АКУСТИКА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА И АКУСТИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ГОЛОСА
Полетность певческого голоса. Певцы интуитивно добиваются хорошей слышимости голоса, вырабатывая в нем к а ч е с т в о п о л ё т н о с т и, дальнобойности. Давно известно, что существуют певческие голоса, не имеющие большой силы, но отлично летящие в зал и хорошо слышимые даже сквозь звучание оркестра. Качество полетности мало зависит от силы звука. Есть мощные голоса, поражающие своей силой в непосредственной близости, в небольшой
комнате, классе, но оказывающиеся совершенно нелетящими в больших помещениях. Они пропадают, теряются в больших пространствах и не пробивают звучание оркестра.
Исследования показали, что качество полетности связано с т е м б р о м голоса, а не с его силой, и объясняется это присуствием в голосе высоких обертонов. Певец со звонким, летящим голосом умеет так формировать звук, что большой процент энергии концентрируется в звуке в зоне высокой певческой форманты.Почему же звук, в котором большой процент энергии сконцентрирован в высокочастотной области, имеет лучшую полетность, когда все частоты спектра распространяются
в пространстве одинаково? Как оказалось, это качество полетности связано с особенностями восприятия звуков нашим слухом.
Наш слух имеет неодинаковую чувствительность к разным частотам. Звуки одной силы на различных участках диапазона воспринимаются слухом как звуки неодинаковой громкости. На одних участках диапазона мы ощущаем их как значительно более громкие, чем на других. Если менять высоту звука одинакой силы на всем диапазоне частот, которые может воспринять ухо, то в зоне от 500 Гц до 3000 Гц он будет восприниматься как наиболее громкий. Вверх и вниз по звуковой шкале от этой зоны он будет становится для уха все
более и более слабым и наконец исчезнет, дойдя до нижнего и верхнего порогов слышимости. При достаточной силе звука слух воспринимает от 16 Гц внизу до 20 000 Гц наверху.
Зона лучшей слышимости включает ту область, в которой располагаются все речевые и певческие форманты. Именно здесь звуки несильные воспринимаются как достаточно громкие. Особенно чувствительно ухо к области 2500-3000 Гц, т.е. к области высокой певческой форманты. На эту область резонирует наружный слуховой проход уха, и потому он сильно передает эти колебания барабанной перепонке, чем и объясняется качество полетности звука, его способность "лететь через оркестр", быть хорошо слшимыми в больших помещениях.
Умение правильно формировать тембр голоса , делать его летящим, полётным - чрезвычайно важно.
----------
Если есть вопросы или предложения, пишите voiceheart@netman.ru с темой вопрос.