Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
24 июля 2009, пятница

Размер имеет значение

Как стало известно РБК daily, в ближайшее время МТС намерена приобрести контроль в сети салонов сотовой связи "Альт-Телеком", заплатив за него 14 млн долл. Если сейчас у "дочки" оператора, отвечающей за развитие ритейла, 2,8 тыс. салонов, то после приобретения их количество может превысить 3 тыс., что практически сопоставимо по размерам с сетью крупнейшего ритейлера в России - "Евросети".

О том, что МТС поручила "Русским фондам" провести сделку по покупке сети "Альт-Телеком", РБК daily рассказали три источника на рынке сотового ритейла. По словам одного из них, МТС "пошла по пути покупки локальных игроков", стремясь увеличить свое присутствие на рынке розницы. По словам собеседников РБК daily, вопрос о покупке "Альт-Телекома" "уже решен" - оператор выкупит пакет до 100% "Альт-Телекома". За него оператор заплатит 14 млн долл. без учета долга, который у "Альт-Телекома" не превышает 10 млн, говорит источник. Актив будет переведен под управление розничной "дочки" МТС - ЗАО "РТК", которое возглавляет Сергей Румянцев.

МТС уже не первый раз обращается к "Русским фондам". Этой инвестиционной группе принадлежали 50% ритейлера "Телефон.ру", который был приобретен МТС еще в ноябре прошлого года за 60 млн долл. Эта сеть насчитывала более 500 салонов. Еще одну сделку оператор завершил и в апреле этого года, купив 100% сети салонов связи "Эльдорадо", включавшей в себя около 380 магазинов, за 17,85 млн долл.

"Русским фондам" мы ничего не поручали, - говорит PR-директор МТС Елена Кохановская. - Что касается самого "Альт-Телекома", то мы продолжаем изучать рынок нишевых ритейлеров, но решение ни по одной из компаний еще не принято". Президент ЗАО "РТК" Сергей Румянцев отказался от комментариев. Так же поступили представители "Русских фондов". С представителями "Альт-Телекома" вчера связаться не удалось.

"Альт-Телеком" - сеть салонов цифровой техники, работающая в девяти регионах России с 1998 года. По информации источников РБК daily, владельцами этой сети на паритетных началах являются бизнесмены Кирилл Лазарев и Игорь Филонов. Всего ГК "Альт-Телеком" насчитывает около 350 салонов.

По словам Сергея Румянцева, розничная сеть РТК сейчас насчитывает около 2800 салонов с учетом офисов и франчайзи.

Уже сейчас розничное подразделение МТС - второй ритейлер по количеству салонов в России. Если оператор приобретет "Альт-Телеком", его сеть будет сопоставима по размеру с сетью лидера рынка - "Евросети" (3700 магазинов) и практически вдвое превысит сеть "Связного" (1750 магазинов). "Сумма для такого актива вполне адекватна нынешним условиям", - говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его словам, эта покупка может быть не последней.


Вторая волна кризиса может оказаться рукотворной

Авторы: Анна Белова, Максим Легуенко

Покой российскому малому и среднему бизнесу, как поется в известной песне, только снится. Первого июля текущего года вступили в силу изменения в Федеральный закон РФ № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. "Об обществах с ограниченной ответственностью". Суть нововведений сводится к изменению порядка создания ООО, а также основных учредительных документов. Их цель – противостояние участившимся рейдерским захватам и очистка реестров предприятий от "мертвых" компаний и фирм-однодневок. Изменения законодательно устанавливают требование о перерегистрации всех ООО и приведении их уставов в соответствии с новыми положениями закона. На это законодатели отвели всего полгода – к 31 декабря 2009 г. все действия по перерегистрации должны быть завершены.

Как и многие другие исходящие от государства "новшества", изменения в закон об ООО застали большинство отечественных бизнесменов врасплох. Ситуацию усугубляет короткий срок, отведенный на перерегистрацию, и отсутствие достоверной информации о порядке ее проведения.

Между тем вовремя не прошедшие перерегистрацию ООО на совершенно законных основаниях могут быть подвергнуты жестким проверкам, их работа – приостановлена, а счета – блокированы. Напомним, что значительная часть россиян работает на предприятиях, организационная форма которых представляет собой именно общества с ограниченной ответственностью. А это значит, что любые серьезные заминки с перерегистрацией грозят миллионам людей потерей работы или, как минимум, задержками с выплатой зарплаты.

Учитывая масштаб проблемы (в одной только Москве зарегистрировано около 4 млн ООО), "Yтро" решило досконально разобраться с тем, что представляют собой изменения в законе, для чего необходима перерегистрация и чем грозит отказ от ее прохождения.

Не так страшен черт...

Чтобы понять суть и последствия нововведений, мы обратились к текстам законов и консультациям специалистов. При ближайшем рассмотрении изменения оказались не таким уж темным лесом. Они затронули порядок учреждения и преобразования ООО, порядок отчуждения доли участниками и порядок их выхода из ООО. Законом предусматривается возможность преобразования ООО в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Минимальный уставной капитал ООО должен составлять 10 тыс. рублей.

Устав - всему голова

Основные нововведения коснулись того, что раньше именовалось учредительными документами. С 1 июля 2009 г. их просто не существует. "Теперь нет понятия "учредительные документы", а есть только Устав. Причем из прежней формы Устава действующие фирмы должны исключить момент, касающийся права владения общества. В прежней форме Устава прописано, кто является владельцем; со временем владельцы могли меняться, но в Уставе как был записан первоначальный, так он там и оставался. А сейчас введено требование – убрать эту строчку. Таким образом, в Уставе не фиксируется лицо, которое на момент образования общества является его основателем. Это убирает множество проблем с передачей и дарением долей, сменой директора общества и прочим", – пояснили "Yтру" в налоговой инспекции.

Второй основной документ любого ООО, именуемый Учредительным договором, упразднен полностью. Базовые параметры предприятия – размер уставного капитала, размер и номинальная стоимость доли каждого из учредителей общества, а также размер, порядок и сроки их выплаты – регламентируются Договором об учреждении. Появление этого документа позволяет "обезличить" Устав и избежать внесения в него корректив в случае изменения соотношения долей или состава участников Общества.

Ежовые рукавицы

Для повышения прозрачности ООО и защиты прав их участников серьезно ужесточается порядок действий с долями и выходом участников ООО из общества. Для этого вводится обязательное нотариальное заверение сделок купли-продажи и залога долей в ООО.

Также закон предусматривает право участников внести в Устав норму, запрещающую их выход из ООО. Покидающий общество участник вправе требовать выкупа его доли самим ООО.

Перерегистрация ООО в теории...

Чисто технически процесс перерегистрации ООО не должен стать проблемой для представителей бизнеса. Единственное, чего избежать совершенно невозможно, – личной явки генерального директора ООО в налоговую инспекцию. Как это часто бывает, закон не содержит прямых указаний относительно присутствия руководителя компании при сдаче документов на перерегистрацию, однако на практике без личной явки первого лица компании налоговый инспектор просто не примет документы. Несмотря на кажущийся абсурд ситуации, этому есть рациональное объяснение: присутствие генерального директора необходимо для отсеивания подставных фирм. Инспектор должен лично удостовериться в том, что предприятием руководит реальный человек, а не бомж или покойник, как это часто случалось прежде.

А вот на что рассчитывать, скорее всего, не стоит, так это на то, что параллельно с неотвратимой перерегистрацией можно будет внести и другие необходимые изменения в учредительные документы. Это возможно только после перерегистрации. Таким образом, известная поговорка насчет не очень качественной овцы, с которой хочется получить хоть что-то, здесь явно не работает. "Если вы хотите вместе с перерегистрацией внести еще какие-то дополнительные изменения, например в Устав, то по этому вопросу налоговая придерживается другой позиции: ООО сначала должно пройти перерегистрацию, а уже потом можно вносить остальные изменения. Мы уточняли, и нам ответили, что нельзя одновременно проводить несколько изменений", – поясняет юрист группы компаний "Ителис" Оксана Осипова.

...и на практике

К сожалению, чем проще и понятней теория, тем чаще она расходится с практикой. Особенно в России. Уже сегодня перерегистрация ООО становится для бизнесменов головной болью. Ситуация осложняется непроработанностью процедуры и отсутствием у налоговых инспекций необходимых форм и инструкций. "Инструкцией, по которой налоговая перерегистрирует ООО, являются Гражданский кодекс и закон об ООО. Это базовые документы, – говорит Оксана Осипова. – Сейчас разрабатываются новые формы, но они пока не утверждены и носят рекомендательный характер. Что касается того, кем эти формы будут утверждаться, то до внесения изменений они утверждались правительством Москвы. Соответственно, им же были внесены методические рекомендации по заполнению этих форм. Сейчас этим будет заниматься либо налоговая служба, либо Министерство юстиции".

Сами владельцы ООО пока не спешат перерегистрировать свои компании, опасаясь, что перерегистрация по "предварительным" формам впоследствии может быть признана недействительной. Впрочем, эксперты настроены не столь скептически. "Конечно, такая неразбериха может осложнить процедуру перерегистрации, но ее (процедуры), как таковой, еще нет, – поясняет Оксана Осипова. – Все ждут утверждения этих форм, потому что не хотят рисковать. Хотя можно использовать те рекомендации, которые уже есть. На сайте налоговой есть письмо, которое разрешает их к использованию. Я не думаю, что может сложиться ситуация, когда инспектор, основываясь только на своем личном видении заполнения этих форм, будет создавать сложности".

Это не Америка и даже не Африка. Это - Россия

Пока государственные инстанции пытаются прийти к единой официальной форме перерегистрации ООО, бизнесмены продолжают терзаться вопросами и сомнениями. Особое недоумение вызывает время, отведенное на перерегистрацию, – всего полгода. При этом многие до сих пор не знают, что на всю Москву с ее четырьмя миллионами ООО имеется лишь одна налоговая, занимающаяся перерегистрацией, – МИФНС №46. Элементарный подсчет показывает: для того чтобы все московские ООО были перерегистрированы в отведенный законом срок, каждый рабочий день в налоговой инспекции №46 должно приниматься более 30 тысяч (!) пакетов документов. Даже с учетом того, что большая часть ныне существующих ООО – "мертвые" фирмы, масштаб задачи вызывает большие сомнения в адекватности отведенных сроков. Не трудно догадаться, что если ситуация не будет как-то изменена, то уже в начале следующего года владельцам ООО стоит готовиться к неприятностям. Напомним, что главной целью перерегистрации является проверка обществ с ограниченной ответственностью на благонадежность и отсеивание всевозможных "пустышек" и "помоек". Это означает, что все не успевшие перерегистрироваться ООО автоматически оказываются под пристальным вниманием соответствующих служб и структур, со всеми вытекающими последствиями.

Впрочем, эксперты не этот счет не столь категоричны. "Я не могу предполагать, справится ли единственная в Москве налоговая с перерегистрацией более четырех миллионов ООО к 1 января 2010 года, тем более что на данный момент нет даже утвержденных форм, – говорит Оксана Осипова. – Но я думаю, что они будут смотреть по ситуации. Если будет большое количество не прошедших процедуру, то, возможно, сроки продлят. Конечно, после 1 января у налоговой будет право обращаться в суд на предмет ликвидации ООО, если они не прошли перерегистрацию. Но, насколько это будет работать на практике, не известно. Надо понимать, что у нас подавляющее количество людей работает в ООО, и если их организация будет ликвидирована, то люди не получат ни зарплаты, ни расчет. Думаю, налоговые органы тоже это понимают и такого развития ситуации не допустят. Это организационный вопрос".

А надо ли?

Недостаточная ясность форм и порядка прохождения перерегистрации, а также отсутствие в законодательстве прямой нормы ответственности за ее непрохождение наводят на мысль о возможности игнорировать нововведения. Здесь всем не желающим усложнять себе жизнь следует еще раз напомнить об основной цели нововведений: это борьба с фирмами-однодневками, подставными конторами и "помойками". ООО, вовремя не прошедшие перерегистрацию, по определению попадают в число "неблагонадежных". Последствия этого нам объяснили в налоговой инспекции. По словам налоговиков, не прошедшими перерегистрацию ООО начнут активно интересоваться проверяющие органы; в определенных ситуациях банки могут блокировать их счета; суды смогут не принимать к рассмотрению дела, если истцом выступает не перерегистрированное ООО. Также регистрирующий орган на законных основаниях может подать в суд заявление о ликвидации данного юридического лица, потому что оно не привело в порядок учредительные документы. После истечения срока, отведенного для перерегистрации ООО, не перерегистрировавшиеся предприятия уже не смогут этого сделать. Это значит, что единственным способом вернуться в рамки закона для них является добровольная ликвидация и регистрация "с нуля".

Одним словом, ответ на вопрос, надо ли перерегистрировать ООО, очевиден. Менее очевидно другое – удастся ли налоговым органам в отведенные сроки справиться со стоящей перед ними задачей. Исходя из того, что на конец июля процесс перерегистрации окончательно не отлажен, продление сроков видится практически неизбежным.

Что касается самих бизнесменов, заинтересованных в том, чтобы их ООО без проблем прошло перерегистрацию, для них наилучшим решением будет прибегнуть к услугам проверенных юридических компаний, оказывающих помощь в подобных делах. Они возьмут на себя всю работу вплоть до "подвода" директора к налоговому инспектору. Это позволит значительно сэкономить время и гарантированно уложиться в сроки.

Конечно, можно попытаться пройти всю процедуру перерегистрации самому. Однако в этом случае есть риск столкнуться с рядом проблем, связанных с поиском образцов нужных документов, их составлением и нотариальным заверением.


Чехи угадали с "Эльдорадо"

Сеть бытовой техники и электроники "Эльдорадо" вчера впервые в своей истории раскрыла финансовые показатели. Вчера компания отчиталась за первое полугодие 2009 года, сравнив эти данные с показателями прошлого года, которые никогда публично не озвучивались. "Эльдорадо" признала, что в нынешнем году выручка у магазинов упала почти на треть, зато рентабельность бизнеса вышла из отрицательных значений и достигла сразу 8,1%. Эти данные наконец-то позволили аналитикам оценить стоимость "Эльдорадо": по их подсчетам, справедливая стоимость сети составляет около 600 млн долл. Любопытно, что чешский фонд PPF Group, договорившийся в начале года о покупке половины бизнеса "Эльдорадо", заплатил за нее ровно 300 млн долл.

Выручка "Эльдорадо" в первом полугодии текущего года упала по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 29,4% и составила 39,6 млрд руб., рассказал вчера журналистам генеральный директор сети Игорь Немченко. Снижение выручки он объяснил программой повышения эффективности бизнеса, в рамках которой было закрыто более 30 магазинов. По итогам шести месяцев количество собственных магазинов "Эльдорадо" составило 356, что на 26 магазинов меньше, чем на начало 2009 года. Повлиял на положение сети и финансовый кризис: по оценкам "Эльдорадо", общий объем российского рынка цифровой и бытовой техники в первом полугодии сократился в рублях на 35-40%.

Ощутимое падение выручки не помешало компании достичь успехов в повышении рентабельности бизнеса: за год она выросла почти на 12%. Так, если за первое полугодие 2008 года рентабельность по EBITDA была отрицательной и составляла -3,8%, то в первом полугодии этого года она достигла 8,1%.

Такой показатель рентабельности является очень высоким для рынка ритейла, отмечает аналитик ФК "Уралсиб" Наталья Смирнова. По ее словам, у прямого конкурента "Эльдорадо", единственной публичной на российском рынке бытовой техники и электроники компании "М.Видео", уровень рентабельности по итогам 2008 года находится на уровне 5,5%. "Даже у крупнейших мировых торговцев бытовой техники этот показатель колеблется в пределах 6-7%", - говорит она.

По мнению аналитика компании "Метрополь" Марии Сулимы, рост рентабельности бизнеса связан со значительными сокращениями затрат на персонал и аренду. Как рассказал вчера г-н Немченко, в рамках программы реструктуризации бизнеса компания сократила число сотрудников с 31 тыс. до 19 тыс. человек, что позволило сэкономить 690 млн руб. Помимо этого компании удалось снизить затраты на аренду на 2,4 млрд руб. "Работа над повышением рентабельности дала положительные результаты: мы продаем меньше, но зарабатываем больше", - подчеркнул глава "Эльдорадо".

В первом полугодии 2009 года EBITDA "Эльдорадо" составила 2,7 млрд руб., а годом ранее - минус 1,9 млрд руб. Этот показатель компания раскрыла впервые. Данные помогли аналитикам более точно оценить стоимость всего бизнеса сети. Г-жа Сулима подсчитала, что коэффициент EV/EBITDA составил порядка 3,2-3,6, что несколько ниже, чем в продуктовом ритейле. К примеру, у "Дикси" этот показатель равен 4. Стоимость всего "Эльдорадо" аналитик оценила в 600-650 млн долл.

Это совпадает с суммой, в которую оценила бизнес "Эльдорадо" чешская PPF Group. Напомним, в апреле компании объявили о достигнутых договоренностях, по которым PPF получила контрольный пакет сети за 300 млн долл. путем конвертации кредита на 500 млн долл., который чехи предоставили "Эльдорадо" в сентябре прошлого года. Разницу в 200 млн долл. "Эльдорадо" еще должна будет вернуть. Как уточнил вчера г-н Немченко, о завершении этой сделки может быть объявлено уже через две недели.


ФАС забраковала конкурс Минкомсвязи

Вчера Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отменила результаты конкурса на техобслуживание ИТ-системы выдачи и контроля новых российских биопаспортов, в котором победила компания "Открытие Технологии 98". Обнаружив в условиях конкурса нарушения, ФАС требует провести повторный конкурс по новым критериям. Минкомсвязи РФ, проводившее конкурс, готово подчиниться.

Это первая в истории отмена проведенного Минкомсвязи РФ конкурса. Но с предшествовавшим ему Мининформсвязи РФ тоже случались подобные неприятности.

Минкомсвязи подвело итоги конкурса на техническое сопровождение и эксплуатацию межведомственного сегмента государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения (ПВДНП) в 2009 г. 17 июля. Госконтракт достался системному интегратору "Открытые технологии 98" (ОТ), оценившему свои услуги в 495 млн руб. за четыре месяца. Помимо ОТ, в конкурсе участвовали ООО "Лаборатория испытаний средств и систем информатизации" (ЛИССИ), ОАО "Оптима", ЗАО "Техносервъ А/С", ЗАО "Би-Эй-Си", ЗАО "Лаборатория новых информационных технологий", ЗАО "Инфосистемы Джет" и, наконец, ФГУП НИИ "Восход". Последнее было готово выполнить работу за 197 млн руб.

Победа "Открытых технологий" открыла широкой публике давно тлевший конфликт Минкомсвязи и ФГУП НИИ "Восход". Последнее с февраля прошлого года поддерживало работу межведомственного сегмента системы ПВДНП за свой счет, т.к. в 2008 г. конкурс на обслуживание не проводился. За день до официального проигрыша в конкурсе, 16 июля, "Восход", узнав его результаты, прекратил обслуживание межведомственного сегмента системы.

На следующий день Минкомсвязи направило в НИИ "Восход" требование возобновить работоспособность сегмента за подписью замминистра Дмитрия Северова (он, к слову, в 2001-2005 гг. занимал руководящие посты в ОТ). "Восход" не подчинился (см. новость ComNews от 20 июля 2009 г.). НИИ возобновил работу межведомственного сегмента лишь 22 июля, вняв просьбе Федеральной миграционной службы.

Не смирившись с проигрышем, НИИ "Восход" пожаловался на действия Минкомсвязи в ФАС (копия жалобы имеется в распоряжении ComNews). С точки зрения НИИ, конкурс был проведен незаконно. ФАС поддержала предприятие и отменила итоги конкурса. "Решение ФАС стало итогом рассмотрения жалобы "Восхода" на несоответствие конкурсных процедур требованиям законодательства, направленной в ФАС России в установленном порядке", - сообщила ComNews помощник директора ФГУП НИИ "Восход" Мария Шнейдер.

Начальник управления ФАС России по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев подтвердил репортеру ComNews, что ФАС отменила итоги конкурса на обслуживание системы ПВДНП. "Мы выявили нарушения в порядке оценки конкурсных предложений. Критерии "Цена контракта" и "Срок исполнения контракта" сформулированы таким образом, что искажают результаты конкурса, - пояснил он в беседе с ComNews. - ФАС вынесла предписание об изменениях в конкурсной документации, чтобы привести ее в соответствие с требованиями законодательства, изменив, в том числе, порядок оценки".

"Наше предприятие надеется на скорейшее объявление нового конкурса", - говорит Мария Шнейдер.

Минкомсвязи, которое могло бы оспорить решение ФАС в суде не стало обострять ситуацию. "В ближайшее время будет объявлен новый конкурс, - обещает пресс-секретарь министра связи и массовых коммуникаций Елена Лашкина. - Минкомсвязи будет действовать в рамках законодательства. В сложившейся ситуации наша задача и задача всех ведомств, участвующих в этом процессе, в первую очередь, соблюдать интересы граждан, права которых не должны нарушаться".

Директор по внешним коммуникациям компании "Открытые технологии 98" Этери Хетеева отказалась от комментариев. "У нас нет официального решения ФАС", - сообщила она репортеру ComNews, пояснив, что компания сможет высказаться только после получения документа.

По инициативе ФАС итоги конкурсов, проводимых администрацией связи, отменялись и раньше.

К примеру, в 2007 г. прошли конкурсы на выдачу GSM-частот в Сибири и на Дальнем Востоке. Их результаты неприятно удивили участников рынка: большинство лицензий достались "Сумме Телеком", не имеющей опыта в отрасли связи. Компания получила 13 лицензий на 11 регионов. Сотовый оператор "ВымпелКом", остро нуждавшийся в частотах на Дальнем Востоке, получил лицензии лишь на три дальневосточные региона - Магаданскую область, Еврейскую АО и Корякский автономный округ. Эти события спровоцировали череду судебных разбирательств: "ВымпелКом" требовал признать незаконными итоги конкурсов, а ФАС оператора поддержала. Суды длились больше года, в итоге суд кассационной инстанции вслед за апелляционным судом признал правоту ФАС и аннулировал итоги конкурса.

Ранее, в 2006 г., ФАС проводила расследование громкой истории с распределением GSM-частот на Дальнем Востоке по обращениям того же "ВымпелКома". Впрочем, в тот раз антимономольное ведомство успеха не добилось.


Вторая волна задержалась

Если верить официальным прогнозам, угроза второй волны финансового кризиса в России отодвигается с осени на начало 2010 года. Как заявил вчера замминистра экономического развития Андрей Клепач, вторая волна возможна, если не возрастет кредитный портфель банков. Этот приятный прогноз разделяют эксперты из лагеря пессимистов. Но они же убеждены, что решить проблему кредитования до конца года власти не успеют. И тогда неизбежным становится сценарий погружения России в стагфляцию на ближайшие годы. Озвученная вчера президентом Дмитрием Медведевым цель по снижению инфляция до 4-6% пока выглядит недоступной.

Пока международные инвесторы позитивно настроены в отношении российского рынка. Так, в Goldman Sachs полагают, что все плохое с российской экономикой уже случилось в первом полугодии и в третьем квартале может возобновиться рост. Не верит во вторую волну и JP Morgan. Напомним, приверженцы сценария второй волны кризиса ранее ожидали ее осенью 2009 года. Вчера Минэкономразвития отодвинуло угрозу на следующий год. "Если кредитный портфель банков не возрастет, то вторая волна спада вероятна", - цитирует замминистра Прайм-ТАСС. Однако ее еще можно избежать. Но вопрос в том, сколько страна сможет быть в стагнации. "В течение следующих 12 месяцев компаниям предстоит выплатить по долгу 200 млрд долл. А годовая чистая прибыль с учетом провала сейчас составляет 70 млрд долл., - рассказывает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. - Разница между этой чистой прибылью и их долговой нагрузкой 130 млрд долл. - это 30% кредитного портфеля".

Пока просроченные кредиты российских банков, по официальным данным, составляют лишь 4,4%. "Однако балансы российского банковского сектора все меньше имеют отношение к реальности: просроченные кредиты просто не показываются", - говорит Наталия Орлова. "Банки прекратили выдавать кредиты в сентябре-октябре 2008 года, - добавляет главный экономист "Уралсиба" Владимир Тихомиров. - Соответственно, до осени у нас не будет полной картины, смогут ли расплатиться крупные заемщики, которые могли брать деньги на год".

Несмотря на призывы премьер-министра Владимира Путина к банкам не допустить продолжения кредитного голода экономики, расшевелить этот рынок сейчас вряд ли получится. "Сложно заставить банки брать на себя новые риски, когда они не могут оценить даже текущие", - говорит г-н Тихомиров. Но в этом случае экономику ждет новый виток кризиса, и оживление промышленности можно отложить надолго.

В апреле глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина говорила, что Россия находится на развилке двух сценариев: стагнация или возобновления роста. На лучшее тогда позволяла надеяться возможность поддержания внутреннего спроса. Однако спустя почти полгода он продолжает падать. Надежды Минэкономразвития на оживление экономики в конце 2009 года откладываются на 2010 год. При этом подъем начнется, по словам г-на Клепача, только в 2011 году. Как заявил вчера президент Дмитрий Медведев, в условиях сокращения производства инфляция замедлилась и по итогам года может быть ниже официального прогноза, 10-11% против 13%. При этом, по его словам, надо "загнать" инфляцию в 4-6%. Но такая цель сейчас выглядит малореальной. По мнению Наталии Орловой, уже есть все предпосылки говорить, что экономика уходит в сценарий стагфляции. В следующем году, по ее мнению, экономика может вновь продемонстрировать отрицательные темпы, а в следующие годы будет расти по 1-2%. Более оптимистичен Владимир Тихомиров. Нулевой или даже рост в 1% возможен в 2010 году даже при плохом сценарии - сработает эффект низкой базы этого года.


Tele2 встала в очередь

Вслед за поволжской СМАРТС шведская Tele2 признала, что рассматривает возможность развернуть в России сети сотовой связи четвертого поколения по технологии LTE. СМАРТС и Tele2 проиграли конкурсы по лицензиям на строительство сетей третьего поколения "большой тройке" и теперь рассчитывают обойти конкурентов, предлагая услуги беспроводного ШПД по более новой и совершенной технологии. Стандарт LTE еще фактически не опробован в мире, поэтому говорить о его перспективах на российском рынке очень сложно, предупреждают аналитики.

Стандарт LTE (Long-Term Evolution) обеспечивает скорость передачи входящего трафика на скорости до 326,4 Мбит/с, исходящего - 172,8 Мбит/с. При этом сети работают на тех частотах, что и GSM. По прогнозу международной организации "UMTS-форум", к 2015 году общий доход операторов сетей связи стандарта LTE составит 150 млрд долл., или около 15% доходов мирового рынка услуг сотовой связи.

О том, что к концу года "Tele2 Россия" завершит разработку стратегии на следующие пять лет, на пресс-конференции вчера рассказал новый президент компании Дмитрий Страшнов. В беседе с РБК daily он отметил, что в концепцию стратегии, возможно, будет включен пункт о строительстве сетей четвертого поколения в России. "В долгосрочных планах компании возможное развитие технологии LTE на территории РФ с учетом опыта разворачивания сети 4G в Швеции в партнерстве с Telenor. В рамках развития LTE мы рассматриваем возможность запуска собственной сети, в том числе в Москве. Однако конкретных решений по этому вопросу пока нет. Все будет предусмотрено в стратегии". Для разработки стратегии Tele2 привлечет консультанта, однако он пока еще не выбран, отметил г-н Страшнов.

Об интересе Tele2 к развертыванию в России сетей LTE ранее рассказал корреспонденту РБК daily президент Tele2 Гарри Капонен. "На данный момент я бы скорее говорил о перспективах развития в России сетей LTE (а не 3G. - РБК daily), это более современная технология. Я заметил, что русские любят самые современные технологии", - пояснил он. Весной этого года поволжский оператор СМАРТС обратился в ГКРЧ и Роскомнадзор с запросами о возможности использования радиочастот диапазонов 900 и 1800 МГц для создания сетей сотовой связи третьего и четвертого поколений, а также получения лицензии на оказание подобных услуг. "Вопрос развертывания в России сетей на технологии LTE находится в стадии изучения. Более подробную позицию выработает научно-технический совет Минкомсвязи", - говорит пресс-секретарь Минкомсвязи Елена Лашкина. По словам аналитика iKs-Consulting Максима Савватина, технологию LTE практически не начали использовать даже в Европе, до России она в лучшем случае дойдет через пять лет.


Brightpoint Inc отключилась от сети

Авторы: Анна Балашова, Седа Егикян

Как стало известно "Ъ", один из мировых лидеров сотовой дистрибуции, американская Brightpoint Inc (выручка в 2008 году $4,64 млрд) покинула российский рынок. В России Brightpoint была эксклюзивным дистрибутором смартфонов НТС, доля рынка которых оценивается экспертами в 33%. Розничная цена HTC может снизиться, так как теперь продвигать HTC будут сразу несколько дистрибуторов, рассчитывают ритейлеры. По оценке "Евросети", эксклюзивные права Brightpoint на продажу HTC оборачивались ростом розничной стоимости смартфонов до 20%.

О том, что Brightpoint свернула свои операции в России, "Ъ" рассказал один из участников рынка сотового ритейла. "Мы получили уведомительное письмо об уходе компании Brightpoint с российского рынка 1 июня этого года",- подтвердила руководитель отдела по связям с общественностью ГК "Связной" Елена Ноготкова. Начальник отдела по работе с клиентами в России и СНГ HTC Андрей Кормильцев рассказал, что в конце весны российский офис Brightpoint сократил практически весь персонал, а в начале июня глава представительства разослал клиентам и партнерам письмо, уведомлявшее о закрытии офиса. В американском офисе Brightpoint телефоны вчера не отвечали.

Brightpoint - американская телекоммуникационная компания, которая специализируется на дистрибуции беспроводных устройств и предоставлении логистических услуг в телекоммуникационной сфере. В 2008 году выручка Brightpoint составила $4,64 млрд. Капитализация вчера на NASDAQ - $454,6 млн. Штаб-квартира компании находится в Плейнфилде (США).

ООО "Брайтпоинт РУС" было учреждено в мае 2006 года. По данным СПАРК, 99% в уставном капитале принадлежит нидерландской "Брайтпоинт Холдингс Б.В.", 1% - новозеландской "Брайтпоинт Нью Зиланд лимитед". По итогам 2007 года (последние данные) выручка от продаж составила 30,468 млн руб., чистый убыток - 3,736 млн руб.

"Изначально в 2006 году мы выходили на российский рынок через Brightpoint, которая на тот момент являлась эксклюзивным партнером вендора по всему миру",- рассказывает господин Кормильцев. С апреля этого года HTC, по его словам, перезаключила договоры с дистрибуторами, теперь коммерческие интересы производителя в России официально представляют "Марвел", "Тринити Фэлконс" и "Вобис Россия". Президент "Марвел" Сергей Гирдин подтверждает, что с апреля они стали одним из официальных импортеров продукции HTC. "То, что HTC стала узнаваемой маркой в России, безусловно, заслуга Brightpoint",- подчеркивает он.

По данным аналитика J-son & Partners Сергея Савина, всего в 2008 году было продано более 600 тыс. коммуникаторов, крупнейшим игроком этого рынка являлись HTC (доля 33%), Asus (19%), Samsung (19%), E-Ten (бренд Glofiish, 13%) и Rover PC (12%).

Генеральный директор ЗАО "Русская телефонная компания" (РТК), управляющего розничной сетью МТС, Сергей Румянцев рассчитывает, что сокращение цепочки поставок отразится на конечных ценах на телефоны HTC. "Мы ожидаем, что дальнейшим шагом будет переход к прямым продажам, который позволит HTC контролировать каналы сбыта",- рассуждает он, называя текущую долю HTC в общих продажах РТК "невысокой".

Доля смартфонов и коммуникаторов в общих продажах "Евросети" - около 5% в месяц, из них на модели НТС приходится менее 3%. В "Евросети" рассказали, что прекратили сотрудничество с Brightpoint с ноября 2008 года и сейчас распродают остатки смартфонов. "Brightpoint неоднократно не выполняла коммерческих условий и договоренностей. Наша цель - сократить цепочку между производителем и покупателем до минимума. Присутствие Brightpoint в структуре дистрибуции HTC в России приводило к увеличению розничной стоимости коммуникаторов до 20%, то есть делало ее неконкурентоспособной",- объясняет президент "Евросети" Александр Малис. Впрочем, один из конкурентов "Евросети" сомневается, что уход Brightpoint из России повлияет на снижение розничной стоимости их продукции: "Скорее у НТС появится инструмент повышения собственной маржи". В HTC не стали комментировать, как отразится на стоимости смартфонов уход Brightpoint из России.


Смартфоны с GPS вытесняют портативные навигаторы

В 2009 году продажи на навигационных услуг в России на базе смартфонов достигли 350 000 единиц, в то время как рынок портативных навигаторов не смог достичь даже половины от этого объема, сообщает Frost & Sullivan.

Исследования консалтинговой компании указывают на то, что технология смартфонов со встроенной системой глобального позиционирования GPS завоевывает позиции, вытесняя традиционные портативные навигаторы. Причиной выявленной тенденции, по мнению аналитиков, стал экспоненциальный рост на рынке навигационных GPS услуг на базе смартфонов и стабильный рост рынка портативных навигаторов. В их новом исследовании сообщается, что в 2008 году объем продаж на российском рынке навигационной продукции составил 450 000 единиц и что, вполне возможно, сможет достичь 2 млн единиц в 2012 году.

Эксперты компании Frost & Sullivan считают, что 35% российских потребителей заинтересованы во встроенном в смартфон навигаторе, в то время как 63% готовы платить свыше 4 евро в месяц за услугу слежения за автотранспортными средствами с помощью GPS, встроенным в смартфон.

"Производители телефонов, такие как HTC, Nokia и Apple, продвигают навигационные услуги в новом направлении, реализуя все больше смартфонов со встроенным GPS на российском рынке, - заявил программный руководитель компании Frost & Sullivan Правин Чандрасекар. - В 2008 году баланс сместился больше в сторону навигационного рынка на базе смартфонов, нежели портативных навигаторов. Эта тенденция, наряду с результатами проведенных компанией Frost & Sullivan исследований среди конечных потребителей, четко говорит о том, что необходим пакет решений для технологий на базе смартфонов для достижения успеха на этом рынке".

По данным Frost & Sullivan, восемь из десяти владельцев навигационных систем в России планируют приобрести другую навигационную систему в ближайшие полгода. Из них 49% отдают предпочтение портативным навигаторам, но уже более 30% намерены перейти на навигационные системы на базе смартфонов.

Эксперты сомневаются в том, что в условиях сложной экономической ситуации большинство российских потребителей по-прежнему будут готовы потратить более 300 евро на покупку навигатора. В то же время, смартфон с функцией GPS может стать впечатляющей и недорогой альтернативой.



Подпишись и выиграй Nokia 5800 XpressMusic
Специальная акция на канале @ASTERA.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное