Дайджест российской прессы компании Russian Story
Страничка - НОВОСТИ - ЛИТЕРАТУРА - МУЗЫКА - ВИДЕО
===============================================================
Ежедневное
ура? Ну нет!
КНИГОЧЕЙША
ВЛАС ДОРОШЕВИЧ, чья книга "НА
СМЕХ" вышла в московском "Лакоме"
с яркой преамбулой и под тщательным
патронажем Д.Д. Николаева, был при жизни
титулован "королем фельетонистов"
и не только не устарел, что зачастую
случается с мелкоактуальными
юмористами, но и стал насущным заново. В
основе смешного, по Дорошевичу, лежит в
первую голову здравый смысл и - отсюда -
неангажированность (не путать с
беспринципностью!).
В фельетоне "Дневник
профана" писатель с вызовом
определял свою позицию, "дразня
гусей" (то бишь коллег по жанру): "Заявлять
о своих убеждениях я не буду, потому что
у меня их нет. Я объявляю себя стоящим
вне всяких партий, не принадлежащим ни
к какой литературной корпорации, и
потому с большей свободой, основываясь
только на здравом смысле, присущем
всякому русскому человеку, буду судить
о всех событиях общественной жизни, с
калейдоскопической быстротой
проходящих перед нами". Писал ли он
очерки, эскизы, пародии, сказки или
легенды, лепил ли типажи декадентов,
либералов, гимназистов, парламентеров,
- вывод был один: "Что такое Россия?
Собрание людей, из которых каждый
недоволен тем делом, которое ему
приходится делать". Сказано без
малого столетие назад. И еще в другом
фельетоне: "Все думают по шаблонам.
Один по ретроградному, другой по
консервативному, третий по
либеральному, четвертый по
радикальному. Но все по шаблону"... Не
есть ли этот стык несоответствия
своему дела с мыслью по шаблону -
социологический диагноз и на сегодня? Я
бы книгу Дорошевича раздавала
депутатам Думы в качестве пособия!
Остроумие его было
сверхконцентрированным: один только
перечень газет, который можно выудить
из этой фельетонистики, стоит
развернутого эссе: "Ежедневное ура",
"Гром и молния", "В участок",
"Самая распространенная". Тут
прямая апелляция к нам: давайте
перечитаем дядю Власа, если не хотим,
чтобы "ежедневное ура" стало "самым
распространенным", а постепенно и
единственным подходом печати к
действительности.
Можно
ли за телефонные переговоры с Нью-Йорком
заплатить как за общение со Жмеринкой?
Можно, если воспользоваться IP-телефонией
- то есть телефонными переговорами при
помощи Интернета. При этом совсем
необязательно иметь под рукой
компьютер, подключенный к Интернету.
Если Дорошевич - это
хорошо забытое старое, то поэт БОРИС
САДОВСКОЙ, чьи "СТИХОТВОРЕНИЯ.
РАССКАЗЫ В СТИХАХ. ПЬЕСЫ" наконец
вышли в Малой серии "Новой
библиотеки поэта" (Спб., 2001;
подготовка текста, вступление и
примечания С.В. Шумихина) - фигура
Серебряного века и его дальнейшей
патины, которую широкому читателю еще
только предстоит открыть. Он умер за
год до смерти Сталина и, как говорил о
себе сам: езжал еще в чичиковской
бричке, застал аэропланы и жил при
атомной бомбе. Он с редкой остротой
ощущал спрессованность времени.
Начинал блестяще - и как поэт, и как
прозаик, но в 1904 году его скосил сифилис:
в результате чрезмерного лечения
остался до конца дней парализованным...
Однако ясность ума и вдохновение
сохранил до конца. А какое чувство
юмора явлено в цикле "Самовар" -
здесь и пародия на эллинизм, и
подлинное любование уходящим укладом,
и ирония, за которую днесь феминистки
дали бы автору прикурить: "О, если б,
покорившись чарам,/ забыв о книгах
невзначай,/ ты здесь, за этим самоваром,/
мне вечно наливала чай!" Кем его
только не аттестовали: и монархистом, и
антропософом, и эпигоном (если и "эпигон",
то в прямом переводе с греческого: "рожденный
после"), и мистификатором! Он и жил с
конца 20-х в Новодевичьем монастыре, в
церковном полуподвале. Быт на
осовеченном кладбище, что поэт ощущал
как материализовавшуюся метафору:
"...Пчела прозвенела над тихой
могилой./ В траве одуванчик: живая
лампадка./ Гляжу и тоскую о родине милой,/
о бедной России, упавшей так гадко".
Между прочим, именно Садовскому
оставила, уезжая в эмиграцию, свой
архив Марина Цветаева, и он хранил
драгоценные бумаги в сундуке, на
котором спал... Лучше всех сказал о
Садовском Ходасевич, написавший
некролог в далеком Париже, куда пришел
ложный слух о кончине русского Бодлера:
"Вероятно, его дарование как поэта
было невелико. Но оно было в высшей
степени гармонично. Он умел не браться
за темы, которые были больше его, не
ставил себе задач непосильных... Точно
учитывая свои силы, Садовской в поэзии
был несколько сдержан, как был и в
жизненном обиходе. Если угодно, лирика
его была даже суховата, - но зато
читатель не мог заподозрить Садовского
в желании показаться не тем, что он есть,
- в позерстве, притворстве, лжи.
Садовской был правдив. ...А сколькие
стихотворцы, порой прославленные, в уме
и сердце имеют лишь малую долю того, о
чем сочиняют". Этим изданием одна из
лакун в истории русской поэзии ХХ века
теперь оказалась заполнена.
И наконец - "взрослая" книга
классика детской прозы ВИКТОРА
ГОЛЯВКИНА "ЗНАКОМОЕ ЛИЦО",
недавно вышедшая в питерской "Азбуке".
Впрочем, грань меж "детским" и "взрослым"
(второе, как говорит сам автор, "воспринимали
остро: все кругом восхищались, но не
печатали") провести трудно. Это как
живопись талантливого наива - не
инфантилизм, но пик большинству
повзрослевших людей не доступной
естественности. Его рассказы,
распределенные по циклам, каждый из
которых близок к лирической повести,
миниатюрны - и огромны, потешны - и
трагичны, светлы, но словно бы затемно.
Короче, сплошной алогизм, в чем их, этих
рассказов, вящее правдоподобие.
Человек, который жил и работал на
разных берегах Невы и в итоге перепутал
мосты. Пес Тузик, съевший небо. Два
друга, проморгавшие в баре, как улетел
их самолет. Талантливый художник Минас,
чьи картины сгорели при пожаре в
мастерской. Проза Голявкина многолюдна
(пес и кот у него тоже люд), печальна и...
обнадеживает. Можно сравнить его и с
Хармсом, и с Вагиновым, и с Зощенко. Но
скорее прав собрат Битов: "Предшествия
ему не было". Ни на кого-то В. Голявкин
не похож кроме нашей с вами абсурдной и
длящейся яви.
Книги для обзора
предоставлены магазином "Проект ОГИ"
(Москва,
Потаповский переулок, 8/12, вход со двора;
телефон 927-56-03)
Подписка на пресс-абонемент
обеспечивает неограниченный онлайн
доступ практически ко всем
русскоязычным газетам и журналам
службы Russian Periodicals Online.
PRE
Номер выпуска рассылки: 226
Дата выпуска рассылки: 2001-07-26
Код рассылки: culture.rsc2000
Название рассылки: Новости Russian Shopping Club
Адрес сайта рассылки: http://www.russianshopping.com/
Титул автора рассылки: Редактор
Имя автора рассылки: Ирина Тараненко
Адрес автора рассылки: itar@russianstory.com
Ссылка на адрес автора рассылки: Редактор Ирина Тараненко
Форма поиска по архиву рассылки: