Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Новости Russian Shopping Club
Книги
за неделю
"Кесарево свечение"
написано прозаиком, который твердо
уяснил, что его считают культовым. Это
роман-обобщение, отсыл ко всем
предыдущим произведениям. У Аксенова
есть верный читатель, который всегда
был готов по просьбе писателя "говорить
'изюм'" и скитаться "в поисках
жанра". "Кукушкин архипелаг" из
"Кесарева свечения", конечно,
напомнит знаменитый "Остров Крым"
-- пусть Татьяну Лунину и Андрея
Лучникова теперь зовут Какаша и
Мстислав. Даже небольшой диалог с сыном
тут же вызовет в памяти аксеновский
рассказ "Маленький Кит, лакировщик
действительности": "'Что ты все
пишешь, пишешь?' -- спрашивал
четырехлетний мальчик. 'Деньги нужны,
вот и пишу',-- оправдывался я. 'Так зачем
же тогда зачеркиваешь?' -- удивлялся
малец". Такой читатель порадуется
Аксенову-2001, как новой версии
компьютерной программы: все почти то же
самое, даже "интерфейс".
Но это -- аксеновские
фанаты, которых -- писательской вины в
том нет -- осталось не так уж много. Он
стремится понравиться новым. Аннотация
подсказывает читателю, что в одном из
главных персонажей, "пожилом
писателе Стасе Ваксино легко
угадывается сам автор". Ваксино,
оказывается, недоволен тем, что критики
называют его "кумиром шестидесятых".
"Тогда уж -- пятидесятых,-- поправляет
он,-- а заодно и семидесятых с
девяностыми".
По внешним признакам
вроде бы настоящие эпиграммы: желчные,
грубые, подобранные по разделам и в
неимоверном количестве. Не хватает
главного качества эпиграммы -- остроты.
Как говорит Сергей Сергеевич Аверинцев,
"нужно, чтобы что-то щелкнуло".
Щелчков у Губермана не слышно. "Гарик"
-- эпиграмма периода вырождения.
Старинная эпиграмма готова была
приложить, осмеять, послать куда
подальше очень многих. Нередко только
благодаря ей персонажи и оставались в
истории. А такой эгоистичный жанр, как
"гарик", надо еще поискать. "Содержатель
притона беглых слов и блудных мыслей"
-- как сам себя называет Губерман,
Козьма Прутков наоборот. Говорит
только о себе, делая исключение для
политики и женщин: "Увы, стихи мои и
проза, / плоды раздумий и волнений,--
лишь некий вид и сорт навоза / для духа
новых поколений" (кстати, сорт навоза
в новом издании действительно "некий"
-- "говно" с удивительным
постоянством здесь пишется через "а").
Не знаю, на что рассчитывал автор, так
сосредоточившись на самоосмеянии, но
получилось, что яд разъедает сами
тексты. Прямо как в одной настоящей
эпиграмме двухсотлетней давности: "Змея
ужалила Маркела. / 'Он умер?' -- 'Нет, змея,
напротив, околела'.".
ЛИЗА Ъ-НОВИКОВА
Василий Аксенов.
Кесарево свечение. М.: Изографус, ЭКСМО-Пресс,
2001
Игорь Губерман.
Гарики на каждый день. Екатеринбург: У-Фактория,
2001 "КоммерсантЪ", №115, за 4 июля 2001 г ![]() никакой рекламы и баннеров никаких всплывающих окон удобный интерфейс и минимум графических элементов исключительное внимание службы поддержки постоянно пополняющийся список изданий _______________________________________________________________________________________________________
Валерий
Поволяев.
Как известно,
"отец народов" Иосиф Сталин не
только читал множество книг,
выходивших в пору его правления в
советских издательствах, не только
интересовался рукописями, выдергивая
их из издательских портфелей. Он еще
внимательно следил за жизнью деятелей
культуры - чем они дышат, что говорят,
какие поступки совершают, и, случалось,
вмешивался в эту жизнь. В 30-х годах он
решил сделать благо для мастеров
литературы (по крайней мере, тем кому не
судилось оказаться безвинно
репрессированными) - начал выделять им
землю под дачи, передал уже готовые
постройки, затеял строительство
писательских домов и загородных
поселков... Уже тогда стали создаваться
дома творчества, сделавшиеся
впоследствии популярными, а в нынешнюю
пору практически исчезнувшие... Получил
такой подарок - личную усадьбу - и "красный
граф", недавно вернувшийся в Россию
из-за границы, Алексей Николаевич
Толстой. Ему досталось маленькое,
скажем так, именьице в Крыму - уютный
особнячок, окруженный пирамидальными
тополями и кипарисами, с прелестным
каменным двором. Но он был пуст, и это
угнетало Алексея Николаевича. Двор
следовало чем-то украсить.
И "красный
граф", как рассказывают, решил
пройтись по соседним, также
заброшенным, источающим тоску
особнякам, по имениям и именьицам,
посмотреть, нет ли там чего интересного,
что способно украсить его двор.
В одной из усадеб он увидел, как
трое небритых здоровенных дядек
раскурочивают фонтан. А фонтан тот был
прелестный: на постаменте из розового
мрамора - хорошенький бронзовый
купидон, из-под ног его вырывались
водяные струи. Впрочем, это когда-то
струи вырывались, а сейчас фонтан был
сух и безжизнен.
- И куда вы это, -
Толстой показал на купидона, - это
богатство собрались переселять?
- Куда скажут,
туда и переселим, - пробасил один из рабочих,
- но, скорее всего, на свалку - как
пережиток буржуазного прошлого.
Купидон
Толстому понравился. Писатель сбегал к
себе в особняк и принес оттуда "валюту"
на все времена - три бутылки водки,
запечатанные красным сургучом - на
каждого работягу по бутылке.
- Вот, - сказал он,
протягивая водку рабочим, - получите
магарыч, а купидона этого доставьте ко
мне на территорию.
Водка произвела
впечатление. Через полчаса они уже
волокли купидона
вместе с мраморным подиумом в усадьбу
Толстого.
Минуло
несколько дней.
Известие о том,
что пролетарский писатель "экспроприировал"
в одном из заброшенных крымских имений
мраморный фонтан, украшенный "бронзовой
фигурой неизвестного мужчины", не
прошла мимо внимания будущего
генералиссимуса.
Сталин вздохнул,
покачал головой, произнес: "Нэхорошо"
- и приказал вызвать классика
отечественной литературы в Москву.
Толстой получил обычную
глянцевую открытку глинистого цвета с
напечатанной на ней маркой, где был
изображен трудолюбивый шахтер с
отбойным молотком на плече. Текст,
написанный на обороте, не содержал в
себе ничего особенного. "Тов. Толстой
А.Н. Просим явиться такого-то числа в ЦК
ВКП(б) к такому-то часу. Подъезд такой-то".
И все.
Вызов в ЦК - дело
серьезное. Толстой относился к таким
вызовам ответственно. И, хотя он тяжело
переносил самолеты, в Москву решил
лететь.
Пропуск на него
уже был заказан. Он вошел в подъезд, у
него проверили документы и велели
подняться на второй этаж.
Там у Толстого
снова проверили документы - сделал это
дежурный в шерстяной энкаведешной
форме и фуражке с синим околышем,
вскинул руку к козырьку и сказал:
- Пройдите прямо
по коридору, вон в ту дверь.
За дверью, что
"прямо по коридору", также
находился дежурный, уже третий по счету.
Само по себе это уже свидетельствовало
о том, что Толстой идет к Самому...
Писатель не
сдержал трепетно-довольной улыбки -
любил встречаться с первыми лицами
государства. Проверив документы
Толстого и сверив их с розовой гербовой
восьмушкой пропуска, дежурный показал
рукой на очередную дверь, высокую,
дубовую, внушительную:
- Туда,
пожалуйста!
Толстой с
улыбкой открыл дверь и замер в
недоумении - он очутился в огромном
зале, где ярко горело несколько тяжелых
люстр.
Никого в этом
зале не было - ни ожидающих приема
членов ЦК и министров, ни секретаря
Сталина, с которым Толстой был знаком,
ни суетливых миловидных машинисток, ни
одетых в военную форму порученцев. Даже
мебели и той не было.
Единственное,
что было, - красная ковровая дорожка.
Она была перекинута через зал от одной
стены к другой. Обе стены были завешаны
тяжелыми портьерами.
Судя по всему,
вождь должен был вот-вот появиться: не
могли же маститого писателя вызвать на
прием в пустой зал.
Прошло пять
долгих минут. Сталин не появлялся.
Потом десять, пятнадцать... Толстой
продолжал стоять в зале. Вернуться к
дежурному и поинтересоваться, что же
происходит, он также опасался - а вдруг
тот наденет на него наручники? Такое,
говорят, здесь случалось.
Наконец одна
портьера - левая - дрогнула, и из-за нее
показался Сталин. Был одет он в серый
коверкотовый френч, в такие же брюки,
обут в мягкие кавказские сапожки. Под
мышкой у вождя была зажата кожаная
папка, в руке он держал потухшую трубку.
Толстой кинулся
было к вождю: "Товарищ Сталин!", - но
остановился, будто наткнулся на
невидимый шлагбаум. Сталин на возглас
не отозвался, даже не повернул головы.
Словно "красного графа" в этом
зале и не было. Толстой подумал: это
конец.
- Стыдно, граф!
И исчез.
На этом
аудиенция закончилась. Но ее хватило на всю жизнь писателя: до конца дней своих классик с отвращением смотрел не только на различные скульптуры, стоявшие в чужих дворах, но и вообще на всякую фонтанную лепнину... "Труд", №120, за 4 июля 2001 г
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование "Стиль
жизни среднего класса" N2 журнал «Эксперт»
провел весной этого года совместно с
группой Monitoring.ru. В ходе исследования
было опрошено 3000 респондентов,
проживающих в 16 городах России с
численностью населения более 850 тысяч.
На основе проведенного анализа, были
сделаны выводы о том, где начинается
настоящий средний класс.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Поиск по архиву рассылки
"Новости Russian Shopping Club" |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru | Отписаться | Рейтингуется SpyLog |
В избранное | ||