Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Екатерина
ВАСЕНИНА
В день рождения В. Высоцкого наш
корреспондент встретился с Б.
Хмельницким
Борис Хмельницкий давно не играет в
театре, но его образ по-прежнему
ассоциируется с Таганкой.
"Цумба-цумба" в "Добром человеке
из Сезуана", зонги в "Жизни Галилея"
- песенки он писал и пел всегда, и
семейные, и таганкинские традиции
этому только способствовали. Из театра
Борис Алексеевич ушел в 1982 году, и
спустя почти 20 лет родовая память дала
о себе знать: Хмельницкий записал
компакт-диск. Готовит на основе этого
диска музыкально-поэтический
спектакль...
- Все актеры хотят выразиться в чем-то
еще. В театре все-таки есть давление
режиссера, чужая рука. Высоцкий
снимался в кино, Валера
Золотухин, Алла
Демидова, Леня
Филатов пишут книги. А для меня
исповедальный акт - этот диск. На диске
нет ни одной случайной песни. Все имеют
к моей судьбе прямое отношение. Каждая
напоминает о дорогом человеке, случае,
периоде жизни. Есть песни из "Антимиров"
и "Доброго человека", на стихи
Ахматовой, Вознесенского, Шпаликова,
Визбора. Музыку ко многим песням
написала моя сестра Луиза, она
композитор.Записывался три года.
Никуда не торопился, все делал
тщательно. Ведь это мой первый альбом.
Знаете, голос вторичен. Главное в певце
- актерство, темперамент. Когда есть про
что петь - появляется вокал.
- Ну конечно. Про жизнь, про любовь, про
ненависть, про тех, кто меня окружает.
Меня вообще всю жизнь окружали
талантливые люди, с детства. Папа был
военнослужащим, начальником многих
послевоенных окружных домов офицеров.
В те годы это были очаги культуры. При
них организовывались театры, кружки,
ансамбли песни и пляски. Мою сестру
учили играть на рояле, меня - на баяне.
Когда мы приезжали в новый город,
знаете, куда моя мама шла первым делом?
Она шла искать учителя музыки. В этом
диске - вся моя жизнь. Это моя
автобиография. И поэтому хочется, чтобы
меня молодежь слушала. Одна
шестилетняя девчушка просто меня
поразила. Я подарил ей свой компакт-диск,
она выучила его наизусть. Поет песню на
стихи Цветаевой: "Вчера еще в глаза
глядел... Мой милый, что тебе я сделала?.."
Я спросил у нее: "А почему ты это
поешь?" - "Слова красивые, музыка
красивая..." Она ребенок, но ей
нравятся эти взрослые песни: "Перепела",
"Бабье лето"... И вообще это
неудивительно. Когда я был маленьким, я
же пел: "Вставай, страна
- Несколько лет назад вы возглавляли
околоспортивную лотерейную
организацию, которая, собрав деньги с
футбольных фанатов и пообещав отвезти
выигравших на футбольный чемпионат
мира, денежки собрала, а народ никуда не
отвезла. Что там случилось на самом
деле?
- У нас была благородная затея - помочь
ветеранам футбола, их семьям,
спортивным школам и на вырученные от
лотереи деньги организовать им поездку
в Штаты. Мы делали телевизионные
передачи к чемпионату мира, что тоже
стоит денег, покупали спортивную форму
детдомовцам, семье Федора Черенкова
передали 5 тысяч долларов. Для
- В театре что-нибудь делаете?
Все ушло в склоки да светскую болтовню.
Как расходились МХАТ, Вахтанговский,
как Таганка устроила все это... Ни на
каком шарикоподшипниковом заводе
такого не могло быть. На нас молились. А
мы...
- Вам стыдно?
- Сегодняшние спектакли Любимова вам
нравятся?
- Я в театры сейчас очень редко хожу,
разочаровываюсь в основном. Мне
нравится, что восстановили "Доброго
человека из Сезуана". Посмотрел "Марат-Сад".
Классно. Это уже другая Таганка,
мурашки у меня не бежали, но как сделано,
играют как! Постановка - не придерешься.
- Валера имеет абсолютное право писать
то, что он думает. Я его люблю: он
человек принципиальный. Есть нюансы, с
которыми можно поспорить, но это
нормально. У него свой взгляд на
события. Главное, там нет злобы, там нет
ерничества. У него на это столько же
прав, сколько у Марины Влади, у Лени
Филатова. Вот когда Андрон
Кончаловский написал "Низкие истины"
про своих женщин, вот это я не понял. У
него западная манера публично говорить
"про это". Что не в наших традициях.
Вот Влади, например, имеет право писать
о Высоцком то и так, как она это сделала.
Последнее стихотворение было
посвящено все-таки ей. "Двенадцать
лет тобой и Господом храним..." Она
своими приездами, своими связями
спасала его. Если бы не она, он ушел бы
намного раньше. Мы-то знаем.
- Толя о-очень талантливый человек. Один
из самых мощных режиссеров. Мы с ним
даже репетировали однажды "Бориса
Годунова", когда он был у нас при
театре, Толя-то. Бориса репетировал
Коля Губенко, Любимов скоро уехал в
Германию ставить оперу, два месяца его
не было, и попросил Толю: порепетируй
пока, чтобы не застаивался, "Бориса..."
Многие перестали ходить на репетиции,
чтобы не обидеть шефа. Ну и мы с
Васильевым репетировали два месяца, и
довольно успешно, как сказал Толя. А
играл все равно Губенко - его шеф
назначил. Ну да сейчас я все эти
кухонные дела с юмором вспоминаю.
- Нет, ну кого оно может порадовать?
Приходишь в Дом кино на премьеру, а
после фильма слова говорить надо. И
начинаешь говорить междометиями: "Ну-у,
не ожида-ал...." А чего не ожидал? И сам
не знаешь...
Будут, будут еще и фильмы хорошие, и
спектакли. Это ни от политики, ни от
общества не зависит, ни от денег тем
более. Всегда волнами это идет. Новая
волна еще силу не набрала.Ну а я, если в
театре соберется хорошая компания, и
драматическое что-нибудь сыграю.
- Что для вас - хорошая компания?
- Чтобы все совпали. Почему тогда у
Любимова все получалось, а сейчас не
получается даже у него? Потому что
команда была. Потому что команда друг в
друге совпала. Совпала и отразилась. У
нас худсовет один чего стоил.
Шостакович ходил к нам на выпускной
спектакль ("Добрый человек из
Сезуана". - Е.В.), к которому мы с Толей
Васильевым написали стихи и музыку -
легко нам было играть свою "цумбу-цумбу"?
А к спектаклю "Жизнь Галилея" по
Брехту, в котором использовалась
музыка Шостаковича, Любимов попросил
написать зонги Давида Самойлова. И
долго он молчал, не писал, наконец
откликнулся: "Не выходит у меня. Вот
там есть у вас двое, Васильев и
Хмельницкий, мне кажется, у них
получится". Афиша "Галилея" в
результате выглядела так: "Музыка Д.
Шостаковича, зонги Б. Хмельницкого и А.
Васильева". Нам не стыдно было
послушать мнение умных людей - Капицы,
Флерова, Эрдмана, Аникста, Симонова,
всех тех, кто приходил на репетиции и
премьеры. Сейчас этого нет. А умных
людей послушать очень полезно. Бывало,
сидишь в компании: Ахмадулина, Мессерер,
Алимов, Салахов, Церетели. Сидишь и
кайфуешь.
Почаще сидите за столом с умными людьми. "Новая
газета",
№ 6 за 23 января 2001 г.
|
Поиск по архиву рассылки
"Новости RSC" |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||