Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Co@Libri. Рецензии, обзоры

  Все выпуски  

Новости RSC


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Дайджест российской прессы компании Russian Story Страничка - НОВОСТИ - ЛИТЕРАТУРА - МУЗЫКА - ВИДЕО ===============================================================

Интернет-магазин Russian Shopping Club желает Вам счастья в Новом году !

Психологические этюды Марины Юденич

Станислав Комаров

      Комсомолка- контрреволюционерка

      Едучи на встречу с Мариной Юденич, я уже знал, с чего начну. Откуда вы, милая, злорадствовал про себя, можете знать, что собой представляет настоящий чеченский террорист, которого вы живописали в романе "Сент-Женевьев де Буа":

      - Это реальный персонаж. Писано с известного полевого командира Руслана Лабазанова, ныне покойного. Я ведь была на первой чеченской войне как журналист. Причем и по ту, и по эту сторону фронта. И Лабазанова знала неплохо.

      Я понял: кавалерийские атаки она отражает легко.

      ...А Николину Гору всю завалило снегом. Окна ее кабинета, где мы беседуем, выходят в поле. Она так и хотела, когда подыскивала дом. Чтобы он стоял на опушке, к лесу задом, а к солнышку передом.

      И кто бы мог подумать? Удивительная женщина! У-ди-ви-тельная! Чем больше о ней я узнавал, тем больше терялся. Кто она? Миниатюрная девочка из Владикавказа, ставшая светской львицей Парижа? Аристократка с комсомольским прошлым? Блестящий теле-радиожурналист - на "ты" с сильными мира сего? Профессиональный психоаналитик с сорбоннским образованием? Удачливый литератор новой волны, наконец?

      Я искал ответы на свои вопросы, а она, похоже, ставила при мне свои психологические этюды. Нет, все-таки она мистическая женщина!

      Романтика многотиражки

      В шестнадцать лет Марина покинула отчий дом и отправилась завоевывать Москву.

      - Все думали, что я еду поступать во ВГИК, с детства страстно мечтала стать режиссером, зачитывалась чужими сценариями, писала свои. А я решила штурмовать юрфак, но безуспешно. Экзамены провалила иЕ отправилась в Забайкалье, на БАМ. Дальняя родственница закончила институт и уезжала в Читинскую область по распределению, я рванула следом - "по глупости" - как утверждали друзья.  

      "Контрреволюционное" бабушкино воспитание временно куда-то улетучилось: прямо с вокзала в Чите я пошла в обком комсомола и безапелляционно заявила принявшему меня инструктору, что желаю работать бетонщицей. И никак иначе. Слава Богу, у этого человека было чувство юмора. Сначала он зазвал к себе едва ли не весь аппарат горкома: поглазеть на меня и посмеяться. Потом поинтересовался, как попала в Читу, закончила ли школу, с собой ли аттестат. Ситуацию оценил мгновенно: "Поедешь корреспондентом в районную газету". Меня? Корреспондентом! Шел 1977 год. Ни о чем подобном я и мечтать не смела. Зарплата, к слову, была предложена тоже немалая - больше двухсот рублей. Газета, правда, оказалась, не областной - районной, и называлась весьма "неординарно" - "Красное знамя".

      Так начался первый этап моей журналистской карьеры, он растянулся на целых два года. В газете работало всего три человека: главный редактор, ответственный секретарь и я, корреспондент. Оба моих начальника были мэтрами журналистики, к тому же очень пожилыми людьми. Потому обязанности между нами распределились следующим образом: они обучали меня азам профессии, я - делала газету. Всю целиком, от корки до корки. Писала передовицы, фельетоны, составляла кроссворды и стихи, которые печатали под разными именами в колонке "Творчество наших читателей". А потом романтика закончилась, я отбыла свой срок. Когда ты изо дня в день делаешь газету, это уже не журналистика. Ежедневное ремесленничество убило во мне все. До этого я писала сценарии, сложные и немного заумные, как мне казалось, - в стиле Антониони. После многотиражки так писать я уже не могла, зато легко штамповала передовицы и производственные вирши "наших читателей".

      Я возвратилась в Москву и все-таки поступила на юрфак. Ни журналистика, ни режиссура, никакая другая творческая работа меня уже не прельщали.   

      ЭТЮД №1.

      Что замечает подсознание или конституциональный анализ

      - Мы, естественно, наблюдаем за какими-то нюансами... Было бы странным верить одним только словам собеседника.

      - Есть немало мимолетных признаков, из которых в итоге складывается наше мнение о человеке. В психологии существует даже отдельная дисциплина - конституциональный анализ, техника сложная и не бесспорная. Впрочем, человечество владеет ее основами от рождения, но - на бессознательном уровне. Известная ситуация: классическая "проблема" многих женщин. Комплекс: "Меня замуж не берут". Всем вроде девица хороша. Так нет же! - избегает, обходит ее стороной семейное счастье. В чем проблема? Исключительно в нашей милой даме, а вовсе не в фатуме, мифическом "венце безбрачия", который изобрели прожорливые шарлатаны всех мастей для пущей острастки доверчивых клиенток. Однажды, в недобрый час, она сама вынесла себе этот приговор, уверовала в его неотвратимость, и в ее подсознании засел устойчивый, громоздкий образ, не кирпич даже, а камень...

      Под прессом старых большевиков

      У нее все в этой жизни складывалось как в хорошем драматическом произведении - вдруг. Главный герой вроде бы в безвыходной ситуации, сидит, горюет - и это неожиданно-спасительное "вдруг". У Марины так начинались самые интересные этапы в жизни.

      Она уже заканчивала институт, была замужем, растила крохотную дочь. Ей стали подыскивать работу, руководствуясь одним только условием: поближе к дому. Так она оказалась в Министерстве авиационной промышленности в непонятной и совершенно непривлекательной должности референта.

      - От скуки я как-то забрела в комитет комсомола. Тогда уже носились в воздухе свежие ветры перемен, много говорили о "демократизации общества", оздоровлении "партийных рядов", часто звучал термин "ротация кадров". На этой волне я оказалась в райкоме комсомола. Комсомольская карьера поначалу складывалась на удивление гладко и даже стремительно, через полгода меня избрали секретарем райкома. По идее, этого никак не могло случиться, ибо по всем номенклатурным параметрам (пол, возраст, непролетарское прошлое) я была совершенно непроходной кандидатурой. Но гремела в ту пору над Москвой канонада Ельцинских номенклатурных "зачисток", и в ужасе метались аппаратчики, пытаясь быть "большими католиками, чем Папа", то есть переплюнуть самого Б.Н. в радикализме и нетерпимости к отжившим традициям.

      Однако над моей безоблачной комсомольской карьерой начали сгущаться тучи. По натуре я человек очень независимый, плохо управляемый и довольно авантюрный, склонный к различного рода дерзким экспериментам, чего по тем временам хватало, чтобы попасть в немилость. Разговор в стенах райкома партии обычно был коротким: или выполняешь команды, или - партийный билет на стол. Я заупрямилась, вступила в позиционную борьбу, наивно полагая, что смогу обыграть под райкомовскими коврами опытных функционеров. Финал был жесток: строгий партийный выговор и отставка. Но в то же время это была моя победа, потому что они не нашли других способов совладать со мной, кроме как выкрасть из сейфа партийный билет. В иерархии партийных преступлений это было едва ли не самым тяжким. Меня долго таскали по многочисленным комиссиям, в числе которых была и комиссия "старых большевиков". Именно там я совершенно явственно ощутила, как пахнут живые трупы. Кстати впервые этот жуткий, могильный запах дохнул мне в лицо на пленуме МГК КПСС, на котором смещали Ельцина. Там отчетливо веяло 37-м годом, тени прошлого, воплотившись в холеные тушки партийных бонз, сидели в президиуме, выходили на трибуну, смиренно каялись в политической близорукости, а потом разоблачали, разоблачали, разоблачали...

      Те же дряхлые мумии восседали на парткомиссиях, они сверлили меня тусклыми неживыми глазами, и вкрадчиво вопрошали: "А может, вы вовсе не теряли свой партийный билет, а просто уничтожили его, поддавшись уговорам болтунов и щелкоперов? Теперь же боитесь признаться в этом товарищам по партии?" В тот момент во мне проснулась генетическая память и возникло четкое ощущение, что в приемной меня уже поджидают молчаливые мужчины в полувоенных френчах, они крепко возьмут меня под руки и поволокут в "воронок".

      И я опять ушла, практически в никуда.

      ЭТЮД №2.

      Эмоциональный канал восприятия

      - Я вообще никогда серьезно не относился к психологии как к науке. Жизненный опыт, острый наблюдательный ум - вот, собственно, и все, что нужно, чтобы распознавать людей и их проблемы. Тем более что в России всех психоаналитиков заменяла кухня или добрая пьяная компания, где можно излить свою душу...

      - Верно, в России это самый распространенный метод психокоррекции, и он не так уж плох. В принципе и на кухне, и на приеме у психоаналитика происходит приблизительно одно и то же: вы проговариваете свои проблемы, докапываетесь до их истоков, параллельно расщепляете эмоции.

      К слову, расщепить эмоцию можно и другим путем. У каждого человека существует от рождения четыре канала восприятия: аудиальный, визуальный, кинетический, дигитальный. Как правило, один из этих каналов доминирует. Если ваш собеседник часто говорит: "Я вижу, я смотрю" - он типичный визуал. Если оппонент употребляет фразу: "Я слышу, я слышал" - это аудиал. Если он утверждает: "Я чувствую" - кинетик. "Я знаю, я понимаю" - дигитал. Помимо лексических конструкций этих людей отличают характерные позы, которые они, как правило, принимают во время разговора. К примеру, аудиал всегда норовит повернуться к собеседнику боком: он как бы подставляет вам свое ухо. Когда вам очень плохо, вы "зациклились" на каком-то остром, болезненном чувстве, попробуйте расщепить эмоцию, "растащив" травмирующую вас информацию по всем каналам.

      "Юность" моя, ты гори, не сгорай!

      Через некоторое время Марина поняла, что ее юридического образования катастрофически не хватает для того, чтобы получить нормальную работу. И вдруг - очередной головокружительный поворот сюжета...

      - Отец институтской подруги работал в системе Гостелерадио и, видя мои метания, неожиданно предложил попробовать силы на радио. Журналистика меня все еще не привлекала, к тому же газетное дело было хоть как-то знакомо, а радиоэфир представлялся темным лесом. Но деваться было некуда, и после соответствующего звонка главному редактору "Юности" я отправилась на улицу Королева. "Юность" в те годы была радикально-демократической радиостанцией. Первой (и единственной тогда) из молодежных она начала вещание в прямом эфире, и это была реальная альтернатива официальному "Маяку" Возможно, поэтому вокруг "Юности" собралась очень яркая команда профессионалов: продвинутая, как сейчас говорят, молодежь и ветераны борьбы с режимом, опытные диссидентские волки. Теперь представь: в этот оплот нарождающейся демократии прихожу я, бывший секретарь райкома комсомола. Реакция очевидна, не правда ли?..

      Что было делать Жене Павлову, тогдашнему редактору "Юности"? Я пришла по рекомендации старшего, уважаемого коллеги: послать сразу - было не с руки, но при первой встрече я прочитала в его глазах все, что осталось за скобками. "Ты понимаешь, - ехидно сказал он мне, - есть только одна вакансия в "Молодежном канале" - ведущей утреннего эфира. Эфир прямой, non stop с шести до десяти утра. "Эфирить" придется три раза в неделю. Что предстоит делать? "Держать" эфир, сохраняя хороший темп, уметь моментально сформулировать мнение по самым разным проблемам, общаться с гостями студии и слушателямиЕ" Он ждал, он был почти уверен, что я скажу "нет". Но именно это меня и подхлестнуло. Выбор был сделан. Родилась Маша Некрасова - мой журналистский псевдоним. Я стала ведущей "Молодежного канала".

      Но тем не менее настал момент, когда ТВ поманило, и я не раздумывая нырнула в волны "голубого эфира". На Первом канале возникла независимая телекомпания "Центр" и вышла одноименная программа - эксперимент Егора Яковлева: несколько молодых людей пришли к нему с идеей выпуска негосударственных новостей. По сути это была первая попытка делать "новости с человеческим лицом". Она удалась. И мы беззаботно существовали до восшествия в "Останкино" Александра Николаевича Яковлева, который снял программу с эфира. Не могу сказать, что А.Н. обошелся с нами как-то очень уж скверно: он принимал нас в своем огромном кабинете, выслушивал, случалось даже, поил чаем, но эфирного времени не давал. Программы не выходили, рекламные поступления прекратились. Независимость откровенно демонстрировала свои слабые стороны, и с телевидения я ушла. (Она улыбается, вспоминая все эти бесконечные журналистские истории.)

      ЭТЮД №3.

      Счастье - это эмоция!

      - Уверен, что умение управлять своими эмоциями все равно не делает человека счастливым. Не дает ему комфорта и покоя. Не знаю, есть ли вообще смысл управлять своими эмоциями. Те, у кого все под контролем, - хуже зомби. Гораздо легче себя чувствуют неуправляемые люди. Взял, выплеснул свой гнев, из них он вышел как пар...

      - Но ведь он падет на головы конкретных людей, и кого-то, возможно, ударит весьма чувствительно: человек, пусть и на подсознательном уровне, получит серьезную травму. Как он поведет себя? Не обрушит ли свою обиду на первого же встречного? А тот? Он в какую сторону швырнет этот камень? Что ж в итоге? Гнев вполне может оказаться бумерангом. Разумеется, жизни человека-робота не позавидуешь: я встречала такие биологические машины, напрочь лишенные чувств. Счастливы ли они? Априори нет, потому что счастье - это эмоция!

      Но если человек чувствует, что в его эмоциях стабильно преобладает негативный фон, а минуты мимолетного, необъяснимого счастья выпадают все реже и реже - есть повод задуматься. При этом совершенно необязательно нести последние деньги модному психоаналитику. Можно пуститься в самостоятельное, одиночное плавание по волнам собственной души (или сознания: "психо" в переводе с греческого и есть душа). Как правило, в этом плавании нас ожидают самые неожиданные открытия, возможно, что повезет отыскать затерянный клад - какой-нибудь невостребованный талант или новое призвание.

      Такое случается.

      Я, к примеру, после Сорбонны была твердо намерена практиковать. Но какая-то тревога смущала душу. Господь был милостив, и случайная встреча в одночасье разрешила смутные сомнения, которые могли растянуться на годы. В опустевшем Довиле (фешенебельный курорт во Франции. - Прим. авт.) я случайно познакомилась с очень пожилым человеком. Служащие отеля рассказывали, что странный мсье много лет подряд подолгу живет у них в межсезонье и ни разу не перекинулся ни с кем парой слов, кроме самых необходимых. А потом свершилось чудо: услышав мою русскую речь, старик оживился и неожиданно заговорил со мной. По-русски. Когда же, со старомодной церемонностью, он представился - меня охватила оторопь. Потому что собеседником моим был человек-миф, живая легенда - доктор Штейенгард. Молодой психиатр из Киева, еврей по национальности, в 1941 году он оказался в руках фашистов. И был вознесен к самым вершинам рейха. Фюрер, помешанный, как известно, на оккультных науках, оценил его талант по достоинству. После войны блестящий профессионал был нарасхват: он работал в США, Израиле, Франции. Спецслужбы всего мира ни на минуту не оставляли его в покое, добиваясь сотрудничества. Думаю, работать доктору Штейенгарду пришлось много. К концу жизни он захотел уединения и покоя. Сторонился людей, особенно избегал журналистов, месяцами жил в тихом, провинциальном Довиле, совершая долгие одинокие прогулки вдоль моря.

      Мне повезло: старик, покинувший Россию более полувека назад, безумно любил русский язык, скучал по нему и, надо отдать должное, - знал великолепно. Как он читал Набокова! Наизусть, по памяти, наслаждаясь вычурной игрой слов... Мы говорили о многом. Естественно, психология со всеми ее вопросами, и прежде всего проблемой возможного и допустимого, заняла немало времени. "Врачевать человеческую душуЕ Красиво звучит, согласен. Но если выразиться несколько иначе, получится: манипулировать человеческой душой, вторгаться в нееЕ ВслушайтесьЕ Разве вам не стало страшно? Поверьте, я ни в коем случае не спорю с тем, что наука должна - и будет! - развиваться, причем самым стремительным и неожиданным образом. Но вы, лично вы, готовы уже сегодня принять такую ответственность?" Старый доктор внимательно посмотрел мне в глаза. И я поняла, что не готова.

      И снова попытка разобраться в себе, а потом крохотная повесть "Гость". Такая вот история.

      Однажды на Николиной Горе она просто села за компьютер, начала писать и остановиться уже не смогла. Литературный дебют с мистической повестью "Гость" состоялся в начале прошлого года. И сразу за ней - целая обойма блестящих романов, жанр которых и определить-то нелегко. Ее последняя книга разошлась тиражом 125 тысяч. Это ли не успех и признание необходимости всех этих многочисленных "вдруг"...

      ...А передо мной сидела смешливая, обаятельная, интеллигентная и умная женщина. И я сильно сомневаюсь, что она остановится на своих литературных опытах. Вдруг опять с ней что-нибудь да и произойдет!

 "МК", №290 за 28 декабря 2000 г.

______________________________________________________________________________________________________  

Библиография Марины Юденич
Юденич М.Я отворила пред тобою дверь...
 Библио-Глобус
Юденич М.Сент-Женевьев-де-Буа
Библио-Глобус
Юденич М.Дата моей смерти
Библио-Глобус
Юденич М.Исчадие рая
 Библио-Глобус
Юденич М.Г.;Ящик Пандоры: Психологический триллер
Топ-книга
Юденич М.;Сент-Женевьев-Де-Буа: Психологический триллер
Топ-книга
Юденич М.Г.;Дата моей смерти
Топ-книга
Юденич М.Г.;Дата моей смерти
 Топ-книга
Юденич М.Сент-Женевьев-Де-Буа
Библио-Глобус
Юденич М.;Исчадие рая: Психологический триллер
Топ-книга
Юденич М.Исчадие рая
Библио-Глобус
Юденич М.Исчадие ада
Библио-Глобус
Юденич М.Исчадие ада
Библио-Глобус
Юденич М.;Я отворил перед тобою дверь?: Психологический триллер
 Топ-книга
Юденич М.Дата моей смерти
Библио-Глобус
Юденич М.Ящик Пандоры
Библио-Глобус
Юденич М.Я отворил пред тобою дверь...
Библио-Глобус

 Пресс Дайджест RussianStory

PRE Номер выпуска рассылки: 110 Дата выпуска рассылки: 2001-01-05 Код рассылки: culture.rsc2000 Название рассылки: Новости RSC Адрес сайта рассылки: http://www.russianshopping.com/ Титул автора рассылки: Редактор Имя автора рассылки: Ирина Тараненко Адрес автора рассылки: itar@russianstory.com Ссылка на адрес автора рассылки: Редактор Ирина Тараненко Форма поиска по архиву рассылки:
Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Новости RSC"



Audio Video Books from Russia
Goods from Russia Goods from Russia

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное