ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
04 февраля 2009, среда

Каким будет ИТ-бизнес в первом квартале?

Информационно-деловой канал @ASTERA предлагает участникам российского ИТ-бизнеса принять участие в опросе "Какие изменения происходят в вашей компании в 1 квартале 2009 года?".

Аналогичный опрос уже проводился в ноябре прошлого года. Тогда последствия мирового кризиса еще не были столь масштабными, и большинство компаний, работающих на российском рынке, не вносили серьезные коррективы в свою деятельность.

С ноября ситуация сильно изменилась. Уже в декабре компании ощутили на себе существенное изменение рыночной конъюктуры, которое вылилось в значительное падение объемов продаж. В январе ухудшение ситуации продолжилось. Российская экономика, привязанная к стоимости доллара и ценам на нефть, изменила характер на рецессионный. Информационное пространство заполонили сообщения о банкротстве компаний, о массовых увольнениях, снижении зарплат и падении потребительского спроса.

Рыночные перспективы во многом представляются неопределенными. При этом руководству компаний необходимо решить, как жить дальше. Наибольшую головную боль вызывает вопрос будущих объемов продаж. От ответа на него зависит то, какие затраты смогут себе позволить компании. Так как затраты на персонал составляют в ИТ-бизнесе самую существенную статью расходов, падение объемов продаж в первую очередь скажется на штате компаний. Именно поэтому в опросе уделено наибольшее внимание этим вопросам.

Принять участие в опросе "Какие изменения происходят в вашей компании в 1 квартале 2009 года?"


Facebook планирует "слить" пользовательские данные

Автор: Надежда Баловсяк

Социальная сеть Facebook планирует применить новый способ монетизации своего проекта. Сегодня появилась информация о том, что Facebook создаст на данных своих пользователей крупнейшую базу пользовательских предпочтений, доступ к этой базе получат рекламодатели и другие компании, которые заинтересованы в анализе пользовательских предпочтений и увеличении эффективности своей работы. Правда, такое решение социальной сети может быть негативно воспринято ее пользователями.

Новый способ рекламы под названием Engagement Ads уже был продемонстрирован заинтересовавшимся компаниям во время Давоского экономического форума.

Система Engagement Ads позволит рекламодателям проводить опросы относительно своей продукции среди целевой аудитории, то есть среди пользователей, которые заинтересованы в ней. Кроме того, преимущество Engagement Ads состоит в том, что с его использованием компании и рекламодатели смогут получить в режиме реального времени ответы на интересующие их вопросы. Это могут быть вопросы о характеристиках того или иного товара, о предпочтениях пользователей относительно разных товарных групп или о том, на что пользователи обращают внимание во время просмотра рекламы.

Активное использование Engagement Ads начнется весной этого года.

Специалисты высоко оценили новую рекламную платформу от Facebook – по мнению экспертов, огромный массив пользователей сервиса стоит миллионы долларов для компаний, участвующих в рыночных исследованиях.

В данный момент на Facebook зарегистрировано около 150 миллионов пользователей. В условиях снижения объемов рекламного рынка, компания вынуждена была задействовать новые рекламные стратегии, и Engagement Ads стала одной из них.

Проведенные ранее исследования показали, что, несмотря на огромный трафик, который генерируют пользователи социальных сетей, традиционная реклама на таких сервисах не работает.

Только 57% пользователей социальных сетей переходят по рекламным ссылкам, в то же время такое число в среднем интернет-пользователей составляет 79%.

Эффективной рекламой в социальных сетях может быть та, которая в той или иной мере использует интересы пользователей и сообщества по интересам. Пока социальные сети остаются одной из наиболее привлекательных рекламных площадок – специалисты оценивают объем затрат на рекламу в социальных сетях на уровне 2,5 млрд долларов к 2011 году.

Эксперты исследовательской компании Deloitte считают, что Facebook переживает кризис вдвойне – он связан с одновременным сокращением рекламных бюджетов и увеличением расходов на поддержание сервиса. По их мнению, в среднем стоимость хранения фотографий и видео на сайтах, подобных Facebook, увеличилась более чем на 70 фунтов стерлингов (около 130 долларов) в этом году. Поэтому Facebook была вынуждена разработать надежный механизм монетизации своего сервиса, - комментирует решение компании Пол Ли (Paul Lee), руководитель подразделения компании Deloitte.

Пока неизвестно, как к нововведениям отнесутся пользователи, однако специалисты прогнозируют, что это вызовет волну недовольства среди пользователей сервиса.


"1С" теряет "Интерес"

Крупнейшая в мире сеть по торговле видеоиграми Gamestop (более 6 тыс. магазинов) ведет переговоры с российским разработчиком софта "1С" о покупке его розничного подразделения "1С Интерес" (49 магазинов). Эксперты оценивают российскую сеть в 150-180 млн руб. По их мнению, продажа розничного направления, которое "1С" активно развивала в последние годы, может свидетельствовать либо о смене приоритетов в стратегии разработчика, либо о его финансовых трудностях.

О переговорах по продаже розничного направления "1С" рассказал совладелец крупного издателя игр. По его словам, американский ритейлер Gamestop готов выкупить всю сеть "1С Интерес", а сделка вошла в финальную стадию. Директор инвестиционной компании IndexAtlas Адам Фусс подтверждает, что компания Gamestop проявляет интерес к выходу на российский рынок и "рассматривает приобретение сети "1С Интерес" как раз в качестве основного сценария". О возможной продаже "1С Интерес" также знает управляющий директор крупного инвестиционного фонда: консультантом "1C" выступает "Ренессанс Капитал", добавляет он.

Представитель "Ренессанс Капитала" Алексей Карахан вчера отказался от комментариев. Глава отдела продвижения экономических программ "1С" Алексей Харитонов сообщил, что "1С" "не подтверждает переговоры".

Gamestop является крупнейшей в мире розничной сетью по продаже видеоигр. У компании около 6,2 тыс. магазинов в 18 странах: США, Австрии, Австралии, Канаде, Франции, Германии, Италии, Испании, Швеции, Великобритании и др. Выручка в 2007 финансовом году (завершился в феврале 2008 года) - $7 млрд, чистая прибыль - $288,3 млн. Капитализация Gamestop на NYSE вчера - около $4 млрд.

"1С Интерес" специализируется на продаже видеоигр, компьютерных программ, книг, музыки, игровых приставок и аксессуаров для них. Сеть насчитывает 49 магазинов в 19 городах России формата от 50 кв. м до 1,5 тыс. кв. м. Часть магазинов принадлежат "1С", часть - франчайзинговые. Компания также осуществляет продажи через интернет. По оценке ИК "Финам", выручка сети в 2008 году - 300-330 млн руб. "1С Интерес" входит в группу компаний "1C", которая контролируется физическими лицами, среди которых Борис Нуралиев и его брат Сергей Нуралиев. По данным CNews Analytics, выручка "1С" в 2007 году составила примерно $380 млн.

Эксперты отмечают, что розничная сеть "1С" и купленный в прошлом году дистрибутор и издатель компьютерных игр "Бука" могли бы дать хорошую синергию. "1С" приобрела 100% ЗАО "Бука" у фонда "Финам - информационные технологии" и компании Norum Private Equity Advisors летом прошлого года. Сумма сделки не раскрывалась, но, по данным участников рынка, она превысила $60 млн. После этой сделки "1С" стала лидером рынка издания компьютерных игр, обогнав компанию "Новый диск".

"1С Интерес" стоит 150-180 млн руб., если предположить, что в собственности "1С" находятся две трети магазинов, подсчитывают в ИК "Финам". Если сделка состоится, то она будет выгодна прежде всего американской стороне, считает управляющий директор Moorgate Capital Андрей Зубков. "На растущем рынке приходится платить большую премию за входной билет, а сейчас можно получить тот же бизнес за гораздо меньшие деньги. До кризиса такая компания могла быть продана исходя из оценки в две годовые выручки, а сейчас - явно меньше одной",- говорит господин Зубков. Он удивлен самим фактом возможной сделки: "Компания явно стоит немного, несколько миллионов. Конечно, это не совсем профильный актив для "1С", но и я не вижу смысла продавать его сейчас, если, конечно, у "1С" нет серьезных финансовых проблем".

Заместитель директора ИК "Финам" Сергей Опарин напоминает, что "1С" активно пыталась развивать розницу. "В их стратегию не входила продажа сети,- удивляется господин Опарин.- Если сделка все-таки состоится, то это говорит о том, что либо у компании изменилась стратегия, либо возникли финансовые проблемы, которые в "1С" хотят решить путем продажи розницы".


Продажи процессоров резко упали по всему миру

Объем общемировых продаж в полупроводниковой отрасли в декабре 2008 года составил 17,41 миллиарда долларов, пишет The Wall Street Journal. Это на 17 процентов меньше, чем в ноябре и на 22 процента меньше, чем в декабре 2007 года.

В странах азиатско-тихоокеанского региона, на который приходится около половины рынка, продажи упали на 22 процента, как и в среднем по миру. В Европе продажи чипов снизились на 28 процентов, в США - на 26 процентов, в Японии - на 13.

Причиной падения продаж стало снижение спроса со стороны конечных потребителей, покупающих свыше 50 процентов полупроводниковой продукции. Из-за этого рынок полупроводников серьезно зависит от платежеспособности покупателей и потребительской уверенности.

В октябре 2008 года эксперты iSuppli прогнозировали, что рынок полупроводников по итогам года вырастет всего на 3,5 процента вместо четырех, а рынок микропроцессоров - на 0,4 процента вместо 2,7. Новые данные говорят о сокращении продаж по итогам 2008 года на 2,8 процента.


Будьте спокойны

Три экономиста Стэнфордского университета (США) выдвинули теорию, согласно которой подъем экономической конъюнктуры может начаться гораздо быстрее, чем это можно себе сегодня представить. Их оптимизм основывается на историческом анализе и выработанной ими теоретической модели изменения и подсчета такой трудноопределимой материи, как неуверенность в экономике.

Ник Блюм, Макс Флетотто и Нир Ямович в своем докладе "Действительно неопределенные бизнес-циклы" утверждают, что сейчас неуверенность в экономике достигла самого высокого уровня за последние 30 лет. В той же мере неясным, как и сегодня, будущее в последний раз представлялось во время второго нефтяного кризиса в конце 70-х годов, констатируют они. "Перед нами - стена тумана!" - это утверждение повсеместно звучит из уст менеджеров, обращающих свое красноречие в адрес акционеров и сотрудников компаний. Сейчас практически все фирмы - от Deutsche Bank до eBay - проявляют осторожность и вообще перестали озвучивать свои прогнозы на будущее.

Суть доклада в том, что кредитный дефицит не является единственной причиной спада конъюнктуры. Вторым, косвенным фактором, который вызвал спад, стала неуверенность. Она представляет собой самостоятельную экономическую силу, которая давит на конъюнктуру независимо от проблем банковского сектора. Ведь именно из-за высокого уровня царящей неопределенности многие компании впали в состояние шокового оцепенения. И хотя кредитный кризис их напрямую абсолютно не затронул, они только лишь из-за страха перед будущим воздерживаются от инвестиций и увеличения численности персонала.

Исторический анализ и соответствующие модельные расчеты ученых свидетельствуют: сильная неуверенность становится для конъюнктуры тормозом лишь на короткий период времени. Проходит несколько месяцев, и туман начинает рассеиваться. Многим фирмам приходится снова приниматься за инвестиции и набор персонала, так как пока они, затаив дыхание, держали паузу, возник вызванный отставанием производства отложенный спрос.

Для измерения масштабов неуверенности в экономике США Ник Блюм, Макс Флетотто и Нир Ямович разработали свой "индекс неуверенности", который учитывает, в частности, курсовые взлеты и падения акций, "ножницы" в прогнозах экономического роста и занятости, а также расхождения в динамике развития объемов выручки и прибыли концернов. Наступлению экономической рецессии соответствуют значения индекса, превышающие 40%. И чем выше уровень неуверенности, тем резче идет спад: даже если принимать во внимание такие важные для реальной экономики показатели, как размеры учетной ставки, а также уровни инфляции и безработицы, то взаимозависимость между неуверенностью и рецессией все равно сохраняется. Проведенные ими в ходе имитационного моделирования расчеты показали: один лишь только типичный для средней рецессии рост неуверенности на 40% ведет в течение двух кварталов к снижению экономики примерно на 1,8%. Однако затем это отставание достаточно быстро восстанавливается - чаще всего это происходит в течение одного-двух кварталов.

Впрочем, напрямую рассчитать, насколько велика доля неуверенности в нынешнем кризисе, с помощью этой работы ученых Стэнфордского университета нельзя. Исследователи полны оптимизма, что "густой туман" скоро рассеется и лишь только благодаря одному этому ситуация улучшится.


Motorola сдает позиции азиатам

Компания Motorola продолжает терять долю рынка на мировом рынке сотовых телефонов. За 2008 год доля компании на рынке трубок снизилась с 14,3 до 6,5%. В результате по доле рынка американский производитель сотовых телефонов уступил Sony Ericsson, Samsung и LG. По словам аналитиков, Motorola не успевает за рыночными трендами, такими как появление тачфонов, мультимедийных телефонов и т.д.

Доля производителей сотовых телефонов в России в 2008 году

Motorola опубликовала финансовые результаты за 2008 год. Чистый убыток Motorola в 2008 году составил 4,1 млрд долл. против 49 млн долл. убытка в 2007-м. Выручка от реализации мобильных телефонов в 2008 году снизилась до 30,1 млрд с 36,6 млрд долл. годом ранее. При этом, по данным самой Motorola, ее доля на рынке сотовых телефонов упала практически на 10%, сократившись до 6,5%. Эта цифра оказалась ниже ожиданий аналитиков. Согласно исследованию аналитической компании ABI Research, которое было опубликовано несколько дней назад, рыночная доля рынка Motorola в 2008 году должна была достичь 8,3%. По мнению исследователей, первенство среди мировых производителей мобильных телефонов принадлежит Nokia с долей 38,6%, на второй позиции Samsung, занимающая 16,2% рынка. Motorola делит третье место с LG, доля рынка которой также составляет 8,3%. Замыкает пятерку лидеров Sony Ericsson, доля которой составляет на конец 2008 года 8%.

В прошлом году руководство компании Motorola объявило о намерении выделить мобильное подразделение в отдельную компанию в связи с тем, что этот бизнес уже не приносит ожидаемого дохода. А в середине января 2009 года компания заявила о намерении сократить 4 тыс. сотрудников. Из этого числа примерно 3 тыс. рабочих мест будет сокращено в подразделении устройств мобильной связи.

По данным Gartner, в 2007 году доля Motorola на рынке мобильных телефонов составляла 14,3%. Доли производителей трубок распределялись по итогам 2007 года следующим образом: Nokia c 37,8% рынка на первом месте, Motorola - на втором. Компания Samsung, занимавшая 13,4% рынка, замыкала тройку лидеров. Четвертое и пятое места у Sony Ericsson и LG, доли рынка которых составили по итогам года 8,8 и 6,8% соответственно.

"На российском рынке, так же как и на мировом, дела у компании Motorola идут не слишком успешно. Сейчас доля рынка компании составляет около 2%", - говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его мнению, прежде всего это связано с "отсуствием адекватной продуктовой линейки". По мнению аналитика J-son & Partners Сергея Савина, снижение доли рынка Motorola в сегменте сотовых телефонов связано прежде всего с тем, что компания ориентирована только на американский рынок. "В частности, в России компания сделала ставку на продажу высокомаржинальных моделей. При этом в бюджетном сегменте предложить покупателю практически нечего. Тем не менее именно эти телефоны сейчас пользуются наибольшим спросом в нашей стране", - отмечает аналитик. По мнению г-на Савина, после серии RAZRV Motorola не смогла переориентироваться на другие трендовые модели, в частности камерофоны, тачфоны и музыкальные телефоны.




Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное