АКУСТИКА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА И АКУСТИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ГОЛОСА
Добрый день!
Акустические условия выступления. Коснёмся тех акустических условий, в которых певцу приходится петь. Эти условия могут быть весьма различными: открытое пространство или открытая эстрада, концертный или театральный зал, класс, студия звукозаписи или радиостудия. Как известно на открытых эстрадах, в поле или в лесу певца слышно плохо и ему самому трудно петь. Голос распространяется свободно во все стороны, не задерживаясь и почти ни от чего не отражаясь, легко рассеивается.
Чтобы уменьшить расстояние и создать преимущественное направление звука к публике, за эстрадой обысно ставится раковина, отражающая звуки в сторону слушателей.
В залах, аудиториях стены (если они не сделаны из специальных, звукопоглощающих материалов), потолок и пол отражают звуки, не давая им уйти из помещения, возращая их в зал, препятствуют утечке звуковой энергии. Если форма отражающих поверхностей помещения расчитана правильно, звуки равномерно достигают всех рядов, если неправильно - провалы звучания.
Часто говорят, что то или иное помещение имеет хороший резонанс. Под этим понимается тот отзвук, та гулкость помещения, в котором мы говорим или поём. Это явление не имеет отношения к резонансу вообще и представляет собою лишь остаточное звучание, так называемую р е в е р б е р а ц и ю, которая обязана своим происхождением многократному отражению звуковых волн от больших поверхностей помещения.
Если препятствие, которое встречает звуковая волна, одно и большое (граница леса, склон ущелья и т.д.), то отразившаяся волна возвращается, принося в ослабленном виде тот звук, который мы послали. Это явление называется э х о м.
Если в помещении много мягких вещей, портьер, ковров - звук легко гасится и остаточное звучание мало. В пустых комнатах звук, многократно отражаясь от больших площадей, создает длительное остаточное звучание, гудение, которое затрудняет слушание своего голоса и мешает петь. Помещение с совсем малым остаточным звучанием также затрудняет пение, поскольку ухо не слышит привычного по силе ответа на произведенный звук. Для занятия пением целосообразнее всего пользоваться классом с умеренной
реверберацией, но иногда полезно менять акустическую обстановку для того, чтобы не происходило привыкания к определенному помещению.
Поскольку певцу приходится петь в различных акустических условиях, восприяте силы собственного голоса у него всегда разное. Не следует поддаваться слуховому обману. Надо стараться сохранять привычную манеру звукообразования.
----------
Если есть вопросы или предложения, пишите voiceheart@netman.ru с темой вопрос.