ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
17 февраля 2009, вторник

Опубликован список имен кадровой президентской сотни

Администрация президента РФ опубликовала список первых ста человек, зачисленных в президентский кадровый резерв. Информация об этом размещена сегодня на сайте администрации.

Как сообщил сегодня ранее глава администрации президента РФ, руководитель комиссии при президенте по вопросам реформирования и развития государственной службы Сергей Нарышкин, данные кандидаты отобраны из 1211 человек, предложенных экспертами.

В марте с.г. предполагается встреча главы РФ Дмитрия Медведева с членами этого кадрового резерва, отметил С.Нарышкин. Кроме этого он уточнил, что список управленческих кадров подлежит ежегодному обновлению.

В "президентскую сотню" от представителей федеральных органов государственной власти в список вошли: кандидат на должность губернатора Псковской области Андрей Турчак, полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх, главный редактор РИА "Новости" Светлана Миронюк, руководитель "Росавтодора" Олег Белозеров, депутаты Госдумы РФ Константин Косачев, Игорь Баринов, Лиана Пепеляева и Олег Денисенко, замглавы Минпромторга Денис Мантуров, статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов, замминистра финансов Александр Новак, директоры департаментов Минфина Алексей Саватюгин и Илья Трунин, замглавы Минсельхоза Андрей Слепнев, член Совета Федерации Андрей Турчак, директор департамента Минэкономразвития Андрей Шаров.

От региональных органов власти в списке - мэры Тюмени, Череповца и Казани Евгений Куйвашев, Олег Кувшинников и Ильсур Метшин. От представителей бизнеса в кадровый резерв вошли в том числе гендиректор ОАО "Уралкалий" Владислав Баумгертнер, старший вице-президент ОАО "РЖД" Федор Андреев, председатель правления и гендиректор "РУСАЛа" Александр Булыгин, гендиректор "Яндекса" Аркадий Волож, гендиректор и предправления ОСАО "Ингосстрах" Александр Григорьев, президент-председатель правления ЗАО "ВТБ 24" Михаил Задорнов, гендиректор ОАО "ВымпелКом" Александр Изосимов, президент ОАО АФК "Система" Леонид Меламед, директор и председатель правления X5 Retail Group N.V. Лев Хасис, гендиректор "Трансаэро" Ольга Плешакова.

Как сообщил сегодня ранее глава администрации президента РФ, руководитель комиссии при президенте по вопросам реформирования и развития государственной службы Сергей Нарышкин, данные кандидаты отобраны из 1211 человек, предложенных экспертами.

В марте с.г. предполагается встреча главы РФ Дмитрия Медведева с членами этого кадрового резерва, отметил С.Нарышкин. Кроме этого он уточнил, что список управленческих кадров подлежит ежегодному обновлению.


Предложение порождает спрос

Информационно-деловой канал @ASTERA подвел годовые итоги исследований "Рейтинг ИТ-брендов" и представил Top50 самых популярных брендов.

2008 год стал яркой демонстрацией простой закономерности - активность компаний на рынке стимулировала интерес к ним. Об этом свидетельствует тот факт, что целый ряд брендов улучшили свои позиции как в рейтинге предложения, так и в рейтинге спроса.

В первую очередь эта тенденция касается компьютерных вендоров и российских дистрибьюторов. 2008 год закончился для мировой экономики на минорной ноте, однако рынок ПК и ноутбуков сохранил вектор своего развития. В течение первых трех кварталов 2008 года производители компьютеров создали колоссальный задел, который позволил смягчить последствия провального четвертого квартала. В итоге компьютерный рынок продолжил свой рост. Популярность компьютеров - и в особенности ноутбуков - самым непосредственным образом отразилась и на статусе их производителей.

Наибольшего успеха по итогам 2008 года достигли такие бренды, как HP, Asus, Toshiba и Lenovo. Также нельзя не отметить и положительную динамику Acer, Dell, NVIDIA, Sandisk и VIA. По итогам третьего квартала прошлого года компании HP и Dell заняли по объемам продаж компьютеров первое и второе места, соответственно. Кроме того, оба вендора демонстрировали сильные позиции в рейтинге ИТ-брендов. Dell, например, каждый квартал улучшал свое положение в рейтинге предложения, а в сентябре оказался в лидерах рейтинга спроса. Говоря о результатах компании за год, необходимо отметить рост популярности Dell. По сравнению с 2007 годом позиции бренда в рейтинге спроса улучшились на 11 пунктов, что позволило ему занять 13-е место.

Еще более значительно выросла востребованность компании HP. Первый квартал 2008 года бренд завершил на первой строчке рейтинга спроса. В последующем HP неизменно оказывался в первой тройке, за исключением последнего квартала. В итоге компании досталось второе место.

Asus также продемонстрировал хорошие результаты как в рейтинге предложения, так и в рейтинге спроса. В первом случае бренд занял 11-е место, во втором - 22-е. Компания существенно улучшила свои позиции, что стало результатом активной деятельности на протяжении всего года. Ставка Asus на нетбуки оправдала себя на 150%, феноменальный рост объема продаж ПК стал возможен именно благодаря широкой популярности мини-ноутбуков. Свою лепту в успех компании внесли и мобильные устройства связи - коммуникаторы Asus, например, в 2008 году пользовались большим спросом в России. Не менее хорошо продаются на отечественном рынке и ноутбуки тайваньского производителя. Наряду с Acer компания Asus по-прежнему остается одним из ведущих поставщиков мобильных ПК в России.

Acer занял в рейтинге спроса десятое место, улучшив свои прежние показатели на три пункта. Существенное влияние на результаты компании оказал выход нетбука Aspire One. Это, безусловно, стало для вендора одним из важнейших событий 2008 года. Новинка оказалась настолько успешной, что обогнала по объемам продаж знаменитый EEE PC. Тайваньская компания стремилась занять достойное место во всех сегментах ИТ-рынка. Так, например, в прошлом году Acer приобрел компанию E-Ten, намереваясь, тем самым, обосноваться на рынке смартфонов и коммуникаторов. Похоже, планы у тайваньской компании очень серьезные. В сегменте "умных" телефонов Acer рассчитывает составить конкуренцию такому крупному производителю, как HTC. Между тем, в конце года руководство компании высказало оптимистичные прогнозы на 2009 год, в которых сообщалось об ожидаемом существенном росте объемов поставок в ближайшем будущем.

Компания Sandisk, завершившая 2008 год в Top50 рейтинга предложения, представила несколько новых продуктов, среди которых оказались и не совсем обычные образцы, например, карты памяти на основе технологии однократной записи и многократного чтения. Однако куда больше внимания привлекли сообщения о возможном приобретении Sandisk другими крупными игроками рынка памяти. Первой о своих притязаниях на Sandisk заявила компания Seagate. Затем стало известно, что американским производителем памяти интересуется Samsung, который вскоре отказался от своих намерений. Также в контексте поглощения Sandisk звучало имя компании Toshiba, но дальше слухов дело не пошло. 49-е место в рейтинге предложения Sandisk разделил с VIA. Производитель процессоров, похоже, осознал всю тщетность борьбы с Intel и AMD на рынке десктопов и ноутбуков и переключился на нетбуки и неттопы. В качестве альтернативы популярному Atom компанией VIA был предложен чип Nano. Вслед за новым процессором производитель представил платформу Trinity, ориентированную на нетбуки и неттопы. Надо сказать, что деятельность VIA принесла свои плоды. По итогам 2008 года компании удалось захватить приличную долю рынка нетбуков и войти в Top50 рейтинга предложения.

Среди мировых компьютерных брендов оказались и российские представители. Так, компания Kraftway не только закрепилась в Top50 рейтинга предложения, но заметно улучшила свое положение в рейтинге спроса. Rover Computers также прибавил в популярности, замкнув список наиболее востребованных брендов.

Кроме того, возросло значение компаний-разработчиков программного обеспечения. И это касается не только корпорации Microsoft, многолетнего лидера рейтинга предложения, но и ряда других компаний. Наиболее заметной в этом ряду оказалась компания Symantec. По итогам года она заняла 30-е место в рейтинге предложения, а также на 18 пунктов улучшила свои позиции в рейтинге спроса. Кроме Symantec также отличились Adobe с 1C.

Для дистрибьюторских компаний ключевым оказался последний квартал 2008 года. Начиная с ноября интерес к российским дистрибьюторам стал стремительно расти. Во многом это обстоятельство объяснялось повышением маркетинговой активности компаний, что сказалось на ситуации в рейтинге предложения. Существенного улучшения позиций удалось добиться целому ряду дистрибьюторов: OCS, MERLION, "Марвел", Verysell, Landata, USN Computers, MICS. OCS, например, вошел в первую десятку рейтинга предложения, составив компанию ведущим мировым брендам. Одновременно с этим дистрибьютор переместился на 5-ю строчку рейтинга спроса. Также выросла популярность у компаний Verysell, Landata, USN Computers, MICS, "Ланк", ITEL и Asbis. Кроме того, многие из перечисленных компаний вошли по итогам года в число лучших российских дистрибьюторов.

На рынке мобильных телефонов и коммуникаторов в 2008 году особенно выделялись компании LG и HTC, которые существенно улучшили свои показатели как в рейтинге предложения, так и в рейтинге спроса. Компания LG прочно связала свой мобильный бизнес с сенсорными технологиями. Сначала производитель выпустил телефон KF600 с виртуальной клавиатурой InteractPad. Затем появился KF700, обладающий великолепным набором интерфейсов. Позднее в лице LG Secret получила свое развитие линейка Black Label. Не остался без внимания и сегмент дуальных телефонов. Корейский производитель представил свое решение в виде KS660, мобильника с поддержкой двух SIM-карт. Под конец года вышли два 8-мегапиксельных камерофона - Renoir KC910 и LG KC780. Таким образом, корейская компания была одним из главных поставщиков новостей в минувшем году, что отразилось на ее положении в рейтинге предложения. LG улучшил свои позиции на два пункта и переместился на 8-е место. Также выросла популярность компании, чему в немалой степени способствовало активное пополнение портфолио интересными продуктами.

Для HTC 2008 год оказался не менее насыщенным, что не могло не отразиться на его результатах в обоих рейтингах. В мае компания презентовала коммуникатор HTC Touch Diamond, который не только стал бестселлером, но и был признан лучшим в Европе коммуникатором 2008-2009 годов. В августе поступил в продажу HTC Touch Pro. В ноябре на прилавках появился коммуникатор Touch HD. Последний, правда, обошел стороной российский рынок. Однако взамен россияне получили первый в мире коммуникатор со встроенным WiMax-модулем - HTC MAX 4G. Но, конечно, самым ярким событием года с участием HTC стал выход первого мобильного телефона на базе платформы Android. Устройство нашло горячий отклик у потребителей, и тайваньский вендор, окрыленный успехом, занялся разработкой следующих моделей на базе ПО от Google. Столь успешная деятельность не могла не отразиться на положении HTC в рейтинге предложения: по итогам года тайваньскому производителю удалось войти в Top50, заняв 27-е место. Одновременно с этим выросла и востребованность HTC, что позволило компании занять 42-ю строчку рейтинга спроса.

Среди прочих производителей мобильных телефонов следует отметить Sitronics и Motorola, вошедших в Top50 рейтингов предложения и спроса, соответственно.

"Рейтинг ИТ-брендов": итоги за 2008 год


Социальные сети и ИТ-профессионалы

84% ИТ-специалистов из числа опрошенных в рамках исследования, проведенного Network World, ответили, что посещают социальные сети на регулярной основе.

Как отмечают аналитики, сегодня к подобным порталам уже не следует относиться как к средствам для развлечения молодежи. Рост популярности социальных сетей среди профессионалов индустрии очевиден: к примеру, в прошлом году в рамках того же исследования от Network World лишь 68% опрошенных регулярно пользовались такими веб-сайтами.

Для каких целей используются социальные сети ИТ-специалистами? Спектр задач широк: чтение индустриальных новостей, обсуждение профессиональных вопросов, маркетинг себя и своих услуг, а также работа с клиентами.

Что касается конкретных порталов, то наибольшую популярность среди ИТ-профессионалов имеет сеть LinkedIn (63%), на втором месте идет Facebook (44%), а замыкает тройку портал Twitter (14%).


"Мир" теряет магазины

Автор: Алена Журавлева

Экономический кризис заставляет многие торговые компании оптимизировать бизнес, в том числе и за счет закрытия торговых точек, которые либо не показывают удовлетворительных результатов продаж, либо не устраивают руководство сети по условиям аренды. При том, что Петербург, по словам большинства игроков рынка бытовой техники и электроники, является достаточно благополучным регионом, у некоторых компаний и здесь возникают проблемы. В частности, на днях были закрыты два из пяти гипермаркетов сети "Мир" в Северной столице.

В компании "Мир" отмечают, что закрытие торговых точек связано с необходимостью оптимизировать бизнес в сложных экономических условиях. "Переговоры со всеми нашими арендодателями о снижении арендных ставок мы начали еще в октябре прошлого года, и со многими удалось достигнуть взаимовыгодных условий, - рассказывает PR-директор компании "Мир" Елизавета Тотунова. - Но есть объекты, от которых нам пришлось отказаться, чтобы сохранить эффективность бизнеса. С начала 2009 года мы закрыли пять объектов. Среди них два магазина в Петербурге: в ТЦ "Подсолнух" (ул.Савушкина, д.119) и в ТЦ "РодеоДрайв" (пр.Культуры, д.1). Решение о закрытии было принято в связи с тем, что в условиях кризиса мы не смогли договориться о таких условиях аренды, которые позволили бы магазинам эффективно работать. Но в Северной столице у нас остались работать еще 3 магазина, закрывать которые мы не планируем".

Петербург оказался не единственным регионом, где сети пришлось ликвидировать некоторые торговые точки: "Мы закрыли магазин в Казани в ТЦ "Мега": он так и не вышел на эффективные показатели продаж, а спасти объект только снижением арендных ставок было невозможно, - пояснила г-жа Тотунова. - Мы прекратили договорные отношения еще и в силу низкого уровня управляющей компании и, как следствие, бесперспективности торгового центра. Оставшийся магазин в Казани пока работает вполне стабильно. Не добившись адекватных условий аренды, мы также закрыли магазины в Набережных Челнах (ТЦ "Русь) и Ижевске (ТЦ "Аврора Парк"). Уровень спроса и потребительской активности в этих городах и до кризиса был ниже, чем в других регионах, и, если раньше была надежда, что ситуация изменится, то с наступлением кризиса стало понятно, что эти магазины будут генерировать еще больше убытков".

Отметим, что кадровая политика "Мира" в отношении сотрудников закрывшихся торговых точек достаточно позитивна: как рассказали в компании, сотрудникам закрывшихся магазинов было предложено перейти на работу в действующие магазины, в том числе и в других городах с условием возможности переезда. Другие игроки рынка отмечают, что сотрудники компании "Мир" даже при увольнении смогут найти работу: квалифицированный персонал в торговых сетях востребован даже в период кризиса, особенно с учетом того, что ряд сетей продолжает открытие торговых точек, хотя и более медленными темпами.

Представители одного из крупнейших игроков рынка БТиЭ отмечают, что Петербург по непонятным причинам оказался для компании "Мир" "несчастливым" по сравнению с другими регионами ее присутствия: это отражается и на доле рынка, и на ситуации с гипермаркетами, однако, несмотря на это, уход "Мира" с рынка Северной столице в ближайшее время маловероятен.

Что касается других торговых сетей БТиЭ, то в пресс-службе компании "М.видео" рассказали, что пока не планируют закрывать торговые точки, особенно в Петербурге, который является одним из наиболее значимых регионов для развития компании. В частности, это обусловлено и тем фактом, что перед выходом на IPO "М.видео" оптимизация бизнеса уже была проведена. Кроме того, на весну запланирован вывод на петербургский рынок нового концепта, подробности которого пока не разглашаются.

"Сейчас рассматривается возможность закрытия нескольких магазинов "Эльдорадо" как в России, так и на Украине, - рассказал менеджер по связям с общественностью компании "Эльдорадо" Антон Пантелеев. - Основными причинами, по которым может закрыться любой магазин, являются снижение покупательского спроса и завышенная по сравнению с нынешними условиями арендная ставка (так как она наряду с зарплатой сотрудникам является основной расходной частью бюджета ретейлеров). Кроме того, не так давно нами была проведена оптимизация числа офисных сотрудников компании для приведения этого показателя в соотношение с европейскими стандартами "офисные сотрудники – торговый персонал".

Ситуацию на рынке БТиЭ игроки рынка не считают бесперспективной, однако предвидят некоторые трудности в ближайшем будущем. "Каждая компания видит выход из кризиса по-своему, однако, безусловно, все будут пересматривать нынешние арендные ставки, оптимизировать товарные линейки, логистические процессы, стоки и корректировать планы по экспансии в регионы, - отмечают в "Эльдорадо". - Прогноз на год – снижение потребительского спроса на 10-20 %, а возможно и на 30 %". В компании "М.видео" также прогнозируют спад спроса – в среднем на 20 %.

"2009 год будет очень непростым, - считает Елизавета Тотунова. - Мы прогнозируем падение спроса на 15-20 %. Вероятно, наибольшее падение случится во втором-третьем кварталах – падение абсолютно предсказуемое, объяснимое: привычный уровень жизни большинства россиян достигнет пикового падения, кто-то уже сейчас лишился работы, кто-то вот-вот потеряет. Сокращение потребления неизбежно. Отсутствие понимания и прогнозов будущего уже сейчас начинает заставлять людей экономить. Скорее всего, сокращения и персонала, и зарплаты будут продолжаться и в следующем году, т.е. уровень безработных увеличится. Безусловно, в 2009 году сильно приостановится скорость развития сетей, большинство игроков уже объявили о существенном сокращении инвестиционных планов. Вероятно, что кто-то покинет рынок - это будут несколько региональных сетей и, возможно, одна из федеральных. Кто именно - будет зависеть от показателей эффективности работы до кризиса и способности быстро адаптироваться к кризисным условиям".

Любопытно, что аналогичная ситуация наблюдается и на рынке сетей салонов сотовой связи. В частности, о намерении сократить на 20 % затраты на арендную плату или закрыть "дорогие" торговые точки еще в преддверии Нового года заявляли представители "Евросети".


Первые интернет-устройства с поддержкой HD-видео от NVIDIA

NVIDIA представила новую платформу, основанную на компьютере на чипе серии NVIDIA Tegra 600, который позволяет создавать мобильные HD интернет-устройства.

Новая платформа, представленная в рамках Mobile World Congress 2009, дает возможность OEM-производителям быстро создавать и выводить на рынок устройства, обеспечивающие пользователям широкополосное подключение и доступ ко всему HD-контенту в сети.

Tegra MID обеспечивает:

  • Воспроизведение видео 720p и 1080p;
  • Работу без подзарядки в течение нескольких дней;
  • Полноценную функциональность Wi-Fi и 3G;
  • Оптимизированную аппаратную поддержку приложений Web 2.0 для полноценной работы в интернет, как на настольном ПК;
  • Полноценное программное решение, включая Microsoft Windows CE OS, программы просмотра, полноценный интенет-браузер, инфраструктуру пользовательского интерфейса, пакет поддержки платформы (BSP), пакет инструментов разработки (SDK), почтовый вэб-клиент и другое.

По заявлению производителя, стоимость мобильных интернет-устройств с использованием платформы на базе Tegra составит 99 долларов.


Чертова дюжина инфляции

Автор: Екатерина Белкина

Повышение потребительских цен после новогодних праздников приобрело угрожающие очертания. Фонд "Общественное мнение" в конце января провел опрос, который показал, что 52% граждан заметили резкое удорожание товаров и услуг. По предварительным данным, январская инфляция составила 2,4%. В феврале правительство ожидает 1,4-1,6% (по сравнению с 1,2% годом ранее). Уже сейчас, на фоне девальвации рубля и удорожания импортных товаров, годовой прогноз Министерства экономического развития (МЭР) в 13% выглядит оптимистично.

В конце прошлого года Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) подготовил доклад по перспективам российской экономики в 2009 г. По словам ведущего эксперта ЦМАКП Игоря Полякова, в оценках внешних факторов, которые повлияют на инфляцию, они согласились со специалистами МЭР, а вот факторы внутренние сочли более резкими. В итоге прогноз ЦМАКП оказался на 2 процентных пункта выше - 15%. "Влияние окажут повысившиеся с Нового года тарифы ЖКХ и государственного транспорта. Платные услуги населению и вовсе подорожают на 20%", - объясняет Поляков.

Импорт будет дорожать из-за девальвации рубля, а у отечественных производителей появится соблазн подтянуть ценовую политику до уровня зарубежных конкурентов. Кроме того, сейчас все больше покупок российские потребители совершают через сетевые супермаркеты, завязанные на множество посредников, каждый из которых вносит в конечную цену свою лепту.

Главный экономист "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков в числе факторов, разгоняющих инфляцию, называет деньги государства. По его словам, помощь компаниям увеличивает объем средств, находящихся в обращении. Кроме того, темпы роста госрасходов в нашей стране слишком высоки. "Оптимальный уровень увеличения расходной части бюджета - 5-6%, - говорит Гавриленков. - У нас же она увеличивается на 30% в год, что очень инфляционно".

По расчетам экономиста, если бы из расходной части бюджета (7,9 трлн руб.) убрали 1 трлн руб., инфляция имела бы шанс не выйти за 10%. Однако министр финансов Алексей Кудрин не раз заявлял: даже если стране предстоит секвестрирование, социальных статей оно не коснется. Оборонзаказа - тоже. Поэтому 13% - минимальный уровень роста цен, на который может рассчитывать правительство. И то при условии, если оно найдет возможность пойти на сокращение других статей.


Как пережить увольнение коллеги

Кругом только и разговоров, что о кризисе. Кризис у банков, кризис у строителей, кризис в металлургической промышленности. В действительности никому до этого кризиса и дела-то никакого нет, если бы ни одно но... Потерять работу в кризис так же легко, как найти дерево в лесу. Казалось бы, тем, кто сохранил за собой рабочее место, нужно сидеть да радоваться. Можно еще немного посочувствовать тем бедолагам, кому повезло меньше. Но все не так просто.

Если после очередной беседы с руководителем ваш коллега перестал приходить в офис, а никаких разъяснений, кроме разосланного по отделу короткого сообщения о том, что он уволен, от руководства так и не последовало, невольно начнешь испытывать стресс и беспокойство уже за свое будущее в этой компании. Как с этим справиться? U.S.News & World Report и Элисон Грин, руководящая службой по работе с персоналом в некоммерческой организации средней руки, готовы дать вам несколько советов.

Ситуация, когда увольняют коллегу не может не беспокоить, особенно, если вы не знаете, что послужило тому причиной. И все же немедленно начинать готовиться к тому, что и вас постигнет та же участь, не следует. Лучше подумайте вот о чем: то, что для вас увольнение коллеги стало неожиданностью, вовсе не означает, что оно было неожиданным для него самого. Крайне редко увольнения происходят без каких-либо предварительных предупреждений, за исключением тех случаев, когда речь идет о должностных преступлениях или антиобщественном поведении. Чаще всего сотрудник ни один раз имеет беседы со своим руководителем на предмет выявления существующих проблем и поисков путей их решения. Если работодатель обладает хоть каплей ответственности, он предельно откровенно предупредит работника о вероятности потерять работу в случае, если проблемы не будут решены.

Следующий момент. Помните: неважно, как вам описал ситуацию уволенный коллега, - всегда есть другая сторона монеты. А люди, как известно, редко делятся информацией, которая может выставить их в невыгодном свете. Гораздо проще рассказать всем, что тебя уволили, потому что твой бывший руководитель - придурок, вместо того, чтобы признать свои ошибки. Эту часть истории вы вряд ли услышите.

Поэтому тщательно сопоставляйте слова обиженного начальником коллеги со своим личным опытом общения с этим руководителем. Дайте собственную оценку его вменяемости, чувству справедливости и готовности проявить сочувствие. Такой ли он на самом деле монстр, увольняющий всех направо и налево без суда и следствия, каким его пытается нарисовать уволенный коллега? В большинстве случаем стоит полагаться именно на собственный опыт общения с конкретным руководителем.

И напоследок, если вы по-прежнему не чувствуете себя в безопасности, вы всегда можете попросить своего руководителя дать оценку вам как сотруднику. Поинтересуйтесь, как он оценивает вашу трудовою деятельность, что можно улучшить и какие советы в связи с этим он может вам дать. В общем и целом рекомендуется периодически проводить подобную аттестацию, а в данном случае она определенно сможет помочь вернуть вам уверенность.


Интернет подорожает

Вслед за сотовыми операторами некоторые интернет-провайдеры также повышают тарифы на свои услуги. В среднем рост цен на услуги доступа в Интернет составит около 10%, прогнозируют участники рынка. Рост тарифов коснется в первую очередь столичного рынка, так как высокая конкуренция ранее вынуждала операторов демпинговать, считают аналитики.

На прошлой неделе о повышении тарифов объявил "Комстар" - изменения вступят в силу с 1 марта 2009 года, в среднем услуги ШПД оператора подорожают на 10%. "Сегодня у всех операторов серьезно выросли эксплуатационные расходы на оказание услуг связи. Кроме того, рост курса доллара привел к росту затрат на взаиморасчеты с зарубежными компаниями - они осуществлялись в иностранной валюте. Как результат, выросла себестоимость оказания услуги", - говорит пресс-секретарь "Комстара" Екатерина Невская. По ее словам, рост тарифов "Комстара" лишь частично компенсирует потери от роста курса доллара и тарифов на электроэнергию. "ВымпелКом" не планирует повышать тарифы в ближайшее время, говорит директор компании по широкополосному доступу Александр Малис. Однако в корпоративном сегменте цены оператора в рублевом эквиваленте уже выросли на 40%. "Тарифы "ВымпелКома" в корпоративном сегменте номинированы в долларах, поэтому расходы компаний на Интернет увеличились в соответствии с ростом курса доллара", - говорит г-н Малис.

Net by Net также рассматривает возможность повышения тарифов в сегментах как частных пользователей, так и юрлиц, говорит гендиректор компании Вадим Курин. Однако каким именно будет повышение, он не уточняет. "По рынку можно ожидать повышения тарифов в соответствии с ростом курса доллара - в среднем до 25-30%", - говорит г-н Курин. "Как именно изменится наша тарифная политика, будет зависеть от конкретного региона - говорить о едином федеральном повышении нельзя. В некоторых регионах рост тарифов может составить 5-10%", - признается гендиректор "ЭР-телекома" Андрей Семериков. "Акадо-телеком" планирует повышение тарифов в корпоративном сегменте, сообщил заместитель гендиректора компании по коммерческой деятельности Вадим Ваньков. Повышение же тарифов для физлиц пока не планируется, добавил руководитель пресс-службы "Акадо-столица" Дмитрий Захаров.

"Повышение тарифов коснется в первую очередь столичного рынка ШПД, потому что именно здесь в последние годы существовала наиболее острая ценовая конкуренция", - говорит аналитик iKs-Consulting Константин Анкилов. По его мнению, на региональном рынке изменения в тарифной политике могут быть менее значительными.

В среднем рентабельность провайдеров по OIBDA составляет 40%, говорит аналитик ИК "Велес Капитал" Илья Федотов. Повышение тарифов - попытка операторов сохранить рентабельность на том же уровне, а эффект от роста цен принесет компании увеличение рентабельности на 2-2,5%, считает аналитик. По его мнению, провайдеры меньше, чем сотовые операторы, страдают от роста курса доллара в связи с тем, что у них нет больших валютных кредитов, а CAPEX они рассчитывают в рублях.


Мобильник первой необходимости

Мобильные телефоны стали базовой необходимостью по всему миру, и спрос на них сохранится, несмотря на экономический спад, уверены эксперты Международного телекоммуникационного союза (ITU). Российские аналитики настроены более скептически и предсказывают спад объемов продаж трубок в штучном выражении.

По данным отчета ITU, число абонентов мобильной связи росло в среднем на 24% ежегодно с 2000 года и достигло 4 млрд к концу 2008 года. Тогда как во многих странах проникновение превысило 100%, на двух наиболее стремительно растущих рынках - Нигерии и Индии - насыщение составляет соответственно 30 и чуть более 25%. "Когда человек привыкает пользоваться мобильным телефоном, ему трудно отказаться, и во многих странах мобильный телефон стал необходимостью", - говорится в отчете. По мнению аналитиков ITU, мировая абонентская база будет пополняться за счет развивающихся стран, в частности Индии, Китая и Нигерии.

Аналитики ITU вывели несколько трендов дальнейшего развития рынка: пользователи будут откладывать приобретение новых телефонов, что может сказаться на производителях телекоммуникационного оборудования; будет наблюдаться отток подписчиков с фиксированных на мобильные сети; абоненты будут экономить на звонках и операторам будет все сложнее продвигать дополнительные услуги. Популярность предоплатных и безлимитных тарифов будет расти. И наконец, недостаток кредитных средств может вынудить операторов сократить инвестиции и будет способствовать консолидации отрасли.

По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, все тренды, выведенные ITU, применимы и к России. По его словам, сейчас около 50% трубок в России - это бюджетные варианты, и именно этот сегмент рынка будет развиваться эффективнее. Аналитик MForum Дмитрий Деев уверен, что объем рынка мобильных телефонов в штучном выражении сократится примерно на четверть. По его мнению, увеличится срок службы телефонов, пользователи будут отказываться от покупки более дорогих и новых моделей, сокращению объемов рынка будут также способствовать сложности с кредитованием физлиц.

Аналитик iKS-Consulting Максим Савватин более позитивно оценивает перспективы телекоммуникационного рынка в условиях кризиса. По его мнению, рынок телекоммуникаций в меньшей степени пострадает, потому что генерирует услуги, постоянно потребляемые пользователями. "На мой взгляд, самыми тяжелыми для рынка будут первые два квартала 2009 года, а дальше ситуация может более или менее стабилизироваться", - говорит г-н Савватин.


Рекламное "молчание" в период кризиса вредит компаниям

Начало 2009 года ознаменовано существенным падением спроса на рекламу. Урезание рекламных бюджетов видится руководителям многих компаний одним из самых простых средств компенсации кризисных последствий.

Уже в конце 2008 года некоторые компании, рекламодатели, начали отзывать запланированную в СМИ рекламу, часть из них до сих пор не определилась с бюджетом на 2009-й. Текущий год вообще должен стать, по прикидкам экспертов, годом краткосрочных рекламных кампаний и снижения цен на подобные услуги.

Тем не менее, прогнозы по ближайшему развитию рекламного рынка в России пока разнятся - есть как пессимистические, так и оптимистические сценарии развития событий. В данный момент - во время финансовой нестабильности - в области распределения рекламных бюджетов наблюдаются две тенденции: часть компаний стремится сократить затраты на рекламу, другие, наоборот, стараются либо сохранить бюджет на том же уровне, либо даже увеличить свои расходы на рекламу.

Компаниям, работающим на конкурентных рынках, в период кризиса категорически не рекомендуется прекращать или снижать маркетинговую активность. Доказательством тому может послужить одна история. В 80-х годах, когда американская экономика переживала кризис, у компаний, которые сохранили рекламный бюджет на прежнем уровне либо увеличили его, продажи выросли на 275%. Об этом свидетельствуют отчеты McGraw-Hill Research"s Laboratory of Advertising Performance (LAP). У тех же компаний, которые сократили рекламные расходы или вовсе отказались от рекламы, после стабилизации на рынке продажи выросли всего на 19%. Кризис в России 1998 года также показал, что компании, "взявшие паузу" в маркетинговой активности, рисковали вообще не вернуться на рынок.

Вот что говорят эксперты-маркетологи исследования: в экономически сложный период пропадать из поля зрения потенциальных потребителей категорически нельзя. Ведь рекламным "молчанием" в момент кризиса компании демонстрируют им свое плохое финансовое состояние, что в дальнейшем может сильно аукнуться - вылиться в полную потерю интереса к таким компаниям и их продукции. Во время кризиса потребители начинают более серьезно подходить к своим покупкам, обращать внимание буквально на все: качество продукта, его имиджевую рекламу и т.д. Кроме того, они становятся более восприимчивыми к новым интересным предложениям. Тем временем, нерекламируемые товары, которым в прошлом отдавалось предпочтение, начинают забываться, и довольно быстро.

Вывод: компаниям, особенно "новичкам" на рынке, в период кризиса, когда конкуренция ослаблена, следует максимально использовать свой "рекламный шанс". Благодаря правильной рекламе они за довольно короткий промежуток времени привлекут к себе внимание потенциальных потребителей и станут более заметными на фоне "молчащих" компаний, возможно, постепенно полностью вытеснив последних из "сердец" потребителей.



Лучшие производители 2008
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное