Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2006-12-16

Fw: BOOKNIK.RU - 16 декабря

Original Message From: "subscribe" <subscri***@b*****.ru>
Sent: Saturday, December 16, 2006 9:09 PM
Subject: BOOKNIK.RU - 16 декабря

> Рассылка http://booknik.ru/ - Еврейские тексты и темы.
>
>
>
> = Колоннада. Интерпретатор снов =
>
> Раздел повествует о фантастической карьере Иосифа: из зеков - сразу в
премьер-министры. А также об успешной деятельности Иосифа на этом высоком посту
и о сложной игре, которую он затеял с не узнавшими его братьями, явившимися в
Египет купить зерна.Иосифу еще до Египта снились вещие сны. Лучше бы ему было
о
них промолчать. Нет! Ни грана житейской мудрости! И он рассказывает братьям
довольно-таки бестактные вещи. Ты вообще-то соображаешь, что несёшь?! Не
соображает.
> http://booknik.ru/colonnade/?id=14136
>

   "Igor" 2006-12-16 22:35:23 (#621259)

Plan

Ultima Thule
Дов Конторер

Планы старые и новые

Вторая ливанская война осталась в прошлом и главным очагом непосредственно
наблюдаемого конфликта на Ближнем Востоке снова стало давнее, однообразное и
в
значительной степени бесперспективное противостояние между Израилем и
палестинцами.

В нашем регионе имеются и другие, не менее глубокие конфликты, опровергающие
популярный тезис о том, что именно израильско-палестинское урегулирование
принесет желанную стабильность на Ближний Восток (и, как следствие, в сферу
мировой энергодобычи). В данный момент это - ставшая очевидной конфронтация
между крепнущим шиитским Ираном и блоком <<умеренных>> суннитских государств,
среди которых главная роль принадлежит Саудовской Аравии и Египту. Даже с учетом
подлинной остроты израильских опасений, связанных с иранским ядерным проектом,
можно предположить, что непосредственная задача Тегерана ставится в иной
плоскости - как укрепление шиитского пояса, связавшего собственно Иран, отданный
во власть шиитам Ирак, алавитское руководство Сирии (претерпевшее, по мнению
некоторых исследователей, шиитизацию де-факто) и шиитскую общину Ливана.

Вполне ощутимое давление этого пояса уже сейчас составляет непосредственную
угрозу саудовским интересам, а для Египта оно обозначает малоприятную
перспективу появления на Ближнем Востоке новой сверхдержавы, наследующей
исторические традиции Персидской империи.

В прежние годы в нашем регионе также имели место значительные конфликты и войны,
куда более кровопролитные, чем периодические вспышки полноформатных военных
действий между Израилем и арабами. Это и восьмилетня ирано-иракская война, и
оккупация Кувейта, и египетская интервенция в Йемене. Но, несмотря на
общеизвестные факты, именно те аспекты ближневосточной конфликтности, которые
непосредственно связаны с Израилем, воспринимаются международным сообществом
как
средоточие региональной нестабильности. Что же до израильско-палестинского
конфликта, то он, в свою очередь, считается серцевиной всего комплекса
противоречий между Израилем и арабами.

По числу предлагавшихся в разные годы планов его урегулирования
израильско-палестинский конфликт не имеет себе равных. Человек, способный
элементарным образом перечислить все эти планы (международные, <<общеарабские>>
и
израильские), будет способен защитить диссертацию по политической истории
Ближнего Востока. Только из считающихся актуальными в настоящее время можно
упомянуть <<Дорожную карту>> и саудовскую <<мирную инициативу>> 2002 года. В
самом
Израиле, с присоединением к правящей коалиции партии НДИ, многие вспомнили о
предлагавшемся Авигдором Либерманом плане <<обмена населением и территориями>>,
в
рамках которого Израиль произведет аннексию некоторых поселенческих блоков в
Иудее и Самарии при одновременном выведении из-под израильского суверенитета
ряда арабских районов, примыкающих к <<зеленой черте>>.

Мне уже доводилось писать, что я считаю категорически несостоятельными
<<моральные>> аргументы против этого плана - в той их части, которая касается
предлагаемого Либерманом лишения нескольких сотен тысяч арабов в Вади-Ара и
<<треугольнике>> израильского гражданства. Наши отношения с арабским меньшинством
давно уже перешли ту черту, по которой проходит граница допустимости подобных
решений. Систематически выступая в роли пятой колонны и выдвигая в качестве
своих лидеров откровенных провокаторов, израильские арабы вполне заслужили того,
чтобы мы рассматривали их как свою <<проблему>>, а не как естественную часть
своего национального коллектива.

Ключевая проблема с планом <<обмена населением и территорими>> состоит, на мой
взгляд, в другом. Это план фактически объединяет НДИ с левым израильским лагерем
на базе изъявляемой им готовности к установлению границы по <<зеленой черте>>,
тогда как разговоры о необходимости присоединить к Израилю Ариэль за счет отказа
от Умм эль-Фахма и т.д. остаются всего лишь декоративным довеском к нему. Этот
<<довесок>> и сейчас никого ни к чему не обязывает, и в будущем не получит шансов
на осуществление. Из всех планов подобного рода извлекается в конце концов
только <<сухой остаток>>, которым неизменно становится израильское отступление.

В целом план Либермана, несмотря на наличие в нем определенных оригинальных
моментов, следует принятой парадигме урегулирования израильско-палестинского
конфликта. Эта парадигма предполагает <<политическое решение>>, основным элементом
которого станет создание независимого палестинского государства в Иудее, Самарии
и Газе - с минимальным изменением границ 1967 года. Но именно эту парадигму
подвергает сомнению <<План гуманитарного решения палестинской проблемы>>,
выдвинутый недавно д-ром Мартином Шерманом и поддержанный международным
общественно-политическим форумом <<Иерусалимский саммит>>.

Ошибочная парадигма

Д-р Мартин Шерман, научный сотрудник кафедры политологии Тель-Авивского
университета и один из ведущих экспертов Института контртеррористической
политики при Междисциплинарном центре в Герцлии, начинает с того, что определяет
формальную несостоятельность принятой парадигмы израильско-палестинского
урегулирования: <<Палестинцы доказали своими действиями, что они, во-первых,
не
испытывают действительной заинтересованности в создании собственного
государства, и, во-вторых, не обладают необходимыми для этого способностями.
Начиная с 1947 года, они раз за разом отвергали все предложения, сулившие им
непосредственную возможность создать свое государство. Последним доказательством
этого стало поведение Арафата в Кемп-Дэвиде летом 2000 года. Можно со всей
определенностью утверждать, что если бы палестинцы действительно желали создания
своего государства, оно бы у них уже было>>.

Что же до способностей, необходимых тому или иному народу для создания своего
государства, то здесь Мартин Шерман отмечает следующее: <<Палестинское движение
находилось в самом лучшем положении по сравнению со всеми остальными
национальными движениями в период после Второй мировой войны. Оно пользовалось
широким международным сочувствием, имело стабильные источники финансирования,
опиралось на безоговорочную поддержку одной из двух сверхдержав в годы холодной
войны - и даже тогда благожелательным образом освещалось средствами массовой
информации на Западе. Вслед за тем, в течение десяти с лишним лет, правительства
Израиля, признав правомерность декларативных политических устремлений ООП, были
настроены на удовлетворение палестинских требований в очень существенном объеме.
Но, несмотря на все эти благоприятные факторы, палестинское национальное
движение добилось исключительно жалких результатов и, в конечном счете, не
принесло своему народу ничего, кроме насилия, коррупции, нищеты и страданий>>.

Истинным побудительным мотивом палестинского движения д-р Шерман считает <<не
отсутствие у палестинцев возможности национального самоопределения, а наличие
такой возможности у евреев>>. Или, иными словами, не создание своего,
палестинского государства, а уничтожение Государства Израиль является реальной
целью ООП и связанных с ней группировок.

Но такая постановка политических целей является - или, по крайней мере, должна
являться - абсолютно неприемлемой для мирового сообщества, настаиват д-р Шерман.
И поэтому, учитывая опыт поведения палестинцев в минувшие десятилетия, мировое
сообщество должно осознать, что палестинский нарратив, апеллирующий к парадигме
национального самоопределения, представляет собой фундаментальную ложь.

В практическом плане это означает отказ от заведомо бесперспективных попыток
решения израильско-палестинского конфликта через создание независимого
палестинского государства. <<Но даже в том случае, если решение такого рода будет
устранено с международной повестки дня, останется актуальной гуманитарная
проблема палестинского населения, живущего под израильским военным контролем,
-
подчеркивает Мартин Шерман. - Эта проблема несомненно потребует своего решения.
Но решать ее надо не в политической плоскости, а в контексте необходимых шагов
гуманитарного характера. А последние будут возможны и эффективны только в том
случае, если официальный палестинский нарратив будет дезавуирован и лишен
легитимности. Почему? Потому, что гуманитарное решение палестинской проблемы
неизбежно войдет в противоречие с политической игрой, характер которой
подразумевает возможность и целесообразность создания независимого палестинского
государства>>.

Поощрение к эмиграции

В предлагаемом д-ром Шерманом гуманитарном решении можно выделить три основных
элемента:

а) Немедленное расформирование UNRWA - The UN Relief and Works Agency for
Palestine Refugees in the Near East. Это агентство ООН, созданное в 1950 году
специально для оказания помощи палестинцам, действует отдельно от Управления
Верховного Коммиссара ООН по делам беженцев. Получая и расходуя огромные
средства, оно фактически проводит политику, противоположную общей политике
Верховного Комиссара ООН, направленной на обустройство беженцев в районах их
проживания.

б) Прекращение злонамеренной дискриминации палестинских беженцев в арабских
государствах и предоставление им реальной возможности социальной интеграции в
странах сегодняшнего проживания.

в) Предоставление щедрых эмиграционных пособий палестинцам, покидающим районы
своего проживания, находящиеся под израильским военным контролем. Эти пособия
должны предоставляться на индивидуальной основе (главам семей), а не каким-либо
палестинским организациям.

Мартин Шерман подчеркивает, что агентство UNRWA является уникальным механизмом,
целеноправленно увековечивающим проблему палестинских беженцев 1948 года - в
интересах враждебных Израилю арабских государств и собственного аппарата,
поглащающего выделяемые ему бюджеты ООН. При этом д-р Шерман отмечает, что UNRWA
и Управление Верховного Комиссара по делам беженцев не просто проводят
принципиально разную политику в отношении опекаемых ими групп населения: даже
и
в отношении самого понятия <<беженец>> они придерживаются совершенно разных
определений.

UNRWA автоматически относит к числу <<палестинских беженцев>> их детей, внуков
и
правнуков - независимо от того, как сложилась их жизнь за прошедшие после Войны
за независимость десятилетия. Это позволяет агентству выкачивать из ООН
дополнительные средства, которые любая бюрократия умеет <<освоить>>. Но еще более
важным является политическое значение разницы в определениях понятия <<беженец>>,
используемых вышеупомянутыми инстанциями. Согласно критериям UNRWA, в мире
существует в настоящее время от 4 до 5 миллионов палестинских беженцев, тогда
как при использовании критериев Верховного Комиссара, принятых в отношении всех
остальных групп беженцев в мире, численность соответствующего палестинского
контингента составляет порядка 200-300 тысяч человек. Разница, как мы видим,
огромна: свыше 90 процентов.

Мартин Шерман настаивает на том, что палестинские беженцы должны перейти под
опеку Верховного Комиссара ООН - на равных со всеми остальными беженцами в мире
условиях. Что же до тех палестинцев, которые естественным образом лишатся при
этом статуса беженцев, то они должны немедленно получить все права, включая
право на гражданство, в арабских странах. Достижению этой цели должна
способствовать, по мнению д-ра Шермана, <<энергичная и агрессивная
дипломатическая кампания, которая вынудить арабские государства отказаться от
многолетней политики дискриминации в отношении палестинцев>>.

В то же время палестинцам, живущим в районах, находящихся под израильским
военным контролем, может быть предложена только одна корректная и справедливая
опция: щедрая помощь в эмиграции. Связанное с этим решение нейтрализует
перманентный очаг напряженности на Ближнем Востоке, решит гуманитарные проблемы
палестинского населения и избавит его от власти жестокого и коррумпированного
аппарата Палестинской администрации.

Куда именно можно и нужно направить поток палестинской эмиграции из Иудеи,
Самарии и Газы? <<Желательно, но не обязательно направить палестинских эмигрантов
в страны, наиболее близкие им в культурном, религиозном и ментальном
отношениях, - отвечат д-р Шерман. - Важнее, однако, чтобы эмиграционное пособие
действительно позволяло отъезжающим построить новую, более счастливую жизнь.
А
это, в свою очередь, требует именно индивидуального принципа выплаты, поскольку
в противном случае палестинцы не будут защищены от давления действующих в их
среде интересантов>>.

Объем затрат

Ознакомившись в общих чертах с <<Планом гуманитарного решения палестинской
проблемы>>, было естественно задать д-ру Шерману два ключевых вопроса. Какова,
по
его мнению, вероятность того, что предложенная эмиграционная опция будет
положительно воспринята сколько-нибудь значительным числом палестинцев,
проживающих в Иудее, Самарии и Газе? И каков объем ожидаемых финансовых затрат,
связанных с реализацией данного плана?

- Следует, прежде всего, принимать в расчет то обстоятельство, что процесс
эмиграции палестинцев с контролируемых территорий и сейчас, в отсутствие всякой
международной поддержки, имеет место, - говорит Мартин Шерман. - Официальные
власти и СМИ автономии пытаются скрыть этот факт, но он хорошо известен
экспертному сообществу. И это, в конце концов, естественно, поскольку в условиях
бесперспективного конфликта с Израилем, отягощенного для палестинцев коррупцией
и произволом их собственной власти, мысли об эмиграции возникают у многих.

Опросы общественного мнения указывают на то, что лишь 15 процентов палестинцев
категорически отвергают эмиграционную опцию, - продолжает д-р Шерман. - В то
же
время свыше 70 процентов опрошенных утверждают, что материальная помощь могла
бы
явиться для них существенным побудительным фактором к эмиграции, Такие данные
были получены в результате опроса, проведенного в ноября 2004 года Палестинским
центром изучения общественного мнения. И сравнительно недавно университет
Бир-Зейт провел исследование, показавшее, что 44 процента молодых палестинцев
были бы рады возможности эмигрировать из Иудеи, Самарии и Газы, если бы им была
предоставлена соответствующая помощь. Таким образом, даже сейчас, когда
обсуждение данной проблемы носит сугубо теоретический характер, мы наблюдаем
явные признаки того, что значительная часть палестинского населения в
контролируемых Израилем районах была бы рада предлагаемому нами решению.

Что же до объема необходимых для реализации <<Гуманитарного решения>> финансовых
средств, то здесь д-р Шерман говорит следующее: <<Его стоимость будет существенно
меньше чем ожидаемые затраты по любому из обсуждаемых в настоящее время проектов
урегулирования израильско-палестинского конфликта. Многое, конечно, будет
зависеть от того, какой объем помощи выделяется на одну семью. Допустим, что
одна семья получает в случае эмиграции от 100 до 200 тысяч долларов. Далее,
какова реальная численность арабского населения в Иудее, Самарии и Газе?
Существуют официальные данные Палестинского статистического бюро и сильно
отличающиеся от них результаты исследований группы израильских демографов во
главе с д-ром Йорамом Этингером. Учитывая эту разницу и возможные колебания в
сумме выплат на одну эмигрирующую семью, мы получаем общий объем в интервале
от
60 до 150 миллиардов долларов>>.

150 миллиардов долларов? Сумма огромная. Но д-р Шерман настаивает на том, что
<<для решения такой проблемы это смешные деньги>>. И его доводы не кажутся вовсе
надуманными.

<<Это в два с лишним раза меньше тех расходов, которые США уже понесли до
настоящего времени в связи с войной в Ираке. Израильский валовой внутренний
продукт составляет порядка 100 миллиардов долларов в год. Отчисляя на решение
данной проблемы по 5-7 процентов от своего ВВП, мы и сами могли бы в течение
10-15 лет изыскать необходимую сумму. Разумеется, Израилю было бы значительно
легче, если бы к реализации <<Гуманитарного решения>> удалось подключить
международных спонсоров. В этом случае затраты на решение палестинской проблемы
составили бы совершенно мизерный процент от ВВП государств, входящих в
Организацию экономического сотрудничества и развития (OECD). При этом
предлагаемое решение не стало бы бременем для мировой экономики. Напротив,
состоятельные палестинские эмигранты принесли бы миллиарды долларов в новые
страны своего расселения, включая развивающиеся государства. Не деньги являются
главным во всем этом деле, а политическая воля и наша готовность опровергнуть
глубоко лживый нарратив ООП, согласно которому единственным решением конфликта
станет создание палестинского государства>>.

   "Igor" 2006-12-16 20:04:22 (#621210)

Sderot, Gaidamak

Трагедия и позор на юге

Дов Конторер

То, что вокруг сектора Газы, на глубину в несколько километров израильской
территории, стремительно создаются условия, не совместимые с жизнью, давно уже
очевидно многим. Об этом, в частности, неоднократно писалось на страницах
<<Вестей>> в течение последнего года. Но если прежде подобная постановка вопроса
еще казалось кому-то намеренно заостренным полемическим тезисом, то сегодня его
состоятельность не вызывает сомнений.

Пустеющий город Сдерот находится на грани полного социального развала и
массового бегства жителей. Киббуцники и мошавники в поселениях регионального
совета Шаар ха-Негев проявляют бoльшую стойкость, но и она уже дает первые
трещины. Ашкелон явным образом обозначен как доступная террористам цель ракетных
обстрелов. Расположенные к югу от этого города важнейшие объекты национальной
инфраструктуры находятся под огнем. Израиль теряет значительную часть своей
территории - многие сотни квадратных километров - как землю, пригодную для
нормального проживания и успешной хозяйственной деятельности.

Этот процесс развивается на восток, в сторону Хевронского нагорья, дополняя
процесс бесконтрольного разграбления израильских земель бедуинами Северного
Негева и недвусмысленным образом обозначая перспективу рассечения Израиля
поясом, соединяющим две удаленные друг от друга части палестинской автономии.
Вместо <<транспортного коридора>> мы рискуем получить в этом районе полосу
интенсивного арабского освоения, из которой последние еврейские жители будут
изгоняться ракетами, все более активным террором и вообще эффектом не
встречающего препятствий социально-демографического <<выдавливания>>.

Ничего подобного страна не знала с 1948 года. Попытки превратить Верхнюю Галилею
в безлюдную землю, с перспективой ее последующего отторжения арабами,
предпринимались палестинскими террористами в семидесятые годы, когда боевые
отряды ООП почти полностью контролировали ситуацию в Южном Ливане. Эти попытки
не удались. Равным образом провалились старания террористов, развязавших
кровавый террор на дорогах Иудеи, Самарии и Газы после заключения соглашений
<<Осло>> (и, особенно, с началом т.н. <<интифады аль-Акса>>). В Галилее израильскому
правительству удавалось поддерживать в жителях надежду на то, что угроза
террористических атак из Ливана будет рано или поздно устранена. В Иудее,
Самарии и Газе еврейские поселенцы, даже и не имея внятной поддержки
правительства, держали удар в силу своего мужества и высочайшей патриотической
мотивации.

Но на юге сейчас сложилась принципиально иная ситуация. Возросшее в последнее
время число жертв ракетных обстрелов все еще относительно не велико, но общая
направленность процесса там катастрофическая. И дело не в том, что жители
Сдерота и других населенных пунктов в этом районе отличаются меньшей стойкостью,
чем их сограждане в Галилее. Во всяком случае, дело не только в этом.

Самым принципиальным фактором в данной связи является постоянное, нарастающее
ухудшение ситуации - на фоне явной неспособности израильского правительства
обозначить сколько-нибудь убедительную перспективу прекращения ракетных
обстрелов. Безнадежность. Беспомощность.

В последние две недели, когда кризис в Сдероте стал очевиден, практически все
представители правительства, теле- и радиодикторы, ведущие популярных передач
и
приглашаемые к участию в них журналисты стали сопровождать любое упоминание о
ракетах <<Касам>> унылой формулировкой: <<уже шесть лет подряд>>. Цель этого
гиперусердного напоминания, явно санкционированного кем-то из креативных
сотрудников канцелярии премьер-министра, состоит в одном: увести общественное
внимание от того факта, что сегодняшний кризис на юге есть прямой результат
прошлогоднего отступления из сектора Газы, в подготовке которого Эхуду Ольмерту
принадлежала есль не решающая, то важнейшая роль.

Да, ракеты <<Касам>> были впервые использованы палестинскими террористами почти
шесть лет назад. Но тогда они, во-первых, в основном применялись против
еврейских поселений района Гуш-Катиф, жители которого были настроены на борьбу
и
повседневную стойкость. Во-вторых, радиус действия этих ракет увеличился, когда
террористы получили возможность запускать их из зоны на севере сектора Газы,
где
прежде располагались поселения Дугит, Нисанит и Элей-Синай. В частности, только
с уходом израильских войск из этого района ракеты <<Касам>> стали достигать
Ашкелона. В-третьих, последовавшая за отступлением ЦАХАЛа активизация
контрабанды оружия и боеприпасов из Египта (через т.н. <<Филадельфийский коридор>>
на юге сектора Газы) позволила террористам использовать при изготовлении ракет
<<Касам>> более качественную взрывчатку.

Наконец, существует простой статистический результат: за 15 месяцев,
предшествовавших депортации жителей Гуш-Катифа и отступлению ЦАХАЛа из сектора
Газы, по населенным пунктам Северо-Западного Негева было выпущено 314 ракет
<<Касам>>, тогда как за 15 месяцев, прошедших со времени отступления, по тем
же
населенным пунктам было выпущено почти девятьсот ракет, ставших более точными,
более мощными, более дальнобойными. И когда в этих условиях представителями
правительства без устали повторяется мантра <<шесть лет подряд>>, происходящее
невозможно назвать иначе, как промывание мозгов.

Существует лишь один эффективный способ предотвращения ракетных обстрелов
израильской территории из сектора Газы: постоянное присутствие израильских войск
в соответствующих районах. В принципе, эти районы было бы можно контролировать
<<визуально и огнем>>, но для этого нужно сровнять с землей Бейт-Ханун, Бейт-Лахию
и все их выселки, превратив в мертвую зону северную оконечность палестинского
сектора - вплоть до Джебалии и британского военного кладбища на выезде из города
Газа. В некоторый момент с подобным предложением выступил на заседании
правительства министр внутренней безопасности Ави Дихтер, но затем он почему-то
умолк - и переключился на идею отдачи Голан сирийцам.

Ами Аялон, претендующий на роль главного военного эксперта (и будущего лидера)
Партии труда, постоянно твердит про спецназ, предлагая использовать
соответствующие подразделения ЦАХАЛа <<более активно>>. Но это - из категории
<<лишь бы что-то сказать>> (и заодно напомнить согражданам о своем героическом
прошлом в качестве командира морских коммандос). Различные группы спецназа в
Газе и так используются, когда это возможно, но смешно даже думать о том, что
с
помощью точечных вылазок с моря и суши можно решить проблему ракетных обстрелов.
Запуск <<Касамов>> предельно прост, связанная с этим логистика - минимальна,
и
даже при наличии точной агентурной информации о готовящемся запуске ЦАХАЛу не
хватает времени на его предотвращение силами спецназа. В лучшем случае эта
задача решается с помощью авиаударов.

Можно как угодно превозносить возможности израильских спецподразделений, но для
полного предотвращения ракетных обстрелов израильской территории в Газе
потребуется развернуть такие силы, что это будет скорее напоминать оккупацию,
чем спецоперацию. Собственно говоря, оккупация и нужна, но от этого вывода наше
правительство бежит как от огня.

Бежит, потому что этот банальный вывод неопровержимо доказывает чудовищную
бессмысленность прошлогодней депортации, жертвами которой стали десять тысяч
поселенцев, и преступный, авантюристический характер предшествовавшего ей
решения израильского правительства. Того решения, которое, как нам обещали, даст
Израилю <<больше безопасности>>, и которым страна была обречена на сегодняшний
кризис.

...В этих условиях представители правительства выглядят весьма жалко, когда они
критикуют Аркадия Гайдамака за его роль в превращении Сдерота в символ
израильского позора. Не умея обеспечить безопасность Северо-Западного Негева,
Ольмерт, Перец, Ливни и Ко выглядели бы умнее, воздержись они от участия в
связанной с этим вопросом общественной дискуссии. Данное замечание особенным
образом касается Ольмерта, открывшего Гайдамаку двери в те сферы
социально-политического влияния в Израиле, которые были заказаны ему прежде.

Но роль Гайдамака в последних событиях в самом деле отвратительна. Нужна ли
эвакуация жителей из Сдерота - открытый вопрос. Однако в прошлом, временно
эвакуируя свое население из тех или других районов, Израиль никогда не дарил
своим врагам столь жалких, столь унизительных сцен массового, панического
бегства. В 1948 году израильских детей вывозили в ряде случаев прямо из-под
огня, но на фотоснимках и кадрах кинохроники того времени мы не видим паники:
дети с узелками спокойно и собранно, под присмотром своих воспитателей, заходят
в автобусы чуть ли не на фоне рвущихся снарядов. В 1973 году линия обороны на
Голанах была уже прорвана сирийскими танками, когда оттуда эвакуировали
гражданское население. И тоже - без давки, без паники, без утраты человеческого
облика.

Почему в Сдероте было иначе? Не потому, что жители там трусливее. И не потому,
что опасность там сейчас больше, чем была в непосредственной близости от линии
фронта в октябре 1973 года. Но уставшим и небогатым жителям Сдерота было
предложено бесплатно отдохнуть в курортных отелях Эйлата, и они ломанули <<на
дармовщинку>> - не от ракет ломанули, а за халявой. Даже и в более благополучном
городе, без всяких <<Касамов>>, можно устроить подобную сцену массового бегства,
объявив бесплатную раздачу путевок в пятизвездочные отели. Откройте прилавок
бесплатной раздачи французских духов в цивильном торговом центре, и там тоже
воцарится потная, мерзкая давка.

Гайдамак отнюдь не глуп. Он не мог не понимать, как будет выглядеть посадка в
его автобусы, мест в которых заведомо не хватало на всех. Если бы Гайдамак не
хотел такого эффекта, он действовал бы иначе - с меньшей помпой, через местные
органы власти, с предварительным составлением посадочных списков и т.д. Но
Гайдамак намеренно спровоцировал эту <<панику>> в целях усиления эффекта
собственной пиар-кампании. И на то, что эта кампания будет оплачена за счет
израильских национальных интересов, ему было в высшей степени наплевать.

Чем обернулась вся эта затея как визуальный образ? Сценами давки, бегства, в
лучшем случае - неуправляемой жадности плебса до дармовщинки. Зато Гайдамак на
этом фоне - весь в белом. Но такие сцены в самый раз арабским миллиардерам
оплачивать, для поднятия боевого духа у террористов.

Опросы общественного мнения показывают, что, выступив сегодня на выборах,
Гайдамак мог бы получить тринадцать мандатов. Барин платит, людишки довольны.
Граждане Израиля выражат готовность голосовать за денежный мешок как таковой.
Кое-кто говорит, что Гайдамак подставил нам зеркало, увидив себя в котором,
страна ужаснулась. Но можно сказать и иначе. Это не <<зеркало>>, а намеренное
расстление. На не очень пристойном, но вполне выразительном языке русской тюрьмы
это называется <<ссучивание>>. И Гайдамак должен знать, что не все, далеко не
все
скажут ему за это спасибо.

   "Igor" 2006-12-16 20:04:16 (#621209)

Rabin

Ultima Thule
Дов Конторер

Война легенд

По завершении очередной недели памяти Рабина сумма накопившихся впечатлений
от
бесконечных речей, публикаций в печати, разговоров с людьми и картины
общественного мнения в израильской блогосфере сводится для меня к следующему:
с
тем, во что покойного премьер-министра превращают сегодня правые, я не согласен
практически в той же степени, как и с тем, во что его превращают левые.

Необходима существенная оговорка: слева в подразумеваемом здесь контексте
находится официальная презентация политических устремлений определенного лагеря,
тогда как справа - почти не проявленное публично, то есть в Кнессете и в ведущих
израильских СМИ, умонастроение другой, весьма значительной части общества, для
которой Рабин стал едва ли не символом зла. Эта непроявленность располагает
к
тому, чтобы назвать данное настроение <<маргинальным>>, но в действительности
речь
идет о явлении массовом и давно уже не поддающемся определениям подобного рода.

По моему глубокому убеждению, Ицхак Рабин не был ничтожеством, ко всему готовым
карьеристом, трусом, циником и размазней, как и не был он гениальным стратегом,
великим государственным мужем, бескорыстным подвижником, отцом нации и т.п. Его
биография есть часть израильской истории. Не худшая ее часть.

Как мы видим теперь, очень многим среди пришедших на смену Рабину цинизм,
карьеризм, готовность жертвовать интересами страны в угоду той или иной
конъюнктуре оказались присущи даже и в большей степени, чем убитому премьеру.
<<Система>>? Вините <<систему>>. Но тогда имейте уже и смелость задуматься над
тем,
частью чего является наша <<система>>, каким механизмам влияния и чьим интересам
она так часто бывает подчинена.

Да и не одна только <<смелость>> для этого необходима... Без соответствующей
культуры мышления, без адекватных изучаемому предмету аналитических матриц, без
системного, в свою очередь, сбора и анализа данных самые <<смелые>> бысто
заканчивают свой поиск на конспирологических задворках (если не в клинике
профессора Стравинского). Но здесь речь не об этом.

Когда говорят, что Ицхак Рабин был сыном <<фанатичной коммунистки>>, не хотят
знать и помнить о том, что именно таким, как она, сионизм был обязан в 20-е годы
изрядной долей своей энергии. Да, сама Роза Коэн в юности не была сионисткой
(кстати, противником сионизма был и ее отец, могилевский раввин). Она примкнула
к уезжавшим в Страну на пароходе <<Руслан>> почти случайно. Но своего будущего
мужа Нехемью она впервые встретила в мае 1920 года, когда тот, в составе боевого
звена сторонников Жаботинского, пришел на помощь защитникам Старого города.
<<Красная Роза>>, как её называли в то время многие, принадлежала к числу
организаторов еврейской самообороны в Иерусалиме. А еще год спустя, после
яффского погрома и убийства Бренера, она раздавала оружие первым добровольцам
<<Хаганы>> в Хайфе.

Это всего лишь одна деталь, и я не собираюсь здесь говорить о том, что было в
биографии Рабина подлинного, серьезного, героического. Было. И стремление
оплевать разом все, что связано с его именем, лично мне представляется делом
глубоко недостойным. В той же мере, как и попытка освятить его именем самое
провальное и катастрофическое по своим последствиям решение израильского
правительства.

<<Общественное мнение>> напугано тем, что треть израильтян высказалась недавно
за
амнистию Игалю Амиру. В этой трети огромное большинство говорит о возможности
амнистировать Амира через 25 лет, но <<общественное мнение>> все равно напугано.
Если верить ТВ, в целях противодействия этой тенденции решено усугубить
глорификацию покойного премьера, повысить регистр ежегодного траурного пафоса
и
пр.

Заведомая контрпродуктивность подобных действий кажется очевидной. И в самой
политике Рабина, и еще более в факте его убийства был заложен катастрофический
потенциал раскола в израильском обществе. Этот потенциал возрос многократно в
силу идеологической алчности левых, попытавшихся в 1995-1996 гг. раз и навсегда
подавить своих противников через отождествление критики <<Осло>> с брутальным
политическим насилием.

Далее возникла и стала усиленно насаждаться легенда о том, что если бы не
убийство Рабина, <<мирный процесс>> давно уж принес бы израильтянам свои
благословенные плоды. В действительности <<мирный процесс>>, как совокупность
эйфорических ожиданий, связанных с признанием ООП, потерпел фиаско еще при жизни
Рабина, доказательством чего был в то время стремительно падающий рейтинг
премьер-министра и его партии. Объективные обстоятельства вели Рабина к отказу
от <<Осло>> - или к позорному поражению на выборах, после которого Ликуд получил
бы возможность свернуть процесс поэтапных уступок Арафату. Но убийство Рабина
явилось де-факто последним шансом политики <<Осло>>, и лишь яростная
террористическая атака ХАМАСа в феврале-марте 1996 года уничтожила этот шанс.
Биньямин Нетаниягу победил на выборах, однако в новых условиях, едва выбравшись
из электоральной пропасти и связав себя обязательствами <<преемственности курса>>,
он не мог трактовать свое избрание как однозначный вердикт израильского
общества, дающий ему право решительно отказаться от дальнейшего диалога с ООП.

Лживая легенда о том, что Игаль Амир <<убил мирный процесс>>, способствует
психологической мобилизации левого лагеря и предоставляет ему желанное поле для
самоутешительного моделирования в жанре альтернативной истории, но естественным
результатом насаждения этой легенды стало появление других легенд - прямо
противоположной политической направленности. В равной мере эмоционально
заряженные, левые и правые легенды отчаянно борются между собой за образ
покойного премьера, обостряя и без того глубокий раскол в израильском обществе.

Точка возможного примирения

Целительной в этой ситуации стала бы адекватность. С одной стороны, осознание
левыми того факта, что без фундаментальной ревизии <<Осло>> и без внятного
осуждения сопровождавшей его риторики, всего этого тошнотворно-пропелерного
чванства, почти любое доброе слово о Рабине воспринимается многими гражданами
страны как апология изначально спорной политики, предлагавшейся вкупе с одиозной
культурной концепцией <<израильтяне против евреев>>.

С той же стороны необходим отказ от демонизации <<мерзкого убийцы>>. Всякому
ясно,
что в моральном отношении Амир безусловно менее <<мерзок>>, чем любой преступник,
убивающий свою жертву при ограблении, изнасиловании и т.п. Политическое убийство
есть государственное преступление, и государство, исходя из своих интересов,
вправе относиться к нему с особой строгостью, но законодатели общественного
вкуса напрасно вгоняют себя и пытаются вогнать израильское общество в состояние
моральной истерики при каждом упоминании имени Игаля Амира. Если они еще не
поняли своей ошибки, следует сообщить им прямым текстом: господа, это не
работает.

Кстати, право государства на особую строгость в отношении преступлений подобного
рода тоже имеет свои пределы. К числу таковых относится, например,
недопустимость ретроактивного законодательства и законодательства ad hominem,
то есть введения правовых актов, направленных против конкретного человека.
Существующая в Израиле норма не обязывает президента страны устанавливать срок
наказания лицам, приговоренным к пожизненному заключению. Таким образом,
возможность предельной строгости по отношению к убийце премьер-министра заложена
уже и в действующем израильском законодательстве. В связи с этим попытки ввести
специальный закон, который лишит президента в будущем права определить Амиру
конечный срок наказания, выглядят и вызывающе, и нелепо.

Наконец, по итогам очередной недели памяти Рабина возникает естественное желание
справиться о психическом здоровье дамы, занимающей пост министра просвещения
в
нашем правительстве. Ее заявление о том, что дата убийства Ицхака Рабина должна
восприниматься израильским обществом как равная по своему значению Дню
Катастрофы европейского еврейства и Дню независимости Израиля заслуживает разве
что публикации в рубрике <<Без комментариев>>. Трудно понять, что именно
подтолкнуло госпожу Тамир к мысли о том, что посредством этого заявления она
может способствовать достижению своих идеологический целей.

С другой стороны, необходим отказ от ставшего весьма популярным в правых кругах
огульного очернительства Рабина. И не только потому, что азартная ложь <<в ответ>>
не делает чести кому бы то ни было.

Как уже говорилось выше, вырвать из сионистской истории Ицхака Рабина (и, если
уж на то пошло, <<Красную Розу>>) невозможно. Тотальное очернительство ведет
в
данном случае к самоотчуждению от еврейской истории минувшего века, причем
именно от той ее части, которая, при всех своих парадоксах и внутренних
проблемах, в наибольшей степени связана с опытом реальной ответственности за
судьбу своего народа. И теми, кто заявляет теперь о своей готовности заменить
сбившийся с пути авангард, должна особенно остро осознаваться опасность утраты
преемственности по отношению к прежним поколениям, делавшим еврейское
национальное дело. В противном случае они и зарекомендуют себя, и действительно
станут авантюристами.

Туман над иранской проблемой

В преддверии назначенных на понедельник, 13 ноября, переговоров премьер-министра
Эхуда Ольмерта с президентом США Джорджем Бушем газета <<Гаарец>> опубликовала
примечательное заявление, сделанное на днях <<высокопоставленным источником в
администрации Белого дома>>. Согласно этому заявлению, в Израиле <<понимают
теперь, что решение иранской ядерной проблемы должно быть политическим>>.

Цитируемый источник выразил уверенность в том, что <<Израиль не предпримет
попытки атаковать иранские ядерные объекты, число которых составляет в настоящее
время около двухсот>>. Нейтрализовать иранскую программу военными средствами
будет несравнимо труднее, чем уничтожить иракский реактор, как это сделал
Израиль в 1981 году, подчеркнул в беседе с корреспондентом <<Гаарец>>
представитель администрации США. И при этом <<нет ничего опаснее безуспешной
попытки подобного рода>>, добавил он.

Трудно сказать, в какое мере цитируемое заявление отражает реальную позицию
президента Буша и его окружения. Означает ли оно реальный отказ американского
руководства от планов проведения военной операции против Ирана или его следует
понимать как часть <<дымовой завесы>>, призванной утаить, насколько это возможно,
подлинные стратегические намерения Соединенных Штатов?

С учетом поступающих сообщений о концентрации американских военно-морских сил
в
районе Персидского залива версия о <<дымовой завесе>> может показаться весьма
убедительной. В конце октября в Аравийском море начались совместные учения
американских и индийских ВМС <<Malabar 03>>, для участия в которых в этот район
прибыла ударная авианосная группа США в составе авианосца <<Боксер>>, ракетного
крейссера <<Банкер Хилл>>, двух эсминцев, атомной подводной лодки <<Провиденс>>
и
кораблей сопровождения. Если по окончании учений эта эскадра не покинет
Аравийское море, <<Боксер>> станет чертвертым авианосцем США в районе Персидского
залива - вместе с уже находящимися там авианосцами <<Энтерпрайз>>, <<Эйзенхауэр>>
и
<<Иво Джима>>.

Почти одновременно с американо-индийскими учениями у побережья Бахрейна
состоялись крупные международные учения ВМС при участии боевых кораблей США,
Великобритании, Италии, Франции, Австралии, Бахрейна, Катара и ОАЭ. Кроме того,
практически в том же контексте сообщается о концентрации американских и
саудовских боевых кораблей в Красном море.

Но не менее убедительно выглядят и сообщения о том, что состоявшиеся 2 ноября
испытания новых ракет в Иране произвели самое серьезное впечатление на
американских (и израильских) военных. В ходе этих учений иранцы осуществили
почти единовременный запуск десятков баллистических ракет, установив таким
образом своеобразный мировой рекорд. Но, что еще важнее, в ходе состоявшихся
испытаний было продемонстрировано наличие у Ирана разделяющихся боевых частей
к
ракетам <<Шихаб-3>>.

Таким образом, существуют определенные основания и для того, чтобы трактовать
процитированное <<Гаарец>> заявление американского источника как признак
наметившейся перемены курса администрации США.

Иранская тема в очередной раз займет основное место в ходе переговоров Эхуда
Ольмерта с президентом Бушем. И, допуская, что предварительный <<слив>> информации
о понимании Израилем трудностей, связанных с проведением военной операции против
Ирана, действительно указывает на определенный сдвиг в политике США по отношению
к иранской ядерной угрозе, мы естественным образом задаемся вопросом о том, что
означает для нас эта тенденция.

В публичном, полемическом плане иранская ядерная тема накалена до предела. Даже
и безотносительно к вопросу о том, для чего <<на самом деле>> стремится Иран
к
овладению ядерным оружием, мы наблюдаем сегодня следующую ситуацию: упорный
отказ Тегерана от уступок мировому сообществу в вопросе об обогащении урана,
с
одной стороны, и регулярные антиизраильские заявления Ахмадинежада, с другой.
Таким образом, в общественное сознание впечатывается следующий факт: руководимое
исламистами крупное ближневосточное государство создает ядерное оружие,
сопровождая свои действия политической риторикой, в ходе которой то и дело
говорится о возможности уничтожения Израиля. То, что такое стало теперь
допустимым, уже и само по себе является стратегическим фактором первостепенной
важности. И опять же: безотносительно к вопросу о том, что именно собираются
делать иранцы со своей бомбой.

В политическом решении данной проблемы Израиль может быть заинтересован даже
и
больше, чем любое другое государство мира. Но полная капитуляция США и других
стран Запада перед Ахмадинежадом не может считаться разумным решением иранской
ядерной проблемы.

В контексте подлинного и серьезного урегулирования Израилю важен не только (и
не
столько) тот или иной технический аспект заведомо эфемерного контроля за
иранской ядерной программой. Куда более важным стало бы для Израиля изыскание
такого модуса договоренностей между Западом и Тегераном, при котором иранская
сторона совершила бы недвусмысленную ревизию оголтелой риторики Ахмадинежада.
При всей накаленности данного вопроса, это могло бы произойти и без публичного
самоунижения Ирана. Но без такой ревизии курс Вашингтона на <<политическое
решение>> иранской ядерной проблемы может обернуться откровенным предательством
по отношению к Израилю.

   "Igor" 2006-12-16 20:04:06 (#621208)

Счастливой Хануки

Счастливой Хануки, друзья!

Семен Августевич

   2006-12-16 12:35:11 (#621060)