Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Новости Russian Shopping Club
Впервые, пожалуй, в Иркутске высадился такой представительный десант замечательных российских поэтов: это Евгений Евтушенко, Александр Кушнер, Юрий Кублановский, Олег Хлебников... А кроме них - Раймонд Мак Нис из США, Анри Делюи и Лилиан Жиродон из Франции, Збигнев Доминяк из Польши, Альба Асусена Торрес, родившаяся в Никарагуа. Именно присутствие зарубежных гостей позволило первому фестивалю поэзии на Байкале, прошедшему в конце июля, назваться международным.
- Откуда он пришел
на нашу землю? - спросил я председателя
Иркутского отделения Союза российских
писателей поэта Анатолия Кобенкова.
- Из земли и неба,
из солнца и лета... Это, конечно,
метафора, но она не так уж далека от
истины. Мысли о большом поэтическом
празднике на берегах Байкала бродили
давно. Ведь вокруг нашего озера -
посмотрите! - собираются все, кому не
лень: автогонщики, байкеры, финансовые
воротилы, загадочные секты,
экстрасенсы разных мастей... И ни разу
не было поэтического фестиваля.
Неважно, у кого первого родилась эта
идея. Мы живем с нею не первый год.
Наконец, нас поддержал губернатор,
согласился оказать финансовую
поддержку (небольшую, но все же) министр
культуры Михаил Швыдкой. "За"
проголосовали творческие союзы
области.
- На берегах
Ангары и Байкала тем не менее поэты
бывали и рождались...
- Конечно.
Межиров, Соболь, Сергей Давыдов,
Окуджава, Евтушенко - эти имена знакомы
иркутянам не понаслышке. Но такого
созвездия разом на наших берегах еще не
случалось. В эти дни в Зиме на месте
дома, в котором жил когда-то Евгений
Евтушенко, открыт Дом поэзии. Он станет
филиалом музея города. Все гости
фестиваля оставили там свои книги. Сам
автор "Станции Зима" передал дому
немало черновиков, документов,
семейных фотографий, которые можно
считать реликвиями.
В Кутулике, на
родине известного драматурга
Александра Вампилова, литераторы
посетили его музей. В Иркутске в
библиотеке Молчанова-Сибирского
состоялся "круглый стол" "Жизнь
стиха в XXI веке", который вел
известный критик и литературовед Лев
Аннинский. Серьезная дискуссия
продолжалась более трех часов.
Собралось много народа. Мы поняли, что
проблемы поэзии волнуют очень многих
людей. Когда-то замечательный поэт
сибиряк Сергей Марков дал такое
определение: "Поэзия - это боязнь
забыть слово". Я думаю, что эта боязнь
в нас особенно сильна. Сейчас, когда
- Кажется,
это доказали и поэтические вечера?
- В Зиме и
Саянске, в Ангарске, Листвянке и
Братске залы были полны. В Иркутске нам
предоставили лучший зал областного
центра - отреставрированный
драматический театр. Пустых кресел не
было. Люди внимали поэтическому слову,
сопереживали, восхищались удачными
находками. Конечно, это праздник. Он
удался. И, будем надеяться, станет
ежегодным. Алексей КОМАРОВ. "Труд", №138 за 31 июля 2001 г. _______________________________________________________________________________________________________
Пресс-Абонемент
- газета, которую можно
распечатать.
За
фиксированную ежемесячную плату вы
приобретаете неограниченный доступ
к номерам и статьям русскоязычных
газет - Присоединяйтесь!
Полигон либеральных
реформ стал регионом красного пояса -
Лидия Андрусенко
Ни дня без работы - Людмила Романова Китовый туризм выгоднее китового мяса - Андрей Ваганов Суп дня - Александр Кондуков 50 наиболее влиятельных предпринимателей - Сергей Туранов Кого представляют свои люди? - Сергей Вавилов Путин и Кучма - ни дня друг без друга - Виктор Тимошенко Россия и США начинают менять договор по ПРО - Игорь Коротченко _______________________________________________________________________________________________________
Писательнице
Татьяне Толстой предложено стать
российским "лицом" линии готовой
одежды Джанфранко Ферре "Форма"
Неизвестно,
согласится ли г-жа Толстая на это
предложение, - все-таки писатель не
артист, ему положено быть тайной для
окружающих. Но, во всяком случае,
причиной отказа не будет то, что
удержало множество знаменитых женщин
во всем мире от подобного шага. Дело в
том, что "Форма" - одежда для полных.
Самого Джанфранко Ферре стройным не
назовут даже отъявленные льстецы, и его
родная сестра Рита - дама корпулентная.
Поэтому для дизайнера производство
такой линии - дело принципа. Найти
знаменитость, готовую представлять эту
одежду на публике, а значит, признать
себя полной, однако, оказывается,
чрезвычайно тяжело. Женщины
отказываются верить очевидному -
показаниям весов и отражению в зеркале,
заклиная себя и окружающих вечными
разговорами о диете.
Что касается г-жи
Толстой, то она не прочь помучить себя
диетами, но относится к себе с любовным
юмором, не без основания считая, что
Господь, конечно, мог бы еще
постараться, да некуда. Именно таких
дам имел в виду Ферре, создавая для них
одежду. В смысле, что содержанию никуда
не деться без "Формы"... "Московские новости", №31 за 31 июля 2001 г. _______________________________________________________________________________________________________
Актуальная
тема
![]()
ЭТО
ВАЖНО!
Мы
хотим предложить Вам интересный
эксперимент. Присылайте, пожалуйста,
Ваши заявки на фото любимой улицы,
дома, с которыми у Вас связаны
воспоминания детства или юности, или
просто приятных для Вас мест в Москве
или Питере. Мы постараемся сделать
фотографии с видами этих мест.
Следите
за обновлениями в фотогалерее и Вы
увидите, как выглядит "ваша улица"
сегодня. Не беремся за исполнения
таких заявок в регионах России,
поскольку ресурсы наши ограничены.
Пишите
нам по адресу admin@welcomehome.ru.
Сообщения
и пожелания можно оставлять в форуме.
_______________________________________________________________________________________________________
Пренебрежение
писателя критикой есть не что иное как
скрытое желание быть ею замеченной.
Особенно если критик этот - Лев
Александрович Аннинский.
Нельзя сказать,
что он доброжелателен, он скорее
справедлив, ибо видит явление (литературы
ли, политики) насквозь.
- Лев
Александрович, начнем, не мешкая,
говорить "за детектив". Б. Акунин -
это хорошо, или это хорошо по сравнению
с Марининой?
- Правильный ход,
что вы сравниваете его с Марининой, ибо
и он, и Маринина - литература нового
типа, словесность нового типа. Первая
характеристика этой словесности
такова: это не цикл романов или
повестей, это - проект. Надо понять, что
такое проект. Это определенного рода
система возбуждения ожиданий публики и
немедленного удовлетворения этих
ожиданий. Вот что общего между
Марининой и Акуниным.
- Но в слово "проект"
вы вкладываете положительный или
отрицательный смысл?
- Ни тот, ни
другой, потому что это - не мое, мне это
не интересно. Вернее, мне это интересно
не так, как была интересна литература.
Мне интересна была Маринина в той
степени, в какой она - классный научный
работник, разработчик методик для
органов внутренних дел, бывшая их
мозговым центром, спокойно излагает
всю эту фактуру. И люди должны знать,
как их будут убивать. Этим она
занималась, это был ее проект. С чисто
литературной точки зрения оценивать
это глупо, потому что у нее другая сфера
задач, которыми раньше занимались
печать, очеркистика, но журналисты
делали это с совершенно другим уровнем
наполнения правды, с зависимостью от
советской власти, то есть со
значительной долей лжи. А сегодня,
когда стало возможным говорить правду
о людях в форме, эта информация - герои,
сюжеты и прочее - перекочевала в
детективы, и Маринина достаточно
квалифицированно это делает. Почему
меня не устраивает это у Марининой и у
Акунина? Я объясню это с помощью самой
Марининой - умной и сильной женщины. На
одной из книжных ярмарок - кажется, во
Франкфурте - ее спросили: "У вас 17
миллионов тираж, ни у кого из
современных писателей такого нет.
Скажите, пожалуйста, какое духовное
послание вы адресуете этим 17 миллионам?"
На что она ответила гениально: "Что я
- Достоевский?" Все ясно: когда я
читаю Достоевского, мне открывается
бездна, новые миры, новые повороты, я не
знаю, что он мне ответит. Когда я читаю
Маринину - я знаю, что она мне расскажет,
она разбудила во мне именно это
ожидание. То же самое делает Акунин, но
он делает это блестяще, это - глянцевая
литература, которая сродни глянцевым
журналам. Кстати, критики в России -
критики умные: первое, что они поняли,
что это - глянцевая словесность. И
первые же отзывы об Акунине были в том
плане, что это - лучшее из глянцевой
словесности.
- Он себя, я
думаю, считает выше Марининой.
- Неважно, что
считает Акунин - он тоже назвал свои
романы проектом, он в душе тоже
понимает, что это - искуснейшая
имитация.
- Имитация
чего?
- Интереснейший
вопрос. Во-первых, он переводчик с
японского и с английского, блестяще
образованный человек, по профессии
математик. Он точно все рассчитывает.
Кое-что я читал, подавляя скуку, а кое-что
- без раздражения. Он, повторяю,
великолепно все рассчитывает, не хуже
Солженицына, который тоже - математик.
Но Солженицын натыкается на
неразрешимые проблемы и как пророк
раздирает на себе одежды, и я вместе с
ним переживаю его неудачи. А у Акунина
серьезных задач нет вообще.
- Какие же
задачи он ставит?
- Он стилизует
все, что угодно. Если он описывает
роковую бабу, то стилизует ее под
Настасью Филипповну из "Идиота"
Достоевского, если монахиню - то под "Манон
Леско", причем делает это открыто. Он
сразу говорит: я вам стилизую. Но на
черта мне его стилизация, если у меня
есть оригинал? Поскольку все это вышло,
положим, из Конан-Дойля, то в конце
главы героя должны убить. И его убивают.
А в начале следующей главы объясняется,
почему его не удалось убить. В первых
трех романах я дивился
изобретательности Акунина, а с пятого-шестого
я начал скучать: эта монотонность
убивает все. Так есть ли у Акунина
сверхзадача? Говорить об этом всерьез и
исследовать это я не могу. Немзер
написал статью, что это - плохая
литература. Нет, это не плохая
литература. Это просто нелитература,
это что-то другое...
Русская
литература никогда не занималась
изобретательностью, она пыталась
понять, что такое человек, не ублажая
потребителя. А вся эта словесность и
рассчитана на потребителя. Уважаемая
мною Маринина этому потребителю
рассказывает, как ему уберечь свое тело
от убийц, а Акунин ублажает его
рецептами: как играть в карты, как
биться на дуэли и так далее. Акунин
хорошо рассчитал, что возврат к
капиталистической мифологии
предполагает возврат к этим играм.
Тоске потребителя по тому, можно ли
потреблять то, что было запрещено, а
теперь реабилиировано, Акунин отвечает:
можно это потреблять, я тебе стилизую, а
ты - потребляй.
- Так вы
считаете, Лев Александрович, что
ренессанс русской литературы связан с
ностальгией?
- Наша
литература пытается ожить, но не ожила.
Она не знает, какие формы ей
реабилитировать, сейчас идет
ностальгия, но родились внуки, которым
плевать на советское и антисоветское.
Главная мерзость - это большевизм, но
равная ей мерзость - антибольшевизм.
Десять лет мы шатаемся между двумя
этими мерзостями. Пришли молодые люди,
которым все это до феньки, до лампочки.
Какой, спрашивают, Ленин? Как Наполеон,
что ли? Или как Пугачев? На этой почве
возникает какая угодно ностальгия, по
чему угодно, потому что просто так жить,
без всякой сверхзадачи, русский
человек не может.
-
Возвращение человека к Богу - это не
сверхзадача?
- Это как бы
возвращение к Богу. Наш безобразник
обязательно при этом дергает Бога за
бороду, он не может не безобразничать,
не богохульствовать. Есть какая-то тяга
что-то восстановить, а восстанавливать
нечего, потому что должно родиться
новое. А для этого нужно удобрить почву
несколькими поколениями. Идет
ностальгия по Советскому Союзу, что мне
очень близко и мило, по партии и
бюрократии, что мне не близко и не мило,
по великой литературе - это мне тоже
близко. Весь этот литературный хаос
сейчас - это бесперспективно, должно
родиться что-то совершенно новое. Ниши
заняты разбитными постмодернистами:
Ерофеевым ("Русская красавица"),
Пелевиным ("Чапаев и пустота") и
Сорокиным ("Голубое сабо"), их
задачи абсолютно отрицательные. Но
сегодня они - властители дум, поэтому
литература, которая пытается наблюдать
жизнь, задвинута куда-то, и - что
печально - она вынуждена применять те
же постмодернистские приемы, которые
ей как корове седло, тем не менее многие
писатели умело это делают. И потом к
коровьему седлу или пришейкобыльему
хвосту - обязательная библейская
реминисценция. После Булгакова читать
это совершенно невозможно. Потому
ренессанс хилый, что он неорганичен,
что он лишь реакция на отсутствие
большой литературы.
- Мне кажется,
что театральное искусство сейчас
опережает литературу...
- Это так, и это
понятно, но оно опережает еще и
кинематограф - вот это не совсем ясно,
почему. Студии расположены где-то в
спальных районах, маленькие
подвальчики, но они - полные, народ идет
туда и смотрит - вот это загадка. Да
открой телевизор, уткнись в
американский боевик, триллер - куда как
приятней, казалось бы! Но народ пошел в
театр, во всякий театр - хороший и
плохой. Режиссеры выдрючиваются кто
как может, кто не может выдрючиваться -
просто рассказывает, что у него на душе,
а народ аплодирует, идет снова. Что же
происходит, какой пинг-понг идет через
рампу? Ну, например, идет поставленный
Калягиным Шекспир. Не слишком мне
приятный актер Козаков играет Шейлока,
играет потрясающе. Но мне важно другое:
когда суд присуждает этого Шейлока
перейти в христианство, зал должен
хохотнуть, и он хохотнул. Но кто-то
продолжает хохотать, и это уже -
антисемитский хохот. Спектакль как бы
приостанавливается, а хохот
продолжается! И мне интересен уже не
спектакль, а кто хохотал, и сколько
российского народу представлено этим
хохочущим? А в литературе такой реакции
сейчас нет: кто-то что-то напечатал,
тираж 1,5 тысячи экземпляров, кто-то кому-то
скажет: "Да, ничего текст, можно
почитать". Можно и в Интернет
заглянуть, но и он перегружен всякой
всячиной до предела, поэтому народ не
читает, или читает Маринину. Но это, увы,
не учебник жизни. Поэтому и пошел народ
в театр.
- Вы - критик,
но ваши политические оценки всегда
интересны. Как вы оцениваете эпоху
Ельцина?
- О, господи! О,
господи! - вот так я ее и оцениваю. В этой
жуткой, дикой стране нужно было ходом
вещей приобщиться к глобальным
ценностям. Поэтому нужно было найти
деятеля, который согласился бы делать
либеральную политику, имея нашу,
исконно русскую физиономию, грубее
сказать - морду, просящую кирпича.
Ельцин и есть тот крутой русский мужик,
нашинский, весь сотканный из нашей
железной неповоротливости,
непобедимой нашей хитрой дури, который
и должен был "приобщать" Россию. И
он сумел это сделать в русском образе:
ленивый, крутой, не дурак выпить, никого
не казнил, но не дал злым людям
повернуть руль обратно, то есть он -
лучший русский человек в этой ситуации.
Его эпоха полна противоречий, а я к ней
отношусь так: спасибо, что он так сделал,
и слава Богу, что все это кончилось.
- Ну а теперь
год во главе страны стоит "настоящий
полковник". Что от него ждать, как вы
считаете?
- Меня
совершенно не интересует, что он из КГБ
- оттуда могут прийти замечательно
умные люди, намного умнее, чем из
партбюрократии. Жандармы всегда были
наголову умнее прочих российских
чиновников, потому что у них работа
была жуткая. Но интеллигенция визжит:
ах, нас завтра будут убивать... Вас будут
убивать, потому что вы сами сделаете
так, что вас будут убивать. Все
подобного рода расклады на меня не
действуют, я смотрю просто: человек
пытается укрепить государство, а я -
государственник. Я - помесь казака с
евреем, но государственник по составу
крови. Меня эта русская вольница не
привлекает, потому что как только она
по-настоящему начнется, Россия
перестанет быть Россией, будет что-то
другое. Путин пытается укреплять
государство, и я ему сочувствую, потому
что работа эта - не приведи Господь. Ни
одной глупости он не сделал, не писал
под колесо авиалайнера, как его
предшественник, отказался пить в Чечне
с офицерами и генералами. А ведь
провоцируют его без конца! Скользкая
была провокация, чудовищная - с "Курском".
Произошло несчастье, и на этом
несчастье НТВ паршивое делает политику:
Путин не предусмотрел, Путин не поехал!
Ну что это такое? И это все Путин должен
был жрать. Попробуй быть человеком в
этой ситуации! Я ему не завидую! Это
страшные по непредсказуемости страна и
ее народ.
- Поговорим о
том городе, где мы беседуем с вами - о
Москве. Какое место Москвы ваше любимое?
- Таких мест
несколько. Я вырос на окраине, сейчас
там почти ничего не осталось, это
Потылиха, где Эйзенштейн снимал свои
фильмы. Там стояли хибарки такие,
бараки, теперь все снесли, проложили
дорогу. Девять лет я прожил в доме у
жены в Леонтьевском переулке, у
церковки, где нет толпы, я полюбил и это
место. Я очень люблю старую Москву - с
Мавзолеем и Кремлем. Я устроен как
французы: вначале, когда Эйфель
построил башню, они возмущались, потом
притерпелись, потом восхитились.
- Уж не
намекаете ли вы на Храм Христа
Спасителя в Москве?
- Именно на него
и намекаю. Тон - человек героический,
великолепный профессионал, настоящий
немец, но человек неталантливый. Он
сделал ожидаемое: как полагалось, так
он и построил. Барма и Постник,
сотворившие безумие на Красной площади,
остались в веках. Потому что это
безумие адекватно русскому безумию. А
храм Христа Спасителя, извините, -
школьное упражнение. Но это было
кощунство - сносить храм, построенный
на народные копейки. Тоновский храм я
принимаю как мемориальное
восстановление того, что было
безобразно уничтожено.
- Ну а что вы
скажете о творениях Церетели?
- Он сделал из
Колумба Петра, все были возмущены, но я
к Петру привык, как французы к
Эйфелевой башне, и теперь, если увижу,
что под Петра заложили взрывчатку, я
немедленно позвоню в полицию. Стоит - и
не трогайте! Шлыков - талантливый
скульптор, много поставил хороших
вещей, но вот его Жукова я готов снести.
Это так неудачно, так чудовищно: на
арабской цирковой лошадке, с этим
ложным жестом, с хвостом, упирающимся в
стену исторического музея. Бездарно,
кощунственно, это редчайший случай, к
которому мне трудно привыкнуть и
который я бы снес. Тем более, что в
Свердловске скульптор Брумберг
поставил замечательный памятник
Жукову. Ну и в заключение несколько слов о Лужкове - этот химик, умеющий проникать во все, давший талантливым людям возможность свой талант проявить. Это - штучка, но штучка, которая меня устраивает. Владимир НУЗОВ "Вечерняя Москва", №140 за 30 июля 2001 г.
|
Поиск по архиву рассылки
"Новости Russian Shopping Club" |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru | Отписаться | Рейтингуется SpyLog |
В избранное | ||