Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Co@Libri. Рецензии, обзоры

  Все выпуски  

Новости RSC


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Дайджест российской прессы компании Russian Story Страничка - НОВОСТИ - ЛИТЕРАТУРА - МУЗЫКА - ВИДЕО ===============================================================

БОРИС ХМЕЛЬНИЦКИЙ: ПОЧАЩЕ СИДИТЕ ЗА СТОЛОМ С УМНЫМИ ЛЮДЬМИ...

Екатерина ВАСЕНИНА 

     В день рождения В. Высоцкого наш корреспондент встретился с Б. Хмельницким 

     Борис Хмельницкий давно не играет в театре, но его образ по-прежнему ассоциируется с Таганкой. "Цумба-цумба" в "Добром человеке из Сезуана", зонги в "Жизни Галилея" - песенки он писал и пел всегда, и семейные, и таганкинские традиции этому только способствовали. Из театра Борис Алексеевич ушел в 1982 году, и спустя почти 20 лет родовая память дала о себе знать: Хмельницкий записал компакт-диск. Готовит на основе этого диска музыкально-поэтический спектакль... 

     - Все актеры хотят выразиться в чем-то еще. В театре все-таки есть давление режиссера, чужая рука. Высоцкий снимался в кино, Валера Золотухин, Алла Демидова, Леня Филатов пишут книги. А для меня исповедальный акт - этот диск. На диске нет ни одной случайной песни. Все имеют к моей судьбе прямое отношение. Каждая напоминает о дорогом человеке, случае, периоде жизни. Есть песни из "Антимиров" и "Доброго человека", на стихи Ахматовой, Вознесенского, Шпаликова, Визбора. Музыку ко многим песням написала моя сестра Луиза, она композитор.Записывался три года. Никуда не торопился, все делал тщательно. Ведь это мой первый альбом. Знаете, голос вторичен. Главное в певце - актерство, темперамент. Когда есть про что петь - появляется вокал.

     - Вам есть про что?

     - Ну конечно. Про жизнь, про любовь, про ненависть, про тех, кто меня окружает. Меня вообще всю жизнь окружали талантливые люди, с детства. Папа был военнослужащим, начальником многих послевоенных окружных домов офицеров. В те годы это были очаги культуры. При них организовывались театры, кружки, ансамбли песни и пляски. Мою сестру учили играть на рояле, меня - на баяне. Когда мы приезжали в новый город, знаете, куда моя мама шла первым делом? Она шла искать учителя музыки. В этом диске - вся моя жизнь. Это моя автобиография. И поэтому хочется, чтобы меня молодежь слушала. Одна шестилетняя девчушка просто меня поразила. Я подарил ей свой компакт-диск, она выучила его наизусть. Поет песню на стихи Цветаевой: "Вчера еще в глаза глядел... Мой милый, что тебе я сделала?.." Я спросил у нее: "А почему ты это поешь?" - "Слова красивые, музыка красивая..." Она ребенок, но ей нравятся эти взрослые песни: "Перепела", "Бабье лето"... И вообще это неудивительно. Когда я был маленьким, я же пел: "Вставай, страна огромная..." - потрясающая музыка, слова. Было важно передать на линию фронта - мы вас любим. Когда за человека молятся в церкви, это же ему передается.

     - Несколько лет назад вы возглавляли околоспортивную лотерейную организацию, которая, собрав деньги с футбольных фанатов и пообещав отвезти выигравших на футбольный чемпионат мира, денежки собрала, а народ никуда не отвезла. Что там случилось на самом деле?

     - У нас была благородная затея - помочь ветеранам футбола, их семьям, спортивным школам и на вырученные от лотереи деньги организовать им поездку в Штаты. Мы делали телевизионные передачи к чемпионату мира, что тоже стоит денег, покупали спортивную форму детдомовцам, семье Федора Черенкова передали 5 тысяч долларов. Для болельщиков и сочувствующих выпустили десятирублевые сертификаты, на обороте написали: ликвидность до 10 июля, возможная прибыль - до трехсот процентов. Кто-то, конечно, не успел получить назад свои деньги, хотя мы во всех газетах напоминали: ребята, до 10 июля! Нет, многие актеры и болельщики поехали на чемпионат, вы не думайте! А потом этот спортивный журналист Вася Уткин обвинил нас в том, что известные артисты обманули вкладчиков. Я позвонил на телевидение и предложил выступить в прямом эфире один на один с обвиняющей стороной. Эфир не дали.

     - В театре что-нибудь делаете?

     - На основе компакт-диска делаем музыкально-поэтический спектакль, ну как у нас на Таганке было - "В поисках жанра"... Вот договариваемся с Любимовым, чтобы приложил руку мастера. У меня недавно юбилей был в Доме кино, я всех туда позвал, людей из двух зданий: и от Любимова, и от Губенко. Я не делю Таганку пополам. Она для меня всегда одна, та. А эти два театра уже не Таганка. То есть, конечно, да, но...

     Все ушло в склоки да светскую болтовню. Как расходились МХАТ, Вахтанговский, как Таганка устроила все это... Ни на каком шарикоподшипниковом заводе такого не могло быть. На нас молились. А мы...

     - Вам стыдно?

     - Стыдно должно быть каждому. Я ушел из театра давно, в 82-м году. Конечно, я тоже не смог сделать что-то такое, что могло бы спасти ситуацию. Кто прав, кто не прав... Неважно это. На учителей и на родителей в суд не подают. Хорошие они или плохие. А мы сидим, так называемая интеллигенция, в ресторане Дома кино и поливаем всех, кого не лень. А потом - вручение наград. И те же самые люди - как они подобострастно смотрят...

     - Сегодняшние спектакли Любимова вам нравятся?

     - Я в театры сейчас очень редко хожу, разочаровываюсь в основном. Мне нравится, что восстановили "Доброго человека из Сезуана". Посмотрел "Марат-Сад". Классно. Это уже другая Таганка, мурашки у меня не бежали, но как сделано, играют как! Постановка - не придерешься.

     - А как вы к золотухинским книгам относитесь?

     - Валера имеет абсолютное право писать то, что он думает. Я его люблю: он человек принципиальный. Есть нюансы, с которыми можно поспорить, но это нормально. У него свой взгляд на события. Главное, там нет злобы, там нет ерничества. У него на это столько же прав, сколько у Марины Влади, у Лени Филатова. Вот когда Андрон Кончаловский написал "Низкие истины" про своих женщин, вот это я не понял. У него западная манера публично говорить "про это". Что не в наших традициях. Вот Влади, например, имеет право писать о Высоцком то и так, как она это сделала. Последнее стихотворение было посвящено все-таки ей. "Двенадцать лет тобой и Господом храним..." Она своими приездами, своими связями спасала его. Если бы не она, он ушел бы намного раньше. Мы-то знаем.

     - Что вы знаете о сегодняшнем пути театра Анатолия Васильева?

     - Толя о-очень талантливый человек. Один из самых мощных режиссеров. Мы с ним даже репетировали однажды "Бориса Годунова", когда он был у нас при театре, Толя-то. Бориса репетировал Коля Губенко, Любимов скоро уехал в Германию ставить оперу, два месяца его не было, и попросил Толю: порепетируй пока, чтобы не застаивался, "Бориса..." Многие перестали ходить на репетиции, чтобы не обидеть шефа. Ну и мы с Васильевым репетировали два месяца, и довольно успешно, как сказал Толя. А играл все равно Губенко - его шеф назначил. Ну да сейчас я все эти кухонные дела с юмором вспоминаю.

     - Сегодняшнее состояние российского кино вас радует?

     - Нет, ну кого оно может порадовать? Приходишь в Дом кино на премьеру, а после фильма слова говорить надо. И начинаешь говорить междометиями: "Ну-у, не ожида-ал...." А чего не ожидал? И сам не знаешь...

     Будут, будут еще и фильмы хорошие, и спектакли. Это ни от политики, ни от общества не зависит, ни от денег тем более. Всегда волнами это идет. Новая волна еще силу не набрала.Ну а я, если в театре соберется хорошая компания, и драматическое что-нибудь сыграю.

     - Что для вас - хорошая компания?

     - Чтобы все совпали. Почему тогда у Любимова все получалось, а сейчас не получается даже у него? Потому что команда была. Потому что команда друг в друге совпала. Совпала и отразилась. У нас худсовет один чего стоил. Шостакович ходил к нам на выпускной спектакль ("Добрый человек из Сезуана". - Е.В.), к которому мы с Толей Васильевым написали стихи и музыку - легко нам было играть свою "цумбу-цумбу"? А к спектаклю "Жизнь Галилея" по Брехту, в котором использовалась музыка Шостаковича, Любимов попросил написать зонги Давида Самойлова. И долго он молчал, не писал, наконец откликнулся: "Не выходит у меня. Вот там есть у вас двое, Васильев и Хмельницкий, мне кажется, у них получится". Афиша "Галилея" в результате выглядела так: "Музыка Д. Шостаковича, зонги Б. Хмельницкого и А. Васильева". Нам не стыдно было послушать мнение умных людей - Капицы, Флерова, Эрдмана, Аникста, Симонова, всех тех, кто приходил на репетиции и премьеры. Сейчас этого нет. А умных людей послушать очень полезно. Бывало, сидишь в компании: Ахмадулина, Мессерер, Алимов, Салахов, Церетели. Сидишь и кайфуешь.

     Почаще сидите за столом с умными людьми.

  "Новая газета", № 6 за 23 января 2001 г.

 

 Пресс Дайджест RussianStory

PRE Номер выпуска рассылки: 126 Дата выпуска рассылки: 2001-01-30 Код рассылки: culture.rsc2000 Название рассылки: Новости RSC Адрес сайта рассылки: http://www.russianshopping.com/ Титул автора рассылки: Редактор Имя автора рассылки: Ирина Тараненко Адрес автора рассылки: itar@russianstory.com Ссылка на адрес автора рассылки: Редактор Ирина Тараненко Форма поиска по архиву рассылки:
Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Новости RSC"



Audio Video Books from Russia
Goods from Russia Goods from Russia

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное