ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
19 февраля 2009, четверг

Рынок ЖК-панелей в феврале

В феврале цены на ЖК-панели, исключая телевизионные, останутся стабильными, сообщает DisplaySearch.

Сейчас наблюдается постепенное увеличение спроса на панели для ЖК-мониторов. Производители мониторов испытывают определенный дефицит соответствующих комплектующих. В особенности это касается широкоэкранных панелей. Такая ситуация может привести к тому, что некоторым вендорам придется закупать комплектующие по более высокой цене.

Вместе с тем аналитики DisplaySearch отмечают рост цен на телевизионные ЖК-панели малого и среднего размеров (32 дюйма и ниже), что частично объясняется возросшим спросом на данную продукцию со стороны китайских и американских производителей. Стоимость 32- и 26-дюймовых панелей выросла в феврале на 5 долларов. Что касается сегмента 40-дюймовых и более крупных панелей, то здесь сохраняется ценовое давление. Стоимость панелей с диагональю 37 и 42 дюйма снизилась на 5 долларов, 46-дюймовые панели подешевели на 10 долларов.


Ловля работы социальными сетями

Автор: Николай Двас

Издание TechCrunch показало, что по мере развития кризиса профессиональная социальная сеть LinkedIn сильно прибавила в популярности. Интересно понять, каково состояние российских аналогов LinkedIn и чем они в кризис лучше (или хуже), чем job-сайты.

Понятно, что по мере увольнений люди начинают пытаться искать работу всеми доступными способами. Помимо известных и ставших традиционными job-сайтов, помогают им в этом и профессиональные социальные сети. В России это, прежде всего, "Мой Круг" и "Профессионалы.ру". Несмотря на то, что в кризис растут и те, и другие, задачи, решаемые ими, принципиально отличаются от задач порталов, посвященных поиску работы, таких как HeadHunter.

На самом деле, разница в функциональном предназначении обуславливает разницу в том, как люди изменяют использование сервисов обоих типов во время кризиса. Президент группы компаний HeadHunter Юрий Вировец отмечает, что эффективность социальных сетей может быть очень высока, однако лишь при точечном поиске работы в спокойном режиме. В критической же ситуации, когда работа нужна срочно, правильнее идти на job-сайт, где вакансий значительно больше: соцсети больше подходят желающим работать в конкретной компании под началом конкретного человека. Посещаемость социальных сетей, рассказал TelNews Юрий Вировец, растет медленнее - за исключением новичков типа "Профессионалов.ру". Это связано с тем, что удачно сделанная социальная сеть на первом этапе всегда быстро набирает первоначальную аудиторию.

Однако если бы все ограничивалось вышеприведенными соображениями, едва ли LinkedIn смог бы вырасти столь значительно. Плюсы социальных сетей также достаточно заметны. Руководитель сервиса "Мой Круг" Дмитрий Котеров сообщил, что одним из важных факторов, влияющих на успешный поиск работы или сотрудников, являются связи, и соцсети позволяют использовать социальную составляющую для поиска работы. Для работодателя интересно то, что он может посмотреть круг общения кандидата, запросить рекомендацию у общих знакомых. Важным преимуществом также является возможность вступить в контакт с интересным компании кандидатом, который не ищет работу активно (то есть, он не поставил соответствующую галочку), однако открыт для общения. Впрочем, как показал опыт председателя совета директоров ЗАО "Правда.Ру" Вадима Горшенина, даже крупному специалисту, и даже при условии стоящей галочки, бывает трудно найти работу через социальные сети. Тем не менее, по сравнению с августом ежедневное количество пользователей "Моего Круга", ставящих галочку "ищу работу", удвоилось (количество вакансий при этом осталось неизменным). Точно так же количество людей, откликающихся на вакансии, выросло в два раза в период с августа по декабрь, после чего снова удвоилось к февралю. Таким образом, имея ограниченную область применения, профессиональные соцсети все же показывают рост по определенным показателям, вполне соответствующий росту заинтересованности в поиске рабочего места.


Контрафактам не нашли аргументов

Интернет-провайдер не несет ответственности за передаваемую информацию, если не он инициирует ее передачу, а факт несанкционированного использования им музыкальных произведений путем размещения в интернете должен быть доказан правообладателем. К такому выводу пришел президиум Высшего арбитражного суда (ВАС). Это решение может определить исход многих судебных разбирательств между правообладателями и хостинг-провайдерами, в частности, между холдингом ВГТРК и социальной сетью "В контакте".

На этой неделе стал доступен текст решения президиума ВАС по иску правообладателя ООО "Контент и право" в отношении хостинг-провайдера "Мастерхост". Декабрьским решением президиум ВАС направил дело в отношении провайдера "Мастерхост" на новое рассмотрение в арбитражный суд Москвы. Иск подал правообладатель ООО "Контент и право" из-за того, что на сайте Zaycev.net (размещен на серверах "Мастерхоста") были размещены знаменитые песни на музыку Евгения Крылатова "Крылатые качели" и "Прекрасное далеко", а также "Александра" из фильма "Москва слезам не верит", музыку к которой написал Сергей Никитин. Истец потребовал взыскать с "Мастерхоста" 200 тыс. руб. компенсации. Арбитражный суд Москвы в ноябре 2007 года иск отклонил, сославшись на то, что владельцем ресурса Zaycev.net является ООО "Метком", а к нему претензии не предъявлялись. Но уже в феврале 2008 года апелляционная инстанция решил взыскать с "Мастерхоста" 140 тыс. руб. компенсации. По мнению апелляционного суда, контрафактные материалы находились на сервере "Мастерхоста", который мог и сам размещать информацию в интернете. Кассационный суд постановление апелляции поддержал.

В тексте решения президиума ВАС есть два принципиально важных пункта, считают юристы. Во-первых, в решении подчеркивается, что провайдер не несет ответственности за передаваемую информацию, если он не инициирует ее передачу, не выбирает получателя информации и не влияет на целостность передаваемых данных. Во-вторых, факт несанкционированного использования провайдером музыкальных произведений путем размещения их в интернете должен быть доказан правообладателем. Если не установлено, что провайдер знал или мог знать о незаконном распространении музыки, то он не должен доказывать отсутствие факта использования им этих произведений.

Решение президиума ВАС является важным для интернет-рынка, считает партнер юридической компании Salans Виктор Наумов. "По сути, суд указал, что требовать компенсацию с хостинг-провайдеров можно, в частности, только после уведомления о нарушении",- говорит господин Наумов. По его словам, суд указал, что в зависимости от обстоятельств виновным в нарушении могут признавать только того, кто непосредственно размещает нелицензионный контент, а не того, кто предоставляет техническую возможность загружать видео или музыку.

Решение президиума ВАС хотя и носит рекомендательный характер, но может повлиять на судебную практику по таким делам, считает Виктор Наумов. "Оно может говорить о том, что суды будут придерживаться американской модели,- рассуждает господин Наумов.- При ней взыскания производятся только с тех провайдеров, которые были уведомлены о нарушении и не приняли мер". Адвокат юридической компании "Усков и партнеры" Вадим Усков считает, что отличие этого решение от других состоит в том, что провайдер может быть наказан в случае, если он знает о нарушении.

Одним из самых громких дел в отношении хостинг-провайдера может стать суд между холдингом ВГТРК (телеканалы "Россия", "Культура", "Спорт", "Вести-24") и социальной сетью "В контакте". В октябре 2008 года ВГТРК подал иски о защите авторских прав против интернет-компании Mail.ru и сайта Vkontakte.ru. Суть претензий сводилась к тому, что на обоих сайтах любой пользователь может закачать ролики, права на которые принадлежат производителям контента, в том числе и ВГТРК. Mail.ru уладил конфликт с истцом ВГТРК, заключив мировое соглашение и подписав лицензионный договор с ВГТРК. С сетью "В контакте" договориться во внесудебном порядке не удалось.


Государство может помочь российской ИТ-индустрии

На данный момент российские "высокие технологии" серьезно отстают от Запада, но ситуация может измениться в лучшую сторону за счет государственной поддержки.

К такому выводу пришли участники конференции "Информатизация и высокие технологии: неэлектронная Россия", организованной информационной группой Finam.ru.

В настоящее время российский сектор информационных технологий в основном осваивает западные разработки. По мнению генерального директора "Ашманов и партнеры" Игоря Ашманова, это связано с тем, что взлёт "новой экономики" и ИТ начался лет на 10 раньше, чем в США, и не страдал от развала страны и утечки мозгов, к тому же значительно поддерживался большими денежными вливаниями. Однако, российские компании уже сейчас предлагают оригинальный продукт, который востребован и за пределами страны. Примером конкурентоспособных российских продуктов могут служить антивирусное ПО "Лаборатории Касперского" и "Доктора Веб", программы по распознаванию символов от Finereader и лиц - от A4Vision, поисковики, словари, антиспам-системы, системное ПО компаний Plesk, Parallels и других, игры и оригинальные интернет-сервисы.

Эксперты считают, что ситуация в отрасли ИТ может быть изменена в лучшую сторону за счет государственной поддержки. Несмотря на заметное увеличение инвестиций в развитие инноваций, по мнению экспертов, акценты в государственной политике по поддержке высокотехнологичной индустрии далеко не всегда выглядят актуальными. Например, проекты по развитию нанотехнологий и созданию национальной операционной системы, поддерживаемые государством, являются бесперспективными, считают участники конференции. Ведь обычно развиваются и доводятся до конца только те проекты, говорит директор по исследованиям Mail.Ru Федор Вирин, в которых есть заранее заложенное рациональное зерно, выраженное в прибыльности всего мероприятия.

Участники отрасли придают большое значение действиям государства и верят в его способность повлиять на развитие ИТ в стране, особенно в тяжелые времена. "Гигантских новых внедрений ИТ-систем в период кризиса, конечно, ожидать не следует. Но точечные решения, расшивающие узкие места, приносящие практическую пользу, будут востребованы", - считает заместитель генерального директора IBS Евгений Пескин.


Зарплата как улика

Даже в условиях кризиса компаниям не нужно спешить оптимизировать налоговые отчисления, возвращаясь к практике выплат зарплат "в конвертах". Как подсчитали эксперты компании "Консультант Плюс", проанализировавшие "зарплатные" споры в федеральных арбитражных судах, с каждым годом недовольные работники все чаще обращаются в суды с жалобами на работодателей, нарушающих их права. Эксперты прогнозируют рост таких споров, поскольку во время кризиса компании стремятся экономить в том числе и на "зарплатных" налогах, нарушая права сотрудников.

Больше всего "зарплатных" споров в судах возникает по жалобам бывших сотрудников. По словам эксперта компании "Консультант Плюс" Алексея Смирнова, как следует из данных "Энциклопедии спорных ситуаций по ЕСН, НДФЛ и взносам", если в 2006 году арбитражных дел, касающихся неуплаты "зарплатных" ЕСН и НДФЛ, было соответственно 11 и 12, то в 2007 году - уже 21 и 27. В 2008 году их количество увеличилось: в неуплате ЕСН по наводке бывших работников компании обвинялись в суде 36 раз, а в неперечислении НДФЛ в бюджет - уже 43 раза.

В последние два года налоговики, обвиняя в суде компанию в использовании "конвертных" выплат, начали предъявлять новые доказательства. В частности, они внимательно отслеживают идентичность отчетности, поданной фирмой, и сотрудником в налоговую инспекцию, а также в банк при получении кредита. В 2006 году судебных дел по таким эпизодам не было, а в 2007 и 2008 годах было по четыре судебных спора. Если размер зарплаты, указанный в объявлении о вакансии, ниже того, что прописан в отчетности, фискалы также обращаются в суд. Опять же в суде работодателям приходится объяснять, как получилось, что зарплата сотрудника на предыдущем месте работы была в разы выше, чем на нынешнем. В 2008 году судьи впервые принимали такие аргументы фискалов, доказывающих использование "серых" выплат.

Количество "зарплатных" дел, инициируемых налоговиками, с каждым годом растет, говорит Алексей Смирнов. Региональные налоговые управления на своих сайтах разъясняют признаки и последствия выплат зарплат "всерую". По данным ФНС, в 2008 году 14% обращений граждан в ФНС касались как раз вопроса уклонения от налогообложения. Обращавшиеся "отводили особое место вопросам фиктивного занижения зарплаты работодателями: выплаты зарплаты "в конвертах" без уплаты налогов в бюджет", сообщила неделю назад ФНС на своем официальном сайте.

Замгендиректора аудиторской компании МКПЦН Наталья Малофеева опасается, что количество "зарплатных" споров будет расти: в кризис компании настроены экономить на всем, в том числе и на ЕСН и НДФЛ. Налоговики же будут ужесточать контроль, перепроверяя данные отчетности, методично занимаясь пополнением бюджета.


Google теряет позиции

В январе 2009 года доля Google в общем объеме поисковых запросов США снизилась на 0,5% по сранению с декабрем 2008 года и составила 63%, по данным исследовательской компании ComScore.

Основные же конкуренты интернет-гиганта не теряли времени даром и увеличивали свое присутствие. Так, доля Yahoo! достигла 21% (на 0,5% больше, чем в декабре), Microsoft - 8,5% (+0,2%), а AOL - 3,9% (+0,1%).

Как отмечают эксперты отрасли, наиболее примечательно в этой статистике увеличение доли Yahoo!: после долгого падения вниз некогда лидеру рынка удалось стабилизировать положение летом, обеспечив 19,7% всех поисков, а затем начать наращивать присутствие, показав пять месяцев положительного роста подряд. Учитывая последние данные, с августа доля Yahoo! увеличилась более чем на 1%.


HTC о камерофонах

В HTC признали неудовлетворительным качество камер, встроенных в смартфоны компании.

По словам Эрика Лина, представителя тайваньского производителя, HTC намерена занять достойное место на рынке камерофонов. "Мы провели большую работу над тем, чтобы повысить качество встроенных камер. Мы прекрасно понимаем, чего хотят от нас потребители. Едва ли им понравится тратить 10 секунд на активацию камеры", - сказал Лин.

Вместе с тем Лин отметил, что намерения HTC вовсе не означают, что компания вступит в "войну мегапикселей", которая имеет место в последнее время. Для того чтобы это произошло, должны быть достаточно веские причины. Главной из таких причин может стать реальный потребительский спрос на устройства, оборудованные матрицами высокого разрешения. Компания HTC провела ряд исследований, которые показали, что оптимальным разрешением для камерофонов являются 5-6 мегапикселей. Поэтому на данный момент в компании не видят необходимости в том, чтобы снабжать свои аппараты сенсорами большего разрешения. Сейчас 5-мегапиксельной матрицей оснащен только один телефон HTC - Touch Diamond 2. Правда его фотографические способности несколько ограничивает отсутствие вспышки.

В последнее время все более очевидной становится тенденция к универсализации мобильных телефонов, когда в одном аппарате совмещаются функции целого ряда устройств. В HTC, например, считают, что понятие бизнес-телефона изжило себя, поскольку люди не хотят пользоваться разными устройствами в разных обстоятельствах.


"Новичок" на российском ИТ-рынке

C сегодняшнего дня на российском ИТ-рынке начинала работу LETA Group - Группа компаний, объединяющая функции управляющей компании и инвестиционного центра.

Стратегической задачей LETA Group является создание, приобретение и управление активами в наиболее перспективных и быстрорастущих сегментах российского ИТ-рынка.

Управляющим органом LETA Group является Совет директоров. С середины февраля 2008 года Группа начинает координировать работу следующих предприятий: первого российского оператора ИТ-услуг LETA IT-company, ведущего российского поставщика решений АСУ ТП - компании АСК, эксклюзивного поставщика продуктов ESET в России и странах СНГ - ЗАО "ИСЕТ"; интернет-магазина лицензионного ПО и игровых приложений MrSoft и российского разработчика системы электронной очереди "ДАМАСК".

В 2008 году суммарная неаудированная выручка всех компании, входящих в LETA Group, составила 2801 млн руб. При этом на данный момент Группа работает с 220 ведущими международными и российскими вендорами.

Объединив активы перечисленных компаний, LETA Group получила широкие возможности для оптимизации издержек и повышения эффективности их работы. Завершить все преобразования Группа планирует в первом полугодии 2009 года.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе основной функцией LETA Group является инвестирование в сферу высоких технологий для "выращивания" лидеров в наиболее перспективных областях ИТ-рынка. При этом конкретные объекты инвестирования могут относиться к различным сегментам отрасли, но обязательно должны обладать значительным потенциалом роста и возможностями дальнейшей консолидации с уже существующими активами Группы. В настоящее время основными объектами инвестирования являются АСК, компании "ДАМАСК" и MrSoft.

Конкретные планы новых инвестиционных проектов LETA Group увязывает с будущей динамикой развития российской и международной экономики. При этом Группа рассматривает три основных сценария, напрямую зависящих от базовых макроэкономических показателей.

"Оптимистичный сценарий" предполагает стабильный курс рубля, профицит госбюджета и рост российской экономики при стоимости нефти свыше 50 долл. за баррель. В этом случае российские предприятия смогут выделять достаточно значительные ресурсы на программы развития и техническое переоснащение. Соответственно, LETA Group направит основные инвестиции на разработку программных продуктов для рынков ИБ и промышленной автоматизации, а также на освоение новых сегментов с высоким потенциалом роста. В значительной степени эта работа будет осуществляться за счет приобретения российских компаний-разработчиков "второго эшелона". При этом программные продукты для потребительского рынка Группа планирует продвигать не только в России, но и за рубежом.

При "Нейтральном сценарии" (стоимость барреля нефти - 35-50 долл., медленная девальвация рубля, нулевой рост российской экономики и относительно небольшой дефицит бюджета) предприятия-заказчики будут вынуждены отказаться от крупных ИТ-проектов, и спрос в этой сфере сместится в сторону коротких и относительно малозатратных проектов с понятным механизмом возврата инвестиций и сроком окупаемости до одного года. В этих условиях LETA Group направит основные усилия на расширение существующих направлений бизнеса за счет максимально широкого использования модели типизированных услуг на всех предприятиях Группы, а также на приобретение высококвалифицированных команд.

Наконец, "Негативный сценарий" соответствует стоимости нефти ниже 35 долл. за баррель, гипердевальвации рубля, фактическому дефолту госбюджета и "падению" экономики. При таком развитии событий резко сократится круг потребителей ИТ, и они полностью перейдут на внедрение ИТ-решений своими силами. Таким образом, рынок профессиональных услуг в сфере консалтинга и внедрения практически перестанет существовать. Следуя этой тенденции, LETA Group переключится на разработку "коробочных" ИТ- и ИБ-услуг, которые можно будет продавать через розничные каналы. В таких услугах будет широко использоваться ПО Open Source, что значительно снизит их стоимость.

Таким образом, по словам Александра Чачавы, президента LETA Group, новая структура позволит Группе минимизировать негативные последствия кризиса и не упустить новые открывающиеся возможности.


Рынок смартфонов в качестве компенсации

Производители процессоров надеются поправить свои дела за счет малых форм.

Вендоры рассчитывают, что рост продаж мобильных устройств позволит компенсировать существенное снижение спроса на чипы для ПК. В последнем квартале 2008 года объемы поставок компьютерных процессоров упали более чем на 11%. Вместе с тем ожидается существенный рост сегмента нетбуков, который в нынешнем году должен вырасти как минимум вдвое, достигнув примерно 35 миллионов устройств.

Intel, крупнейший производитель процессоров, планирует увеличить объемы продаж чипов Atom для нетбуков и MID по крайней мере на 50% по сравнению с прошлым годом. В четвертом квартале 2008 года доходы корпорации от продажи Atom выросли на 50%, достигнув 300 миллионов долларов. Одновременно с этим совокупные объемы продаж Intel снизились на 23%, до 82 млрд долларов.

Компания Freescale, которая в прошлом месяце начала производить процессоры для нетбуков, планирует к следующему кварталу наладить выпуск чипов для устройств на базе Android. В компании рассчитывают на двукратное увеличение сегмента нетбуков, главным образом, за счет роста популярности данного типа компьютеров среди молодежи развитых стран.

В последнее время все больше размывается грань между портативными ПК и продвинутыми мобильными телефонами, функциональность и популярность которых стремительно растет. Согласно прогнозам экспертов, несмотря на снижение спроса на электронику, вызванное экономическим кризисом, рынок смартфонов должен вырасти в 2009 году на 10-20%. Некоторые компьютерные вендоры обратили самое пристальное внимание на "умные" телефоны. Так, например, на днях компания Acer представила на выставке Mobile World Congress 2009 первые восемь моделей смартфонов под собственным брендом. Вместе с тем, многие аналитики отмечают, что рынок "умных" телефонов насыщен и новым игрокам будет крайне трудно найти свою нишу.

Оптимистичные прогнозы, однако, не мешают ведущим производителям мобильных телефонов ощущать на себе последствия экономического кризиса. Nokia, например, была вынуждена "зарыть топор войны", заключив партнерское соглашение с Qualcomm. Финская компания будет использовать в своих 3G-телефонах чипсеты производства Qualcomm, что позволит Nokia снизить производственные издержки.


Половина IP-адресов России в регионах

Автор: Сергей Коноплицкий

IP-адреса требуются для подключения новых пользователей к Интернету и размещения информационных ресурсов. Россия относится к европейскому региону, распределением адресного пространства в котором занимается независимая некоммерческая организация RIPE NCC, обеспечивающая поддержку инфраструктуры Интернета в регионе своей ответственности. В конце 2008 года российские локальные интернет-реестры образовали самую большую национальную группу в RIPE NCC, сообщил проект "RUметрика", со ссылкой на компанию RU-CENTER.

С 2003 года начинается ускоренное развитие сетевой инфраструктуры: если в 2004 году по количеству записей в Европейском реестре Россия была на третьем месте, то к концу 2008-го российские локальные интернет-реестры образовали самую большую национальную группу в RIPE NCC.

Около половины прироста информационной инфраструктуры сегодня обеспечивают регионы: если прежде большую часть адресов выделялось на столичных провайдеров, то на 1 декабря 2008 г. соотношение "столицы/регионы" составляло уже 50,59% к 49,41%. Наиболее заметна доля развития санкт-петербургских провайдеров, занимающих в среднем около 10-13% адресного пространства в стане. Другими крупными потребителями являются Свердловская и Новосибирская области (в среднем по 5%), доли остальных регионов незначительны, однако в общей сложности набирается чуть меньше 30% от общего адресного пространства.

Самой крупной российской точкой обмена трафиком остается Московский Internet Exchange (MSK-IX), однако постепенно набирают рост новые узлы Санкт-Петербурга (SPB-IX) и Новосибирска (NSK-IX). В течение всего 2008 года здесь наблюдался устойчивый рост.

На данный момент действия по разворачиванию новых точек обмена трафиком мало повлияли на географию размещения сайтов по территории страны. По-прежнему больше половины сайтов размещено в Москве, четверть – на зарубежных хостингах и 12% - в Санкт-Петербурге. На долю регионов приходится всего 5% сайтов.


Какое будущее ждет CD?

Многие эксперты и аналитики сейчас задаются вопросом, что станет с музыкальными CD во времена онлайновой продажи музыки.

Дело в том, что сегодня зачастую дешевле и удобнее купить альбом любимого исполнителя через интернет, а не в магазине дисков, причем иногда цена может различаться на 5-10 долларов. Кроме того, многие альбомы, распространяемые в онлайн-магазинах имеют дополнительные бонусы в отличие от своих CD-собратьев. К примеру, выходящий в скором времени новый альбом U2 будет доступен в 5 версиях в обычных магазинах и в 2 версиях в онлайновой продаже, одну из которых снабдят специальным бонус-треком, отсутствующим в остальных версиях.

С другой стороны, очень часто музыка служит в качестве подарка друзьям или близким, и тогда онлайновый альбом вряд ли станет хорошим вариантом. В то же время эксперты сходятся во мнении, что эра CD скоро подойдет к самому концу, ведь даже покупая диск, большинство потребителей тут же копирует песни на компьютер, чтобы загрузить их в свой MP3-плеер.



Лучшие производители 2008
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное