Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
06 июля 2009, понедельник

Ритейл обрел надежду

Российский рынок сотовых телефонов еще не вернулся к докризисным показателям, но уже на пути к росту. По подсчетам Mobile Research Group (МRG), продажи сотовых телефонов во втором квартале 2009 года снизились только на 17%, что существенно ниже прогнозов аналитиков. Участники рынка рассчитывают, что в будущем позитивная тенденция сохранится. Однако на уверенный рост надеяться пока рано - нужно ждать осени, говорят эксперты.

По данным MRG, рынок сотовых телефонов во втором квартале показал 17-процентное падение по сравнению с прошлым кварталом. Всего, по данным аналитиков, было продано около 5,6 млн трубок, в то время как объем продаж сотовых телефонов в первые три месяца 2009 года составил около 6,6 млн. "Падение оказалось существенно ниже прогнозов. Уже можно говорить о том, что рынок сотового ритейла постепенно выходит из того состояния оцепенения, в котором он находился все последние месяцы", - считает ведущий аналитик MRG Эльдар Муртазин. По его словам, снижение вызвано лишь фактором сезонности. Однако, признает аналитик, падение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года все еще значительно и составляет около 44%. "Но потребительский спрос выровнялся, есть надежда на то, что в дальнейшем ситуация будет улучшаться", - говорит г-н Муртазин.

В составе лидеров рынка изменений не произошло. По данным MRG, Nokia с долей рынка 39% по-прежнему удерживает первую позицию, на втором месте Samsung, контролирующий 33%. Третье место занимает Sony Ericsson с долей чуть менее 10%. Впрочем, по мнению г-на Муртазина, в скором времени компания может уступить свое место LG, модельный ряд которой в России набирает все большую популярность.

Результаты исследований рынка мобильных телефонов за прошедшие полгода в пятницу представила и "Евросеть". По подсчетам ритейлера, во втором квартале этого года в России было продано 5,03 млн телефонов. Это на 7,9% меньше, чем продажи трубок в первом квартале 2009 года, и на 42,2% меньше, чем объем продаж телефонов за аналогичный период прошлого года. Выручка от продаж сотовых телефонов во втором квартале, по данным "Евросети", составила 28,7 млн руб. Средняя цена проданного в рознице сотового телефона достигла отметки 5,7 тыс. руб.

О том, станут ли продажи расти в будущем, можно будет судить ближе к концу третьего или началу четвертого квартала, когда станет понятно, насколько выровнялась экономическая ситуация в стране, уверен президент "Евросети" Александр Малис. "В конце 2009 года, если экономическая ситуация в стране будет благоприятной, продажи мобильников вырастут. Если же этого не произойдет, люди начнут экономить и будут больше обращаться в сервисные центры", - говорит г-н Малис. Управляющий директор Divizion Павел Караулов говорит, что ожидал более существенного падения: "Мы закладывали 25-процентное снижение продаж на второй квартал. Однако май 2009 года нас удивил: во многих регионах продажи были даже выше, чем за аналогичный период прошлого года. На мой взгляд, это связано с тем, что потребитель, несмотря на кризис, относит мобильный телефон к предметам первой необходимости".


У "МегаФона" есть методы

Поволжский филиал федерального сотового оператора ОАО "МегаФон" запустил услугу "МегаПоиск". С ее помощью абонент компании может найти потерянный телефон не только в границах своего региона, но и в соседних регионах по уникальному номеру аппарата – IMEI. Реализация поиска телефона по IMEI обсуждается и на федеральном уровне. Поправки в закон "О связи", обязывающие сотовых операторов обмениваться информацией по IMEI, могут появиться в России уже в следующем году.

С июля 2009 г. "МегаФон – Поволжье" приступил к полноценной эксплуатации сервиса "МегаПоиск по IMEI" в масштабах Поволжского федерального округа. Разработка сервиса началась в январе 2009 г., а с марта 2009 г. он эксплуатировался в тестовом режиме. "За период с 1 января 2009 г. в программу по розыску телефонных аппаратов, похищенных на территории Самарского региона, на контроль в областном ГУВД поставлено 4 753 IMEI-номера. Из них с помощью программы поиска телефонов найдено и возвращено прежним владельцам 3 156 телефонных аппаратов", - информирует пресс-служба оператора.

Представители МТС отмечают, что услуга не нова, и подобное заявление принимают в ГУВД всех регионов страны. "Я не вижу в этой услуге ничего нового, заявления можно было подавать и раньше", - недоумевает пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.

"До настоящего момента система работала на территории отдельных областей. Новая система - единая, зона ее действия включает территорию 13 регионов действия сети "МегаФон-Поволжье": Самарской, Саратовской, Астраханской, Пензенской, Ульяновской, Оренбургской областей, Республик Башкорстостан, Татарстан, Мордовия, Чувашия, Калмыкия и Марий Эл. Если телефон украден в одном регионе и перевезен в другой, то он будет найден. Ранее возможности найти вывезенный телефон не было", - отвечает пресс-секретарь "МегаФон – Поволжье" Елена Харитонова.

Будет ли опыт "МегаФон – Поволжье" распространен на все филиалы, пока неизвестно. "В нашу зону ответственности входит развитие новой системы на территории Поволжья. Решение о распространении ее на другие макрорегионы будет приниматься в головном офисе", - поясняет Елена Харитонова.

Между тем об объединении операторских баз IMEI и их использования для единого поиска похищенных телефонов уже говорят на государственном уровне. "По вопросу подготовки такого законопроекта в Государственной Думе создана рабочая группа, которую возглавляет депутат Владимир Горбачев. Для того чтобы правильно рассматривать нормативную сторону будущих изменений, требуется провести анализ технической возможности. В связи с этим Минкомсвязи России инициировало запрос, цель которого - анализ технической возможности реализации норм будущих законодательных актов. Мы надеемся до конца июля получить информацию от предприятий и организаций о технической возможности и сложности неправомерного изменения идентификационного номера абонентских станций, чтобы помочь законодателям в подготовке законопроекта", - поясняет пресс-секретарь Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Елена Лашкина.

Представители операторов сотовой связи подтверждают участие в деятельности рабочей группы. "Нас действительно пригласили в Россвязь обсудить техническую реализацию данного процесса. Но говорить о какой-то конкретике сейчас преждевременно. Вопрос сложный и предполагает сложный переходный период. Но опять-таки отмечу, что сейчас все в процессе обсуждения: и техническая реализация, и логистика, и зоны ответственности и т.д.", - говорит пресс-секретарь "ВымпелКома" Ксения Корнеева.

"Tele2 Россия" также активно поддерживает инициативу регулятора, отмечая, что консолидация усилий всех операторов необходима. "Наша компания всегда взаимодействует в рамках российского законодательства с МВД по вопросу поиска похищенных телефонов. Для того, чтобы работа в этом направлении была максимально эффективной, необходимо участие всех операторов - участников рынка. На сегодняшний день Минкомсвязи связи совместно с МВД разрабатывает программу по ведению баз данных украденных телефонов. Представители Tele2 входят в специально созданную рабочую группу, активно участвуют в обсуждении и разработке комплекса мер", - отмечает председатель правления "Tele2 Россия" Юрий Домбровский.

Комплексное решение по вопросу, а также утверждение законопроекта в Государственной Думе РФ может произойти уже осенью 2009 г., а сами поправки вступят в силу не позднее 2010 г. "Я думаю, есть шанс, что закон начнет действовать уже в следующем году. Комитет по информационной политике и информационным технологиям при Госдуме РФ уже одобрил законопроект, и он будет выведен на рассмотрение в Госдуму уже во время осенней сессии 2009 г.", - сообщает депутат Госдумы Илья Пономарев.


Министр ждет цифровизации

Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев обсудил задачи предприятий радиочастотной службы при внедрении цифрового телерадиовещания. По его словам, федеральная целевая программа внедрения в РФ цифрового телерадиовещания будет подписана совсем скоро.

В прошедшую пятницу Игорь Щеголев присутствовал на заседании Координационного совета предприятий радиочастотной службы при Роскомнадзоре, которое проходило в Костроме.

Открывая заседание, министр сказал, что этот год стал годом фактического старта программы по переходу российского телерадиовещания на цифровой формат. Президент России Дмитрий Медведев уже подписал указ "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах". Документ утверждает список каналов, которые войдут в состав первого пакета программ (мультиплекса) цифрового телевидения - это восемь теле- и три радиоканала. Согласно указу, они являются обязательными для распространения на всей территории России и бесплатными для потребителей. Второй и третий мультплексы пока не разработаны. Строительство сетей цифрового телерадиовещания начнется в этом году.

Как передает слова Щеголева пресс-служба Роскомнадзора, на подходе федеральная целевая программа внедрения в РФ цифрового телерадиовещания (ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 гг."). Министерство связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи) представило проект ФЦП правительственной комиссии в декабре 2008 г. Проект предусматривает поэтапный переход на цифровой формат телерадиовещания. К 2015 г. цифровое ТВ, по планам Минкомсвязи, охватит всю территорию страны. Проект ФЦП сейчас отправлен в Правительство.

Щеголев отметил, что вопросы, связанные с частотным присвоением, еще не решены. "Что касается частотных присвоений, то есть достаточно серьезные вопросы, которые нам еще предстоит решить", - сказал министр. По его словам, сейчас идет поиск наиболее эффективных решений - в техническом, правовом и экономическом измерениях.

План присвоения частот для внедрения первого мультиплекса цифрового телерадиовещания на всей территории страны Роскомнадзор совместно с ФГУП "Главный радиочастотный центр" (ГРЧЦ) и ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) подготовили в начале июня 2009 г. Минобороны уже согласовало частотно-территориальный план для первого мультиплекса на Дальнем Востоке и в Сибири, за исключением Красноярского края. Частотно-территориальный план цифровой сети распространения для второго мультиплекса будет разработан до 1 января 2010 г., для третьего мультиплекса - в течение 2010 г. "Оттого, насколько эффективно будет распределен спектр, зависит то, как быстро мы сможем высвободить частоты, которые сейчас заняты под аналог, как быстро сможем использовать этот цифровой дивиденд, в том числе для развертывания дополнительных телеканалов и внедрения систем связи нового поколения", - сказал Игорь Щеголев.

Как заявляла ранее пресс-служба Минкомсвязи, строительство сетей цифрового телерадиовещания начнется в этом году. "Отключение аналогового вещания будет осуществляться по мере достижения требуемых результатов - а это покрытие цифровым сигналом территории всей страны и приобретение каждой семьей оборудования, позволяющего принимать этот сигнал. Пока этого не будет, вещание продолжится и в аналоге, и в цифре", - отметил министр, общаясь с журналистами в Костроме. Руководитель Роскомнадзора Сергей Ситников, также присутствующий на заседании, сообщил, что предполагается частично отменить мораторий на выдачу частот на аналоговое вещание. "К концу года мы будем абсолютно четко знать, где возможно открытие новых аналоговых каналов. Но этот процесс не будет носить глобальный характер", - сказал Ситников.


Потеснить "золотой миллиард"

Доля развивающихся стран в общем объеме мировых финансовых рынков достигла рекордного уровня в 24%, говорится в исследовании Bloomberg. В период рецессии в развитых странах инвесторы устремились на развивающиеся рынки, где экономика в этом году вырастет в среднем на 1,6%. На этом фоне все более явной становится разница между Россией и остальными растущими рынками, с которыми РФ принято ставить в один ряд.

Под определение "растущих" экономик или рынков, введенное исследовательской компанией MSCI, подпадает в общей сложности 22 страны. Если в начале года их доля в общемировой капитализации составляла 18%, то, по данным Bloomberg, к концу прошлой недели она достигла 24%. О том, что главные надежды инвесторы возлагают на emerging markets, в последние месяцы свидетельствовали доклады многих авторитетных институтов. Теперь же от намерений портфельные менеджеры перешли к делу.

Фаворитом инвесторов регулярно назывался Китай, и в подтверждение тому местный фондовый рынок в этому году вырос на 40%, до 3 трлн долл. Причем по сравнению с докризисными годами этот рост резко ускорился: если в предыдущие пять лет рыночная капитализация КНР увеличилась на 1,3 трлн долл., то за первую половину 2009 года уже на 1,2 трлн. Энтузиазм инвесторов основан на уверенности в будущем китайской экономики, чей устойчивый рост (по разным прогнозам, в этом году он превысит 7%) эксперты связывают с правительственным стимулирующим пакетом объемом 585 млрд долл.

В целом индекс растущих рынков MSCI в этом году вырос на 35% (индекс развитых экономик - всего на 2,9%), а согласно прогнозу МВФ, ВВП этих 22 стран к концу года увеличится в среднем на 1,6%, в то время как в развитых странах спад составит 3,8%. "За последние десять лет финансовая система развивающихся стран, за исключением Восточной Европы, значительно окрепла, и это помогает им пережить нынешний кризис, который их задел по касательной, поскольку его эпицентр в развитых экономиках, - отметил РБК daily стратег Julius Baer Кристиан Гаттикер, - Нынешний рост этих финансовых рынков будет нестабильным и неустойчивым, но как тренд он продлится еще долго".

Между тем в России, которую также принято относить к развивающимся рынкам, экономический спад в этом году составит, по разным прогнозам, 8-9%, а по данным Ассоциации вкладчиков на формирующихся рынках (EMPEA), в ближайшее время нашу страну ждет отток инвестиций. Всему виной слабая диверсификация сырьевой российской экономики. "Прежний оптимизм, что накопленные резервы могли бы это падение уменьшить, теперь сменился пессимизмом, - говорит главный экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева. - Оказалось, что мало иметь резервы, нужны еще и механизмы, как доставить эти деньги в проблемный сегмент".

При этом, например, в Бразилии, где в этом году также прогнозируется падение ВВП (до 1,5%), финансовый рынок регулярно фиксирует рекордные притоки инвестиций. "Власти страны заложили большой потенциал для роста, а местные правила игры ясные и для всех одинаковые, - говорит г-жа Цепляева. - Поэтому в страну и текут деньги".


Драматичное падение

В 2009 году рынок PR-услуг в России упал примерно на 40%, тогда как в Европе колебание составило от 10 до 30%. К такому выводу пришли эксперты агентств сети ECCO International PR Network, объединяющей 34 агентства из стран Европы, Азии и Африки, на конференции в Вене. Участники также отметили тенденцию ухода российских заказчиков от PR-агентств, многие из которых были вынуждены приостановить свою деятельность.

В то же время была отмечена тенденция увеличения количества иностранных клиентов. Президент консалтинговой компании "Михайлов и партнеры. Управление стратегическими коммуникациями" Юлиана Слащева также отметила, что в последний год с кризисом серьезно возрос поток иностранных клиентов. "Возможно, это стало следствием ухода с рынка небольших агентств, которые работали с западными компаниями", - предполагает она. "Западные компании всегда умели считать деньги, и именно поэтому изменения к худшему в этом сегменте клиентов ощущаются меньше всего", - полагает гендиректор агентства Edelman Imageland Дмитрий Кантор.

С кризисом видоизменилась и схема оплаты услуг агентств, считают в ECCO. Сегодня все больше заказов идет не на абонентское обслуживание, а на конкретные проекты. Это мнение разделяет и Юлиана Слащева: "Эта тенденция стала заметна уже с прошлого года. Компании стали не меньше, а скорее четче тратить на решение конкретных задач". Однако Дмитрий Кантор уверен, что абонентское обслуживание пострадало меньше, поскольку для клиента эта схема работы менее затратна: "Разовые проекты, как правило, стоят больше, абонемент же, как "пакетная услуга", обеспечивает выполнение тех же работ по более низкой цене".

Г-н Кантор считает, что в отношении российского рынка уместно говорить не о "драматическом падении" рынка, а о сокращении бюджетов, выделяемых на PR, причем только в нескольких секторах: финансы, автомобили, страхование. "Компании - клиенты PR-агентств стали более требовательными и начали более бережливо относиться к бюджетам. И для дальнейшего развития рынка это только хорошо", - заключил эксперт.


Сотовые телефоны в России не в почете

В I полугодии 2009 г. в России было продано от 10,5 до 12 млн мобильных телефонов в розницу. Такие данные представили участники сотового рынка, отметив, что темпы продаж заметно снижаются.

По оценке департамента маркетинга "Евросети", с января по июнь этого года в России продано 10,49 млн сотовых телефонов, что на 36% меньше, чем за первые шесть месяцев 2008 г. По словам руководителя PR-службы "Евросети" Ульяны Смольской, компания при оценке рынка продаж сотовых телефонов использовала несколько точек контроля, таких как оценки независимых экспертов рынка и исследовательских агентств. "Евросеть" рассматривала федеральных и местных ритейлеров, включая частные предприятия и интернет-магазины. Президент "Евросети" Александр Малис, комментируя отчет компании, заявил, что рынок начинает потихоньку восстанавливаться.

Предварительные данные аналитиков J-son & Partners Consulting выглядят более оптимистично: по их подсчетам, в розницу в I полугодии 2009 г. продано около 12 млн устройств. "Объем рынка в денежном выражении составит примерно 61,2 млрд руб. Т.е. средняя розничная цена трубки по итогам I полугодия 2009 г. - примерно 5,1 тыс. руб.", - констатирует директор департамента сотовых телефонов и цифровых устройств J"son & Partners Consulting Сергей Савин.

Департамент маркетинга "Евросети" полагает, что в январе-июле 2009 г. сотовые ритейлеры выручат от розничных продаж сотовых телефонов 56,48 млрд руб., что на 35,1% меньше, чем за аналогичный период 2008 г.

В I квартале 2009 г., по оценке "Евросети", в России было продано 5,46 млн сотовых телефонов. Это на 29% ниже, чем за аналогичный период 2008 г. и на 42% ниже уровня продаж телефонов в IV квартале прошлого года. Примерно такие же данные по I кварталу и у "Связного". "Объем рынка за январь-март 2009 г. сократился относительно первых трех месяцев 2008 г. на 29% и составил 5,5 млн сотовых телефонов", - говорит руководитель отдела по связям с общественностью ГК "Связной" Елена Ноготкова.

"Связной" в I квартале 2009 г. через розничную сеть продал 1,228 тыс. сотовых телефонов (без учета корпоративных и оптовых продаж), что на 2,4% выше результатов аналогичного периода 2008 г. "При этом число центров мобильной связи "Связной" в РФ увеличилось на 9,3%. Доля рынка компании "Связной" по числу проданных мобильных телефонов в I квартале 2009 г., относительно аналогичного периода 2008 г., увеличилась и составила 22,4%", - отмечает Елена Ноготкова.

По оценкам "Евросети", всего в 2009 г. в России в розницу будет продано 22,8 млн сотовых телефонов, из них 12,3 млн трубок - во II полугодии. По мнению аналитика ComNews Research Артема Акчурина, прогнозы "Евросети" на II полугодие 2009 г. выглядят слишком оптимистично. "Следует учитывать, что для II и III кварталов характерна сезонность - люди уходят в отпуска, и в условиях ограниченного бюджета (если, конечно, такая проблема есть) приоритетны расходы на отпуск. Поэтому, как мне видится, роста в III квартале ожидать не стоит, возможно дальнейшее снижение объемов продаж", - полагает Артем Акчурин. По его словам, рост объемов продаж можно прогнозировать лишь на IV квартал, когда новый телефон уже будет рассматриваться как новогодний подарок. "Стоит учитывать, что все большую долю на рынке сотового ритейла завоевывают интернет-магазины, где цены на гаджеты в значительной мере ниже", - отмечает он.

Напомним, что с российского рынка сотовой розницы по тем или иным причинам ушли такие игроки как "Диксис", "Цифроград", "Беталинк". "Телефорум", "Евросеть" развивают монобрендовые салоны с различными сотовыми операторами. "Евросеть", в результате оптимизации, которую начала проводить в прошлом году, закрыла около 500 нерентабельных точек. Вместо этого ритейлер намерен в этом году открыть 15 мультибрендовых салонов формата luxury, уже работают в регионах несколько десятков точек формата "лайт" (брендированные стойки "Еврости" с ограниченным набором услуг, позволя¬ющие покупателю приобретать контракты сотовых операторов, аксессуары и пополнять телефонный счет). До конца года "Евросеть" намерена открыть еще 15-20 салонов с открытой выкладкой товаров. У "Связного" на май, к примеру, в режиме открытой выкладки работало более 500 точек.


Четверти безработных россиян не хватило года для трудоустройства

Число безработных россиян в мае 2009 года, определенное по методологии Международной организации труда, составило 6,5 миллиона человек, говорится в пресс-релизе Росстата. 27,1 процента из этого числа находились в поиске работы больше года. Не более трех месяцев работу искали 36,4 процента безработных.

По сравнению с февралем 2009 года доля краткосрочной безработицы (менее 3 месяцев) не изменилась, а доля застойной безработицы (более года) снизилась на 0,4 процентного пункта. Больше всего безработных, ищущих работу дольше года, проживает в сельской местности - там на их долю приходится 37,9 процента. Доля безработных, ищущих работу дольше года, в городах не превышает 22 процентов.

19 июня 2009 года Росстат сообщил, что численность безработных в России в мае 2009 года снизилась впервые с июня 2008-го и достигла 7,5 миллиона человек. Уменьшение показателя составило 2,6 процента. По итогам апреля в России было зарегистрировано 7,7 миллиона безработных, что составляет 10,2 процента от числа экономически активного населения.

9 июня 2009 года премьер-министр России Владимир Путин отметил, что пик безработицы пройден. По его словам, за последнюю неделю мая и первую неделю июня текущего года число официально зарегистрированных безработных сократилось на 46 тысяч человек, а общее число безработных составило 7,7 миллиона человек.

6 июня вице-премьер России Александр Жуков объявил, что количество официальных безработных в стране к концу 2009 года может снизиться до двух миллионов человек. При этом общее количество безработных россиян к концу 2009 года может снизиться до 7-8 процентов от экономически активного населения.



Подпишись и выиграй Nokia 5800 XpressMusic
Специальная акция на канале @ASTERA.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное