Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Новости RSC
"Ex
libris НГ": избранное
Политика
Но лучшая эта
книга не только потому, что другие хуже.
В этой работе Ельцин представил свою
цельную трактовку событий недавней
российской истории. Пусть она кажется
недостаточно убедительной тем, кто был
рядом с президентом вторую половину 90-х
- пройдут десятилетия, и историки будут
изучать ельцинскую эпоху по ельцинским
воспоминаниям. Бывший глава
государства сумел сотворить миф о себе
самом.
Владимир
Разуваев
С этой
номинацией - беда: достойных книг было
так много, что выбирать приходится "по
трупам". Так что давайте сначала
обязательно помянем: плутовской роман
Мальколма Бредбери "Профессор
Криминале", гениальный путеводитель
по Шотландии Аласдера Грея "Бедные-несчастные"
(все - в серии "Иностранки"), только
что отпечатанный сборник Уолтера Абиша
"Сколь это по-немецки" ("Симпозиум"),
"ладомирское" ПСС Майринка и
турецкий "Улисс" Орхана Памука -
"Черная книга", вышедшая только
что в "Амфоре".
Пинчон - это пик
и падение модернизма, апофеоз главной
темы - поиска - в мертвой точке: в его
беспредметности. Главное - процесс: об
этом знали все от Сервантеса до Джойса,
просто набожные предтечи Пинчона
считали нужным дать развязку. Но
художественные законы не обманешь -
поэтому развязка всегда уступала
процессу и "встреча на Эльбе"
Блума со Стивеном была самым слабым
местом книги Джойса.
В книгах Пинчона
глобальный финал вынесен "за скобки".
Точнее, он раздроблен на тысячи мелких
развязок - поэтому "V"
можно читать с любого места в любое
время, ничего при этом не теряя. Пинчон -
это посюсторонний модернизм и миф,
выхолощенный до заговора. Это коллаж
середины века, балансирующий между
винегретом пост- и крем-брюле
неомодерна.
Одним словом -
студень.
Русская
проза
Переводная
поэзия
Лидером парада,
однако, следует признать увесистый том
"Русская Кавафиана" (О.Г.И.) - первый
на русском языке и наиболее полный свод
текстов самого Кавафиса, а также статьи
русскоязычных авторов о нем. Не книжка -
а слоеный пирог или бумажный
эквивалент Александрии, где всю жизнь
просидел поэт, путешествуя разве что во
времени: от ранней до поздней
античности.
Русская
поэзия
Бахыт
Кенжеев выпустил сборничек с
громоздким названием "Снящаяся под
утро" (О.Г.И.) - и получил за нее "Антибукера".
Там же выходил Кибиров, давно ставший
"серийным". Вере Павловой у "Захарова"
приснился очередной фрейдистский сон.
Был c ("Пушкинский фонд"), но у него
слишком много шлака. Выходил всегда
замечательный, но не новый уже для нас
Лосев. В общем, поэты занимались
многописанием, копируя - с разной
степенью успеха - прежние свои
достижения. И как их отучить от этой "нежной
страсти"?
Нет, все-таки
отбор - великая вещь. Владимир
Гандельсман живет в Штатах, где не
избежал участи "плодовитого поэта"
- и успел "настругать" несколько
книжечек. Книжечки эти, слава богу, до
нас не всегда доходили, а вот первый -
селекционный - сборник Гандельсмана в
России назывался "Долгота дня" и
представлял собой свод шедевров, по
которым стало наконец ясно, что такое
Гандельсман.
Глеб Шульпяков
Публикации
Другой автор,
которого сравнивали с акмеистами, - Михаил
Кузмин. Его "Дневник 1905-1907" (издательство
Ивана
Илья Куклин
Искусство книги
Среди изданий "очень красивых",
даже роскошных, стоит обратить
внимание на книгу Михаила
Гаспарова "Записи и выписки" (НЛО,
художник Дмитрий Черногаев). При
очевидном и даже подчеркнутом
богатстве - великолепная бумага,
увесистый переплет, цветные форзацы и
прочее - ее псевдоклассическое
оформление вовсе не лишено иронии в
полном соответствии с нестандартным
жанром еженедельника ехидного
интеллектуала.
Сформировывается
понемногу и стилистика оформления книг
принципиально не роскошных - лучшим
примером этого может служить
поэтическая серия клуба "Проект О.Г.И."
(художник Сергей Митурич). При минимуме
изобразительных средств серия создает
образ не "благородной бедности", а
сознательного лаконизма, концентрации
внимания читателя исключительно на
текстах, очищенных от всяких
художественных интерпретаций; столь же
лаконичными средствами еле заметной
шрифтовой игры достигается и очень
индивидуальное решение каждого
выпуска серии.
Елена Герчук
Энциклопедии
и словари
Три десятка лет
создававшийся и в этом году наконец
вышедший в издательстве "РОССПЭН"
увесистый том "Эстрада
России. Двадцатый век: Лексикон",
несмотря на ряд неточностей и
неполность биографического списка, еще
надолго останется практически
единственным справочным изданием в
области советской и российской эстрады.
А область эта, несмотря на очевидный
интерес, еще слабо "энциклопедизирована".
При этом
отсутствии проверенных источников
спрос на информацию о понятиях и людях
эстрады, без сомнения огромен.
В общем, издание
уникальное, содержащее информацию не
только о "классическом" периоде
советской эстрады, но и о современности.
Ценно оно и биографическим компонентом,
какие бы лакуны и неточности в этом
компоненте не были бы.
Детектив
/ Приключенческий роман
Наличие
пародийного элемента доказывает, что Б.Акунин
уже прочно и
навсегда стал классиком жанра.
Лучшая
массовая издательская серия
Это не просто
интеллектуальный детектив, а еще и
детектив эстетический. В нем
сочетается повествовательная,
спокойная и рассудочная интонация
лучших детективных образцов и
китайская экзотика, к которой в
последнее время тяготеет все больше
писателей, работающих в авантюрном
жанре. Гулик хорош и тем, что материал,
из которого создается "китайская
приправа" сюжета, причудливые
парадоксы чужой культуры, он знает
неплохо.
Владимир
Березин
Детская
литература
Глеб Шульпяков
Антропология
Наталия
Осминская
Востоковедение
География
Главный
критерий, который я использовал в своем
выборе - концептуальность,
методологическая мощь книги,
направленная как внутрь, так и вовне
основного поля исследования. И здесь
книга Ямпольского явно опередила книги,
написанные в жанре традиционной
географии.
В своем
всепоглощающем стремлении наблюдать
окружающий мир географ сродни философу.
В некотором смысле он даже тотальный
вуайер Земли. Наиболее яркие и мощные
географические образы, по сути,
подсмотрены у Природы. Основная задача
географа - найти, уловить оптимальную
дистанцию, на которой рельефность
земного пространства становится
всеохватывающей и захватывающей
самого наблюдателя. Книга Ямпольского -
о способах наблюдения в различных
культурах, позволяющих поймать,
зафиксировать пространственность
объекта, совершить опространствление
самого акта наблюдения. Различные
позиции видения, работающие со светом,
его формами, и определяющие качество
наблюдаемых и одновременно
создаваемых географических образов
формируют принципиально различные
ситуации в культуре. Автором
рассмотрены феномены стекла и водопада,
универсальная мифология старьевщика
как наблюдателя, ситуация природной
катастрофы, проникновение театральных
и кинематографических способов
восприятия мира в структуру
классического наблюдения. В итоге
становится ясной принципиальная
важность понимания географических
образов как своеобразных моделей
человеческого глаза, уникальных
перцептивных машин, вырабатывающих
архетипы ведущих культурных
ландшафтов различных исторических
эпох.
Михаил
Ямпольский. Наблюдатель. Очерки
истории видения. Издательство "Ad
Marginem".
Дмитрий Замятин
Богословие
Приятно радуют и
многие другие особенности книги:
хороший современный язык без "церковной"
архаизации, богатая библиография,
множество собственных переводов
автора, удачная компоновка материала,
отсутствие дидактической заданности и,
конечно, яркое изложение сложнейших
тем, вместе свободное и дышащее
доверием к мистическому опыту Отцов.
Все это выделяет "Таинство веры"
игумена Илариона среди богословских
новинок 2000 года и позволяет считать ее
одной из лучших в
разделе теологии.
Игумен
Иларион (Алфеев). Таинство Веры.
Введение в православное догматическое
богословие. Издательство фонда "Христианская
жизнь", Клин.
Диакон
Александр (Абрамов)
В уходящем году
все шло по плану: мемуары и биографии
так и остались самыми читаемыми и
самыми издаваемыми жанрами
отечественного книжного рынка. А
заодно и самыми разнообразными - и по
содержанию, и по стилю. Что вполне
объяснимо. В эпоху массовой
мировоззренческой дезориентации что
еще может так привлечь читателей, как
ни монологи о состоявшихся судьбах? Да
и откуда еще узнать про "события,
факты, лица", которые официальная
история (если таковая вообще имеется)
не то чтобы замалчивает, а просто в себя
не вмещает? Ну и конечно, пресловутый
"человеческий фактор", разговор
тет-а-тет, чтение по модели "узнавание-отторжение"
- что, по-видимому, не в обиду изящной
словесности
Но вот как раз в
непредсказуемости "человеческого
фактора" и кроется корень
назревающих перемен. Если ранее два "заслуженных
деятеля" мемуарно-биографического
жанра "Вагриус" и "Молодая
гвардия" могли горделивым шагом
монополистов двигаться по широко
проторенным дорогам, то в этом году
оказалось, что есть и другие
издательства - молодые да настырные -
которые стремятся нащупать свою стезю
на этом обширном поле. Прежде всего
отметим блестящий дебют мемуарной
серии "Согласия", подкупающей
профессионализмом дизайнерской и
комментаторской работы. "Художник
в ушедшей России" князя Сергея
Щербатова и "Истории,
рассказанные..." Тимофеевым-Ресовским
удовлетворят вкус
Кстати,
характерный симптом "мемуарного
брожения" на отечественном книжном
рынке: теперь уже менее крупные и порой
более разборчивые издательства дают
ход новому читательскому спросу.
Например, стоило только появиться на
прилавках ладомировской биографии
Ситроена - первого русскоязычного
Кроме того, в
этом году очень многие издательства
проявили тонкое чутье на извечную
российскую ностальгию по западным
бестселлерам. Как не вспомнить
изданные питерским "Академическим
проектом" воспоминания Макса Брода о
Франце Кафке, которые до сих пор
остаются одним из самых достоверных
источников о жизни пражского писателя.
Но все-таки лучшими изданиями
заканчивающегося 2000-го, без ложной
скромности, следует назвать биографию
Оскара Уайльда английского
литературоведа Ричарда Эллмана,
изданную "Независимой газетой"
весной уходящего года, и мемуары
бостонской писательницы
Людьмилы Штерн "Бродский: Ося, Иосиф,
Joseph", выпущенные только что там
Наталия
Осминская
Питерское
издательство "Амфора" формально
издательством 2000-го считать нельзя,
поскольку - не первый год на рынке.
Однако только в
нынешнем году "профиль" "Амфоры"
стал достаточно внятным, чтобы
говорить об издательстве как о ярком
явлении. Во-первых, потому что - серии.
Современная русская (маргинально-муторная,
но симптоматичная) проза. Детективы. И
лучшая, "сделавшая имя"
издательству, серия - переводческая, то
есть та, где печатают современных
актуальных из-за рубежа вроде Амоса
Тутуолы, Харуки
Мураками или Орхана Памука, да еще с
выносом фамилии переводчика на обложку.
Во-вторых, оформление - функциональный
карманный стиль. В-третьих, 70-процентное
"попадание" в аудиторию. В-четвертых,
чудовищный литературоцентризм:
ориентация на авторов и их тексты.
Поэтому в пику -
и в пару - "амфорному"
литературоцентризму мы упомянем в
качестве события года еще и
издательство "Торнтон и Сагден",
которое впервые на отечественном рынке
представило реальный книжный (а не
литературный) проект. То есть выдало
продукт, который покупается не "за
автора", а за "издателя".
Глеб Шульпяков
Искусство
Мало-помалу
продолжает издаваться запоздавшая на
десятилетия классика мирового
искусствознания: издательством "Академический
проект" были изданы труды Якоба
Буркхардта и Эрвина Панофского,
Крайне вяло и
неумело издавались в этом году тексты,
связанные с русским актуальным
искусством. Самым осмысленным изданием
в этой области можно назвать издание
задокументированного проекта
Мастерской визуальной антропологии (издательство
"ХЖ").
Главное же
событие года пришлось как раз на
праздничную предновогоднюю неделю. В
издательстве "Трилистник" вышел
долгожданный трехтомник новой Истории
русского искусства, написанный Львом
Лившицем (древнерусское искусство - 1-й
том), Михаилом Алленовым (искусство ХVIII
- начала ХХ в. - 2-й том) и Екатериной
Деготь (искусство ХХ в. - 3-й том). Во-первых,
это первое переосмысленное издание,
посвященное русскому искусству,
вышедшее в постперестроечную эпоху. Во-вторых,
надо отдать должное издателям:
авторами его стали не просто
специалисты в области искусствознания,
а люди, обладающие отменным
литературным стилем. В-третьих, сама
концепция издания рассчитана на самого
широкого читателя. "Ex Libris, Книжное обозрение", №49 ______________________________________________________________________________________________________ |
Поиск по архиву рассылки
"Новости RSC" |

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||