компьютеризация налоговой системы для Королевской налоговой и таможенной службы вначале оценивалась в 2,9 миллиарда фунтов стерлингов, но теперь стоит 8,5 миллиарда. На проект по связи баз данных министерства обороны было выделено 5,8 миллиарда фунтов, но позже эта сумма выросла до 7,1 миллиарда.

Многие компании заработали на увеличении IT-расходов сотни миллионов фунтов стерлингов, а некоторые разорвали контракты с правительством, отмечает The Times. В частности, Fujitsu в мае 2008 года перестала работать с властями Великобритании. Теперь компания требует 600 миллионов фунтов стерлингов, так как чиновники заставляли переделывать продукт 650 раз без дополнительной платы.


Продано

Успеть выйти в кэш перед самым кризисом сумели не только некоторые олигархи, но и владельцы менее масштабных бизнесов. Что помогло этим людям поймать удачу за хвост и что они собираются делать со своими деньгами?

"От этих людей в буквальном смысле пахнет деньгами",- сказал недавно в разговоре с СФ владелец одной дизайнерской компании о своих новых клиентах, число которых в последнее время растет у него в геометрической прогрессии. Дизайнеры же "пахнущим деньгами" людям потребовались для того, чтобы придать новый облик компаниям (товарам, услугам), которые эти люди купили с дисконтом на полученные от продажи своих бизнесов деньги.

Живые деньги есть сейчас не только у бизнесменов вроде Романа Абрамовича или Михаила Прохорова, но и у предпринимателей поскромнее. Масштабы проданных бизнесов разные, стало быть, разнится и заплаченная покупателями сумма: кто-то получил $1 млн, кто-то - $500 млн (большинство продавцов о суммах сделок предпочитают не распространяться, поэтому приходится опираться на оценки аналитиков и участников рынка). Но в любом случае всем, кто расстался со своими активами перед кризисом, очень повезло. Сейчас эти активы или стоили бы гораздо меньше, или не нашли бы покупателя в принципе.

Что помогло этим людям поймать свою синюю птицу? Сложившаяся конъюнктура рынка, сработавшая интуиция или то и другое одновременно? Куда они будут вкладывать полученные средства, будут ли вкладывать вообще либо предпочтут дождаться лучших времен? СФ постарался это выяснить.

Николай и Юрий Борцовы. $538 млн и $450 млн

Отец и сын Николай и Юрий Борцовы, крупнейшие акционеры "Лебедянского" (30% и 25,1% акций соответственно), несколько лет отвергали слухи о продаже сокового холдинга. "Бизнес не достиг своего пика. Можно продать дороже",- подчеркивал генеральный директор "Лебедянского" Юрий Борцов. Летом 2008 года наступил час икс. Была закрыта сделка по продаже 75,53% сокового направления холдинга компании PepsiCo. Вместе с Борцовыми свои доли продали члены совета директоров Ольга Белявцева (18,4%), Дмитрий Фадеев (2%) и другие миноритарии (0,3%). Исходя из суммы сделки (почти $1,4 млрд) и оценки всего сокового бизнеса в $1,8 млрд отец и сын должны были выручить за свои доли $538 млн и $450 млн соответственно. По экспертным оценкам, PepsiCo оценила "Лебедянский" примерно на 20% выше рыночной стоимости, что в то время являлось адекватной премией за контроль над лидером сокового рынка.

Сегодня получить 20% премии династии Борцовых не удалось бы. "Soft drink не являются товарами первой необходимости,- объясняет аналитик инвестиционно-банковской группы CiG Андрей Рыжков,- и в эпоху кризиса цена неизбежно падает, иногда до 70% от докризисных цен".

На фоне удачной сделки обстановка в оставшемся у Борцовых бизнесе выглядит просто катастрофой. Производство минеральной воды и детского питания на базе компании "Прогресс", выделенной из "Лебедянского", находится в затруднительном положении. При выручке в 2008 году около $150 млн долги предприятия по кредитам в конце года достигли $120 млн. Возможно, Борцовым придется потратить часть полученных средств на спасение "Прогресса". Сами они о своих намерениях предпочитают не распространяться, но в пресс-службе "Прогресса" СФ сообщили, что Борцовы расскажут о своих планах "через пару месяцев".

Предмет сделки: 75,53% акций ОАО "Лебедянский"
Стоимость в январе 2009 года*: на 30-40% дешевле
* по оценке инвестиционно-банковской группы CiG

Борис Хаит. $310-315 млн*

"Я не оракул. Просто посчитал, что пришло время консолидироваться с крупной структурой, чтобы не стагнировать",- говорит совладелец страховой компании "Спасские ворота" Борис Хаит об удачном времени продажи своего актива. Вместе с партнером Михаилом Тамировым в июле 2008-го он продал 75% "Столичной страховой группе" (ССГ), которую создает Банк Москвы. "У меня остался блокирующий пакет, это не уход из бизнеса",- говорит Хаит, который по-прежнему возглавляет страховщика.

"Спасскими воротами", уверяет он, интересовались австрийские и израильские компании, а также игрок из Казахстана. Однако выбор пал на ССГ: "Москва нам гораздо ближе, а деньги везде одни и те же". Близость "Спасских ворот" к Москве буквальна: компания располагается в том же здании на Новом Арбате, что и столичная мэрия. "Они обслуживали некоторые муниципальные программы",- говорит генеральный директор рейтингового агентства "Эксперт РА" Павел Самиев. Впрочем, полагает Самиев, вряд ли это послужило причиной покупки: страховой портфель "Спасских ворот" и без того достаточно привлекателен.

В последнее время, однако, компания испытывала проблемы с привлечением новых клиентов и капитала. Под крылом главного муниципального банка столицы даже в кризис сложностей с инвестициями быть не должно. Взамен бизнес "Спасских ворот", по всей вероятности к концу года, сольется с портфелями других страховщиков, входящих в ССГ ("Стандарт-резерв" и МСК). Возможно, рассуждает Самиев, взамен оставшихся у него акций "Спасских ворот" Борис Хаит рассчитывает получить долю в объединенной компании. А на вырученные от продажи 75% "Спасских ворот" средства Хаит собирается приобрести новые, подешевевшие в ходе кризиса активы. Впрочем, вкладывать в страхование он не планирует - его теперь больше интересует производственный сектор.

Предмет сделки: 75% акций страховой компании "Спасские ворота"
Стоимость в январе 2009 года*: на 10-15% ниже
* по оценке "Эксперт РА"

Лев Глейзер, Андрей Чернышов. $25 млн*

"Если бы мы продавались в январе 2009-го, сделка вряд ли была бы подписана. Скорее всего, британцы отложили бы ее до лучших времен - года на два",- говорит бывший акционер российского интернет-агентства AdWatch Лев Глейзер.

Сделка по покупке британской рекламной сетью Isobar (входит в холдинг Aegis Group) AdWatch в июне 2008 года - предмет зависти коллег по Рунету. Как считают аналитики, в течение нескольких лет AdWatch получит от британцев около $25 млн. Сегодня такие суммы игрокам рынка и не снятся. "Сейчас AdWatch вряд ли смогли бы продаться за сумму, превышающую $4 млн. В июне мультипликаторы по отрасли составляли 5-6, в январе снизились до 1-2",- говорит Вера Бондаренко, медиадиректор компании MediaStars.

"Сделка с Aegis оказалась для AdWatch своевременной,- считает генеральный директор AdWatch Андрей Чернышов.- Еще в 2005 году стало очевидно, что крупные международные рекламодатели будут обслуживаться только в своих сетевых агентствах. Поэтому нашей задачей было стать частью сети".

Обсуждение условий сделки с Isobar шло с 2005 года. В 2007-м AdWatch разделилось на две компании: собственно AdWatch (размещение интернет-рекламы для клиентов, генеральный директор - Андрей Чернышов) и Mediaselling (размещение баннерной рекламы в интернете, генеральный директор - Лев Глейзер). В результате сделки AdWatch получило возможность работать со всеми клиентами холдинга Aegis, такими как Philips и General Motors. Однако бывшим акционерам еще понадобится удача. Сделка структурирована так, что финальная цена определяется только через два-четыре года исходя из финансовых показателей. "Кризис замедлил темпы роста клиентских бюджетов и рынка в целом. Привлечение новых клиентов - одна из основных задач для нас",- замечает Андрей Чернышов. Пока он не собирается вкладывать уже полученные от продажи деньги в новые проекты: "Мои планы на ближайшие годы связаны только с AdWatch. Поэтому деньги буду тратить на маленькие радости жизни". Лев Глейзер ждать не стал и еще летом вложил часть денег в стартап - компанию InventORI (мониторинг и анализ использования рекламных ресурсов), но в октябре продал и ее в составе Mediaselling "Яндексу".

Предмет сделки: 100% долей ООО "Агентство "Адвотч"
Стоимость в январе 2009 года*: $4 млн
* по оценкам участников рынка

Игорь Туманов. $6-7 млн*

Перед генеральным директором по экономике Verysell Николаем Кононихиным акционеры поставили задачу увеличить капитализацию компании и в 2009-2010 годах вывести ее на IPO. В 2008-м топ-менеджмент группы Verysell с рвением за эту задачу взялся, называя своей главной стратегией расширение в регионах. Менеджеры Verysell проанализировали работу 40 региональных системных интеграторов, после чего должна была последовать целая череда поглощений.

Интегратор "Астра СТ" из Челябинска стал в ней первым и пока последним. "Сейчас вряд ли кто-то пошел бы на такую сделку",- считает прежний владелец "Астра СТ" Игорь Туманов. По его мнению, поглощения на ИТ-рынке если и продолжатся, то не раньше чем через три-пять месяцев. Verysell купила ИТ-бизнес Туманова в начале июля 2008 года.

Независимые оценки стоимости компании "Астра СТ" на момент сделки - $6-7 млн. Игорь Туманов не раскрывает цену, по которой продал свой бизнес, но уверяет, что она значительно выше. Создатель "Астры СТ" радуется до сих пор: "Сделка прошла на пике! Это, безусловно, можно назвать везением".

ЗАО "Астра СТ", которое приобрела Verysell, было частью одноименной группы компаний и занималось выполнением крупных ИТ-проектов, в основном для госзаказчиков. По правилам работы с ними Туманов мог получить лишь 30% предоплаты, а выполнение проектов длилось порой более года. Поэтому компания, расширяясь, стала испытывать недостаток оборотных средств, и ее владельцу приходилось закладывать активы всей группы для доступа к кредитам.

Теперь предметы залога стали предметом инвестиций. Вырученные от продажи интегратора средства Игорь Туманов инвестирует в реконструкцию принадлежащего ему пансионата в Челябинской области и развитие интернет-провайдера "Универсальные системы связи". С его продажей оператору "Уралсвязьинформ" Туманов не успел: с началом кризиса переговоры с потенциальным покупателем прекратились.

Предмет сделки: ЗАО "Астра СТ"
Стоимость в январе 2009 года: по словам Игоря Туманова, продать компанию было бы невозможно
* по оценкам аналитиков

Юрий Верещагин. $1 млн*

Бывший владелец новосибирской типографии "Харменс" Юрий Верещагин говорит, что в этот Новый год впервые за много лет по-настоящему отдохнул: "Я катался по лесу на лыжах и на снегоходе, сидел у костра, парился в бане и купался в проруби. Оказывается, есть другая жизнь помимо работы, а я уже и подзабыл про это". Верещагин создал типографию "Харменс" в 1993 году. К середине 2000-х компания контролировала до 15% рынка потребительской картонной упаковки за Уралом, а ее оборот в 2007 году составил 115 млн руб. Но Верещагин понял, что дальше без привлечения инвестора работать не сможет. "Идея заключалась в том, чтобы развиваться, присоединяя конкурентов, создать компанию номер один по картонной упаковке за Уралом",- объясняет Верещагин. В результате инвестор был найден. Им стала УК "Мономах". В июле 2008-го состоялась сделка: Верещагин продал "Мономаху" 44% своих акций, сохранив 16%. Одновременно свои акции продал его советник по экономике Сергей Пегасин, который владел остальной долей компании. В сентябре "Харменс" купил типографию "Принт-авто". А затем Верещагин вышел из бизнеса. "В условиях кризиса новый владелец контрольного пакета посчитал, что руководить бизнесом должен его представитель. 12 ноября я продал оставшиеся акции и уволился из компании",- говорит он.

Сегодня падение оборотов уральских типографий составило до 50%. "Я успел вовремя: объединил типографии накануне кризиса. В противном случае нечего было бы продавать,- считает Верещагин и уверяет, что отдохнул и готов продолжать работу.- Я регистрирую компанию, и есть ряд новых идей. Что это за проекты, говорить не буду. Одно только скажу - что это услуги в сегменте b2b и настроение у меня прекрасное".

Предмет сделки: 60% акций ОАО "Харменс"
Стоимость в январе 2009 года*: $700 тыс.
* по оценке компании "БКС консалтинг"

Валерий Балябин. $1 млн*

"Повезло мне: если бы подождал чуть-чуть, выручил бы существенно меньше денег",- утверждает предприниматель из Екатеринбурга Валерий Балябин, продавший свою сеть магазинов одежды, работавшую по франшизе Sela, в начале сентября.

Первые тревожные мысли о судьбе магазинов посетили его прошлой зимой. "В конце 2007 года мы встречались с банкирами. Они говорили, что ставки расти не будут, что кризис только в США. А через неделю банковские ставки поднялись на 2%. Вот тут я, наверное, в первый раз и задумался, что с магазинами нужно что-то делать",- вспоминает Балябин. К лету ситуация ухудшилась: "Доходность бизнеса упала. Если раньше рынок рос на 30-40% в год, то летом - на 20%. А издержки в 2008 году выросли на 12-15%. Кроме того, в город пришло много других брэндов".

В результате он решил провести переговоры об изменении условий франшизы. "Хотели добиться увеличения сроков отсрочки платежей, но переговоры шли сложно, и в результате появилась мысль просто продать магазины франчайзеру",- рассказывает Балябин. В сентябре "дочка" Sela в России компания "Скала Азия" выкупила у Балябина семь магазинов и склад. При этом помещения двух магазинов являются собственностью Балябина, так что сейчас он сдает их в аренду бывшему франчайзеру. Объемы сделки Балябин не раскрывает. Гендиректор компании "Магазин готового бизнеса Deloshop" Евгений Дитковский говорит, что один магазин в августе мог стоить примерно $143 тыс.

Сейчас Балябин вернулся к управлению своей компанией "Бостон-2000", основанной им еще в начале 1990-х и занимающейся продажей промоодежды. Новые проекты Балябин начинать не намерен: "Я как государство - создал подушку ликвидности и тратить ее пока не собираюсь. Когда кризис закончится, тогда и подумаю, во что вложить деньги".

Предмет сделки: договоры аренды и инвестиции в семь магазинов Sela в Екатеринбурге
Стоимость в январе 2009 года*: $800 тыс.
* по оценке компании "Магазин готового бизнеса Deloshop".




Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное