Есть смысл осветить еще одну сторону реоригинации, имеющую самое непосредственное отношение к социальному
поведению личности. Многим поднимаемый мной вопрос покажется банальным и наивным, но на самом деле речь
пойдет об очень серьезном.
С тех давних пор, когда вера в Бога начала "тускнеть", как мне кажется, Ф.М. Достоевский высказал очень
короткую, но емкую фразу: "Все дозволено". Под этим понималась возможность и действительность выплескивания
в общество отдельными людьми своих самых низменных и отвратительных пороков. Плохой человек как бы говорил:
"Бога нет, я сам Бог и поступаю, как выгодно и нужно мне. Остальные мне не указ, и вообще, после меня - хоть
потоп".
Роль церкви как эталона нравственности падала, падала и упала в России очень низко. Попытки
возрождающегося в стране православия возвеличить свою роль и приостановить нравственное падение масс - с
одной стороны похвальны, но напористость и агрессивность (я не побоюсь произнести здесь это слово)
настораживают и не только меня.
Однако упоминание о возрастании активности Церкви в государственных делах понадобилось мне не само по
себе, а чтобы, оттолкнувшись словно от трамплина, перейти к теме реоригинации. Каждый внимательно читающий
мои рассылки человек понимает, что хотя от религиозных взглядов на смерть я отмежевался, мы все-таки ведем
разговор на "поле", с которого религия не ушла и уйдет не скоро.
Итак, я рисую гипотетическую, спрятанную в тумане будущего картину, когда какая-то достаточно большая
часть человечества примет реоригинацию не как гипотезу, а как факт реальности. Пусть некоторые читатели
увидят в этом признак самонадеянности автора, честно скажу - не боюсь этого упрека.
Психологическую сторону модификации такого чувства, как страх смерти, мы пока оставим в стороне, а
сосредоточим наше внимание именно на социальном поведении личности с учетом ее знания о своей конечности.
Если человек правильно понял суть реоригинации (феномена вечного бытия или вечной жизни), перед ним
неминуемо возникает дилемма: я живу сейчас, но я буду жить и в "следующей" жизни, пусть в капсуле (как любил
говорить В.В.Налимов) иной личности.
Хотите - не хотите, но "я" для двух "соседних" жизней как бы раздваивается: человеку хочется прожить хорошо
и эту и "следующую". Будем пока говорить о двух "соседних", хотя никаких теоретических ограничений на их
количество реоригинация не налагает.
Давайте, пока речь идет всего лишь о гипотезе, пофантазируем (это не безудержная фантазия, она под собой
имеет реальные основания). Пусть в теперешней жизни человек "устроился" хорошо. (Можно, конечно,
поразмышлять, если - плохо). Итак, он не просто верит в реоригинацию, он знает, что она верна. Что он может
предпринять, чтобы в "следующей" жизни ему было не хуже, а даже лучше?
После этого вопроса придется немного вспомнить классическую реинкарнацию (перевоплощение). Ответить на этот
вопрос применительно к идее перевоплощения не так уж трудно. Человек в этой жизни должен заботиться о
создании своей хорошей кармы. (Карма - вообще очень сложное и не всегда одинаково истолковываемое людьми
понятие. О карме отдельный разговор). Нам сейчас достаточно самого простого ее понимания как судьбы, которую
человек кует себе сам. Создал себе (хорошими поступками и деяниями) хорошую карму - есть определенная
гарантия, что твоя "следующая" жизнь будет достаточно благоприятна.
Но вот, беда (!) - ФВБ не предполагает существования кармы, как таковой. Нет ее, и все тут! А что же
есть? Есть обычная деятельность отдельных людей, сообществ и государств. Все эти виды частных и общих
действий суммируются в некий глобальный (а иногда даже маленький по масштабам) результат. Где суммируются?
Не в какой-то там "карме", а в социуме, среди нас же, людей. В форме отношений между людьми, в форме
каких-то материальных плодов человеческой деятельности.
Вели большие политики "двурушную игру" в 30-40-х годах прошлого столетия, "доигрались" до второй мировой
воины, в которой маленькие люди были пешками и пушечным мясом. Можно привести пример "помельче". Заложили
некие "прорабы" в раствор, которым скрепляют кирпичи и блоки строящихся зданий цемент худшей марки (в
отчетах, ясно, написали, что цемент был самый наилучший, а разницу в ценах присвоили, просто говоря,
украли). Здание постояло, постояло и в один совершенно не прекрасный момент рухнуло, похоронив под обломками
сколько-то жизней. Можно, конечно, сказать, что прорабы сотворили плохую карму. А если честно - при чем тут
карма?
Итак, напрашивается вывод совершенно утопического свойства. Поэт написал: "Только жаль в этой жизни
прекрасной жить не придется ни мне, ни тебе". Поэт был прав, имея в виду, что прекрасная жизнь - очень
отдаленная перспектива. Но он не прав, говоря - "ни мне", "ни тебе". Как раз - и "мне" и "тебе". Только, кто
эту прекрасную жизнь построит, кроме "меня" и "тебя"? Сама по себе она не построится. Что же может сделать
одиночка-я и одиночка-ты? За ничтожным исключением - практически ничего. Как писал другой поэт: "Голос
единицы тоньше комариного писка..." Поэтому, чтобы показать не безнадежную утопичность моего вывода, я
припоминаю (не точно по форме, но точно по смыслу) фразу некоего мыслителя-политика - если идея овладела
массами, она может свернуть горы. В сущности, горы однажды уже "сворачивали", только плохо свернули: не за
ту точку опоры ухватились.
Смерть, в конечном счете, фундаментальнейший факт в жизни человека. На этот счет можно привести массу
высказываний больших и авторитетных мыслителей. Чтобы не загромождать рассылку - не буду. Но лозунг брошу:
"идею реоригинации - в массы"!