АКУСТИКА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА И АКУСТИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ГОЛОСА
Доброе утро! Итак, это первый выпуск. :-) С чего же мы начнём? - Мы начнем с изучения основных сведений из акустики, физиологии и психологии в применении к вокальному искусству. Мы будем стремится создать достаточно полное впечатление о значении дисциплин для певца и педагога. Упор, конечно же, будет делаться лишь на том, что наиболее важно для вокальной педагогики. В тексте будут встречаться ссылки на мнения солистов театра "Ла Скала". Они взяты из записанных на магнитофоне бесед,
которые проводились с ними в период гастролей этого театра в Москве. Поэтому к ним можно относится как к точным достоверным фактам. Акустика голосового аппарата и акустическое строение голоса Певческий голос - акустическое явление. В мире музыкальных звуков певч ескому голосу отводится одно из самых значительных мест. Думается, что голос был первым музыкальным инструментом, посредством которого человек стал выражать свои переживания. Музыкальный язык, как и язык речи, является средством
общения, средством передачи определенной информации от одного ч еловека другим людям. И в этом и в другом языке для этого вида сообщения используются звуки голоса. Под голосом вообще понимаются все звуки, производимые голосовым аппаратом человека. Они могут быть разнообразны. Голос может быть речевым, певческим, шепотным. Человек может кричать, стонать, имитировать различные звуки. Какой бы звук мы не взяли, будь то звук музыкального инструмента или челове ческого голоса, его можно определить
с большой точностью, так как звуки относятся к физическим явлениям и рассматриваются точной наукой - акустикой. Звук хорошо изучен, и основные закономерности, которым он подч иняется, выяснены. Всё то многообразие качеств, которое мы умеем на слух хорошо различать в певческом голосе, имеет акустическую расшифровку. Зная ее, мы можем целесообразно влиять на выработку нужных нам качеств. Звуки тоновые и шумы. Среди окружающих нас звуков мы различаем звуки, имеющие определённую высоту, - т
о н о в ы е з в у к и, и неопределенные по высоте ш у м ы. Все музыкальные звуки имеют четко выраженную высоту. В голосовом аппарате человека при речи и пении возникают и тоновые звуки и шумы. Все гласные имеют тоновый характер, а глухие согласные - шумовой. Всякий музыкальный звук характеризуется высотой, силой и тембром.В певч еском голосе различают не только высоту звука, его силу и тембр, но и еще разнообразные качества, которые обычно обозначают какими-либо сравнениями, метафорами:
голос льющийся или, наоборот, прямой; округлый или плоский; мягкий или жесткий, резкий, блестящий, металлический или матовый; грудной или головной; рассыпанный или собранный, сконцентрированный; опертый или неопертый; далекий или близкий и т.п. Различают голоса зажатые, гнусавые, гудкообразные и многие другие. Однако все бесконечное разнообразие музыкальных звуков и голоса, с точки зрения акустики, создается изменением во времени только трех характеристик звука: частоты колебаний, их амплитуды и
состава сложного звука, его спектра, которые мы воспринимаем соответственно как высоту, силу и тембр.