Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
17 июля 2009, пятница

Новые магазины подвели под статью

Владельцы розничных сетей получили вчера неприятный сюрприз от российского правительства. Накануне внесения проекта закона "О торговле" на рассмотрение в Госдуму в нем появилась статья 16, накладывающая ограничения на развитие ритейла. Торговые сети с оборотом свыше 1 млрд руб. не смогут открывать новые магазины в регионах, где их присутствие составляет 25%. По словам участников рынка, под это ограничение попадают практически все торговые сети. В результате новая статья законопроекта может ограничить развитие около 200 ритейлеров по всей стране.

В начале недели президиум правительства одобрил последнюю редакцию проекта закона "О торговле", который готовился в течение пяти лет. Разработчики закона во главе с вице-премьером Виктором Зубковым предупредили, что в текст документа еще будут вноситься изменения, однако назвали их "несущественными". В частности, государство не собиралось контролировать торговые наценки сетей и устанавливать для них порог доминирования на локальных рынках. Вместо этого, по словам главы ФАС Игоря Артемьева, предполагалось ввести запрет на дискриминационные действия со стороны всех участников торговой деятельности. Ритейлеры согласились с текстом документа, назвав его "компромиссным".

Однако, как стало известно вчера из опубликованного на сайте Госдумы законопроекта, по пути к депутатам текст документа увеличился на одну, но крайне важную статью - "Ограничение действий по приобретению торговыми сетями новых торговых объектов". Согласно статье 16 законопроекта, сети, оборот которых на территории России составляет более 1 млрд руб., а доля на локальном рынке выше 25%, "не в праве приобретать для целей торговой деятельности... дополнительные торговые площади, в том числе путем введения в эксплуатацию новых торговых объектов, и участвовать в торгах по их приобретению". Под локальным рынком в законопроекте подразумевается городской округ или муниципальный район, а также города федерального значения Москва и Санкт-Петербург.

В документе уточняется, что это ограничение не коснется сделок, совершенных до вступления закона в силу. После одобрения закона "О торговле" всеми инстанциями действия, противоречащие статье 16, будут оспариваться в арбитражном суде, в том числе по искам от ФАС. Напомним, что в настоящий момент порог доминирования компании на рынке согласно антимонопольному законодательству составляет 35%, и этому правилу подчиняются все отрасли, включая ритейл.

Участники рынка уверены, что инициатором появления статьи в тексте законопроекта выступило антимонопольное ведомство. Однако получить комментарии от ФАС вчера не удалось: начальник управления по защите конкуренции и торговли Тимофей Нижегородцев сообщил, что он недоступен для комментариев.

Владельцы розничных сетей остались недовольны инициативой ведомства, особенно тем, что она не была согласована с бизнесом. "Непонятно, зачем мы тратили время на обсуждение законопроекта, зачем с ритейлерами проводили консультации, когда в итоге статьи в законе дописываются без нашего ведома", - жалуется высокопоставленный менеджер крупной федеральной сети. "В конце концов, это просто невежливо", - замечает он.

"Оборот в 1 млрд руб. имеют более 200 российских сетей", - говорит председатель совета директоров группы компаний "Виктория" Николай Власенко. Председатель совета директоров компании АБК Владислав Егоров отмечает, что сеть с оборотом 1 млрд руб. может состоять из 200 магазинов у дома или 30 супермаркетов. "Такую выручку за год может принести всего один гипермаркет", - подчеркивает он. По подсчетам исполнительного директора X5 Retail Group Льва Хасиса, годовой оборот в размере 1 млрд руб. - стандартный показатель для сети из пяти-шести магазинов. Участники рынка также указывают, что в документе нет четкого определения локального рынка, на котором планируется ограничить конкуренцию.

По мнению г-на Власенко, ограничения на доминирование должны быть одинаковыми для всех отраслей. "Нет никакой необходимости снижать порог доминирования для розницы на 10%", - считает собеседник РБК daily. Ритейлеры надеются, что в Госдуме внесут поправки в текст статьи, иначе откроется слишком большой простор для коррупции и злоупотреблений. "Если законопроект уже передан на рассмотрение в Госдуму, единственная возможность повлиять на ситуацию - пытаться лоббировать интересы бизнеса через депутатов или прилагая различного рода PR-усилия, - говорит старший юрист международной юридической фирмы Magisters Георгий Осипов. - Если же закон будет принят и вступит в силу, то теоретически эту статью можно попытаться обжаловать в суде как неконституционную". Сейчас закону предстоят долгие чтения в Госдуме, но, по расчетам чиновников, уже к осени новый закон "О торговле" вступит в силу.


Трудный квартал

Nokia и Sony Ericsson отчитались за второй квартал 2009 года. Чистая прибыль Nokia сократилась в 3,8 раза, до 287 млн евро, а чистый убыток Sony Ericsson составил 213 млн евро, в то время как еще в 2008 году показатели чистой прибыли доходил до 6 млн евро. Позиции Nokia на рынке выглядят более устойчивыми в связи с тем, что компания активно продвигает бюджетные модели телефонов, полагают аналитики.

Выручка Nokia во втором квартале сократилась на 24,6%, до 9,912 млрд евро, аналогичный показатель Sony Ericsson снизился на 40%, до 1,684 млрд евро. Также компании сообщили о сокращении поставок сотовых телефонов. В частности, Nokia снизила объемы трубок во втором квартале на 15%, до 103,2 млн штук, а Sony Ericsson - на 43,4%, до 13,8 млн штук. При этом средняя отпускная цена Nokia составляет около 62 евро, в то время как средняя стоимость Sony Ericsson - 122 евро.

По оценкам Nokia, по итогам 2009 года объем рынка сотовых телефонов в мире снизится на 10%.

На фоне остальных вендоров Nokia выглядит более чем благополучно, считает аналитик J-son & Partners Сергей Савин. По его словам, Nokia помогли удержаться в плюсе ее лидирующие позиции на рынке мобильных телефонов. "Одним из главных направлений Nokia сейчас являются бюджетные телефоны, за счет чего компания и имеет такой успех у потребителей в таких регионах, как Африка и Азия, где спрос на недорогие трубки растет с большой скоростью", - продолжает аналитик. "Таким образом, у Nokia есть своего рода подушка безопасности, а Sony Ericsson вынуждена бороться за выживание с телефонами довольно высокого ценового сегмента", - заключил г-н Савин.

Аналитик MForum Дмитрий Деев объясняет падение доходов компаний сокращением потребительского спроса на мобильные телефоны. "Вернуться к показателям начала 2008 года Европа сможет не раньше, чем года через три", - уверен г-н Деев. Что же касается России, то, по предварительным прогнозам, рынок по итогам 2009 года в штучном выражении может сократиться на 25%, в рублевом - на 20%, заключил аналитик.

"Sony Ericsson за счет реструктуризации удается сдерживать свое стремительное падение, вызванное неадекватным управлением в период бурного роста рынка", - считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его прогнозам, российский рынок мобильных телефонов уже в третьем квартале вырастет на 10% по отношению ко второму кварталу 2009 года. "Процесс восстановления рынка может занять до двух лет. Сейчас мы находимся на уровне показателей пятилетней давности", - заключил аналитик.


Рост на фоне спада

Рынок микроэлектромеханических систем (MEMS), используемых в потребительской электронике и беспроводных устройствах, в 2009 году вырастет на 6,4%, несмотря на экономический кризис, считают в iSuppli.

По прогнозам экспертов, в указанный период прибыль на мировом MEMS-рынке должна будет вырасти до 1,24 млрд долл. по сравнению с результатами 2008 года, когда эта цифра была равна 1,17 млрд долл. Любопытно, что при этом на рынке полупроводников ожидается падение годового дохода на 23%. Более того, в сегментах потребительской электроники и беспроводного оборудования также прогнозируется падение прибылей по итогам 2009 года на 8,2% и 13,1%, соответственно. Поэтому предположения аналитиков iSuppli о будущем увеличении доходов на рынке MEMS выглядят более чем оптимистическими.

Мировой доход MEMS-рынка в сегментах в потребительской
электронике и беспроводных устройствах (млн)

Сами аналитики iSuppli так объяснили причины своего оптимизма - движущими силами развития рынка MEMS. Как известно, в потребительском сегменте основным стимулом для развития рынка MEMS являются гироскопические контроллеры, среднегодовой темп роста которых с 2008-го по 2013 год, как ожидается, составит 18%. В сегменте беспроводных устройств сейчас драйвером MEMS-рынка являются акселерометры для мобильных телефонов. В настоящее время они используются в популярных смартфонах, таких как iPhone и Palm Pre, - 20% от всех поставляемых телефонов. При этом, по прогнозам экспертов iSuppli, в следующем году акселерометры будут установлены в одной трети всех отгруженных мобильных телефонов. Также в число MEMS-продуктов, пользующихся сейчас спросом, входят фильтры объемных акустических волн (BAW), которые применяются в мобильных телефонах, поддерживающих стандарты CDMA и UMTS. Так вот, по итогам первой половины 2009 года рост отгрузок BAW-фильтров превысил 50%.

Тем не менее, на рынке MEMS-микрофонов в этом году ожидается падение прибылей, хотя в 2010 году дела, по данным iSuppli, должны будут пойти на лад.


"Формоза" стала стратегическим партнером Gigabyte

Группа компаний "Формоза" стала дистрибьютором компании Gigabyte по направлению "Системные платы", ей был присвоен статус " стратегического партнера Gigabyte в России".

Приобретенный статус даст "Формозе" - ее дистрибьюторскому подразделению - новые возможности для бизнеса в регионах России. Более 4000 российских партнеров компании получат доступ к широкому ассортименту продукции Gigabyte со склада в Москве, конкурентным ценам, а также к сервисной и маркетинговой поддержке.

Коммерческий директор ГК "Формоза" Павел Шатохин отметил: "Оборудование компании Gigabyte позволяет компании "Формоза" создавать компьютеры Formoza, обладающие самыми современными технологиями и превосходной надежностью. Системные платы Gigabyte - отличное решение для реализации компьютеров от начального до самого совершенного - игрового - уровня".

В свою очередь, Борис Чен, глава представительства Gigabyte в России, отметил: "Благодаря компании "Формоза", одному из наших крупнейших партнеров в России, Gigabyte в настоящее время занимает лидирующие позиции на рынке системных плат в России. Мы верим, что сотрудничество между компаниями Gigabyte и "Формоза" позволит российскому потребителю осуществить лучший выбор при покупке ПК".


Вопреки кризису

Российский ИТ-рынок переживает сложнейший период за последние десять лет. Некоторые компании меняют свой подход к рынку, часть игроков уходит, часть остается. Исследования активности ИТ-брендов во втором квартале 2009 года наглядно отражают текущую ситуацию. Основную роль на российском рынке продолжают играть мировые бренды, но растет интерес и к российским компаниям.

Корпорации Intel удалось возглавить рейтинг предложения. В апреле компания активно вмешалась в противостояние Apple и Microsoft и на протяжении двух месяцев удерживала лидирующие позиции. В итоге это позволило Intel занять первое место. Ранее подобного результата корпорация добивалась лишь однажды - в третьем квартале 2006 года. В настоящее время Intel имеет колоссальное преимущество на рынке микропроцессоров. Доля корпорации здесь приближается к 80%. Intel постоянно подтверждает свое лидерство выпуском новых, современных продуктов. В июне вендор анонсировал игровую платформу V16, построенную на двух 8-ядерных процессорах Nehalem-EX. Также корпорация ведет разработку нового процессора Pineview и платформы Pine Trail, которые придут на смену популярному Atom. Интересы Intel не ограничиваются рынком процессоров. Одним из направлений деятельности корпорации, например, является продвижение стандарта WiMAX. Недавно Intel заключила соглашение с российской компанией Yota, предусматривающее реализацию ряда маркетинговых программ. Кроме того, существенные инвестиции от американского вендора получила компания UQ Communications, предоставляющая WiMAX-сервисы в Японии. Активен Intel и на рынке M&A. Во втором квартале корпорация приобрела OpenHand и Wind River.

Компания AMD, главный конкурент Intel, также улучшила свои позиции в рейтинге. По сравнению с первым кварталом 2009 года бренд улучшил поднялся на две "ступеньки" вверх и занял шестое место. AMD не без успеха пытается противостоять гегемонии Intel. Так, в первом квартале нынешнего года вендору удалось изменить рыночную динамику, увеличив свое присутствие на рынке. До этого компания на протяжении трех кварталов теряла долю в пользу Intel. В портфолио AMD имеется ряд удачных продуктов, которые могут составить серьезную конкуренцию чипам Intel. Так, например, недавно вендор выпустил шестиядерный серверный процессор Instanbul, а чуть ранее был представлен чип Phenom II X2 550. Некоторые продукты AMD открываются с новой стороны, принося производителю ощутимые дивиденды. Как известно, американская компания работает не только на процессорном рынке, но и в сегменте графики. Здесь AMD испытывает серьезное давление со стороны NVIDIA, которая пытается навязать вендору ценовую войну. Чтобы успешнее конкурировать на рынке, AMD объединила процессорное и графическое подразделения. До конца нынешнего года компания рассчитывает вновь выйти на прибыль.

Острое противостояние производителей процессоров используют в своих интересах компьютерные вендоры, которые стремятся предложить потребителям наиболее оптимальные решения. Некоторым компаниям это удается лучше, чем другим. К числу топовых производителей относится, например, Acer. Во втором квартале эта компания вошла в первую десятку рейтинга предложения, улучшив свои позиции на восемь пунктов. Кроме того, за последние три месяца значительно выросла популярность тайваньского производителя. Acer не только оказался в Top20 рейтинга спроса, но и занял пятое место. Подобные успехи компании связаны с ее чрезвычайно активной деятельностью. Тайваньский вендор стремится охватить самые разные сегменты рынка. В сферу интересов Acer, например, входит рынок смартфонов, в отношении которого производитель питает очень серьезные намерения. Компания также ищет свою нишу в сегменте неттопов. В апреле Acer представила модель AspireRevo - недорогой неттоп с внушительными характеристиками. В ближайшем будущем планируется выпуск неттопов на базе операционной системы Moblin Linux. Стоит отметить, что Acer чутко реагирует на рыночные тенденции. Компания, например, готовит к выходу нетбук под управлением Android, продвигает технологию WiMAX. Также продолжается экспансия Acer на рынок нетбуков. Данный тип компьютеров занимает важное место в продуктовой линейке тайваньского вендора. Спрос на мобильные ПК Acer велик, и если объемы поставок компании продолжат свой рост, Acer может стать ведущим мировым производителем компьютеров.

Из других производителей компьютеров успеха также добилась компания ASUS, которая переместилась на двенадцатую строчку рейтинга предложения. Свои позиции по сравнению с первым кварталом улучшила и Toshiba. Японский бренд разменял шестнадцатое место на четырнадцатое.

Показательным оказалось сравнение со вторым кварталом 2008 года. В тот момент российский ИТ-рынок бурно развивался, компании демонстрировали огромные показатели роста, и ничто не предвещало приближающегося глобального изменения ситуации. Тем не менее, за год рынок "похудел" практически в два раза, и следовало ожидать значительных перестановок. Но большинство представителей первой двадцатки рейтинга предложения выдержали удар. Однако есть и новые имена – NVIDIA, Silicon Power и Xerox.

Рейтинг спроса претерпел более существенные изменения. Главными действующими лицами здесь стали Cisco, Sony и Samsung. Упомянутым ранее Acer, ASUS и Toshiba также удалось добиться высоких позиций. Что касается российских брендов, то за минувший год наиболее сильно вырос интерес к дистрибьюторским компаниям "Марвел" и RSI. При этом во втором квартале 2009 года "Марвел" особенно выделялся на фоне остальных. Это единственный российский бренд, который вошел в первую тройку рейтинга спроса по итогам одного из трех последних месяцев. С высокими показателями также закончили квартал компании OCS и Landata. Оба дистрибьютора улучшили свои позиции в рейтинге спроса по сравнению с первым кварталом текущего года. OCS заняла четвертое место, Landata - девятое.

Рейтинг ИТ-брендов за второй квартал 2009 года



Подпишись и выиграй Nokia 5800 XpressMusic
Специальная акция на канале @ASTERA.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное